учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Направленность (профиль) Технология и организация экскурсионных услуг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Барлукова О.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение и закрепление понимания основных тенденций исторического процесса на территории Сибири; расширение исторического кругозора студентов, выявление региональных особенностей проявления общих закономерностей российского исторического процесса;
развитие навыков научного подхода к изучению исторических процессов и научно-исследовательской деятельности, овладение методами научного познания, анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Оригинал цифровой копии (в БД IBIS) История Сибири : учебное пособие / В. А. Бабиков, Т. В. Будаева, Л. А. Зайцева [и др.]; ред. Л. А. Зайцева, 2020. - 212 с. - Текст : непосредственный. . - [Б. м. : б. и.]
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем
Темы индивидуальных творческих проектов Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
История Сибири
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии. (УК-5)
2. Сибирь в период палеолита, мезолита, неолита. (УК-5)
3. Сибирь в период бронзы и раннего железного века (УК-5)
4. Первые государственные образования на территории Сибири (УК-5)
5. Сибирь в составе империи Чингисхана (XIII - XIV вв.) (УК-5)
6. Народы Сибири накануне присоединения к России. (УК-5)
7. Ранние известия о Сибири и начало захвата Западной Сибири Россией в конце XVI в. (УК-5)
8. Поход Ермака и его историческое значение. (УК-5)
9. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству. (УК-5)
10. Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству. Значение присоединения Сибири к России. (УК-5)
11. Заселение Сибири русскими в XVII в. (УК-5)
12. Возникновение и развитие русского земледелия в XVII в. (УК-5)
13. Промыслы, ремесло и торговля Сибири XVII в. (УК-5)
14. Социальные отношения в Сибири XVII в. (УК-5)
15. Управление Сибири XVII в. (УК-5)
16. Заселение Сибири русскими в XVIII в. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири XVIII в. (УК-5)
17. Горно-металлургическая промышленность XVIII в. (УК-5)
18. Обрабатывающая промышленность XVIII в. (УК-5)
19. Города Сибири XVIII в. (УК-5)
20. Ремесло и торговля Сибири XVIII в. (УК-5)
21. Административное устройство и управление Сибирью в XVIII – начале ХХ в. вв. Реформа 1822 г. (УК-5)
22. «Устав об управлении инородцев» 1822 г. и его реализация в Сибири. (УК-5)
23. Сибирь и политическая ссылка в XIX веке (УК-5)
24. Социально-экономическое развитие народов Сибири XVIII в. (УК-5)
25. Культура Сибири XVII–XVIII вв. (УК-5)
26. Русско-монгольские отношения и проблема двоеданцев в Сибири в XVII – середине XVIII в (УК-5)
27. Русско-китайские и русско-японские отношения: проблема границы в XVII – начале ХХ в. (УК-5)
28. Основные сословия Сибири в XVIII – начале ХХ в. (УК-5)
29. Положение коренного населения Смбири в составе Российской империи. (УК-5)
30. Областническая идеология и областническое движение в Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. (УК-5)
31. Культурная и общественно-политическая жизнь Сибири в начале ХХ в. (УК-5)
32. Сибирь в период революций (УК-5)
33. Установление советской власти в Сибири и ее первые преобразования. (УК-5)
34. Гражданская война в Сибири (1918 – 1922 гг.). (УК-5)
36. НЭП в Сибири. (УК-5)
37. Репрессии в Сибири. Система ГУЛАГа в Сибири. (УК-5)
38. Экономическое развитие Сибири во второй половине XX в. (УК-5)
39. Коллективизация и индустриализация Сибири. (УК-5)
40. Сибирь в годы Великой Отечественной войны (УК-5)
41. Сибирь в послевоенный период. (УК-5)
42. Сибирь в период развитого социализма (УК-5)
43. Основные проблемы современного состояния Сибири. (УК-5)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1 Сибирь в эпоху древности
1. Эпоха палеолита, мезолита, неолита и раннего металла в Сибири. Общая характеристика.
2. Ранний железный век в Сибири. Общая характеристика.
3. Политические союзы и древние государства на территории Сибири.
Тема 2 Хозяйственное освоение Сибири XVIII - XIX вв.
1. Заселение Сибири русскими.
2. Возникновение и развитие русского земледелия.
3. Промыслы, ремесло и торговля Сибири XVII в.
Тема 3 Управление Сибирью в XVIII - XIX вв.
1. Административное устройство и управление Сибирью в XVII – начале ХХ в. вв.
2. Реформа 1822 г.
3. «Устав об управлении инородцев» 1822 г. и его реализация в Сибири.
4. Сибирь и политическая ссылка в XIX веке
Тема 4 Сибирь в послевоенный период
1. Экономическое развитие Сибири во второй половине XX в.
2. Развитие культуры, науки, образования в Сибири во второй половине XX века.
3. Советская власть и коренные народы Сибири: государственная политика, ее результаты
Перечень дискуссионных тем
Тема1. Сибирь в послевоенный период Причины основания сибирских городов
1. Промышленное развитие Сибири во второй половине XX в.
