учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по экономическому анализу; развитие знаний, умений, навыков осуществлять поиск, критический анализ и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1.1. ИД-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
ОПК-3.2. ИД-2. Анализирует принципы и закономерности функционирования экономики, применяет методики расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне
ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне;;
УК-1.1. ИД-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
ОПК-3.2. ИД-2. Анализирует принципы и закономерности функционирования экономики, применяет методики расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне
форма текущего контроля успеваемости)
работ
экономического анализа
экономического анализа
экономического анализа
обеспечение экономического анализа на
предприятии.
обеспечение экономического анализа на
предприятии.
обеспечение экономического анализа на
предприятии.
анализа
анализа
анализа
анализа хозяйственной деятельности
анализа хозяйственной деятельности
анализа хозяйственной деятельности
повышения эффективности хозяйственной
деятельности
повышения эффективности хозяйственной
деятельности
повышения эффективности хозяйственной
деятельности
анализа
анализа
анализа
Экономический анализ [Электронный ресурс] : методические указания, вопросы и задания для самостоятельной работы обучающихся направления подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК», «Финансы сельского хозяйства» / С. В. Бадлуева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Каф. "Бухгалтерский учет и аудит". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 38 с. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Кейс-задачи
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Экономический анализ
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Предметом экономического анализа являются (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) хозяйственная деятельность предприятия
б) причинно-следственные связи экономических процессов
в) хозяйственные процессы и явления
г) результаты хозяйственной деятельности организации
Правильный ответ: б
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Охват всех звеньев и сторон деятельности предприятия, всестороннее изучение причинных взаимосвязей в экономике предприятия обуславливается принципами анализа (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) системность
б) комплексность
в) эффективность
г) оперативность
Правильный ответ: а
Задание 3 (выберите два варианта ответа). Зависимости между экономическими процессами и явлениями, которые проявляются только в среднем по большому количеству объектов (наблюдений) носят (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) функциональный характер
б) стохастический характер
в) прямой характер
г) обратный характер
Правильный ответ: а, б
Задание 4 (выберите один вариант ответа). В анализе хозяйственной деятельности выделяют внутренний и внешний анализ в зависимости от (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) субъектов анализа
б) содержанию программы анализа
в) объектов управления
г) субъектов и объектов анализа
Правильный ответ: а
Задание 5 (выберите два варианта ответа). Ретроспективный анализ проводится за (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) короткий промежуток времени
б) отчетный период
в) будущий период
г) текущий период
Правильный ответ: а, б
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Исследование взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, деления затрат на постоянные и переменные носит название (ОПК-3.3. ИД-3):
а) сопоставительный анализ
б) факторный анализ
в) маржинальный анализ
г) структурный анализ
Правильный ответ: в
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Причины изменения абсолютных и относительных финансовых показателей выявляет (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) горизонтальный анализ
б) факторный анализ
в) коэффициентный анализ
г) вертикальный анализ
Правильный ответ: б
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Особенность «____» анализа заключается в его детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения всего коллектива (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а). внутрихозяйственного
б) межотраслевого
в) межхозяйственного
г) отраслевого
Правильный ответ: а
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Неполная, вероятностная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений, называется «____» связью (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) компонентной
б) корреляционной
в) детерминированной
г) динамической
Правильный ответ: б
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Методику исследования причинно- следственных связей явлений и их развитие во времени называют «______» факторным анализом (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) многоступенчатым
в) динамичным
г) перспективным
Правильный ответ: в
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Из перечисленных типов детерминированных факторных моделей: 1) аддитивная; 2) мультипликативная; 3) кратная; 4) комбинированная; - для расчета влияния факторов способом относительных разниц используется (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) 2,3,4
б) 2,4
в) 1,2
г) 1,3,4
Правильный ответ: б
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы на «___» этапе комплексного анализа хозяйственной деятельности (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3.):
а) подготовительном
б) первом
в) втором
г) третьем
Правильный ответ: б
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Прямолинейная связь между факторами исследуется с помощью уравнения регрессии (ОПК-3.2. ИД-2.):
а)
б)
в)
г) .
Правильный ответ: а
Задание 14 (выберите один вариант ответа). На относительных показателях динамики, сравнений основаны следующие методы обработки информации (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) индексный
б) цепных подстановок
в) относительных разниц
г) абсолютных разниц
Правильный ответ: в
Задание 15 (выберите один вариант ответа). Способами детерминированного факторного анализа являются (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) интегральный
