2025-2026_b430302_o_3_plx_История Сибири_Технология и организация экскурсионных услуг
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

  Экономический факультет

 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Экономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Баниева М.А.
 
 
 
 
подпись
 
 
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм

уч. ст., уч. зв.
Барлукова О.Д.
 
 
 
подпись
 
«01» января 2025 г.
 
«01» января 2025 г.
к.ист.н., доцент  
к.ист.н., доцент  
 
Рабочая программа 
Направление 43.03.02 Туризм

Направленность (профиль) Технология и организация экскурсионных услуг

Дисциплины (модуля)
Б1.О.19 История Сибири
 
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподавание дисциплины кафедра
 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
80
80
Итого
144
144
 
Программу составил(и):
 
кин, Анахина Марина Владимировна
 
 
История Сибири
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516);
 
- 04.005. Профессиональный стандарт "ЭКСКУРСОВОД (ГИД)", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 24 декабря 2021 г. N 913н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2022 г., регистрационный N 67083);
 
b430302_o_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 01.01.1754 протокол № 
 
Протокол №   от

Зав. кафедрой Барлукова О.Д.

Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии   Экономический факультет
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии   Экономический факультет от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Барлукова О.Д.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование системы теоретических знаний и практических навыков о культурно-историческом, этническом, конфессиональном своеобразии Сибири

Задачи: изучение и закрепление понимания основных тенденций исторического процесса на территории Сибири; расширение исторического кругозора студентов, выявление региональных особенностей проявления общих закономерностей российского исторического процесса;

развитие навыков научного подхода к изучению исторических процессов и научно-исследовательской деятельности, овладение методами научного познания, анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
История России 
1
2 семестр
 
Философия 
2
3 семестр
 
История Бурятии 
3
1 семестр
 
Основы российской государственности 
4
1 семестр
 
Общественный проект "Обучение служением" 
5
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Мировая культура и искусство 
2
8 семестр
 
История и культура казачества 
3
7 семестр
 
Преддипломная практика 
4
8 семестр
 
Основы инклюзивного образования 
5
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

 
Знать и понимать  основные этапы развития мировой и российской истории, культурные особенности и традиции различных социальных групп:
 
ИД-2 не знает и не понимает основные этапы развития мировой и российской истории

Уровень 1 
 
ИД-2 знает фрагментарно  основные этапы развития мировой и российской истории
Уровень 2 
 
ИД-2 знает в целом,  основные этапы развития мировой и российской истории
Уровень 3 
 
ИД-2 знает в совершенстве основные этапы развития мировой и российской истории

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; давать анализировать исторические факты и события, давать анализировать исторические факты и события. взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей:
 
ИД-2 не умеет давать оценку историческим фактам и событиям

Уровень 1 
 
ИД-2 умеет в некоторой степени давать оценку историческим фактам и событиям

Уровень 2 
 
ИД-2 умеет в общем,  давать оценку историческим фактам и событиям
Уровень 3 
 
ИД-2 умеет уверенно давать историческим фактам и событиям
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) поиска и использования необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; демонстрировать  уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп. недискриминационного  и конструктивного взаимодействия  в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции:
 
ИД-2 не владеет способностью демонстрировать  уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп

Уровень 1 
 
ИД-2 владеет частично способностью демонстрировать  уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Уровень 2 
 
ИД-2 владеет достаточно способностью демонстрировать  уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Уровень 3 
 
ИД-2 владеет в полной мере способностью демонстрировать  уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Древняя история Сибири
 
1.1
Предмет и задачи курса «История Сибири»
5
2
УК-5
Лек
 
1.2
Древнейшая история Сибири
5
2
УК-5
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Хозяйственная жизнь сибирских племен
5
2
УК-5
Лек
 
1.4
Хозяйственная жизнь сибирских племен
5
2
УК-5
Пр
 
1.5
Сибирское ханство
5
2
УК-5
Пр
 
1.6
Начало присоединения Сибири
5
2
УК-5
Пр
 
1.7
Предмет и задачи курса «История Сибири»
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
1.8
Древнейшая история Сибири
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
1.9
Хозяйственная жизнь сибирских племен
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
1.10
Сибирское ханство
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
1.11
Начало присоединения Сибири
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
Раздел 2. Присоединение Сибири к России
 
