учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование у обучающихся четкого представления о современных аэрокосмических средствах и методах, применяемых в лесном хозяйстве, знаний и умений применять существующие технические средства и методы при решении конкретных производственных и научных задач
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
ИД-2 не знает и не обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 знает и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 в целом знает и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2в совершенстве знает и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 не умеет и не обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 умеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 в целом умеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 в совершенстве умеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 не владеет и не обосновывает и не применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 владеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 в целом владеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
ИД-2 в совершенстве владеет и обосновывает и применяет современные технологии в профессиональной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов входного контроля
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
Комплект заданий для практических (лабораторных) работ
Комплект тестовых заданий
Перечень тем рефератов
Перечень тем докладов
Перечень тем составления опорного конспекта
Интерактивный тренинг
Аэрокосмические методы в лесном деле
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Электромагнитные волны и их свойства. (ОПК-4).
2. Основные диапазоны электромагнитного излучения, используемые в ДЗЗ. (ОПК-4).
3. Атмосфера Земли и ее влияние на электромагнитное излучение.(ОПК-4;).
4. Производство аэро и космической съёмки. (ОПК-4).
5. Технические показатели и параметры съёмок. (ОПК-4).
6. Объектив и его характеристики. (ОПК-4).
7. Конструкция и разновидности аэрофотоаппаратов..(ОПК-4).
8. Основные типы сенсоров и приемников электромагнитного излучения. (ОПК-4).
9. Носители аэро- и космических съемочных систем. (ОПК-4).
10. Специальное аэросъемочное оборудование. (ОПК-4).
11. Основные задачи и области применения материалов аэро- и космической съемки. (ОПК-4).
12. .Основные элементы центральной проекции (ОПК-4).
13. Масштаб изображения (ОПК-4).
14. Системы координат снимка, местности и фотограмметрические (ОПК-4).
15. Перспектива точки и прямой предметной плоскости (ОПК-4).
16. Перспектива отвесного отрезка (ОПК-4).
17. Теорема Шаля и эпюры. (ОПК-4).
18. Элементы ориентирования снимка (ОПК-4).
19. Преобразования координатных систем. (ОПК-4).
20. Факторы, влияющие на смещение точек изображения (ОПК-4).
21. Связь между координатами точек снимка и местности (ОПК-4).
22. Трансформирование снимков. (ОПК-4;ПКС-3).
23. Технологические схемы создания картографической продукции по материалам съёмок (ОПК-4).
24. Общие принципы семантического анализа изображений по материалам съёмок (ОПК-4).
25. Классификация дешифрирования по материалам съёмок (ОПК-4).
26. Визуальный метод дешифрирования. Способы визуального дешифрирования(ОПК-4).
27. Прямые дешифровочные признаки. (ОПК-4).
28. Косвенные дешифровочные признаки. (ОПК-4).
29. Технические средства, используемые при дешифрировании. (ОПК-4).
30. Особенности технологии лесохозяйственного дешифрирования. (ОПК-4).
31. Задачи и содержание лесохозяйственного дешифрирования. (ОПК-4).
32. Требования к качеству и геометрии снимков. (ОПК-4).
33. Контроль результатов дешифрирования. (ОПК-4).
35. Использование материалов ДДЗ в сельском и лесном хозяйстве. (ОПК-4).
36. Цифровые модели рельефа и местности (ЦМР и ЦММ) и их применение. (ОПК-4).
37. Исследование и картографирование почвенного покрова дистанционными методами. (ОПК-4).
38. Лесоустроительное обследование территорий аэрокосмическими методами. (ОПК-4).
39. Экологический мониторинг лесных территорий аэрокосмическими методами. (ОПК-4).
40. Единая государственная система экологического мониторинга окружающей среды. (ОПК-4).
Перечень вопросов входного контроля
1. На какой высоте, с какой скоростью летают БЛА, вертолеты, самолеты?
2. На каком расстоянии от земной поверхности начинается космос?
3. На какой высоте летают космические аппараты, орбитальные станции?
4. Когда и кто изобрел фотографию?
5. Принцип формирования фотоизображений.
6. Перечислить современные нефотографические приемники излучения.
7. Перечислить системы координат на земной поверхности.
8. Что такое масштаб?
9. Перечислить наиболее распространенные значения масштабов карт в России.
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
1. Определение дистанционного зондирования.
2. В чем преимущество аэрокосмических методов исследования леса?