2. Развитие сельского хозяйства в Сибири
3. Крестьянство Сибири
4. Освоение целинных и залежных земель
5. Плановое переселение в Сибирь в послевоенный период
6. Сибирские города в послевоенный период
7. Развитие культуры, науки, образования в Сибири во второй половине XX века.
8. Коренные народы Сибири в послевоенный период
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
1. Археологические памятники Сибири
2. Русские землепроходцы – исследователи Прибайкалья.
3. Борьба русского и бурятского населения Прибайкалья с монгольской угрозой.
4. Хозяйство и быт первых поселенцев коренного населения Сибири.
5. Иностранцы на русской службе в Сибири (ХVII – нач. ХVIIIвв.)
6. Старообрадцы в Сибири
7. Заселение и хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья в конце ХVII – первой половине ХVIII в.
8. Русская власть и сибирские инородцы.
9. Формирование купеческих династий в Сибири.
10. Численность и социальный состав населения городов Сибири.
11. Становление городского самоуправления в Сибири (ХVШ – первая половина ХIХ вв.) 13. 15. Ярморочная торговля в Сибири.
12. Кяхта и организация русско-китайского торга в ХVШ – первой половине ХIХ вв.
13. Социально-демографическое значение сибирской ссылки.
14. Бытовая культура горожан Восточной Сибири (Иркутска, Томска, Читы, Верхнеудинска и др) в конце ХVШ – первой пол. ХIХ в.
15. Благоустройство сибирского города в ХIХ – начале ХХ в.
16. Рыбопромышленность на Байкале. Байкальское судоходство ( от парусного флота к паровому).
17. Меценатство и благотворительность сибирского купечества.
18. Городское ремесло и промыслы в Сибири.
19. Культура и быт сибирского крестьянства.
20. Формирование демократической интеллигенции в Сибири (ХiХ – начале ХХ в.)
21. Аграрный рынок Сибири во второй половине ХIХ в.
22. Кабинетский хозяйственно-экономический комплекс
23. Особенности промышленного капитализма в Сибири.
24. Рабочее движение в городах Сибири в период революции
25. Казачество Сибири (Забайкальское, Оренбургское, казачье войско)
26. Сибирское крестьянство в условиях «военного коммунизма»
27. Крестьянские выступления в период коллективизации
29. Сибирское крестьянство в годы Великой Отечественной войны
Вариант № 1
Блок 1
1. Аборигенные народы Сибири:
а. коми;
б. карелы;
в. саамы;
г. шорцы.
2. В 1558 г. Иван Грозный дал налоговые льготы Григорию Строганову на срок:
а. 3 года;
б. 5 лет;
в. 10 лет;
г. 20 лет.
3. Столица хана Кучума:
а. Итиль;
б. Абаза;
в. Кашлык;
г. Байдайхэ.
4. С. Ремезов был:
а. главой Сибирского приказа;
б. рудознатцем;
в. картографом;
г. воеводой.
5. Автор книги «Сибирь как колония»?
а. Н. Радищев;
б. М. Ломаносов;
в. Н. Ядринцев;
г. В. Ульянов.
6. В конце 16 в. в Тюмень приходили торговые караваны из:
а. Будапешта;
б. Бийска;
в. Бухары;
г. Урумчи.
7. Когда был подписан Буринский договор, закрепивший Сибирь в составе Российского государства
а. 1689 г.
б. 1701 г.
в. 1727 г.
г. 1764 г.
8. В 1822 г. от рекрутской повинности в Сибири освобождались:
а. оседлые земледельцы;
б. охотники на пушного зверя;
в. ханты;
г. все иноверцы, в том числе и оседлые земледельцы.
9. Жены декабристов жили:
а. в самом читинском остроге;
б. купили в округе дома;
в. снимали квартиры у местного населения
г. вместе с мужьями
10. Елизавета Петровна разрешила джунгарским купцам торговать с Россией:
а. повсеместно;
б. только в Москве и Тобольске;
в. в Семипалатинской и Ямышевский крепостях;
г. в Кяхте.
11. Областники требовали от правительства:
а. девальвации рубля;
б. улучшения быта рабочих золотых приисков;
в. открытия университета;
г. строительства железной дороги.
12. В декабре 1917 г. в Сибири был создан новый орган власти:
а. Директория;
б. Сибирская областная дума;
в. СНК;
г. ВЧК.
13. Александр II создал земства:
а. во всей империи;
б. только в Европейской России;
в. в губерниях с преобладанием православного населения;
14. Строительство Транссибирской магистрали началось с двух пунктов:
а. Москвы;
б. Ростова;
в. Челябинска;
г. Владивостока.
15. В 30- гг. индустриальным центром Сибири был (а):
а. Алтай;
б. Васюган;
в. Кузбасс;
г. Хакассия.
16. Самолёты, какого конструктора в годы войны изготавливались на авиационном заводе № 99 (Улан-Удэнский авиационный завод) в г. Улан-Удэ?
