учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Барлукова О.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных этапов становления и развития рекламы; - изучение связи информационных и технических революций с развитием рекламной индустрии; - способов и принципов создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов на основе полученных знаний по дисциплине
ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
http://bgsha.ru/art.php?i=3953
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
История рекламы
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Протореклама как исторически сложившийся набор коммуникативных приемов (ОПК-3).
2. Первая информационная революция в культуре (ОПК-3).
3. Первобытные предметные и изобразительные средства в социальной коммуникации (ОПК-3).
4. Вторая информационная революция в культуре (ОПК-3).
5. Способы публичного информирования и рекламирования в античный период (ОПК-3).
6. Эволюция рекламного процесса в средневековье (ОПК-3).
7. Третья информационная революция в культуре (ОПК-3) .
8. Рекламные средства эпохи западноевропейского Возрождения и Реформации (ОПК-3).
9. Рекламные средства Средневековой России (ОПК-3) .
10.Рекламные тексты в продукции первых русских типографий (ОПК-3).
11.Западноевропейская реклама на рубеже Нового времени (ОПК-3).
12.Информационно-рекламные бюро 17 – 18 века и их продукция (ОПК-3).
13. Эпоха перелома в рекламной коммуникации. Англия (ОПК-3).
14. Эпоха перелома в рекламной коммуникации. Франция (ОПК-3).
15. Эпоха перелома в рекламной коммуникации. Германия (ОПК-3).
16. Выставки как общеевропейский рекламный жанр Нового времени (ОПК-3).
17. Реклама в США как культурообразующее явление (ОПК-3).
18. Эволюция изобразительной рекламы в России 19 века (ОПК-3).
19. Реклама в российской прессе 19 – 20 веков (ОПК-3).
20.Средства культуры в рекламной деятельности на современном этапе (ОПК-3).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема: Роль рекламной коммуникации в развитии общества
Функции и формы выражения проторекламного знакового комплекса
Символизация и архитипические символы. Отличие символов от обычных знаков.
Роль проторекламы в самоидентификации личности первобытного общества.
Знаки собственности в ремесленнической проторекламе.
Отличия проторекламы от профессиональной рекламы.
Тема: Рекламные коммуникации в урбанистической культуре античности.
Урбанизация и развитие рекламной коммуникации.
Информационные центры античных городов.
Информационные революции и их роль в развитие рекламы.
Первые виды и формы рекламирования.
Охарактеризуйте специфику жанров письменной рекламы в античную эпоху.
Способы регулирования рекламы в античности.
Конфессиональная реклама в античности.
Формы изобразительной античной рекламы. Вывесочная реклама.
Устная реклама в античности. Социальная роль глашатая.
Тема: Рекламные коммуникации в «символической вселенной» средневековья.
Главные периоды западноевропейского Средневековья.
Развитие института глашатаев в средние века.
Отличия институциональной и фольклорной рекламы.
Ярмарки и их роль в формировании системы коммерческих коммуникаций в период Средневековья.
Влияние цеховой организации труда ремесленников на развитие рекламы.
Административное регулирование и саморегулирование рекламных коммуникаций в рамках средневековых корпораций.
Формы письменной рекламы и ее распространение в средние века.
Эволюция рекламного процесса в период позднего Средневековья. Развитие жанров вербальной письменной рекламы.
Тема: Новое время рекламы – начало процесса институционализации.
Индустриальная революция – стимул интенсификации рекламного процесса. Реклама в прессе.
Рекламное творчество Джона Данлэпа.
XIX в. – «золотое время» газетно-издательского дела в Америке.
Появление рекламных агентств в Америке. Организаторы первых рекламных агентств – Уолни Палмер, Джон Хупер.
Политико-экономический подъем в США после Гражданской войны – новый этап развития американской рекламы.
Послевоенный рост рекламного рынка.
Общественный протест против лживой и неэтичной рекламы на рубеже XIX -XX вв.
Появление социальной рекламы в начале XX в.
Государственное и негосударственное регулирование рекламы.
Деятельность Военно-рекламного совета в годы Второй мировой войны.
Послевоенная реклама: маркетинговый подход в решении проблемы сбыта товаров широкого потребления.
Тема: Институционализация рекламы
Понятие институционализации
Реклама как социальный институт
Особенности институционализации рекламы в России и за рубежом
Тема: Стилевые особенности русской рекламы.
Элементы российской проторекламы.
Институциональная устная реклама на Руси: деятельность царских глашатаев - вестников.
Изобразительные жанры российской проторекламы.
Ведущие направления фольклорной устной рекламы: рекламное творчество коробейников, стационарных зазывал и ярмарочная реклама.
