учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
процессах, происходящих в системе функционирования различных форм гидробионтов при активном
антропогенном воздействии на водную среду
Задачи: формирование представлений о качестве воды с санитарно-экологических позиций;
изучение влияния санитарного состояния рыбных кормов с целью обеспечения эпизоотического
благополучия объектов аквакультуры; приобретение навыков санитарно-микробиологического контроля
за водной средой и кормами.
процессах, происходящих в системе функционирования различных форм гидробионтов при активном
антропогенном воздействии на водную среду
Задачи: формирование представлений о качестве воды с санитарно-экологических позиций;
изучение влияния санитарного состояния рыбных кормов с целью обеспечения эпизоотического
благополучия объектов аквакультуры; приобретение навыков санитарно-микробиологического контроля
за водной средой и кормами.
процессах, происходящих в системе функционирования различных форм гидробионтов при активном
антропогенном воздействии на водную среду
Задачи: формирование представлений о качестве воды с санитарно-экологических позиций;
изучение влияния санитарного состояния рыбных кормов с целью обеспечения эпизоотического
благополучия объектов аквакультуры; приобретение навыков санитарно-микробиологического контроля
за водной средой и кормами.
ПКС-8: Способен собирать и проводить первичную обработку гидробиологических материалов;
ИД-1 ПКС-8.1.Знает методы сбора, фиксации, хранения, этикетирования гидробиологических материалов для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-8.2.Умеет производить сбор, фиксацию, хранение, этикетирование материалов полевых исследований для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-3 ПК-8.3. Владеет навыками камеральной обработки гидробиологических проб в соответствии со стандартными методами для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-1 ПКС-9.1.Знает признаки видовой идентификации гидробионтов, методы их измерения и подсчета для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-9.2. Умеет выполнять расчеты стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-9.3 Владеет навыками расчетов и анализа гидробиологических параметров
показателям
ПКС-9: Способен выполнять расчет и анализ гидробиологических параметров;
ИД-1 ПКС-8.1.Знает методы сбора, фиксации, хранения, этикетирования гидробиологических материалов для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-8.2.Умеет производить сбор, фиксацию, хранение, этикетирование материалов полевых исследований для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-3 ПК-8.3. Владеет навыками камеральной обработки гидробиологических проб в соответствии со стандартными методами для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-1 ПКС-9.1.Знает признаки видовой идентификации гидробионтов, методы их измерения и подсчета для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-9.2. Умеет выполнять расчеты стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2 ПКС-9.3 Владеет навыками расчетов и анализа гидробиологических параметров
показателям
гидробиологическим показателям
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2
Основные виды загрязняющих веществ. Загрязнение минеральными
веществами.
3
Источники и пути поступления загрязняющих веществ. Влияние
загрязняющих водную среду веществ на жизнь водных организмов и
здоровье человека
2
Основные виды загрязняющих веществ. Загрязнение минеральными
веществами.
3
Источники и пути поступления загрязняющих веществ. Влияние
загрязняющих водную среду веществ на жизнь водных организмов и
здоровье человека
2.Источники и пути поступления загрязняющих веществ. Влияние загрязняющих водную среду веществ на жизнь водных организмов и здоровье человека.
3. Изменение состояния и структуры экологических систем водоемов в результате различных антропогенных воздействий.
2.2. Миграция загрязнителей по трофическим цепям при самоочищении воды. 1.3. Качество воды различных видов водопользования с экологических и санитарно-эпидемиологических позиций. Системы биологического контроля качества воды. 1.4. Нормативные документы по обеспечению качества воды. Санитарный надзор и санитарное законодательство по охране водоемов.
2.Качество воды различных видов водопользования с экологических и санитарно-эпидемиологических позиций. Системы биологического контроля качества вод.
3.Качество воды различных видов водопользования с экологических и санитарно-эпидемиологических позиций. Системы биологического контроля качества вод.
3.2. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах. Требования к санитарно-показательным микроорганизмам. Основные группы санитарно-значимых груаа
3. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах. Требования к санитарно-показательным микроорганизмам. Основные группы санитарно-значимых форм.
