учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: -изучение основных типов поведения рыб;
- освоение теоретических знаний об основах поведения промысловых рыб;
- формирование знаний о закономерностях поведения в естественных и искусственных условиях
ПКС-2: Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов;
ИД-1 ПКС-2.1.
Знает особенности биологии и экологии, систематику видов, особенности сезонного развития и распределения, а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 ПКС-2.2. Умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 ПКС-2.3. Обладает навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 не знает методы организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 в целом достаточно знает методы организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 в целом достаточно знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 в целом достаточно знает методы организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно знает методы организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-3 в полной мере достаточно знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-2 не умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 в целом достаточно умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 в целом достаточно умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 в целом достаточно умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-3 в полной мере достаточно умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-2 не владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
в целом достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
в целом достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
в полной мере достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-2 в целом достаточно владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 в целом достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 в целом достаточно владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
ИД-3 в полной мере достаточно владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям для решения сложных профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Вопросы для самоподготовки и устного опроса по темам семинарских занятий
3. Тесты для текущего контроля успеваемости обучающихся
4. Вопросы для самоподготовки и устного опроса по темам семинарских занятий
5. Просмотр и обсуждение видеофильмов
6. Темы докладов
Этология рыб
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Анадромные миграции- подъем производителей из морей в реки для нереста.(ПКС-2)
2.Брачные «танцы»рыб. .(ПКС-2)
3.В каких случаях наблюдается агрессивное поведение рыб? (ПКС-2)
4.В чем выражается агрессивное поведение рыб? (ПКС-2)
5.В чем выражается температурный преферендум в поведении рыб? (ПКС-2)
6.В чем заключается нерестовое поведение морских сельдей? (ПКС-2)
7.Забота об икре, личинках и мальках у рыб. (ПКС-2)
8.Иерархические отношения в группах рыб. (ПКС-2)
9.Инстинктырыб. (ПКС-2)
10.Как групповое обитание рыб помогает индивидуумам в поиске корма? (ПКС-2)
11.Как железы внутренней секреции влияют на поведение рыб? (ПКС-2)
12.Как формируется условный рефлекс рыб? (ПКС-2)
13.Какие вещества привлекают (аттрактанты) и какие отпугивают рыб (репелленты)? (ПКС-2)
14.Каннибализм у рыб. (ПКС-2)
15.Катабромные миграции – скат молоди по рекам в моря. (ПКС-2)
16.Кинезы в жизни рыб (эмбрионов и взрослых). (ПКС-2)
17.Классификация рыб по способам добывания пищи. (ПКС-2)
18.Кто такие «резиденты» и «бродяги» среди рыб? (ПКС-2)
19.Кто такие хищники-засадчики? (ПКС-2)
20.Миграции личинок, мальков и производителей угрей. (ПКС-2)
21.Мобилизационно-паническое поведение рыб при испуге. (ПКС-2)
22.На чем основан лов рыб на свет? (ПКС-2)
23.На чем основан лов рыб ужением и блеснением? (ПКС-2)
24.На чем основан промысел рыб жаберными сетями? (ПКС-2)
25.На чем основан промысел рыб кошельковыми неводами? (ПКС-2)
26.На чем основан промысел рыб ловушками? (ПКС-2)
27.На чем основан промысел рыб ставными неводами? (ПКС-2)
28.На чем основан промысел рыб тралами? (ПКС-2)
29.На чем основан промысел рыб электроловными устройствами? (ПКС-2)