3. Основные области применения аэрокосмических методов.
4. Какие задачи лесного хозяйства можно решить с привлечением аэрокосмических методов?
5. Основные диапазоны электромагнитного излучения.
6. Чем отличается оптический диапазон от видимого?
7. Какое влияние оказывает атмосфера на электромагнитное излучение.
8. На какой высоте летают БЛА, вертолеты, самолеты, КА, орбитальные станции?
9. Состав специального аэросъемочного оборудования.
10. Каковы оптимальные условия для проведения аэрокосмической съемки леса?
11. В какие сроки проводят аэрокосмические съемки?
12. Что представляет собой объектив.
13. Перечислите основные характеристики объектива.
14. От чего зависит масштаб снимка.
15. Какие значения относительного отверстия являются оптимальными для аэросъемки.
16. Разрешающая способность современных объективов
17. Перечислить оптические недостатки объективов.
18. Основные группы объективов
19. Перечислить основные узлы аэрофотоаппарата.
20. Классификация снимков по масштабу.
21. Метрические свойства снимков.
22. Характеристики цифровых изображений.
23. Каковы оптимальные величины продольного и поперечного перекрытий.
24. Что называется проекцией?
25. В чем отличие центральной проекции от ортогональной?
26. Что представляет собой центр проекции.
27. С какой стороны от центра проекции располагается негативная плоскость, с какой – позитивная.
28. Перечислить свойства центральной проекции.
29. Как определяется положение главной точки схода
30. Как определить положение точки надира
31. Как провести плоскость действительного горизонта.
32. Как определить положение точки схода прямой предметной плоскости.
33. Перечислить действия для построения проекции прямой предметной плоскости.
34. Что такое эпюры.
35. Перечислить действия для построения перспективы отвесной линии.
36. Перечислить координатные системы местности.
37. Перечислить координатные системы снимка.
38. Перечислить элементы внутреннего ориентирования снимка.
39. Перечислить элементы внешнего ориентирования снимка.
40. Какие смещения вызывает наклон снимка.
41. Какие смещения вызывает рельеф местности.
42. Перечислить физические факторы, искажающие координаты объектов на снимке.
43. Что такое трансформирование.
44. Чем отличаются фотопланы от фотосхем.
45. На каком явлении основывается стереоскопическое зрение.
46. В чем отличие прямых дешифровочных признаков от косвенных?
47. Перечислите прямые дешифровочные признаки.
48. Каковы дешифровочные признаки растительности на мультиспектральных изображениях?
49. Каковы дешифровочные признаки водных объектов на мультиспектральных изображениях?
51. Каковы дешифровочные признаки заболоченных участков на мультиспектральных изображениях?
52. Каковы дешифровочные признаки растительности на радиолокационных изображениях?
Комплект тестовых заданий
Блок 1
1. Что такое аэрофотосъемка?
a) Аэрофотосъемкой называется комплекс летносъемочных, фотографических и фотограмметрических работ для получения фотографического изображения местности;
b) Аэрофотосъемкой называется процесс фотографирования местности;
c) Аэрофотосъемкой называется комплекс летносъемочных и фотографических работ для получения фотографического изображения местности;
1. Какая плоскость называется плоскостью действительного горизонта?
a) Горизонтальная плоскость, проходящая через центр проекции точку S;
b) Вертикальная плоскость, проходящая через центр проекции точку S, перпендикулярно картинной и предметной плоскостям;
c) Плоскость, пересекающая предметную плоскость под углом наклона снимка
2. Что является содержанием специального дешифрирования?
a) Целевые объекты, составляющие содержание специальной (тематической) карты;
b) Целевые объекты, составляющие содержание специальной (тематической) карты, и топографические элементы в упрощенном виде;
c) Целевые объекты, составляющие содержание специальной (тематической) карты, и топографические элементы, составляющие содержание топографической карты.
3. Для какой цели используют командный прибор при аэрофотосъемке?
a) Для управления работой навигационных и радиогеодезических приборов;
b) Для управления работой аэрофотоаппарата;
c) Для управления работой затвора объектива АФА.
4. Чем определяется продольное перекрытие снимков?
a) Величиной базиса фотографирования;
b) Временем экспонирования фотопленки;
c) Величиной рабочей площади аэроснимка.
5. Что такое полезная площадь аэроснимка?
a) Часть аэроснимка, ограниченная линиями, проведенными посередине всех перекрытий с сосендними снимками по маршруту и снимками соседних маршрутов;
b) Часть снимка, ограниченная линиями Романовского;
c) Центральная часть снимка в радиусе 4 см.
