учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - всестороннее рассмотрение наземных геосистем: изучение закономерностей их дифференциации и интеграции; развития и размещения; свойств; структуры; функционирования; динамики и эволюции;
- изучение основных типологий и классификаций ландшафтов;
- знакомство с природно-антропогенными геосистемами
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
:
ИД-2 Не знает в полной мере методику обоснования и реализации современных технологий ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции.
ИД-2 Знает на минимальном уровне методику обоснования и реализации современных технологий ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. Чего в целом достаточно для решения практических задач
ИД-2 Знает хорошо методику обоснования и реализации современных технологий ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. Чего достаточно для решения стандартных профессиональных задач
ИД-2 Знает отлично методику обоснования и реализации современных технологий ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. Чего достаточно для решения сложных профессиональных задач
:
ИД-2 Не умеет в полной мере обосновывать и реализовывать современные технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции; описывать круговороты и балансы энергии, воды и других веществ в геосистемах.
ИД-2 Умеет на минимальном уровне обосновывать и реализовывать современные технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции; описывать круговороты и балансы энергии, воды и других веществ в геосистемах. Чего в целом достаточно для решения практических задач
ИД-2 Умеет хорошо обосновывать и реализовывать современные технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции; описывать круговороты и балансы энергии, воды и других веществ в геосистемах. Чего достаточно для решения стандартных профессиональных задач
ИД-2 Умеет отлично обосновывать и реализовывать современные технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции; описывать круговороты и балансы энергии, воды и других веществ в геосистемах. Чего достаточно для решения сложных профессиональных задач
ИД-2 Не владеет в полной мере навыками обоснования и реализации современных технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции.
ИД-2 Владеет на минимальном уровне навыками обоснования и реализации современных технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. чего достаточно для решения профессиональных задач
ИД-2 Владеет хорошо навыками обоснования и реализации современных технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. Чего достаточно для решения стандартных профессиональных задач
ИД-2 Владеет в совершенстве навыками обоснования и реализации современных технологии ландшафтного анализа территорий, распознавания основных типов почв, оценки уровня их плодородия, использования почв в земледелии, внесения органических и минеральных удобрений при производстве растениеводческой продукции. Чего достаточно для решения сложных профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень тем докладов, сообщений
Вопросы для устного контроля
Тестовые материалы
Задания для практических работ
Ландшафтоведение
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие ландшафтоведения, задачи науки, связь с другими науками.
2. Природно-территориальный комплекс и геосистема: сходство и различие понятий.
3. Иерархия геосистем. Ландшафт – узловое понятие в иерархии геосистем.
4. Основные свойства геосистем.
5. Понятие фации, ее характеристика.
6. Структурность геосистем.
7. Понятие эпигеосферы, границы ее распространения.
8. Целостность геосистем.
9. Критерии устойчивости геосистем.
10. Понятие урочища, критерии его выделения.
11. Ландшафтообразующие факторы.
12. Понятие природно-антропогенного ландшафта.
13. Динамические изменения геосистем.
14. Понятие природно-территориального комплекса и геосистемы.
15. Функционирование геосистем.
16. Продуцирование биомассы в ландшафтах.
17. Природные географические компоненты, слагающие ландшафт.
18. Открытость геосистем.
19. Суть классификации природных ландшафтов.
20. Понятие местности как морфологической единицы ландшафта.
21. Способность почвообразования ландшафтов.
22. Устойчивость геосистем.
23. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов.
24. Изменчивость ландшафтов во времени.
25. Развитие геосистем.
26. Эволюционные изменения ландшафтов.
27. Принципы оптимизации эрозионноопасных агроландшафтов.
28. Типы природно-антропогенных ландшафтов.
29. Сельскохозяйственные ландшафты. Особенности структуры и функционирования сельскохозяйственных ландшафтов.
30. Задачи и содержание полевых ландшафтных исследований.
31. Каковы цель и задачи ландшафтного планирования.
34. Организационная структура и состав участников ландшафтно-планировочных работ.
Вопросы для устного контроля успеваемости обучающихся
1. Понятие ландшафтоведения, задачи науки, связь с другими науками.
2. Природно-территориальный комплекс и геосистема: сходство и различие понятий.
3. Иерархия геосистем. Ландшафт - узловое понятие в иерархии геосистем.
4. Основные свойства геосистем.
5. Понятие фации, ее характеристика.
6. Структурность геосистем.
7. Понятие эпигеосферы, границы ее распространения.
8. Целостность геосистем.
9. Критерии устойчивости геосистем.
10. Понятие урочища, критерии его выделения
11. Ландшафтообразующие факторы.
12. Понятие природно-антропогенного ландшафта.
13. Динамические изменения геосистем.