30.На чем основана самокормление рыб? (ПКС-2)
31.Нерестовое поведение карповых рыб. (ПКС-2)
32.Нерестовое поведение лососевых рыб. (ПКС-2)
33.Нерестовое поведение трехиглой колюшки. (ПКС-2)
34.Нерестовое поведение цихлид. (ПКС-2)
35.Пассивные и активные миграции рыб. (ПКС-2)
36.Поведение рыб при внутреннем оплодотворении. (ПКС-2)
38.Положительные и отрицательные таксисы в поведении рыб. (ПКС-2)
39.Почему принято сортировать рыбу по размеру в рыбном хозяйстве? (ПКС-2)
40.Примеры вертикальных миграций рыб. (ПКС-2)
41.Приобретенные формы поведения рыб. (ПКС-2)
42.Проблема защиты рыб от попадания вводозаборы. (ПКС-2)
43.Проблемы связанные с поведением рыб в прудовом хозяйстве. (ПКС-2)
44.Расстояние между рыбами в стаях. (ПКС-2)
45.Роль зрения, обоняния и слуха в добывании пищи у рыб. (ПКС-2)
46.Способы защиты рыб от попадания в водозабор. (ПКС-2)
47.Строительство »гнезд» у нерестующих рыб. (ПКС-2)
48.Таксисы в жизни рыб. (ПКС-2)
49.Типы организации стай рыб по Радакову. (ПКС-2)
50.Циклы в жизни рыб. (ПКС-2)
51.Формы пассивно-оборонительного поведения рыб. (ПКС-2)
52.Чем отличается стая от случайного скопления рыб. (ПКС-2)
53.Что происходит со стаей рыб ночью? (ПКС-2)
54.Что такое «конечный» температурный преферендум? (ПКС-2)
55.Что такое «хоминг» рыб? (ПКС-2)
56.Что такое оптомоторная реакция в поведении рыб? (ПКС-2)
57.Что такое реореакция в жизни рыб? (ПКС-2)
58.Что такое солевойпреферендум? (ПКС-2)
59.Что такое территориальное поведение рыб? (ПКС-2))
60.Элементы поведения эмбриона рыбы в оболочке икринки. (ПКС-2)
Тесты для текущего контроля успеваемости обучающихся
Тестовые вопросы
1) Как эмбрион реагирует на раздражение?
a)Уплывет
b) Вращает плавниками
c) Сокращается мускулатура туловища и хвоста
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
2) Какой частью тела вперед выходят сильные и активные эмбрионы?
a)Головой
b) Боком
c)Хвостом
d) Им не приходится вылезать, оболочка тает вокруг них
e) Нет верного ответа
3) Как называется самая простая двигательная реакция?
a) Активная работа
b) Пассивная работа
c)Таксис
d) Кинез
e) Нет верного ответа
4) Сколько мотивов поведения являются основными стволами развития форм поведения?
a)1
b) 2
c)3
d) 4
e)5
5) Какова средняя скорость (длин тела в секунду) рыбы при мобилизационно панической реакции?
a) До 80
b) До 40
c)25-35
d) 10-20
e)5
6) Какой маневр осуществляет стая рыб при энергичном нападении хищника?
a)U-образный
b) V-образный
c)S-образный
d) Ф-образный
e) Нет верного ответа
7) По достижению какой длины у мальков семги появляется территориальное поведение?
a) 2,5 см
b) 4,5 см
c) 6,5 см
e) 10,5 см
8) Каким способом питается толстолобик?
a) Щипанием растительности
b) Фильтрацией
c)Охотой
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
9) Каким способом питаетсякефаль?
a) Щипанием растительности
b) Фильтрацией
c)Охотой
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
10) Каким способом питаетсясудак?
a) Щипанием растительности
b) Фильтрацией
c)Охотой
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
11) Что играет огромную роль в охоте хищников?
a)Осязание
b) Обоняние
c)Слух
d) Зрение
e) Шестое чувство
12) Из скольких фаз состоит брачное поведение самца колюшки?
a)1
b) 2
c)3
d) 4
e)5
13) Какие рыбы строят воздушные шапки для инкубации икры?
a)Лососи
b) Колюшки
c) Лабиринтовые рыбы
d) Скалярии
e)Гуппи
14) Самки каких рыб сами роют себе гнездовую ямку?
a)Лососи
b) Колюшки
c) Лабиринтовы ерыбы
d) Скалярии
e)Гуппи
15) Какие рыбы являются живородящими?
a)Лососи
b) Колюшки
c) Лабиринтовые рыбы
d) Скалярии
e)Гуппи
16) Какая рыба скатывается из реки в море до полного растворения желточного мешка?
a)Кета
b) Семга
c)Нерка
d) Сима
e)Горбуша
17) Какая рыба скатывается из реки в море, достигнув длины 3-4 см?
a)Кета
b) Семга
c)Нерка
d) Сима
e)Горбуша
18) Мальки какой рыбы перед скатом собираются в стайки?
a)Кета
b) Семга
c)Нерка
d) Сима
e)Горбуша
a) До 25 м
b) До 50 м
c) До 75 м
d) До 100 м
e) До 125 м
20) С какой скоростью (относительно воды) происходят миграции?
a) 40 длин тела в сек.
b) 15-20 длин тела в сек.
c) 5 длин тела в сек.
d) 3 длины тела в сек.
e) Приблизительно 1 длина тела в сек.