б) балансовый
в) графический
г) регрессионный
Правильный ответ: а
Задание 16 (выберите один вариант ответа). Прежде чем пользоваться информацией для анализа хозяйственной деятельности, надо убедится в ее (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) анализируемости
б) оперативности
в) объективности
г) достоверности
Правильный ответ: а
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Из перечисленных типов детерминированных факторных моделей: 1) аддитивная; 2) мультипликативная; 3) кратная; 4) комбинированная; - для расчета влияния факторов способом относительных разниц используется (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) 2,3,4
б) 2,4
в) 1,2
г) 1,3,4
Правильный ответ: б
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Особенность «____» анализа заключается в его детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения всего коллектива (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) внутрихозяйственного
б) межотраслевого
г) отраслевого
Правильный ответ: а
Задание 19 (выберите один вариант ответа). Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) результативными
б) факторными
в) нормативными
г) оценочными
Правильный ответ: б
Задание 20 (выберите один вариант ответа). По методам изучения объектов выделяют ... экономический анализ (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3.):
а) функционально-стоимостной, сопоставительный, фактор¬ный, маржинальный, балансовый и корреляционный
б) управленческий и внешний финансовый
в) сплошной и выборочный
г) перспективный (предварительный), оперативный и теку¬щий (ретроспективный)
Правильный ответ: а
Задание 21 (выберите один вариант ответа). Основополагающие принципы метода экономического анализа не отражает следующая черта диалектики (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3.):
а) единство анализа и синтеза
б) изучение экономических явлений в их взаимосвязи
в) изучение экономических явлений в развитии, в динамике
г) единство и борьба противоположностей
Правильный ответ: г
Задание 22 (выберите один вариант ответа). Основным источником информации для анализа формирования финансовых результатов служат данные формы (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) «Бухгалтерский баланс»
б) «Отчет о финансовых результатах»
в) «Отчет об изменениях капитала»
г) «Отчет о движении денежных средств»
Правильный ответ: б
Задание 23 (выберите один вариант ответа). Трудоемкость продукции отражает (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) производство продукции на одного работающего
б) затраты труда на выполнение единицы определенного работ
в) прямые затраты труда на производство конкретного изделия
г) производство продукции за единицу времени
Правильный ответ: в
Задание 24 (выберите один вариант ответа). К пользователям аналитической экономической информации¬ не относятся (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3.):
а) кредиторы
б) собственники предприятия
в) фискальные органы
г) органы законодательной власти
Правильный ответ: г
Задание 25 (выберите один вариант ответа). В экономическом анализе резервы по стадиям процесса воспроизводства подразделяются на (ОПК-3.2. ИД-2.):
а) внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и народ¬
но-хозяйственные
б) явные и скрытые
в) неиспользованные, текущие и перспективные
г) снабженческие, производственные и сбытовые
Правильный ответ: г
Задание 26 (выберите один вариант ответа). Экономический анализ выступает одной из функций (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) управления
б) бухгалтерского учета
в) финансового менеджмента
г) планирования
Правильный ответ: а
а) управленческий и внешний финансовый
б) сплошной и выборочный
в) функционально-стоимостной, сопоставительный, фактор¬ный, маржинальный, балансовый и корреляционный
г) перспективный (предварительный), оперативный и теку¬щий (ретроспективный)
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 28 (выберите один вариант ответа). При увеличении выручки от реализации доля постоянных затрат в общей сумме затрат на реализованную продукцию (ОПК-3.2. ИД-2):
а) увеличивается
б) уменьшается
в) не изменяется
г) остается постоянной
Правильный ответ: б
Задание 29 (выберите один вариант ответа). При увеличении натурального объема реализации сумма переменных затрат (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) увеличивается
б) уменьшается
в) не изменяется
г) остается постоянной
Правильный ответ: а
Задание 30 (выберите один вариант ответа). При увеличении натурального объема реализации и прочих неизменных условиях доля переменных затрат в составе выручки от реализации (ОПК-3.2. ИД-2):
а) увеличивается
б) уменьшается
в) не изменяется
г) остается постоянной
Правильный ответ: б
Задание 31 (выберите два и более вариант ответа). К причинам несопоставимости показателей относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) разный уровень стоимостной оценки
б) факторы объема, структуры, качества
в) различия в методике расчета
г) один уровень стоимостной оценки
Правильный ответ: а, б, в
Задание 32 (выберите два и более вариант ответа). К показателям использования материальных ресурсов относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) Материалоемкость
б) Материалоотдача
в) стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени
г) капиталоемкость
Правильный ответ: а, б
Задание 33. (верно ли определение?). Всегда ли улучшение потребительских свойств продукции приводит к росту выручки от реализации (ОПК-3.2. ИД-2):
а) верно
б) не верно
Правильный ответ: а
Задание 34. (верно ли определение?). Всегда ли улучшение потребительских свойств продукции приводит к росту прибыли от реализации (ОПК-3.2. ИД-2):
а) верно
б) не верно
Правильный ответ: б
Задание 35 (выберите два и более вариант ответа). При формировании расходов по обычным видам деятельности к элементам затрат не относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) переменные затраты
б) постоянные затраты
в) затраты на оплату труда
г) амортизация
Правильный ответ: а, б