14. Понятие природно-территориального комплекса и геосистемы.
15. Функционирование геосистем.
16. Продуцирование биомассы в ландшафтах.
17. Природные географические компоненты, слагающие ландшафт.
18. Открытость геосистем.
19. Суть классификации природных ландшафтов.
20. Понятие местности как морфологической единицы ландшафта.
21. Способность почвообразования ландшафтов.
22. Устойчивость геосистем.
23. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов.
24. Изменчивость ландшафтов во времени.
25. Развитие геосистем.
26. "Эволюционные изменения ландшафтов.
27. Принципы оптимизации эрозионноопасных агроландшафтов.
29. Сельскохозяйственные ландшафты. Особенности структуры и функционирования
сельскохозяйственных ландшафтов.
30. Задачи и содержание полевых ландшафтных исследований.
Материалы тестовых заданий
1. Элементарная природная геосистема, характеризующаяся наибольшей однородностью природных условий -
а) ландшафт
б) фация
в) подурочище
г) местность
2. Основная единица изучения картирования характерных пространственных сочетаний ландшафтного исследования –
а) ландшафт
б) урочище
в) подурочище
г) местность
3. Сельскохозяйственные комплексы (возделанные поля, культурные луга и т.п.) по классификации антропогенных ландшафтов выделяются:
а) по их генезису
б) по их содержанию
в) по целенаправленности их возникновения
г) по их хозяйственной ценности
4. Природные геосистемы ландшафт, урочище, подурочище, местность, фация – это геосистемы:
а) локальной соразмерности
б) региональной соразмерности
в) планетарной соразмерности
г) биота
5. Формы рельефа, сформировавшиеся в результате деятельности эндогенных процессов:
а) микроформы
б) макроформы
в) наноформы
г) мезоформы
6. Составными частями мегаформ являются:
а) мезоформы
б) макроформы
в) мегаформы
г) планетарные формы
7. К замкнутым формам рельефа относятся:
а) речная долина
б) моренная западина
в) овраг
8. Аккумулятивные формы рельефа сформированы процессами:
а) экзогенными
б) эндогенными
в) субэндогенными
9. В роли морфологических единиц выступают:
а) фации, подурочища, урочища, географические местности.
б) фации, подурочища, урочища, географические равнины.
в) фации, подурочища, урочища, географические зоны.
10.Какие свойства геосистем выступают факторами взаимодействия природных компонентов?
а) вещественные, энергетические
б) энергетические, информационные
в) позиционные, информационные, энергетические
г) вещественные, позиционные, информационные
д) энергетические, информационные, вещественные, позиционные
11. Первичная единица агроландшафта –
а) агроценоз
б) биоценоз
г) биогеоценоз
12. Низшая классификационная единица ландшафтов –
а) типы ландшафтов
б) виды
в) классы
г) отдел
13. Высшая классификационная единица ландшафтов –
а) типы ландшафтов
б) системы
в) классы
г) отдел
14. По классификации антропогенных комплексов по их хозяйственной ценности относятся ландшафты:
а) культурные
б) техногенные
в) прямые
г) пастбищно-дигрессионные
15. Заново созданные человеком, ранее не существовавшие в природе комплексы:
а) долговечные саморегулируемые ландшафты;
б) прямые антропогенные ландшафты, сопутствующие антропогенные ландшафты;
в) антропогенные неоландшафты, измененные антропогенные ландшафты
16. Сравнительно быстрая перестройка в развитии антропогенных ландшафтов, приспособление всех компонентов ландшафтного комплекса к новой обстановке, возникшей благодаря вмешательству человека:
а) устойчивая
б) неустойчивая
в) сравнительно устойчивая
г) ранняя неустойчивая
17. Под агроландшафтом понимается земельный массив, состоящий из комплекса взаимосвязанных природных компонентов, элементов системы земледелия и землеустройства с относительно автономными водным, тепловым и другими режимами с признаками общей экологической системой:
а) по Милькову
б) Николаеву
в) Лопыреву
г) Исаченко
18. Способность сохранять структуру и свойства, выполняя определенные функции в условиях антропогенных воздействий – это:
а) устойчивость агроландшафта
б) продуктивность агроландшафта
в) неустойчивость агроландшафта
19. Агроландшафт –
а) природно-территориальный комплекс, есте¬ственная растительность которого на подавляющей его части за¬менена агроценозами
б) природно-территориальный комплекс и вместе с тем целостная территориальная единица, характеризующаяся закономерным и типическим повторением одних и тех же взаимосвязных сочетаний
20. Агроэкологическая группировка земель – это:
а) условное объединение земель в категории, группы, отражающие их свойства и качество, для конкретного совместного пользования с учетом природ¬но-экологических и социально-экономических условий
б) группа показателей оказывает устойчивое и долго¬временное влияние на экологическое равновесие почв: гранулометрический состав, определяющий водно-физические и другие свойства почвы;
21. Садовые ландшафты относятся к разновидностям ландшафта –
а) полевого
б) неокультурного
в) культурного
22. К сельскохозяйственным типам ландшафтов относятся:
а) полевой, садовый, ландшафты с измененной литогенной основой, орошаемые и осушенные
б) полевой, садовый, лугово-пастбтищный, орошаемые и осушенные
в) пахотные; окультуренные; лесомелиоративные; кормовые; целинные агроландшафты
23. Оптимальные условия развития полевых ландшафтов больше проявляются в:
а) лесостепной и таежной зоне
б) степной и сухостепной зоне
в) степной и лесостепной зоне
Тема. Ландшафтоведение как раздел физической географии, история и предпосылки его развития.
