учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование теоретических знаний в области развития отрасли, осваивание навыков определения ожидаемого урожая семян с помощью современных методик; знакомство со способами проведения уходов на объектах ПЛСБ, повышающих урожаи семян; научить оценивать эффективность защитных мероприятий на объектах ПЛСБ
ПКС-1: Способностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства;
- знать и обосновывать применение современных технологий в профессиональной деятельности
- использовать обосновывать и применять современные технологии в профессиональной деятельности
- навыками обосновывать и применять современные технологии в профессиональной деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
селекционную основу
пород
за урожаем семян
В России
стимуляторами роста и др.
ПЛСУ
объектов к неблагоприятным факторам
ПЛСУ
лесосеменного районирования
контроль за их качеством
лесообразующих древесных пород Сибири:
березы повислой, тополя дрожащего
семязаготовок хвойных и лиственных пород
семязаготовок хвойных и лиственных пород
продуктивности
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Лесное семеноводство в Байкальском регионе
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Началом работ по созданию лесных культур считают:
1) 1696 г.
2) 1877 г.
3) 1600 г.
4) 1765 г.
5) 1800 г.
2. Количество разделов предмета лесные культуры:
1) 2
2) 3
3) 4
4) 1
5) 5
3. Годы обильных урожаев–это:
1) семенные года
2) урожайные года
3) продуктивные года
4) обильные года
5) сильные года
4. Партию семян удостоверяют:
1) паспорт и этикетка
2) паспорт
3) этикетка
4) паспорт,
этикетка и акт отбора средних образцов
5) этикетка и акт отбора среднего образца
5. Документ, высылаемый со средним образцом:
1) копия паспорта и акт отбора среднего образца
2) копия паспорта и этикетка
3) акт отбора среднего образца и этикетка
4) акт отб
ора
5) копия паспорта
6. Срок извещения о причинах возврата среднего образца:
1) трехдневный
2) двухдневный
3) четырехдневный
4) пятидневный
5) недельный
7. Исходный образец –это:
1) совокупность всех выемок
2) небольшое количество семян, взятое за один
прием
3) образец, направляемый на лесосеменную станцию
4) определенное количество однородных семян
5) небольшое количество семян, взятое от партии
8. Чистые семена–это:
2) проросшие семена
3) обломки семян
4) мелкие и щуплые семена
5) семена без кожуры
9. Отходы семян:
1) семена наклюнувшиеся
2) семена проросшие
3) обломки семян
4) мелкие семена, но по размерам равные или более половины среднего семени
5) плодовые и семенные чешуйки
10. Примеси семян:
1) семена других видов деревьев и кустарников
2) раздавленные семена
3) семена наклюнувшиеся
4) явно загнившие семена
5) семена проросшие
11. Семена, обеспечивающие получение гетерозисного эффекта:
1) гибридные
2) улучшенные
3) сортовые
4) нормальные
5) элитные
12. «Удостоверение о кондиционности семян» или «Сертификат»:
1) посевные качества семян отвечают требованиям ГОСТа
2) посевные качества семян не отвечают требованиям ГОСТа
3) нормы посевных качеств еще не определены
4) посевные качества
отвечают требованиям лесхоза
5) вообще не выдается на семена
13. «Удостоверение о качестве семян»:
1) предназначены для собственных нужд
2) предназначены для реализации
3) предназначены для закладки федерального фонда
4) предназначены для закладки
страхового фонда
5) вообще не выдается на семена
14. Процесс сушки шишек в шишкосушилке продолжается:
1) 12 часов
2) 10 часов
3) 9 часов
4) 11 часов
5) 8 часов
15. Максимальное количество влаги из шишек удаляется:
1) на первом и втором стеллаже
2) на первом и третьем стеллаже
3) на втором и третьем стеллаже
4) на первом и четвертом
5) на втором и четвертом
16. Резервный фонд семян –это:
1) обеспечение предприятий в неурожайные годы семенами хвойных пород
2) обеспечение предприятий в неурожайные годы
семенами лиственных пород
3) сохранение семян для будущего
4) обеспечение предприятий в неурожайные годы семенами кустарниковых
пород
5) хранение семян
17. Обновление резервного фонда семян осуществляется:
1) за три года
2) за два года
3) за четыре года
4)за пять лет
5) за год
18. Объект ВЛСБ:
1) архивы клонов
2) лесосеки главного пользования
3) плюсовые деревья
4) испытательные культуры
19. Часть растения для вегетативного размножения:
1) сеянец
2) черенок
3) саженец
4) сеянец с закрытой корневой системой
5) саженец с закрытой корневой системой
20. Степень цветения и плодоношения при глазомерной оценке урожая оценивается по шкале:
1) К.В. Краснобаевой
2) Т.П. Некрасовой
3) А.В.Лисенкова
4) В.Г. Каппера
5) А.А.Молчанова
21. Инкрустация семян –это нанесение:
1) оболочки
2) чехла
3) пленки
4) упаковки
5) капсулы
22. Способ закладки ЛСП семенного происхождения, когда в первое пятилетие отбирают одно лучшее дерево, остальные вырубают.
