учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение понятийного аппарата понятия «организации предпринимательской деятельности и управления в АПК», основных теоретических положений и методов управления бизнесом, формирование умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач.
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
, но допускает ошибки
:
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
:
ОПК-6: Способен управлять коллективами и организовывать процессы производства.;
.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Организация предпринимательской деятельности и управления в АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Определение сущности предпринимательской деятельности (УК-2)
2. Место предпринимателей в структуре общества (ОПК-6)
3. Виды предпринимательской деятельности (УК-3)
4. Предприниматель как основной субъект предпринимательской активности (ОПК-6)
5. Особенности субъектов предпринимательского процесса (УК-3)
6. Среда как объект предпринимательской деятельности (УК-2)
7. Концепция предпринимательства. Функции и типы предпринимательской
деятельности. (ОПК-6)
8. Основные этапы организации предпринимательства.(УК-2)
9. Предпринимательство как явление и как процесс (УК-3)
10. Классификация предпринимательства (ОПК-6)
11. Организационно-правовые условия предпринимательской деятельности в РФ (УК-3)
12. Внешняя предпринимательская среда (УК-2)
13. Внутренняя предпринимательская среда (УК-3)
14. Роли государства по отношению к предпринимателю: «тормоз», «наблюдатель»,
«ускоритель».(УК-3)
15. Физические лица — субъекты предпринимательства. (ОПК-6)
16. Юридические лица — субъекты предпринимательства (УК-3)
17. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (УК-3)
18. Государственная регистрация юридического лица. (УК-3)
19. Сложные объединения предприятий. (ОПК-6)
20. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.(УК-2)
21. Общее понятие о предпринимательском капитале. (УК-2)
22. Источники формирования предпринимательского капитала (УК-3)
23. Оценка стоимости капитала (ОПК-6)
24. Налоговое обеспечение предпринимательской деятельности (УК-2)
25. Аренда и арендные отношения. Правовые основы аренды. Виды аренды. (УК-3)
26. Понятие инвестиций и капитальных вложений. Способы инвестирования (УК-2)
27. Предпринимательский проект и его структура (УК-3)
28. Методы финансовой оценки предпринимательских проектов (ОПК-6)
29. Содержание бизнес-плана: основные положения, порядок разработки. (УК-2)
30. Кредитование предприятий: сущность и принципы. (УК-3)
31. Банкротство предприятий: сущность, пути реализации. (УК-3)
32. Виды бизнес-планов и их назначение: (ОПК-6)
33. Структура бизнес – плана инвестиционного проекта (УК-3)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Организация предпринимательской деятельности и конкурентные преимущества предприятий АПК
1. Что общего между понятиями “менеджмент” и “бизнес” и чем они различаются?
2. В какую стадию капитализма, по Вашему мнению, вступает отече¬ственная экономика?
3. В чем состоят основные различия маркетинговой и сбытовой фирм?
4. Почему человек становится потребителем товаров и услуг?
5. Назовите основные группы человеческих потребностей и пути их цивилизованного удовлетворения.
7. Что такое бизнес-план и для чего он нужен?
8. Как оценить рынок сбыта и возможных конкурентов?
9. Назовите основные элементы разработки плана маркетинга.
Раздел 2. Сущность и особенности процесса управления в АПК
1. Назовите рекламные цели и виды рекламных материалов.
2. Перечислите наиболее распространенные и доступные способы сбы¬та товаров и услуг.
3. Чем завершается сделка и каковы основные источники реализации товаров и услуг?
4. Назовите основные мотивы, побуждающие фирмы осуществлять международный бизнес.
5. Охарактеризуйте основные виды международного бизнеса.
6. Какими факторами характеризуется внешняя среда международ¬ного бизнеса?
7. Дайте определение понятия “стиль управления” и назовите его ос¬новные разновидности.
8. Какие существуют формы образования? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
Комплект заданий для практических работ
Раздел 1. Организация предпринимательской деятельности и конкурентные преимущества предприятий АПК
Задание 1. Ваши шансы стать миллионером. Выберите из трех предложенных вариантов ответов на каждый из приведенных далее вопросов только один, который в наибольшей степени соответствует Вашей точке зрения. Номер вопроса и буквенное обозначение выбранного ответа запишите на отдельном листе бумаги.
