учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основ теории организации и ведения технохимического контроля на перерабатывающих предприятиях, в том числе малой и средней мощности; изучение основных точек технологического контроля, правил и периодичности отбора проб; ознакомление со структурой и оборудованием производственной лаборатории; освоение методов контроля качества сырья, полупродуктов и готовой продукции в соответствии с нормативной и технологической документацией; формирование у обучающихся системы компетенций, основанных на усвоении новых знаний о формирование готовности использовать механические и автоматические устройства при переработке продукции животноводства
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС- 2.1. ИД-2.1 Способен разрабатывать режимы хранения сельскохозяйственных культур
ПКС-2.2 ИД-2.2 Разработка технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ПКС-4.1 ИД-4.1 Проводить лабораторные исследования безопасности и качества сырья, полуфабрикатов и продуктов питания, включая микробиологический, химико-бактериологический, спектральный, полярографический, пробирный, химический и физико-химический анализ, органолептические исследования, в соответствии с регламентами, стандартными (аттестованными) методиками, требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
ПКС-4.2. ИД-4.2 Разработка технологической и эксплуатационной документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
молока и молочной продукции; качество и безопасность молочного сырья и продуктов его переработки
:
ИД-2.2 не знает технологические карты (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 плохо знает технологические карты (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 знает технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства, но допускает ошибки
ИД-2.2 знает технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 не умеет использовать технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 плохо умеет использовать технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 умеет использовать технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства, но допускает ошибки
ИД-2.2 умеет использовать технологические карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 не владеет разработкой технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 плохо владеет разработкой технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ИД-2.2 владеет разработкой технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства, но допускает ошибки
ИД-2.2владеет разработкой технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС- 2.1. ИД-2.1 Способен разрабатывать режимы хранения сельскохозяйственных культур
ПКС-2.2 ИД-2.2 Разработка технологических карт (регламентов) производства продукции животноводства в части получения, первичной переработки, хранения продукции животноводства
ПКС-4.1 ИД-4.1 Проводить лабораторные исследования безопасности и качества сырья, полуфабрикатов и продуктов питания, включая микробиологический, химико-бактериологический, спектральный, полярографический, пробирный, химический и физико-химический анализ, органолептические исследования, в соответствии с регламентами, стандартными (аттестованными) методиками, требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
ПКС-4.2. ИД-4.2 Разработка технологической и эксплуатационной документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
молока и молочной продукции; качество и безопасность молочного сырья и продуктов его переработки
:
ИД-4.2 не знает технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 плохо знает технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 знает технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения, но допускает ошибки
ИД-4.2 знает технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 не умеет вести технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 плохо умеет вести технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 умеет вести технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения, но допускает ошибки
ИД-4.2 умеет вести технологическую и эксплуатационную документацию по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 не владеет разработкой технологической и эксплуатационной документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 не в полной мере владеет разработкой технологической и эксплуатационной документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ИД-4.2 владеет разработкой технологической и эксплуатационной документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения, но допускает ошибки
ИД-4.2 владеет разработкой технологической и эксплуатационнойх документации по ведению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Определение термоустойчивости молока.
Определение сортности молока в соответствиями с требованиями ГОСТа на заготовляемое молоко
Определение физико-химических показателей творога
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
Технико-химический контроль на предприятиях молочной отрасли
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Цели, задачи, функции и объекты ТХК на предприятиях молочной промышленности.
