учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение рациональными методами и способами охоты на те, или иные виды или группы охотничьих животных. Правильно сочетать ружейный и самоловный способы охоты в соответствии с конкретным объектом охоты, рассмотреть все системы (американскую, европейскую, нашу) оценки охотничьих трофеев; выявить основные трофейные виды
ПКС-3: Способен определять виды хозяйственной деятельности, необходимые для осуществления различных видов охоты;
ПКС-3. ИД-1 Знает особенности промысловой, любительской и спортивной охоты; охоты в целях регулирования численности охотничьих животных; охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
ПКС-3 ИД-4. Умеет контролировать профилактические ветеринарные мероприятия для сохранения здоровья охотничьих животных
ПКС-3 ИД-5. Владеет методами различных видов охоты и способами добычи различных видов охотничьих животных
ПКС-6. ИД-1. Знает основные системы и виды охотничьего оружия
ПКС-6 ИД-2. Умеет применять охотничье оружие для охоты;
ПКС-6 ИД-3. Владеет методами определения тяжести ранения охотничьего животного, организовывает добор подранков.
ПКС-8 ИД-1. Знает основы технического устройства транспортных средств и оборудования, применяемых в охотничьем хозяйстве;
ПКС-8 ИД-2. Умеет контролировать техническое обслуживание транспортных средств
ПКС-8 ИД-3. Владеет методами контроля соблюдения требований охраны труда при перевозке охотников и охотничьих собак.
ПКС-6: Способен контролировать соблюдение правил безопасного обращения охотничьим оружием и требования охраны труда на охоте;
ПКС-3. ИД-1 Знает особенности промысловой, любительской и спортивной охоты; охоты в целях регулирования численности охотничьих животных; охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
ПКС-3 ИД-4. Умеет контролировать профилактические ветеринарные мероприятия для сохранения здоровья охотничьих животных
ПКС-3 ИД-5. Владеет методами различных видов охоты и способами добычи различных видов охотничьих животных
ПКС-6. ИД-1. Знает основные системы и виды охотничьего оружия
ПКС-6 ИД-2. Умеет применять охотничье оружие для охоты;
ПКС-6 ИД-3. Владеет методами определения тяжести ранения охотничьего животного, организовывает добор подранков.
ПКС-8 ИД-1. Знает основы технического устройства транспортных средств и оборудования, применяемых в охотничьем хозяйстве;
ПКС-8 ИД-2. Умеет контролировать техническое обслуживание транспортных средств
ПКС-8 ИД-3. Владеет методами контроля соблюдения требований охраны труда при перевозке охотников и охотничьих собак.
ПКС-8: Способен контролировать подготовку транспортных средств для проведения охоты;
ПКС-3. ИД-1 Знает особенности промысловой, любительской и спортивной охоты; охоты в целях регулирования численности охотничьих животных; охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
ПКС-3 ИД-4. Умеет контролировать профилактические ветеринарные мероприятия для сохранения здоровья охотничьих животных
ПКС-3 ИД-5. Владеет методами различных видов охоты и способами добычи различных видов охотничьих животных
ПКС-6. ИД-1. Знает основные системы и виды охотничьего оружия
ПКС-6 ИД-2. Умеет применять охотничье оружие для охоты;
ПКС-6 ИД-3. Владеет методами определения тяжести ранения охотничьего животного, организовывает добор подранков.
ПКС-8 ИД-1. Знает основы технического устройства транспортных средств и оборудования, применяемых в охотничьем хозяйстве;
ПКС-8 ИД-2. Умеет контролировать техническое обслуживание транспортных средств
ПКС-8 ИД-3. Владеет методами контроля соблюдения требований охраны труда при перевозке охотников и охотничьих собак.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Волк, медведь, рысь и способы охоты на них
Трофейное дело : методические рекомендации по изучению дисциплины, выполнения самостоятельной работы и контрольных работ обучающимися по направлению подготовки 06.03.01. «Биология» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Б. О. Юмов, Е. Ю. Ахметшакирова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 48 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень примерных тем курсовых работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Перечень тем конспектов
Темы докладов
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий для текущего контроля знаний обучающихся
Технология, техника добывания охотничьих животных и трофейное дело
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие о технологии и технике добычи охотничьих животных.
2. Представление об охотничьих и охотничье-промысловых зверях и птицах.
3. Виды охоты по охотхозяйственному назначению.
4. Деление способов охоты на 6 групп по особенностям использования орудий охоты.
5. Деление ружейных охот по принципу относительной активности охотничьего животного.
6. Успехи отечественного охотоведения в Советский период.
