учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить требования стандартов по сертификации лесоуправления и лесопользования; научиться проводить сертификационную оценку объектов лесного хозяйства
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;;
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 77 до 100 тестовых заданий
71-85 баллов «хорошо»Выполнено от 66 до 76 тестовых заданий
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 55 до 65 тестовых заданий
Выполнено менее 55 тестовых заданий
в профессиональной деятельности.
Не знает, как использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Плохо знает, как использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Хорошо знает, как использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Отлично знает, как использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Не умеет использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Плохо умеет использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Хорошо умеет использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
в профессиональной деятельности.
Отлично умеет использовать в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализирует конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформляет специальную документацию в профессиональной деятельности.
нормативно-правовое обеспечение в профессиональной деятельности.
Не владеет умеем использования в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализировать конкретные
ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
нормативно-правовое обеспечение в профессиональной деятельности.
Плохо владеет умеем использования в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализировать конкретные
ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
нормативно-правовое обеспечение в профессиональной деятельности.
Хорошо владеет умеем использования в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализировать конкретные
ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
нормативно-правовое обеспечение в профессиональной деятельности.
Отлично владеет умеем использования в профессиональной деятельности положения документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; с позиций правовых норм анализировать конкретные
ситуации, возникающие в повседневной практике учреждений профессиональной деятельности; оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
FCR-PR-06-2006. Порядок оценки Системы лесоуправления и лесопользования, а также оценки Системы прослеживания происхождения лесопродукции «от производителя к потребителю».
движения древесины
«от производителя к
потребителю». Использование товарного знака и маркировка продукции
лесоуправления
Требования, предъявляемые к органам по сертификации и компетентности аудиторов
Знакомство и предварительное взаимодействие с проверяемой организацией, включая представление органа по сертификации, определение каналов обмена информацией с проверяемой организацией, согласование порядка доступа к соответствующим документам, согласование процедур обеспечения безопасности деятельности аудиторов на производственных площадках, определение представителей проверяемой организации (лиц, сопровождающих аудиторов), принимающих участие в аудите.
FCR-REQ-02-2006. Требования, предъявляемые к органу по лесной сертификации
анализ программы аудита
назначения
1.Верещагина, А. С. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / А. С. Верещагина, Ю. С. Кудрявцева, М. В. Иванова. - Новосибирск : НГТУ, 2021. - 148 с.
2.Корниенко, В. А. Основы управления качеством продукции лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств : учебное пособие / В. А. Корниенко, С. С. Романова. - Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2018. - 96 с.
3. Сертификация : учебное пособие / сост.: Н. Н. Ланцева, О. Г. Грачева. - Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2012. - 87 с. Эрастов, В.Е. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб.пособие / В.Е. Эрастов. - Москва : ФОРУМ, 2010. — 208 с.
42. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие/Дехтярь Г. М. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 154 с.
5. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии (200400), направлениям экономики (080100) и управления (080500) / А.В. Архипов [и др.] ; под ред. В.М. Мишина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 447 с.
6. Птичников, А. О развитии систем добровольной лесной сертификации и о приоритетах Российской Федерации в этой области / А. Птичников, А. Воропаев, Н. Шматков. - Текст : непосредственный // Устойчивое лесопользование. - 2018. - N 4(56).
7. Стовпюк, Ф. С. Метрология, стандартизация и сертификация / Ф. С. Стовпюк. - Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2008. - 74 с.
Минасян, А. Г. Метрология, стандартизация и сертификация / А. Г. Минасян, Н. В. Водолазская. - Белгород : БелГАУ им.В.Я.Горина, 2018. - 157 с.
8. Леонтьев, Леонид Леонидович. Пилопродукция. Оценка качества и количества : доп. УМО в качестве учеб. пособия по спец. 250100 "Лесное дело", спец. 250300 "Лесное хозяйство", 250403 "Технология деревообработки" и спец. 200503 "Стандартизация и сертификация" / Л. Л. Леонтьев. - СПб. : Лань, 2010. - 336 с.
9. Тришина, Т. В. Метрология, стандартизация и сертификация. Лабораторный практикум : учебное пособие / Тришина Т. В. - Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2017. - 232 с.
10. Лесная стандартизация и сертификация : методические указания по выполнению практических работ и для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Е. В. Коновалова, С. Ч. Содбоева, А. Савин. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 98 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=2982. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Лесная стандартизация и сертификация
2) охватывает все разделы дисциплины
2.Процесс глобализации в лесном секторе и усилия по обеспечению устойчивости лесопользования со стороны государств и крупных компаний. (ОПК-2)
3. Новое законодательство Евросоюза и США. (ОПК-2)
4. Проблема незаконных рубок. Международные процессы FLEG и FLEGT. (ОПК-2)
5. Динамика развития лесной сертификации в мире. (ОПК-2)
6. Особенности процесса сертификации лесоуправления в основных лесных странах мира(ОПК-2)
7. Динамика роста сертификации лесоуправления и цепочки поставок. (ОПК-2)
8.Развитие центров по сертификации и разработка программ обуче-ия в области добровольной лесной сертификации. (ОПК-2; ПКС-1)
9. Точки роста в лесном секторе и требования сертификации. (ОПК-2)
10. Современный уровень развития экологически чувствительных рынков. (ОПК-2)
11. Сохранение биоразнообразия при освоении лесосек. (ОПК-2)
12. Особенности сохранения культурно-исторического наследия и традиционного образа жизни при сертификации.