2. Правила нумерации партий продукции и оформление документации при выпуске ее с предприятия (ПКС-2, ПКС-4)
3. Основные требования, предъявляемые при создании производственных лабораторий и размещению в них оборудования (ПКС-2, ПКС-4)
4. Функции заводской лаборатории на предприятиях молочной промышленности (ПКС-2, ПКС-4)
5. Основные задачи заводской лаборатории на предприятиях молочной промышленности (ПКС-2, ПКС-4)
6. Аттестация аналитических лабораторий, методик выполнения измерений и нестандартизированных средств измерений (ПКС-2, ПКС-4)
7. Контроль режимов мойки, оценка качества мойки и дезинфекции технологического оборудования, лабораторной посуды и приборов (ПКС-2, ПКС-4)
8. Приготовление и контроль реактивов, применяемых для анализа. Порядок хранения реактивов (ПКС-2, ПКС-4)
9. Основные правила работы с реактивами (ПКС-2, ПКС-4)
10. Правила приготовления раствора H2SO4 требуемой концентрации для жироопределения (ПКС-2, ПКС-4)
11. Контроль санитарно-гигиенического состояния производства (ПКС-2, ПКС-4)
12. Контроль качества воды, поступающей на технологические цели, контроль качества рассола (ПКС-2, ПКС-4)
13. Контроль состояния лабораторных приборов и измерительных средств (ПКС-2, ПКС-4)
14. Контроль качества сырья, поступающего от хозяйств и индивидуальных сдатчиков (ПКС-2, ПКС-4)
15. Поставка молока из хозяйств, неблагоприятных по инфекционным заболеваниям животных (ПКС-2, ПКС-4)
16. Контроль качества молока, поступающего от производственно-заготовительной сети, доставляемого с низовых заводов (молоко, сливки, масло) (ПКС-2, ПКС-4)
17. Правила отбор проб молока и подготовка их к исследованию (ПКС-2, ПКС-4)
19. Контроль качества тары (ПКС-2, ПКС-4)
20. Транспортировка молока на молокозаводы, в детские, санитарно-оздоровительные учреждения и предприятия общественного питания (ПКС-2, ПКС-4)
21. Основные санитарные требования к транспорту и условиям транспортировки молочной продукции (ПКС-2, ПКС-4)
22. Правила отбора и хранения проб при проведении технохимического контроля производства молока пастеризованного и сливок (ПКС-2, ПКС-4)
23. Технохимический контроль пастеризованного молока на всех этапах производства (ПКС-2, ПКС-4)
24. Контроль качества сливок при поступлении и сырья, используемого при выработке восстановленных сливок (ПКС-2, ПКС-4)
25. Контроль качества сырья, технологического процесса и готовых кисломолочных напитков (кефир, ряженка) (ПКС-2, ПКС-4)
26. Отбор и подготовка проб жидких кисломолочных продуктов (ПКС-2, ПКС-4)
27. Технохимический контроль творога и творожных изделий на всех этапах технологического процесса (ПКС-2, ПКС-4)
28. Отбор проб и подготовка к анализу при проведении технохимического контроля творога и творожных изделий (ПКС-2, ПКС-4)
29. Технохимический контроль сметаны на всех этапах технологического процесса (ПКС-2, ПКС-4)
30. Отбор проб и подготовка их к анализу при контроле производства сметаны (ПКС-2, ПКС-4)
31. Особенности проведения контроля качества заквасок (ПКС-2, ПКС-4)
32. Отбор проб мороженого и подготовка их к исследованию (ПКС-2, ПКС-4)
33. Сливки, используемые для производства сливочного масла. Отбор проб и подготовка их к анализу (ПКС-2, ПКС-4)
34. Технохимический контроль производства масла (ПКС-2, ПКС-4)
35. Особенности проведения производственного контроля при производстве масла топленого (ПКС-2, ПКС-4)
36. Меры по обеспечению производства масла гарантированного качества (ПКС-2, ПКС-4)
37. Отбор проб для контроля производства сыров. Подготовка их к анализу (ПКС-2, ПКС-4)
38. Технохимический контроль твердых сыров (ПКС-2, ПКС-4)
39. Микробиологический контроль производства твердых сыров (ПКС-2, ПКС-4)
40. Санитарно-гигиенический контроль производства твердых сыров (ПКС-2, ПКС-4)
41. Особенности проведения технохимического и микробиологического контроля свежих мягких сыров (ПКС-2, ПКС-4)
42. Технико-химический производства молочных консервов. Отбор проб и подготовка их к анализу (ПКС-2, ПКС-4)
43. Технико-химический производства сухих молочных консервов (ПКС-2, ПКС-4)
44. Контроль технологического процесса производства молочных консервов (ПКС-2, ПКС-4)
45. Основные этапы проведения ТХК производства сгущенных молочных консервов (ПКС-2, ПКС-4)
46. Требования к сырью и готовой продукции при производстве молочных консервов (ПКС-2, ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Виды и методы контроля
1. Каковы цели и задачи производственного контроля?
