учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: организация и проведение экспериментов по сохранению воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов; проведение агроэкологического мониторинга сельскохозяйственных угодий; разработка методов снижения загрязнения почв и их реабилитации
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;
:
ИД2 - Не знает и не понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве;
ИД3 - Не знает и не понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве; о функциях почв, связанных с их химическими и физико-химическими свойствами, нарушениях функций при химическом загрязнении и их последствиях.
ИД2 - Плохо знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве;
ИД3 - Плохо знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве; о функциях почв, связанных с их химическими и физико-химическими свойствами, нарушениях функций при химическом загрязнении и их последствиях.
ИД2 - Знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве;
ИД3 - Знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве; о функциях почв, связанных с их химическими и физико-химическими свойствами, нарушениях функций при химическом загрязнении и их последствиях, но допускает неточности.
ИД2 - В полной мере знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве;
ИД3 - В полной мере знает и понимает современные теоретические положения о химии почв, об основных химических процессах и реакциях, происходящих в почве; о функциях почв, связанных с их химическими и физико-химическими свойствами, нарушениях функций при химическом загрязнении и их последствиях.
:
ИД2 - Не умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве;
ИД3 - Не умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве, а также выбрать наиболее подходящие для этого методы анализа, обработки и представления информации.
ИД2 - Плохо умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве;
ИД3 - Плохо умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве, а также выбрать наиболее подходящие для этого методы анализа, обработки и представления информации.
ИД2 - Умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве;
ИД3 - Умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве, а также выбрать наиболее подходящие для этого методы анализа, обработки и представления информации, но допускает ошибки.
ИД2 - В полной мере умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве;
ИД3 - В полной мере умеет организовывать и проводить исследования, направленные на оценку химических свойств и процессов в почве, а также выбрать наиболее подходящие для этого методы анализа, обработки и представления информации.
ИД2 - Не владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения;
ИД3 - Не владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения в меняющейся природной обстановке.
ИД2 - Владеет некоторыми навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения;
ИД3 - Владеет некоторыми навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения в меняющейся природной обстановке.
ИД2 - Владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения;
ИД3 - Владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения в меняющейся природной обстановке, но допускает неточности.
ИД2 - В полной мере владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов;
ИД3 - В полной мере владеет навыками оценки агроэкологического состояния химии почв и обоснованиями прогнозов их поведения в меняющейся природной обстановке.
ПКС-4: Способен проводить химическую, водную и агролесомелиорацию;
:
ИД2 - Не знает и не понимает основы химической, агролесомелиорации;
ИД3 - Не знает и не понимает основы химической, водной и агролесомелиорации.
ИД2 - Плохо знает и понимает основы химической, агролесомелиорации;
ИД3 - Плохо знает и понимает основы химической, водной и агролесомелиорации;
ИД2 - Знает и понимает основы химической агролесомелиорации;
ИД3 - Знает и понимает основы химической, водной и агролесомелиорации.
ИД2 - В полной мере знает и понимает основы химической агролесомелиорации;
ИД3 - В полной мере знает и понимает основы химической, водной и агролесомелиорации;
:
ИД2 - Не умеет проводить химическую агролесомелиорацию;
ИД3 - Не умеет проводить химическую, водную и агролесомелиорацию.
ИД2 - Плохо умеет проводить химическую агролесомелиорацию;
ИД3 - Плохо умеет проводить химическую, водную и агролесомелиорацию.
ИД2 - Хорошо умеет проводить химическую агролесомелиорацию;
ИД3 - Хорошо умеет проводить химическую, водную и агролесомелиорацию.
ИД2 - В полной мере умеет проводить химическую, агролесомелиорацию
ИД3 - В полной мере умеет проводить химическую, водную и агролесомелиорацию
ИД2 - Не владеет навыками химической агролесомелиорации;
ИД3 - Не владеет навыками химической, водной и агролесомелиорации.