7. Схема классификации техники добывания по Силантьеву А.А.
8. Схема классификации техники добывания по Перелешину С.Д.
9. Схема классификации техники добывания по Жарову В.К.
10. Схема классификации техники добывания по Жарову О.В.
11. Облава (загон, нагон, прогон, оклад).
12. Подкарауливание (засада).
13. Заганивание, наганивание.
14. Охота с ружьём при помощи собаки.
15. Наиболее распространённые породы охотничьих собак, применяемые в Бурятии.
16. Наиболее распространённые породы охотничьих собак России.
17. Охота с ружьём без помощи собаки.
18. Охота с манками (труба, ваба, свистки и др.).
19. Охота с манными животными (птицы, северный олень, собаки и др.).
20. Самоловная охота (добыча массовых видов).
21. Самоловная охота (добыча редких видов).
22. Самоловная охота (добыча переходных видов).
23. Особенности устройства дугового и рамочного капканов.
24. Устройство и способы пользования капканами «Древесный» и «Тайга».
25. Опадные стационарные самоловы (кулемки, пасти, плашки и др.).
26. Добыча посредством переносного самолова.
27. Перечислить самоловы переносные.
28. Классификация самоловных орудий лова.
29. Привады и места их устройства.
30. Приманки (зрительные, запаховые, кормовые и др.).
31. Спортивная, полупромысловая и промысловая охоты.
32. Добыча волков капканами.
34. Как измеряется калибр гладкоствольного оружия.
35. Номера дроби, картечь, бекасинник.
36. Нарезное охотничье оружие и типы боеприпасов к ним.
37. Применение холодного оружия на различных охотах.
38. Типы пуль для гладкоствольного охотничьего оружия.
39. Типы ландшафтов и влияние их на характер, и успешность охоты.
40. Влияние снегового покрова на успех охоты, положительные и отрицательные аспекты.
41. Промысловые копытные Бурятии и способы охоты на них.
42. По каким документам производится охота на копытных.
43. Чем характерен гон у благородного оленя.
44. Особенности пантовой охоты, способы консервации пантов.
45. Регулирование численности волков.
46. Охота на представителей семейства кошачьих.
47. Охота на медведя (на берлоге, убуре, приваде и др.).
48. Способы охоты на норных животных.
49. Добыча полуводных зверей.(ПК3, ПК-5)
50. Техника добывания пушных видов грызунов.
51. Охота на мелких куньих.
52. Особенности охоты с ловчими птицами.
53. Промысловая дичь Бурятии.
54. Охота на боровую дичь.
55. Охота на водоплавающую дичь.
56. Какие ранее промысловые виды животных занесены в Красные книги разных рангов.
57. Учёт численности охотничье–промысловых животных (предпромысловый).
58. Учёт численности охотничье–промысловых животных (после промысловый).
59. Охотничьи угодья, типы угодий.
60. Способы съёмки шкурок различных животных.
61. Способы консервации шкурок.
62. Лекарственно-техническое сырье животного происхождения и способы консервации.
63. Запрещённые способы охоты.
64. Дать характеристику традиционной охоты бурят конца 19-го – начала 20-го века.
65. Охотничьи традиции и не писанные правила.
66. Этика и культура охоты.
67. Охотничье снаряжение.
68. Охотничий инвентарь.
69. Транспортные средства.
70. Специальные сооружения и пути сообщения.
Перечень примерных тем курсовых работ
1. Технология добывания охотничьих животных (на примере кабарги)
2. Технология добывания охотничьих животных (на примере европейской косули
3. Технология добывания охотничьих животных (на примере зайца-русака)
4. Технология добывания охотничьих животных (на примере пятнистого оленя)
5. Технология добывания охотничьих животных (на примере кряквы)
6. Технология добывания охотничьих животных (на примере лося)
7. Технология добывания охотничьих животных (на примере белки обыкновенной)
8. Технология добывания охотничьих животных (на примере енота-полоскуна)
9. Технология добывания охотничьих животных (на примере выдры речной)
10. Технология добывания охотничьих животных (на примере лисицы обыкновенной)
11. Технология добывания охотничьих животных (на примере енотовидной собаки)
12. Технология добывания охотничьих животных (на примере харзы)
13. Технология добывания охотничьих животных (на примере кабана)
14. Технология добывания охотничьих животных (на примере кавказского тура)
15. Технология добывания охотничьих животных (на примере американской норки)
16. Технология добывания охотничьих животных (на примере благородного оленя)
17. Технология добывания охотничьих животных (на примере серны)
18. Технология добывания охотничьих животных (на примере бурого медведя)
19. Технология добывания охотничьих животных (на примере песца)
20. Технология добывания охотничьих животных (на примере фазана)
21. Технология добывания охотничьих животных (на примере бобра речного)
22. Технология добывания охотничьих животных (на примере серого гуся)
23. Технология добывания охотничьих животных (на примере барсука)
24. Технология добывания охотничьих животных (на примере ондатры)
25. Технология добывания охотничьих животных (на примере волка)
26. Технология добывания охотничьих животных (на примере лесного кота)
27. Технология добывания охотничьих животных (на примере соболя)
28. Охота на белку
30. Охота на: зайца
31. Охота с ружьем при помощи лайки на белку
32. Охота с ружьем при помощи лайки на соболя
33. Охота с ружьем и легавыми на пернатую дичь
34. Охота с гончими на зайца (лисицу)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Понятие об охотничьем трофее.