1.Каким способом легче всего делать деньги?
а) много работать, быть хорошо информированным, риско¬вать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело;
б) надеяться на “дядюшкино” наследство, пытать счастья в лотерее;
в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководителя, или же заняться политикой.
2.Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у Вас самую большую улыбку?
а) Дональд Дак;
б) Густав Ганс;
в) ДогобертДак.
3.Какой размер прибыли может, по Вашему мнению, побу¬дить богатейших людей мира заключить сделку?
а) от полумиллиона до миллиона;
б) до десяти миллионов;
в) десятки миллионов и более.
4.С каким высказыванием Вы согласны?
а) чем больше денег, тем больше удовольствия;
б) деньги означают власть;
в) деньги вызывают много зависти.
5.Известна ли Вам так называемая игра по письму? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищете жертву, которая также платит, и в конечном счете Ваше капиталовложение воз¬вращается к Вам в многократном размере. Какую роль Вы при этом готовы играть?
а) не участвовать;
б) участвовать и одновременно зарабатывать;
в) быть инициатором игры.
6.Придаете ли Вы значение тому, чтобы о Вас упоминали в разделе “Светская жизнь” в различных газетах?
а) я был бы этому очень рад;
б) нет;
в) обо мне и так часто пишут.
7.Как можно выигрывать на скачках?
а) рисковать высокими ставками;
б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;
в) купить лошадь-победителя.
8.Кто, по Вашему мнению, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом?
а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордс¬мен;
б) адвокат, врач, маклер, политик;
в) глава фирмы, издатель.
9.Как Вы относитесь к бизнесу между приятелями?
а) я готов ссужать своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;
б) деньги и дружба несовместимы;
в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.
а) разумеется, я бы наслаждался этим;
б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;
в) нет.
11.Куда вложили бы Вы свои миллионы?
а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;
б) в акции и другие ценные бумаги;
в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).
12.Если у Вас уже есть пара миллионов, будете ли Вы стре¬миться заработать дополнительно?
а) не только мелкую сумму, но и от крупной не откажусь;
б) конечно;
в) нет, поскольку мне хватает.
Задание 1. Способны ли вы стать руководителем. Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение варианта ответа, который соответствует Вашим привычкам и характеру. Правильный ответ Вы получите только в том случае, если откровенно ответите на вопросы.
1.Представьте себе, что с завтрашнего дня Вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше Вас по возрасту. Чего больше всего Вы опасались бы в этом случае?
а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;
б) что Вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые Вами решения;
в) что не удастся выполнить работу на том уровне, на кото¬ром бы Вам хотелось.
2. Если Вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то какими будут Ваши действия?
а) постараетесь утешиться, пренебрегая неудачей, считая случившееся несущественным (“подумаешь, бывает и хуже!”), и отправитесь куда-нибудь расслабиться (например, на концерт);
б) начнете лихорадочно раздумывать: нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объек¬тивные обстоятельства;
в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был Ваш собственный промах и как исправить дело;
г) опустите руки в связи со случившимся, испытаете отчая¬ние, впадете в депрессию.
3.Какое из перечисленных далее сочетаний качеств и черт наиболее подходит к Вам?
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатли¬тельный, добродушный, медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старатель¬ный, исполнительный, логичный.
4.Считаете ли Вы, что большинство людей:
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;
в) трактуют работу как необходимость, не более.
5.Руководитель должен быть ответствен:
а) за поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);
б) за отличное и своевременное выполнение заданий (тогда и подчиненные будут довольны).
6.Представьте себе, что Вы являетесь руководителем ка¬кой-то организации и должны в течение недели представить “наверх” план определенных работ. Как Вы поступите:
а) составите проект плана, доложите о нем начальству и по¬просите при необходимости поправить его;
б) выслушаете мнение подчиненных специалистов, после чего составите план, принимая во внимание только те из высказанных предложений, которые согласуются с Вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчиненным и не стане¬те вносить в него никаких существенных поправок, направив для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместите¬ля или другого компетентного работника;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отста¬ивая его положения.