Задание 36 (выберите один вариант ответа).Значение коэффициента материальных затрат ... свидетельствует об экономии материальных ресурсов на производство продукции по сравнению с установленными нормами (ОПК-3.2. ИД-2):
а) больше 0
б) больше 1
в) меньше 0
г) меньше 1
Правильный ответ: г
Задание 37 (выберите один вариант ответа). Если темпы роста фондовооруженности труда превы¬шают темпы роста фондоотдачи, то на предприятии преоблада¬ет ... путь развития (ОПК-3.2. ИД-2):
а) экстенсивный
б) интенсивный
в) смешанный
г) комбинированный
Правильный ответ: а
Задание 38 (выберите два и более вариант ответа). Экстенсивными факторами развития производства при¬знаются увеличение (ОПК-3.2. ИД-2):
а) фондоотдачи
б) производительности труда
в) фондоемкости
г) трудоемкости продукции
д) материалоотдачи
е) материалоемкости продукции
Правильный ответ: в, г, е
Задание 39 (выберите два и более вариант ответа). К факторам интенсивного использования ресурсов иинтенсивного развития экономики предприятия относятся (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) увеличение количества используемых средств и предметов
труда
б) увеличение количества используемой рабочей силы
в) рост фондоотдачи,
г) рост материалоотдачи
д) рост производительнос¬ти труда
е) увеличение времени использования ресурсов
Правильный ответ: в, г, д
Задание 40 (выберите два и более вариант ответа). К показателям экономической эффективности повышения технико-организационного уровня производства относятся показатели приращения (ОПК-3.2. ИД-2):
а) индикаторов финансового состояния и платежеспособности
б) объема продукции за счет интенсификации использования финансовых ресурсов
в) объема продукции за счет интенсификации использования трудовых и материальных ресурсов
г) объема продукции за счет привлечения дополнительного количества трудовых и материальных ресурсов
Правильный ответ: а, б, в
Задание 41 (выберите два и более вариант ответа). К субъективным причинам образования сверхплановых потерь рабочего времени относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) простои из-за неисправности машин и отсутствия топлива
б) простои из-за неблагоприятных климатических условий
в) заболевания работников с временной потерей трудоспособности
г) заболевания работников без потери трудоспособности
д) прогулы работника
Правильный ответ: а, д
Задание 42 (выберите два и более вариант ответа). К объективным причинам образования сверхплановых потерь рабочего времени относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) дополнительные отпуска работников
б) заболевания работников с временной потерей трудоспособности
в) прогулы
г) простои вследствие неисправности машин и оборудования
д) простои из-за неблагоприятных климатических условий
Правильный ответ: б, д
Задание 43 (выберите два и более вариант ответа). Источником информации для анализа основных средств организации
а) «Бухгалтерский баланс»
б) «Отчет об изменениях капитала»
в) «Отчет о движении денежных средств»
г) «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах»
Правильный ответ: а, г
Задание 44 (выберите два и более вариант ответа). К стандартным приемам (методам) анализа бухгалтерской отчетности относится... анализ (ОПК-3.2. ИД-2):
а) регрессионный
б) корреляционный
в) горизонтальный
г) вертикальный
д) дифференциальный
Правильный ответ: в, г
Задание 45 (выберите два и более вариант ответа). К экономико-математическим методам анализа не относятся методы (УК-1.1. ИД-1; ОПК-3.3. ИД-3):
а) элементарной математики
б) математического программирования
в) исследования операций
г) элиминирования
д) балансовый
Правильный ответ: г, д
Задание 46 (выберите два и более вариант ответа). К классу кратных детерминированных факторных моделей применяется способ их преобразования (моделирования) (ОПК-3.2. ИД-2):
а) удлинения факторной системы
б) расширения факторной системы
в) сокращения факторной системы
г) раздвоения факторной системы
Правильный ответ: а, б, в
Задание 47 (выберите два и более вариант ответа). К сельскохозяйственным угодьям относятся (ОПК-3.2. ИД-2):
а) многолетние насаждения
б) залежи
в) лесные полезащитные полосы
г) естественные пастбища
Правильный ответ: а, б, г
Задание 48 (выберите два и более вариант ответа).К экономико-математическим методам анализа относится (ОПК-3.2. ИД-2):
а) вариационное исчисление
б) трендовый анализ
в) факторный анализ
г) вертикальный анализ
д) элементарной математики
е) математического программирования
Правильный ответ: а, д, е
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 49 Кейс-задание (выберите один вариант ответа). Построить факторную модель фондоотдачи в зависимости от влияния факторов объема валовой продукции и среднегодовой стоимости ОПФ. Рассчитать влияние этих факторов на фондоотдачу методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Объем валовой продукции 60200 73500
Среднегодовая стоимость ОПФ 25064 28896
Факторная модель фондоотдачи представлена следующим образом (ОПК-3.2. ИД-2):
а) ФО = ВП/ОПФ
б) ФО = ОПФ/ВП
в) ФО = ВП*ОПФ
г) ФО = ОПФ+ВП
Правильный ответ: а
Задание 50 (выберите один вариант ответа). Условие кейс-задания 109. К какому типу факторных моделей относится модель фондоотдачи (ОПК-3.2. ИД-2):
б) мультипликативная
в) кратная
г) смешанная
Правильный ответ: в
Задание 51 (выберите один вариант ответа). Условие кейс-задания 109. Фондоотдача изменилась за счет изменения объема валовой продукции (∆ФОвп), изменения среднегодовой стоимости ОПФ (∆ФОопф) (ОПК-3.2. ИД-2):
а) ∆ФОвп = 0,60 ∆ФОопф= 0,39
б) ∆ФОвп = 0,53 ∆ФОопф= - 0,39
в) ∆ФОвп = 0,45 ∆ФОопф= - 0,22
Правильный ответ: в
Задание 52 Кейс-задание (выберите один вариант ответа). Построить факторную модель фонда заработной платы в зависимости от влияния следующих факторов: объема производства продукции, трудоемкости продукции и опаты труда за 1 чел-час. Рассчитать влияние этих факторов на фонд заработной платы методом абсолютных разниц.
Показатели Прошлый период Отчетный период
Объем производства продукции, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел.-час. 40 42
Оплата труда за 1 чел.-час., руб. 20 25
Фонд заработной платы, тыс. руб. 4000 4725
На основании приведенных данных определите тип модели для анализа изменения фонда заработной платы (ОПК-3.2. ИД-2):
Аддитивная;
Кратная;
Мультипликативная;
Комбинированная.