21) Каким образом Г. Галактионов прослеживал пути миграций угрей в Куршском заливе Балтики?
a) Метил рыб обрезанием плавников
b) Прикреплялметки
c) Ставил сети выше и ниже по течению
d) Прикреплял к рыбам поплавки на длинных лесках
e) Помещал метки в тело рыбы
22) Чему способствовала миниатюризация в изучении миграции рыб?
a) Изучению мелких рыб
b) Изучению крупных рыб
c) Изучению не только крупных, но и мелких рыб
d) Ничему не способствовало
e) Ухудшению выловов
23) На сколько групп Жуйков разделил рыб при исследовании выработки оборонительных рефлексов у молоди семги?
a)1
b) 2
c)3
d) 4
e)5
24) Рефлексы какого порядка удается выработать у рыб?
a)1
b) 2
c)4
d) 6
e)7
25) По какому принципу действуют кошельковые неводы?
a) Запутывание рыбы в условиях плохой видимости
b) Камера с постепенно сужающимся входом
c) Обметывание и замыкание скоплений
d) Спугивание рыб крайними элементами орудий лова, сгон в концовую часть
e) Привлечение и концентрация рыб в зоне орудия лова
26) По какому принципу действует трал?
a) Запутывание рыбы в условиях плохой видимости
b) Камера с постепенно сужающимся входом
c) Обметывание и замыкание скоплений
d) Спугивание рыб крайними элементами орудий лова, сгон в
концовую часть
e) Привлечение и концентрация рыб в зоне орудия лова
27) По какому принципу действуют ставные сети?
a) Запутывание рыбы в условиях плохой видимости
b) Камера с постепенно сужающимся входом
c) Обметывание и замыкание скоплений
d) Спугивание рыб крайними элементами орудий лова, сгон в концовую часть
e) Привлечение и концентрация рыб в зоне орудия лова
28) По какому принципу действуют ловушки?
a) Запутывание рыбы в условиях плохой видимости
b) Камера с постепенно сужающимся входом
c) Обметывание и замыкание скоплений
d) Спугивание рыб крайними элементами орудий лова, сгон в концовую часть
e) Привлечение и концентрация рыб в зоне орудия лова
29) Что является необходимым условием попадания рыб в жаберные сети?
a) Полная неподвижность рыб
b) Большие размеры рыб
c) Подвижность рыб
d) Маленькие размеры рыб
e) Нет верного ответа
30) Какова скорость траления?
b) ˜ 2 узла
c) ˜ 3 узла
d) ˜ 4 узла
e) ˜ 5 узлов
31) Сколько % рыб, находящихся в зоне траления, оказывается поймано?
a)1-9
b) 9-45
c)50-60
d) 65-79
e)80-100
32) Рыба каких размеров доминирует в уловах трала?
a) Мелкая рыба
b) Крупная рыба
c) Рыба средних размеров
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
33) Как плотность стаи зависит от размеров рыбы?
a) Чем меньше рыба, тем меньше плотность
b) Чем больше рыба, тем больше плотность
c) Чем меньше рыба, тем больше плотность
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
34) Какая часть стаи должна участвовать в маневре, чтобы ее примеру последовали остальные?
a)1/2
b) 1/4
c)1/6
d) 1/8
e)1/10
35) Как меняется количество поедаемой стайной рыбой еды, если ее (рыбу) отделить от стаи?
a) Количество поедаемой пищи увеличивается
b) Количество поедаемой пищи не меняется
c) Количество поедаемой пищи уменьшается
d) Все ответы верны
e) Нет верного ответа
36) Как выглядит оборонительная стая?
a) рыбы нередко ориентированы головами в сторону окруженных
жертв или образуют вокруг них «карусель».
b) рыбы малоподвижны, ориентированы беспорядочно, что и обеспечивает круговой с торожевой обзор;
c) рыбы поляризованы, все плывут в одну сторону;
d) сильно уплотненная, поляризованная, расположение рыб зависит от положения и движения нападающего хищника;
e) ориентация типа круговой обороны, но движения быстры и неравномерны, с нацеливаниями и бросками;
37) Как выглядит ходовая стая?
a) рыбы нередко ориентированы головами в сторону окруженных
жертв или образуют вокруг них «карусель».