7. На Ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:
а) бдительно следит, чтобы все его подчиненные точно вы¬полняли свои функции и задания;
б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом “доверяй и проверяй”;
в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает и о тех, кто ее выполняет.
8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли Вы ответ¬ственность за свою работу равнозначной Вашей ответственнос¬ти за итоги работы всего коллектива?
а) да;
б) нет.
9. Ваш взгляд на проблему или поступок встречен другими критически. Как Вы будете вести себя?
а) не поддаваясь мгновенной защитной реакции, не поспе¬шите с возражениями, а постараетесь трезво взвесить все
б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущество Ваше¬го воззрения;
в) в силу вспыльчивого характера не сумеете скрыть досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взгляда своего не измените и поступать бу¬дете по-прежнему.
10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех?
а) премирование;
б) наказание.
11. Хотели бы Вы:
а) чтобы другие видели в Вас хорошего друга;
б) чтобы никто не усомнился в Вашей честности и решимос¬ти оказывать помощь в нужный момент;
в) вызывать у окружающих восхищение Вашими качества¬ми и достижениями.
12. Любите ли Вы принимать самостоятельные решения?
а) да;
б) нет.
13. Если Вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то:
а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не воз¬вращаетесь снова и снова к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго мучаетесь сомнениями: “а не лучше было бы вот так или так...”;
в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
Задание. Есть ли у вас способности для организации малого предприятия. Этот тест поможет Вам определить свои возможности к веде¬нию собственного дела в малом бизнесе.
A. Начинаете ли Вы дело по собственной инициативе?
1. Я все делаю сам. Никому не приходится меня подталкивать.
2. Если кто-нибудь помогает мне начать, дальше все идет хорошо.
3. Тише едешь — дальше будешь. Пока можно, я не трогаюсь с места.
Б. Как Вы относитесь к людям?
1. Я люблю людей. Я могу поладить почти со всеми.
2. У меня много друзей. Мне больше никто не нужен.
3. Большинство людей меня раздражает.
B. Можете ли Вы быть руководителем?
1. Я могу увлечь за собой многих людей, когда начинаю ка¬кое-нибудь дело.
2. Я могу отдавать приказания, если кто-нибудь говорит мне, что надо делать.
3. Я предпочитаю, чтобы кто-нибудь другой был движущей силой. Тогда я присоединяюсь, если у меня есть желание.
Г. Умеете ли Вы брать на себя ответственность?
1. Мне нравится брать на себя ответственность и доводить дело до конца.
2. Я возьму на себя ответственность, если придется, но пред¬почитаю, чтобы это делал кто-нибудь другой.
3. Всегда найдется какой-нибудь энергичный человек, кото¬рый захочет выглядеть умником. Я с удовольствием предостав¬лю ему возможность отвечать за дело.
Д. Хороший ли Вы организатор?
1. Прежде чем взяться за дело, я люблю составить план. Обычно именно я разрабатываю последовательность действий, когда группа собирается приступить к чему-то.
2. У меня все идет нормально, если ситуация не очень слож¬ная. Но стоит возникнуть проблемам, я все бросаю.
3. Когда у меня уже все налажено, может возникнуть ситуа¬ция, создающая слишком много проблем. Тогда я просто плыву по течению.
Е. Хороший ли Вы работник?
1. Я могу работать столько, сколько требуется. Я не против того, чтобы много работать, если это нужно мне самому.
2. В течение некоторого времени я могу работать много. Но когда мне надоедает, тогда — все.
3. Я не вижу смысла много работать.
Ж. Способны ли Вы принимать решения?
1. При необходимости могу быстро принимать решения. И обычно они оказываются правильными.
2. Могу, если у меня для этого много времени. Когда же мне приходится принимать решение быстро, то потом оказывается, что оно было неправильным.
3. Мне бы не хотелось оказаться в ситуации, когда придется что-то решать самому.
З. Могут ли люди доверять Вашим словам?
2. Я почти всегда стараюсь быть на уровне, но иногда говорю то, что в какой-то ситуации сказать легче.
3. Зачем беспокоиться, если собеседник не знает, правду я го¬ворю или нет?
И. Держите ли Вы свое слово?
1. Если я решу что-то сделать, меня ничто не остановит.
