учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
-формировать у будущих специалистов знания и основы по дрессировке служебных собак;
-применять служебных собак в различных отраслях народного хозяйства, а также с учетом задач и особенностей проведения зрелищных и спортивных мероприятий
Задачи: -определение форм поведения собак в соответствии с их породными особенностями;
-освоение назначения, методов и особенностей использования собак в армии, органах МВД, в различных ведомствах, отраслях народного хозяйства, службах
-формировать у будущих специалистов знания и основы по дрессировке служебных собак;
-применять служебных собак в различных отраслях народного хозяйства, а также с учетом задач и особенностей проведения зрелищных и спортивных мероприятий
Задачи: -определение форм поведения собак в соответствии с их породными особенностями;
-освоение назначения, методов и особенностей использования собак в армии, органах МВД, в различных ведомствах, отраслях народного хозяйства, службах
-формировать у будущих специалистов знания и основы по дрессировке служебных собак;
-применять служебных собак в различных отраслях народного хозяйства, а также с учетом задач и особенностей проведения зрелищных и спортивных мероприятий
Задачи: -определение форм поведения собак в соответствии с их породными особенностями;
-освоение назначения, методов и особенностей использования собак в армии, органах МВД, в различных ведомствах, отраслях народного хозяйства, службах
ПКС-3: Способен планировать и организовать эффективное использование животных, материалов и оборудования;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- породы служебных собак, их характеристику, особенности использования;
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
Уметь:-
- применять правила и нормативы по содержанию, кормлению и разведению служебных собак;
Владеть:-
- техникой повседневного ухода по содержанию, кормлению, разведения служебных собак.
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
:
оборудования
:
оборудования
оборудования
оборудования
ПКС-4: Способен использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции животных;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- породы служебных собак, их характеристику, особенности использования;
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
Уметь:-
- применять правила и нормативы по содержанию, кормлению и разведению служебных собак;
Владеть:-
- техникой повседневного ухода по содержанию, кормлению, разведения служебных собак.
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
:
методы) комплексной оценки и селекции животных
методы) комплексной оценки и селекции животных
комплексной оценки и селекции животных
биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
биотехнологические
методы) комплексной оценки и селекции животных
селекция, биотехнологические
методы) комплексной оценки и селекции животных
биотехнологические
методы) комплексной оценки и селекции животных
биотехнологические
методы) комплексной оценки и селекции животных
:
комплексной
оценки и селекции животных
биотехнологические методы) комплексной
оценки и селекции животных
комплексной
оценки и селекции животных
комплексной
оценки и селекции животных
ПКС-5: Способен осуществлять контроль и координацию работ по содержанию, кормлению и разведению животных;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- породы служебных собак, их характеристику, особенности использования;
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
Уметь:-
- применять правила и нормативы по содержанию, кормлению и разведению служебных собак;
Владеть:-
- техникой повседневного ухода по содержанию, кормлению, разведения служебных собак.
- основы служебной кинологии;
- технологию содержания, кормления и разведения служебных собак;
- нормативные документы, регламентирующие кинологическую деятельность;
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Служебное собаководство : методические рекомендации по изучению дисциплины, выполнения самостоятельной работы для обучающихся по направлениям подготовки 36.03.02«Зоотехния», для очной и заочной форм обучения / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Д.В. Тарнуев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 90 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00507. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Ситуационные задачи (кейсы)
Комплект тестовых заданий для текущего контроля
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
Просмотр и обсуждение видеофильмов
Перечень тем докладов
Служебное собаководство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Систематическое положение домашней собаки (Canis familiaris, L). Характеристика и представители рода Canis.
2. Происхождение собаки. Процесс одомашнивания собаки.
3. Ископаемые домашние собаки. Собаководство древних культур мира.
4. Догообразные. Происхождение, распространение и использование.
5. Отечественные породы служебных собак. Происхождение, характеристика, использование.
6. Государственные и общественные организации по кинологии в РФ. Их задачи, состав и структура. МКФ (FCI) - ее структура.
7. Действующее разделение пород на группы. Состояние собаководства и кинологические организации в различных странах.
8. Правила содержания собак.
9. Соблюдение правил личной гигиены и профилактики болезней, которыми можно заразиться от собак. Комплектование домашней ветеринарной аптечки.
10. Понятие о дрессировке. Основные методы дрессировки. Принуждение, поощрение, запрещение и их значение при дрессировке.
11. Понятие о воспитательной дрессировке и методы ее проведения. Значение последовательности при дрессировке. Возможные ошибки воспитания собаки и их последствия. Влияние воспитания на проявление инстинктов.
12. Цели и задачи общего курса дрессировки (послушания) собак. Общие курсы дрессировки собак.
13. Цели и задачи специального курса дрессировки. Специальные курсы дрессировки служебных собак.
14. Понятие о раздражителях. Внешние и внутренние раздражители.
15. Условные раздражители при дрессировке собак.
16. Различия общего и специального курсов дрессировки собак.
17. Методы оценки рабочих качеств собак.
18. Онтогенез поведения собаки. Понятие об инстинктах.
19. Безусловные рефлексы и их значение в поведении собак.
21. Зависимость поведения собак от факторов окружающей среды.