2. Какие факторы влияют на достоверность результатов контроля?
3. Каковы основные виды производственного контроля? Дайте их краткую характеристику.
4. Какие методы контроля называются арбитражными? Почему?
Тема 2. Организация заводской лаборатории и ее функции
1. Каковы основные составляющие программы производственного контроля?
2. Какие помещения должны входить в состав заводской лаборатории?
3. Какие требования предъявляются к организации, устройству и оснащению лаборатории?
4. Какие помещения входят в состав «чистой» и «заразной» зон микробиологической
лаборатории? Охарактеризуйте назначение каждого из них.
5. Какие функции заводской лаборатории вам известны?
6. Какие факторы влияют на эффективность работы лаборатории по контролю и обеспечению качества выпускаемой продукции?
7. Каковы основные принципы, на которых строится система НАССР?
8. Что такое опасный фактор (риск)?
9. Что такое критическая контрольная точка? Дайте ее определение
Тема 3. Организация и роль микробиологического контроля производства. современные проблемы микробиологической безопасности
1. Каковы цели и задачи микробиологического контроля на предприятии?
2. Какие группы микроорганизмов могут содержаться в молоке и молочных продуктах?
3. Что означают понятия «нормальный» и «усиленный» контроль?
4. Какие группы микроорганизмов контролируются заводской лабораторией?
5. Каковы основные виды условно-патогенных и патогенных микроорганизмов, контролируемых специализированными лабораториями? Какая периодичность их контроля?
6. С какой целью контролируют наличие бактериофагов на производстве?
7. Какие мероприятия для борьбы с бактериофагом проводятся на молокоперерабатывающих предприятиях?
1. Какие требования предъявляют к молоку-сырью при производстве молочных продуктов?
2. Какие показатели качества имеет молоко высшего, первого и второго сортов?
3. Что такое ингибирующие вещества, почему их контролируют?
4. Как влияет на технологические свойства молока повышенное содержание соматических клеток?
5. Какие показатели безопасности нормируются в молоке-сырье?
6. Какие требования предъявляются к сырью при производстве стерилизованного молока?
7. Какие способы повышения термоустойчивости молока вы знаете?
8. Дайте определение понятиям: «точечная», «объединенная» и «средняя» пробы.
9. Каков порядок отбора проб молока, сливок для анализа?
10. Что такое «партия сырья»? (определение). Укажите порядок приемки молока.
Тема 5. Контроль технологических процессов производства цельномолочных продуктов и качества готовой продукции
1. Какие показатели учитываются при составлении схемы контроля технологического процесса?
2. Какие предъявляются требования по физико-химическим и микробиологическим показателям для: а) молока питьевого пастеризованного; б) молока питьевого стерилизованного; в) жидких кисломолочных продуктов; г) сметаны; д) творога?
3. Что такое «транспортная» и «потребительская» тара? Дайте определения. Перечислите сведения, приводимые на упаковке продукта. Кто и как контролирует режим пастеризации молока?
4. Каковы режимы и цель термизации и ее влияние на микрофлору молока?
5. Как производят отбор проб для микробиологических анализов и их подготовку?
6. Каковы критические точки технологического процесса производства: а) пастеризованного молока; б) кисломолочных продуктов?
7. Как контролируют эффективность пастеризации молока, какова периодичность контроля? Что такое промышленная стерильность консервов и как ее контролируют?
8. В каких молочных продуктах контролируется содержание дрожжей и плесеней?
