учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение истории формирования и типизации почвенно-геохимических и экологических карт; методологии мелкомасштабного почвенно-геохимического картографирования; базовых и прикладных почвенно-геохимических и экологических карт; главных элементов методологии почвенно-геохимического картирования.
ПКС-4: Способен разрабатывать и составлять электронные карты, книги, истории полей;
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Почвенно-геохимическое и эколого-географическое картографирование
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Объекты картографирования (ПКС-4)
2. История почвенно-геохимического картографирования (ПКС-4)
3. Почвенно-геохимические карты в системе тематического картографирования (ПКС-4).
4. Почвенно-геохимическое и эколого-географическое картографирование (ПКС-4).
5. Группировка почвенно-геохимических карт (ПКС-4)
6. Особенности содержания и принципы отбора показателей (ПКС-4)
7. Региональные карты. Карты СССР и России (ПКС-4).
8. Общие принципы составления базовых карт (ПКС-4).
9. Типы техногенных воздействий на почву (ПКС-4).
10. Принципы отбора показателей (ПКС-4).
11. Группировка прикладных карт (ПКС-4).
12. Констанционные и прогнозные карты (ПКС-4).
13. Оценочные прогнозные карты (ПКС-4).
14. Особенности почвенно-геохимических карт, легенды почвенно-геохимических карт (ПКС-4).
15. Предмет и задачи экологического картографирования (ПКС-4).
16. Исторические корни и современные концепции экологического картографирования ( ПКС-4).
17. Классификация информационных источников по ведомственной принадлежности (ПКС-4).
18. Классификация информационных источников экологического картографирования по
применяемым научным методам и техническим приемам (ПКС-4)
19. Территориальная интерпретация эколого-географической информации (ПКС-4).
20. Картографическая семантика в экологическом картографировании (ПКС-4).
21. Картографирование атмосферных проблем (ПКС-4)
22. Картографирование загрязнения вод суши (ПКС-4).
23. Картографирование физического загрязнения (ПКС-4).
24. Картографирование загрязнения почв и других депонирующих сред (ПКС-4).
25. Картографирование геолого-геоморфологического загрязнения (ПКС-4).
26. Картографирование последствий геолого-геоморфологического загрязнения (ПКС-4).
27. Биоэкологические аспекты картографирования (ПКС-4)
28. Комплексное экологическое картографирование (ПКС-4).
29. Прикладное экологическое картографирование и использование экологических карт(ПКС-4);
30. Экологическое картографирование при обосновании инвестиций (ПКС-4)
31. Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий (ПКС-4)
32. Картографическая составляющая ОВОС (ПКС-4);
33. Экологические аспекты кадастрового картографирования (ПКС-4);
34. Географический анализ загрязнения (ПКС-4)
Комплект тестовых заданий
А. Физико-химических свойствах почв
В Закономерностях пространственного распределения
С Уровнях концентрации в почвах или в отдельных горизонтах химических элементов и
соединений, в том числе опасных для биогеоценозов и человека
D Земной поверхности
Тест 2. Главный объект почвенно-геохимического картографирования:
А. Почва
В Земная поверхность
С Химические элементы
D радионуклеотиды
Тест 3. Ученые, проводившие почвенно-геохимические исследования:
А. М. А. Глазовская
В А. А. Роде
С И. П.Герасимов
D Л.И. Прасолов
Тест 4. Базовые карты :
А. Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
С основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя
связи между явлениями и закономерностями
D Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
Тест 5. Интерпретационные карты:
А. Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя
связи между явлениями и закономерностями
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
С Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
D Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
Тест 6. Фактологические карты :
А. Совмещают показ нескольких независимых параметров или явлений, тематически связанных
между собой
В Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
С Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
D основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя
связи между явлениями и закономерностями
Тест 7. Комплексные карты :
А. Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
В Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
С Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
D Совмещают показ нескольких независимых параметров или явлений, тематически связанных
между собой
Тест 8. Аналитические карты :
А. Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
В Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
С Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
D Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя
связи между явлениями и закономерностями
Тест 9. Экологическое картографирование включает :
А. В себя создание новых разновидностей карт в рамках существующих областей тематического
картографирования
В Пространственную характеристику взаимодействия деятельности человека с окружающей средой