2. Осаливание шкур зверей.
3. Пояснить термины: отмока, пролежка, отбеливание.
4. Методика изготовления чучел мелких зверей.
5. Дать экологическую оценку последствий трофейной охоты.
6. Первичная обработка шкур охотничьих птиц.
7. Способы изготовления трофейного черепа.
8. Первичная обработка шкур охотничьих зверей.
9. Набивка чучел птиц каркасным способом.
10. Подготовительный этап выделки.
11. О значении таксидермии.
12. Охотничий трофей и его оценочные свойства.
13. Измерение черепов хищных зверей.
14. Процесс дубления шкур зверей.
15. Состав пикеля.
16. Трофейное дело: краткая историческая справка его возникновения.
17. Правила измерений черепов хищных зверей.
18. Способы консервации шкур птиц.
19. Положение об экспертизе охотничьих трофеев.
20. Скульптурная таксидермия.
21. Способы консервации шкур зверей.
22. О значении трофейного дела.
23. Метод намотки и мягкой набивки.
24. Состав отмоки.
25. Измерение и оценка рогов благородного оленя.
26. Изготовление ковра из шкуры зверя.
27. Консервация желчи медведя.
28. Измерение и оценка клыков кабана.
29. Отбеливание черепов млекопитающих.
30. Меховая выделка.
31. Способы консервации трофеев.
32. Препарирование и обработка тушки пушного зверька.
33. Консервация пенисов благородного оленя.
34. Способы съемки шкур зверей.
35. Консервация хвостов благородного оленя.
36. Изготовление коллекций плоских тушек.
37. Способы препарирования птиц.
38. Консервация мускуса кабарги.
39. Методика изготовления чучел крупных зверей.
40. Методика изготовления чучел птиц.
41. Мездрение шкур.
42. Консервация пантов благородного оленя.
43. Тушки, чучела, муляжи, медальоны.
44. Правила измерений шкур волка, рыси.
45. Теоретическое и практическое значение научных коллекций черепов и тушек зверей и птиц.
1. Технология добывания охотничьих животных (на примере кабарги)
2. Технология добывания охотничьих животных (на примере европейской косули
3. Технология добывания охотничьих животных (на примере зайца-русака)
4. Технология добывания охотничьих животных (на примере пятнистого оленя)
5. Технология добывания охотничьих животных (на примере кряквы)
6. Технология добывания охотничьих животных (на примере лося)
7. Технология добывания охотничьих животных (на примере белки обыкновенной)
8. Технология добывания охотничьих животных (на примере енота-полоскуна)
9. Технология добывания охотничьих животных (на примере выдры речной)
10. Технология добывания охотничьих животных (на примере лисицы обыкновенной)
12. Технология добывания охотничьих животных (на примере харзы)
13. Технология добывания охотничьих животных (на примере кабана)
14. Технология добывания охотничьих животных (на примере кавказского тура)
15. Технология добывания охотничьих животных (на примере американской норки)
16. Технология добывания охотничьих животных (на примере благородного оленя)
17. Технология добывания охотничьих животных (на примере серны)
18. Технология добывания охотничьих животных (на примере бурого медведя)
19. Технология добывания охотничьих животных (на примере песца)
20. Технология добывания охотничьих животных (на примере фазана)
21. Технология добывания охотничьих животных (на примере бобра речного)
22. Технология добывания охотничьих животных (на примере серого гуся)
23. Технология добывания охотничьих животных (на примере барсука)
24. Технология добывания охотничьих животных (на примере ондатры)
25. Технология добывания охотничьих животных (на примере волка)
26. Технология добывания охотничьих животных (на примере лесного кота)
27. Технология добывания охотничьих животных (на примере соболя)
28. Охота на белку
29. Охота на водоплавающую дич
30. Охота на: зайца
31. Охота с ружьем при помощи лайки на белку
32. Охота с ружьем при помощи лайки на соболя
33. Охота с ружьем и легавыми на пернатую дичь
34. Охота с гончими на зайца (лисицу)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Классификации техники добычи охотничьих животных, предлагаемые разными авторами.