ИД2 - Плохо владеет навыками химической агролесомелиорации;
ИД3 - Плохо владеет навыками химической, водной и агролесомелиорации.
ИД2 - Хорошо владеет навыками химической агролесомелиорации;
ИД3 - Хорошо владеет навыками химической, водной и агролесомелиорации.
ИД2 - В полной мере владеет навыками химической агролесомелиорации;
ИД3 - В полной мере владеет навыками химической, водной и агролесомелиорации.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект тестовых заданий.
3. Перечень тем рефератов.
4. Перечень дискуссионных тем для круглого стола.
5. Кейс-задачи.
Агроэкологические особенности химии почв
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Формы нахождения химических элементов в почве
2.Минералогический состав почвообразующих пород и почв
3.Соединения кремния, алюминия, железа, их структура
4.Соединения щелочных элементов в почве. Щелочноземельные элементы в почве, формы их соединения. Способы выражения элементного состава почв.
5.Органические соединения в почвах и их трансформация.
6.Биогенная роль живых организмов, их значение как «концентратов» химических элементов в почве.
7.Миграционные процессы в почвах. Типы миграции химических элементов.
8.Перечислите три группы химических элементов по их растворимости.
9.Что отражают миграционные ряды элементов в коре выветривания. Назовите группы элементов объединенные в ряды миграции.
10.Химический состав различных типов органических остатков. Устойчивость отдельных групп химических остатков к разложению микроорганизмов.
11.Процессы превращения органических остатков почвенными животными, микроорганизмами. Влияние гидротермического режима на превращение органических веществ в почве.
12.Элементный состав гумусовых кислот. Структурные ферменты гумусовых кислот. Атомные соотношения C:N в гумусовых кислотах
13.Групповой и фракционный состав гумуса в различных типах почв, его значение в почвообразовании, плодородии почв.
14.Содержание и запасы гумуса в главных типах почв СНГ.
15.Распределение гумуса по почвенным профилям. Типы гумуса, их характеристика.
16.Зависимость группового состава гумуса от гидротермического режима, почвообразующей породы, биологической активности, состава обменных оснований.
17.Формы связи гумусовых веществ с минеральными компонентами почвы.
18.Способы регулирования гумусового состояния пахотных почв.
19.Адсорбционные процессы в почвах.
20.Явление изоморфизма, интермицелярного поглощения катионов.
21.Молекулярная адсорбция, ее проявление в различных почвах.
22.Взаимодействие ионов почвенного раствора с поверхностными функциональными группами твердой фазы почвы.
23.Образование комплексных органно-минеральных соединений, их влияние на величину ЕКО почв.
25.Основные особенности ионного обмена в почвах (скорость обмена, влияние рН среды, радиуса иона, его валентности и тд.).
26.Состав обменных катионов главнейших типов почв. Влияние обменных катионов на свойства почвы.
27.Необменное поглощение катионов, его проявление в различных типах почв.
28.Сорбция фосфатов в различных типах почв.
29.Методы выделения почвенного раствора.
30.Основные показатели, характеризующие почвенный раствор. Солевой состав почвенного раствора различных типов почв.
31.Реакция почвенных растворов, ее влияние на процессы почвообразования, миграцию, аккумуляцию продуктов выветривания и почвообразования.
32.Почвенные соли, их происхождение, свойства, влияние на почвообразование, плодородие.
33.Кислоты почвенного раствора, их происхождение, характеристика, значение в почвообразовании, плодородии почв.
34. Карбонаты, их аккумуляция, влияние на рН почвы.
35. Азот в почвах, его содержание, источники.
36.Азот аминокислот, амидов, аминосахаров.
37.Легкогидролизуемый и негидролизуемый азот. Групповой состав соединений азота, его содержание в почвах и доступность для растений.
38.Минеральные соединения азота, их происхождение, содержание в почвах и динамика. Фиксированный аммоний.
39.Трансформация соединений азота в почвах. Значение азота в процессе гумификации органических остатков.
40.Мобилизация и иммобилизация азота в различных типах почв.
41.Фосфор почвы, его органические соединения.
42.Минеральные соединения фосфора в почвах.