13. Порядок проведения аудита лесоуправления. (ОПК-2)
14. Чек-лист по лесоуправлению. (ОПК-2)
15. Опрос заинтересованных сторон. (ОПК-2)
16. Подготовка отчета по сертификации и решения о выдаче сертификата. (ОПК-2)
17. Разрешение споров. (ОПК-2)
18. Основные проблемы при проведении сертификации лесоуправления в России. (ОПК-2)
19. Стандарты для сертификации цепочки поставок и контролируемой древесины. (ОПК-2)
20. FSC-категории продукции из древесины. (ОПК-2)
21. Сертификация цепочки поставок и FSC-контролируемой древесины. (ОПК-2)
22. Основные процедуры сертификации цепочки поставок и FSC-контролируемой древесины. (ОПК-2)
23. Программа предприятия по проверке поставок древесины из источников неопределенного риска. (ОПК-2)
24. Проверки поставок древесины из источников неопределенного риска и контрольные аудиты. (ОПК-2)
25. Дополнительные требования к приемке древесного сырья. (ОПК-2)
26. Система контроля FSC-заявлений для продаваемой продукции и разделение материала по FSC-категориям. (ОПК-2)
27. FSC-заявления в документах на продаваемую продукцию. (ОПК-2)
28. Сертификация лесничеств. (ОПК-2)
29. Сертификация территорий рекреационного и природоохранного назначения. (ОПК-2)
30. Выделение лесов высокой природоохранной ценности и управление ими. (ОПК-2)
30. Основные виды стандартов в лесной сертификации. (ОПК-2)
31. Главные элементы стандарта лесоуправления. (ОПК-2)
32. Разработка стандартов лесоуправления. (ОПК-2)
33. Стандарты и процедуры сертификации цепочки поставок лесной продукции и контролируемой древесины. (ОПК-2)
34. Основные требования к маркировке сертифицированной и контролируемой продукции. (ОПК-2)
35. Схема FSC (ОПК-2)
36. Схема PEFC. (ОПК-2)
37. Выбор схем лесной сертификации и верификации. (ОПК-2)
38. Законодательство и устойчивое управление лесами в России. (ОПК-2)
39. Проблема обезлесения в тропиках и предпосылки зарождения сертификации. (ОПК-2)
40. Экономические аспекты регулирования проблем качества управления лесами. (ОПК-2)
41. Сертификация как альтернатива бойкотам. (ОПК-2)
42. Схемы добровольной лесной сертификации. (ОПК-2)
43. Углеродные рынки и сертификация. (ОПК-2)
44. Верификация происхождения древесины. (ОПК-2)
45. Законодательная основа сертификации в России. (ОПК-2)
46. Деятельность неправительственных экологических организаций. (ОПК-2)
47. Сертификация и российская национальная лесная политика. (ОПК-2)
48. Формирование экологически чувствительных рынков. (ОПК-2)
49. Современные требования к экологичности лесобумажной продукции. (ОПК-2)
50. «Зеленое» домостроение. Использование сертифицированной продукции в специальных проектах. (ОПК-2)
51. Потребительские кампании как средство продвижения лесной сертификации. (ОПК-2)
52. Государственные закупки сертифицированной продукции. (ОПК-2)
53. Национальные стандарты лесной сертификации. (ОПК-2)
54. Сертификационный процесс: основные требования. (ОПК-2)
55. Основные требования к сертификационным органам. (ОПК-2)
56. Аккредитация и контроль деятельности сертификационных органов. (ОПК-2)
57. Роль и место заинтересованных сторон в сертификационном процессе. (ОПК-2)
58. Преимущества сертификации с точки зрения бизнеса. (ОПК-2)
59. Сертификация как важный инструмент противодействия незаконным рубкам. (ОПК-2)
60. Субъекты и объекты процесса лесной сертификации. (ОПК-2)
61. Основные элементы лесной сертификации. (ОПК-2)
62. Развитие лесной сертификации в России. (ОПК-2)
63. Затраты на сертификацию. (ОПК-2)
64. Окупаемость вложений в сертификацию. (ОПК-2)
65. Оценка готовности к сертификации. (ОПК-2)
66. Основные мероприятия по подготовке к сертификации. (ОПК-2)
67. Принципы сертификационной оценки (аудита) сертификационными органами. (ОПК-2)
68. Компетенция аудиторов сертификационных органов. (ОПК-2)
69. Основные требования к квалификации и качеству работы аудиторов в области лесоуправления. (ОПК-2)
70. Политика предприятия по лесной сертификации и контролю происхождения используемой древесины. (ОПК-2)
Кейс-задачи
Задача 1.
Сертификация по схеме FSC — единственная успешно внедряемая на территории Республики Коми, так как она пользуется доверием основных участников лесных отношений.