2.1
Присоединение Восточной Сибири
5
2
УК-5
Лек
 
2.2
Управление Сибирью в XVIII - XIX вв
5
2
УК-5
Лек
 
2.3
Присоединение Восточной Сибири
5
2
УК-5
2
Дискуссия
Пр
 
2.4
Управление Сибирью в XVIII - XIX вв
5
2
УК-5
Пр
 
2.5
Экономическое развитие Сибири в XX вв
5
4
УК-5
Пр
 
2.6
Присоединение Восточной Сибири
5
10
УК-5
Дискуссия
Ср
 
2.7
Управление Сибирью в XVIII - XIX вв
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
2.8
Экономическое развитие Сибири в XX вв
5
10
УК-5
Устный контроль
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Олех Л. Г. История Сибири:учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 360
Л1.1
 
Миллер Г. Ф. История Сибири. Том II [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 634 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52725 
Л1.2
 
Миллер Г. Ф. История Сибири. Том I [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 620 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52726 
Л1.3
 
Бабиков В. А., Будаева Т. В., Зайцева Л. А., Ихенова Л. Р., Карначев А. Е., Тумурхонова Н. В., Пономаренко С. В., Яковлев А. Л., Дамбаев Д. Н. История Сибири [Электронный ресурс]:. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020. - 212 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/226088 
Л1.4
 
 
Дополнительная литература
 
Миллер Г.Ф. История Сибири:. - М.: Восточная литература, 1999. - 630
Л2.1
 
Санданов Ю. Б. История Бурятии (от присоединения к России до наших дней):Рек. УМС БГУ для студентов напр. подготовки 030600.62 История. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. - 52
Л2.2
 
Цыбиктаров А. Д., Номогоева В. В., Павликова Т. В., Санжиева Т. Е., Байкалов Н. С. История Бурятии с древности до наших дней:учебное пособие для учащихся старших классов в 2-х частях. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2023. - 228
Л2.3
 
Санжиева Т. Е., Номогоева В. В., Байкалов Н. С., Убеева О. А., Байкалов Н. С. История Бурятии с древности до наших дней:учебное пособие для учащихся старших классов в 2-х частях. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2023. - 
Л2.4
 
Социально-экономическая история Сибири ХХ-ХХI вв. [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2014. - 212 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/159343 
Л2.5
 
 
Методическая литература
 
Убеева О. А., Шойдонова А. М. История Сибири: этнокультурные и демографические процессы:рекомендовано УМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 46.03.01 "История". - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2019. - 90
Л3.1
 
Бабиков В. А., Будаева Т. В., Зайцева Л. А., Ихенова Л. Р., Карначев А. Е., Тумурхонова Н. В., Пономаренко С. В., Пономаренко С. В., Яковлев А. Л., Дамбаев Д. Н., Зайцева Л. А. История Сибири [Электронный ресурс]:учебное пособие. - , 2020. - 212 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01064 
Л3.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 ,
 
семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебный корпус
 
408
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (Кабинет информационно-экскурсионной деятельности) (Лаборатория делопроизводства и оргтехники) (408)
20 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, компьютеры (Снежный барс Athlon IIX2) с подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС – 7 шт. 2 стенда Список ПО на компьютерах: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
340
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (340)
162 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, персональный компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, видеостена, выдвижные мониторы, видеокамера, радиосистема, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
История Сибири : учебное пособие / В. А. Бабиков, Т. В. Будаева, Л. А. Зайцева [и др.] ; ред. Л. А. Зайцева. - [Б. м.] : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 212 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01064. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 210 (8 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.

Оригинал цифровой копии (в БД IBIS) История Сибири : учебное пособие / В. А. Бабиков, Т. В. Будаева, Л. А. Зайцева [и др.]; ред. Л. А. Зайцева, 2020. - 212 с. - Текст : непосредственный. . - [Б. м. : б. и.]

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
3. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиональная переподготовка
1
2
3
 
Анахина Марина Владимировна
доц.
киндоцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
1. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) являются обязательным обособленным приложением к Рабочей программе дисциплины (модуля) и представлены в виде оценочных средств.

2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).

3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).

4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:

- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).

- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;

- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;

5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).

