учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение закономерностей стабилизации популяций в естественных условиях и под воздействием промысла;
освоение методов оценки основных популяционных параметров;- изучение биологических основ рыболовства;
получение навыков построения различных типов промысловых моделей; освоение методов анализа динамики
эксплуатируемых популяций
ПКС-1: Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов;
ПКС-1 - Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов , а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС- 5 Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельность ю и охрану водных биоресурсов
ИД-1 Знает правовые основы экологического контроля водных объектов, применяемые для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
водных биологических ресурсов
биологических ресурсов для решения практических задач
решения сложных профессиональных задач
биологических ресурсов
ресурсов
решения практических задач
профессиональных задач
ресурсов
профессиональных задач
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов;
ПКС-1 - Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов , а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС- 5 Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельность ю и охрану водных биоресурсов
ИД-1 Знает правовые основы экологического контроля водных объектов, применяемые для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
практических задач
показателям для решения практических задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Формальная теория жизни рыб. Закономерности стабилизации численности популяций
Уравнение Баранова. Основное уравнение улова
Формальная теория жизни рыб. Закономерности стабилизации численности популяций
Уравнение Баранова. Основное уравнение улова
Проверка презентации
Устный опрос
эксплуатируемые запасы
Статические и динамические популяционные параметры
Промысловая структура популяции
Влияние интенсивности и селективности на параметры популяции
Промысловая структура популяции
Параметры рыболовства. Расчет площади облова невода и интенсивности неводного лова
Решение ситуац. задач
тестирование
Работа в группах
воздействия на эксплуатируемые запасы
Статические и динамические популяционные параметры
Промысловая структура популяции
Влияние интенсивности и селективности на параметры
популяции
Тестирование
Проверка
презентации
Устный опрос
Воспроизводство и пополнение стада рыб
Рост и продуктивность популяций
Виртуально-популяционный анализ. Аналитические промысловые модели
Оценка абсолютной численности популяции методом прямого учета
Оценка смертности рыб
Рост и продуктивность популяций
Виртуально-популяционный анализ
Аналитические промысловые модели
задания
Устный опрос
Решение ситуац. задач
Работа в группах
Воспроизводство и пополнение стада рыб
Рост и продуктивность популяций
Виртуально-популяционный анализ. Аналитические
промысловые модели
реферата
Тестирование
Проверка
презентации
Устный опрос
Оптимальный улов
Основы промыслового прогнозирования
Оценка оптимальных параметров промысла
Разработка модели прогноза вылова
Всего занятий семинарского типа по дисциплине:
Тестирование
Оптимальный улов
Основы промыслового прогнозирования
реферата
Тестирование
Проверка
презентации
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень тем рефератов
Перечень тем докладов
Перечень тем презентаций
Перечень тем конспектирования
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Ситуационные задачи
Перечень вопросов для работы в группах
Промысловая ихтиология
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень экзаменационных вопросов
1. Основные представления о динамике эксплуатируемых популяциях рыб (теории «неограниченности запасов», «неприкосновенного капитала», «размножения», «разрежения», «саморегуляции») ПКС-1; ПКС-5
2. Роль математических методов в промысловой ихтиологии. Классификация моделей эксплуатируемых запасов ПКС-1; ПКС-5
3. Формальная теория жизни рыб. Взаимосвязь первопричин, определяющих динамику популяции ПКС-1; ПКС-5
4. Анализ структуры популяций. Кривые выживания, населения, улова. Условия стабилизации популяции. Методы оценки кривых выживания ПКС-1; ПКС-5
5. Популяционные параметры. Статические и динамические параметры ПКС-1; ПКС-5
6. Естественная смертность, факторы ее определяющие. Кривые смертности и кривые выживания ПКС-1; ПКС-5
