учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 9
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: расширение и углубление в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков по ведению бухгалтерского учета в формате цифровой экономики; развитие знаний, умений, навыков применять цифровые технологии для управления процессами и данными системы бухгалтерского учета в формате цифровой экономики; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в использовании информационных, справочно-правовых систем и современных технологий автоматизированной обработки информации для организации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета в формате цифровой экономики
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Комплект заданий для практических работ,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для деловой игры «Доклад и дискуссия»,
Кейс-задачи,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся,
Комплект тестовых заданий
Цифровой бухгалтерский учет
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.14 Цифровой бухгалтерский учет
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите два и более вариантов ответа). В условиях цифровой экономики система бухгалтерского учета становится (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) результатом внедрения цифровых технологий
б) комплексной информационной технологией
в) источником ценного ресурса
г) цифровым информационным пространством
Правильный ответ: б
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Структурная архитектура синтетических и аналитических позиций структурированного плана счетов состоит из (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) 4 укрупненных уровней детализации
б) 3 укрупненных уровней детализации
в) 5 укрупненных уровней детализации
г) 7 укрупненных уровней детализации
Правильный ответ: б
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Неоклассическая структура организации бухгалтерского учета представляет собой (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) регулирование практической деятельности бухгалтера
б) единую триаду теории, методологии и практики
в) теорию и методологию бухгалтерского учета
г) совокупность методологии и практической области бухгалтерского учета
Правильный ответ: б
Задание 4 (выберите два и более вариантов ответа). В цифровой экономике теория бухгалтерского учета призвана (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) фиксировать возможные появления новых экономических законов и принципов в экономических отношениях
б) фиксировать возможные появления новых экономических законов
в) фиксировать возможные появления новых принципов в экономических отношениях
г) нет правильного ответа
Правильный ответ: а
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Основой структурированного рабочего плана счетов является соответствующая структура (ПЦК-1 ИД-1,2,3)
а) счетов, субсчетов
б) счетов, субсчетов, аналитических позиций
в) счетов, аналитических позиций
Правильный ответ: б
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Для практической области бухгалтерского учета развитие цифровой экономики – это (ПЦК-1 ИД-1,2,3)
а) введение документов в правовое поле
б) совершенствование автоматизации учетных технологий
в) логическая структуризация учетного процесса
г) методология построения распределенных баз данных
Правильный ответ: б
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Макет структурированного плана счетов имеет (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) 4 модуля
б) 6 модулей
в) 3 модуля
г) 2 модуля
Правильный ответ: б
Задание 8 (выберите вариант ответа). Учетная политика при цифровизации экономики учитывает (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) определение структуры управления организации
б) формирование рабочего плана счетов
в) «виртуализацию» бизнес-среды
г) международные стандарты финансовой отчетности
Правильный ответ: в
Задание 9 (выберите вариант ответа). Бихевиористический бухгалтерский учет – это (ПЦК-1 ИД-1,2,3)
а) поведенческий бухгалтерский учет
б) ситуационный бухгалтерский учет
в) профессиональное суждение бухгалтера
г) бухгалтерский управленческий учет
Правильный ответ: а
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Транзакция устойчива (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Транзакция неделима (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Успешное хеджирование зависит от (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) от степени корреляции наличных и фьючерсных
б) от степени корреляции наличных цен
в) от степени корреляции фьючерсных цен
г) нет правильного ответа
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Основная цель бихевиористического бухгалтерского учета – это (ПЦК-1 ИД-1,2,3)
а) определение влияния информационного содержания переданного сообщения на поведение бухгалтера
б) определение релевантности информации
в) составление и представление определенного вида отчетности
г) собственный ответ
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 14 (Установите соответствие). Установите соответствие между способами построения плана счетов (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
Способ построения плана счетов Содержание способа
а) иерархическое построение 1) предусматривает последовательное изложение номенклатуры синтетических счетов, объединенных в групп
б) матричное построение 2) иерархия счетов имеет шифры по определенным признакам, одинаковые признаки позволяют объединять (агрегировать) одинаковую информацию из разных счетов
в) линейное построение 3) соблюдается последовательность выделения более мелких объектов из более крупных
г) фасетное построение 4) все счета делятся на классы и группы, в которых выделяются подклассы, группы счетов и сами счета
Правильный ответ: а-3, б-4, в-2, г-1
Задание 15 (Установите соответствие). Установите соответствие между названием и содержанием цифровых активов (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
Название цифрового актива Содержание цифрового актива
а) социальная активность 1) это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения
б) франшиза 2) способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений и навыков, норм и правил поведения, общения