ВВЕДЕНИЕ
 
Вопросы к  зачету

Комплект контрольных вопросов  для проведения устных опросов

Перечень дискуссионных тем

Темы индивидуальных творческих проектов Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся

Комплект тестовых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Нормативная база проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам изучения дисциплины:

История Сибири

Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
1) действующее «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА»
Основные характеристикипромежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины (модуля)

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
 
1
2
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
Форма промежуточной аттестации -   

Экзамен
Место экзамена в графике учебного процесса:  

1) подготовка к экзамену и сдача экзамена осуществляется за счёт учебного времени (трудоёмкости), отведённого на экзаменационную сессию для обучающихся, сроки которой устанавливаются приказом по академии
Форма экзамена - 
2) дата, время и место проведения экзамена определяется графиком сдачи экзаменов, утверждаемым деканом факультета (директором института)
Процедура проведения экзамена -
(Письменный, устный)
Экзаменационная программа по учебной дисциплине:
представлена в оценочных материалах по дисциплине
1) представлена в оценочных материалах по дисциплине

2) охватывает все разделы дисциплины

1
2
Форма промежуточной аттестации - 
зачёт / дифференцированный зачет
Место  процедуры получения зачёта в графике  учебного процесса  
1) участие обучающегося в процедуре получения зачёта   осуществляется за счёт  учебного времени (трудоёмкости), отведённого на изучение дисциплины
Основные условия получения обучающимся зачёта:
2) процедура проводится  в рамках ВАРО, на последней неделе семестра  
1) обучающийся  выполнил все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитался об их выполнении в сроки, установленные графиком учебного процесса по дисциплине
Основные характеристики промежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины

Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)

1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии. (УК-5)

2. Сибирь в период палеолита, мезолита, неолита. (УК-5)

3. Сибирь в период бронзы и раннего железного века (УК-5)

4. Первые государственные образования на территории Сибири (УК-5)

5. Сибирь в составе империи Чингисхана (XIII - XIV вв.) (УК-5)

6. Народы Сибири накануне присоединения к России. (УК-5)

7. Ранние известия о Сибири и начало захвата Западной Сибири Россией в конце XVI в. (УК-5)

8. Поход Ермака и его историческое значение. (УК-5)

9. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству.  (УК-5)

10. Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству. Значение присоединения Сибири к России. (УК-5)

11. Заселение Сибири русскими в XVII в. (УК-5)

12. Возникновение и развитие русского земледелия в XVII в. (УК-5)

13. Промыслы, ремесло и торговля Сибири XVII в. (УК-5)

14. Социальные отношения в Сибири XVII в. (УК-5)

15. Управление Сибири XVII в. (УК-5)

16. Заселение Сибири русскими в XVIII в. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири XVIII в. (УК-5)

17. Горно-металлургическая промышленность XVIII в. (УК-5)

18. Обрабатывающая промышленность XVIII в. (УК-5)

19. Города Сибири XVIII в. (УК-5)

20. Ремесло и торговля Сибири XVIII в. (УК-5)

21. Административное устройство и управление Сибирью в XVIII – начале ХХ в. вв. Реформа 1822 г. (УК-5)

22. «Устав об управлении инородцев» 1822 г. и его реализация в Сибири. (УК-5)

23. Сибирь и политическая ссылка в XIX веке (УК-5)

24. Социально-экономическое развитие народов Сибири XVIII в. (УК-5)

25. Культура Сибири XVII–XVIII вв. (УК-5)

26. Русско-монгольские отношения и проблема двоеданцев в Сибири в XVII – середине XVIII в (УК-5)

27. Русско-китайские и русско-японские отношения: проблема границы в XVII – начале ХХ в. (УК-5)

28. Основные сословия Сибири в XVIII – начале ХХ в. (УК-5)

29. Положение коренного населения Смбири в составе Российской империи. (УК-5)

30. Областническая идеология и областническое движение в Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. (УК-5)

31. Культурная и общественно-политическая жизнь Сибири в начале ХХ в. (УК-5)

32. Сибирь в период революций (УК-5)

33. Установление советской власти в Сибири и ее первые преобразования. (УК-5)

34. Гражданская война в Сибири (1918 – 1922 гг.). (УК-5)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
35. Дальневосточная республика (1920-22 гг.) (УК-5)

36. НЭП в Сибири. (УК-5)

37. Репрессии в Сибири. Система ГУЛАГа в Сибири. (УК-5)

38. Экономическое развитие Сибири во второй половине XX в. (УК-5)

39. Коллективизация и индустриализация Сибири. (УК-5)

40. Сибирь в годы Великой Отечественной войны (УК-5)

41. Сибирь в послевоенный период. (УК-5)

42. Сибирь в период развитого социализма (УК-5)

43. Основные проблемы современного состояния Сибири. (УК-5)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Тема 1 Сибирь в эпоху древности

1. Эпоха палеолита, мезолита, неолита и раннего металла в Сибири. Общая характеристика.