6. В каком случае будет наблюдаться прямой стереоэффект?
a) Если два смежных снимка расположить продольными перекрытиями внутрь;
b) Если перекрывающиеся части расположить параллельно глазному базису;
c) Если продольные перекрытия снимков расположить в разные стороны.
7. Какое минимальное количество опорных точек необходимо для выполнения внешнего ориентирования стереомодели?
a. Семь (с известными плановыми координатами и высотами);
b. Не менее трех (с известными плановыми координатами и высотами);
с. Две (с известными плановыми координатами и
8. Что является результатом цифровой стереофотограмметрической обработки снимков?
a) Создание фотопланов;
b) Создание ортофотопланов;
c) Создание краты.
9. Что такое цифровая модель местности?
a) Это массив чисел, элементами которого являются координаты (X, Y, Z) точки местности;
b) Это массив чисел, элементами которого являются координаты (X, Y, Z) точки местности и семантическая информация об этой точке;
c) Это совокупность пространственных координат (X, Y, Z) точек земной поверхности.
10. В чем заключается фотограмметрический метод обновления карт и планов?
a) В том, что план или карту на бумажной основе сливают с натурой, производят геодезические измерения и наносят изменения на план или карту;
b) В том, что план или карту сличают с материалами новой аэрофотосъемки, проводят геодезические измерения и наносят изменения на план или карту;
c) В том, что план или карту сличают с материалами новой аэрофотосъемки, определяют изменения, дешифрируют новые объекты и наносят изменения на план или карту.
11. Какой диапазон является наиболее информативным для целей аэро- и космических съемок лесной растительности?
a) Ближний инфракрасный;
b) Тепловой;
c) Оптический.
12. Каким должен быть масштаб увеличения снимка при дешифрировании для целей кадастра и инвентаризации земель?
b) Должен быть в 2 раза крупнее масштаба создаваемого кадастрового плана или карты;
c) Должен быть в 3-5 раз мельче масштаба создаваемого кадастрового плана или карты.
13. Для каких целей в экологическом мониторинге используют космические снимки (М 1:200000 … 1000000) ?
a) Для распознавания, диагностики и картографирования экологических нарушений планетарного, зонального или регионального масштаба;
b) Для распознавания, диагностики и картографирования локальных экологических нарушений;
c) Для детального распознавания, диагностики и картографирования экологических нарушений на уровне землепользований.
14. Какой диапазон является наиболее информативным для целей аэро- и космических съемок лесной растительности?
a) Ближний инфракрасный;
b) Тепловой;
c) Оптический.
15. Что регистрируют фотоаппараты и оптические сканеры?
a) Отраженные от Земли солнечное излучение и собственное излучение Земли в тепловом диапазоне;
b) Собственное излучение снимаемых предметов;
c) Только отраженное солнечное излучение.
16. Что регистрируют радиолокационные системы?
a) Солнечное излучение, отраженное от поверхности Земли;
b) Собственный сигнал, отраженный от поверхности Земли;
c) Собственное излучение Земли в тепловом диапазоне.
17. Какой диапазон является наиболее информативным для целей аэро- и космических съемок лесной растительности?
a) Ближний инфракрасный;
b) Тепловой;
c) Оптический.
18. Какие параметры радара нужны для определения биофизических характеристик местности?
a) Высота, на которой находится радар и угол наклона антенны;
b) Длина волны, поляризация, угол встречи радиолуча с поверхностью объекта.
c) Только угол встречи радиолуча с поверхностью объекта.
Блок 2
1. Фотограмметрия – научная дисциплина, изучающая
a) способы получения, обработки и анализа фотографических изображений
b) способы определения формы, размеров и пространственного положения объектов в заданной координатной системе по их изображениям.