9. В каком порядке осуществляют приемочный контроль продукции?
10. Что такое «единица продукции», «выборка», «объем выборки»?
11. Как проводят органолептическую оценку молочных продуктов?
12. Перечислите требования, предъявляемые к дегустаторам? В каком порядке представляются образцы различных молочных продуктов на дегустацию?
Тема 6. Контроль технологического процесса производства масла и качества готовой продукции
1. Как классифицируется масло в соответствии с ГОСТ Р 52253—2004 и ГОСТ Р 52738-2007?
2. По каким показателям сливки делят на сорта?
3. Перечислите основные параметры, контролируемые при производстве масла: а) методом преобразования высокожирных сливок; б) методом сбивания сливок?
4. Для чего и какими методами определяют: скорость затвердевания и прирост температуры в монолите масла; термоустойчивость; степень дисперсности влаги?
5. Перечислите критические точки при производстве масла.
6. Что такое «спред»? Дайте определение.
Тема 7. Контроль технологического процесса производства сыров и оценка качества готового продукта
1. Перечислите требования к молоку в сыроделии?
2. Какое молоко считается сыро- пригодным?
3. Методы проведения бродильной пробы?
4. Как оценивается молоко по сычужно-бродильной пробе?
5. Почему при производстве сыра необходимо определять количество спор анаэробных лактатсбраживающих бактерий?
6. По каким параметрам контролируют технологический процесс производства сычужных сыров?
7. Какие показатели и с какой периодичностью контролируют в рассоле; в камерах созревания сыров?
8. Какие показатели контролируют в готовом продукте – твердом сыре?
9. Как проводят оценку качества зрелых сыров?
Тема 8. Контроль вспомогательных материалов и санитарногигиенического состояния производства
1. Как осуществляются контроль вспомогательных материалов, используемых в производстве?
2. По каким показателям контролируют растворы моющих средств и процесс мойки оборудования?
3. Как определяют качество мойки оборудования?
4. Перечислите наиболее опасные участки (оборудование) при производстве пастеризованного молока; кисломолочных продуктов; творога и сметаны?
5. Как контролируют соблюдение работниками правил личной гигиены? Как осуществляют контроль воздуха в помещениях и воды на предприятии?
Комплект тестовых заданий
Тема 1.Введение
1.Молоко это:
- механическая смесь составных частей
- сложная коллоидная система
- жидкость содержащая белок и жир
- жидкость содержащая витамины
- смесь витаминов и белков
2.Истинные составные части молока:
- гербициды
- вода, жир, белок, сахар
- пестициды
- гербициды и антибиотики
3.Консистенция молока:
- однородная
- неоднородная
- коллоидная система
- гель
- эмульсия
4.Содержание воды в коровьем молоке:
- 80,5%
- 69,7%
- 87,5%
- 95,6%
- 60,5%
5.Содержание сухого вещества в коровьем молоке:
- 20,5%
- 12,5%
- 10,3%
- 6,7%
- 5,5%
6.Среднее содержание жира в коровьем молоке:
- 6,0%
- 4,4%
- 3,6%
- 2,9%
- 5,2%
7.Содержание молочного сахара в коровьем молоке:
- 6,7%
- 5,2%
- 4,7%
- 3,3%
- 2,5%
8.Содержание белка в коровьем молоке:
- 3,3%
- 4,7%
- 2,1%
- 5,4%
- 6,0%
9.В молоке находятся витамины:
- А, Д, С
- А, Д, Е, С
- А, Д, Е, С, РР
- А, Д, С, РР, группы В
- А, Д, С, РР
10.Минеральные вещества в молоке находятся в виде:
- солей органических кислот
- солей неорганических кислот
- солей органических и неорганических кислот
- солей органических в коллоидном состоянии
- солей неорганических кислот в молекулярном состоянии
11.Плотность молока это показатель:
- свежести
- натуральности
- питательной ценности
- чистоты
- технологичности
12.Кислотность молока это показатель:
- натуральности
- свежести
- консистенции
- механической загрязненности
- бактериальной загрязненности
13.Кислотность молока определяют:
- РН - метром и титрованием
- РН - метром
- по таблице
- по формуле
14.Плотность молока, оА:
- 26-27
- 24-27
- 27-32
- 33-34
- 35-36
15.При добавлении воды в молоко его плотность:
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
- увеличивается на 10оА
- увеличивается на 15оА
16.СОМО это:
- сухой обезжиренный молочный осадок
- сухой очищенный молочный остаток;
- сухой остаток молочный обезжиренный
- сухой обезжиренный молочный остаток
- самый обезжиренный молочный осадок
17.Молочный жир образуется из:
- нейтрального жира крови
- аминокислот
- углеводов
- плазмы крови
- жира корма
18.При определении жира в жиромер последовательно наливают:
- 10 мл молока; 10,77 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл H2SO4, 10,77 мл молока, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл изоамилового спирта, 10,77 мл H2SO4, 1 мл молока;
- 1 мл H2SO4, 10 мл молока и 10,77 мл изоамилового спирта;
- 10,77 мл молока, 10 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта.