43.Групповой состав фосфатов, их подвижность и степень их доступности для растений.
44.Калий почв, его источники.
45.Формы соединения калия, их содержание в почвах, доступность для растений.
46.Калийный потенциал почв.
47.Методы определения форм соединения фосфора, калия в почвах
2. Комплект тестовых заданий
1.Наиболее распространенные элементы в природе:
1.фосфор
2.кислород
3.кальций
4.водород
2. Минеральные вещества:
1. соли натрия и кальция
2.белки, жиры
3. нуклеиновые кислоты
4. углеводы, лигнин
3. Одна из функций листа растений:
1. образование органических веществ из неорганических
2. создание тени для стебля и корней
3. защита растений от болезней
4. защита растений от вредителей
4. Растения со стержневой корневой системой:
1. рис и фасоль
2. подсолнечник и одуванчик
3. пшеница и овес
5. В процессе почвенного питания в организм растений из окружающей среды поступают:
1. кислород и углекислый газ
2. готовые органические вещества
3. вода и минеральные соли
4. кислород и вода
6. Минеральные вещества, получаемые в процессе почвенного питания:
1. активизируют процесс дыхания
2. улучшают водный обмен растений
3. повышают устойчивость растений к заболеваниям
4. используются растением для создания органических веществ
7. Углеводы появляются в растениях в процессе:
1. фотосинтеза
2. воздушного питания
3. минерального питания
4. переваривания пищи
8. Через корневые волоски в растения поступает (ют):
1. белки
2. кислород
4. минеральные соли
9.Внутреннее ядро Земли:
1. газообразное
2. твердое
3. может быть жидким, газообразным
4. жидкое
10. Основой ядра Земли, по мнению ученых, являются металлы:
1. платина и золото
2. железо и никель
3. кобальт и вольфрам
4. ртуть и алюминий
11. Магматические горные породы составляют (%) от объема земной коры:
1. 30
2.10
3.40
4.80
12. Гранит и базальт (горные породы) относятся к:
1. космическим
2. магматическим
3. осадочным
4. метаморфическим
13. Горные породы, образовавшиеся под влиянием высоких температур и высокого давления внутри земной коры:
1. метиоритные
2. осадочные
3. магматические
4. метаморфические
14. Песчаные, глинистые, известняковые горные породы, это:
1. магматические
2. осадочные
3. метаморфические
4. метеоритные
15. Суша Земли составляет от всей поверхности земного шара (%):
1. 40
2.45
3.20
4.29
16. Содержание азота в воздухе (%):
1. 50
2. 90
3. 78
4. 98
17. Больше всего воды приходится на:
1. реки, озера
2. ледники
3. подземные воды
4. Мировой океан
18. В составе морской воды больше всего:
1. магния
2. кальция
3. натрия и хлора
4. серы
19. К югу от тундры непосредственно расположено:
1. смешанные леса
2. степи
3. полупустыня
4. тайга
20. Для природного сообщества тайги характерны растения:
1. травянистые
2. мхи, лишайниковые, карликовые деревья
3. хвойные деревья, мхи, лишайники
4. саксаул, песчаная осока
21. Характерные климатические особенности смешанных и широколиственных лесов:
1. малое количество тепла, наличие многолетней мерзлоты
2. среднее количество тепла и влаги, отсутствие многолетней мерзлоты
3. большое количество тепла, очень малое количество влаги
4. большое количество тепла и влаги
22. Для природного сообщества степи и саванны характерны растения:
2. мхи, лишайники, карликовые деревья
3. саксаул, верблюжья колючка
4. ковыль, злаки, бобовые
23. Природные зоны на поверхности Земли распределяются (с севера на юг):
1. тундра - тайга - пустыня - смешанный лес - степь - тропический лес
2. тундра - тайга - смешанный лес - степь - полупустыня – пустыня – влажный тропический
3. смешанный лес – тайга – пустыня – степь – тропический лес
4. тайга – тундра – полупустыня – степь – тропический лес – смешанный лес
24. Для природного сообщества тундры характерны растения:
1. саксаул, верблюжья колючка
2. хвойные деревья, мхи, лишайники
3. мхи, лишайники, карликовые деревья
4.дуб, клен, береза
25. Для природного сообщества пустыни характерны растения:
1. дуб, клен, береза, разнотравье
2. мхи, лишайники, береза
3. саксаул, верблюжья колючка, песчаная осока
4. сосна, ель, мхи, лишайники.