1) аллейная посадка
2) квадратно-одиночная посадка
3) посадка садового типа
4) рядовая посадка
5) площадками редкого размещения
23. Возрастная категория ВЛСУ:
1) спелые и молодняки
2) спелые и приспевающие
3) средневозрастные и спелые
4) средневозрастные и молодняки
5) приспевающие и средневозр
астные
24. Декапитация –это:
1) обезвершинивание
2) изреживание
3) обрезка всех боковых ветвей
4) сбор шишек
5) обрезка нижних ветвей
25. Декапитация способствует:
1) сдерживанию роста по диаметру маточно-семенных деревьев
2) сдерживанию роста в высоту маточно-семенных деревьев
3) сдерживанию роста боковых ветвей маточно-семенных деревьев
4) сдерживанию роста маточно-семенных деревьев
5) сдерживанию роста корневой системы маточно-семенных деревьев
26. Степень цветения древесных пород, при глазомерной оценке, оценивают по:
1) 5-бальной шкале
2) 6-бальной шкале
3)3-бальной шкале
4) бальной шкале
5) 7-бальной шкале
27. Семена из шишек сосны эльдарской извлекают:
1) путем дробления
2) в шишкосушке
3) шишки рассыпаются
4) шишки сушат на солнце
5) в паровой шишкосушилке
28. Основной метод создания ЛСП вегетативного происхождения:
1) посадка саженцев
2) посадка клонов
3) посадка сеянцев
4) посадка черенков
5) посадка привитых саженцев
29. Известкование почв в питомниках проводится с рН:
1) рН 6,0–6,5
2) рН 6,5–7,0
3) рН 4,5–5,5
4) рН 7,0–7,5
30. Искусственная сушка шишек –основной способ извлечения семян:
1) сосны кедровой сибирской
2) пихты сибирской
3) можжевельника обыкновенного
4) сосны обыкновенной
5) сосны эльдарской
31. Основнаяформа сохранения лесного генофонда:
1) коллекционные культуры
2) клоновые архивы
3) длительное сохранение генотипов в виде семян
4) длительное сохранение генотипов виде пыльцевых зерен
5) лесной генетический резерват
32. Образование нового поколения леса естественным путем любыми лесообразующими породами –это:
1) лесовосстановление
2) лесовозобновление
3) лесоразведение
4) лесные культуры
5) лесоведение
33. Лесоразведение осуществляется:
1) искусственным путем
2) естественным путем
3) комбинированным путем
4) реконструкцией насаждений
5) полукомбинированным путем
34. Семена, посевные качество которых соответствуют требованиям ГОСТа, ОСТа и ТУ:
1) кондиционные
2) некондиционные
3) районированные
4) нерайонированные
5) сортовые
35. Семена, заготовленные в лесосеменных районах, откуда не рекомендуется использовать их для целей лесовыращивания, называют:
1) кондиционными
2) некондиционными
3) районированными
4) нерайонированными
5) сортовыми
36. Долгосрочный прогноз урожая семян:
1) 1–2 года до заготовки
2) 2–3 года до заготовки
3) 2–3 месяца до заготовки
4) 5–6 месяцев до заготовки
5) 6–12 месяцев до заготовки
37. Краткосрочный прогноз урожая семян:
1) за 1–2 года до сбора семян
2) за 2–3 года до сбора семян
3) за 2–3 месяца до сбора семян
4) 5–6 месяцев до сбора семян
5) 6–12 месяцев до сбора семян
38. Способ закладки ЛСП семенного происхождения, при котором не проводят раннего изреживания насаждений:
1) аллейная посадка
2) квадратно-одиночная посадка
3) посадка садового типа
4) рядовая посадка
5) площадками редкого размещения
39. Ошибка, допущенная при закладке объекта ЛСБ:
1) ЛСП кедра сибирского заложена на участке с плодородными почвами
2) участок расположен в плохо проветриваемом котловане
3) размещение деревьев 5×5м
4) чередование клонов подеревное
5) закладка проводилась в пределах ареала древесной породы
40. Требование, не отвечающее при закладке ЛСП:
1) закладка производится в пределах ареала древесной породы