19.Оптимальная температура водяной бани при жироопределении:
- 61,0 ± 2 °C
- 62,0 ± 2 °C
- 63,0 ± 2 °C
- 65,0 ± 2 °C
- 36,6 ± 2 °C
20.Основным белком молока является:
- альбумин
- глобулин
- казеин
- альбумин и глобулин
- лактенины
21.Показатель степени чистоты молока:
- группа
- класс
- степень
- процент
- г/см3
22.В молоке I класса может содержаться бактерий до … млн./мл
- 4
- 20 и более
- 20
- 0,5
- не содержится
23.Бактериальную обсемененность молока оценивают по пробе на:
- лактазу
- рестриктазу
-редуктазу
- амилазу
- липазу
24.Молоко гомогенизированное и нагретое выше 100 °C называется
- пастеризованным
- топленым
- стерилизованным
- кипяченым
25.Максимальная кислотность кефира … ° Т:
- 90
- 105
- 120
- 180
- 195
26.Болгарская палочка применяется в приготовлении:
- йогурта
- варенца
- ряженки
- кефира
- мацуна
- кумыса
27.__________ - имеют округлую форму, располагаются поодиночке и в виде цепочек
- молочнокислые стерптококки
- болгарские палочки
- молочные дрожжи
- кефирные грибки
- ацидофильные палочки
28.Количество вносимой закваски при изготовлении молочнокислых продуктов, %
- 0-1
- 1-5
- 5-6
- 7-8
- 8-10
29.Основной прием сдерживающий развитие микрофлоры в молоке:
- сепарирование
- охлаждение
- гомогенизация
- нормализация
- отстаивание
30.Молочное брожение вызывается ферментами:
- пропионовокислых бактерий
- молочных дрожжей
- маслянокислых бактерий
- молочнокислых бактерий
- молочными дрожжами и маслянокислыми бактериями
31.При производстве молочных консервов обязательным является удаление из молока:
- воды
- белка
- жира
- минеральных веществ
- лактозы
32.Содержание влаги в сухих молочных продуктах должно быть в %:
- 0-1
- 1-1,5
- 1,5-5,0
- 2-6
- 3-7
33.При производстве сливок побочным продуктом является:
- обезжиренное молоко
- пахта
- сыворотка
- вода
- сметана
34.Для получения молока заданной жирности применяются сепараторы- :
- сливкоотделители
- классификаторы
-нормализаторы
- бактериоотделители
- очистители
35.Основная рабочая часть сепаратора:
- тарелка
- барабан
- корпус
- молочная посуда
- приводной механизм
36.На степень обезжиривания молока не влияет
- плотность молока
- диаметр жировых шариков
- кислотность молока
- температура молока
- скорость вращения барабана
37.Содержание жира в обезжиренном молоке должно быть не более, %
- 0,01
- 0,02
- 0,03
- 0,05
- 0,09
38.____________- высококалорийный продукт, который получают из сливок
- топленое масло
- творог
- сыворотка
- пахта
- сливочное масло
39.Оптимальная жирность сливок для производства масла составляет, %
- 24-31
- 32-37
- 38-45
- 46-53
- 54-61
40.Максимальная жирность масла составляет _______%
- 81,0
- 82,5
- 98,0
- 100,0
- 102,5
41.При производстве сливочного масла побочным продуктом является:
- обрат
- сыворотка
- пахта
- сливки
- вода
42.Для определения фальсификации масла крахмалом применяют раствор
- NaOH
- KCl
- Йод
- формалина
- розоловой кислоты
43.Содержание влаги в масле, сыре, твороге определяют с помощью
- АМ-2
- УДМ-8
- СМИ-250
- УЗМ-1А
- СМП-84