а. А.С.Яковлева,
б. А.Н.Туполева,
в. С.В.Ильюшина,
г. С.А.Лавочкина.
17. На каком фронте и когда получила боевое крещение Сибирская добровольческая дивизия (150-я):
а. На Калининском в декабре 1941 г,
б. На Калининском в ноябре 1942 г,
в. На Сталинградском в декабре 1942 г,
г. На центральном в Курском сражении летом 1943 г.
18. В начале 21 в. на долю Сибири приходилось минерально-сырьевых ресурсов страны:
а. 10%
б. 20%
в. 3)35%
г. 65%.
19. В начале 21 в. удельный вес Сибири в общероссийском производстве зерна, картофеля, молока и мяса составлял:
а. 5%
б. 10%
в. 15%
г. 20%.
20. Рейтинг экспортных товаров из Сибири возглавляет:
а. лес;
б. меха;
в. нефть;
г. медь.
21. Когда в Сибири развернулось движение по формированию добровольческих дивизий?
а. в начале войны,
б. во время битвы под Москвой,
в. в период немецкого наступления на Сталинград,
г. на заключительном этапе войны.
22. В 1822 г. от рекрутской повинности в Сибири освобождались:
а. оседлые земледельцы;
б. охотники на пушного зверя;
в. ханты;
г. все иноверцы, в том числе и оседлые земледельцы.
Блок 2
23. Сибирский приказ окончательно был упразднен в _____________ г.
24. Кто из немецких историков внес наибольший вклад в изучение Сибири _______________.
25. Как назывался налог, который платили инородцы в пользу Российского государства _____
26. Во времена правления ____________ в Сибири началась промышленная добыча алмазов.
27. В 1763 г. Екатерина II велела строить крепости по реке _________.
28. Как называется подводная лодка, которая была построена на деньги, собранные молодёжью Новосибирской области___________________
29. Как называлось движение передовиков-железнодорожников по увеличению суточного пробега локомотива, по вождению тяжеловесных угольных составов, возникшее в Сибири (Новосибирск) в Годы Великой отечественной войны ___________________
30. Сибирский федеральный округ был образован в _____________ г.
1. Основные этапы изучения истории Сибири в отечественной и сибирской исторической науке.
2. Археологические культуры Сибири (афанасьевская, верхнеобская, карасукская, мальтинская, пазырыкская, самусьская, тагарская, хунну, херексуров и др.)
4. Ермак - покоритель Сибири
5. Хан Кучум
6. Основные задачи и характер российского продвижения на Восток.
7. Сибирь в составе Монгольского государства
8. Семен Ремезов как зодчий и картограф.
9. Русские землепроходцы – исследователи Прибайкалья.
10. Основание первых острогов на территории Сибири
11. Характер русского продвижения в Сибирь: покорение, колонизация, добровольное вхождение.
12. Типы сибирских крепостей (городов)
13. Особенности управления городами Сибири
14. Организация обороны Сибирских городов
15. Промысловое освоение Сибири
16. Образование в Сибири в XVIII-XIX веках.
17. Декабристы в Сибири
18. Устав об инородцах
19. Деятельности сибирского генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского
20. Географические исследования Восточной Сибири.
21. Сибирские купеческие династии.
22. Деятельность православной церкви в Сибири в XVIII в.
23. Предприниматели Сибири.
24. Формирование основных горных округов – Алтайского и Нерчинского.
25. Старообрядцы в Сибири
26. Торговля в Сибири, сибирские ярмарки.
27. Формирование сибирской интеллигенции.
28. Особенности быта сибирского крестьянства.
29. Крестьянская реформа 1861 г. и Сибирь.
30. Особенности проведения буржуазных реформ в Сибири.
31. Сибирское областничество.
32. Столыпинская реформа в Сибири.
33. Сибирь под властью адмирала Колчака
34. Иностранная интервенция на территории Сибири в годы Гражданской войны
35. Транссибирская магистраль и ее роль в развитии Сибири.
36. Международная ситуация на южных и восточных границах Сибири.
37. Сибирский ГУЛАГ.
38. Сибирский тыл - фронту в годы Великой Отечественной войны
39. Войны сибиряки на полях сражений Великой Отечественной войны
40. Развитие промышленности в Сибири
41. Сибирь в 1905-1907 гг. Социально-экономические и политические процессы.
42. Строительство БАМа.
43. Характеристика современного состояния сибирского региона.
Темы индивидуальных творческих проектов
1. Исследователи Сибири
2. Проблемы присоединения Сибири в трудах отечественных историков
3. Причины присоединения Сибири к Российскому государству
4. Геополитическое положение Сибири в составе Российского государства.
5. Характер присоединение Сибири: завоевание, колонизация, добровольное вхождение.
6. Подходы к оценке роли Ермака в современной историографии
7. Спорные и малоисследованные страницы биографии Ермака.
8. Роль государства, торгового и промыслового предпринимательства в продвижении в сибирские земли и закреплении их за Россией
9. Значение присоединения Сибири к Российскому государству
10. Источники по истории присоединения Сибири к России
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п