С Пространственную организацию почвенного покрова
D Пространственную группировку почв по производительной способности
Тест 10. Экологические карты содержат информацию о:
А Загрязнении вод суши
В Закономерностях пространственного распределения почв
С Содержании элементов биофилов в 0-20 см слое почвы
D Геоморфологическом строении территории
Тест 10. Экологические карты содержат информацию о:
А. Атмосферных, водных, земельных, биологических, геолого-геоморфологических и ландшафтных проблемах
В Биологическом разнообразии ландшафтов
С Инвентаризации земель
Тест 11. Медико-географическое картографирование фактического распространения болезней ведется на основе:
А. Полевой карты распространения иксодовых клещей
В Данных медицинской статистики
С Зоогеографических карт
D Ландшафтных карт
Тест 12. Картографирование физических факторов загрязнения проводят:
А. В районах аварий нефтепроводов
В В районах радиоактивного загрязнения, в зонах взаимодействия автомагистралей, вблизи
излучателей радиоволн
С В местах сбросов бытовых отходов
D В донных отложениях
Тест 13. Картографирование геолого-геоморфологического загрязнения проводят:
А. При изучении лито- и геодинамических процессов
В В районах радиоактивного загрязнения, в зонах взаимодействия автомагистралей, вблизи излучателей радиоволн
С В местах сбросов бытовых отходов
D В донных отложениях
Тест 14. Картографирование техногенных отложений проводят:
А. При изучении лито- и геодинамических процессов
В В зонах влияния транспортных сооружений и коммуникаций, гидротехнических сооружений,
отвалов, инженерно-строительных сооружений, горнодобывающих предприятий
С В местах массовых заболеваний
D В донных отложениях
Тест 15. Биоиндикационное картографирование проводят:
А. В местах массовых заболеваний
В В зонах влияния транспортных сооружений и коммуникаций, гидротехнических сооружений,
отвалов, инженерно-строительных сооружений, горнодобывающих предприятий
С Для урбанизированных территорий по состоянии здоровья населения, в первую очередь
детского
D В донных отложениях
Тест 16. На инвентаризационных картах показывают:
А. Состояние лесов, лугов
В Позитивные и негативные факторы проживания человека
С Элементы природной среды, характер их использования , а также источники техногенного
воздействия
D Материалы опробывания геокомпонетов
Тест 17. На инвентаризационно-оценочных картах показывают:
А. Позитивные и негативные факторы проживания человека
В Элементы природной среды, характер их использования , а также источники техногенного
воздействия
С Состояние лесов, лугов
D Материалы опробывания геокомпонетов
Тест 18. На комплексных оценочных картах показывают:
А. Элементы природной среды, характер их использования, а также источники техногенного воздействия
В Материалы опробывания геокомпонетов
С Позитивные и негативные факторы проживания человека
D Состояние лесов, лугов
ВАРИАНТ 2
Тест 1. Почвенно-геохимические карты содержат информацию о:
А. Агропроизводственной способности почв
В Геоморфологическом строении территории
С Содержании в почвах тяжелых металлов
D Экологическом состоянии территории
Тест 2. Объекты почвенно-геохимического картографирования:
А. Геохимические условия
В Концентрация химических элементов и соединений в почвах
С Факторы почвообразования
D Почва
Тест 3. Ученые, проводившие почвенно-геохимические исследования:
А. Л. И. Прасолов
В А.И. Перельман
С В. А. Ковда
D В. М. Фридланд
Тест 4. Аналитические карты
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
С Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
D Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
Тест 5. Базовые карты :
А. Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
В Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
С Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
D Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя связи между явлениями и закономерностями
Тест 6. Фактологические карты:
А. Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя связи между явлениями и закономерностями
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
С Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
D Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
Тест 7. Интерпретационные карты :
А. Совмещают показ нескольких независимых параметров или явлений, тематически связанных между собой
В Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
С Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
D основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя связи между явлениями и закономерностями
Тест 8. Карты мониторинга относятся к:
А. Прогнозным
В Индикационным
С Рекомендательным
D Оценочным
Тест 9. Карта «Распределение свинца в почвах Улан-Удэ» относится к типу карт:
А. Констатационному
В Оценочному
С Прогнозному
D Оценочно-прогнозному
Тест 10. Карта «Геохимические условия миграции микроэлементов в почвах Баргузинской
котловины» относится к типу карт:
А. Оценочно-прогнозных
В Констатационных
С Оценочных
D Прогнозных
Тест 11. Оценочные карты представляют:
А. Фактические данные о концентрации веществ в почвах, свойствах, состояниях, режимах почв.