2. Санитарная гидробиология : методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнения самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. С. В. Жугдурова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 58 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4484
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение
Перечень вопросов к зачету
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень темы рефератов
Перечень темы докладов
Перечень тем для конспектирования
Перечень тем презентаций
Комплект тестовых заданий
Ситуационные задачи
Перечень вопросов для работы в группах
Санитарная гидробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Цели, задачи и методы санитарной гидробиологии. Понятие качества природных вод.
2. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (температура, прозрачность)
3. Эколого-санитарная классификация поверхностных вод суши
4. Органолептические показатели воды.
5. Основные виды загрязнителей и их влияние на гидробионтов.
6. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (мутность, цветность)
7. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (запах и привкус).
8. Химические показатели качества воды (содержание неметаллов, газов, радиоактивность воды)
9. Химические показатели качества воды (окисляемость, водородный показатель)
10. Химические показатели качества воды (жесткость, сухой остаток, содержание металлов)
11. Химическое загрязнение водоемов. Основные виды загрязнителей и их влияние на гидробионтов.
12. Специфические особенности поведения тяжелых металлов в водных экосистемах.
13. Трансформация загрязнителей в воде (реакции окисления, восстановления, гидролиза)
14. Классификация загрязнений по их влиянию на водные организмы
16. Трансформация загрязнителей в воде (реакции окисления, восстановления, гидролиза, конъюгации).
17. Показатели окисляемости и биохимического потребления кислорода
18. Тепловое загрязнение водоемов
19. Изменение кислородного режима водоѐмов при тепловом загрязнении.
20. Биологическая трансформация загрязнителей.
21. Экологические последствия загрязнения подземной гидросферы вредными веществами нефтегазодобывающего комплекса.
22. Эффекты аккумуляции токсических веществ в пищевых цепях гидробионтов
23. Уровень эвтрофности водоемов, его зависимость от степени антропогенного воздействия.
24. Источники веществ, повышающих трофию водоемов.
25. Основные показатели эвтрофикации водоѐмов.
26. Предупреждение антропогенной эвтрофикации водоемов.
27. Что такое биотестирование?
28. Для чего используется биотестирование?
29. Что такое тест-объекты?
30. Какие тест-объекты используются для биотестирования?
31. Что служит основанием для выбора тест-объекта при проведении биотестирования?
32. Что такое тест-функция?
33. Как долго длится биотестирование?
34. Что такое токсический эффект?
35. Что такое токсичность среды и как она определяется?
36. Какая разница между острой и хронической токсичностью?
37. Что такое интегральная токсичность и как она определяется?
38. Что такое толерантность организма?
39. Что такое токсикорезистентность организма?
40. Что такое токсобность среды?
44. Что такое биоиндикация?
45. Что такое биоиндикаторы?
46. Как правильно выбрать биоиндикаторы?
47. Что такое биотический индекс?
48. Существуют ли количественные меры токсичности веществ для живых организмов? 49. Можно ли содержать тест-объекты в домашних условиях?
50. Можно ли использовать биотестирование вместо химического анализа на содержание загрязняющих веществ?
51. Можно ли по реакции тест-объектов обнаружить зоны экологического бедствия или источники загрязнения?
52. Существуют ли специфические реакции тест-объектов на специфические виды загрязнения? 53. Можно ли методами биотестирования оценить токсичность питьевой воды?
54. Если в водоеме есть ракообразные или одноклеточные водоросли, значит ли это, что вода не токсична?
55. Можно ли, основываясь на данных биотестирования, предъявить штрафные санкции за ущерб окружающей среде?
56. Как сохранить пробы воды и образцы грунтов или донных осадков, предназначенных для биотестирования?
57. Как долго можно хранить образцы до проведения исследований их токсичности?
58. Можно ли использовать массовые виды организмов, собранных в природе, в качестве тестобъктов?
59. Надо ли фильтровать биогенезированную воду или ее тоько отстаивают?
60. Сравнительная оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации на биохимическом и популяционном уровнях
61. Экологические проблемы использования водного транспорта: эрозия берегов при образовании судовых волн, сокращение нерестовых площадей, снижение кислорода, нефтяные загрязнения.