В связи с возрастающими требованиями потребителей к характеристикам приобретаемого товара, а также с динамично развивающимся во всем мире процессом сертификации по схеме FSC крупнейшее предприятие лесопро- мышленного комплекса Республики Коми ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» («Монди СЛПК») решило внедрить в своем лесном холдинге FSC-сертификацию. Реализация этого проекта началась в 2013 г. и закончилась к 2018 г. В результате
Оценку лесоуправления проводила компания НЭПКон; по экспертным оценкам, затраты на сертификацию составили 0,073 евро/га в год, а сертификация цепочки поставок на тонну картонно-бумажной продукции — 0,072 евро. Это позволило предприятию в 2009 г. выпустить из российского сырья первую в нашей стране FSC-сертифицированную бумагу для офисной техники марки «Снегурочка». Продукция ОАО «Монди СЛПК» (бумага и картон) получила признание на международных экологически чувствительных рынках.
Возможность ставить на своей продукции знак FSC стала одной из причин того, что выручка ОАО «Монди СЛПК» в 2011 г. выросла по сравнению с 2010 г. на 24,6 % и составила 29,458 млрд руб. По экспертной оценке, значение фактора наличия сертификата FSC в увеличении выручки от продаж – 5 %. Объемы производства составили около 900 тыс. т картонно-бумажной продукции.
Задание.
1. Определите затраты предприятия на сертификацию лесоуправления FSC FM за 2011 г.
2. Определите затраты предприятия на сертификацию цепочки поставок FSC CоC за 2011 г.
3. Определите затраты предприятия на улучшение управления лесным хозяйством за 2011 г.
4. Определите совокупные затраты ОАО «Монди СЛПК» на лесную сертификацию FSC за 2011 г.
5. Определите прибыль или убыток предприятия от внедрения лесной сертификации за 2011 г.
Задача 2.
Индивидуальный предприниматель С. Казаков ежегодно поставляет
ОАО «Монди СЛПК» 30 тыс. м3 балансовой древесины (20 % березовый баланс 1–2-го сорта, 20 % — хвойный баланс 1–2-го сорта, остальное – еловый баланс 1–2-го сорта). Предприниматель арендует в Койгородском и Кажимском лесничествах лесные участки площадью 67 тыс. га. Себестоимость заготовки 1 м3 древесины – 530 руб. Также предприниматель заготавливает 25 тыс. м3 пиловочника, который перерабатывает на собственной лесопилке.
Цены на хвойный баланс были стабильными на протяжении 2013–2018 гг., в то время как себестоимость лесозаготовок постоянно увеличивалась (вследствие роста цен на топливо и т.д.). Получение предпринимателем сертификата лесоуправления FSC FM позволило бы ему продавать ОАО «Монди СЛПК» заготовленный баланс по более высокой цене. Однако прежде нужно вложить средства в FSC-сертификацию.
Задание. Определите эффект от получения предпринимателем сертификата лесоуправления FSC FM.
Специалисты аудиторской компании НЭПКон сказали С. Казакову, что Койгородское и Кажимское лесничества уже проходили сертификацию лесоуправления FSC FM при финансовой поддержке ОАО «Монди СЛПК», поэтому его расходы на сертификацию будут равны стоимости аудита его участка в год и не столь значительны — 0,044 евро/га.
Предприниматель стоит перед выбором: надо ли вкладываться в лесную сертификацию?
Задание. Определите эффект от получения предпринимателем сертификата лесоуправления FSC FM.
Комплект тестовых заданий
1. Какая международная система лесной сертификации является наиболее ранней?
а)Лесного попечительского совета;
б)Пан-Европейская;
в) ISO 14000;
г)Система CSA Канадской ассоциации лесопромышленников.
2. Экологически чувствительные рынки – это:
а)рынки, где продается только древесина из естественных лесов;
б)рынки, где лесопродукция подвергается экологическому контролю;
в)рынки, где имеется спрос на лесоматериалы с сертификатом, свидетельствующим о том, что продукция заготовлена без ущерба природе и социальной сфере;
г)все рынки Европы и Америки.
3. Закон Lacey Act (Лейси) предусматривает:
а) уголовную и административную ответственность за ввоз на территорию США лесоматериалов, полученных нелегальным путем;
б) уголовную и административную ответственность за ввоз на территорию России лесоматериалов, полученных нелегальным путем;
в) запрет на экспорт лесоматериалов;
г) запрет на импорт лесоматериалов.
4. Международные процессы ENF FLEG и FLEGT ориентированы на:
а) противодействие незаконным рубкам;
б) продвижение лесной сертификации;
в) создание лесных плантаций;
г) развитие лесных рынков.
5. Какая страна является лидером по объему запасов древесины?
а) Бразилия;
б) Россия;
в) США;
г) Канада.
6. Какая страна является лидером по заготовке деловой древесины?
а) Бразилия;
б) Россия;
в) США;
7. Кто является абсолютным лидером в области сертификации лесоуправления в мире?
а) Финляндия;
б) Россия;
в) США;
г) Канада.
8. Стандарт системы CSA – это национальный стандарт:
а) Финляндии;
б) России;
в) США;
г) Канады.
9. Стандарты системы SFI и ATFS – это национальные стандарты:
а) Бразилии;
б) Финляндии;
в) США;
г) Канады.
