учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: Обучить способам организации выращивания различных объектов аквакультуры в условиях рыбоводных хозяйств, и методам зимовки рыб, перевозки живой икры и живой рыбы. Ознакомить с методами племенной работы в рыбоводстве, технологией переработки рыбы. Обучить будущего бакалавра методикам проведения работ по технологии получения потомства карпа, проводить рыбоводно-зоотехническую оценку прудовых рыб разных видов и возрастных групп. Определять объем рациона карпа, наладить технологию выдачи корма, организовать перевозку живой рыбы и икры как внутри хозяйства, так и за ее пределы, проводить работы по бонитировке маточного поголовья и заполнять племенные документы, ориентироваться в других вопросах (удобрение прудов, интегрированные методы в рыбоводстве, селекционно-племенная работа) технологии в прудовом и частично рыбоводстве
ОПК-1: Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, а также качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения;
ИД-1 Знать: нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных,
показатели качества сырья и продуктов животного происхождения
ИД-2 Уметь: определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных
ИД-3 Владеть: навыками использования физиолого-биохимических методов мониторинга обменных процессов, а также качества сырья и продуктов животного происхождения
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Задания и вопросы для работы в парах
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Темы докладов, презентаций
Рыбоводство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Какие виды рыб выращиваются в прудовых хозяйствах.
2. Биологические особенности карпа.
3. Влияние температурного режима на жизнедеятельность и продуктивные показатели карпа.
4. Роль кислорода на рост и состояние рыб.
5. Растительноядные рыбы (толстолобик, белый амур), их использование и назначение.
6. Типы и системы рыбоводных хозяйств.
7. Устройство прудового карпового хозяйства.
8. Какие пруды входят в полносистемное карповое хозяйство.
9. Основные гидротехнические сооружения в карповом прудовом хозяйстве.
10. Проведение естественного метода воспроизводства.
11. Проведение зимовки прудовых рыб.
12. Рыбы, различающие по месту откладки икры в период нереста.
13. Хозяйственное значение поликультуры.
14. Холоднолюбивые рыбы, выращиваемые совместно с карпом.
15. Интегрированное карпо-утиное хозяйство.
16. Использование метода удобрения карповых прудов.
17. Продолжительность выращивания товарного карпа, от чего зависит этот показатель.
18. Методы мечения рыб.
20. Индустриальные хозяйства (садковые, бассейновые. УЗВ), их назначение, принцип устройства.
21.Бонитировка производителей (по каким показателям, расчеты индексов телосложения рыб).
22. Методы определения возраста рыб.
23. Гипофизарные инъекции, для каких целей их используют.
24. Рисо-рыбное хозяйство, принцип работы, основное назначение.
25. Перевозка живой рыбы, методы перевозки.
26. Какие методы позволяют увеличить плотность перевозимой живой рыбы.
27. Особенности искусственного метода воспроизводства карпа.
28. Какая естественная пища необходимо молоди карпа на первых этапах жизни.
29. Зимовка карпа в зимовальных комплексах.
30. Новые объекты выращивания в рыбоводстве РФ .
31. Перспективы аквакультуры в России.
1. Определение рода и вида рыб по определителю
2. Изучение внутреннего строения карпа
3. Разнообразие и особенности внешнего строения рыб
4. Устройство плотины рыбоводного прудового хозяйства
5. Устройство водоспускных сооружений
6. Назначение и устройство водоподающих каналов
7. Определить циклы личиночно-мальковой стадии развития карпа.
8. Описать морфологические особенности личинок на стадии перехода в мальковую возрастную группу.
9. Устройство зимовальных комплексов.
10. Методы расчета плотностей выращивания рыб в прудах.
11. Принципы, лежащие при заводском методе воспроизводства.
12. Составление рецепта комбикорма для определенного вида рыб
13. Устройство кормораздатчиков и автокормушек, используемых в кормлении рыб в прудах
14. Теоретические вопросы по повышению естественной рыбопродуктивности (интродукция, рыбосевооборот, удобрения)
15. Экстерьерные и продуктивные особенности различных пород карпа
16. Технология мечения рыб
17. Породы карповых и осетровых рыб
18. Классификация интегрированных хозяйств
19. Методы перевозки рыбы автомобиольным, водным и авиотранспортом
20. Переработка рыбы методами замораживания, посола, копчения)
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Дыхание рыб осуществляется при помощи:
а) ноздрей и плавательного пузыря; б) жабр, кожи и плавательного пузыря; в) рта, жабр и кожи;
г) всей поверхности тела и жабр.
2. Как называется рыба, перезимовавшая первый раз?
а) личинка; б)сеголеток; в) малек; г) годовик.
3. Мальку характерно ...