2) минимальная площадь отводимого участка 10га
3) производительность почв долж
на быть не ниже 5 класса бонитета
4) участок имеет ровный рельеф
41. Стратификация семян –это:
1) нарушение целостности оболочки семян
2) условия пониженных температур и повышенной влажности
3) насыщение семян кислородом
4) придание семенам формы гранул
5) выдерживание семян в воде при температуре +80ºС
42. Проводя стратификацию, семена выдерживают в условиях:
1) повышенных температур и повышенной влажности
2) пониженных температур
и повышенной влажности
3) пониженных температур и пониженной влажности
4) только пониженной температуры
5) только в условиях пониженной влажности
43. Семена, собираемые с водной поверхности –это:
1) бук лесной
2) ольха черная
3) граб обыкновенный
4) каштан конский обыкновенный
5) клен ясенелистный
44. Посадка привитых саженцев основной метод создания:
1) ЛСП семенного происхождения
2) ЛСП первого порядка
3) ЛСП второго порядка
4) ЛСП вегетативного происхождения
5) ПЛСУ
45. Особая форма насаждений,специально создаваемая для получения в течение длительного времени высококачественных семян.
1) ПЛСУ
2) ЛСП
3) архивы клонов
4) испытательные культуры
5) плюсовые насаждения
ература воздуха на четвертом этапе сушки шишек устанавливается в пределах:
1) 20–30ºС
2) 24–31ºС
3) 30–33ºС
4) 33–36ºС
5) 10–20ºС
51. Отделение выпавших семян от шишек осуществляется:
1) на верхнем стеллаже
2) на нижнем стеллаже
3) в бункере накопителе
4) в машине МОС -1А
5) во вращающемся барабане
52. Основная лесообразующая порода на песчаных и супесчаных почвах
в различных ЛРУ России :
1) сосна обыкновенная
2) сосна кедровая сибирская
3) лиственниц
а сибирская
4) ель европейская
5) можжевельник казацкий
53. Семена большинства пород хранятся при температуре:
1) 0ºС...+5ºС
2) +5ºС...+8ºС
3) +8ºС...+10ºС
4) +10ºС...+15ºС
5) +15ºС...+20ºС
54. Семена сосны, ели, лиственницы лучше хранятся при температуре:
1) 0ºС, -5ºС, -10ºС
2) 0ºС, +8ºС, +10ºС
3) 0ºС, -15ºС, -20ºС
4) 0ºС, -10ºС, -15ºС
5) 0ºС, +5ºС, +20ºС
55. Каждая ЛСП предусматривает наличие вегетативного потомства плюсовых деревьев в количестве:
1) не менее 15–20
2) не менее 25–30
4) не менее 20–25
5) не менее 35–40
56. Рациональное использование географической изменчивости видов для выращивания высокопродуктивных насаждений –
это задача:
1) лесосеменного районирования
2) лесокультурного районирования
3) агролесомелиоративного районирования
4) лесорастительного районирования
5) лесоэкономического районирования
57. Лесосеменное сырье этой породы собирают в период физиологической зрелости:
1) пихта
2) сосна
3) ель
4) липа
5) ольхи
58. Сбор лесосеменного сырья проводится в период физиологической зрелости:
1) береза
2) тополь
3) сосна
4) ель
5) липа
59. Слаборослые деревья, кривые, косослойные, с механическими повреждениями и т.д. относят к:
1) минусовым
2) плюсовым
3) нормальным
4) дефектным
5) хорошим
60. ВЛСУ закладывают в многолесных районах со:
1) значительными объемами проходных рубок
2) значительными объемами прореживаний
3) значительными объемами прочисток
4) значительными объемами сплошных рубок
5) значительными объемами осветлений
61. Эндоспермные семена у:
1) яблони
2) карагана
3) дуба
4) ясеня
5) граба
62. Безэндоспермные семена у:
1) липы
2) сосны
3) дуба
4) ясеня
5) ели
63. Количество выемок, отбираемых от партии крупных семян, хранящихся насыпью:
1) не менее 30
2) не менее 35
3) не менее 40
4) не менее 45
5) не менее 15
64. Нарушение целостности оболочки твердых семян –это ________.