10. FSC - это национальный стандарт:
а) Финляндии;
б) России;
в) США;
г) Канады.
11. Для того, чтобы при маркировке цельнодревесная продукция получила «категорию А», данный вид продукции должен содержать:
а)сертифицированное сырье на 100%;
б)сертифицированного сырья не менее 70%;
в)сертифицированного сырья не менее 50%;
г) сертифицированного сырья не менее 30%.
12. Какие процедуры не предусмотрены процедурой предварительного аудита?
а)проведение предварительного совещания;
б)обследование предприятия;
в)подготовка проекта акта проверки;
г)рецензирование акта проверки независимыми экспертами.
13. Выберите правильную последовательность работ по лесной сертификации:
а)процессы, связанные с субъектом лесной сертификации; предварительный аудит; основной аудит; оформление результатов сертификации; инспекционный контроль;
б) предварительный аудит; основной аудит; оформление результатов сертификации;
в)инспекционный контроль; предварительный аудит; основной аудит; оформление результатов сертификации;
г)основной аудит; оформление результатов сертификации; инспекционный контроль.
14. Наиболее распространенным, простейшим способом оценки качества лесных товаров является установление их:
а)сорта;
б)размерных характеристик;
в)пороков;
г)плотности древесины.
15. Выберите свойства, определяющие качество древесного сырья:
а)однородность сырья;
б)породный состав;
в)размерные характеристики;
г)пороки;
д)плотность древесины;
е)прочность;
ж)жесткость;
з)геометрические параметры;
и)влажность.
16. Основополагающее правило или элемент системы лесоуправления и лесопользования – это:
а)индикатор аудита;
б)критерий аудита;
в)принцип аудита;
г)показатель аудита.
17. Положительная оценка возможности сертификации ставится при:
а)положительной оценке всех принципов;
б)положительной оценке большинства принципов;
в)достаточно положительной оценки индикаторов;
г)достаточно положительной оценки критериев.
18. Условием положительной оценки выполнения требований системы лесоуправления и лесопользования считается:
а)достижение результата не ниже 3 баллов, за который принимают полное соответствие требованиям;
б)достижение результата не ниже 2 баллов, за который принимают допустимый уровень соответствия требованиям;
в) достижение результата не ниже 1 балла, за который принимают несоответствие требованиям;
г)учитывают другие критерии.
а) верификация происхождения древесины;
б) сертификация древесины;
в) стандартизация древесины;
г) аккредитация древесины.
20. Несоответствия, которые продолжаются в течение длительного периода времени, являются:
а) существенными;
б) несущественными;
в) кратковременными;
г) не устранимыми.
21. Какие социально значимые участки леса (ЛВПЦ) относятся к хозяйственной группе?
а) святые рощи;
б) места сбора недревесных ресурсов;
в) участок леса с наличием на нем родника;
г) делянки заготовки древесины для нужд местного населения.
22. Какие социально значимые участки леса (ЛВПЦ) относятся к культурной группе?
а) святые рощи;
б) участок расположения старой деревни;
в) памятные посадки леса;
г) боры.
23. Какие социально значимые участки леса (ЛВПЦ) относятся к религиозной группе?
а) святые рощи;
б) участок расположения старой деревни;
в) памятные посадки леса;
г) старые кладбища.
24. FSC-контролируемая древесины – это:
а) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках с соблюдением требований стандарта;
б) древесина, заготовленная на сертифицированных лесных участках;
в) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках не сертифицированными поставщиками для сертифицированного покупателя;
г) древесина из неконтролируемых источников.
25. Контролируемая древесина – это:
а) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках с соблюдением требований стандарта;
б) древесина, заготовленная на сертифицированных лесных участках;
в) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках не сертифицированными поставщиками для сертифицированного покупателя;
г) древесина из неконтролируемых источников.
26. Перечислите 10 принципов стандарта FSC:
1. _________________;
2. _________________;
3. _________________;
4. _________________;
5. _________________;
6. _________________;
7. _________________;
8. _________________;
9. _________________;
10. ________________ .
27. Стандарт FSC требует сокращения площадей лесосек при сплошных рубках:
а) до 25 га;
б) до 50 га;
в) до 5 га;
г) рекомендуются только выборочные рубки.
28. На территории лесосек должны оставляться такие элементы биоразнообразия, как сухостойные, семенные и другие деревья, обладающие экологической ценностью из расчёта в среднем:
а) 10 деревьев на гектар;
б) 20 деревьев на гектар;
в) 5 деревьев на гектар;
г) не требуется.
29. По требованиям критерия 6.2 стандарта FSC предприятие должно определить охраняемую территорию в размере от общей арендованной территории:
а) не менее 10%;
б) не менее 5%;
в) не менее 15%;
г) не требуется.
а) «Соответствие законодательству и принципам FSC»;
б) «Лесные плантации»;
в) «Воздействие на окружающую среду»;
г) «План ведения лесного хозяйства».
31. Расшифруйте аббревиатуры международных соглашений:
а) CITES;
б) ILO;
в) ITTA;
г) UNEP.
32. Что не относится к объективной информации, на основе которой может быть принято сертификационное решение?