b) рыбы малоподвижны, ориентированы беспорядочно, что и обеспечивает круговой сторожевой обзор;
c) рыбы поляризованы, все плывут в одну сторону;
d) сильно уплотненная, поляризованная, расположение рыб зависит от положения и движения нападающего хищника;
e) ориентация типа круговой обороны, но движения быстры и неравномерны, с нацеливаниями и бросками;
38) Как выглядит стая планктонофагов?
a) рыбы нередко ориентированы головами в сторону окруженных жертв или образуют вокруг них «карусель».
b) рыбы малоподвижны, ориентированы беспорядочно, что и обеспечивает круговой сторожевой обзор;
c) рыбы поляризованы, все плывут в одну сторону;
d) сильно уплотненная, поляризованная, расположение рыб зависит от положения и движения нападающего хищника;
e) ориентация типа круговой обороны, но движения быстры и
неравномерны, с нацеливаниями и бросками;
39) Какой гормон влияет на переориентацию осморегуляторных систем рыбы?
a)Пролактин
b) Тиреотропин
c)Тироксин
d) Атропин
e) Нет верного ответа
40) Какой гормон стимулирует развитие секретной ткани щитовидной железы?
a)Пролактин
b) Тиреотропин
c)Тироксин
d) Атропин
e) Нет верного ответа
a)Атропин
b) Тироксин
c)Лютеотропин
d) Адренокортикотропин
e)Нейропептид
42) Как при насыщении ведет себя форель?
a) Поднимается к поверхности
b) Начинает выпрыгивать из воды
c) Уходит в глубину
d) Ее поведение не меняется
e) Нет верного ответа
43) Как быстро рыба обучается пользованию самокормушками?
a) Рыба не может сама научиться пользоваться самокормушкой
b) 1-5 суток
c) 1 неделя
d) 2 недели
e) 1 месяц
44) Что может нарушить пищевое поведение рыб?
a) Брачный период
b) Скука
c)Испуг
d) Ничего не может нарушить пищевое поведение рыб
e) Нет верного ответа
45) Как происходит отсекание мальков от водозаборов?
a) Место, где начинается интенсивное движение воды к водоразбору, снабжается отчетливыми ориентирами
b) Путем расположения наискось к течению линии вертикальных пластин
c) Движение воды к водоразбору делают криволинейным
d) Верны только а) и с)
e) Нет верного ответа
Вопросы для самоподготовки и устного опроса по темам семинарских занятий
1. История становления и развития этологии как науки
1. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен, У. Хантер).
2. Гештальтпсихология (В. Келер).
3. Зоопсихология (К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер).
4. Изучение поведения животных в XIX-XX вв. Работы Ч.Дарвина, Ж.- Б. Ламарка, Ж.Кювье.
5. Как влияет на поведение животных урбанизированная среда?
6. Расскажите об основных направлениях исследований поведения животных в природе.
7. Российская школа исследователей поведения животных: К. Рулье, И.Сеченов, Н. Бехтерев, И. Павлов, Н. Ладыгина-Котс, П. Анохин, Л. Крушинский, К. Фабри, Е.Панов.
8. Социобиология (Э. Уилсон).
9. Классификация форм поведения животных по Д. Дьюсбери.
10. Этология (К. Лоренц, Н. Тинберген, К.фон Фриш, О. Хейнрот, У.Крэйг).
11. Этология, основные понятия и термины.
12. Эволюция отношения человека к животным.
13. Дисциплина «Основы этологии рыб». Ее место в биологии и «Этологии животных».
14. Современное состояние этологии рыб и перспективы ее развития.
15. Практическое применение данной дисциплины в рыбоводстве и связь ее со смежными специальностями.
2. Приемы и методы этологических исследований
1. Обзор методов исследования.
2. Условия проведения наблюдений за поведением животных.
3. Способы описания поведения.
4. Регистрация этограмм.
5. Представления о поведении животных в античное время.
6. Что такое социограмма?
7. Что такое этограмма?
8. Что изучает этология?
9. Приемы и методы исследований в этологии.
10. Методика мечения рыб и ее принципы.
11. Способы изучения миграций рыб.
12. Надводные наблюдения через поверхность воды для изучения поведения рыб.
13. Подводные наблюдения для изучения поведения рыб.
14. Использование ультразвука и лазера для изучения поведения рыб.