2. Особенности охоты с ловчими птицами.
3. Устройство стационарных самоловов, изготовление их.
4. Классификация способов охоты по Силантьеву А.А.
5. Классификация способов охоты по Перелешину С.Д.
6. Классификация способов охоты по Жарову В.К.
7. Заганивание и наганивание.
8. Пантовая охота на солонцах.
9. Охота на реву.
10. Отлов пушных зверей кулемками и плашками.
11. Отлов белок и соболей капканами КА-1 и КА-2.
12. Использование капкана ДК на промысле белки.
13. Устройство тундровой пасти.
14. Изготовление и отлов кулемками.
15. Устройство плашника.
16. Устройство и ловчерканами.
17. Отлов соболей бурятским амбарчиком.
18. Отлов куньих конусами.
19. Использование сеточных живоловушек для аккиматизационных целей.
20. Тропник на зайца.
21. Отлов копытных тенетами.
22. Охота на соболя и белку с собакой.
23. Гайнование белки.
24. Особенности лова пушных проходными капканами.
25. Загонная охота на копытных.
26. Подкарауливание копытных на миграционных путях.
27. Выслеживание копытных на убурах.
28. Охота на медведя с собакой.
29. Охота на хищных зверей на приваде.
30. Охота на боровую дичь с манком.
31. Охота на водоплавающих.
32. Охота на вальдшнепа на тяге.
33. Охота на глухаря на току.
34. Установка и осмотр орудий. Приманка.
35. Уловистость орудий.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Породы охотничьих собак и их применение в различных охотах..
2. Различные приемы охоты: заганивание, выслеживание, скрадывание, облава, подкарауливание и др
4. Орудия и способы добычи, применяемые охотником на различных зверей и птиц.
5. Описание ружейных охот, особенности в приемах и способах охоты.
6. Первичная обработка шкурок.
7. Показатели добычи за текущий промысловый сезон и за несколько предшествующих лет.
8. Трофейная охота. Возможности и особенности региона
9. Изготовление муляжей.
10. Изготовление чучел мелких зверей
11. Охотничьих сувениров.
12. Таксидермия
13. Скульптуры охотничьих животных.
14. Виды чучел птиц.
15. Охотничьих сувениров.
16. Морфология копытных
17. Морфология хищных животных
18. Морфология пернатой дичи
19. Способы снятия и хранения шкур
20. Препарирование животных
21. Препарирование представителей орнитофауны
22. Перечень трофейных животных рекордсменов. Их параметры
23. Оформление заявки на конкурс трофеев. Оценочные показатели трофеев.
24. История трофейного дела.
25. Трофейное дело в нашей стране.
26. Особенности анатомическое строение копытных.
27. Особенности строения пернатой дичи.
28. Виды охотничьих трофеев.
29. Способы создания скульптур охотничьих животных
30. Способы обработки и хранения пернатой дичи.
31. . Таксидермия.
32. Способы обработки и хранения добытых животных.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Классификация техники добычи охотничьих животных по Силантьеву.
2. Классификация техники добычи охотничьих животных по Перелешину.
3. Классификация техники добычи охотничьих животных по Жарову.
4. Лайки, гончие, борзые – наиболее часто применяемые в нашей стране охотничьи породысобак. Характеристика их рабочих качеств.
5. Ловчие птицы: беркут, сапсан, кречет, балобан, ястреб-тетеревятник.
6. Ружейный и самоловный промысел.
7. Охота с манками на зверей (благородный олень, лось, косуля, волк, лисица).
8. Охота с манками на птиц (рябчик, водоплавающие птицы).
9. Охота с манными животными (кряква, гуси, северный олень и др.).
10. Охота с чучелами и профилями (тетерев, утки, гуси).
11. Капканы различных конструкций, петли, черканы, лучки, силки, шатры и др.
12. Ящичные живоловушки, амбарчик на соболя.
13. Различные способы (активные и пассивные) добычи белки, соболя, ондатры, как основныхпушных видов зверей.
14. Скрадывание, подкарауливание, загоны и другие способы охоты на копытных
15. Подкарауливание на привадах, загоны, облавы.
16. Лов силками (активный способ, применение очепов и потасков).
17. Отлов капканами мелких, средних и крупных зверей.