а) информация, содержащаяся в документах;
б) результаты наблюдений на лесных участках;
в) информация, полученная в ходе интервью с работниками предприятия и с представителями заинтересованных сторон ;
г) анонимные жалобы на деятельность лесозаготовителей.
33. Наиболее сложной составляющей сбора объективной информации для аудиторов является:
а) информация, содержащаяся в документах;
б) результаты наблюдений на лесных участках;
в) информация, полученная в ходе интервью с работниками предприятия и с представителями заинтересованных сторон;
г) сопоставление данных из разных источников.
34. Как оценивается квалификация вальщика леса при проведении выборочной рубки?
а) на основе документов о прохождении курсов переподготовки;
б) на основе интервью с ним;
в) на основе правильности отвода лесосек;
г) по количеству вырубленной древесины.
35.Выделите все квалификационные требования к аудиторам:
а) наличие базовых знаний в области лесного хозяйства на уровне высшего учебного заведения;
б) наличие теоретических и практических знаний по сертификации лесоуправления;
в) независимость от проверяемого предприятия (отсутствие конфликта интересов);
г) постоянное проживание в районе расположения инспектируемого предприятия;
д) наличие Российского гражданства;
е) знание национальных, региональных и местных нормативно-правовых актов.
36. Аудиторам запрещается:
а) разглашать конфиденциальную информацию;
б) выявлять несоответствия в системе лесоуправления на предприятии;
в) выносить решения по технологиям работ на основе осмотра одного объекта;
г) оценивать принципы и критерии системы лесной сертификации.
37.Коммуникационные аспекты при проведении аудита проявляются при:
а) при опросе заинтересованных сторон;
б) при проведении предварительного и окончательного совещания;
в) при урегулировании конфликтов;
г) при заполнении чек-листов.
38. Жалоба со стороны гражданина на недостатки сертифицируемой компании является проявлением спора между:
а) заинтересованной стороной и данной компанией;
б) заинтересованной стороной и органом по сертификации;
в) заинтересованной стороной и национальным советом сертификационной схемы;
г) между компанией и органом по сертификации.
39. Жалоба гражданина на результат сертификации является проявлением спора между:
а) заинтересованной стороной и данной компанией;
б) заинтересованной стороной и органом по сертификации;
в) заинтересованной стороной и национальным советом сертификационной схемы;
г) между компанией и органом по сертификации.
40. Жалоба гражданина на национальный стандарт сертификации является проявлением спора между:
а) заинтересованной стороной и данной компанией;
б) заинтересованной стороной и органом по сертификации;
в) заинтересованной стороной и национальным советом сертификационной схемы;
г) между компанией и органом по сертификации.
41. Выберите свойства, определяющие качество пиломатериалов:
а)однородность сырья;
б)породный состав;
в)размерные характеристики;
г)пороки;
д)плотность древесины;
е)прочность;
ж)жесткость;
и)влажность.
42. Назовите правильную последовательность объектов оценки выполнения требований системы лесоуправления:
а)принцип – критерий – индикатор – показатель;
б)показатель – индикатор – критерий – принцип;
в)принцип – индикатор – критерий – показатель;
г)индикатор – показатель – критерий – принцип.
43. Показатель выполнения (или не выполнения) принципа системы лесоуправления и лесопользования – это:
а)индикатор аудита;
б)критерий аудита;
в)принцип аудита;
г)показатель аудита.
44. Совокупность политики, процедур или требований – это:
а)индикатор аудита;
б)критерий аудита;
в)принцип аудита;
г)показатель аудита.
45.Количественный и качественный источник информации (или параметр) для индикатора – это:
а)индикатор аудита;
б)критерий аудита;
в)принцип аудита;
г)показатель аудита.
46. Символы, знаки, надписи или печати (оттиски), содержащие ин-формацию о том, что данный продукт является сертифицированным, называются:
а) сертификационное заявление;
б) знак соответствия;
в) входящий знак;
г) выходящий знак.
47. Дополните элемент прослеживаемой цепочки поставок сертифицированной печатной продукции:
а) сертифицированный лес;
б) _____________________;
в) сертифицированная типография;
г) логотип на продукции.
48. Сертификация цепочки поставок:
а) связывает сертифицированные леса с лесопродукцией;
б) помогает выявить ответственных лесопользователей;
в) содействует ответственному лесоуправлению;
г) позволяет лесопользователям заявлять о независимой оценке их деятельности.
49. Сертификация лесоуправления:
а) связывает сертифицированные леса с лесопродукцией;
б) помогает выявить ответственных лесопользователей;
в) дает возможность потребителям выбирать легальную древесину;
г) создает конкурентное преимущество, основанное на рыночном спросе.
50. Кем было предложено понятие и концепция ЛВПЦ?
а) Лесным попечительским советом;
б) Всемирным фондом дикой природы;
в) Программой ООН по окружающей среде;
г) ГРИНПИС.
51. FSC чистый материал – это:
а) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках с соблюдением требований стандарта;
б) древесина, заготовленная на сертифицированных лесных участках;
в) древесина, заготовленная на не сертифицированных лесных участках не сертифицированными поставщиками для сертифицированного покупателя;
г) древесина из неконтролируемых источников.