22. Зависимость поведения собак от наследственности, состояния, возраста.
23. Демонстрационное поведение собак.
24. Основные инстинкты, имеющие значение для дрессировки – пищевой.
25. Практическое значение и использование собак.
26. Цель и задачи соревнований с собаками. Зимние и летние соревнования на открытом воздухе. Соревнования в помещении.
27. Конституциональные типы собак. Особенности их экстерьера и поведения. Связь конституции с рабочими качествами собак.
28. Стати собак. Наиболее характерные отклонения от нормы. Методы оценки экстерьера.
29. Системы содержания собак в различных условиях.
30. Инвентарь и оборудование, используемые в собаководстве.
31. Ездовые собаки и их использование.
32. Выставки собак, положения о них.
33. Стати, достоинства и недостатки конституции служебных собак.
34. Зубная система собак. Ее недопустимые пороки.
35. Законодательство по содержанию и использованию служебных собак.
36. Какие продукты служат основными источниками белков в рационе собаки?
37. Какие продукты служат основными источниками жиров в рационе собаки?
38. Какие продукты служат основными источниками углеводов в рационе собаки?
39. Какие продукты животного происхождения применяются при кормлении собак?
40. Какие продукты растительного происхождения применяются при кормлении собак?
41. Каков режим кормления собак в зависимости от возраста, рабочего режима?
42. Роль витаминов и микроэлементов в жизни собак.
43. Правила составления рациона.
44. Режим кормления щенков.
45. Охарактеризуйте линии и семьи – заводские и кровные.
46. Чистопородное разведение и скрещивание.
47. Что вы знаете об инбридинге?
48. Отбор производителей в племенной работе с собаками.
49. Подбор производителей в племенной работе с собаками.
50. Половая и физиологическая зрелость собаки, возраст производителей.
51. Течка, периодичность, признаки.
52. Как выбрать место для щенения?
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
Тема 1. Происхождение, характеристика, использование служебных собак. Экстерьерная оценка служебных собак
1. Цели и задачи служебного собаководства .
2. История служебного собаководства.
3. Дайте общее понятие о стандарте служебных собак.
4. Каким образом, и с какими дисциплинами связаны разделы курса «Служебное собаководство»?
5. Как произошло приручение и одомашнивание собак?
6. Происхождение собаки. Процесс одомашнивания собаки.
7. Ископаемые домашние собаки. Собаководство древних культур мира.
8. Чем отличаются и в чем схожи собаки и их предки?
9. Какие факторы обусловили дальнейшую специализацию пород собак?
10. Назовите источники информации о происхождении и одомашнивании собак.
11. Современные тенденции в собаководстве
12. Назначение служебных собак.
13. Перечислите породы служебных собак.
14. Каков порядок описания экстерьера?
15. Что такое экстерьер? В чем разница понятий «общий экстерьер» и «частный экстерьер»?
16. Охарактеризуйте различия окрасов, формата, типа конституции собак разных пород
17. Что такое тип конституции? Перечислите типы конституции собак.
18. Дайте понятие о конституции собак.
19. Охарактеризуйте сухой и грубый типы конституции.
20. Охарактеризуйте крепкий тип конституции.
21. Разница между сухим крепким и крепким сухим типами конституции.
22. Какие особенности в экстерьере собак свидетельствуют о наступлении старости и одряхлении?
23. Перечислите и опишите типы конституции.
24. Какие стати собак Вы знаете?
25. Что такое стати собаки, и что такое лады? Перечислите основные стати собаки.
26. Формы глаз у собак и разница в их поставе.
27. Перечислите методы оценки собак по конституции и экстерьеру?
28. Дайте определение интерьера собак?
29. Основные промеры и индексы, техника и методика измерений.
31. Опишите формы хвостов у собак и их пороки у разных пород . Что такое относительная длина хвоста и как она измеряется?
32. Охарактеризуйте различия окрасов, формата, типа конституции собак 2-3 пород из одной группы.
33. Какие существуют основные промеры собак? Форматы собак и их значение.
34. Точки взятия промеров для определения косой длины туловища собаки
35. Как измеряется костяк собаки?
36. Как измеряется рост собаки?
37. Как определяется длина морды собаки?
38. Как определяется индекс формата (индекс растянутости)?
39. Как определяется индекс костистости?
40. Что означает выражение «голова собаки нормальной длины»?
41. Как определяется индекс длинноголовости?
42. Как определяется индекс длинномордости?
43. Как определяется индекс массивности собаки?
44. Как по промерам телосложения определить высокопередость или высокозадость собаки?
45. Чем может быть вызвана низкопередость собаки?
46. Чем может быть вызвана высокозадость собаки?
47. Перечислите все пороки и недостатки в экстерьере головы, глаз, ушей какой-либо породы охотничьих собак.
48. Перечислите и охарактеризуйте кондиции собак.
49. Объясните различия между заводской и рабочей кондициями.
50. Опишите зонарный окрас; назовите породы собак, имеющих зонарный окрас.
51. Охарактеризуйте различия черноподпалого окраса и чепрачного. У собак каких пород встречаются эти окрасы?
52. Перечислите одноцветные окрасы собак. У каких пород они встречаются?