а) начало функционирования дыхательной, пищеварительной и др. систем. Питание смешанное;
б) форма взрослой рыбы, внешнее питание; в) вторая половина первого лета жизни и осень; г) все выше перечисленные варианты.
4. К мирным рыбам относятся
а) толстолобик, карп, амур; б) судак, щука; в) форель радужная и ручьевая; г) сомы.
5. Сомовые рыбы это ...
а) белуга, ленский осетр, стерлядь, вислонос; б) сазан, амур, толстолобик; в) форель, пелядь, сиг, чир, муксун, омуль; г) клариевый, канальный, обыкновенный сом.
6. Оптимальная концентрация кислорода в воде для теплолюбивых рыб
а) 1-2 мг/л; б) 5-7 мг/л; в) 10-12 мг/л; г) 3-4 мг/л.
7. Искусственное оплодотворение и инкубирование икры этих видов рыб является не обязательным элементом технологии, так как эти рыбы размножаются естественным способом в промышленном рыбоводстве.
а) клариевый, канальный сом; б) сазан, карп, карась; в) форель, сиг, чир; г) ленский, русский осетр, вислонос.
8. Половая зрелость у карповых наступает в возрасте ...
а) 4-5 лет; б) 18-20 лет; в) 6-12 лет; г) 1-2 года.
9. У рыб не существуют плавники ...
а) грудные и брюшные; б) спиной и хвостовой; в) околожаберные; г) анальный и жировой.
10. Оптимальная концентрация кислорода в воде для холодолюбивых рыб
а) 1-2 мг/л; б) 5-7 мг/л; в) 10-12 мг/л; г) 3-4 мг/л.
11. Оплодотворение икры у рыб происходит ...
а) внутриутробно; б) вне организма самки; в) в ротовой полости; г) в специальном пузыре.
а) артезианская вода; б) реки и озера; в) сезонные пруды и болота; г) родники и ручьи.
13. Для удобства облова рыбы строят ...
а) плотины и дамбы;
б) водопадающие и водосбросные сооружения; в) обустраивают ложе пруда;
г) водоспуски и рыбоуловители.
14. Естественная рыбопродуктивность водоема это ...
а) суммарный прирост массы рыбы, полученный за счет естественной кормовой базы водоема;
б) количество и видовой состав биомассы водоема;
в) количество рыбы способное прокормится в водоеме без подкормки;
г) химический состав воды, обеспечивающий максимальное развитие биомассы водоема.
15. Какой метод содержания рыбы используют в водоемах-охладителях ТЭЦ и др. предприятий?
а) прудовый; б) садковый; в) в установках замкнутого водоснабжения; г) бассейновый.
16. Для накопления и хранения воды для рыбоводного прудового хозяйства строят ...
а) плотины и дамбы; б) водопадающие и водосбросные сооружения; в) обустраивают ложе пруда; г) водоспуски и рыбоуловители.
17. Средняя плодовитость самок радужной форели составляет…
а) 3-4 тыс. икринок; б) 4-5 тыс. икринок; в) 5-6 тыс. икринок; г) 6-7 тыс. икринок
18. Главной особенностью индустриального рыбоводства является возможность управления...
а) Водным режимом; б) температурным режимом; в) режимом солености ; г) световым режимом.
19. Что такое чистопородное разведение и как используют его в рыбоводстве?
20. .Какие группы рыб выделяют в связи с характером откладки икры? Приведите примеры
Вариант 2
1. Сердце рыб:
А)Трехкамерное б)Четырехкамерное в)Двухкамерное г)Однокамерное
2. Нервная система рыб состоит из :
а) головного мозга и нервов; б) головного и спинного мозга и нервов; г) головного и спинного мозга.
3. Как называется рыба, со второй половины первого лета жизни и осенью?
А) личинка;б) сеголеток; в) малек;г) годовик.
4. Лососевые и сиговые рыбы это …
а) белуга, ленский осетр, стерлядь, вислонос; б) сазан, амур, толстолобик;в) форель, пелядь, сиг, чир, муксун, омуль; г) клариевый, канальный, обыкновенный сом.
5. Предельные значения рН воды для холодолюбивых рыб
а) 4,0-11,0; б) 4,5-9,5; в) 4,3-10,8; г) 3,9-9,0.
6. Выделительная система рыб представлена следующими органами и системой органов:
а) кожа, почки, жабры, пищеварительная система;
б) пищеварительная система, кажа и жабры;
в) пищеварительная система и почки;
г) почки и жабры.
7. Личинке характерно …
а) начало функционирования дыхательной, пищеварительной и др. систем. Питание смешанное;
б) форма взрослой рыбы, внешнее питание;
в) вторая половина первого лета жизни и осень; г) перезимовавшая первый раз рыба.