52. Найдите соответствие между видами сертификации и их объектами - 1. Сертификация системы лесоуправления и лесопользования; 2. Сертификация системы прослеживания происхождения лесопродукции:
а) рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства;
б) сохранение биоразнообразия, жизнеспособности лесных экоси-стем;
в) контроль маркировки лесопродукции;
г) проверка входящего сертифицированного сырья;
д) соблюдение прав работников и местного населения.
53. Согласно какому принципу стандарта FSC территории сертифици-руемых участков леса должны охраняться от незаконной рубки древе-сины, заселения и другой несанкционированной деятельности?
а) «Соответствие законодательству и принципам FSC»;
б) «Права и обязанности владельцев и пользователей»;
в) «Связь с местным населением и права трудящихся»;
г) «План ведения лесного хозяйства».
54. Согласно какому принципу стандарта FSC кроме традиционного лесопользования (заготовка древесины, сбор
а) «Полезности леса»;
б) «Права и обязанности владельцев и пользователей»;
в) «Связь с местным населением и права трудящихся»;
г) «План ведения лесного хозяйства».
55. На арендованной территории лесного участка в соответствии с критерием 6.4 стандарта FSC должны быть выделены и взяты под охрану эталонные (репрезентативные) участки экосистем, площадь которых должна быть не менее:
а) 10% от общей территории лесного участка;
б) 20% от общей территории лесного участка;
в) 5 % от общей территории лесного участка;
г) 30% от общей территории лесного участка.
56. На арендованном участке леса использование интродуцентов должно тщательно контролироваться и отслеживаться во избежание неблагоприятных экологических последствий - это требование заложено в следующем принципе стандарта FSC:
а) «Соответствие законодательству и принципам FSC»;
б) «Лесные плантации»;
в) «Воздействие на окружающую среду»;
г) «План ведения лесного хозяйства».
57. Неприемлемыми источниками заготовки «контролируемой» древесины, чтобы использовать маркировку «FSC-смешанный», ЛПС считает:
а) нелегально заготовленную древесину;
б) древесину, заготовленную с нарушением традиционных и гражданских прав;
в) древесину, заготовленную в лесах, где высокие природоохранные ценности находятся под угрозой в результате лесоуправления;
г) древесину, заготовленную на участках, переведённых в плантации или нелесные земли;
д) древесину из лесов, где выращивают генетически модифицированные деревья;
е) древесину из не сертифицированных эксплуатационных лесов.
58. Формы самоорганизации лиц, объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, называются:
а) общины коренных народов;
б) местные сообщества;
в) коренные народы;
г) работники лесного предприятия.
59. Территории, не затронутые хозяйственной деятельностью в течение как минимум 50 лет и достаточно крупные для сохранения всех своих естественных видов и поддержания экологических процессов – это:
а) малонарушенные лесные территории;
б) плантации;
в) экономически недоступные леса;
г) леса высокой природоохранной ценности.
60. Сертифицированная или контролируемая продукция, которая получается из сертифицированного предприятия и которая продаётся с сертификационным заявлением либо без него – это:
а) выходящий материал;
б) входящий материал;
в) группа продукции;
г) ключевой биотоп.
61 . Лесная сертификация – это:
а)установление правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленное на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности лесной продукции, работ и услуг;
б)установление соответствия практики ведения лесного хозяйства принципам его устойчивого развития и гарантиям экологической, социальной и экономической надежности лесохозяйственных работ;
в)осуществление комплекса мероприятий, имеющих целью обеспечить жизнеспособность и устойчивость лесов;
г)обязательное условие торговли лесоматериалами.
62.Лесоуправление, обеспечивающее заготовку лесоматериалов и другой лесной продукции при одновременном сохранении биологического разнообразия и продуктивности лесов, является:
а)экологически ответственным;
б)социально ориентированным;
в)экономически жизнеспособным;
г)учитывающим все три направления.
63. Лесоуправление, содействующее росту благосостояния местного населения и общества в целом, а также стимулирующее местное население сохранять лесные ресурсы и твердо придерживаться долгосрочного планирования, является:
а)экологически ответственным;
б)социально ориентированным;
в)экономически жизнеспособным;
г)неистощительным.
а)рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства;
б)сохранение биоразнообразия, жизнеспособности лесных экосистем;
в)контроль маркировки лесопродукции;
г)проверка входящего сертифицированного сырья;
д)соблюдение прав работников и местного населения.
65.Лесоуправление, организованное таким образом, чтобы быть достаточно прибыльным, но не за счет истощения лесных ресурсов, экосистем и лесных сообществ, является:
а)экологически ответственным;
б)социально ориентированным;
в)экономически жизнеспособным;
г)учитывающим все три направления.
66. Какие системы лесной сертификации оценивают качество ведения лесного хозяйства на основании аудита третьей стороны?
а)Лесного попечительского совета;
б) Пан-Европейской системы;
в) ISO 14000;
г) Российской национальной системы добровольной лесной сертификации.