53. Перечислите основные пороки в экстерьере какой-либо породы служебных собак.
54. Подробно расскажите о недостатках и пороках конечностей у служебных собак.
55. Опишите дефекты в поставах передних и задних конечностей у собак.
56. Строение плечевого пояса, виды углов плече-лопаточного сочленения у охотничьих собак? У какой породы он самый тупой, а у какой самый острый?
57. Перечислите формы груди собак. Какие формы и в каких породах являются дефектными?
58. Назовите функции спины. Какие встречаются отклонения от нормальной формы?
59. Перечислите все пороки в экстерьере какой-либо породы охотничьих собак.
60. Перечислите все пороки и недостатки в экстерьере головы, глаз, ушей какой-либо породы служебных собак.
61. Перечислите все дисквалифицирующие пороки в экстерьере какой-либо породы служебных собак.
62. Каково различие между пороком и недостатком в экстерьере собак?
Тема 2. Классификация пород служебных собак. Основные породы служебных собак.
1. Догообразные. Происхождение, распространение и использование.
2. Дайте описание стандарта породы - бельгийская овчарка
3. Дайте описание стандарта породы - боксер
4. Дайте описание стандарта породы - восточноевропейская овчарка
5. Дайте описание стандарта породы - кавказская овчарка
6. Дайте описание стандарта породы - московская сторожевая собака
7. Дайте описание стандарта породы - немецкая овчарка
8. Дайте описание стандарта породы - ньюфаундленд
9. Дайте описание стандарта породы - ротвейлер
10. Дайте описание стандарта породы - сенбернар
11. Дайте описание стандарта породы - среднеазиатская овчарка
12. Дайте описание стандарта породы – хотошо (Бурятская собака)
13. Дайте описание стандарта породы - южнорусская овчарка
14. Дайте описание стандарта породы - Доберман
15. Дайте описание стандарта породы - Русский черный терьер
16. Дайте описание стандарта породы - Эрдельтерьер
17. Дайте описание стандарта породы - Ризеншнауцер
18. Назначение пастушьих собак.
19. Перечислите породы пастушьих собак.
20. Собаки, управляющие стадом
21. Сторожевые пастушьи собаки
22. Дайте описание стандарта породы - Бордер-колли
23. Дайте описание стандарта породы - Колли (шотландская овчарка)
24. Дайте описание стандарта породы - Шелти
25. Дайте описание стандарта породы - Южнорусская овчарка
26. Дайте описание стандарта породы - Австралийская овчарка (аусси)
27. Оленегонные собаки
28. Действующее разделение пород на группы.
29. Состояние собаководства и кинологические организации в различных странах.
31. Назначение ездовых собак.
32. Перечислите породы ездовых собак.
33. Дайте описание стандарта породы -Сибирский хаски
34. Дайте описание стандарта породы -Чукотская ездовая
35. Дайте описание стандарта породы -Якутская лайка
36. Дайте описание стандарта породы -Камчатская ездовая
Тема 3. Приобретение, разведение, содержание и кормление служебных собак
1. Правила содержания собак
2. Соблюдение правил личной гигиены и профилактики болезней, которыми можно заразиться от собак.
3. Комплектование домашней ветеринарной аптечки.
4. Системы содержания собак в различных условиях.
5. Инвентарь и оборудование, используемые в собаководстве.
6. В каком возрасте рекомендуется приобретать щенка?
7. Чем необходимо руководствоваться при выборе щенка?
8. Чем необходимо руководствоваться при выборе взрослой собаки?
9. Что понимают под групповым содержанием собак?
10. Что понимают под полевым содержанием собак?
11. Что понимают под дворовым содержанием собак?
12. Что понимают под квартирным содержанием собак?
13. Что входит в уход за служебных собаками?
14. Расскажите о правилах перевозки служебных собак.
15. Обязанности владельцев служебных собак.
16. Что такое выращивание и воспитание молодняка?
17. Генеалогический метод и его значение в племенном деле.
18. Дайте общее понятие о стандарте охотничьих собак.
19. Дайте определение понятию порода.
20. Дайте определения понятиям: породность, чистопородность, кровность, чистокровность.
21. Законы наследственности; их значение в разведении охотничьих собак.
22. Значение инбридинга в племенном деле, его положительные и отрицательные стороны.
23. Значение комплексного подбора в охотничьем собаководстве.
24. Изменчивость и ее значение в животноводстве.
25. Инбридинг и его значение в племенном разведении собак.
26. Как выбрать место для щенения?
27. Как определяется степень инбридинга? Перечислите основные виды инбридинга.
28. Какие мероприятия по отбору проводятся в охотничьем собаководстве?
29. Каково значение Отбора по типу конституции?
30. Каковы различия между односторонним и комплексным, однородным и разнородным подборами?
31. Линейное разведение собак и его значение.
32. Методы племенного разведения.
33. Отбор производителей в племенной работе с собаками.
34. Охарактеризуйте линии и семьи – заводские и кровные.
35. Охарактеризуйте односторонний и комплексный отборы.
36. Охарактеризуйте понятия наследственность и изменчивость.
37. Охарактеризуйте разницу между естественным и искусственным отборами.