Правильный ответ: в
Задание 53 (введите ответ). Условие кейс-задания 112. Изменение фонда заработной платы, произошедшее за счет изменения объема произведенной продукции, и составит (ОПК-3.2. ИД-2):
Показатели Прошлый период Отчетный период
Объем производства продукции, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел.-час. 40 42
Оплата труда за 1 чел.-час., руб. 20 25
Фонд заработной платы, тыс. руб. 4000 4725
Правильный ответ: - 400 000
Задание 54 (установите соответствие). Найдите соответствие между типами моделей и формами их выражения (ОПК-3.2. ИД-2):
Тип модели Формула
1.Аддитивная а)Y=(a+b)/(c+d)
2.Кратная б)Y=a+b+c+d+ …
3.Мультипликативная в)Y=a/b
4.Комбинированная г)Y= a * b*c
Правильный ответ: 1 – б, 2 – в, 3 – г, 4 – а
Задание 55 (выберите один вариант ответа). В отчетном периоде по сравнению с базисным цена на молоко возросла на 10%, при этом выручка от реализации молока уменьшилась на 5%. Что произошло с объемом продаж молока (ОПК-3.2. ИД-2):
а) остался без изменения
в) увеличился на 5%
б) уменьшился на 5%
г) уменьшился на 13,4%
Правильный ответ: г
Задание 56 (выберите один вариант ответа). Определить соответствие индивидуальных затрат на пред¬приятии общественно необходимым, его организационно-тех¬нический уровень и место в ряду предприятий аналогичной производственной специализации позволяет (ОПК-3.2. ИД-2):
сравнение отчетных показателей с показателями предше¬ствующих периодов
межхозяйственное сравнение
сравнение со среднеотраслевыми данными
сравнение показателей предприятия со средними показа¬телями рыночной экономики
Правильный ответ: в
Задание 57 (выберите один вариант ответа). Определите темп прироста материалоотдачи на основе следующих данных: выручка от реализации продукции в отчет¬ном году — 4932 тыс. руб., в предыдущем году — 4099 тыс. руб.;затраты предметов труда в отчетном году — 2340 тыс. руб., в предыдущем году — 2200 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
114,15%
106,36%
14,15%
Правильный ответ: г
Задание 58 (выберите один вариант ответа). Оцените долю экстенсивности и интенсивности в использовании материальных ресурсов на основе следующих данных выручка от реализации продукции за отчетный год — 4932 тыс. за предыдущий год — 4099 тыс. руб.; затраты предметов труда в отчетном году — 2340 тыс. руб., в базисном году — 2290 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
доля экстенсивности — 26,6%, доля интенсивности — 73,4%
доля экстенсивности - 87,6%, доля интенсивности — 12,4%
доля экстенсивности - 73,4%, доля интенсивности — 26,6%
доля экстенсивности — 12,4%, доля интенсивности — 87,6%
Правильный ответ: а
Задание 59 (выберите один вариант ответа). Определите, как изменилась фондоемкость продукций в отчетном году на основе следующих данных: выручка от продаж в отчетном году — 7500 тыс. руб., в прошлом году — 6500 тыс. руб.; среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном году — 6300 тыс. руб., в прошлом году — 5900 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
увеличилась на 0,09 руб.
уменьшилась на 0,07 руб.
увеличилась на 0,16 руб.
не изменилась
Правильный ответ: б
Задание 60 (выберите один вариант ответа)..Определите относительную экономию (перерасход) ос¬новных фондов последующим данным: среднегодовая стоимость основных средств в отчетном году — 8263 тыс. руб., в предыду¬щем году — 8053 тыс. руб.; стоимость продукции в отчетном году — 11953 тыс. руб., в предыдущем году — 11074 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
перерасход 210 тыс. руб.
экономия 429 тыс. руб.
экономия 656 тыс. руб.
экономия 210 тыс. руб.
Правильный ответ: б
Задание 61 (выберите один вариант ответа). Определите размер прибыли, полученной на одного работника предприятия, если рентабельность продаж составляет 16,5%, а величина выручки от продаж на одного работника (производительность труда) - 194,3 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
11,8 тыс. руб.
12,1 тыс. руб.
18,4 тыс. руб.
37,1 тыс. руб.
Правильный ответ: б
Задание 62 (выберите один вариант ответа). Определите влияние фактора интенсификации использования средств труда на изменение прибыли на основе следую¬щих данных: стоимость продукции в отчетном году - 625 млн. руб., в предыдущем году — 573 млн руб.; среднегодовая величи¬на основных средств производства в отчетном году - 448 млн. руб., в базисном году — 420 млн руб.; прибыль базисного года — 31 млн руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
увеличение на 1,3 млн руб.
увеличение на 0,7 млн руб.
снижение на 1,3 млн руб.
увеличение на 1,9 млн руб.
Правильный ответ: б
Задание 63 (выберите один вариант ответа). Определите влияние изменения объема продаж на прира¬щение прибыли от продаж на основе следующих данных: стоимость реализованной продукции в отчетном году — 27800 тыс. руб., в предыдущем году - 24300 тыс. руб., прибыль базисного года — 3650 тыс. руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
выросла на 525,7 тыс. руб.
выросла на 247,1 тыс. руб.
выросла на 914,2 тыс. руб.
выросла на 110,4 тыс. руб.
Правильный ответ: а
Задание 64 (выберите один вариант ответа). Имеются следующие данные по предприятию: выручка от реализации продукции за отчетный год — 4200 тыс. руб., за предыдущий год — 3830 тыс. руб.; оплата труда с начислениями в отчетном году — 510 тыс руб., в базисном году — 480 тыс руб. Определите относительное отклонение в затратах трудовых ре¬сурсов (средствах на оплату труда) (ОПК-3.2. ИД-2):
18,2 тыс. руб.
- 16,4 тыс. руб.
- 30 тыс. руб.
Правильный ответ: в
Задание 65 (выберите один вариант ответа). Определите темп прироста фондоотдачи на основе сле¬дующих данных: стоимость продукции в отчетном году — 625 млн руб., в предыдущем году - 573 млн руб.; среднегодовая величина основных средств производства в отчетном году - 448 млн руб., и базисном году — 420 млн руб. (ОПК-3.2. ИД-2):
109,08%
2,26%
3,70%
106,67%
Правильный ответ: б
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Научные основы экономического анализа
Задание; ответить на вопросы
1. Дайте определение понятия экономического анализа.
2. Что является предметом изучения в экономическом анализе?
3. Что является объектом изучения в экономическом анализе?
4. Каковы основные задачи экономического анализа?
5. Какова роль экономического анализа в управлении предприятием?
6. Каково основное содержание экономического анализа как науки?
7. Какие этапы проходит подготовка информации для принятия управленческих ре-шений?
8. Какие основные этапы содержит процесс принятия управленческих решений?
9. Каковы основные принципы анализа? Охарактеризуйте их.
10. Какое место экономический анализ занимает в системе экономических наук?
11. В чем проявляется связь между экономическим анализом и экономической теорией; бухгалтерским учетом?
Тема 2. Классификация (типология) видов экономического анализа
Задание; ответить на вопросы
1. Осветите типологию видов экономического анализа.
2. Внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.
3. Ретроспективный, оперативный и перспективный экономический анализ.
4. Внутрихозяйственный и сравнительный межхозяйственный экономический ана-лиз.
5. Тематический и комплексный анализ деятельности предприятия.
6. Функционально-стоимостной анализ.
7. Стратегический анализ деятельности коммерческой организации.
8. Почему прогнозный и стратегический анализ приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования?
Тема 3. Организация и информационное обеспечение экономического анализа на предприятии
Задание; ответить на вопросы
1. Каков состав и качественные характеристики информации? В чем заключается активная роль информации в управлении бизнесом?
2. Внутренние и внешние источники информации о деятельности предприятия.
3. Проверка достоверности экономической информации.
4. Современные технологии информационного обеспечения экономического анали-за.
5. Дайте определение понятия экономическая информация.
6. Перечислите основные принципы организации анализа на предприятии.
7. Назовите основные организационные моменты аналитической работы на пред-приятии.
8. Охарактеризуйте основные организационные формы анализа и его исполнителей.
9. По каким признакам классифицируется экономическая информация?
10. Перечислите основные виды экономической информации, кратко охарактеризуй-те каждый вид.
11. Какова роль бухгалтерского учета и финансовой отчетности в формировании экономической информации для целей управленческого и финансового анализа?
Тема 4. Методология и методика экономического анализа
Задание; ответить на вопросы
1. Охарактеризуйте метод экономического анализа, назовите его характерные черты.
2. Назовите элементы методики экономического анализа, используемые на разных этапах исследования.
4. Что представляет собой моделирование взаимосвязей?
5. Что представляет собой методика экономического анализа?
6. Какие элементы содержит общая методика по исполнению аналитических иссле-дований?
7. На чем базируется методика экономического анализа?
8. Перечислите основные этапы выполнения аналитической работы.
9. Назовите основные приемы, используемы в экономическом анализе, дайте крат-кую характеристику.
Тема 5. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
Задание; ответить на вопросы
1. Назовите основные виды классификации экономико-математических методов, дайте краткую характеристику.
2. На какие этапы подразделяется процесс моделирования, и каково содержание каж-дого этапа?
3. Что представляет собой моделирование взаимосвязей?
4. Как производится расширение, удлинение и сокращение факторных моделей?
5. Для чего и в каких случаях используются приемы корреляционного анализа?
6. Как решается уравнение связи при прямолинейной и криволинейной зависимости?
7. Для чего рассчитывается коэффициент корреляции при прямолинейной и криво-линейной зависимости? Что показывает величина коэффициентов корреляции и детермина-ции?
8. Постройте факторные системы и модели производительности труда, материалоем-кости продукции, рентабельности продукции.
9. Преобразуйте исходную факторную модель фондоотдачи методом расширения и методом сокращения.
Тема 6. Методика факторного анализа
Задание; ответить на вопросы
1. Что понимается под факторным анализом?
2. Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?
3. Назовите основные виды классификации факторов.
4. Для чего производится систематизация факторов? Как создается факторная систе-ма?
5. Назовите основные приемы, используемые для измерения влияния факторов в де-терминированном факторном анализе?
6. Что такое элиминирование?
7. Охарактеризуйте сущность, область применения и процедуру расчетов способа цепных подстановок.
8. Охарактеризуйте сущность, область применения и процедуру расчетов способа аб-солютных и относительных разниц.
9. Охарактеризуйте сущность, область применения и процедуру расчетов способа пропорционального деления.
10. Охарактеризуйте сущность, область применения и процедуру расчетов инте-грального метода и логарифмирования.
Тема 7. Методика определения резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
Задание; ответить на вопросы
1. Что понимается под хозяйственными резервами?
2. Охарактеризуйте резервы по видам классификации.
3. Назовите и поясните основные принципы поиска резервов.
4. Какое свойство хозяйственных процессов является объектом экономического ана-лиза в отличие от других экономических наук?
5. Каковы основные способы определения величины резервов и дайте им краткую ха-рактеристику?
Тема 8. Система комплексного экономического анализа
Задание; ответить на вопросы
1. Теоретические основы экономической оценки эффективности ХД
2. Методика комплексной оценки интенсификации и эффективности производства
3. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия эмитента
4. Методы экономического анализа для обоснования стратегических решений
Комплект заданий для практических работ
Тема 4. Методология и методика экономического анализа
Решить задачи
Задача 1. На основании данных, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Сорт продукции Объем выпуска, т. Цена,
млн. руб./т Сумма затрат, тыс. руб.
База Отчет База Отчет База Отчет
I 6000 6000 0,12 0,15 540 600
II 4000 6000 0,03 0,035 100 180
произвести следующие расчеты:
1) определить абсолютный и относительный прирост затрат и объема выпускаемой про-дукции в стоимостном выражении;
3) привести объем валовой продукции в сопоставимый вид по структуре производства продукции;
4) привести сумму затрат в сопоставимый вид с учетом нейтрализации влияния объемного фактора.
Результаты расчетов оформить в виде таблицы, сделать выводы.
Задача 2. Индекс цен на продукцию, реализуемую предприятием, в отчетном году составил 1,12. Определить увеличение объема продаж, если объем продаж:
в год, предшествующий отчетному, в ценах предшествующего года – 18200 тыс. руб.;
в отчетном году в ценах отчетного года – 20800 тыс. руб.
Задача 3. По данным таблицы составить товарный баланс реализованной (оплаченной) продукции в натуральном выражении.
Таблица 2
Показатель год, предшествую-щий
отчетному
отчетный год
Остатки на складе на начало года продукции, шт.:
нереализованной
отгруженной, не оплаченной покупателями
150
30
?
?