18. Отлов мелких куньих кулемками.
19. Гуманные капканы, способы установки на различных зверей.
20. Ружейные способы охоты на пернатых (с собаками легавых пород и без собак).
21. Отлов различными самоловами боровой, полевой и водоплавающей дичи.
22. Знакомство с некоторыми запрещенными способами охоты и запрещенными самоловами.
23. История трофейного дела.
24. Трофейное дело в нашей стране.
25. Особенности анатомическое строение копытных.
26. Особенности строения пернатой дичи.
27. Виды охотничьих трофеев.
28. Параметры качества и ценности трофейных животных.
29. Охотничьи сувениры.
30. Таксидермия.
31. Способы обработки и хранения добытых животных.
33. Способы обработки и хранения пернатой дичи.
34. Создания чучел птиц.
35. Способы снятия и хранения шкур
36. Препарирование животных
37. Препарирование представителей орнитофауны
38. Перечень трофейных животных рекордсменов. Их параметры
39. Оформление заявки на конкурс трофеев. Оценочные показатели трофеев
Перечень тем конспектов
1. Облава (загон, нагон, прогон, оклад).
2. Подкарауливание (засада).
3. Заганивание, наганивание.
4. Устройство стационарных самоловов, изготовление их.
5. Копытные звери и способы их добычи.
6. Охота с манками (труба, ваба, свистки и др.).
7. Охота с манными животными
8. Самоловная охота (добыча массовых видов).
9. Особенности устройства дугового и рамочного капканов.
10. Устройство и способы пользования капканами «Древесный» и «Тайга».
11. Опадные стационарные самоловы (кулемки, пасти, плашки и др.).
12. Добыча посредством переносного самолова)
13. Перечислить самоловы переносные.
14. Классификация самоловных орудий лова.
15. Привады и места их устройства.
16. Приманки (зрительные, запаховые, кормовые и др.).
17. Спортивная, полупромысловая и промысловая охоты.
18. Добыча волков капканами.
19. Охотничье оружие.
20. Как измеряется калибр гладкоствольного оружия.
21. Параметры качества трофеев.
22. Особенности оценки трофеев в системе СИС
23. Таксидермия
24. Скульптуры охотничьих животных.
25. Виды чучел птиц.
26. Охотничьих сувениров.
27. Морфология копытных
28. Морфология хищных животных
29. Морфология пернатой дичи
30. Способы снятия и хранения шкур
31. Препарирование животных
32. Препарирование представителей орнитофауны
33. Перечень трофейных животных рекордсменов. Их параметры
34. Оформление заявки на конкурс трофеев. Оценочные показатели трофеев.
35. История трофейного дела.
36. Трофейное дело в нашей стране.
37. Особенности анатомическое строение копытных.
38. Особенности строения пернатой дичи.
39. Виды охотничьих трофеев.
40. Способы создания скульптур охотничьих животных
41. Способы обработки и хранения пернатой дичи.
42. Таксидермия.
43. Способы обработки и хранения добытых животных
Темы докладов
1. Пушные виды охотничьих животных и способы их добычи.
2. Скрадывание, подкарауливание, загоны и другие способы охоты на копытных
3. Подкарауливание на привадах, загоны, облавы.
4. Крупные хищники и способы охоты на них.
5. Классификация техники добычи охотничьих животных по Перелешину.
6. Классификация техники добычи охотничьих животных по Жарову.
7. Лайки, гончие, борзые – наиболее часто применяемые в нашей стране охотничьи породы собак. Характеристика их рабочих качеств.
8. Трофеи крупных хищных зверей.
10. Таксидермия
11. Скульптуры охотничьих животных.
12. Охотничьи сувениры.
13. Параметры качества и ценности трофейных животных
14. Способы создания скульптур охотничьих животных
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Международные и российские правила оценки трофеев.
2. Трофеи крупных хищных зверей.
3. Водоплавающая и боровая дичь, как объекты трофейной охоты
4. Изготовление чучел птиц
5. Изготовление чучел крупных зверей.
6. Оценка различных трофеев: рогов, клыков, шкур, черепов
7. Изготовление подсобных материалов: глаз, зубов, черепов.
8. Пикелевание шкур зверей для таксидермии
9. Оценка трофеев по различным системам: европейские, американские (сафари клуб) и отечественные
10. Художественное оформление витрин, стендов с трофеями
11. Выделка шкур мелких животных: отмока, пикелевание, пролежка, стирка, сушка, мягчение, дубление, жировка
12. Особенности анатомическое строение копытных.
13. Особенности строения пернатой дичи.
14. Виды охотничьих трофеев.