38. Охарактеризуйте тесный, близкий, умеренный и отдаленный инбридинги.
39. Перечислите и опишите группы пород.
40. Перечислите основные стадии развития щенка
41. Периоды эмбрионального развития у щенков.
42. Подбор производителей в племенной работе с собаками.
43. Половая зрелость, половой цикл суки?
44. Половая и физиологическая зрелость собаки, возраст производителей.
45. Признаки ложной беременности и причины ее возникновения.
46. Применение основных законов генетики в племенном разведении собак.
Законы наследственности; их значение в разведении охотничьих собак
47. Разведение по линиям и семействам.
48. Расскажите о двух методах разведения животных. Их применение.
49. Расскажите о доминантных и рецессивных признаках.
50. Расскажите о племенном подборе пар и его значении в собаководстве.
51. Родственное и неродственное спаривание. Их значение в племенном деле.
52. Специфика подготовки производителей к вязкам: кондиции, режим кормления и прогулок, вакцинация и дегельминтизация.
53. Течка, периодичность, признаки.
54. Чистопородное разведение и скрещивание.
55. Что такое «правило расщепления признаков»?
56. Что такое гомозиготность и гетерозиготность, приведите примеры?
57. Что такое кроссы в племенном деле?
59. Что такое мутация?
60. Что такое племенная линия?
61. Что такое размножение и разведение? Какова разница в этих понятиях?
62. Что такое размножение и разведение? Какова разница в этих понятиях?
63. Что такое фенотип и что такое генотип?
64. Какие продукты животного происхождения применяются при кормлении собак?
65. Какие продукты растительного происхождения применяются при кормлении собак?
66. Какие продукты служат основными источниками жиров в рационе собаки?
67. Какие продукты служат основными источниками белков в рационе собаки?
68. Какие продукты служат основными источниками углеводов в рационе собаки?
69. Каков режим кормления собак в зависимости от возраста, рабочего режима?
70. Правила составления рациона.
71. Режим кормления щенков.
72. Роль витаминов и микроэлементов в жизни собак.
Тема 4. Дрессировка и специальное обучение служебных собак
1. «Апорт» — подача предмета.
2. Безусловные рефлексы и их значение в поведении собак. (ОПК-2)
3. В чем заключается контрастный метод дрессировки собак?
4. В чем заключается механический метод дрессировки собак?
5. В чём различия между сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами?
6. В чем различия между условными и безусловными рефлексами?
7. Дать понятие рефлекса.
8. Демонстрационное поведение собак.
9. Зависимость поведения собак от наследственности, состояния, возраста.
10. Зависимость поведения собак от факторов окружающей среды.
11. Запрещение.
12. Какие раздражители относят к безусловным?
13. Какие раздражители относят к условным?
14. Какое значение имеют поощрение и запрещение в дрессировке собак?
15. Методы оценки рабочих качеств собак.
16. Обучение.
17. Онтогенез поведения собаки. Понятие об инстинктах.
18. Опишите основные средства воздействия на собаку.
19. Основные инстинкты, имеющие значение для дрессировки - пищевой,
20. Охотничье поведение
21. Пищевое и пищедобывающее поведение.
22. Показ зубов.
23. Половое поведение кобелей. Наступление половой зрелости. Сезонность половой активности.
24. Половое поведение сук. Наступление половой зрелости.
25. Половой диморфизм поведения.
26. Понятие о воспитательной дрессировке и методы ее проведения. Значение последовательности при дрессировке.
27. Возможные ошибки воспитания собаки и их последствия. Влияние воспитания на проявление инстинктов.
28. Понятие о дрессировке. Основные методы дрессировки. Принуждение, поощрение, запрещение и их значение при дрессировке.
29. Понятие о раздражителях. Внешние и внутренние раздражители.
30. Практическое значение и использование собак.
31. Приучение к кличке и подзыву.
32. Приучение к команде «Лежать».
33. Приучение к команде «Сидеть».
34. Приучение к месту. Команда «место!»
35. Приучение к наморднику.
36. Различия общего и специального курсов дрессировки собак. (ОПК-2)
37. Расскажите о роли навыков в поведении собак.
38. Связь типов ВНД с типами конституции.
39. Укажите возможные ошибки при дрессировке.
40. Укажите основные методы дрессировки собак.
41. Условные и безусловные рефлексы их образование и значение в жизни собак.
42. Условные раздражители при дрессировке собак.
43. Условные рефлексы, возбуждение и торможение.
44. Формы поведения (оборонительное, агрессивное, пищевое, комфортное, территориальное, маркировочное, игровое, половое).
45. Хождение рядом на поводке и без него.
46. Цели и задачи общего курса дрессировки (послушания) собак. Общие курсы дрессировки собак.
47. Что называется командой? Типы команд, применяемых при дрессировке служебных собак.
48. Что такое инстинкты (сложные реакции) и какова их роль в поведении собак?
50. Цели и задачи специального курса дрессировки. Специальные курсы дрессировки служебных собак.
51. Цель и задачи соревнований с собаками. Зимние и летние соревнования на открытом воздухе. Соревнования в помещении.
52. Специальное обучение санитарной службе.
53. Специальное обучение собак в геологоразведке.