В Какие либо характеристики состояния почв относительно известной нормы (ПДК, ОДК, Ка)
С Сценарии поведения элементов в определенных условиях, показывают возможности аккумуляции веществ в почве, в том числе на геохимических барьерах, их выноса за пределы профиля, перераспределения или трансформации
D Прогнозную информацию об условиях миграции и аккумуляции веществ с фактическими данными по объемам техногенных нагрузок (с использованием статистических материалов), на основании чего дается оценка степени потенциальной опасности накопления загрязнителей.
Тест 12. Констатационные карты представляют:
А. Прогнозную информацию об условиях миграции и аккумуляции веществ с фактическими данными по объемам техногенных нагрузок (с использованием статистических материалов), на основании чего дается оценка степени потенциальной опасности накопления
загрязнителей.
В Фактические данные о концентрации веществ в почвах, свойствах, состояниях, режимах почв.
С Какие либо характеристики состояния почв относительно известной нормы (ПДК, ОДК, Ка)
D Сценарии поведения элементов в определенных условиях, показывают возможности аккумуляции веществ в почве, в том числе на геохимических барьерах, их выноса за пределы профиля, перераспределения или трансформации
Тест 13. К какому типу карт относится карта «Условия миграции цинка в почвах»:
А. Констатационному
В Оценочному
С Оценочно-прогнозному
D Прогнозному
Тест 14. К какому типу карт относится карта «Загрязнение почв цинком»:
А. Оценочному
В Оценочно-прогнозному
D Констатационному
Тест 15. Почвенные свойства дерново-подзолистой почвы, влияющие на поведение элементов в почве:
А. Высокое содержание гуматного гумуса
В Карбонаты
С Высокая биологическая активность
D Агрессивная среда
Тест 16. Почвенные свойства чернозема, влияющие на поведение элементов в почве:
А. Промывной водный режим
В Замедленный биологический круговорот веществ
С Окислительные условия
D Тяжелый гранулометрический состав
Тест 17. При сильной степени деградации компонентов ландшафта возможные количественные показатели:
А. Загрязнение не превышает ПДК
В Загрязнение в n раз превышает ПДК
С Загрязнение превышает ПДК в 0,1n- n раз
D Отсутствие или крайне малое загрязнение ПДК
Тест 18. При кризисной экологической ситуации степень деградации ландшафта:
А. Ненарушенная
В Слабонарушенная
С Сильно нарушенная
D Очень сильно нарушенная
ВАРИАНТ 3
Тест 1. Экологическое картографирование представляет собой:
А. Карты генетических типов почв, обогащенными дополнительными характеристиками
В «стыковую» дисциплину и образует сложное единство геоэкологических методов получения информации и территориальной интерпретации специфических данных о состоянии окружающей среды и общекартографических приемов корректного изображения информации
С Карты генетических типов четвертичных отложений
D Разновидности карт в рамках существующих областей тематического картографирования
Тест 2. Эколого-географическое картографирование включает в себя:
А. Пространственную характеристику процессов взаимодействия деятельности человека с окружающей средой
В Создание новых разновидностей карт в рамках существующих областей тематического картографирования
С Распространение осадочных, вулканических, интрузивных, метаморфических и других образований
D Флористический состав, структуру, географические закономерности распространения, а также пространственно-временную динамику растительного покрова
Тест 3. Ученые, проводившие картографические исследования:
А. А. М. Берлянд
В А. А. Роде
С И. П.Герасимов