67.Найдите определение следующих понятий: 1. Сертифицированная продукция; 2. Сертифицированное сырье; 3.Аккредитация; 4.Аудитор; 5.Орган по лесной сертификации:
а) продукция, произведенная из сертифицированного сырья;
б) сырье, происхождение которого подтверждено сертификатом системы прослеживания происхождения лесопродукции «от производителя к потребителю»;
в) официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;
г) лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита;
д)третья сторона, которая оценивает и сертифицирует систему лесоуправления и лесопользования, а также систему прослеживания происхождения лесопродукции «от производителя к потребителю» поставщиков, на соответствие требованиям стандартов по добровольной сертификации и любой дополнительной документации, устанавливающей требования к этим системам;
е) сырье или промежуточная продукция, произведенная из древесины (например, круглый лес, щепа, опилки, пиломатериал, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты, пульпа, бумага пробка, кора, смола и др.).
68.Если заготовка древесины осуществляется без разрешительных документов в промышленных размерах с целью получения прибыли, то лесопользователь:
а)не несет ответственности;
б)несет административную ответственность;
в)несет уголовную ответственность;
г)несет ответственность в порядке санкций по возмещению ущерба.
69.Выдача сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, является функцией:
а)Российского национального совета по лесной сертификации;
б)Центрального органа системы добровольной сертификации;
в)Органа по лесной сертификации;
г)Субъекта лесной сертификации.
70. Обеспечение соответствия лесопродукции требованиям системы Российской национальной системы добровольной лесной сертификации, является функцией:
а)Российского национального совета по лесной сертификации;
б)Центрального органа системы добровольной сертификации;
в)Органа по лесной сертификации;
г)Субъекта лесной сертификации.
71. Сертификат «цепочки от заготовителя до потребителя» выдается:
а)хозяйствующему субъекту, осуществляющему ведение лесного хозяйства;
б)субъекту, осуществляющему регулирование лесопользование;
в)каждому предприятию (от лесозаготовителя до продавца готовой продукции), подтвердивших соблюдение требований стандартов;
г)покупателю лесной продукции.
72. Какие сертификаты дают право на использование товарного знака?
а)сертификат лесоуправления и лесопользования;
б)совместный сертификат;
в)сертификат цепочки «от заготовителя к потребителю»:
г)сертификат качества.
73. Выберите правильные утверждения:
а)сертификация должна быть не дискриминирующей в отношении типов лесов и лесовладельцев;
б)органы сертификации должны подчиняться государственным органам;
в)сертификация должна отличаться повторяемостью;
г)сертификация должна быть экономичной и рентабельной;
д)сертификация должна быть основана на аудите третьей стороны;
е)органы сертификации должны иметь коммерческий интерес в отношении подлежащего сертификации объекта.
а)ежегодно, в течение всего периода действия сертификата;
б)два раза в год;
в)каждые три года;
г)не является обязательным.
75. Кто осуществляет маркировку сертифицированной лесопродукции?
а)субъект лесной сертификации;
б)аудитор;
в)орган по лесной сертификации;
г)Министерство лесного хозяйства.
76. Какую схему сертификации предпочтительнее выбрать компании, которая желает продемонстрировать своим бизнес-партнерам, что является солилным партнером, эффективно управляющим своей производственной деятельностью?
а) FSC или PEFC;
б) сертификацию контролируемой древесины;
в) ISO 9001 и ISO 14001;
г) не важно.
77. Какую схему сертификации предпочтительнее выбрать компании, которая желает вывести на рынок сертифицированную продукцию?
а) FSC или PEFC;
б) сертификацию контролируемой древесины;
в) ISO 9001 и ISO 14001;
г) не важно.
78. Какую схему сертификации предпочтительнее выбрать компании, которая желает соответствовать требованиям законодательства страны-покупателя по легальности продукции?
а) FSC или PEFC;
б) сертификацию контролируемой древесины;
в) ISO 9001 и ISO 14001;
г) не важно.
79. Из чего складываются затраты на сертификацию?
а) затраты на аудит + затраты на совершенствование лесоуправления;
б) затраты на подготовку к сертификации + аудит;
в) затраты на аудит;
г) зависят от площади лесного участка.
80. Выделите 1.прямые и 2. косвенные эффекты от совершенствования лесоуправления при сертификации:
а) сокращение издержек производства;
б) повышение уровня жизни местного населения;
в) повышение отдачи от персонала;
г) увеличение выручки от реализации продукции.
81.На какой срок выдается лесной сертификат?
а) 1 год;
б) 5 лет;
в) 10 лет;
г) на срок действия лесного плана.
82. Процедура лесной сертификации является:
а)добровольной и коммерческой;
б)обязательной и бесплатной;
в)обязательной и коммерческой;
г)добровольной и бесплатной.
83.Перечислите 10 принципов стабильного и эффективного лесного хозяйства по системе Лесного попечительского совета:
1. _________________; 2. _________________;
3. _________________; 4. _________________;
5. _________________; 6. _________________;
7. _________________; 8. _________________;
9. _________________; 10. ________________ .
84. Перечислите 6 критериев устойчивого лесоуправления, положенных в основу Пан-Европейской системы лесной сертификации:
1. ________________;
2. ________________;
3. ________________;
4. ________________;
5. ________________;
6. ________________ .
85.Основным предметом какой системы сертификации является экологический менеджмент?