7. Промысловая смертность, показатели смертности, свойство аддитивности коэффициентов смертности ПКС-1; ПКС-5
8. Методы оценки общей смертности рыб (Ф.И.Баранова, Бивертона-Холта, по возрастной структуре) ПКС-1; ПКС-5
9. Методы оценки естественной смертности ПКС-1; ПКС-5
10. Понятия «рождаемость», популяционная плодовитость, эффективность воспроизводства и методы их оценки ПКС-1; ПКС-5
11. Понятие пополнения в классической и промысловой ихтиологии. Типы нерестовых популяций по МонастырскомуПКС-1; ПКС-5
12. Основные представления о зависимости «запас-пополнение»ПКС-1; ПКС-5
13. Модели пополнения Бивертона-Холта и Рикера, методы оценки параметров ПКС-1; ПКС-5
14. Методы оценки численности пополнения ПКС-1; ПКС-5
15. Типы индивидуального роста ПКС-1; ПКС-5
16. Типы роста популяций ПКС-1; ПКС-5
17. Закономерности логистического роста популяций. Механизмы регуляции роста ПКС-1; ПКС-5
18. Продуктивность популяций ПКС-1; ПКС-5
19. Виртуально-популяционный анализ (методы Державина, Мэрфи, Галланда) ПКС-1; ПКС-5
20. Когортный и сепарабельный анализ ПКС-1; ПКС-5
21. Методы настройки VPA. Преимущества и недостатки VPAПКС-1; ПКС-5
22. Структура промысловой популяции. Основные термины и понятия ПКС-1; ПКС-5
23. Интенсивность рыболовства, основные понятия, способы описания. Показатели промысловых усилий ПКС-1; ПКС-5
24. Селективность рыболовства, основные понятия. Кривые селективности различных типов орудий лова ПКС-1; ПКС-5
25. Аналитические промысловые модели (Ф.И.Баранова, У.Рикера, Бивертона-Холта) ПКС-1; ПКС-5
26. Преимущества и недостатки аналитических промысловых моделей, направления развития ПКС-1; ПКС-5
27. Продукционные модели (Шефера, Пелла-Томлинсона, Фокса) ПКС-1; ПКС-5
28. Методы получения первичной информации для построения продукционных моделей. Развитие продукционных моделей ПКС-1; ПКС-5
29. Факторы, обеспечивающие существование уравновешенного улова ПКС-1; ПКС-5
30. Закономерности влияния интенсивности рыболовства на популяционные параметры ПКС-1; ПКС-5
31. Закономерности влияния селективности рыболовства на популяционные параметры ПКС-1; ПКС-5
32. Совместное влияние интенсивности и селективности рыболовства на результаты промысла. Изоплетные диаграммы ПКС-1; ПКС-5
33. Правило достижения максимального улова. Эвметрический улов ПКС-1; ПКС-5
34. Особенности селективного промысла ПКС-1; ПКС-5
35. Концепция перелова. Экономический и биологический перелов ПКС-1; ПКС-5
36. Концепция оптимального улова (максимальный уравновешенный, экономический, щадящий, улов, критерий F0.1) ПКС-1; ПКС-5
37. Методика определения параметров оптимального рыболовства ПКС-1; ПКС-5
38. Теоретические подходы к регулированию рыболовства (К.М.Бэра, Г.В.Никольского, П.В.Тюрина, Ф.И.Баранова) ПКС-1; ПКС-5
39. Принципы рационального регулирования рыболовства ПКС-1; ПКС-5
40. Биологический смысл основным статей современных Правил рыболовства. Особенности регулирования рыболовства в морях и внутренних водоемах ПКС-1; ПКС-5
41. Промысловые прогнозы ПКС-1; ПКС-5
42. Методы составления годовых прогнозов (аналитический, ВПА, продукционный) ПКС-1; ПКС-5.
Перечень тем докладов
1. Рыболовство во внутренних водоемах.
2. Роль ихтиологии в решении проблем рыбного хозяйства, освоении, охране и рациональном использовании рыбных ресурсов водоемов.
3. Место рыбообразных рыб в системе животного мира.
4. Структура популяций рыб и закономерности их изменений.
5. Эффективность использования рыбами пищи на рост
6. Теория фаунистических комплексов рыб Г.В. Никольского
7. Особенности формирования ихтиофауны водоемов Бурятии
8. Температурный режим водоемов и его значение в жизни рыб
9. .Значение миграций в жизни рыб. Типы миграций.
10. Типы рыб по характеру питания
Перечень тем презентаций
1. Объемы промысла Мирового океана.
2. Объемы промысла внутренних водоемов.
3. Объемы выращивания в искусственных экосистемах.
4. Техника промысла.
5. Семейство Атериновые.
6. Семейство Байкальские широколобки.
7. Семейство Бельдюговые. 8. Семейство Блепсиевые.
9. Семейство Веслоносы.
10. Семейство Волосатые рогатки.
1. Роль ихтиологии в решении проблем рыбного хозяйства, освоении, охране и рациональном использовании рыбных ресурсов водоемов.
2. Место рыбообразных рыб в системе животного мира.
3. Структура популяций рыб и закономерности их изменений.