c) способы и методы трансформирования координат объектов из наклонной плоскости снимков в горизонтальную
d) способы и методы построения стереоскопических моделей объектов и рельефа
2. Какие из перечисленных ниже дисциплин относятся к направлениям современной фотограмметрии:
a. Аэрофототопография
b. Теория машинного зрения
c. Теория одиночного снимка
d. Прикладная фотограмметрия
e. Цифровая фотограмметрии
f. Дешифрирование снимков
3. Прикладная фотограмметрия изучает
a) вопросы применения фотограмметрии в интересах различных областей науки и техники
b) методы и технические средства создания планов, и карт по цифровым или аналоговым изображениям земной поверхности с летательных аппаратов
c) вопросы применения фотограмметрии для обработки снимков Земли, планет и иных небесных тел с космических аппаратов
d) методы получения, обработки и хранения цифровых изображений земной поверхности
4. выявить соответствие этапов развития фотограмметрии и их характерных черт:
1 – начальный А – открытие фотографии и возможностью применения фотоснимков для целей топографии
2 – второй В – создание аналитических методов и применение цифровых методов обработки материалов аэро- и космосъемки
3 – третий С – разработка и широкое внедрение специальных фотограмметрических приборов
4 – современный D – развитие и использование аналитических методов
5. Масштаб снимка при съемке с высоты 3000 м с помощью широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 150 мм равен
1) 1:20000
2) 1:5000
3) 1:2000
4) Нет правильного ответа
6. Какая из перечисленных ниже характеристик объектива не отвечает требованиям применения для
1) высокая разрешающая способность
2) высокая точность подобия изображений объектам местности (ортоскопия)
3) максимальная дисторсия и всех видов аберрации объектива
4) постоянство показателей в диапазоне температур от –50С до +60С.
7. Узкоугольные объективы имеют следующие характеристики:
1) угол изображения 2=45–75, фокусное расстояние f=180–350 мм
2) угол изображения 2=75–120, фокусное расстояние f=100–180 мм
3) угол изображения 2>120, фокусное расстояние f=36–90 мм
4) угол изображения 2<45, фокусное расстояние f>350 мм
8. Какие из форматов кадров являются стандартами современных аэрофотоаппаратов?
a. 30х30 см
b. 30х24 см
c. 23х23 см
d. 20х20 см
e. 18х18 см
f. 18х12 см
9. Если объект аэросъемки находится на одном снимке, то аэросъемка классифицируется как:
1) маршрутная
2) площадная
3) плановая
4) одинарная
10. Аэросъемка классифицируется как мелкомасштабная, если масштаб аэроснимка:
1) мельче 1:50000
2) от 1:10000 до 1:50000
3) крупнее 1:10000
4) 1:2000
11. При каких значениях продольного и поперечного перекрытия обеспечивается возможность фотограмметрической обработки аэроснимков?
1) продольное перекрытие как минимум 20%, поперечное – 60%ъ
2) продольное перекрытие в среднем 60%, поперечное – 30–35%
3) продольное перекрытие в среднем 80%, поперечное – 20%
4) продольное перекрытие как минимум 12%, поперечное – 50%
12. Какие из перечисленных условий не соответствуют требованиям выполнения аэрофотосъемки?
1) высокая влажность воздуха
2) высота Солнца над горизонтом не менее 20–25
3) безоблачность
4) начало аэросъемки через две недели после весеннего снеготаяния
БЛОК 3
1. В зависимости от типа поставленной задачи масштаб снимков может принимать стандартные значения: 1:5000, 1:10000.
Подзадача1. Рассчитать среднюю H высоту фотографирования и допустимые допуски (3%) для унормальноугольных (f=180…350 мм), съемочных камер. Результаты расчетов оформить в виде таблицы.
Подзадача2Основываясь на технических характеристиках ЛА (самолеты) сделать выводы о возможности применения каждого из них для съемки в указанных масштабах для участков земной поверхности размерами 100х100 км.
Подзадача3Рассчитать наиболее оптимальные комбинации летносъемочного аппарата и -съемочной камеры.
1. Интерактивный тренинг №1: Знакомство с возможностями применения данных дистанционного зондирования
Цель и содержание тренинга
Цель – познакомиться с возможностями дистанционного зондирования при исследовании глобальных экологических проблем.
Спутниковые изображения превращаются во всё более и более мощный инструментарий для картографирования и визуализации нашего мира. Ни один иной метод сбора изображений не охватывает столь огромные территории за такое непродолжительное время. Самая продолжительная по времени программа космических снимков – Landsat, совместная инициатива двух американских правительственных организаций. Эти высококачественные данные существуют в различных диапазонах электромагнитного спектра, выделяющих невидимые невооружённым взглядом особенности, что позволяет их применять в разнообразных сферах практической деятельности.