Товарная продукция за год 2600 2820
Остатки на складе на конец года, продукции, шт.:
нереализованной
отгруженной, не оплаченной покупателя-ми
180
50
192
40
Остатки на складе на конец года, продукции, шт.:
нереализованной
отгруженной, не оплаченной покупателя-ми
180
50
192
40
Цена единицы продукции, руб. 120 135
Тема 5. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
Решить задачи
Задача 9. На основе корреляционного анализа определить наличие связи между выручкой от продажи и расходами на рекламу, рассчитать коэффициенты корреляции, детерминации и определить корреляционное отношение.
Таблица 5
Показатель 1 2 3 4 5 6 7
Затраты на рекламу, тыс. руб. 40 42 38 46 44 48 50
Выручка от реализации, тыс. руб. 70 72 68 65 80 75 78
Задача 10. На основании данных таблицы по затратам на производство продукции и ее объ-емам определить путем корреляционного анализа уравнение связи, описываемое прямо-линейной зависимостью y(x) =а x + b, коэффициенты корреляции и детерминации, объяс-нить их экономический смысл.
Таблица 6
№ п/п Затраты на произ-водство, тыс. руб. Объем произ-водства, тыс. руб. № п/п Затраты на про-изводство, тыс. руб. Объем произ-водства, тыс. руб.
1 120 62 7 200 70
2 130 63 8 270 77
3 150 65 9 280 78
4 140 64 10 250 75
5 180 68 11 200 71
6 200 70 12 180 67
Задача 11. Уравнение связи, описывающее зависимость фондоотдачи от степени изношен-ности основных средств, имеет вид
где y(x) – фондоотдача, руб./руб.;
х – степень изношенности основных производственных фондов, %.
Дать экономическую интерпретацию этой зависимости и определить резерв роста фондоотдачи, если степень изношенности основных фондов снизится с 45 до 35%.
Тема 6. Методика факторного анализа
Решить задачи
Задача 4.
На основании приведенных данных запишите факторную модель фонда заработной платы и рассчитайте влияние факторов на изменение его суммы всеми известными Вам способами. Сформулировать выводы.
Таблица 3
показатель Прошлый год Отчетный год отклонение
+ / - %
Объем производства, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел/час 40 42
Оплата труда за 1 чел/час, руб. 20 25
Фонд заработной платы, тыс.руб. 4000 4725
Задача 5.
Создайте факторную систему объема валовой продукции, находящейся в функциональной зависимости от следующих показателей:
- число дней, отработанных одним работником за год (Д);
- среднечасовая выработка продукции одним рабочим (ЧВ);
- удельный вес рабочих в общей численности работающих (Уд раб.);
- средняя продолжительность рабочего дня (П);
- среднедневная выработка продукции одним рабочим (ДВ);
- среднегодовая численность рабочих (ЧР);
- среднегодовая выработка продукции одним рабочим (ГВ).
Задача 6. Преобразовать методом расширения аналитическую формулу
ГВ = ВП / Ч,
где ГВ – годовая выработка (производительность труда);
ВП – валовая продукция за год;
Ч – среднесписочная численность персонала,
таким образом, чтобы она отражала зависимость производительности труда от фондоотдачи и фондовооруженности.
Задача 7. Методом сокращения преобразовать аналитическую формулу
Фо = ВП / ОПФ,
где Фо – фондоотдача основных производственных фондов;
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
таким образом, чтобы она отражала взаимосвязь среднегодовой выработки о
таким образом, чтобы она отражала взаимосвязь среднегодовой выработки одного рабочего и фондовооруженности труда.
Задача 8. На основании данных таблицы определить способом относительных разниц влия-ние на среднегодовую выработку одного работника промышленно – производственного пер-сонала и на объем продукции изменения доли рабочих в численности промышленно-производственного персонала и среднегодовой выработки рабочего
Таблица 4
Показатель План Отчет
Среднегодовая выработка рабочего, тыс.руб. 524 544
Численности рабочих, чел. 150 140
Численность промышленно-производственного персонала, чел. 183 180
Тема 7. Методика определения резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
Решить задачи
Задача 12. Зависимость среднегодовой выработки рабочих от уровня фондовооруженности, процента изношенности оборудования, среднего тарифного разряда рабочих описывается следующим уравнением регрессии :
y(x) = 45 + 0,5x1 - 3x2 +15x3 ,
где y(x) – среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.
x1 – фондовооруженность труда, тыс. руб.;
x2 – степень изношенности основных средств, %;
x3 – средний тарифный разряд рабочего.
Использую результаты корреляционного анализа и данные приведенные в таблице опреде-лить резерв роста производительности труда и валовой продукции. Таблица 7
Показатель Отчетный период Период, следующий за отчетным
Фондовооруженность труда x1, тыс. руб. 500 550
Средний тарифный разряд рабочего x3 4,5 5,0
Численность рабочих, чел. 250 240
Задача 13. Определите резерв увеличения выпуска продукции в результате привлечения дополнительных ресурсов и эффективности их использования, применив для этого способ прямого счета и сравнения.
Таблица 8
Показатель Отчетный период Период, следующий за отчетным
Масса сырья, идущего на производство, т 5000 5640
Удельный расход сырья, кг / изделие 250 240
Задача. 14. Используя способы цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, интегральный, на основании данных табл. 14 определить резерв увеличения выпуска про-дукции в результате увеличения числа станков, времени их работы и выпуска продукции за станко-час.
Таблица 9
Показатель
Отчетный период Период, следую-щий за отчетным
Число станков, шт. 150 154
Время отработанное одним станком в год, час 13500 13675
Выпуск продукции за 1 станко-час, тыс. руб. 6,0 6,2
Кейс-задачи
Тема 4. Методология и методика экономического анализа
Кейс 1. Подзадача 1.