D Л.И. Прасолов
Тест 4. Ученые, проводившие почвенно-геохимические исследования:
А. Н. И. Базилевич
В Н. С. Касимов
С С. А. Шоба
D Д, И.Прянишников
Тест 5. Ученые, проводившие экологическое картографирование на основе космической
информации
А. Е.А. Востокова, В.А. Сущеня, Л.А.Шевченко
В Л. Д. Арманд
С В. С. Преображенский
D В.С. Фридланд
Тест 6. Почвенно-геохимические карты содержат информацию о:
А. Литологическом строении территории
В Содержании в почвах тяжелых металлов
С Экологическом состоянии территории
D Геоморфологическом строении территории
Тест 7. Объекты почвенно-геохимического картографирования:
А. Атмосферное загрязнение
В Концентрация химических элементов и соединений в почвах
С Факторы почвообразования
D Почва
Тест 8. Фактологические карты :
А. Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на
общепринятых научных концепциях
связи между явлениями и закономерностями
D Совмещают показ нескольких независимых параметров или явлений, тематически связанных
между собой
Тест 9. Базовые карты :
А. Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
В Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя связи между явлениями и закономерностями
С Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
D Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
Тест 10. Интерпретационные карты:
А. Основаны на интерпретации фактических данных под определенным углом зрения, выявляя связи между явлениями и закономерностями
В Являются фундаментальным картографическим произведением, основывающимся на общепринятых научных концепциях
С Отражают распределение каких-либо свойств, явлений или объектов
D Основаны исключительно на фактических данных, как правило, количественных
Тест 11. Карты мониторинга относятся к::
А. Рекомендательным
В Оценочным
С Прогнозным
D Индикационным
Тест 12. Карта «Распределение тяжелых металлов в почвах города Иркутска» относится к типу карт:
А. Оценочно-прогнозному
В Оценочному
С Прогнозному
D Констатационному
Тест 13 Карта «Геохимические условия миграции микроэлементов в почвах ИркутскоЧеремховской равнины» относится к типу карт:
А. Прогнозных
В Оценочных
С Оценочно-прогнозных
D Констатационных
Тест 14. Почвенные свойства глееземов, влияющие на поведение элементов в почве:
А. Высокое содержание гуматного гумуса
В Карбонаты
С Высокая биологическая активность
D Кислая реакция среды и восстановительные условия среды
Тест 15. Почвенные свойства каштановой почвы, влияющие на поведение элементов в почве:
А. Замедленный биологический круговорот веществ
В Восстановительные условия
С Супесчаный гранулометрический состав
D Выпотной водный режим
Тест 16. При слабой степени деградации компонентов ландшафта возможные количественные показатели:
А. Загрязнение в n раз превышает ПДК
В Загрязнение превышает ПДК в 0,1n- n раз
С Отсутствие или крайне малое загрязнение ПДК
D Загрязнение не превышает ПДК
Тест 17. Картографирование геолого-геоморфологического загрязнения проводят:
А. В районах автомагистралей
В В местах сбросов бытовых отходов
С В донных отложениях
D При изучении лито- и геодинамических процессов
Тест 18. Картографирование техногенных отложений проводят:
А. Для урбанизированных территорий по состоянию здоровья населения, в первую очередь
детского
В В зонах влияния транспортных сооружений и коммуникаций, гидротехнических сооружений,
отвалов, инженерно-строительных сооружений, горнодобывающих предприятий
С В местах массовых заболеваний
D В донных отложениях
Тест 26. При слабой степени деградации компонентов ландшафта возможные количественные