65. Температура воды при гидротермическом воздействии на семена составляет ___+ ºС.
66. Способ подготовки семян к посеву, когда им придают форму гранул–это ________.
67. Плод тополя–это _________.
68. Процесс сушки шишек в шишкосушилке длится ...часов.
69. Удар семян друг о друга с целью их подготовки к посеву–это __________.
70. Одногнездный плод, раскрывающийся по одному «брюшному» шву–это _______.
71. Односемянной одногнездный плод, околоплодник которого состоит из трех слоев.
72. Средневзвешенный балл цветения сосны обыкновенной составил , если, на первом участке площадью 5 га оно оценено баллом 5, на втором участке площадью 12 га –баллом 3, а на третьем площадью 18 га –баллом 2.
73. Одногнездный плод, раскрывающийся по двум швам на две створки –это _________.
74. Плод, у которого мясистая наружная часть образуется из разросшегося цветоложа, а внутренняя из завязи.
75. Одно-или многогнездный плод, раскрывающийся по зубчикам на вершине или по нескольким продольным швам–это ________.
76. Односемянной плод, у которого пленчатый околоплодник не прирастает к семени –это __________.
78. Плод боярышника –это_________.
79. Плод шелковицы–это _________.
80. Плод пузереплодника –это _________.
81. Плод липы–это _________.
82. Метод К.В. Краснобаевой позволяет определить возможный урожай шишек за ___месяцев.
83. Количество фаз, по которым проводится учет при глазомерной оценке урожая.
84. Способ подготовки семян, при котором соблюдают условия пониженной температуры повышенной влажности и хорошей аэрации.
85. Насыщение семян кислородом с целью их прорастания –это_______.
86. Количество баллов по методу В.Г.Каппера для кустарниковых пород.
87. Количество баллов в оценке степени цветения древесных пород в глазомерно -статистическом методе В.Г. Каппера.
88. Небольшое количество семян ,отбираемых от партии за один прием–это_______.
89. Содержание чистых семян в партии, выраженное в % к массе общей навески–это_________.
90. Сколько этапов в процессе сушки шишек в шишкосушилках ?
91. Первый опад плодов какого дерева запрещается собирать?
92. Экотип, сформировавшийся под влиянием климатических факторов.
93. Комплекс климатических, гидрологических и почвенных факторов, определяющих условия роста леса.
94. Экотип, сформировавшийся под влиянием почвенно-грунтовых условий.
95. Район естественного происхождения семян и выращенных из них деревьев, характеризующий ся рядом морфологических признаков –это________.
96. Работы по отбору среднего образца:
1) средний образец
2) лесосеменная станция
3) отбор выемок
4) партия семян
5) исходный образец
97. Определение чистоты семян:
1) взвешивание навески
2) взвешивание семян
3) разбор навески
4) удаление излишка семян
5) отбор выемок
98. Порядок определения доброкачественности семян:
1) расчет среднеарифмитетического процента доброкачественности
2) определение класса качества семян
3) определение доброкачественности
4) освобождение желудей от кожуры
5) отбор пробы методом случайной выборки
99. Увеличение массы среднего образца:
1) ель европейская
2) пихта сибирская
3) клен остролистный
4) липа мелколистная
5) ясень обыкновенный
100. Характеристика балла древесных пород в глазомерной оценке В.Г.Каппера от 0 до 5:
1) слабое цветение или слабое плодоношение
2) очень хорошее цветение или очень хорошее плодоношение
3) хорошее цветение или хорошее плодоношение
4) очень слабое цветение или очень слабое плодоношение
5) среднее цветение или среднее плодоношение
6) цветения и плодоношения нет
101. Степень влажности семян в порядке возрастания:
1) пересушены
2) нормальные
3) сухие
4) очень влажные
5) влажные
102. Средняя масса 1000 шт. семян (г) древесных пород по мере ее увеличения:
1) береза повислая
2) ольха черная
3) сосна обыкновенная
4) липа мелколистная
5) ясень обыкновенный
103. Цвет кобальтовой бумаги по мере увеличения влажности семян:
1) светло-голубой
2) бледно-розовый
3) ярко-голубой
5) сиреневый
104. Возрастание массы навески (г) при определении чистоты семян следующих пород:
1) лиственница сибирская
2) липа мелколистная
3) ель колючая
4) ясень обыкновенный
5) дуб черешчатый
6) береза повислая
7) сосна обыкновенная
105. Увеличение массы партии семян (кг):
1) береза повислая
2) липа мелколистная
3) сосна обыкновенная
4) пихта сибирская
5) клен остролистный
106. Возрастание массы среднегообразца (г):
1) липа мелколистная
2) лиственница сибирская
3) дуб черешчатый
4) береза повислая
5) сосна обыкновенная
107. Влажность семян по мере увеличения при хранении сухих семян:
1) сосна веймутовая
2) гледичия
3) рябина обыкновенная
4) ель аянская
5) лиственница сибирская
6) сосна обыкновенная
108. Увеличение оптимальной влажности семян при хранении промежуточной группы семян:
1) клен остролистный
2) пихта сибирская
3) сосна кедровая корейская
4) бук лесной
5) орех маньчжурский
6) сосна кедровая сибирская
109. Расположите в порядке увеличения выход чистых семян от массы лесосеменного сырья:
1) сосна
2) пихта
3) лиственница
4) ель
5) сосна кедровая сибирская
110. Порядок увеличения выхода чистых семян от массы лесосеменного сырья:
1) сосна кедровая сибирская
2) лиственница
3) ель
4) сосна
5) береза
111. Укажите увеличение выхода чистых семян от массы лесосеменного сырья для следующих пород:
1) ирга
2) облепиха
3) шиповник
4) яблоня
5) рябина
112. Правильный порядок увеличения выхода чистых семян от массы лесосеменного сырья:
1) рябина
2) ирга
3) береза
4) шиповник
5) облепиха
113. Уменьшение выхода чистых семян от массы лесосеменного сырья:
1) сосна
2) лиственница
3) сосна кедровая сибирская
4) ель
5) береза
114. Укажите, как уменьшается выход чистых семян от массы лесосеменного сырья следующих пород:
1) сосна
3) лиственница
4) пихта
5) береза
115. Порядок уменьшения выхода чистых семян от массы лесосеменного сырья следующих пород:
1) береза
2) облепиха
3) ирга
4) рябина
5) груша
116. Время сбора лесосеменного сырья, начиная с весеннелетнего и заканчивая осенне-зимним.
1) лиственница сибирская
2) береза повислая
3) тополя
4) клен остролистный
5) сосна обыкновенная
117. Сроки цветения древесных пород, последовательно календарным месяцам:
1) калина обыкновенная
2) ольха черная
3) липа мелколистная
4) клен остролистный
5) береза плакучая
118. Сроки сбора лесосеменного сырья древесных пород, последовательно календарным месяцам:
1) вяз перистоветвистый
2) береза повислая
3) ива белая
4) яблоня лесная
5) клен остролистный
119. Сбор лесосеменного сырья древесных пород, последовательно календарным месяцам:
1) лох узколистный
2) жимолость обыкновенная
3) береза повислая
4) тополь черный
5) ольха черная
120. Древесные породы относительно времени сбора, начиная с осенне-зимнего:
1) лох
2) бузина красная
3) ива
4) черемуха
5) ель европейская
1. История развития семеноводства в России? (ПКС-1, ПКС-5)
2. История развития семеноводства в Сибири? (ПКС-1, ПКС-5)
3. Периоды развития семеноводства, их отличительные черты? (ПКС-1, ПКС-5)
4. Достижения семеноводства на современном этапе. (ПКС-1, ПКС-5)
5. Какие выделяют виды урожайности? (ПКС-1, ПКС-5)
6. Классификация факторов, влияющих на плодоношение. (ПКС-1, ПКС-5)
7. Какая прослеживается зависимость между возрастом, местом произрастания и семеношением? (ПКС-1, ПКС-5)
8. Влияние генотипа на урожайность. (ПКС-1, ПКС-5)
9. Какое влияние оказывают факторы среды на урожайность древесных пород? (ПКС-1, ПКС-5)