54. Специальное обучение собак караульной службе.
55. Специальное обучение собак пастушьей службе.
56. Специальное обучение собак поисково-спасательной службе.
57. Специальное обучение собак розыскной службе.
58. Специальное обучение собак службе связи и подноса легких грузов.
59. Специальное обучение собак сторожевой службе.
Тема 5. Испытания рабочих качеств служебных собак, выставки
1. Национальные нормативы ОКД (общий курс дрессировки)
2. Национальные нормативы ЗКС (защитнокараульная служба)
3. Международные нормативы – IPO (международный порядок испытаний розыскных и пользовательских собак).
4. Мондьоринг - MR (международная система оценки рабочих качеств собак служебных пород).
5. Упражнения входящие в ОКД.
6. Упражнения входящие в ЗКС.
7. Упражнения входящие в IPO.
8. Упражнения входящие в MR.
9. В каких случаях собака оставляется на выставке или выводке без оценки?
10. В чем принципиальное значение минимумов в графах расценочных таблиц полевых испытаний?
11. Выставки собак, положения о них.
12. Выставочный комитет: информационная и наградная комиссия.
13. Выставочный комитет: организационно-хозяйственная и ветеринарная комиссия.
14. Выставочный комитет: приемная и экспертная комиссия.
15. Допускается ли на выставках и выводках изменение оценок после их объявления?
16. Допускаются ли на испытания и состязания собаки, не имеющие оценок экстерьера?
17. Допускаются ли на областные выставки собаки со справкой о происхождении?
18. Если собака уведена с ринга после окончательной расстановки или объявления оценок, но до описания, засчитывается ли ей присужденная оценка?
19. Какие собаки не подвергаются на выставках бонитировке?
20. Какие собаки получают на выставках и выводках оценку «удовлетворительно»?
21. Какие требования предъявляются к собаке для получения ею на выставке оценки «очень хорошо»?
22. Какие требования предъявляются к собаке для получения ею на выставке оценки «хорошо»?
23. Какие требования предъявляются к собаке для получения ею на выставке оценки «отлично»?
24. Каковы возрастные ограничения при записи собак на выставки?
25. Каковы функции оргкомитета на состязаниях?
26. Какую оценку получают собаки, прикус которых остался неосмотренным?
27. Когда и кем рассматриваются жалобы на нарушение правил проведения выставок?
28. Комплексная оценка собак (бонитировка).
29. Кто утверждает состав экспертных комиссий на испытаниях и состязаниях?
30. На каких областных выставках открытый чемпионат?
31. Перечислите графы расценочной таблицы испытаний собак какой-либо группы пород, максимумы для каждой графы и минимумы для каждой степени присуждаемого диплома.
32. Перечислите требования для допуска в класс «элита» собак какой-либо группы пород.
33. Перечислите требования для допуска в первый племенной класс на выставках собак какой-либо группы пород?
34. Перечислите требования для допуска в третий племенной (резервный) класс собак какой-либо группы пород.
35. Перечислите требования для допуска во второй племенной класс собак какой-либо группы пород.
36. Перечислите требования для допуска собак какой-либо группы пород в третий племенной (резервный) класс на выставках.
37. Подготовка собак к выставке.
38. Почему экспертиза собак на выставках и выводках осуществляется по возрастным группам?
39. Проведение ринга на выставке.
40. Ранги выставок и в чем их отличие от выводок.
41. Расскажите о правах и обязанностях эксперта на выставках.
42. Цели и задачи проведения выставок.
43. Что должен содержать отчет эксперта о выставке?
44. Что такое абсолютная и относительная оценка собаки?
Комплект ситуационных задач
1. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: кобель массой
2. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: кобель массой 25 кг в период покоя и период размножения.
3. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: кобель массой 35 кг в период покоя и период размножения.
4. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: кобель массой 40 кг в период покоя и период размножения.
5. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 10 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
6. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 20 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
7. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 30 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
8. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 35 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
9. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 10 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 20 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
10. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 30 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
11. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: сука массой 35 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
12. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: щенку в возрасте 6 мес. массой 10 кг и возрасте 10 мес. массой 15 кг.
13. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: щенку в возрасте 3 мес. массой 5 кг и возрасте 7 мес. массой 10 кг.
14. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: щенку в возрасте 2 мес. массой 1 кг и возрасте 8 мес. массой 5 кг.
15. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для служебных собак: щенку в возрасте 5 мес. массой 10 кг и возрасте 12 мес. массой 15 кг.
Просмотр и обсуждение видеофильмов
На занятиях используются научно-популярные, документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме.
Задачи:
совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;
развитие коммуникативных навыков;
актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения.
Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со обучающимися подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
Перечень видеофильмов рекомендуемых при изучении дисциплины
1. Жизнь до рождения. Собаки / Life before birth. In the womb dogs (National Geographic) [2009, Документальный, SATRip]. Страна: США (National Geographic) . Режиссер: Lorne Townend . Жанр: Документальный . Продолжительность: 00:47:25 . Год выпуска: 2009.