показатели:
А. Загрязнение в n раз превышает ПДК
В Загрязнение превышает ПДК в 0,1n- n раз
С Отсутствие или крайне малое загрязнение ПДК
D Загрязнение не превышает ПДК
Тест 27. При катастрофической экологической ситуации степень деградации ландшафта:
В Слабонарушенная
С Сильно нарушенная
D Очень сильно нарушенная
Вариант 4
Тест 1. Картография почв изучает:
А. Строение почв
В Почвенные карты
С Состав почв
D Агрономическую оценку
Тест 2. Почвенная карта – это изображение:
А. Речной сети
В Земной поверхности
С Почвенного покрова
D Овражно-балочной сети
Тест 3. Почвенная карта отражает:
А. Физические свойства
В Пространственное расположение почв
С Морфологические признаки
D Генетическую характеристику
Тест 4. Обзорные почвенные карты отражают почвы::
А. Областей
В Республик
С Хозяйств
D Материков, государств
Тест 5. К первой категории земель по пригодности в сельском хозяйстве относят:
А. Нарушенные земли
В Пригодные после мелиорации
С Пригодные под пашню
D Пастбищные
Тест 6. При использовании материалов почвенного исследования в землеустройстве в большей степени учитывается:
А. Питательный режим
В Степень кислотности
С Однородность почвенного покрова
D Солевой режим
Тест 7. Детальные почвенные исследования (1:2000-1:5000) характеризуют почвенный покров:
А. Областей
В Опытных полей
С Государств
D Регионов
Тест 8. При использовании материалов почвенных исследований в целях осушения учитывают:
А. Глубину залегания грунтовых вод
В Питательный режим
С Степень эродированности
D Мощность гумусового горизонта
Тест 9. Основатель картографии почв в России:
А. И.П.Герасимов
В В.А.Ковда
С Л.И.Прасолов
D В.В.Докучаев
Тест 10. Научной основой картографии почв является:
А. Минералогия
В Петрография
С Классификация и география почв
D Физика почв
Тест 11. Подготовительный период обследования почв включает подготовку:
А. Картографической основы
В Закладку разрезов
С Проведение маршрутных исследований
D Лабораторные анализы
Тест 12. При использовании почвенных карт и картограмм в целях рационального применения удобрений учитывают:
А. Питательный режим
В Физические свойства
С Однородность почвенного покрова
D Гранулометрический состав
Тест 13. При известковании почв используют картограммы:
А. Степени эродированности
В Физико-химических свойств и кислотности
D Обеспеченности элементами питания
Тест 14. Какой индекс характеризует черноземы обыкновенные среднемощные:
А. Пд2
В Пг1
С Ксн
D Чоб2
Тест 15. Каким индексом на почвенной карте отражены каштановые солончаковые почвы:
А. Пд2
В Пг1
С Ксн
D Чоб2
Тест 16. . Каким индексом на почвенной карте отражены тундровые почвы:
А. Лссм
В Пг1
С Тгмм
D Чт
Тест 17. Каким индексом на почвенной карте отражены почвы лесостепной зоны:
А. Сн
В Лссм
С Пд
D Бт
Тест 18. Каким индексом на почвенной карте отражены интразональные почвы:
А. Пд
В Ак
С Тг
D Чоп
1. Почвенно-геохимическое картографирование в России
2. Почвенно-геохимические формации мира
3. Почвенно-геохимические исследования М.А.Глазовской
4. Почвенно-геохимические исследования А.И. Перельмана
5. Почвенно-геохимические исследования Н.С.Касимова
6. Почвенно-геохимические исследования в Бурятии
7. Место почвенно-геохимических карт в системе тематических карт
8. Почвенно-географическое картографирование
9. Группировка экологических карт
10. Группировка почвенно-геохимических карт
11. Базовые почвенно-геохимические карты
12. Прикладные почвенно-геохимические карты
13. Методика составления почвенно-геохимических карт
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п