4. Эффективность использования рыбами пищи на рост
5. Теория фаунистических комплексов рыб Г.В. Никольского
6. Особенности формирования ихтиофауны водоемов Беларуси
7. Температурный режим водоемов и его значение в жизни рыб
8. Значение миграций в жизни рыб. Типы миграций.
9. Типы рыб по характеру питания
Перечень тем для конспектирования
1. Семейство Гамбузиевые.
2. Семейство Голомянковые.
3. Семейство Горбылевые.
4. Семейство Губановые.
5. Семейство Дракончиковые.
6. Семейство Звездочетковые.
7. Семейство Змееголовые.
8. Семейство Зубатковые.
9. Семейство Иглобрюховые.
10. Семейство Калкановые.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. В чем сущность теории «размножения»?
2. В чем сущность теории «разрежения»?
3. В чем сущность теории «неприкосновенного капитала»?
4. В чем сущность теории «саморегуляции» в динамике эксплуатируемых популяций.
5. Дайте классификацию промысловых моделей.
6. Назовите параметры уравнения Рассела, определяющие динамику популяции.
7. Дайте определение параметров и форму уравнения Ф.И.Баранова.
8. Изобразите на графике кривые выживания, населения и улова.
9. Какие факторы определяют форму кривой выживания?
10. Какие факторы определяют форму кривой населения?
11. Изобразите на графике формы кривых населения стабильной и нестабильной популяций.
12. Изобразите на графике формы кривых населения и улова для нестабильной популяции.
13. Назовите условия перехода популяции в стабильное состояния.
15. Изобразите на графике характер изменения формы кривой населения под воздействием промысла.
16. Изобразите на графике форму кривой нарастания ихтиомассы.
17. Перечислите статические параметры популяции.
18. Перечислите динамические параметры популяции.
19. Что такое смертность? Какие факторы ее определяют.
20. Напишите уравнение связи действительных и мгновенных коэффициентов смертности.
21. Дайте графическую интерпретацию мгновенного коэффициента общей смертности.
22. Изобразите графически формы зависимости естественной смертности от возрата.
23. Изобразите на графике четыре формы кривых выживания в зависимости от возрастной динамики смертности.
24. Что такое промысловая смертность?
25. Что такое промысловое усилие?
26. Что такое геометрическая и элементарная интенсивность лова?
27. Дайте графическую интерпретацию зависимости между промысловой смертностью и коэффициентом эксплуатации.
28. В чем сущность свойства аддитивности коэффициентов смертности.
29. Изобразите на графике связь между действительным коэффициентом естественной смертности и интенсивностью промысла.
30. Приведите графическую интерпретацию методов оценки общей смертности Ф.И.Баранова (по предельному возрасту) и Бивертона-Холта (по средней длине).
31. Промысловая смертность, показатели смертности, свойство аддитивности коэффициентов смертности.
32. Перечислите методы оценки естественной смертности.
33. Перечислите недостатки существующих методов оценки естественной смертности.
34. Что такое «рождаемость»?
35. Что такое «пополнение»?
36. В чем отличие понятий «пополнение» в классической и промысловой ихтиологии.
37. Перечислите типы нерестовых популяций в зависимости от соотношения пополнения и остатка.
38. Что такое «возраст пополнения»? Какими факторами он определяется?
39. Перечислите методы оценки возраста пополнения.
40. Что такое «возраст вступления в эксплуатацию»? Какими факторами он определяется.
41. Перечислите методы оценки возраста вступления в эксплуатацию.
42. В чем различие подходов К.Бэра и Ф.И.Баранова к интерпретации связи «запас – пополнение».
43. В чем сущность и назначение продукционных моделей.
44. Изобразите кривую «запас – пополнение» по Р.Бивертону и С.Холту.
45. Изобразите кривую «запас – пополнение» по У.Рикеру.
46. Какие исходные данные используются для построения продукционных моделей?
47. Перечислите методы оценки численности пополнения.
48. Изобразите графически линейный, экспоненциальный и параболический индивидуальный рост.
49. Изобразите кривую роста Форда-Уолфорда.
50. Изобразите кривую роста Л.Берталанфи и опишите биологический смысл параметров.
51. Изобразите графически кривые экспоненциально и S-образного роста популяций.
52. Перечислите факторы, обеспечивающие регуляцию роста популяции.
53. Изобразите графически изменение продукции популяции в процессе ее роста.
54. Что такое естественная и промысловая продуктивность популяций?
55. В чем сущность метода Державина.