44________- высокоценный пищевой продукт, получаемый из молока путем ферментативного свертывания белков
- сыворотка
- пахта
- сливки
- масло
- сыр
45.Содержание жира в сыре в среднем равно_______ %
- 10-20
- 20-30
- 40-50
- 50-60
- 60-70
46.При созревании сыров количество молочнокислых бактерий:
- со временем увеличивается
- со временем уменьшается
- остается неизменным
- исчезают совсем
- приводят к порче сыра
47.Составная часть сыра:
- минеральные вещества
- казеин
- альбумины
- глобулины
48.При изготовлении сыра используют:
- хлористое железо
- сыворотка
- органические кислоты
- сычужный фермент
- уксусная кислота
49.При свертывании молока в сыроделии получают:
- сливки
- обрат
- сыворотку
- масло
- пахту
50.При созревании сыра используется:
- масляная кислота
- вода
- молочнокислые бактерии
- органическая соль
- минеральные вещества
51.Крепость сычужного фермента это:
- градусы в алкоголе
- концентрация раствора
- количество воды
- количество соли
- время осаждения белков
52.Сыр хранят при температуре:
- 15-20 0С
- 0-4 0С
- 8-10 0С
- 12-15 0С
- -3-5 0С
53.Производство сыра основано на процессах:
+ ферментативных
- химических
- физиологических
- физических
- термических
54.Вспучивание сыров вызывают бактерии:
-масляннокислые
- молочнокислые
- пропионовые
- грибки
- плесни
55.Сырная палочка относится к группе___________________бактерий
- слабогалофильные
- галофильных
- мезофильных
- психрофильных
- термофильных
56.В сухом ЗЦМ содержание жира должно не менее, %:
- 5
- 10
- 13
- 15
- 17
Темы заданий для работы в малых группах
1. Основные задачи производственного контроля. Управление качеством продукции, система НАССР. Виды, методы и объекты лабораторного контроля. Подконтрольные показатели сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции, технологических процессов и санитарно-гигиенического состояния
2. Технико-химический контроль производства пастеризованного, стерилизованного молока и сливок
3. Схемы технико-химического контроля производства творога различными способами
4. Схемы технико-химического контроля производства масла
5. Схемы технико-химического контроля производства натуральных сыров
7. Отбор проб молока и подготовка их к анализу. Определение титруемой кислотности, массовой доли жира в молоке и молочных
8. Определение термоустойчивости молока.
9. Определение сортности молока в соответствиями с требованиями ГОСТа на заготовляемое молоко.
10. Оценка качества сырья. Отбор проб кисломолочных продуктов, подготовки их к анализу. Определение кислотности и массовой доли жира кисломолочных продуктов.
11. Отбор проб сливок и сметаны и подготовка их к анализу. Органолептическая оценка. Определение физико-химических показателей сливок и сметаны.
12. Отбор проб творога и творожных изделий, подготовка из к анализу. Органолептическая оценка.
13. Определение физико-химических показателей творога.
14. Отбор проб масла и подготовка их к анализу. Определение физико-химических показателей масла.
15. Определение сыропригодности молока. Изучение микроструктуры сыра. Контроль состава и свойств сыра. Определение степени зрелости сыра.