15. Экспериментальные установки для «актографии» поведения рыб.
17. Классификация методик, применяемых при наблюдениях в естественных и искусственных условиях.
18. Основные методики, применяемые при прямых наблюдениях.
3. Основные типы поведения рыб
1. Видоизменения органов зрения в зависимости от условий обитания
2. Для чего используются электрозаградители?
3. Звуковая ориентация рыб. Имитация звуков для создания искусственных скоплений рыб.
4. Использование реакции рыб на электрическое поле в рыбном хозяйстве
5. Как железы внутренней секреции влияют на поведение рыб?
6. Как изменяется характер фотореакции рыб в онтогенезе и в течение сезона?
7. Как устроен орган зрения у рыб?
8. Какие виды рыб ловят, применяя электросвет?
9. Какие рыбы имеют электрические органы. Каково их строение?
10. Каким органом воспринимают рыбы низкочастотные колебания?
11. Какими органами воспринимают рыбы звуки в воде?
12. Каков диапазон звуковых колебаний, воспринимаемых рыбой?
13. Какова роль света в жизни и поведении рыб?
14. Каково поле зрения рыб в воде по горизонтали и вертикали?
15. Какое значение имеют звуки, издаваемые рыбами?
16. Какой орган у рыб действует как приемник, преобразователь и усилитель звуков?
17. На какие группы в соответствии со способностью к генерации электрических полей разделяют рыб?
18. На каком расстоянии видят рыбы в воде ?
19. На чем основан лов рыб на свет?
20. На чем основан лов рыб ужением и блеснением?
21. На чем основан промысел рыб жаберными сетями?
22. На чем основан промысел рыб кошельковыми неводами?
23. На чем основан промысел рыб ловушками?
24. На чем основан промысел рыб ставными неводами?
25. На чем основан промысел рыб тралами?
26. На чем основан промысел рыб электроловными устройствами?
27. На чем основано самокормление рыб?
28. Поведение рыб в полях импульсного электрического тока
29. Почему принято сортировать рыбу по размеру в рыбном хозяйстве?
30. Почему сильно электрические рыбы не подвергаются действию собственных разрядов?
31. Прикладное значение знаний о поведении рыб и его механизмах
32. Принципы и способы управления поведением рыб.
33. Приобретенные формы поведения рыб.
34. Проблема защиты рыб от попадания в водозаборы.
35. Проблемы, связанные с поведением рыб в прудовом хозяйстве.
36. Различают ли рыбы цвета?
37. Способы защиты рыб от попадания в водозабор.
38. Таксисы в жизни рыб.
39. Типы поведенческих реакций у рыб.
40. У каких рыб есть органы свечения (примеры), каково строение этих органов и значение в жизни рыб?
41. Чем генерируются электрические импульсы у неэлектрических видов рыб?
42. Что положено в основу организации промышленного лова рыбы на электросвет?
43. Что такое активная акустическая локация у рыб?
44. Что такое гальванотаксис?
45. Что такое гидродинамические поля?
46. Что такое люминесценция?
47. Что такое оптические поля?
48. Что такое осциллотаксис?
49. Что такое пассивная локация у рыб?
4. Индивидуальное поведение рыб
1. В чем выражается температурный преферендум в поведении рыб?
2. Инстинкты рыб, приобретенные формы поведения рыб.
3. Как железы внутренней секреции влияют на поведение рыб?
4. Как формируется условный рефлекс рыб?
50. Какие вещества привлекают (аттрактанты) и какие отпугивают рыб (репелленты)?
5. Циклы в жизни рыб.
6. Какие сигналы используются рыбами для коммуникаций?
7. Каковы особенности проявления оптомоторной реакции у рыб разных экологических групп?
8. Кинезы в жизни рыб (эмбрионов и взрослых).
9. Классификация рыб по способам добывания пищи.
10. Кто такие хищники-засадчики?
11. Мобилизационно-паническое поведение рыб при испуге.
12. На чем основана самокормление рыб?
13. Оборонительно-пищевой комплекс поведения
15. Пассивные и активные защитные реакции
16. Положительные и отрицательные таксисы в поведении рыб.
17. Приобретенные формы поведения рыб.
18. Роль врожденных и приобретенных форм поведения у рыб
19. Роль зрения, обоняния и слуха в добывании пищи у рыб.
20. Роль зрения, обоняния и слуха в добывании пищи у рыб.
21. Убежища в жизни рыб.