10. Случайные факторы, влияющие на семеношение древесных пород. (ПКС-1, ПКС-5)
11. Мероприятия, стимулирующие семеношение на лесосеменных объектах. (ПКС-1, ПКС-5)
12. Виды уходов за почвой на объектах ПЛСБ. (ПКС-1, ПКС-5)
13. Внесение удобрений на селпекционно-семеноводческих объектах. (ПКС-1, ПКС-5)
14. Механические способы формирования кроны семенных деревьев. Их достоинства и недостатки. (ПКС-1, ПКС-5)
15. Применение регуляторов роста для формирования крон и стимулирования семеношения деревьев на лесосеменных объектах. (ПКС-1, ПКС-5)
16. Биологический способ формирования крон семенных деревьев. (ПКС-1, ПКС-5)
17. В каких случаях на лесосеменных объектах применяют доопыление? (ПКС-1, ПКС-5)
18. Биология цветения сосны обыкновенной. (ПКС-1, ПКС-5)
19. Особенности отбора плюсовых деревьев и насаждений. (ПКС-1, ПКС-5)
20. Формирование ПЛСУ данного биологического вида. (ПКС-1, ПКС-5)
21. Способы создания ЛСП сосны обыкновенной. (ПКС-1, ПКС-5)
23. Биология цветения сосны кедровой сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
24. Отбор плюсовых деревьев сосны кедровой сибирской по стволовой продуктивности. (ПКС-1, ПКС-5)
25. Отбор плюсовых деревьев данного биологического вида по урожайности. (ПКС-1, ПКС-5)
26. Особенности формирования ПЛСУ. (ПКС-1, ПКС-5)
27. Способы создания ЛСП. (ПКС-1, ПКС-5)
28. Методы прогноза и учета урожая сосны кедровой сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
29. Сбор и переработка шишек. (ПКС-1, ПКС-5)
30. Хранение и стратификация семян. (ПКС-1, ПКС-5)
31. Показатели семян сосны кедровой сибирской при определении класса качества. (ПКС-1, ПКС-5)
32. Биология цветения ели сибирской(ПКС-1, ПКС-5)
33. Отбор плюсовых деревьев данной породы на стволовую продуктивность и резонансность. (ПКС-1, ПКС-5)
34. Особенности формирования лесосеменных участков ели сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
35. Способы создания лесосеменных плантаций ели сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
36. Сбор, переработка лесосеменного сырья. (ПКС-1, ПКС-5)
37. Хранение и подготовка семян к посеву. (ПКС-1, ПКС-5)
38. Показатели семян ели сибирской при определении класса качества. (ПКС-1, ПКС-5)
39. Биология цветения пихты сибирской (ПКС-1, ПКС-5)
40. Показатели, учитываемые при отборе плюсовых деревьев пихты сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
41. Особенности формирования ПЛСУ пихты сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
42. Создание ЛСП данной породы. (ПКС-1, ПКС-5)
43. Сбор шишек, их переработка. (ПКС-1, ПКС-5)
44. Хранение и подготовка семян к посеву. (ПКС-1, ПКС-5)
45. Показатели семян пихты сибирской при определении их класса качества. (ПКС-1, ПКС-5)
46. Биология цветения лиственниц сибирской, даурской. (ПКС-1, ПКС-5)
47. Требования, предъявляемые к плюсовым деревьям разных видов лиственницы. (ПКС-1, ПКС-5)
48. Формирование ПЛСУ лиственницы сибирской, даурской. (ПКС-1, ПКС-5)
49. Создание ЛСП лиственницы. (ПКС-1, ПКС-5)
50. Прогноз и учёт урожая у лиственницы сибирской. (ПКС-1, ПКС-5)
51. Особенности сбора шишек, их переработка. (ПКС-1, ПКС-5)
52. Хранение и подготовка семян лиственницы к посеву. (ПКС-1, ПКС-5)
53. Показатели для установления класса качества семян (ПКС-1, ПКС-5)
54. Биология цветения берёзы. (ПКС-1, ПКС-5)
55. Пути организации сортового семеноводства берёзы карельской(ПКС-1, ПКС-5)
56. Отбор плюсовых деревьев и насаждений берёзы. (ПКС-1, ПКС-5)
57. Формирование лесосеменных участков берёзы(ПКС-1, ПКС-5)
58. Создание ЛСП берёзы. (ПКС-1, ПКС-5)
59. Сбор, хранение и переработка лесосеменного сырья. (ПКС-1, ПКС-5)