2. Ранний железный век в Сибири. Общая характеристика.

3. Политические союзы и древние государства на территории Сибири.

Тема 2 Хозяйственное освоение Сибири XVIII - XIX вв.

1. Заселение Сибири русскими.

2. Возникновение и развитие русского земледелия.

3. Промыслы, ремесло и торговля Сибири XVII в.

Тема 3 Управление Сибирью в XVIII - XIX вв.

1. Административное устройство и управление Сибирью в XVII – начале ХХ в. вв.

2. Реформа 1822 г.

3. «Устав об управлении инородцев» 1822 г. и его реализация в Сибири.

4. Сибирь и политическая ссылка в XIX веке

Тема 4 Сибирь в послевоенный период

1. Экономическое развитие Сибири во второй половине XX в.

2. Развитие культуры, науки, образования в Сибири во второй половине XX века.

3. Советская власть и коренные народы Сибири: государственная политика, ее результаты

Перечень дискуссионных тем

Тема1. Сибирь в послевоенный период Причины основания сибирских городов

1. Промышленное развитие Сибири во второй половине XX в.

2. Развитие сельского хозяйства в Сибири

3. Крестьянство Сибири

4. Освоение целинных и залежных земель

5. Плановое переселение в Сибирь в послевоенный период

6. Сибирские города в послевоенный период

7. Развитие культуры, науки, образования в Сибири во второй половине XX века.

8. Коренные народы Сибири в послевоенный период

Перечень вопросов для самостоятельного изучения

1. Археологические памятники Сибири

2. Русские землепроходцы – исследователи Прибайкалья.

3. Борьба русского и бурятского населения Прибайкалья с монгольской угрозой.

4. Хозяйство и быт первых поселенцев коренного населения Сибири.

5. Иностранцы на русской службе в Сибири (ХVII – нач. ХVIIIвв.)

6. Старообрадцы в Сибири

7. Заселение и хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья в конце ХVII – первой половине ХVIII в.

8. Русская власть и сибирские инородцы.

9. Формирование купеческих династий в Сибири.

10. Численность и социальный состав населения городов Сибири.

11. Становление городского самоуправления в Сибири (ХVШ – первая половина ХIХ вв.) 13. 15. Ярморочная торговля в Сибири.

12. Кяхта и организация русско-китайского торга в ХVШ – первой половине ХIХ вв.

13. Социально-демографическое значение сибирской ссылки.

14. Бытовая культура горожан Восточной Сибири (Иркутска, Томска, Читы, Верхнеудинска и др) в конце ХVШ – первой пол. ХIХ в.

15. Благоустройство сибирского города в ХIХ – начале ХХ в.

16. Рыбопромышленность на Байкале. Байкальское судоходство ( от парусного флота к паровому).

17. Меценатство и благотворительность сибирского купечества.

18. Городское ремесло и промыслы в Сибири.

19. Культура и быт сибирского крестьянства.

20. Формирование демократической интеллигенции в Сибири (ХiХ – начале ХХ в.)

21. Аграрный рынок Сибири во второй половине ХIХ в.

22. Кабинетский хозяйственно-экономический комплекс

23. Особенности промышленного капитализма в Сибири.

24. Рабочее движение в городах Сибири в период революции

25. Казачество Сибири (Забайкальское, Оренбургское,  казачье войско)

26. Сибирское крестьянство в условиях «военного коммунизма»

27. Крестьянские выступления в период коллективизации

 
28. Колхозное строительство на территории Сибири

29. Сибирское крестьянство в годы Великой Отечественной войны

Вариант № 1

Блок 1

1. Аборигенные народы Сибири:

а. коми;

б. карелы;

в. саамы;

г. шорцы.