а)Лесного попечительского совета;
б) Пан-Европейской системы;
в) ISO 14000;
г) Российской национальной системы добровольной лесной сертификации.
а)Российского национального совета по лесной сертификации;
б)Центрального органа системы добровольной сертификации;
в)Органа по лесной сертификации;
г)Субъекта лесной сертификации.
87. Осуществление общего контроля за использованием знака соответствия, является функцией:
а)Российского национального совета по лесной сертификации;
б)Центрального органа системы добровольной сертификации;
в)Органа по лесной сертификации;
г)Субъекта лесной сертификации.
88.Кто оплачивает затраты по проведению лесной сертификации?
а)покупатель сертифицированной лесопродукции;
б)заявитель – субъект лесной сертификации;
в)региональные органы власти;
г)орган по лесной сертификации.
89. Стандарт – это:
а)документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг;
б)документ, удостоверяющий совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;
в)документ, дающий право продавать продукцию предприятия;
г)документ, подтверждающий соответствие лесоуправления или лесохозяйственной продукции установленным требованиям.
90. Если лесопользование ведется на основании договора аренды лесного участка, то инициатором сертификации будет:
а)арендатор лесного участка;
б)лесничество;
в)переработчик древесины;
г)Министерство лесного хозяйства.
91. Какие принципы Российского стандарта лесоуправления и лесопользования относятся к принципам экологически устойчивого лесоуправления?
а)Рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования;
б)Сохранение биоразнообразия, жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;
в)Соблюдение прав работников, местного населения и коренных народов;
г)Планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.
92. Какие принципы Российского стандарта лесоуправления и лесопользования относятся к принципам экономически устойчивого лесоуправления?
а)Рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования;
б)Сохранение биоразнообразия, жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;
в)Соблюдение прав работников, местного населения и коренных народов;
г)Планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.
93. Какие принципы Российского стандарта лесоуправления и лесопользования относятся к принципам социально устойчивого лесоуправления?
а)Рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесо-пользования;
б)Сохранение биоразнообразия, жизнедеятельности лесных экоси-стем и функций леса;
в)Соблюдение прав работников, местного населения и коренных на-родов;
г)Планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяй-ства и лесопользования.
94. Назовите Федеральный закон Российской Федерации, регулирующий деятельность в области стандартизации:
а)Лесной кодекс;
б)»О техническом регулировании»;
в)Гражданский кодекс;
г)Налоговый кодекс.
95.Расшифруйте:
а) ГОСТ Р;
б)ОСТ;
в)СТП;
г)СТО.
96. На каком этапе подготовки предприятия к сертификации ставится задача создания организационно-нормативной базы?
а) подготовительный этап;
б) проектирование;
в) документирование;
г) внедрение;
д) подготовка к аудиту.
97. На каком этапе подготовки предприятия к сертификации ставится задача создания организационной структуры?
а) подготовительный этап;
б) проектирование;
г) внедрение;
д) подготовка к аудиту.
98. Что является 1.целями, 2.задачами и 3.выгодами лесной сертификации?
а) доступ на экологически чувствительные рынки;
б) улучшение прозрачности и контроля в лесном хозяйстве;
в) улучшение методов ведения лесного хозяйства;
г) обеспечение возможности поставок сертифицированной древесины на рынок;
д) улучшение имиджа компаний и маркетинга продукции.
99. Найдите соответствие между работами по лесной сертификации и их содержанием: 1.Инспекционный контроль; 2.Основной аудит; 3.Предварительный аудит; 4.Процессы, связанные с субъектом лесной сертификации; 5.Оформление результатов сертификации:
а) оформление и оплата услуг на проведение сертификации;
б) оформление лицензии на право применения знака соответствия;
в) проверка и оценка деятельности предприятия;
г) решение о выдаче сертификата соответствия;
д) отмена действия сертификата соответствия.
100. Найдите соответствие между системами лесной сертификации и их параметрами: 1. FSC; 2. PEFC:
а) применяется во всем мире;
б) применяется в основном в Европе;
в) носит добровольный характер;
г) носит обязательный характер:
д) имеется товарный знак;
е) основные пользователи – мелкие собственники леса;
ж) основные пользователи – государственные леса и крупные частные лесные владения.
2.Нелегальные рубки и проблема контроля в лесном секторе России.
3.Развитие независимой лесной сертификации в Китае.
4.Развитие национального стандарта FSC Финляндии.
5. Лесная сертификация в республике Беларусь.
6.Консалтинг в лесной сертификации.
7.Критерии оценки систем лесной сертификации.
8.Особенности лесной сертификации Чехии.
9.Национальная система лесной сертификации Швеции.
10. Развитие национальной системы лесной сертификации Норвегии. 11.Национальная система лесной сертификации Германии.
12. Национальная система лесной сертификации США.
13. Национальная система лесной сертификации Канады.
14.Сертифицированные компании и опыт лесной сертификации в России.
15.Сертификация системы лесоуправления холдингов.
16.Сертификация лесничеств.
17.Особенности сертификации в различных регионах России.
18.Опыт развития центров по сертификации и разработки программ обучения в области добровольной лесной сертификации.
19.Сертификация территорий рекреационного и природоохранного назначения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п