3. Боевой пес: Лучший друг солдата / War Dog: A Soldier's Best Friend (2017). Режиссер: Дебора Скрэнтон. Страна: США. Жанр: документальный. – URL.:https://dok-film.net/14377-boevoy-pes-luchshiy-drug-soldata-2017.html
4. Служебные собаки. Полигон (2018) HD. 00:27:54.
5. Основы дрессировки собак .Год выпуска: 2004 Страна: Россия Жанр: обучающее видео
6. Запечатленное время. Собачья работа (2015) – URL.: https://dok-film.net/zapechatlennoe-vremya-sobachya-rabota-2015.html
7. Животные на войне (2008) – URL.:https://dok-film.net/2653-zhivotnye-na-voyne-2008.html
8. Animal Planet. Все о собаках / Breed All About It.Страна: Англия. Режиссер: Крис Марино. Жанр: документальный. Продолжительность: 40 x ˜00:30:00 .Год выпуска: 1998-2001 . Описание: Подборка серий с канала AnimalPlanet о разных породах служебных собак.
1) БЕЛЬГИЙСКАЯ ОВЧАРКА (МАЛИНУА)
2) КОЛЛИ (ШОТЛАНДСКАЯ ОВЧАРКА)
3) НЬЮФАУНЛЕНД
4) СЕНБЕРНАР
5) ПИРИНЕЙСКАЯ ОВЧАРКА (ПИРИНЕЙСКАЯ ГОРНАЯ СОБАКА)
6) ЭРДЕЛЬТЕРЬЕР
7) АВСТРАЛИЙСКАЯ ПАСТУШЬЯ СОБАКА
9. Планета собак. Программа о собаках всего мира телеканала «Моя планета» (2011-2016 г.). Подборка выпусков о служебных породах собак:
Комплект тестовых заданий для текущего контроля
Вопросы тестовых заданий для текущего контроля к теме 1
1. Латинское видовое название домашней собаки?
а Canis lupus
б Canis familiaris
в Canis latrans
г Canis rufus
2. Предком домашней собаки является
а волк
б шакал
в койот
г гибриды волка с другими видами
3. Представители семейства Псовых являются
а стопоходящими
б полустопоходящими
в пальцеходящими
г другое
4. Количество пальцев у собак на передних и задних конечностях
а по 4 пальца на передних и задних лапах
б по 5 пальцев на передних и задних лапах
в 4 пальца на передних (иногда 5) и 5 пальцев на задних лапах
г 5 пальцев на передних и 4 пальца на задних лапах (иногда 5)
5. Количество костей входящих в состав скелета собаки
а 289-292
б 224-228
в 310-314
г 250-262
6. Зубная формула у взрослых собак
а I3C1P4M2/I3C1P4M3 = 42
б I3C1P4 / I3C1P4= 32
в I3C1P3/ I3C1P3= 28
г I3C1P4M2 /I3C1P4M2= 40
7. Зубная формула у щенков (молочные зубы)
а I3C1P4M2/I3C1P4M3= 42
б I3C1P3(4) /I3C1P3(4)= 28 (32)
в I3C1P3/ I3C1P3 = 28
г I3C1P4M2/I3C1P4M2= 40
8. В каком возрасте начинается у щенков смена молочных зубов на постоянные?
а в 4-5 мес.
б в 5-6 мес.
в в 2-3 мес.
г в 3-4 мес.
9. Правильным прикусом у собак обычно считается:
а перекус
б недокус
в ножницеобразный
г клещеобразный
а а) крайние моляры
б центральные резцы
в крайние премоляры
г резцы расположенные у клыков
11. Ректальная температура у собак в норме
а 35-36 оС
б 37,5-39,0 оС
в 36,5-38,0 оС
г 39-40оС
12. Частота пульса у собак крупных пород в состоянии покоя:
а от 60 до 80 ударов в минуту
б от 70 до 100 ударов в минуту
в от 100 до 140 ударов в минуту
г от 30 до 60 ударов в минуту
13. К основным промерам собак не относится:
а Длина головы
б Длина хвоста
в Высота в холке
г Ширина груди
14. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
15. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
16. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
17. Высокий постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град.
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град.
г Нет правильного ответа
18. Средний постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град
г Нет правильного ответа
19. Низкий постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град
г Нет правильного ответа
20. Угол плеча (угол между лопаткой и плечевой костью) — играет особо важную роль в движениях собаки. В норме должен составлять:
а между 90 и 100 градусами
б менее 90 градусов
в более 120 градусов
г между 80 и 110 градусами
21. Прямое плечо – называется угол между лопаткой и плечевой костью, когда он составляет:
а между 90 и 120 градусами
б менее 90 градусов
в более 120 градусов
г между 80 и 110 градусами
22. Острое плечо - называется угол между лопаткой и плечевой костью, когда он составляет:
б менее 90 градусов
в более 120 градусов
г менее 80 градусов
23. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б прямой с высокопосаженным хвостом и горизонтальным крестцом
в саблистый – со спущенным крестцом и низкопосаженным хвостом
г нет правильного ответа
24. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б прямой с высокопосаженным хвостом и горизонтальным крестцом
в саблистый – со спущенным крестцом и низкопосаженным хвостом
г нет правильного ответа
25. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б прямой
в саблистый
г нет правильного ответа
26. Коленный угол, образованный бедром и голенью, считается нормальным в пределах:
а 90-120 градусов
б 125-135 градусов
в 136-150 градусов
г 100-110 градусов
Вопросы тестовых заданий для текущего контроля к теме 2
1. Продолжительность беременности у сук
а 45-50 дней
б 78-84 дня
в 85-90 дней
г 58-62 дня
2. Рекомендуемый минимальный возраст для отъема щенков от сук:
а через 4-5 недель
б через 6-7 недель
в через 8-9 недель
г через 10 недель
3. Неонатальный период онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а до 1-2 недель жизни
б 3-4 неделя жизни
в 4-9 неделя
г с 10 недели до полового созревания
4. Ювенальный период онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а 1-2 неделя жизни
б 3-4 неделя жизни
в 4-9 неделя
г с 10 недели до полового созревания
5. Период социализации онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а 1-2 неделя жизни
б 3-4 неделя жизни
в 4-9 неделя
г с 10 недели до полового созревания
6. В каком возрасте обычно наступает половая зрелость у сук ?