2. В 1558 г. Иван Грозный дал налоговые льготы Григорию Строганову на срок:

а. 3 года;

б. 5 лет;

в. 10 лет;

г. 20 лет.

3. Столица хана Кучума:

а. Итиль;

б. Абаза;

в. Кашлык;

г. Байдайхэ.

4. С. Ремезов был:

а. главой Сибирского приказа;

б. рудознатцем;

в. картографом;

г. воеводой.

5. Автор книги «Сибирь как колония»?

а. Н. Радищев;

б. М. Ломаносов;

в. Н. Ядринцев;

г. В. Ульянов.

6. В конце 16 в. в Тюмень приходили торговые караваны из:

а. Будапешта;

б. Бийска;

в. Бухары;

г. Урумчи.

7. Когда был подписан Буринский договор, закрепивший Сибирь в составе Российского государства

а. 1689 г.

б. 1701 г.

в. 1727 г.

г. 1764 г.

8. В 1822 г. от рекрутской повинности  в Сибири освобождались:

а. оседлые земледельцы;

б. охотники на пушного зверя;

в. ханты;

г. все иноверцы, в том числе и оседлые земледельцы.

9. Жены декабристов жили:

а. в самом читинском остроге;

б. купили в округе дома;

в. снимали квартиры у местного населения

г. вместе с мужьями

10. Елизавета Петровна разрешила джунгарским купцам торговать с Россией:

а. повсеместно;

б. только в Москве и Тобольске;

в. в Семипалатинской и Ямышевский крепостях;

г. в Кяхте.

11. Областники требовали от правительства:

а. девальвации рубля;

б. улучшения быта рабочих золотых приисков;

в. открытия университета;

г. строительства железной дороги.

12. В декабре 1917 г. в Сибири был создан новый орган власти:

а. Директория;

б. Сибирская областная дума;

в. СНК;

г. ВЧК.

13. Александр II создал земства:

а. во всей империи;

б. только в Европейской России;

в. в губерниях с преобладанием православного населения;

 
г. в Сибири.

14. Строительство Транссибирской магистрали началось с двух пунктов:

а. Москвы;

б. Ростова;

в. Челябинска;

г. Владивостока.

15. В 30- гг. индустриальным центром Сибири был (а):

а. Алтай;

б. Васюган;

в. Кузбасс;

г. Хакассия.

16. Самолёты, какого конструктора в годы войны изготавливались на авиационном заводе № 99 (Улан-Удэнский авиационный завод) в г. Улан-Удэ?

а. А.С.Яковлева,

б. А.Н.Туполева,

в. С.В.Ильюшина,

г. С.А.Лавочкина.

17. На каком фронте и когда получила боевое крещение Сибирская добровольческая дивизия (150-я):

а. На Калининском в декабре 1941 г,

б. На Калининском в ноябре 1942 г,

в. На Сталинградском в декабре 1942 г,

г. На центральном в Курском сражении летом 1943 г.

18. В начале 21 в. на долю Сибири приходилось минерально-сырьевых ресурсов страны:

а. 10%

б. 20%

в. 3)35%

г. 65%.

19. В начале 21 в. удельный вес Сибири в общероссийском производстве зерна, картофеля, молока и мяса составлял:

а. 5%

б. 10%

в. 15%

г. 20%.

20. Рейтинг экспортных товаров из Сибири возглавляет:

а. лес;

б. меха;

в. нефть;

г. медь.

21. Когда в Сибири развернулось движение по формированию добровольческих дивизий?

а. в начале войны,

б. во время битвы под Москвой,

в. в период немецкого наступления на Сталинград,

г. на заключительном этапе войны.

22. В 1822 г. от рекрутской повинности в Сибири освобождались:

а. оседлые земледельцы;

б. охотники на пушного зверя;

в. ханты;

г. все иноверцы, в том числе и оседлые земледельцы.

Блок 2

23. Сибирский приказ окончательно был упразднен в _____________ г.

24. Кто из немецких историков внес наибольший вклад в изучение Сибири _______________.

25. Как назывался налог, который платили инородцы в пользу Российского государства _____

26. Во времена правления ____________ в Сибири началась промышленная добыча алмазов.

27. В 1763 г. Екатерина II велела строить крепости по реке _________.