22. Формы пассивно-оборонительного поведения рыб.
23. Характеристика формы индивидуального поведения рыб - дыхания.
24. Характеристика формы индивидуального поведения рыб - локомоции.
25. Характеристика формы индивидуального поведения рыб - сна и отдыха.
26. Характеристика формы индивидуального поведения рыб - избегание врагов.
27. Характеристика формы индивидуального поведения рыб -поиск убежищ.
28. Что такое «конечный» температурный преферендум?
29. Что такое оптомоторная реакция?
30. Что такое реореакция в жизни рыб?
31. Что такое солевой преферендум?
32. Чувствительны ли рыбы к магнитным полям?
33. Элементы поведения эмбриона рыбы в оболочке икринки.
5. Родительское поведение рыб
1. Роль врожденных и приобретенных реакций, сигнализация, последовательность поведенческих реакций при размножении рыб
2. Брачное поведение рыб.
3. В чем заключается нерестовое поведение морских сельдей?
4. Забота о потомстве у рыб.
5. Забота об икре, личинках и мальках у рыб.
6. Нерестовое поведение карповых рыб.
7. Нерестовое поведение байкальского омуля.
8. Нерестовое поведение байкальского осетра.
9. Нерестовое поведение лососевых рыб.
10. Нерестовое поведение трехиглой колюшки.
11. Нерестовое поведение цихлид.
12. Нерестовое поведение цихлид.
13. Строительство "гнезд" у нерестующих рыб.
14. Поведение рыб при внутреннем оплодотворении.
15. Типы взаимоотношений родителей и потомства среди рыб.
16. Характеристика одной из основных форм родительского поведения рыб: репродуктивного поведения.
17. Характеристика одной из основных форм родительского поведения рыб: полового поведения.
18. Характеристика родительского поведения рыб.
6. Социальное поведение рыб
1. Иерархия отношений в группах рыб.
2. Внутри- и межвидовые поведения рыб.
3. Групповое поведение и его формы
4. Как групповое обитание рыб помогает индивидуумам в поиске корма?
5. Повеление типа «актер-зритель» у рыб.
6. Описание основных форм, возникающих у рыб при коммуникациях.
7. Способы коммуникации у рыб при социальном поведении – зрительная и химическая.
7. Агонистическое поведение рыб
1. В каких случаях наблюдается агрессивное поведение рыб?
2. В чем выражается агрессивное поведение рыб?
3. В каких случаях наблюдается агрессивное поведение рыб?
4. Иерархические отношения в группах рыб.
5. Каннибализм у рыб.
6. Классификация форм агонистического поведения животных, возникающего при установлении иерархии и территориальности.
7. Поведение типа "актер-зритель" у рыб.
8. Территориальное поведение рыб
1. Что такое территориальное поведение рыб?
2. Кто такие «резиденты» и «бродяги» среди рыб?
3. Описание основных форм территориального поведения рыб.
4. Территориальность временная и постоянная.
5. Коммуникации при территориальном поведении.
6. Индивидуальное распознавание особей своего вида.
7. Ритуальные демонстрации в территориальном поведении.
8. Маркировка участка обитания.
9. Территориальная агрессия.
9. Стайное поведение рыб
2. Гидродинамические и энергетические преимущества плавания в стае.
3. Групповое и стайное поведение рыб.
4. Дайте определение терминов и понятий : скопление, агрегация, группа, стая, косяк.
5. Защитная функция стаи
6. Коммуникации при стайном поведении.
7. Механизмы стайного поведения.
8. Окраска стайных рыб и ее сигнальное значение.
9. Определения многовидовых и одновидовых стай
10. Промысловые косяки, конфигурации и формы.
11. Расстояние и движение между рыбами в стаях.
12. Расстояние между рыбами в стаях.
13. Сенсорные основы стайного поведения (зрение, другие сенсорные системы).
14. Стайное поведение и питание.
15. Стайное поведение, его механизмы, особенности проявления, формирование в онтогенезе.
16. Стайный образ жизни и миграции рыб.
17. Суточная динамика стайного поведения.
18. Типы организации стай рыб по Радакову.
19. Уязвимость стайных рыб для хищников.
20. Формирование стайного поведения в онтогенезе.
21. Характеристика стай
22. Чем обеспечивается устойчивость стаи?
23. Чем отличается стая от случайного скопления рыб?
24. Что происходит со стаей рыб ночью?