1. Роль сертификации в гарантировании контроля качества и безопасности продуктов переработки
2. ХАССП – наиболее эффективная система, гарантирующая качество и безопасность продуктов из животноводческого сырья.
3. Роль международных стандартов ИСО в улучшении качества и повышении конкурентно способности предприятий.
4. Системы контроля качества, применяемые при производстве продуктов детского питания из молочного сырья.
5. Повышение качества продукции в современных условиях..
6. Качество продуктов питания в перерабатывающей промышленности 9. Современное оснащение лаборатории гарантия качества продукции.
7. Контроль качества продуктов питания и сырья с помощью современного оборудования.
8. Мониторинг качества и безопасности продуктов переработки для здоровья населения.
9. Современная концепция управления качеством и безопасностью продуктов питания.
10. Структура систем контроля качества с использование аналитических лабораторий.
11. Пути повышения эффективности систем контроля за счет уменьшения риска.
12. Системы контроля качества, применяемые при производстве вторичной продукции в питании.
13. Взаимосвязь подтверждения соответствия продукции и сертификации систем качества и производства.
14. Проблемы управления качеством продуктов переработки.
15. Техническое регулирование и интегрированные системы менеджмента в перерабатывающей промышленности России.
16. Системный подход к оценке качества технологических систем перерабатывающих производств.
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
1. На завод поступило молоко с пороками (нечистый вкус, посторонний запах и др.). Какие меры необходимо принять для устранения указанных пороков, чтобы использовать сырье на выработку молочной продукции?
2. На завод поступило молоко с повышенной кислотностью. Какие технологические приемы проведете для исправления порока и на какие виды молочной продукции направите сырье?
3. Получено сгущенное молоко с кофе с пороком «пустой, не выраженный вкус». Установите причину порока и дайте способы его предупреждения.
4. Ряженка и варенец имеют не характерный цвет и не выраженный вкус. Установите причину и примите меры к получению качественного продукта.
5. Кефир имеет повышенное газообразование и неприятный вкус. Установите причину и примите меры для устранения этого порока.
6. На поверхности кефирных грибков появилась плесень. Установите причину и примите меры для ликвидации плесени.
7. Выработан творог с резинистой консистенцией. Что является причиной и какие примите меры к недопущению этого порока.
8. Выработан творог с мажующейся консистенцией. Назовите причину этого порока и меры предупреждения его.
9. Получена партия творога с повышенной кислотностью. Какие меры примите для устранения этого порока?
10. В процессе хранения мороженое приобрело неоднородную консистенцию (чешуйки льда). Установите причину и меры предупреждения этого порока.
11. Выработано мороженое с комочками масла. Причина их появления и меры предупреждения этого порока.
12. В начале процесса хранения масло приобрело прогорклый вкус. Назовите причины его появления и способы предупреждения.
13. На выработку масла поступили сливки с пороками вкуса и запаха. Какие меры примите для исправления пороков и выработки качественного продукта?
14. Выработано сливочное масло с явно выраженным пороком консистенции (крошливая, колющаяся и др.). На какие цели можно направить такое масло.
15. Выработано топленое масло с не типичной консистенцией (засаленная, отсутствие крупки и др.) Укажите причину и меры предупреждения этого порока.
16. На сыродельный завод поступает значительное количество молока, но выработка сыра из него невозможна. Укажите причину и необходимое принятие мер для его использования.
18. В процессе созревания началось позднее вспучивание сыра. Укажите причину порока и меры его предупреждения.
19. Выработан «слепой» сыр. Что явилось причиной порока и что необходимо предпринять для его предупреждения.
20. Сыр имеет щелевидный рисунок. Что явилось причиной порока и какие необходимо принять меры для его предупреждения.
21. Выработан сыр с повышенной кислотностью. Укажите возможные причины появления порока и меры по его предупреждения.
22. Выработана сметана жидкой консистенции. Укажите возможные причины появления порока и меры по его устранению.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания,
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п