56. Что такое виртуально-популяционный анализ.
57. Какие исходные данные используются для проведения VPA.
58. Каковы недостатки виртуально-популяционного анализа.
59. В чем сущность когортного анализа?
60. В чем сущность сепарабельного анализ?
61. В чем сущность многовидового VPA.
62. Что такое «настройка» VPA.
63. Дайте графическую интерпретацию структуры промысловой популяции.
64. В чем различие понятий «общий», «промысловый» и «эксплуатируемый запас».
65. Перечислите показатели, используемы для описания промысловых усилий.
66. Что такое селективность промысла? Какие факторы ее определяют?
67. Какие орудия лова относятся к отцеживающим?
68. Какие орудия лова относятся к объячеивающим?
69. Изобразите кривые селективности отцеживающих и объячеивающих орудий лова.
70. Перечислите способы регулирования рыболовства, применяемы в современных Правилах.
71. В чем заключается биологический смысл лимитирования уловов?
72. В чем заключается биологический смысл введения промысловой меры?
73. В чем заключается биологический смысл регламентирования типов используемых орудий лова?
74. В чем заключается биологический смысл введения запретных периодов на промысел?
75. Что такое «промысловые прогнозы»?
76. Дайте классификацию промысловых прогнозов.
77. Назовите способы составления оперативных прогнозов.
78. Назовите способы составления годовых прогнозов.
80. Что такое ОДУ?
81. Что такое ВУ?
82. Перечислите методы оценки ОДУ.
83. Каково соотношение между ОДУ, ВУ, квотой, долей?
Комплект тестовых заданий
1. Промысловая ихтиология – это
А) один из разделов ихтиологии, посвященный изучению морфологии и физиологии рыб, образа их жизни и взаимоотношения с окружающей средой и между собой.
Б) один из разделов ихтиологии, посвященный изучению систематики рыб, отличительных признаков, распространения отдельных таксономических групп, образа жизни, эволюции и особенностей хозяйственного использования.
В) один из разделов ихтиологии, посвященный изучению закономерностей динамики популяций рыб, как в естественных условиях, так и под воздействием промысла.
2. Датой возникновения дисциплины «Промысловая ихтиология» считают:
А) 1925г., когда была издана статья профессора Ф.И. Баранова «К вопросу о динамике рыбного промысла».
Б) 1918г., когда была выпущена статья профессора Ф.И. Баранова «К вопросу о биологических основаниях рыбного хозяйства».
В) 1976 г., когда была издана статья проф. Ф.И. Баранова «К вопросу о биологических основаниях рыбного хозяйства»
3. Популяция – это
А) одновидовая, разновозрастная, самовоспроизводящаяся группировка особей, на протяжении длительного времени обитающая на определенной территории (ареале) и в достаточной степени отграниченная от других аналогичных группировок
Б) рыбы, родившиеся в одном году
В) рыбы одного поколения, которые, достигнув возраста tС, вступают в промысловое стадо, становятся доступными для промысла и теоретически могут быть отловлены
4. Геометрическое место точек, описывающих изменение численности поколения в течение его жизни: А)кривая биомассы популяции
Б)кривая населения В)кривая выживания
5. Уравнение Баранова имеет следующий вид:
А) R = N0e -Mtr Б) YN = ∑ YNt В) Nt= N0 e –Zt
6. Классификация рыболовных орудий, основанная на анализе конструкций рыболовных орудий и
принципов их действия и, представляющая собой трехуровневую систему, создана: А)Е.А. Криксуновым
Б)Г.В. Никольским В)А.И. Трещевым Г)П.В. Тюриным
7. Характеризуют главные особенности конструкций орудий лова и способы их применения, обозначаются арабскими цифрами:
А) классы орудий промышленного рыболовства Б) группы орудий промышленного рыболовства В) виды орудий промышленного рыболовства
8. Тралируемые, кошелькующиеся, притоняемые, накидки, поддоны, драги, сачки – данные группы орудий рыболовства относятся к классу:
А) Рыбоотделяющие Б) Отцеживающие В) Ловушки
Г) Объячеивающие Д) Поводковые
Е) Травмирующие Ж) Водоотделяющие
З) Комбинированные орудия лова
9. Эффективность ведения рыболовства, характер его воздействия на эксплуатируемые запасы (т.е. параметры рыболовства) определяются двумя типами параметров:
А)параметрами орудий лова и параметрами промысла Б)статическими и динамическими параметрами В)параметрами рождаемости и смертности