в) токен 3) партнерство, по которому владелец бизнеса дает другому предпринимателю право использовать свой бренд
г) франчайзинг 4) цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют
Правильный ответ: а-2, б-3, в-4, г-1
Задание 16 (Установите соответствие). Установите соответствие между понятием и его экономическим содержанием (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
Понятие Экономическое содержание
а) транзакция 1) Исследование систем определения уровня платежеспособности, запаса платежеспособности, показателей надежности и качества, используемых платежных и расчетных систем
б) хеджирование 2) последовательность взаимосвязанных действий
в) реинжиниринг 3) управление рисками
г) инжиниринг 4) фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов
Правильный ответ: а-2, б-3, в-4, г-1
Задание 17 (Установите соответствие). Установите соответствие между понятиями традиционных инструментов хеджирования и их экономическим содержанием (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
Понятие Экономическое содержание
а) форварды 1) финансовые транзакции, которые предусматривают временный обмен активами между сторонами
б) фьючерсы 2) договора между двумя сторонами о купле-продаже актива в будущем по цене, согласованной сегодня
в) опционы 3) договора о покупке или продаже активов по заранее установленной цене в определённый момент будущего
г) свопы 4) дают их владельцам право, но не обязательство, купить (call-опцион) или продать (put-опцион) актив по определенной цене
Правильный ответ: а-2, б-3, в-4, г-1
Задание 18 (Установите последовательность событий). Установите последовательность этапов принятия управленческих решений (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
а) анализ проблемой ситуации
б) организация реализации решения
в) выбор решения
г) выявление и описание проблемной ситуации
д) формулировка решения
Правильный ответ: 1-г, 2-а, 3-д, 4-в, 5-б
Задание 19 (вставьте пропущенные слова). В модель «Цепочка ценности» М. Портера не входит (ПЦК-1 ИД-1,2,3) ___________________________________________________________________________
а) материально-техническое обеспечение деятельности предприятия
б) производственные процессы
в) маркетинг и продажи
г) изменение налоговых ставок
Правильный ответ: г
Задание 20 (вставьте пропущенные слова). К этапам конкурентного анализа не относится (УК-6 ИД-1, ПКС-5 ИД-1, 2)_______________________________________________________________
а) локализация процесса исследования рынка
б) определение потенциальных возможностей роста
в) анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ
г) анализ производства и реализации продукции
Правильный ответ: г
Задание 21 (Установите соответствие). Установите соответствие между группой факторов, влияющих на прибыль и их составом (ПЦК-1 ИД-1,2,3)
Группы факторов, влияющих на прибыль Факторы, влияющие на прибыль
а) внешние факторы 1) стоимость произведенной продукции, скорость оборота капитала, средняя величина активов, сфера деятельности предприятия, масштаб деятельности
б) внутренние факторы 2) состояние рынка, цены и тарифы на топливо, энергию, регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; система налогообложения; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; объем и качество природных ресурсов, предоставленных обществом
3) энергетическая мощность предприятия, отраслевая принадлежность, влияние инфляционных процессов, характер хозяйственных связей с партнерами, эффективность стратегии управления активами
4) объем и качество проданной продукции, товаров; политика ценообразования на предприятии; уровень себестоимости и других затрат; уровень организации труда и производства; уровень образования и квалификации кадров; технический уровень производственных фондов
Правильный ответ: а-2, б-4
Задание 22 (вставьте пропущенные слова). Бихевиористический бухгалтерский учет – это (ПЦК-1 ИД-1,2,3) __________________________________________________________
а) поведенческий бухгалтерский учет
б) ситуационный бухгалтерский учет
в) профессиональное суждение бухгалтера
г) бухгалтерский управленческий учет
Правильный ответ: а
а) неделима
б) делима
Правильный ответ: а
Задание 24 (Установите соответствие). Установите соответствие между процессом планирования и управления при принятии управленческих решений и действиями, включенными в эти процессы (ПЦК-1 ИД-1,2,3):
Процессы Действия
а) Процесс планирования при принятии управленческих решений 1) определение целей
Б) Процесс управления при принятии управленческих решений 2) выбор из набора альтернативных действий
3) сравнение фактических и запланированных результатов
4) корректирование выявленных отклонений от плана
Правильный ответ: а-3, б-1
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25 (Кейс-задание) (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Начальный оператор иммунизационного производного балансового отчета представлен разделами бухгалтерского баланса (в тыс. руб.): I «Внеоборотные активы» – 41646, II «Оборотные активы» – 432833, III «Капитал и резервы» – 182591, IV «Долгосрочные обязательства» – 224, V «Краткосрочные обязательства» – 291664. За учетный период осуществлены следующие факты хозяйственной жизни: выявлена дебиторская задолженность на сумму 45 тыс. руб., поставить на учет условное обязательство в сумме 640 тыс. руб., недостача материалов на сумму 70 тыс. руб., получены проценты по выданным займам в размере 50 тыс. руб. Посчитайте скорректированный баланс и скорректированные чистые активы
Правильный ответ: I «Внеоборотные активы» – 41646, II «Оборотные активы» – 4333498, III «Капитал и резервы» – 182571, IV «Долгосрочные обязательства» – 864, V «Краткосрочные обязательства» – 291709, ЧА = 1255
Задание 26 (Кейс-задание). Коммерческая организация при определении результата хозяйственной деятельности применяет метод безубыточности (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Точка безубыточности определяется графическим методом. Организация планирует себестоимость реализованной продукции 2000000 руб., в том числе постоянные затраты – 400000 руб., переменные затраты – 75% от объема реализации. Рассчитайте самостоятельно объем реализации.