Тема: Стилевые особенности русской рекламы конца Х1Х – начала и середины XX вв .
Изобразительные жанры российской рекламы.
Развитие печатной рекламы в России.
Плакатная реклама в России на рубеже XIX - XX вв. Ведущие направления российского рекламного плаката по объектам рекламирования: торгово-промышленное, социально-политическое и духовное (зрелища, выставки, книги).
Советский период развития отечественной рекламы.
Тема: Становление «новой российской рекламы» конец ХХ в. – нач. XXI в
Глобальные тенденции развития современной рекламы.
Социальная ответственность рекламистов и саморегулирование рекламной сферы.
Перечень дискуссионных тем
Тема: Рекламные коммуникации в «символической вселенной» средневековья.
1. Взаимодействие рекламы и религии в Средневековье
2. Вклад Средневековья в рекламные технологии
Перечень кейс-задач
Тема: Рекламные коммуникации в урбанистической культуре античности
Задание. Прочтите отрывки из римских сатир и романа «Сатирикон» Петрония и ответьте на вопрос: какие признаки указывают на то, что они описывают рекламную деятельность периода античности?
А) Посмотришь, как громогласно лжец отпирается, как он уверен:
Солнца лучами божится он твердо, тарпейским перуном,
Грозным Марса копьем, прорицателя киррского луком;
Он побожится стрелой и колчаном Охотницы-девы,
Даже трезубцем твоим, Нептун, Эгея родитель;
Лук Геркулеса он вспомнит, прибавит и дротик Минервы —
Словом, все то, что хранят небеса в оружейной палате.
Если же он и отец, то:
«Съесть мне бедную, — скажет, —
Голову сына, сварив ее в уксусе александрийском».
Тема: Новое время рекламы – начало процесса институционализации.
Задание. Перед вами плакат с карманного календаря 1987 г. с социальной рекламой бережливости. Представьте, что вы проводите рекламную кампанию на эту тему.
Создайте небольшой рекламный текст, соответствующий идее лозунга, чтобы его можно было использовать как вариант журнальной рекламы в рамках данной рекламной кампании. Объем текста - семь предложений.
Какие еще виды рекламной продукции вы стали бы использовать? Предложите два - три макета.
Комплект тестовых заданий
1. Розеттский камень (196 г. до н.э.) – это:
А) базальтовая плита с высеченным на камне декретом мемфисского жреца в честь Птолемея V;
Б) плита с лозунгом из знаменитого донесения Юлия Цезаря сенату: «Veni,
vidi, vici» (Пришел, увидел, победил).
2. Текст на Розеттском камне записан:
А) древнеегипетскими иероглифами;
Б) демотическим письмом;
В) в греческом переводе.
3. Розеттский камень найден:
А) в античных Помпеях - городе, погибшем в 79 г. до н.э. под лавой Везувия - французским ученым Шампильоном;
Б) при раскопках античного г. Херсонеса (территория современного Крыма);
В) в Египте во время военной экспедиции Наполеона
4. Историк Плутарх рассказывает о поступке знаменитого афинского ваятеля Фидия. Создавая статую Афины Парфенос, он вырезал на ее щите сражение с амазонками и себя самого в виде старика, поднявшего камень обеими руками. Такое поведение:
А) сочли примером для подражания ваятели эпохи Возрождения;
Б) сочли святотатством, но граждане полиса смирились;
В) осудили, а Фидия отвели в тюрьму, где он умер от болезни или от яда.
5. В «Истории» Геродота зафиксировано событие из греко-персидских войн VI в до н.э. Полководец Фемистокл велел вырезать на камнях слова: «Ионяне! (греческая диаспора в Малой Азии) вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков…. Это образец:
А) политической проторекламы
Б) престижной проторекламы
В) ремесленнической проторекламы
6. В правление Деметрия Фалерского в Афинах (317 – 307 до н.э.) граждане воздвигли 360 статуй, представляющих его верхом или на колесницах. Это образец:
А) политической проторекламы;
Б) престижной проторекламы;
В) саморекламы.
7. Раз в пять лет в середине лета в Афинах происходило всенародное празднество. Самым торжественным моментом было шествие на Акрополь. Всадники двигались на конях, в процессии (помпе) шли воины и атлеты, жрецы и знатные люди. Девушки под звуки музыкальных инструментов высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений и яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине. Глашатаи громко славили богиню:
А) Афродиту, богиню любви;
Б) Афину Парфенос, богиню воительницу, покровительницу мудрости и ремесел;
В) Деметру, богиню земли и плодородия.
8. Жезл, принадлежность вестника богов Меркурия и атрибут наиболее привилегированных глашатаев в древнегреческих полисах:
А) амулет;
Б) кадуцей;
В) штамп.