10. Время лова, промысловая мощность, интенсивность промысла, промысловое усилие – это: А) статические параметры
Б) динамические параметры В) параметры орудий лова Г) параметры промысла
11. Способность орудия лова удерживать рыбу и другие ловимые объекты: А)уловистость
Б)селективность
В) промысловое усилие Г)улов на усилие
12. Отношение количества пойманных рыб длиной L к максимальному количеству пойманных рыб, имеющих некоторую оптимальную длину L0:
А)коэффициент уловистости
Б)коэффициент селективности В)нет правильного ответа
13. Объем воды или площадь водоема, которая облавливается данным типом орудия или видом промысла за единицу времени:
А)улов на усилие Б)промысловое усилие В)промысловая мощность Г)нет правильного ответа
14. Некоторые показатели (или константы), которые описывают исследуемую популяцию: А)флюктуации
Б)параметры
В)критерии стабильности Г) нет правильного ответа
15. Определяют характер динамики популяции во времени: А)экологические параметры популяции
Б)динамические параметры популяции В)статические параметры популяции
16. Статические популяционные параметры определяются:
17. Величина популяции характеризуется:
А)показателями промысловой смертности, выражаемые как функция численности рыб Б)типом стратегии экологического отбора в эволюции
В)численностью BN и биомассой BW
18. Половая структура популяции отражает:
А)соотношение в популяции особей различных полов Б)количество половозрелых особей
В)численность впервые созревших рыб
19. К числу экологических структур популяции могут быть отнесены следующие:
А)пространственная, временная, эколого-репродуктивная, трофическая, промысловая структуры Б)размерная, возрастная, половая, репродуктивная, нерестовая структуры
20. К динамическим параметрам, измеряемым в единицах скорости, относятся: А)продукция, улов
Б)рождаемость, смертность, рост, вылов В)общий запас, промысловый запас
Г) нет правильного ответа
21. Часть популяции рыбы, которая присутствует в районе промысла и теоретически может быть отловлена:
А)промысловый запас BN, BW Б)общий запас TSB В)нерестовое стадо SSB, SSN
Г)эксплуатируемый запас FSN, FSB
22. Перечислите наиболее важные методы оценки абсолютной численности рыб:
23. Характеризует скорость уменьшения численности рыб за элементарный промежуток времени:
А)мгновенный коэффициент смертности Б)действительный коэффициент смертности
24. Формула, выражающая общую смертность:
А) φ = S+F Б) S = M+F В) Z = S+F
Г) нет правильного ответа
25. Отношение обловленной площади за известный промежуток времени t к общей площади водоема (или ареала популяции):
А)элементарная интенсивность лова f Б)геометрическая интенсивность лова fg В)интенсивность вылова
26. Количество погибших в результате вылова особей за некоторый промежуток времени, отнесенный к их начальной численности:
А)мгновенный коэффициент промысловой смертности F Б)действительный коэффициент промысловой смертности φF
27. Формула, выражающая элементарную интенсивность лова:
Y N
ϕ F=
А) 0
Б) f = q*fg
f = st
g S
В)
28. Показывает количество особей, родившихся в популяции за определенный промежуток времени: А)абсолютная рождаемость
Б)удельная рождаемость В)мгновенная рождаемость Г)максимальная рождаемость Е)экологическая рождаемость
29. Количество икринок, приходящихся на единицу массы самки:
А)относительная индивидуальная плодовитость Б)видовая плодовитость
В)индивидуальная абсолютная плодовитость Г)популяционная плодовитость
30. Особи одного, реже нескольких поколений, достигшие определенных размеров и возраста, когда они перемещаются в район промысла и могут быть отловлены:
А)возрастная группа Б)популяция В)пополнение
31. Нерестовая популяция SSB это:
А) Особи, совершающие протяженные миграции
Б) особи, убывшие под влиянием естественной и промысловой смертности
В) особи, которые достигли половой зрелости и находятся в районе воспроизводства
32. Общий запас (TSB) это:
А) пополнение R
Б) репродуктивная часть популяции
В) численность или биомасса популяции в пределах водоема или промыслового района
33. Предельный возраст жизни рыбы в промысловой стадии:
А) tλ Б) tr В) tc Г) ts
34. Концепция К.М. Бэра заключается в том, что:
А)рациональный промысел должен вестись таким образом, чтобы обеспечить каждой рыбе хотя бы один раз принять участие в нересте
Б)благодаря чрезвычайно высокой плодовитости рыб начальная численность молоди всегда бывает избыточная, а количество пополнения лимитируется в основном условиями ее обитания и выживания В)равновесное состояние популяции обеспечивается, когда скорость пополнения равна скорости убыли
А)депенсационная смертность Б)компенсационная смертность
36. Данная модель «запас-пополнение» исходит из допущения о механизме плотностной регуляции смертности молоди на основе каннибализма и хищничества и описывается уравнением R = aEe -bE:
А) Модель Бивертона –Холта Б) Модель Рикера
В) Модель Криксунова-Снеткова
37. Данный метод оценки пополнения заключается в непосредственном отлове молоди различными способами и орудиями лова и оценке ее концентрации:
А) метод накопленного улова
Б) биостатистический подход А.Н. Державина В) прямой учет
38. Изменение (увеличение или уменьшение) суммарной биомассы всех возрастных групп популяции во времени:
А)рост Б)продуктивность В)общий запас Г)нерестовый запас
39. Описывает скорость изменения длины рыбы во времени:
А)весовой рост Б)линейный рост
40. Уравнение Форда – Уолфорда Lx+1,t+1 = ɑ + bLx,t описывает:
А)убыль особей под влиянием промысловой смертности Б)скорость приращения биомассы поколения
В)связь длины в настоящий момент с длиной в предыдущий период
41. Данное уравнение исходит из предположения о том, что скорость роста рыбы замедляется по мере достижения некоторых предельных размеров; чем ближе фактическая длина рыбы L к максимальной L∞, тем меньше скорость роста:
А) Уравнение Форда – Уолфорда Б)Уравнение Берталанфи В)Уравнение Баранова
42. Валовая продукция – это:
А)численность особей, пополнивших нерестовый запас в конкретном году
Б)продукция (прирост биомассы), которая остается в водоеме после отправления всех функций жизнедеятельности популяции
В)продукция, образовавшаяся в процессе существования популяции и которая складывается из реальной продукции, оставшейся в водоеме к концу года, биомассы особей, а также массы рыб, которые были изъяты промыслом
43. Уравновешенный улов:
А)сумма величин уловов от каждого поколения за весь период его существования Б)улов, соответствующий величине годовой продукции популяции
В)улов, полученный в течение года Г)нет правильного ответа
44. Научно обоснованная величина изъятия рыб из водоема всеми видами промысла, рассчитанная с определенной заблаговременностью:
А)прогноз улова Б)лимитирование уловов В)общий допустимый улов (ОДУ)
45. Часть общего допустимого улова водных биоресурсов, которая выделяется в целях осуществления определенного вида рыболовства:
А)доля
Б) уравновешенный улов В)квота добычи (вылова)
46. Для большинства видов рыб зависимость масса-длина описывается уравнением: А)W = w0L3
Б)BW∞ = K
В) BW =∑ NtWt
Ситуационные задачи
Задача 1
Требуется подобрать ассортимент сетей, суммарная кривая относительной уловистости которого имеет сравнительно плоскую вершину, то есть сети равно эффективно облавливают все размерные группы. Объект лова – лещ, минимальный размер леща – 100 мм.
Решение: Минимальный размер леща будет модальным для сети шагом а1 = m+fI = 1.08 + 0.174*100=18.48 мм
а2 = γ а1+ fI = 1.4*18.48 + (-2.98) = 25.87 – 2.98 = 22.89
а3 = 1.4*22.89 – 2.98 = 32.05 – 2.98 = 29.07 мм а4 = 1.4* 29.07– 2.98 =40.7 – 2.98 = 37.7 мм
а5 = 1.4*37.7– 2.98 = 49.8
а6 = 1.4*49.8– 2.98 = 66.7
а7 = 1.4*66.7– 2.98 =90.4 мм
Учитывая ассортимент сетей по размеру ячьи, выпускаемый сетевязальными фабриками, принимаем следующий набор сетей для леща: 18, 22, 30, 38, 50, 60 и 90 мм. В первом приближении можно считать, что размерный состав улова леща этими сетями отражает размерный состав облавливаемого стада.
Задача 2
Определите численность и ихтиомассу леща в озере Ильмень при годовом вылове 200 т., если промысловая мера равна 24 см, коэффициент естественной смертности равен 0.18, коэффициент общей смертности 0.49
Задача 3
Найдите остаток рыбы в водоеме, если коэффициент естественной смертности равен 0.18.
Численность составляла 1088.1 тыс. экз. Годовой вылов 337.3 тыс. экз.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п