Правильный ответ: 320000 руб.
Задание 27 (решите самостоятельно). Коммерческая организация при определении результата хозяйственной деятельности применяет метод безубыточности (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Точка безубыточности определяется графическим методом. Организация планирует получить в следующем году прибыль в размере 75000000 руб. Суммарные годовые постоянные затраты – 180000000 руб. Переменные затраты на единицу продукции составляют 250 руб. ожидаемый объем продаж – 800000 ед. Требуется определить цену, по которой необходимо продавать продукцию, используя метод безубыточности. При этом иметь в виду, что конкурент единственный и продает такую продукцию по цене 450 руб. за единицу.
Правильный ответ: 433 руб.
Задание 28 (Кейс-задание). Организация занимается производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Руководство организации выдало задание менеджеру по продажам - составить бюджет себестоимости продаж (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Отправной точкой для бюджета себестоимости продаж является бюджет продаж. К настоящему моменту имеются данные, необходимые для составления бюджета себестоимости реализованной продукции: запасы готовой продукции на начало периода – 64,0 тыс. руб., затраты материалов – 514,0 тыс. руб., затраты труда – 1200 тыс. руб. Составьте бюджет себестоимости реализованной продукции, рассчитав предварительно недостающие данные.
Правильный ответ: 13912 тыс. руб.
Задание 29 (решите самостоятельно). Доход на безрисковый актив равен 2%, акции компании «Юг» составляют 1,5%, а рыночная норма дохода – 12%. (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Определите, чему равна ожидаемая норма доходности на акции компании «Юг». Какова ожидаемая стоимость акции, если ее текущая цена 50 долл.?
Правильный ответ: норма доходности на акции составляет 3,7%, ожидаемая стоимость акции – 51 долл.
Задача 30 (решите самостоятельно). Имеются два варианта вложения капитала. Установлено, что при вложении капитала в мероприятие А получение прибыли в сумме 25 тыс. руб. имеет вероятность 0,6, а в мероприятие Б - получение прибыли в сумме 30 тыс. руб. имеет вероятность 0,4. (ПЦК-1 ИД-1,2,3). Определить: а) ожидаемое получение прибыли от вложения капитала; б) вероятность наступления события объективным и субъективным методами.