а 1,5 – 2 года
б 10-12 мес.
в 7-8 мес.
г 1-1,5 года
7. Физиологически зрелыми самки становятся в возрасте:
а 12-14 мес
б 1,5 года
в 10 мес.
г 2 года
8. Половая охота у собак обычно длится до:
а 15 дней
б 9 дней
г 21 дня
9. Предпочтительные сроки (с начала течки) для проведения вязки у большинства собак:
а 7-17 сутки
б 3-10 сутки
в 10-21 сутки
г 7-10 сутки
10. При разведении собак используется следующий подбор производителей:
а индивидуальный
б индивидуально-групповой
в групповой
г вольная случка
11. Импринтинг – это:
а запечатление, проявляется у собак в период социализации, т.е. после становления функций зрения и слуха
б получение потомства от животных, состоящих в кровном родстве
в рефлекс следования
г выработка условных рефлексов
12. Какое мясо не подлежит проварке перед включением в рацион
а мясо диких животных
б мясо вынуждено убитых животных
в конина, говядина и их субпродукты
г свинина и субпродукты
13. По закону Рубнера следует, что:
а норма поддерживающего питания зависит от массы собаки.
б по объему разовая порция пищи должна соответствовать вместимости пищеварительного канала и способности организма собаки переварить и усвоить питательные вещества корма.
в норма поддерживающего питания собак зависит от площади поверхности тела.
г молодые животные нуждаются в большем количестве питательных веществ, чем взрослые собаки, на единицу живой массы.
14. В каком возрасте можно включать в рацион щенков свежее сырое мясо
а с 1мес.
б с 3-х недельного
в с 1,5 мес.
г с 2-х недельного
15. Рекомендуемое количество кормлений взрослых собак вне периода размножения:
а 2-3 раза
б не менее 3-4 раз
в 5 раз
г 3-5 раза
16. Рекомендуемое количество кормлений взрослых собак в период размножения:
а 2-3 раза
б не менее 3-4 раз
в 5 раз
г 5-7 раза
17. Нельзя включать в рацион собак
а селезенку, легкие с трахеей
б вываренные кости животных
в трубчатые кости птицы
г пресноводную рыбу
18. Взрослая собака, в состоянии покоя, за сутки с рационом должна получать в расчете на 1 кг живой массы обменной энергии:
а 100-120 ккал
б 70—80 ккал
в 95-110 ккал
г 80-88 ккал
19. Консервированные корма для собак не рекомендуется использовать:
а в качестве единственного корма
б как дополнительное питание
в в качестве диетического корма
г при транспортировке собаки
20. При подготовке кобеля к случке и в период полового использования количество энергии (общий уровень питания) в рационе, по сравнению с потребностью кобеля в период покоя, увеличивают:
а в 2 раза
б в 3 раза
в остается неизменным
г в 1,5 раза
21. Потребность сук в энергии, во время второй половины беременности, увеличивается:
а в 1,5-2 раза
в в 1,2-1,5 раза
г 2,5- 3,5 раза
22. Потребность лактирующих сук в энергии увеличивается:
а в 1,5-2 раза
б +в 2-3 раза
в в 1,2-1,5 раза
г 2,5- 3,5 раза
23. Содержание питательных веществ в молоке у собак, в % (по данным Завгороднего Д.И.):
а белка - 3,6, жира - 3,5, углеводов - 4,7, минеральных веществ - 0,70
б белка – 4,2, жира – 4,4, углеводов - 4,5, минеральных веществ - 0,80
в белка – 5,5, жира – 6,0, углеводов - 4,5, минеральных веществ - 0,90
г белка – 9,7 жира – 9,3, углеводов – 3,1, минеральных веществ – 0,9
24. Какой способ содержания не используется в собаководстве?