15. Параметры качества и ценности трофейных животных.
16. Охотничьи сувениры
17. Таксидермия.
18. Способы обработки и хранения добытых животных.
19. Способы создания скульптур охотничьих животных
20. Способы обработки и хранения пернатой дичи.
21. Создания чучел птиц.
22. Морфология копытных
23. Морфология хищных животных
24. Морфология пернатой дичи
25. Способы снятия и хранения шкур
26. Препарирование животных
27. Препарирование представителей орнитофауны
28. Перечень трофейных животных рекордсменов. Их параметры
29. Оформление заявки на конкурс трофеев.
30. Оценочные показатели трофеев.
Комплект тестовых заданий для текущего контроля знаний обучающихся
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Участки тела птиц не покрытые перьями называется
А) рептерилиями Б) аптериями В) опахалами Г) тельсоном
2. К скелету нижней конечности птиц не относится
А) цевка Б) бедро В) голень Г) лучевая кость
3. Перья, формирующие лопасть крыла, называются
а) маховыми б) рулевыми в) пуховыми г) перьевыми
4. Структура волосяного покрова млекопитающих различна. Функцию осязания выполняют:
а) остевые волосы б) вибриссы в) пуховые волосы или пух г) отдельные волосы хвоста
5. Какие типы зубов отсутствуют у млекопитающих
А) резцы б) глоточные зубы В) клыки в) коренные зубы
6. Зубы млекопитающих состоят из
А) хряща б) дентина В) эмали г) птиалина
7. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих
А) средний мозг б) мозжечок В) продолговатый мозг г) кора больших полушарий
8. Смена оперенья, иногда сопровождаемая изменением его структуры и цвета называется
а) регенерацией б) линькой в) анабиозом г) гомойотермией
9. Сердце птиц состоит из:
а) двух камер б) трех камер в) трех камер с неполной перегородкой в области желудочка г) четырех камер
10.Отдел желудка птиц, в котором происходит выделение желудочного сока и размягчается пища, называется:
а) цедильным б) железистым в) мускульным г) краниальным
11. К органам пищеварения млекопитающих относятся
а) диафрагма б) селезенка в) слепая кишка г) почки
12. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой
а) брыжейкой б) ганглием в) диафрагмой в) кутикулой
а) слуха б) обоняния в) боковой линии в) осязания
14. У какой из перечисленных групп млекопитающих грудина как у птиц, несет киль, к которому прикрепляются грудные мышцы.
А) дельфины б) кошачьи В) обезьяны г) летучие мыши1
15. У какого вида птиц в результате сезонной линьки резко изменяется окраска оперенья
А) глухарь б) рябчик В) тетерев г) белая куропатка
16. По своему составу кровь в сердце у птиц.
А) только венозная б) только артериальная
В) венозная и артериальная г) смешанная
17. Отдел желудка птиц в котором перетирается пища называется
А) цедильным б) железистым В) мускульным г) краниальным
18. Зимний мех характеризуется
А) большой высотой и разреженностью волосяного покрова
Б) меньший высотой и большой густотой волосяного покрова
В) большой высотой и густотой волосяного покрова
Г) не отличается по структуре от летнего
19. К органам выделения млекопитающих относятся
А) почки б) семенники В) бронхи г) легкие
20. Головной мозг млекопитающих характеризуется развитием полушарий
а) переднего мозга б) среднего мозга в) продолговатого мозга г) спинного мозга
21. У каких представителей отсутствует копчиковая железа
А) утки б) лебеди В) страусы г) кулики
22. В состав органов пищеварения птиц не входит
А) желудок б) зоб В) селезенка г) поджелудочная железа
23. Самыми крупными и массивными мышцами в теле всех летающих птиц является
А) широчайшие спинные мышцы б) четырехглавые мышцы бедра
в) большие грудные мышцы в) трицепсы
24. Основной функцией потовых желез млекопитающих является
А) охлаждение тела и выведение избытка соли и мочевины
Б) только выведение избытка соли и мочевины
В) только охлаждение тела Г) регуляция кровяного давления
25. К органам дыхания млекопитающих относятся
А) селезенка б) дыхательные мешки В) сердце г) трахея
26. Ушная раковина (наружное ухо) развито у
а) китов б) слепышей в) дельфинов г) мышей
27. Как осуществляется газообмен у нерпы байкальской
А) легкие, воздушные мешки Б) жабры, кожное дыхание В) трахеи, воздушные мешки Г) легкие
28. У каких представителей отсутствует киль
а) страусовых б) пингвинов в) дроф в) голубей