25. Эволюция стайного поведения рыб.
10. Миграционное поведение рыб
1. Анадромные миграции- подъем производителей из морей в реки для нереста.
2. Значение ―хоминга для рыб.
3. Катабромные и анадромные миграции у рыб.
4. Катабромные миграции – скат молоди по рекам в моря.
5. Классификация миграций рыб
6. Миграции личинок, мальков и производителей угрей.
7. Ориентация рыб при миграциях
8. Пассивные и активные миграции рыб.
9. Примеры вертикальных миграций рыб.
10. Причины возникновения нерестовых миграций.
11. Формы покатных миграций, их поведенческие механизмы, условия проявления и биологическое значение.
12. Фундаментальные причины и причинно-следственный механизм осуществления миграций.
Перечень видеофильмов рекомендуемых при изучении дисциплины
1. BBC «Жизнь (04) - Рыбы» (Документальный, 2009) Выпущено: Великобритания, BBC Television Centre Продолжительность:60 мин. Ведущий: Дэвид Аттенборо - URL.: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2918194964989958605&from=tabbar&p=1&parent-reqid=1618637150557420-433826473544066698700272-production-app-host-sas-web-yp-33&text=фильм+поведение+рыб
2. Дикие охотники. Рыбы (Wild Hunters. Fish) (2019) / National Geographic. Жанр: документальный. 44 мин - URL.: https://natgeog.ru/films/ryby
3. Жизнь на планете Земля. Рыбы. Оригинальное название: Life on Earth Год выхода: 2009. Жанр: Документальный. Режиссер: Adam Chapman\ - URL.: http://documentalfilms.ucoz.ru/load/mir_zhivotnykh/morskie_zhivotnye/zhizn_na_planete_zemlja_ryby/15-1-0-9039
4. Ихтиология Структура пищевого поведения рыб Александр Касумян лекция 1 - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=a_iPP17La1c&t=1309s
5. Обонятельные и вкусовые системы рыб Александр Касумян лекция 2 - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=N60r1W2NynQ
6. Ихтиология. Повадки рыбы, образ жизни. Специфика питания и поведения. - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=URixObZiGXg
7. Размножение и развитие рыб. Особенности их поведения - URL.: https://vk.com/video55711685_171865756
8. Рыбы Познавательный фильм для детей и не только. Жанр: начный - URL.: https://mixrolik.ru/video/ErgSJv8gnOg/ribi-poznavatelyniy-filym-dlya-detey-i-ne-tolyko/
9. Системы обоняния и вкуса у рыб. часть 1 - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=NcV6kpQrTCI
10. Системы обоняния и вкуса у рыб. часть 2 - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=uIPS-pbqrP4
11. Стайное поведение рыб - URL.: https://www.youtube.com/watch?v=9sAYvg6qlyk
12. Хищники океанов. Год выпуска: 2013. Страна: США, Германия. Жанр: Документальный. Режиссеры: Benjamin Eicher, Timo Joh. Mayer. 57 мин. - URL.: https://dokumentalkino.net/mir-zhivotnyh/726-hischniki-okeanov-2013.html
2. Убежища в жизни рыб.
3. Температурный преферендум в поведении рыб.
4. Аттрактанты и репелленты, их влияние на поведение рыб.
5. Оптомоторная реакция в поведении рыб.
6. Территориальное поведение рыб.
7. “Резиденты” и “бродяги” среди рыб.
8. Классификация рыб по способам добывания пищи.
9. Роль зрения, обоняния и слуха в добывании пищи у рыб.
10. Каннибализм у рыб.
11. Иерархия отношений в группах рыб.
12. Мобилизационно-паническое поведение рыб при испуге.
13. Примеры вертикальных миграций рыб.
14. Катабромные и анадромные миграции у рыб.
15. Значение “хоминга” для рыб.
16. Внутри- и межвидовые поведения рыб.
17. Нерестовое поведение цихлид.
18. Строительство “гнезд” у нерестующих рыб.
19. Брачные “танцы” рыб.
20. Поведение рыб при внутреннем оплодотворении.
21. Забота о потомстве у рыб.
22. Пассивные и активные миграции рыб.
23. Инстинкты рыб, приобретенные формы поведения рыб.
24. Групповое и стайное поведение рыб.
25. Расстояние и движение между рыбами в стаях.
26. Типы организации стай рыб по Радакову.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п