а павильонный
б клеточный
в боксовый
г станковый
Вопросы тестовых заданий для текущего контроля к теме 4
1. Нежелательный тип высшей нервной деятельности у рабочих собак:
а сильный уравновешенный инертный (флегматический) тип
б сильный уравновешенный подвижный (сангвинический) тип
в сильный неуравновешенный возбудимый (холерический) тип
г слабый неуравновешенный (меланхолический) тип
2. Рекомендуемый тип высшей нервной деятельности у рабочих собак:
а сильный уравновешенный инертный (флегматический) тип
б сильный уравновешенный подвижный (сангвинический) тип
в сильный неуравновешенный возбудимый (холерический) тип
г слабый неуравновешенный (меланхолический) тип
3. В зависимости от вида раздражителя и способа его применения не примкняют следующий метод дрессировки собак:
а вкусопоощрительный
б контактный
в механический
г подражательный
4. Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов:
а обонятельных раздражителей
б слуховых раздражителей
в зрительных раздражителей
г пищевых раздражителей
5. Главный метод дрессировки, объединяющий все положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов:
а комбинированный
б биологический
в контрастный
г специфический
6. Метод, заключающийся в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей:
а наталкивания
б подражательный
в контрастный
г механический
7. Метод, основанный на использовании врожденных реакций животных подражать действиям другого животного или человека:
а вкусопоощрительный
б подражательный
в контрастный
г механический
8. Методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. – это:
а план дрессировки
б метод дрессировки
в прием дрессировки
г нет верного ответа
9. Механический метод дрессировки имеет положительные стороны:
а обеспечивают безотказную работу собаки в любых условиях
б все условные рефлексы закрепляются прочно и надолго
г некоторые условные рефлексы образуются несколько медленнее
Вопросы тестовых заданий для текущего контроля к теме 5
1. В испытания служебных собак не входит цель:
а оценки качества дрессировки собак
б определения пригодности собак к племенному использованию
в определения пригодности собак к работе по дичи
д повторных испытаний собак для присуждения более высоких оценок
2. При каких погодных условиях не рекомендуется проводить испытания?
а во время дождя, снегопада, сильного ветра, а также при температуре ниже - 20°С и выше + 30° С
б во время дождя, снегопада, сильного ветра, а также при температуре ниже - 30°С и выше + 20° С
в во время дождя, снегопада, сильного ветра, а также при температуре ниже - 40°С и выше + 30° С
г нет правильного ответа
3. Состязания собак не могут быть:
а всероссийскими
б межрегиональными
в региональными
г деревенскими
4. Очередность выступлений собак на испытаниях и состязаниях устанавливается:
а собакой
б председателем
в участником
г жеребьевкой
5. В течение какого периода проводятся испытания на спортивно-дрессировочных площадках или в других пригодных по размерам и оборудованию местах, не имеющих резких отвлекающих раздражителей?
а всего года
б весной
в летом
г зимой
6. За каждое выступление собаки, отвечающее требованиям, установленным правилами испытаний по данному виду, экспертная комиссия присуждает:
а грамоты
б свидетельство
в удостоверение
г дипломы I, II и III степени
7. Норма дневной нагрузки на судью при оценке: общий курс дрессировки, защитно-караульная, комплексная дрессировка
по другим службам -.
а до 20 собак
б до 5 собак
в до 10 собак
г до 30 собак
8. Норма дневной нагрузки на судью при оценке: поисково-спасательная, розыскная служба
а до 20 собак
б до 5 собак
в до 10 собак
г до 30 собак
9. Повторные испытания, (если не выполнены требования для получения диплома), а также испытания для повышения степени, ступени или оценки дрессировки организуются.
а не ранее, чем через месяц после проведения первых испытаний
б Не ранее, чем через 6 месяцев после проведения первых испытаний
в не ранее, чем через год после проведения первых испытаний
г на следующий день после проведения первых испытаний
1. Австралийская овчарка (Аусси)
2. Алабай (Среднеазиатская овчарка)
3. Аляскинский маламут
4. Американский стаффордширский терьер
5. Английский мастиф
6. Белая швейцарская овчарка
7. Бельгийская овчарка
8. Бернский зенненхунд
9. Бигль
11. Бобтейл
12. Боксер
13. Бордер-колли
14. Босерон
15. Бриар
16. Бульмастиф
17. Вельш-корги кардиган
18. Вельш-корги пемброк
19. Восточноевропейская овчарка
20. Доберман
21. Золотистый ретривер
22. Кавказская овчарка
23. Кане-корсо
24. Лабрадор-ретривер
25. Леонбергер
26. Маремма-абруццкая овчарка
27. Миттельшнауцер
28. Московская сторожевая собака
29. Немецкая овчарка
30. Ньюфаундленд
31. Пиренейская горная собака
32. Ризеншнауцер
33. Ротвейлер
34. Русский черный терьер
35. Самоедская собака
36. Сенбернар
37. Сибирский хаски
38. Тибетский мастиф
39. Цвергшнауцер
40. Шелти
41. Шипперке
42. Шотландская овчарка (колли)
43. Аляскинский хаски
44. Сахалинский хаски
45. Сибирский хаски
46. Маккензи Ривер Хаски
47. Аляскинский маламут
48. Гренландская собака
49. Лапонская ездовая
50. Норвежская ездовая
51. Самоедская собака
52. Чинук
53. Чукотская ездовая
54. Канадская Эскимосская лайка
55. Якутская лайка
56. Камчатская ездовая
57. Таймырская ездовая
58. Сибирская ездовая собака Сеппала
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п