При проведении тренинга будут изучены снимки Landsat и некоторые возможности их применения при помощи приложения Esri Landsat. Сначала мы отправимся в мангровый лес Сундарбан в Бангладеше, где в инфракрасном цвете можно будет исследовать состояние растительного покрова. Затем будем искать воду в пустыне Такла-Макан и затопленные острова на Мальдивах. Поработав с архивом снимков Landsat, собранным за 40 лет наблюдений за
2. Интерактивный тренинг №2: «Работа с онлайн-базой спутниковых данных»
Цель и содержание тренинга
Цель тренинга – получения навыков и умений работы с онлайн-базой спутниковых данных.
Спутниковая программа Landsat, запущенная Геологической службой США (United States Geological Survey – USGS) и Национальным управлением по аэронавтике и космонавтике (National Aeronautics and Space Administration – NASA), непрерывно собирает космические снимки нашей планеты, начиная с 1972 года. Эти снимки можно бесплатно загрузить с сайта USGS. Но при наличии более четырёх миллионов снимков Landsat бывает нелегко выбрать именно тот, который вам нужен. В этой работе вы специалист в сфере городского кадастра, ищущий космический снимок Сингапура, огромного мегаполиса, который умещается на небольшом острове. Высокая плотность населения этого города (почти восемь тысяч человек на квадратный километр) обязывает тщательно контролировать развитие города. При помощи приложения LandsatLook вы отыщете в базах данных USGS относительно свежие снимки с минимальным количеством облаков. Надо будет загрузить снимок и добавить его на карту в ArcGIS Pro. Затем вы измените комбинацию каналов по умолчанию, чтобы было лучше видно.
3. Интерактивный тренинг №3: «Определение ущерба от пожаров по спутниковым изображениям»
Цель и содержание тренинга
Цель тренинга – исследование возможностей дистанционного зондирования для определения ущерба от пожаров по спутниковым изображениям.
Летом 2015 года лесные пожары опустошили Национальный парк "Глейшер" в штате Монтана (США). Когда они стали утихать, перед Департаментом лесного хозяйства и управления природными ресурсами штата встала задача количественно измерить площади поврежденных участков. На основании данных о площади гарей можно начинать планировать лесовосстановительные работы. Однако из-за огромных площадей гарей проведение наземной съемки было бы затруднительно и непрактично. Измерения целесообразно проводить на спутниковых снимках.
В этом тренинге вы специалист, работающий в Департаменте лесного хозяйства над анализом повреждений Национального парка "Глейшер". Для начала надо будет сравнить спутниковые изображения Landsat 8 до и после пожаров. Затем вы измените комбинацию каналов изображений после пожаров, чтобы выделить гари и сделать качественные выводы. После этого надо будет произвести количественную оценку, вычислив нормализованный индекс гарей на основании спутниковых изображений. Наконец, вы создадите класс пространственных объектов, представляющий границы гарей, вычислите их площади и опубликуете его в ArcGIS Online для всех сотрудников департамента.
4. Интерактивный тренинг №4: «Исследование пространственно-временных изменений в землепользовании»
Цель и содержание тренинга
Цель тренинга – исследование возможностей дистанционного зондирования для выявления пространственно-временных изменений в землепользовании.
За последние 40 лет в Таиланде произошли значительные изменения в землепользовании, связанные с бумом в индустрии аквакультуры. Масштабное затопление земель для создания креветочных ферм воздействовало на чувствительные экосистемы по всей стране, но особенно вдоль побережья. Активный спрос на экспортируемых креветок и изготовляемых из них продуктов совсем не контролировался на протяжении 1980-х годов, что привело к сильному прореживанию мангровых лесов на побережье Таиланда. В 1991 департамент рыболовства в Бангкоке для спасения оставшихся мангровых экосистем принял специальное положение о разведении креветок. Отчет 1995 года, подготовленный организацией по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН и Network of Aquaculture Centers in Asia-Pacific, предоставили детальную оценку аквакультуры до и после реализации этих правил. Работая в тесном сотрудничестве с департаментом рыболовства в Бангкоке, эти организации пришли к некоторому количеству требований, которые являлись критическими для здоровья прибрежных экосистем на этой территории: ограничения на размер и продукцию креветочных прудов вдоль берега, повышение уровня образованности фермеров в контексте важности сохранения мангровых лесов, расширение контроля продукции и отходов креветочных ферм, штрафы для фермеров, которые не утилизируют должным образом отходы прудов.