3. Перечень тем для дискуссии
1.Выделение гумусовых веществ почв различной степени подвижности, с использованием различных растворителей. Химические основы подвижности и доступность элементов питания растениям.
2.Химический и минералогический состав минеральной части почвы. Методы изучения высокодисперсных почвенных минералов.
3.Первичные минералы, их состав и роль в почвообразовании. Реакции образования вторичных минералов. Главнейшие глинистые минералы, входящие в состав почвы, их свойства и методы исследования.
4.Биогеохимическая роль основных минеральных элементов почвы: Si, Fe, Al, Ca, Mg, K, Na, P, S. Их содержание в почвах, формы соединений, степень подвижности, формы миграций и аккумуляции.
4. Кейс-задачи
1. В почвенном покрове на территории сельскохозяйственного использования хозяйства преобладают: каштановые легкосуглинистые, серые лесные легкосуглинистые, серые лесные тяжелосуглинистые, почвы. Назовите, какие из названных почв содержат больше элементов питания для растений, характеризуются большим количеством гумуса. Объясните, почему?
2. Какая из приведенных ниже почвообразующих пород характеризуется большим количеством соединений кальция:
-ледниковые породы;
-флювиогляциольные отложения;
-озерно-ледниковые;
-лессы и лессовидные суглинки?
Как этот показатель влияет на почвообразование и свойства формирующихся почв?
3. Какие из перечисленных соединений, веществ, явлений определяют содержание общего азота в почве:
-глинистые минералы;
-органические соединения;
-биологическая фиксация из атмосферы?
4. Укажите, какие из названных соединений азота являются непосредственным источником питания растений:
-трудногидролизуемый;
-легкогидролизуемый;
-аммонийный;
-нитратный.
Назовите величины содержания в различных почвах указанных форм соединений азота, в т.ч. валового.
5. Назовите соединения фосфора, более легко усваиваяемые растениями:
-трехосновные фосфаты железа, алюминия;
-двухосновные фосфаты кальция, магния;
-одноосновные фосфаты кальция, магния;
-одноосновные фосфаты калия, натрия.
Каково общее количество фосфора в различных типах почв, что является его источником?
6. Укажите, от чего зависит общее количество калия в почве:
-от количества органического вещества;
-от содержания минералов простых солей;
-от содержания слюд, гидрослюд.
7. Назовите, какие из перечисленных элементов преобладают в литосфере и в почве:
-железо;
-алюминий;
-кальцит;
-кислород;
-кремний.
-50-70%;
-30-40%;
-85-95%.
Объясните, чем это связано?
9. Назовите, какие соединения преобладают в сиаллитной коре выветривания:
-простые соли;
-карбонаты и простые соли;
-полутораокиси железа, алюминия;
-кремнезем.
Объясните причину названного Вами состава.
1.Выветривание, виды выветривания.
2. Биогеохимический круговорот.
3. Типы кор выветривания.
4. Химический состав почв.
5. Состав органического вещества почвы.
6. Характеристика гуминовых, фульвокислот, их значение в плодородии почв.
7. Происхождение почвенных коллоидов, их природа, значение в явлениях поглощения.
8. Понятие о буферности почв, ее проявление.
9. Кислотность, щелочность почв, их виды.
10. Почвенный раствор в различных типах почв.
11. Источники азота в почве, его содержание в различных типах почв.
12. Нитрификация, аммонификация, денитрификация.
13. Подвижные элементы питательных веществ почвы
14. Фосфор почвы, его валовое содержание, источники.
15. Источники калия в почве, калий содержащие минералы. Обменный калий его зависимость от гранулометрического состава.
16. Факторы плодородия почв.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п