29. К органам дыхания птиц не относятся:
А) легочные артерии б) легкие В) бронхи г) воздушные мешки
30. Самыми крупными и массивными мышцами в теле пингвинов является:
А) широчайшие спинные мышцы Б) четырехглавые мышцы бедра
В) большие грудные мышцы Г) трицепсы
31. Основными функциями пахучих желез является
а) выведение из организма вредных веществ б) маркировка (мечение) территории и защиты от врагов. В) поддержание водно-солевого баланса
Г) снижение кровяного давления
32. В состав кровеносной системы млекопитающих входит
а) желудок б) трахея в) правый желудочек в) желчный пузырь
33. Большинство млекопитающих обладает тонким обонянием, почти не различают запахов
А) хищные млекопитающие б) парнокопытные В) китообразные г) непарнокопытные
34. В состав пояса передних конечностей птиц не входит следующий элемент:
А) лопатка б) коракоид В) подвздошная кость в) ключица
35. К органам слуха птиц относится
А) хрусталик Б) евстахиевы трубы В) радужка г) сетчатка
36. Явление подкладывания некоторыми птицами своих яиц в чужие гнезда называется А) гнездовым паразитизмом б) гнездовым комменсализмом
В) гнездовым симбиозом в) гнездовым нейтрализмом
37. Основной функцией млечных желез является
А) мечение территории в период размножения Б) охлаждение организма
В) выкармливание детенышей Г) регуляция кровяного давления
38. Зубы млекопитающих снаружи покрыты
а) дентином б) эмалью в) хитином г) хрящом
39. Для пищеварительного тракта млекопитающих (крысы, собака) характерны следующие отделы кроме.
А) толстой кишки Б) желудка В) клоаки Г) слепой кишки
40. Для птиц прогрессивными являются следующими чертами кроме:
41. Сколько камер в сердце нерпы байкальской
А) две Б) три с неполной перегородкой В) четыре Г) две с неполной перегородкой
42. Сколько камер в желудке у дикого кабана
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
43. В состав пояса задних конечностей не входит следующий элемент
А) лобковая кость б) коракоид В) подвздошная кость в) седалищная кость
44. К органам выделения птиц относится
А) мочеточник б) печень В) евстахиевы трубы г) улитка
45. Шерстный покров полностью отсутствует у всех
А) тюленей б) китов В) слонов г) носорогов
46. Подавляющее число видов млекопитающих имеет количество шейных позвонков равное
А) 5 б) 7 В) 9 г) 11
47. Количество шейных позвонков у жирафа равно
А) 7 б) 9 В) 11 г) 12
48. Какой кровью снабжается органы млекопитающих
а) артериальный б) венозный в) смешанный г) гемолимфой
49. Почему птицы заглатывают камни
А) источник кальция Б) источник минеральных соединений
В) для перетирания пищи Г) для балансировки в полете.
50. К скелету крыла не относится следующий элемент
а) цевка б) пряжка в) плечо г) запястье
51. Птицы размножаются при помощи
а) яйцеживорождения б) откладывания яиц в) живорождения г) откладывания икринок 52. Слой подкожной клетчатки наибольшего развития достигает у
а) китов и тюленей б) слонов в) носорогов г) медведей
53. В состав скелета верхней конечности млекопитающих не входит
а) большая берцовая кость б) плечевая кость в) лучевая кость г) локтевая кость
54. Количество шейных позвонков у крота равно
а) 1 б) 3 в) 5 г) 7
55. Какая особенность не характерна для птиц
а) наличие роговых чешуй б) волосяной покров в) кожа тонкая без желез
г) перьевой покров
Комплект тестовых заданий для текущего контроля знаний обучающихся
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Охотничьим трофеем являются: а) рога; б) клыки; в) черепа диких животных; г) все указанные части диких животных.
2. Первая международная выставка охотничьих трофеев была проведена в городе: а) Берлине; б) Вене; в) Лейпциге; г) Нови-Сад.
3. Вторая международная выставка охотничьих трофеев была проведена в городе: а) Берлине; б) Вене; в) Лейпциге; г) Нови-Сад.
4. Международная выставка охотничьих трофеев с участием 18 стран была проведена в городе: а) Берлине; б) Вене; в) Лейпциге; г) Нови-Сад.
5. Способы съемки шкурок различных видов охотничьих животных разные, трубкой снимают: а) белку; б) сурка; в) суслика; соболя.
6. Способы съемки шкурок различных видов охотничьих животных разные, чулком снимают: а) белку; б) сурка; в) волка; г) хорька.
7. Способы съемки шкурок различных видов охотничьих животных разные, пластом (ковром) снимают: а) белку; б) сурка; в) лисицу; соболя.