62. Особенности работы очистных сооружений крупных городов и малых населенных пунктов
63. Эколого-гидрологические проблемы Саратовской области
64. Особенности расчета ущерба, причиняемого работой водозаборных сооружений
65. Расчет ущерба, наносимый рыбной промышленности загрязнением водоемов
Перечень экзаменационных вопросов
1. Загрязнение водоѐмов (ПКС-8; ПКС-9)
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. (ПКС-8; ПКС-9)
3. Значение санитарно-биологических исследований и их основные направления в современных условиях. (ПКС-8; ПКС-9)
4. Этапы развития санитарной гидробиологии как науки, ориентированной на сохранение качества водной среды при различных видах водопользования, ее пригодности для жизни гидробионтов. (ПКС-8; ПКС-9)
5. Основные виды загрязняющих веществ. (ПКС-8; ПКС-9)
6. Загрязнение минеральными веществами. (ПКС-8; ПКС-9)
7. Органические природные загрязнения (биологические отходы, углеводороды и др.). (ПКС-8; ПКС-9)
8. Органические синтетические загрязнения (ксенобиотики) – ПАВ, пестициды, гербициды и другие галогенсодержащие ксенобиотики. (ПКС-8; ПКС-9)
9. Микробное загрязнение. (ПКС-8; ПКС-9)
10. Тяжелые металлы. (ПКС-8; ПКС-9)
11. Радионуклеиды. (ПКС-8; ПКС-9)
12. Термофикация и ацидофикация водной среды. (ПКС-8; ПКС-9)
13. Источники и пути поступления загрязняющих веществ. (ПКС-8; ПКС-9)
15. Вода как фактор распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней человека и сельскохозяйственных животных. (ПКС-8; ПКС-9)
16. Изменение состояния и структуры экологических систем водоемов в результате различных антропогенных воздействий. (ПКС-8; ПКС-9)
17. Особенности взаимодействия различных видов гидробионтов с минеральными и органическими загрязнениями природного происхождения. (ПКС-8; ПКС-9)
18. Трансформация органических загрязнений, ее пути и конечные продукты. (ПКС-8; ПКС-9)
19. Взаимодействие различных видов гидробионтов с тяжелыми металлами.
20. Судьба радиоактивных отходов в гидросфере. (ПКС-8; ПКС-9)
21. Биологическая трансформация ксенобиотиков. (ПКС-8; ПКС-9)
22. Миграция загрязнителей по трофическим цепям при самоочищении воды. (ПКС-8; ПКС-9)
23. Качество воды различных видов водопользования с экологических и санитарно-эпидемиологических позиций. (ПКС-8; ПКС-9)
24. Системы биологического контроля качества вод. (ПКС-8; ПКС-9)
25. Планктонные организмы в оценке качества поверхностных вод. (ПКС-8; ПКС-9)
26. Бентосные организмы в качестве индикаторов различных видов загрязнений. (ПКС-8; ПКС-9)
27. Комплексная санитарно-экологическая классификация качества поверхностных вод. (ПКС-8; ПКС-9)
28. Методы контроля качества вод (биофизические, микробиологические, эколого-физиологические). (ПКС-8; ПКС-9)
29. Современные способы индикации чистоты вод, унифицирование индикаторных систем. (ПКС-8; ПКС-9)
30. Биотестирование – интегральный метод оценки качества вод. (ПКС-8; ПКС-9)
31. Нормативные документы по обеспечению качество воды. (ПКС-8; ПКС-9)
32. Санитарный надзор и санитарное законодательство по охране водоемов. (ПКС-8; ПКС-9)
33. Цветение водоемов и его влияние на качество воды. (ПКС-8; ПКС-9)
34. Воздействие метаболитов гидробионтов на качество воды. (ПКС-8; ПКС-9)
35. Влияние обрастаний на качество воды, меры борьбы с обрастаниями. (ПКС-8; ПКС-9)
36. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах. (ПКС-8; ПКС-9)
37. Требования к санитарно-показательным микроорганизмам. (ПКС-8; ПКС-9)
38. Основные группы санитарно-значимых форм. (ПКС-8; ПКС-9)
39. Санитарно-показательные микроорганизмы водной среды в системе профилактических противоэпидемических мероприятий. (ПКС-8; ПКС-9)
40. Значение санитарно-показательных микроорганизмов в эколого-гигиенической оценке водоемов. (ПКС-8; ПКС-9)
41. Методы индикации санитарно-значимых форм бактерий. (ПКС-8; ПКС-9)