Построить факторную модель фондоотдачи в зависимости от влияния факторов объема валовой продукции и среднегодовой стоимости ОПФ. Рассчитать влияние этих факторов на фондоотдачу методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Объем валовой продукции 60200 73500
Среднегодовая стоимость ОПФ 25064 28896
Факторная модель представлена следующим образом:
а) ФО = ВП/ОПФ
б) ФО = ОПФ/ВП
в) ФО = ВП*ОПФ
Кейс 1. Подзадача 2.
Построить факторную модель фондоотдачи в зависимости от влияния факторов объема валовой продукции и среднегодовой стоимости ОПФ. Рассчитать влияние этих факторов на фондоотдачу методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Объем валовой продукции 60200 73500
Среднегодовая стоимость ОПФ 25064 28896
К какому типу факторных моделей относится модель фондоотдачи:
а) аддитивная
б) мультипликативная
в) кратная
г) смешанная
Кейс 1. Подзадача 2.
Построить факторную модель фондоотдачи в зависимости от влияния факторов объема валовой продукции и среднегодовой стоимости ОПФ. Рассчитать влияние этих факторов на фондоотдачу методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Объем валовой продукции 60200 73500
Среднегодовая стоимость ОПФ 25064 28896
Фондоотдача изменилась за счет ∆ФОвп , ∆ФОопф .
а) ∆ФОвп = 0,60 ∆ФОопф= 0,39
б) ∆ФОвп = 0,53 ∆ФОопф= - 0,39
в) ∆ФОвп = 0,45 ∆ФОопф= - 0,22
Тема 6. Методика факторного анализа
Кейс 2. Подзадача 1.
На основании приведенных данных определите тип модели для анализа изменения фонда заработной платы.
Показатели Прошлый период Отчетный период
Объем производства продукции, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел.-час. 40 42
Оплата труда за 1 чел.-час., руб. 20 25
Варианты ответа:
Аддитивная;
Кратная;
Мультипликативная;
Комбинированная.
Кейс 2. Подзадача 2.
Изменение фонда заработной платы, произошедшее за счет изменения объема произведенной продукции, составит ____
Показатели Прошлый период Отчетный период
Объем производства продукции, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел.-час. 40 42
Оплата труда за 1 чел.-час., руб. 20 25
Фонд заработной платы, тыс. руб. 4000 4725
Кейс 2. Подзадача 3.
Найдите соответствие между типами моделей и формами их выражения
Показатели Прошлый период Отчетный период
Объем производства продукции, шт. 5000 4500
Трудоемкость продукции, чел.-час. 40 42
Оплата труда за 1 чел.-час., руб. 20 25
Фонд заработной платы, тыс. руб. 4000 4725
Аддитивная;
Кратная;
Мультипликативная;
Комбинированная. 1. Y=(a+b)/(c+d);
2. Y=a+b+c+d+ …;
3. Y=a/b;
4. Y= a * b*c
Тема 8.Система комплексного экономического анализа
Кейс 4. Подзадача 1.
На основании приведенных данных построить факторную модель и рассчитать показатели рентабельности капитала за базисный и отчетный периоды. Рассчитать влияние факторов на рентабельности капитала методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Прибыль предприятия до налогообложения, тыс. руб. 9487 13984
Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс. руб. 49542 35552
Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб. 69523 86312
Кейс 4. Подзадача 2.
На основании приведенных данных построить факторную модель и рассчитать показатели рентабельности продаж за базисный и отчетный периоды. Определить влияние факторов на рентабельность продаж, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Прибыль предприятия до налогообложения, тыс. руб. 9487 13984
Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс. руб. 49542 35552
Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб. 69523 86312
а) ∆РПпр = 8,8 ∆РПвыр= -5,9
б) ∆РПпр = 9,5 ∆РПвыр= 12,3
в) ∆РПпр = 9,2 ∆РПвыр= 11,1
Кейс 4. Подзадача 3.
На основании приведенных данных построить факторную модель и рассчитать показатели оборота капитала за базисный и отчетный периоды. Рассчитать влияние факторов на оборачиваемость капитала методом цепной подстановки, если дано:
Показатель Базисный год Отчетный год
Прибыль предприятия до налогообложения, тыс. руб. 9487 13984
Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс. руб. 49542 35552
Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб. 69523 86312
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Тема 3. Организация и информационное обеспечение экономического анализа на предприятии
Тема 7. Методика определения резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределе-ние ролей и формирование секций,
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Задания. Подготовить доклады по результатам проведенных исследований: общая оценка финансового состояния организации, оценка финансовой устойчивости организации, анализ ликвидности баланса
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устно-го выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллектив-ные решения; закрепить лекционный материал.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Самостоятельно изучить вопросы
Тема 1. Научные основы экономического анализа
1. Научные основы экономического анализа.
2. Экономический анализ как сфера практической деятельности, как самостоятель-ная экономическая наука и как учебная дисциплина. Сущность понятий «анализ» и «син-тез», их использование в экономических науках.
3. Место и роль экономического анализа в системе управления коммерческой орга-низацией.
4. Экономический анализ в системе экономических наук. Связь экономического ана-лиза с другими науками.
Тема 2. Классификация (типология) видов экономического анализа
1. Классификация видов экономического анализа.
2. Внутрихозяйственный и сравнительный межхозяйственный экономический ана-лиз.
3. Функционально-стоимостной анализ.
4. Стратегический анализ деятельности коммерческой организации
Тема 3. Организация и информационное обеспечение экономического анализа на предприятии
1. Источники информации для анализа.
2. Порядок оформления результатов экономического анализа.
Тема 4. Методология и методика экономического анализа
1. Научный аппарат экономического анализа и его методика как совокупность спе-циальных приемов.
2. Традиционные приемы экономического анализа.
Тема 5. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
1. Экономико-математические методы (ЭММ) анализа хозяйственной деятельности.
2. Применение ЭММ в решении типовых аналитических задач.
3. Использование в экономическом анализе методов инвестиционного анализа, мар-кетингового анализа, фундаментального и технического анализа финансовых рынков.