2. Обычно я заканчиваю то, что начал, если все идет хорошо.
3. Если у меня сразу не получается, я все бросаю. Зачем ло¬мать себе голову?
К. Как у Вас обстоят дела со здоровьем?
1. Я никогда не устаю!
2. У меня хватает энергии почти на все, что я хочу сделать.
3. Я ощущаю недостаток сил раньше, чем большинство моих друзей.
Раздел 2. Сущность и особенности процесса управления в АПК
Задание 1. Уровень ваших амбиций. Ответьте на приведенные далее вопросы “Да”, “Не уверен” или “Нет”.
1. Вы получаете удовлетворение в стремлении достичь чего- то определенного?
2. Считаете ли Вы главной целью жизни достижение значи¬тельных успехов?
3. Верно ли, что окружающие считают Вас честолюбивым че¬ловеком?
4. Хотелось бы Вам написать роман?
5. Всегда ли Вы ставите цели, которые Вам по силам?
6. Часто ли Вы мечтаете о больших свершениях?
7. Чувствуете ли Вы удовлетворение после выполнения тя¬желой задачи?
8. Удается ли Вам всегда проявлять себя с лучшей стороны?
9. Ставите ли Вы своей целью добиться широкого признания в чем-либо?
10. Нравится ли Вам разгадывать кроссворды и головоломки?
11. Считаете ли Вы важным быть лучше других в том или ином деле?
12. Предпочитаете ли Вы не сдаваться даже тогда, когда успех кажется маловероятным?
13. Верно ли, что играя на “интерес”, Вы все равно стараетесь выиграть во что бы то ни стало?
14. Продолжаете ли Вы идти к цели, даже если другие потер¬пели неудачу в попытке достичь ее?
Задание 1. Психологический тест для бизнесменов. Предлагаем Вашему вниманию один небольшой тест, выводы которого могут показаться несколько неожиданными.
Выберите один из трех вариантов ответа на каждый из приведенных далее 10 вопросов.
1. Я обожаю соревноваться и побеждать: а) не слишком; б) иногда; в) да.
2. Я часто смотрю на часы: а) нет; б) изредка; в) да.
3. Я составляю расписание для себя: а) редко; б) иногда; в) обычно.
4. Я соблюдаю ограничение скорости: а) обычно; б) иногда; в) редко.
5. Я вовремя являюсь на важные мероприятия:
а) изредка; б) иногда; в) обычно.
6. Я теряю терпение, если на меня оказывают давление: а) никогда; б) иногда; в) часто.
7. Я — честолюбивый человек:
а) нет; б) слегка; в) да.
8. Я часто делаю сразу несколько дел:
а) нет; б) иногда; в) да.
9. Я — спокойный человек:
а) да; б) иногда; в) нет.
10. Я испытываю чувство вины, если бездельничаю:
а) нет; б) иногда; в) да.
Задание 1. Определите свой стиль руководства.
Два варианта управления — административно-волевой и идейно-лидерский — на практике редко существуют изолиро¬ванно, чаще всего они переплетаются. Оба они имеют свои преиму¬щества, если только применяются сообразно обстоятельствам, за¬данным условиями работы. Но очень часто стиль руководства зависит не столько от обстоятельств дела, сколько от характера руководителя: порой руководителю кажется, что “иначе с ними (подчиненными) нельзя”. Однако можно помочь руководителю разобраться в самом себе. Предлагаем выяснить, какие качества превалируют в Вашем характере, воспользовавшись тестом са¬мооценки, который предложили Е. Жариков и А. Золотов. Мо¬жет быть, Вам это поможет несколько скорректировать свой стиль руководства.
Итак, кто Вы? Администратор или лидер?
Тщательно продумав приведенные далее высказывания, по¬старайтесь определить степень согласия с содержанием каждого из них по одиннадцатибалльной шкале: от 0 до 10. Имейте в виду, что 10 баллов — полное согласие с высказыванием; 0 — полное несогласие; 5 — согласие наполовину. Остальные степе¬ни согласия располагаются по восходящей от 0 до 10.
Опросный лист
1. Согласен с тем, чтобы члены любого трудового коллектива сами выбирали себе руководителя.
2. Когда это необходимо, я умею заставить людей “крутиться”.