9. Древние стены античного г. Херсонеса (территория современного Крыма) выложены из каменных блоков, помеченных:
А) древнеегипетскими иероглифами;
Б) девизами и заклятиями;
В) фирменными значками каменотесов, относящихся к концу V в до н.э.
10. В античном городе профессиональными носителями рекламного слова стали:
А) кадуцеи;
Б) глашатаи.
11. В Афинском полисе магистрат выделял должность блюстителя порядка на рыночной площади, который в том числе следил и за общей пристойностью устной рекламы- это:
А) астином;
Б) агораном.
12. В Римском государстве, Юлий Цезарь, будучи консулом, задумал и реализовал протогазету- это:
А) «Acta senates». На специально выбеленной территории выводились черной краской последние решения сената;
Б) «Acta diurna populi romani» - «Повседневные дела римского народа»;
13. Градоначальники Рима издавали эдикты, регламентирующие рыночную торговлю и ведение судопроизводства в торговых спорах – это:
А) астиномы;
Б) курильные эдилы.
14. После окончания Гражданской войны в Римском государстве Юлий Цезарь отпраздновал 5 триумфов, четыре из них в течение одного месяца. В понтийском триумфе среди прочих предметов несли лозунг из знаменитого донесения сенату:
А) «Пришёл, увидел, убил»;
Б) «Пришёл, увидел, победил»;
В) «Пришёл, увидел, убедил».
15. В античной культуре:
А) отсутствовало регулирование рекламного процесса со стороны властей;
Б) присутствовало регулирование рекламного процесса со стороны властей.
16. В античной культуре :
А) отсутствовала самореклама;
Б) присутствовала самореклама.
17. К античности восходят истоки следующих рекламных жанров:
А) вывеска;
Б) афиша;
В) предвыборная реклама;
Г) рекламная акция.
18. Титул императора ( от лат. - повелевать), который носили римские полководцы во время войны, он стал носить постоянно. Он раздавал римское гражданство. В честь него устраивались жертвоприношения и игры. Он добился от сената ряда других титулов и привилегий, звания «отец отечества», звания понтифика (жрец). На монетах чеканили его портрет. Он поддержал Клеопатру VII (в переводе с греч. – «славная по отцу») в ее борьбе за трон с ее братом и супругом Птолемеем XIV. Их с Клеопатрой сын, Цезарион, был убит по приказу Октавиана.
А) Марк Антоний;
Б) Гай Юлий Цезарь;
В) Марк Туллий Цицерон.
19. Римский политический деятель, оратор и писатель, республиканец. Сначала его отрубленную голову выставили на ораторской трибуне форума, а затем ставили во время пира на стол.
А) Марк Антоний;
Б) Гай Юлий Цезарь;
В) Марк Туллий Цицерон.
20. Римский полководец, в 37 г. до н.э. женился на египетской царице Клеопатре. После объявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций покончил жизнь самоубийством. Троих детей, его и Клеопатры, взяла на воспитание Октавия, сестра Октавиана и разведенная жена полководца.
А) Марк Антоний;
Б) Гай Юлий Цезарь;
В) Марк Туллий Цицерон.
Тема: Реклама в западноевропейском средневековом обществе
1. В период Раннего Средневековья ярмарки возникали:
А) в крупных городских центрах;
Б) в окрестностях крупного почитаемого монастыря.
2. Профессиональные объединения глашатаев во Франции известны с периода Развитого Средневековья
А) с XII века;
В) с XIV века.
3. В 1258 г. король Франции Филипп Август издал ордонанс:
А) запрещающий вступление глашатаев в корпорацию.
Б) требующий обязательного вступления глашатаев в корпорацию.
4. Это была очень почетная должность, так как она не только обеспечивала ритуальный порядок турниров рыцарей-феодалов, но и соблюдение сложной внутрисословной иерархии при комплектовании групп состязающихся:
А) глашатаи;
Б) герольды.
5. В жизнь Лондона на протяжении XIV –XV вв. входят написанные от руки краткие объявления, начинавшиеся латинским оборотом, который переводится «если кто»:
А) «si guis»;
Б) play bills;
В) posters.
6. Процедура оповещения окрестных феодалов о предстоящем турнире и о числе участников, о степенях благородства, а также об имущественной состоятельности бойцов называлась:
А) геральдикой;
Б) блазонированием.
7. Королевским распоряжением их обязывали ставить клеймо на свои изделия, таким образом, самая ранняя документальная запись о средневековом торговом знаке в Англии относится к:
А) кузнецам;
Б) изготовителям бутылок;
В) хлебопекам.