28. Как называется подводная лодка, которая была построена на деньги, собранные молодёжью Новосибирской области___________________

29. Как называлось движение передовиков-железнодорожников по увеличению суточного пробега локомотива, по вождению тяжеловесных угольных составов, возникшее в Сибири (Новосибирск) в Годы Великой отечественной войны ___________________

30. Сибирский федеральный округ был образован в _____________ г.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Основные этапы изучения истории Сибири в отечественной и сибирской исторической науке.

2. Археологические культуры Сибири (афанасьевская, верхнеобская, карасукская, мальтинская, пазырыкская, самусьская, тагарская, хунну, херексуров и др.)

 
3. Взаимоотношения народов Сибири и Русского государства до похода Ермака.

4. Ермак - покоритель Сибири

5. Хан Кучум

6. Основные задачи и характер российского продвижения на Восток.

7. Сибирь в составе Монгольского государства

8. Семен Ремезов как зодчий и картограф.

9. Русские землепроходцы – исследователи Прибайкалья.

10. Основание первых острогов на территории Сибири

11. Характер русского продвижения в Сибирь: покорение, колонизация, добровольное вхождение.

12. Типы сибирских  крепостей (городов)

13. Особенности управления городами Сибири

14. Организация обороны Сибирских городов

15. Промысловое освоение Сибири

16. Образование в Сибири в XVIII-XIX веках.

17. Декабристы в Сибири

18. Устав об инородцах

19. Деятельности сибирского генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского

20. Географические исследования Восточной Сибири.

21. Сибирские купеческие династии.

22. Деятельность православной церкви в  Сибири в XVIII в.

23. Предприниматели Сибири.

24. Формирование основных горных округов – Алтайского и Нерчинского.

25. Старообрядцы в Сибири

26. Торговля в Сибири, сибирские ярмарки.

27. Формирование сибирской интеллигенции.

28. Особенности быта сибирского крестьянства.

29. Крестьянская реформа 1861 г. и Сибирь.

30. Особенности проведения буржуазных реформ в Сибири.

31. Сибирское областничество.

32. Столыпинская реформа в Сибири.

33. Сибирь под властью адмирала Колчака

34. Иностранная интервенция на территории Сибири в годы Гражданской войны

35. Транссибирская магистраль и ее роль в развитии Сибири.

36. Международная ситуация на южных и восточных границах Сибири.

37. Сибирский ГУЛАГ.

38. Сибирский тыл - фронту в годы Великой Отечественной войны

39. Войны сибиряки на полях сражений Великой Отечественной войны

40. Развитие промышленности в Сибири

41. Сибирь в 1905-1907 гг. Социально-экономические и политические процессы.

42. Строительство БАМа.

43. Характеристика современного состояния сибирского региона.

Темы индивидуальных творческих проектов

1. Исследователи Сибири

2. Проблемы присоединения Сибири в трудах отечественных историков

3. Причины присоединения Сибири к Российскому государству

4. Геополитическое положение Сибири в составе Российского государства.

5. Характер присоединение Сибири: завоевание, колонизация, добровольное вхождение.

6. Подходы к оценке роли Ермака в современной историографии

7. Спорные и малоисследованные страницы биографии Ермака.

8. Роль государства, торгового и промыслового предпринимательства в продвижении в сибирские земли и закреплении их за Россией

9. Значение присоединения Сибири к Российскому государству

10. Источники по истории присоединения Сибири к России

 
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Критерии оценки к экзамену
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
 
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к зачету и зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к курсовой работе/ проекту
оценка «отлично» (86-100 баллов) - выставляется обучающемуся, если работа выполнена самостоятельно в соответствии с заданием и в полном объеме, полученные результаты интерпретированы применительно к исследуемому объекту, основные положения работы освещены в докладе, ответы на вопросы удовлетворяют членов комиссии, качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов отвечает предъявляемым требованиям;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.

Критерии оценки к зачету/зачету с оценкой отчета по практике
Отчет должен быть защищен обучающимся по окончании практики в соответствии с графиком, установленным кафедрой совместно с деканатом/директоратом. Требования к оформлению отчета, порядок защиты устанавливаются методическими изданиями в соответствие с Положением «О практике обучающихся, осваивающих ОПОП высшего образования» СТО СМК 7.1.П.-39.0-2017.

зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от 

 
предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;  

- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;

- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке
 
обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены
 
правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала.

 
Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой
 
игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6