3. Люди доверяют мне личные тайны.
4. Все люди хотят одного — власти, и я — не исключение.
6. Я согласен с поговоркой: “Если лошадь везет плохо, ее надо бить”.
7. В спорах и конфликтах не зависящие от меня люди обра¬щаются ко мне как к арбитру.
8. Думаю, что даже в личных интересах людей выгодно иметь руководителем человека непреклонного, жесткого и, быть мо¬жет, даже безжалостного: я стараюсь быть именно таким.
9. Я могу ладить (срабатываться) с людьми, даже если они мне не по душе.
10. Считаю, что основное требование для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей вы¬полнять работу; я поступаю именно так.
11. Я чувствую в себе способность и готовность практически действовать для решения общих проблем (нужд) членов кол¬лектива.
12. Я отдаю распоряжения, команды, приказы, указания раз¬ным людям в одинаковой форме.
13. В интересах дела я использую мнения (точки зрения), противоположные моему собственному.
14. Я глубоко убежден, что успешно может руководить лишь тот, кого боятся.
15. Я практически действую так, чтобы каждый мог проявить свои способности и возможности наилучшим образом.
16. Даже для решения вопросов, затрагивающих большин¬ство членов коллектива, я не организую массовые обсужде¬ния — это тормозит процесс.
17. Мне удается повести за собой людей (вовлечь их в какие- либо дела), даже если они совершенно независимы от меня (не подчинены мне).
18. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглаша¬ются со мной, боясь “нарваться” на неприятности.
19. Когда надо было просить от имени коллектива, к руковод¬ству приходилось обращаться мне.
20. На личном опыте я убедился, что успех приходит к тому руководителю, который способен организовать систему полного единоначалия; у меня это получается.
Кейс-задачи
Задача 1. Стоимость оборудования цеха – 15000 тыс. руб. С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 45,6 тыс. руб.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 тыс. руб. Объем выпуска продукции 800,0 тыс.т, цена 1т – 30 руб. производственная мощность – 1000 тыс. т. Определите величину фондоотдачи оборудования и коэффициент интенсивного использования оборудования.
Задача 2. Первоначальная стоимость основных средств на начало года – 5000 тыс. руб. За год введены основные средства на сумму 250 тыс. руб. и выведены на сумму 300 тыс. руб. Определите среднегодовую стоимость основных средств и первоначальную стоимость на конец года.
Задача 3. Установите процент физического износа здания цеха, если его первоначальная стоимость составляла 6 038 760 руб., а остаточная стоимость – 3 114 030 руб.
Задача 4. Стоимость объекта основных средств составляет 80 000 руб., срок полезного использования – 5 лет. Определите годовые суммы амортизации, используя следующие методы: линейный; уменьшаемого остатка (коэффициент ускорения – 2); суммы лет.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Раздел 1. Организация предпринимательской деятельности и конкурентные преимущества предприятий АПК
Задание 1.Изучить вопросы для подготовки занятий
1. Назовите основные варианты программных целей рыночного пред¬приятия.
2. Перечислите основные типы фирм и их основные различия.
1. Укажите основные принципы организации современного промыш¬ленного производства.
2. Охарактеризуйте основные составляющие современных управлен¬ческих моделей. Что их объединяет?
1. Назовите основные сферы (секторы) экономической структуры страны.
2. Охарактеризуйте рынок труда и его основные тенденции.
1. Опишите порядок лицензирования предпринимательской деятель¬ности.
2. Назовите основные принципы “проектирования” названия органи¬зации.
Раздел 2. Сущность и особенности процесса управления в АПК Что такое баланс денежных поступлений и платежей?
1. Как достичь безубыточности фирмы?
1. Перечислите основные принципы построения и оптимизации орга¬низационных структур управления.
2. Попробуйте определить, какой тип менеджмента в наибольшей сте¬пени подходит к Вам.
1. Из каких главных компонентов слагается фирменная кадровая по¬литика?
2. Перечислите наиболее распространенные методы набора персонала и охарактеризуйте их.
1. Назовите основные блоки дисциплин, необходимых для подготовки менеджера бизнеса.
2. Перечислите общие требования к подготовке менеджеров будущего.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п