В данном тренинге вы должны найти исторический снимок Landsat для провинции Самутсонгкхрам к югу от Бангкока. Вам нужно создать веб приложение, которое идентифицирует территории провинции, которые испытали самые сильные изменения со времен бума 1980-х, а также скорость изменений после внедрения правил в этой отрасли. Ваша презентация будет предоставлена жертвователям и инвесторам, чтобы обеспечить финансирование для восстановления прибрежных экосистем, а также для непрерывного образования новых креветочных фермеров в пострадавшем районе. Вы создадите картографическое веб приложение, которое идентифицирует, в каком регионе провинции Самутсонгкхрам нужно сфокусировать усилия по сохранению. Вы найдете по одному снимку на каждую декаду с 1970-х в архиве Living Atlas Landsat для всей исследуемой области. Когда у вас будут снимки, вы будете изменять доступные спектрозональные данные чтобы подчеркнуть растительность, землю и воду. Затем вы настроите инструмент временной анимации в ArcGIS Online, и создадите свое приложение с поддержкой времени для публикации ваших наблюдений.
5. Интерактивный тренинг №5: «Дешифрирование населенного пункта по космическим снимкам сверхвысокого пространственного разрешения»
Цель и содержание тренинга
Цель тренинга – выполнение дешифрирования населенного пункта по космическим снимкам.
Топографическое дешифрирование – это важный этап создания топографических карт в масштабах 1:25000 и крупнее, который заключается в распознавании на аэро или космических снимках сверхвысокого пространственного разрешения объектов местности установлении их качественных и количественных характеристик и обозначении их условными знаками, принятыми для карт определенного масштаба.
2. Диапазоны электромагнитного спектра.
3. Обзор достижений аэрофотосъемки в XX веке.
4. Светочувствительные материалы и их характеристики.
5. Приборы зарядовой связи: история и современность.
6. Развитие и перспективы цифровой фотографии.
7. Развитие радиолокационных методов дистанционного зондирования.
8. Влияние облачного покрова на дистанционные наблюдения.
9. Спектральные характеристики растительности,
10. Влияние шероховатости ирельефа земной поверхности на отражательные способности в оптическом диапазоне.
11. Влияние шероховатости и рельефа земной поверхности на отражательныеспособности в микроволновом диапазоне.
12. Исторические аспекты развития радиолокационных методов ДЗЗ.
13. Принципы радарной поляриметрии.
14. Принципы радарной интерферометрии.
15. Создание изображений радарами с синтезированной апертурой.
16. Собственное излучение объектов на поверхности Земли и его регистрация.
17. Принципы работы фотоэлектронных умножителей.
18. Основные теоретические аспекты явления фотоэффекта.
19. Разработка сканеров дистанционного зондирования Земли.
20. Пространственное разрешение современных оптических систем ДЗЗ.
Перечень тем докладов
1. Фотопланы и фотосхемы,ортофотопланы.
2. Универсальные стереофотограмметрические приборы.
3. Наземная стереоскопическая съемка.
4. Фотограмметрическая обработка материалов дистанционного зондирования.
5. Виды фотограмметрической продукции и их характеристики.
6. Использование методов ДЗЗ в лесном хозяйстве.
7. Использование методов ДЗЗ для мониторинга чрезвычайных ситуаций
8. Использование методов ДЗЗ в землеустройстве и кадастре.
9. Дешифрирование снимков.Дешифровочные признаки,используемые при визуальном дешифрировании
10. Радиолакационные снимки Космические стереоскопические снимки и их применение.Использование космических снимков в исследовании Земли.
11. Общие вопросы технологии мониторинга земель дистанционными методами.
Перечень тем составления опорного конспекта
Темы:
1. Исторические этапы развития фотограмметрии и дистанционного зондирования. Основные типы съемочной аппаратуры и ее носителей
2. Основные виды и методы аэросъемок. Основные виды и методы космосъемок. Основные виды и методы фототопографических аэросъемок.
3. Прямая и обратная перспектива. Центральная и ортогональная проекции. Теорема Шаля. Эпюры. Перспектива сетки квадратов.
4. Аналитическое и фотомеханическое трансформирование снимков и фототрансформаторы. Монокулярное и бинокулярное зрение. Стереоскопическое зрение.
5. Дешифрирование снимков.Дешифровочные признаки,используемые при визуальном дешифрировании
6. Радиолакационные снимки Космические стереоскопические снимки и их применение.Использование космических снимков в исследовании Земли.
7. Общие вопросы технологии мониторинга земель дистанционными методами.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п