42. Нормативные документы. (ПКС-8; ПКС-9)
43. Биотехнология защиты окружающей среды от загрязнений. (ПКС-8; ПКС-9)
44. Традиционные аэробные и анаэробные способы биологической очистки сточных вод, их достоинства и недостатки. (ПКС-8; ПКС-9)
45. Современные направления биотехнологии очистки сточных вод. (ПКС-8; ПКС-9)
46. Микробиологическая Федеральное агентство по рыболовству (ПКС-8; ПКС-9)
47. Санитарно-микробиологические исследования в практике экологической деятельности (ПКС-8; ПКС-9)
48. Экология гидробиоценозов и водная среда. (ПКС-8; ПКС-9)
49. Экология и проблема качества воды. (ПКС-8; ПКС-9)
50. Санитарно-бактериологическое состояние водной среды и воздуха и здоровье человека. (ПКС-8; ПКС-9)
6.3. Комплект тестовых заданий
1. Методы санитарной гидробиологии:
а. Статистический
б. Экспериментальный
в. полевые исследования
г. все вышеперечисленные
2. Плотность воды, принимаемая за 1:
а. при T = +2° C
б. при T = +4° C
в. при T = -2° C
г. при T = +100°C
д. при T = 0° C
3. Интенсивность вкуса и запаха воды измеряют:
а. в процентах
б. в баллах
в. в джоулях
г. в мг/мд3
4. Пределы колебания цветности большинства природных вод, пригодных для рыбоводных целей:
а. 0°-15°
б. 15°-30°
в. 45°-50°
г. 50°-75°
а. Азот
б. Стронций
в. Ртуть
г. Свинец
6. Характерные признаки воды питьевого назначения:
а. отсутствие окраски, запаха, привкуса
б. большое количество солей и бактерий
в. отсутствие взвесей, О2 и СО2, высокий рН
7. Основной источник антропогенного загрязнения в настоящее время относится к группе:
а. бытовых
б. промышленных
в. загрязнений от водного транспорта
г. загрязнений от лесосплава
д. радиоактивных
8. Основные группы сточных вод по В.И.Жадину:
а. содержащие большие количества органических веществ
б. загрязненные различными минеральными веществами
в. смешанные
г. все вышеперечисленные
9. К предприятиям, вызывающим загрязнение органическими веществами относят:
а. сточные воды сернокислых заводов
б. хозяйственно-бытовые сточные воды городских и поселковых канализаций
в. сточные воды нефтеперерабатывающих заводов
10. К предприятиям, вызывающим загрязнение минеральными веществами относят:
а. сточные воды сернокислых заводов
б. хозяйственно-бытовые сточные воды городских и поселковых канализаций
в. сточные воды нефтеперерабатывающих заводов
11. К предприятиям, вызывающим смешанное загрязнение:
а. сточные воды сернокислых заводов
б. хозяйственно-бытовые сточные воды городских и поселковых канализаций
в. сточные воды нефтеперерабатывающих заводов
12. Особенность ядохимикатов это:
а. изменение кислородного режима водоема
б. прямое токсическое действие, оказываемое на водные организмы
в. увеличение биогенных элементов
13. Наибольшее содержание токсических веществ в водоеме содержится в:
а. одноклеточной зеленой водоросли
б. щуке
в. плотве
г. циклопе
14. Результаты влияния нефтяного загрязнения на гидроэкосистему:
а. гибель гидробионтов
б. заморные явления
в. нарушение функционирования ферментативных комплексов
г. все вышеперечисленное
15. Первоочередное влияние водоемов-охладителей проявляется в:
а. изменении баланса минеральных веществ
б. изменении газового режима и баланса органических соединений
в. изменении гидрологического режима
16. Максимальное накопление радиоактивных изотопов происходит:
а. во всех тканях рыб
б. в печени рыб
в. в костной ткани
17. Наиболее чувствительными к токсикантам являются:
а. ранние стадии онтогенеза рыб
б. рыбы в репродуктивной фазе
в. стареющие особи
18. Методы биоиндикации это:
а. способ оценки антропогенной нагрузки по реакции на нее живых организмов и их сообществ
б. использование в контролируемых условиях биологических объектов для выявления оценки действия факторов (в том числе и токсических) окружающей среды на организм, его отдельную функцию или систему организмов