1. Место ландшафтоведения в системе наук (работа с учебником);
2. Объекты исследований физической географии;
3. Этапы и предпосылки развития ландшафтоведения;
4. Составить таблицу и схему объектов и предметов разных разделов физической географии.
Тема. Природные компоненты ландшафтов и связи между ними
1. Изучение компонентов природы и связей между ними (работа с учебником);
2. Горизонтальная и вертикальная структура геосистем. Компонентные и другие связи в ландшафтных геосистемах. Предложить схему взаимодействия;
3. Работа с тематическими картами Атласа Республики Бурятия. Нахождение закономерностей и взаимосвязей между компонентами природы. Сделать выводы.
Тема. Иерархия природных геосистем. Факторы и главные закономерности дифференциации ландшафтов суши.
1. Изучить таксономическую схему ландшафтных комплексов (работа с учебником);
2. Предложить примерные пространственные масштабы отдельных таксонов.
3. Разработать и предложить иерархическую схему дифференциации ландшафтов Восточной Сибири
Тема. Типы ландшафтных геосистем.
1. Привести примеры различных территорий отличающихся природными условиями.
2. Выявить закономерности пространственных изменений геосистем;
3. Определить основные факторы ландшафтной дифференциации;
4. Изучить морфологическую структуру и особенности отдельных элементов локальных геоситем. Сделать выводы.
Тема. Динамика ландшафтных геосистем
1. Изучить виды динамики геосистем;
2. Привести примеры изменения геосистем разного уровня во времени;
3. Определить характерные времена и масштабы изменений. Сделать выводы.
Тема. Предпосылки развития и концептуальные основы учения о природно-антропогенных ландшафтах.
1. Изучить основные этапы развития представлений об антропогенизации ландшафтов;
2. Как менялись представления о роли антропогенного фактора в формировании ландшафтов;
3. Изучить и выявить отличия между основными понятиями (антропогенные , природно-антропогенные, культурные и другие ландшафты).
Тема. История, факторы и механизмы антропогенизации ландшафтной оболочки.
1. Основные этапы и формы эволюции географической оболочки;
2. Выявить основания выделения этапов, основные факторы развития;
3. Предложить основные направления эволюции геосферы.
Тема. Классификации, типологии и характеристики природно-антропогенных ландшафтов.
1. Привести примеры антропогенных воздействий и изменений ландшафтов суши;
2. Принципы и подходы к классификации природно-антропогенных ландшафтов (работа с учебником);
3. Привести примеры и выявить закономерности локализации различных типов природно-антропогенных ландшафтов. Сделать выводы;
Тема. Динамика природно-антропогенных ландшафтов.
1. Воздействие антропогенного фактора на динамику геосистем;
2. Привести примеры влияния антропогенного фактора на динамику ландшафтов России.
Тема. Устойчивость ландшафтов и преодоление экологических кризисов.
1. Понятие устойчивости ландшафтов;
2. Геосистемы различных уровней и локализации, их функционирование и устойчивость (доклады);
3. На основе приведенных примеров функционирования различных геосистем выявить основные типы и факторы их устойчивости, сделать выводы;
Тема. Ландшафтно-экологическое планирование и оптимизация хозяйственной деятельности.
1. Сущность ландшафтного планирования;
2. Ландшафтное планирование, как инструмент конструирования взаимоотношений человека и природы.
Перечень тем докладов сообщений.
1. Место ландшафтоведения в системе географических наук
2. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов
3. Роль В.В. Докучаева в развитии ландшафтоведения.
4. Роль ВГО в развитии представлений о разнообразии природы.
5. Ландшафты различных территорий. Проблемы, возникающие в них.
7. Речные долины и их роль в структуре ландшафтной сферы.
8. Этапы взаимодействия природы и общества и формирование современных ландшафтов.
9. Оптимизация природной среды как крупнейшая комплексная проблема современности.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п