8. Мастера, производившие бумагу, на своих изделиях ставили водяной знак, свидетельствующий о месте ее изготовления. Узор, который запечатлевался в структуре бумажного листа и становился видным на просвет:
А) эмблема;
Б) филигрань.
9.Первыми профессиональными объединениями в средневековой Европе, вырабатывавшими свой устав и создававшими свои отличительные знаки были:
А) купеческие гильдии;
Б) ремесленнические цехи.
10. Ведущими эмблемами первых профессиональных объединений в средневековой Европе были:
А) святые - покровители данной местности или данного семейства;
Б) животные;
В) орудия труда;
Г) продукты труда.
11. Эти мастера уже в начале XIV в. ставили на изделиях свою фамилию, так как их продукция ценилась в Константинополе.
А) немецкие бумагоделы;
Б) итальянские бумагоделы;
В) немецкие сапожники;
Г) итальянские кузнецы.
12. Водяные знаки бумагоделов были чрезвычайно разнообразны. В Германии мастера предпочитали изображать:
А) ангела с крестом;
Б) венок;
В) шлем, знамя;
Г) свинью.
13 В Италии XIV в. бумагоделы любили изображать:
А) ангела с крестом;
Б) венок;
В) шлем, знамя;
Г) свинью.
14. И сегодня личные пометы строителей, не поддающиеся расшифровке - зигзаги, полукруги, полуэллипсы – различимы:
А) в готических соборах Франции;
Б) в романских замках Франции.
А) пожеланиями;
Б) девизами;
В) заклятиями.
16. Клейтоны или кленоды – это:
А) эмблемы цеха, вышитые на камзолах или плащах состоятельных мастеровых;
Б) знак, который обязан был ставить подмастерье на своих изделиях.
17. Донаторы – это:
А) люди, оплатившие церковный заказ, включенные в сюжеты священных картин;
Б) заказчики или строители католического храма;
В) дарители или заказчики украшающего храм произведения.
18. В эпоху Возрождения находит свое выражение такая грань личностной демонстративности. Донаторы полностью переключают на себя внимание зрителей в картинах на сюжеты из Священной истории:
А) «Троица» Мазаччо;
Б) «Мадонна бургомистра Мейера» Ганса Гольбейна Младшего.
19. Расцвет «гравюрной коммуникации» происходит в XV-XVI веках:
А) в Италии - на пике Возрождения;
Б) в Германии – на пике Реформации.
20. Мастера «гравюрной коммуникации»:
А) Мазаччо;
Б) Альбрехт Дюрер;
В) Лукас Кранах.
21.В эпоху Возрождения находит свое выражение такая грань личностной демонстративности. Донаторы стремились быть изображенными на полотнах рядом с почитаемыми святыми из Священной истории. Первоначально включение донаторов в сюжет картины осуществлялось сдержанно:
А) такова «Троица» Мазаччо;
Б) такова «Мадонна бургомистра Мейера» Ганса Гольбейна Младшего.
1. Реклама: определение понятия, категории объектов рекламы.
2. Истоки рекламной деятельности. Протореклама.
3. Реклама в Античном обществе.
4. Развитие рекламной деятельности в западноевропейской средневековой культуре.
5. Роль изобретения печати в развитии рекламного процесса. Формирование новых жанров рекламы.
6. Развитие западноевропейской рекламы (Англия, Франция, Германия) XVIII – XIX вв.
7. Развитие североамериканской рекламы XVIII – XIX вв. Рекламные новации в Америке середины ХIХ в.
8. Развитие американской рекламы XIX - ХХ вв. Первые рекламные агентства. Великие рекламисты и новаторы.
9. Теория и практика рекламной деятельности в книге К. Хопкинса «Научная реклама».
10. Тенденции развития американской рекламы к. ХХ – н. XXI вв.
12. Концепция уникального торгового предложения (Р. Ривз).
13. Концепция позиционирования: содержание и основные принципы (Дж. Траут, Э. Райс).
14. Элементы российской _проторекламы. Характеристика основных видов древнерусской рекламы (формы рекламы: устная, изобразительная) до XIX в.
15. Развитие печатной и других форм рекламы в России XVIII – XIX вв. Специфика основных видов рекламы, распространенных в дореволюционной России.
18. Отечественная реклама в период правления советской власти (1921 – 1984 гг.).
20. Реклама новой России (1985 – 1990 гг.).
21. Институционализация отечественной рекламы
22. Основные институциональные циклы отечественной рекламы
23. Институционализация зарубежной рекламы
24. Основные институциональные циклы зарубежной рекламы
25. Стилевые особенности русской рекламы
26. Стилевые особенности русской рекламы конца Х1Х – начала и середины XX вв
27. Становление «новой российской рекламы» конец ХХ в. – нач. XXI в
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п