8. Продолжительность эмбрионального развития рыб зависит от …
а) освещенности; б) температуры; в) концентрации кислорода в воде; г) скорости тока воды.
9. Половая зрелость у осетровых (кроме белуги) наступает в возрасте …
а) 4-5 лет; б) 18-20 лет; в) 6-12 лет; г) 1-2 года.
10. Максимальная скорость роста у карповых рыб при температуре …
а) 25-28°С; б) 10-14°С; в) 29-31°С; г) 16-18°С.
11. В нагульных хозяйствах не строят пруды:
а) водоснабжающие; б) санитарно-профилактические; в) маточные, нерестовые и выростные; г) выростные и нагульные.
12. Для поддержания уровня воды для рыбоводного прудового хозяйства строят …
а) плотины и дамбы; б) водопадающие и водосбросные сооружения; в) обустраивают ложе пруда;
г) водоспуски и рыбоуловители.
13. Основными кормами для мирных рыб являются …
а) рыба, земноводные, отходы рыбо- и мясокомбинатов;
б) зоопланктон, насекомые, фитопланктон, водоросли, комбикорма, моллюски; в) зоопланктон, насекомые, рыба, комбикорма; г) земноводные, отходы рыбо- и мясокомбинатов, зоопланктон, насекомые.
14. Для увеличения кратности посадки рыбы в прудах необходимо
а) увеличить объем водоема; б)организовать кормление рыбы кормами; в) увеличить проточность водоема; г)вносить удобрения в водоем
15. Мероприятия, повышающие естественную рыбопродуктивность водоема:
а)повышение уровня воды в пруду; б)оптимизация минерального состава воды методом внесения удобрений; в)увеличить скорость тока воды; г)понизить уровень воды.
16. Бассейновые хозяйства имеют следующие недостатки…
А). Высокая плотность посадки благодаря интенсивному водообмену; Б). Компактное размещение бассейнов, экономия земельного фонда; В) Возможность применения оборотного водоснабжения;
17. Средняя рабочая плодовитость карпа составляет …
а) 100-200 тыс икр.; б) 200-250 тыс икр.; в) 250-300 тыс икр. ; г) 300-350 тыс икр.
18. В перечень форм индустриального рыбоводства не входит:
а) садковые и бассейновые хозяйства; б) системы с оборотным водообеспечением; в) установки с замкнутым циклом водообеспечения; г) тепловодные прудовые хозяйства.
19. Что такое гибридизация и как ее используют в рыбоводстве?
20. На какие группы подразделяются пресноводные рыбы в зависимости от времени нереста? Приведите примеры.
Задания и вопросы для работы в парах
1. Технология кормления рыб, нормированное кормление, рецептура комбикормов
2. Подращивание молоди, выращивание сеголеток в выростных прудах.
3. Описать морфологические особенности личинок на стадии перехода в мальковую возрастную группу.
4. Устройство зимовальных комплексов.
5. Методы расчета плотностей выращивания рыб в прудах.
6. Принципы, лежащие при заводском методе воспроизводства.
7. Составление рецепта комбикорма для определенного вида рыб
8. Устройство кормораздатчиков и автокормушек, используемых в кормлении рыб в прудах
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Типы прудовых хозяйств, их характеристика, категории прудов, гидротехнические сооружения.
2. Технология кормления рыб, нормированное кормление, рецептура комбикормов
3. Интегрированные хозяйства: карпо-утиное и карпо-гусиное хозяйства
4. Факторы, влияющие на эффективность кормления рыб
5. Современное состояние товарного рыбоводства и перспективы его развития. Объекты товарного рыбоводства в России и зарубежом.
6. Прудовое рыбоводство и его особенности.
7. Рыбоводные зоны в России.
8. Типы, формы, системы и обороты в прудовых хозяйствах.
9. Особенности тепловодных и холодноводных прудовых хозяйств.
10. Категории прудов и их отличительные особенности. Понятие о рыбопродуктивности и рыбопродукции в прудовомрыбоводстве.
11. Требования к качеству воды для тепловодных и холодныхпрудов.
12. Факторы, определяющие продуктивностьводоемов
Темы докладов, презентаций
1. Технология удобрения водоемов
2. Борьба с зарастанием и с заиливанием.
3. Породы рыб
4. Систематика костистых и хрящевых рыб, характеристика основных семейств, их отличительные особенности.
5. Факторы, способствующие возникновению болезней рыб.
6. Классификация незаразных заболеваний рыбы.
7. Классификация вирусных заболеваний рыбы.
8. Классификация грибковых заболеваний рыбы.
9. Классификация бактериальных заболеваний рыбы.
10. Классификация протозойных заболеваний рыбы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п