в. совокупность мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощений вод
19. Методы биотестирования это:
а. способ оценки антропогенной нагрузки по реакции на нее живых организмов и их сообществ
б. использование в контролируемых условиях биологических объектов для выявления оценки действия факторов (в том числе и токсических) окружающей среды на организм, его отдельную функцию или систему организмов
20. При расчете LD50 учитывают:
а. гибель 100 % особей в остром эксперименте
б. гибель 50 % особей в остром эксперименте
в. выживание 30 % особей в хроническим эксперименте
21. Коли – титр это:
а. число особей серобактерий, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта•
б. число особей азотфиксирующих бактерий, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта
в. число особей кишечной палочки, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта
г. наименьшее количество исследуемого материала, в котором обнаружена одна кишечная палочка
22. Коли - индекс это:
а. число особей серобактерий, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта
б. число особей азотфиксирующих бактерий, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта
в. число особей кишечной палочки, обнаруживаемое в 1 л исследуемого объекта
г. наименьшее количество исследуемого материала, в котором обнаружена одна кишечная палочка
23. Показателем органического загрязнения водоемов является:
а. численность сапрофитной микрофлоры
б. численность железоокисляющих бактерий
в. численность сульфатредуцирующих бактерий
24. Организмы, входящие в перечень федерального реестра контроля токсичности вод:
а. человек
б. дафния
в. крыса
25. Гипертрофированные водоемы характеризуются:
а. высокой прозрачностью и низким содержанием органических веществ
б. низкой прозрачностью и низким содержанием органических веществ
в. низкой прозрачностью и высоким содержанием органических веществ
26. «Цветение» воды вызывается:
а. массовым развитием одноклеточных водорослей
б. массовым развитием высшей водной растительности
в. массовым развитием рачкового планктона
27. Организмы – мезосапробы – это показатели:
а. зоны сильного загрязнения
б. зоны чистой воды
в. зоны умеренного загрязнения
28. Крупные водохранилища Саратовской области:
а. Куйбышевское
б. Иваньковское
в. Волгоградское
г. Горьковское
29. Пункты водопользования определяются:
а. органами правопорядка
б. органами санитарно-эпидемиологической службы
в. членами партии «Зеленых»
30. Эколого-гидрологические проблемы г. Саратова:
а. большое количество малых водоемов
б. высокое залегание грунтовых вод
в. отсутствие ливневой канализации
31. Особенности работы городских очистных сооружений:
а. наличие насосов
б. использование очистных сооружений естественной фильтрации
в. подача стоков под давлением круглосуточно
32. Определение рыбопродуктивности водоемов определяется по:
а. гидрохимическим показателям
б. содержанию кислорода в воде
в. статистическим данным уловом
г. количеству молоди
33. Рыбозащитные устройства на водозаборах это:
а. сооружения, предусматриваемые в комплексе гидроузлов для пропуска или пересадки
б. рыб устройства, предотвращающие вынос рыбы из водоема при отборе из них воды
34. Ценные промысловые виды рыб:
а. сазан
б. окунь
в. стерлядь
г. плотва
Задача 1. При бактериологическом анализе воды реки Елшанка Саратовской области в пробе были обнаружены бактерии II подгруппы кишечной палочки. С чем связано их появление.
Задача 2. В водоеме наблюдается массовая гибель рыб. Определить, что является причиной гибели.
Задача 3. В водоеме наблюдается бурное развитие планктонных водорослей, окрашивающих воду в зеленый, сине-зеленый, золотистый, бурый или красный цвета ("цветение" воды). С чем может быть связано это явление.