Тема 6. Методика факторного анализа
1. Классификация факторов в экономическом анализе.
2. Инструментарий финансовых вычислений в экономическом анализе.
3. Моделирование взаимосвязей в экономическом анализе.
4. Способ пропорционального деления и долевого участия в экономическом анали-зе.
5. Способ логарифмирования в экономическом анализе.
6. Индексный способ в экономическом анализе.
7. Приемы корреляционно – регрессионного анализа.
Тема 7. Методика определения резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
1. Способы прямого счета и сравнения и их применение в подсчете хозяйственных резервов.
2. Способы абсолютных и относительных разниц и их применение в подсчете хозяй-ственных резервов.
Тема 8. Система комплексного экономического анализа
1. Рейтинговые методы анализа.
2. Система формирования экономических показателей как база комплексного эко-номического анализа.
3. История развития экономического анализа.
Задание 2. Решить самостоятельно
Задача 1. По данным таблицы постройте факторную модель материальных затрат предприятия. Используя приемлемые для данной модели способы факторного анализа, определите размер влияния факторов на изменение суммы израсходованных материалов по сравнению с базисным годом. Сформулируйте выводы.
Таблица 1
Показатели Базисный год Отчетный год Прирост
Абсолютный,
+ – Относительный, %, + –
Количество сырья, кг. 380 384
Себестоимость одного кг сырья, руб. 15,70 14,90
Материальные затраты, руб. 5966 5722
Задача 2. По данным таблицы постройте факторную модель материалоотдачи. Ис-пользуя приемлемые для данной модели способы факторного анализа, определите размер влияния факторов на изменение уровня материалоотдачи по
Таблица 2
Показатели Бизнес-план Фактический уровень Прирост
Абсолютный,
+ – Относительный, %, + –
Выручка от реализации, тыс. руб. 102660 107410
Материальные затраты, тыс. руб. 47000 47960
Материалоотдача, руб. 2,18 2,24
Задача 3. По данным таблицы постройте факторную модель зависимости прибыли от продаж от влияния соответствующих факторов. Используя приемлемые для данной модели способы, определите размер влияния факторов на изменение суммы прибыли по сравнению с планом. Сформулируйте соответствующие выводы по результатам расчетов.
Таблица 3
Показатель план факт Отклонение
+ –
Объем продажи продукции, центнеров 605 700
Цена 1 центнера проданной продукции, руб. 900 990
Себестоимость 1 центнера проданной продукции, руб. 850 905
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.
Задача 4. По данным таблицы постройте факторную модель фондоотдачи. Используя приемлемые для данной модели способы факторного анализа, определите размер влияния факторов на изменение уровня фондоотдачи по сравнению с базисным годом. Сформули-руйте соответствующие выводы по результатам расчетов.
Таблица 4
Показатели Базисный год Отчетный год Прирост
Абсолютный,
+ – Относительный, %, + –
Выручка, тыс. руб. 42820 44575
Среднегодовая стоимость основ-ных производственных фондов, тыс. руб. 46005 46890
Фондоотдача, руб. 0,93 0,95
Задача 5. По данным таблицы 5 постройте факторную модель зависимости валового сбора зерновых от влияния соответствующих факторов. Используя приемлемые для данной модели способы, определите размер влияния факторов на изменение валового сбора зерна по сравнению с планом. Сформулируйте соответствующие выводы по результатам расчетов.
Таблица 5
Показатель план факт Отклонение
+ –
Валовой сбор зерна, центнеров
Посевная площадь, га 3000 3000
Урожайность, центнеров с 1 га 19,5 25,0
Задача 6. По данным таблицы постройте факторную модель рентабельности активов предприятия. Используя приемлемые для данной модели способы факторного анализа, определите размер влияния факторов на изменение рентабельности по сравнению с базис-ным годом. Сформулируйте соответствующие выводы по результатам расчетов.
Таблица 6
Показатели Базисный год Отчетный год Прирост
Абсолютный,
+ – Относительный, %, + –
Прибыль балансовая, тыс. руб. 1048 628
Среднегодовая величина активов, тыс. руб. 17486 18746
Рентабельность активов, % 6,0 3,4
Задача 7. Используя расчетно-конструктивный метод, определить резерв снижения себесто-имости единицы продукции при следующих условиях:
фактическая себестоимость единицы продукции – 500 руб.;
фактический объем производства – 2000 шт.;
резерв снижения общей суммы затрат – 10%;
резерв увеличения производства продукции – 5%;
Дополнительные затраты из-за увеличения выпуска продукции – 30000 руб.
Использую результаты корреляционного анализа и данные, приведенные в табл.4, опреде-лить резерв роста производительности труда и валовой продукции. Таблица 7
Показатель Отчетный пери-од Период, следу-ющий за отчет-ным
Фондовооруженность труда x1, тыс. руб. 500 550
Степень изношенности основного оборудования x2, % 45 42
Средний тарифный разряд рабочего x3 4,5 5,0
Задача 8. По данным таблицы 8 определите резерв увеличения выпуска продукции в ре-зультате привлечения дополнительных ресурсов и эффективности их использования, при-менив для этого способ прямого счета и сравнения.
Таблица 8
Показатель Отчетный период Период, следу-ющий за отчет-ным
Масса сырья, идущего на производство, т 5000 5640
Удельный расход сырья, кг / изделие 250 240
Задача. 9. Используя способы цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, интегральный, на основании данных таблицы 12 определить резерв увеличения выпуска продукции в результате увеличения числа станков, времени их работы и выпуска продукции за станко-час.
Таблица 9
Показатель Отчетный период Период, следую-щий за отчетным
Число станков, шт. 150 154
Время отработанное одним станком в год, час 13500 13675
Выпуск продукции за 1 станко-час, тыс. руб. 6,0 6,2
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п