60. Показатели при определении класса качества семян березы. (ПКС-1, ПКС-5)
61. Внутрихозяйственная проверка посевных качеств семян. (ПКС-1, ПКС-5)
62. Подготовка семян к посеву. (ПКС-1, ПКС-5)
63. Биология цветения осины. (ПКС-1, ПКС-5)
64. Формовое разнообразие осины. (ПКС-1, ПКС-5)
65. Требования, предъявляемые к плюсовым деревьям и насаждениям осины. (ПКС-1, ПКС-5)
66. Особенности создания лесосеменных плантаций осины. (ПКС-1, ПКС-5)
67. Сбор и переработка плодов. (ПКС-1, ПКС-5)
68. Хранение семян осины. (ПКС-1, ПКС-5)
69. Какие задачи решаются при инвентаризации? (ПКС-1, ПКС-5)
70. Обследование плюсовых деревьев и насаждений. (ПКС-1, ПКС-5)
71. Инвентаризация ПЛСУ и ЛСП. (ПКС-1, ПКС-5)
72. Отчетность по итогам инвентаризации. (ПКС-1, ПКС-5)
1. Задачи и методы лесного семеноводства;
2. Особенности создания ПЛСБ сосны обыкновенной;
3. Долгосрочные методы прогноза ожидаемого урожая семян;
4. Планирование и организация семязаготовок;
5. Пути перевода лесного семеноводства на селекционную основу;
6. Особенности создания ПЛСБ лиственницы сибирской;
7. Краткосрочные методы прогноза ожидаемого урожая семян;
8. Переработка шишек хвойных пород;
9. Селекционные (сортовые) категории семян древесных пород;
10. Особенности создания ПЛСБ ели сибирской;
11. Особенности создания ПЛСБ осины (тополя дрожащего);
12. Определение класса качества семян;
14. Генетическая оценка лесосеменных объектов;
15. Пути снижения затрат на получение семян древесных пород;
16. Создание резервного фонда семян;
17. Внутрихозяйственная проверка посевных качеств лесных семян;
18. История развития семеноводства в России;
19. Уход за лесными селекционно-семеноводческими объектами;
20. Защита урожая лесных семян от неблагоприятных факторов;
21. Хранение семян лесных пород;
Индивидуальные задания
1 вариант
1. Задачи и методы лесного семеноводства;
2. Особенности создания ПЛСБ сосны обыкновенной;
3. Долгосрочные методы прогноза ожидаемого урожая семян;
4. Планирование и организация семязаготовок;
5. Задача: определить средневзвешенный балл семеношения ели
сибирской на всех площадях лесхоза, если известно, что в первом однородном насаждении на площади 200 га семеношение оценено баллом 3, а на другом, площадью 400 га – баллом 2.
2 вариант
1. Пути перевода лесного семеноводства на селекционную основу;
2. Особенности создания ПЛСБ лиственницы сибирской;
3. Краткосрочные методы прогноза ожидаемого урожая семян;
4. Переработка шишек хвойных пород;
5. Задача: найти массу ожидаемого урожая семян сосны на одном
га ЛСП, если известно, что масса одной шишки составляет 10 г, выход семян из лесосеменного сырья – 1,3 %, количество здоровых, неповрежденных семян – 80 %, урожай шишек – 38 тыс. шт./га
3 вариант
1. Селекционные (сортовые) категории семян древесных пород;
2. Особенности создания ПЛСБ ели сибирской;
3. Методы глазомерного учёта урожая семян;
4. Переработка и обработка плодов лиственных пород;
5. Задача: определить балл семеношения ели к осени следующего года
по энтомологическому методу долгосрочного прогноза урожая, если известно, что число живых гусениц листовертки в шишках при обследовании составило 60 шт., вылетевших из шишек бабочек – 40 шт., живых и погибших куколок в шишках – 20 шт.
4 вариант
1. Лесосеменное районирование лесообразующих пород;
2. Особенности создания ПЛСБ пихты сибирской;
3. Методы количественного учета урожая семян древесных пород;
4. Подготовка к посеву семян с вынужденным покоем;
5. Задача: определить урожай семян лиственницы сибирской (по методу пробных ветвей) в насаждении площадью 80 га, если известно, что число шишек, приходящихся на один метр пробных ветвей, составляет 2,8 шт.