8. Способы съемки шкурок различных видов охотничьих животных разные, трубкой снимают: а) волка; б) сурка; в) суслика; г) медведя.
9. Благородный олень представлен в нашей стране рядом подвидов, укажите наиболее крупный подвид, соответственно дающий самые большие рога, как охотничий трофей: а) европейский олень; б) хангул; в) марал; г) изюбрь.
10. Благородный олень представлен в нашей стране рядом подвидов, укажите наиболее мелкий подвид, соответственно дающий самые малые рога, как охотничий трофей: а) европейский олень; б) хангул; в) марал; г) изюбрь.
11. Научные коллекции мелких зверьков и птиц составляют из: а) чучел животных; б) тушек животных; в) муляжей; г) мокрых препаратов.
12. Наиболее принятый способ консервирования пушно-мехового сырья: а) пресно-сухой; б) сухосоленый; в) мокросоленый; г) кислотно-солевой.
13. Наиболее принятый способ консервирования шкур КРС: а) пресно-сухой; б) сухосоленый; в) мокросоленый; г) кислотно-солевой.
14. Потенциально трофейное животное из семейства полорогих, представитель местной фауны: а) сибирская косуля; б) сайгак; в) оронго; г) сибирский горный козел.
15. Благородные олени (подвиды) отличаются не только размерами, но и строением рогов, указать признаки европейского подвида: а) рога самые большие из всех представителей вида; б) рога образуют крону; в) рога средних
16. Благородные олени (подвиды) отличаются не только размерами, но и строением рогов, указать признаки изюбря: а) рога самые большие из всех представителей вида; б) рога образуют крону; в) рога средних размеров, крону не образуют, похожи на маральи.
17. Самые крупный подвид бурого медведя, дающий большие трофейные черепа и шкуры: а) среднерусский; б) восточно-сибирский; в) камчатский; г) кавказский.
18. Самый крупный горный баран, желанный трофей охотников-спорсменов всего мира: а) муфлон; б) чубук; в) Марко поло; г) архар.
19. Горный баран, с самыми толстыми: а) муфлон; б) чубук; в) Марко поло; г) архар.
20. Самый мелкий вид медведя: а) гималайский; б) бурый; в) белый; г) барибал.
21. Самый крупный вид медведя: а) гималайский; б) бурый; в) белый; г) барибал.
22. Средний по размерам вид медведя: а) гималайский; б) бурый; в) белый.
23. Самый крупный подвид благородного оленя: а) изюбрь; б) марал; в) хангул; г) кавказский.
24. Самый крупный вид оленя: а) лось; б) марал; в) косуля; г) северный олень.
25. Представитель подотряда жвачных имеющий клыки, являющиеся охотничьим трофеем: а) изюбрь; б) кабан; в) косуля; г) чубук.
26. Представитель нежвачных имеющий клыки, являющиеся охотничьим трофеем: а) изюбрь; б) кабан; в) косуля; г) чубук.
27. Вид семейства оленьих у которых самки имеют рога: а) благородный олень; б) лось; в) северный олень; г) косуля.
28. Измерения шкуры рыси, которые не берутся: а) длина; б) ширина; в) длина ушей; г) размах передних лап.
29. Рога баранов и козлов не измеряются по следующему параметру: а) длина рогов по на наружней части изгиба; б) а) длина рогов по внутренней части изгиба; в) окружность у основания рога; г) окружность рога в средней части.
30. В процесс таксидермической выделки не входит: а) отмока; б) пикелевание; в) мездрение; г) дубление.
31. При искусственном изготовлении глаз для медальонов не используют: а) плексиглас; б) пуансон; в) хрусталь; г) краску.
32. Отбеливание черепов производят с применением: а) перекись водорода; б) хлорпикрин; в) мышьяк; г) фторацетат бария.
33. При мездрении шкур не используют: а) нож; б) косу; в) валек; г) тупик.
34. Укажите прием, не применяемый при таксидермической обработке шкуры: а) мездрение; б) пикелевание; в) отлежка; г) сушка.
35. Для эффективной и качественной просушки меха мелких пушных животных в таксидермии используют: а) глину; б) парафин; в) крахмал; г) опилки.
36. Для эффективной и качественной просушки меха крупных пушных животных в таксидермии используют: а) глину; б) парафин; в) крахмал; г) опилки.
37. Первичная обработка мелких пушных зверей для целей таксидермии включает в себя следующие процедуры (указать не нужное): а) измерение; б) снятие шкуры; в) взвешивание; г) фотографирование.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п