Задача 4. При наблюдении за рыбами в аквариуме происходила следующая картина. Вначале рыбы проявляли признаки возбуждения, обострилась их чувствительность к механическим и световым раздражителям. Затем начались сильные судороги (толчкообразные движения, дрожание плавников), рыбы потеряли равновесие, опустились на дно и лежали, широко раскрыв рты и растопырив плавники и жаберные крышки. Наличие каких веществ в воде вызывает эти симптомы у рыб.
Задача 5. У водовыпуска сточных вод устроили протяженный канал(1 км до водного объекта) в виде лестницы и засеяли его дно рогозом или тростником. Положительное или отрицательное влияние это окажет на сточные воды.
Задача 6. При изучении проб воды в водоеме было обнаружено повышение количества кишечной палочки. О чем может свидетельствовать данный факт.
Задача 7. Предприятие осуществляет сброс сточных вод. При гидробиологическом изучении проб было выявлено, что выше выпуска (контрольная точка 500 м) биомасса зообентоса 5г/м2, в месте выпуска 1г/м2, а ниже выпуска 4,8г/м2. О чем свидетельствуют эти цифры.
Задача 8. Предприятие осуществляет сброс сточных вод. При гидробиологическом изучении проб было выявлено, что выше выпуска (контрольная точка 500 м) биомасса фитопланктона 1,5г/м2, в месте выпуска 5,0г/м2, а ниже выпуска 1,5г/м2. О чем свидетельствуют эти цифры.
Задача 9. Произошла аварийная ситуация, прорыв нефтепровода и нефть попала в водоем. Какие организмы погибну первыми, планктонные или бентосные. И какие организмы быстрее восстановятся.
1. Цели, задачи и методы санитарной гидробиологии. Понятие качества природных вод.
2. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (температура,
прозрачность)
3. Эколого-санитарная классификация поверхностных вод суши
4. Органолептические показатели воды.
5. Основные виды загрязнителей и их влияние на гидробионтов.
6. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (мутность, цветность)
7. Характеристика природных вод. Физические показатели качества воды (запах и привкус).
8. Химические показатели качества воды (содержание неметаллов, газов, радиоактивность воды)
9. Химические показатели качества воды (окисляемость, водородный показатель)
10. Химические показатели качества воды (жесткость, сухой остаток, содержание металлов)
11. Химическое загрязнение водоемов. Основные виды загрязнителей и их влияние на гидробионтов.
Темы докладов
1. Специфические особенности поведения тяжелых металлов в водных экосистемах.
2. Трансформация загрязнителей в воде (реакции окисления, восстановления, гидролиза)
3. Классификация загрязнений по их влиянию на водные организмы
4. Классификация сточных вод. Городские (хозяйственно-бытовые), промышленные, животноводческие стоки.
5. Трансформация загрязнителей в воде (реакции окисления,
восстановления, гидролиза, конъюгации).
6. Показатели окисляемости и биохимического потребления кислорода
7. Тепловое загрязнение водоемов
8. Изменение кислородного режима водоѐмов при тепловом загрязнении.
9. Биологическая трансформация загрязнителей.
10. Экологические последствия загрязнения подземной гидросферы вредными веществами нефтегазодобывающего комплекса.
11. Эффекты аккумуляции токсических веществ в пищевых цепях гидробионтов
Темы презентаций
1. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов
2. Бактериальные энтомопатогенные препараты.
3. Био(цено)тические индексы, или оценка степени загрязнения.
4. Биоиндикация загрязнения водоемов.
5. Биологическая продуктивность водных экосистем и пути её повышения. Первичная
продукция. Вторичная продукция.
6. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды. Биотические индексы.
7. Биотический круговорот в водоеме.
8. Биохимические характеристики водных микроорганизмов.
9. Водные экосистемы. Структурные и функциональные особенности водных экосистем.
Темы для конспектирования
1. Водохранилища: физико-химические условия гидробионтов.
3. Гидроэкосистемы и экологические основы их рационального освоения.
4. Евтрофирование водоемов.
5. Загрязнение водоемов.
6. Индексы сапробности. Индексы сходства видового состава.
7. Использование растворенных и твердых веществ водными организмами.
8. Источники загрязнения водных объектов.
9. Качество воды и глобальная проблема “чистой воды”.
10. Континентальные водоемы и их деградация.
11. Методические основы оценки самоочищения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п