5 вариант
1. Факторы, влияющие на урожай семян древесных пород;
2. Особенности создания ПЛСБ сосны кедровой сибирской;
3. Определение урожая семян хвойных пород на ЛСП и ПЛСУ по методике НИИЛГиСа;
4. Подготовка к посеву семян с длительным периодом покоя (на примере сосны кедровой сибирской);
5. Задача: определить урожай шишек на ПЛСУ пихты сибирской 60-летнего возраста площадью 7 га (280 деревьев на 1 га) по методике НИИЛГиС, учитывая, что изменчивость деревьев по обилию семеношения высокая. В качестве учетных взято 4 % от всех деревьев на ПЛСУ. У 25 модельных деревьев урожай шишек следующий: 56, 132, 145, 39, 18, 98, 74, 85, 167, 65, 128, 50, 44, 185, 110, 61, 102, 94, 163, 87, 15, 33, 58, 72, 69. При оценке урожая на учетных деревьях их распределение по категориям следующее: к несеменосящим отнесено 6 % учетных деревьев, к I категории (слабый урожай) – 29 %, ко II (средний урожай) – 47 %.
6 вариант
1. Инвентаризация лесосеменных объектов;
2. Отбор плюсовых деревьев сосны кедровой сибирской по семенной
продуктивности;
3. Проверочный анализ качества лесных семян;
4. Упаковка и перевозка семян древесных пород;
5. Задача: определить фактический урожай семян ели обыкновенной, если ожидаемый урожай шишек – 30 тыс. шт., выход семян – 3,2 %, масса одной шишки – 16 г, шишки повреждены еловой шишковой листоверткой на 75 % со средним количеством гусениц в одной шишке – 1 шт., еловой шишковой мухой на 25 % при среднем количестве ходов – 2 на шишку.
7 вариант
1. Мероприятия, рекомендуемые на лесосеменных объектах для повышения урожая древесных пород;
3. Арбитражный анализ качества лесных семян;
4. Причины потерь урожая семян;
5. Задача: определить ожидаемый урожай семян (кг/га) в насаждении
ели сибирской методом модельных деревьев (по Л.Ф. Правдину), если на модельных деревьях были взяты на пробной площади 0,25 га, где учтено 72 семеносящих дерева ели сибирской. Подсчитано следующее число шишек: первое дерево – 175 шт., 2-е – 140 шт., 3-е – 98 шт., 4-е – 152 шт., 5-е – 87 шт. По многолетним данным средняя масса шишки составляет 15 г, выход семян - 3,0 % от массы шишек.
8 вариант
1. Контроль за качеством семян;
2. Особенности создания ПЛСБ осины (тополя дрожащего);
3. Определение класса качества семян;
4. Способы сбора шишек (плодов) лесных древесных пород;
5. Задача: Определить ожидаемый урожай семян, кг/га при оценке
урожая лиственницы сибирской по методике А.Ф.Лисенкова, если на 30 м ветвей приходится 140 женских «цветов».
9 вариант
1. Генетическая оценка лесосеменных объектов;
2. Пути снижения затрат на получение семян древесных пород;
3. Создание резервного фонда семян;
4. Внутрихозяйственная проверка посевных качеств лесных семян;
5. Задача: найти массу ожидаемого урожая семян сосны обыкновенной
на ПЛСУ (9 га), если известно, что урожай шишек на 1 га – 41 тыс. шт., средняя масса шишек по многолетним наблюдениям составила 10 г, выход семян – 1,2 % от массы шишек, здоровых неповрежденных семян – 78 %.
10 вариант
1. История развития семеноводства в России;
2. Уход за лесными селекционно-семеноводческими объектами;
3. Защита урожая лесных семян от неблагоприятных факторов;
4. Хранение семян лесных пород;
5. Задача: рассчитать число учётных деревьев по каждой категории
семеношения при оценке урожая по методике НИИЛГиСа на ЛСП (площадью 16 га, 200 деревьев на га) кедра сибирского 40-летнего возраста, если среди учётных деревьев 8 % не семеносили, к I категории семеношения (со слабым урожаем) отнесено 29 %, к III категории – 17 % учетных деревьев.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п