Правильный ответ: а) 27 тыс. руб.; б) 0,53
Перечень вопросов к зачету
1. Сущность и содержание цифровой экономики
2. Правовые основы цифровой экономики
3. Технологические уклады
4. Этапы развития цифровой экономики
5. Отличительные особенности цифровой экономики
6. Составляющие цифровой экономики
1. Подходы к цифровой трансформации экономики
2. Информационные технологии в цифровой экономике
3. Цифровая безопасность
4. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики
5. Риски и проблемы цифровой экономики
6. Цифровые стратегии в мире
7. Пути развития цифровой экономики
9. Цели и задачи развития цифровой экономики в России
10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: цели, целевые и дополнительные показатели
11. Направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
12. Нормативное регулирование цифровой среды (ПКС-1, ПКС-4)
13. Показатели реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
14. Бухгалтерский учет как микроэкономическая модель цифровой экономики
15. Организация бухгалтерского учета в зависимости от типа организаций
16. Учетная политика, учитывающая «виртуализацию» бизнес-среды
17. Цифровой актив как принципиально новый объект бухгалтерского учета
18. Понятие транзакции
19. Транзакции и ценообразование
20. Расчет себестоимости транзакции
21. Транзакции как основа для разработки программных продуктов для поддержки системы учета и управления бизнесом
22. Транзакционные системы учета и планирования бизнеса
23. Понятие трансакции
24. Технология трансакционного учета
25. Понятие инжиниринговой бухгалтерии
26. Экономические признаки, характерные для инжиниринговой бухгалтерии
27. Инжиниринговые элементы
28. Инструменты инжиниринговой бухгалтерии и их классификация
29. Единое информационное поле инжинирингового финансового учета
30. Объекты и процессы инжиниринговой бухгалтерии
31. Методология использования инструментов инжиниринговой бухгалтерии в системе трансакционного учета
32. Трансакционный учет платежеспособности экономического субъекта
33. Понятие хеджирования
34. Хеджируемые статьи
35. Инструменты хеджирования
36. Правила учета операций хеджирования
37. Понятие бихевиористического бухгалтерского учета
38. Основные задачи бихевиористического бухгалтерского учета
39. Бихевиористический финансовый учет
40. Бихевиористический налоговый учет
41. Бихевиористический управленческий учет
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Введение в цифровую экономику
1. Определение цифровой экономики
2. Технологические уклады
3. Этапы развития цифровой экономики
4. Отличительные особенности цифровой экономики
5. Составляющие цифровой экономики
6. Отрасли цифровой экономики
7. Подходы к цифровой трансформации экономики
8. Информационные технологии в цифровой экономике
9. Цифровые стратегии в мире
Тема. Цифровая экономика Российской Федерации
1. Цели и задачи развития цифровой экономики в России
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: цели, целевые и дополнительные показатели
3. Показатели реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Тема. Организация и методология бухгалтерского учета в цифровой экономике
1. Бухгалтерский учет как микроэкономическая модель цифровой экономики
2. Организация бухгалтерского учета в зависимости от типа организаций
Тема. Транзакционный учет
1. Понятие транзакции
2. Транзакции как основа для разработки программных продуктов для поддержки системы учета и управления бизнесом
3. Транзакционные системы учета и планирования бизнеса
Тема. Трансакционный учет и инжиниринговая бухгалтерия
1. Понятие трансакции
2. Технология трансакционного учета
3. Понятие инжиниринговой бухгалтерии
4. Инструменты инжиниринговой бухгалтерии и их классификация
5. Единое информационное поле инжинирингового финансового учета
6. Объекты и процессы инжиниринговой бухгалтерии
7. Методология использования инструментов инжиниринговой бухгалтерии в системе трансакционного учета
8. Трансакционный учет платежеспособности экономического субъекта
1. Понятие хеджирования
2. Правила учета операций хеджирования
Тема. Бихевиористическая учетная парадигма
1. Понятие бихевиористического бухгалтерского учета
2. Бихевиористический финансовый учет
3. Бихевиористический налоговый учет
4. Бихевиористический управленческий учет
Комплект заданий для практических работ
Тема. Организация и методология бухгалтерского учета в цифровой экономике
Задание. Оформить учетную политику, учитывающую «виртуализацию» бизнес-среды:
а) предприятие традиционного уклада, имеющее бизнес и активы в «оффлайновом» мире, но активно использующее современные технологии в качестве своей инфраструктуры»
б) организация, «реализующая продукцию исключительно через виртуальные каналы и осуществляющая контакт со своим потребителем только через виртуальную витрину»
в) «виртуальное предприятие»
Тема. Транзакционный учет
Задание. Используя данные Отчета о производстве, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК) годового отчета сельскохозяйственной организации: осуществить оценку затрат и ценообразования; рассчитать цену продукции по транзакционному принципу; рассчитать себестоимость транзакции
Тема. Учет операций хеджирования
Задание 1. На 20 февраля текущего года СПК «Колхоз «Искра» планирует закупку оборудования стоимостью 100000 долл. Ожидается, что платеж по этой операции будет осуществлен 31 июля текущего года. Для того чтобы нивелировать риск, связанный с изменением курса доллара США к рублю в течение периода до срока платежа, организация заключает форвардный контракт с банком на покупку 100000 долл. за рубли по фиксированному курсу 65,0 руб. за 1 долл. сроком исполнения 31 июля текущего года. Данная операция позволяет СПК «Колхоз «Искра», исполнив форвардный контракт и выплатив полученную сумму в долларах США поставщику оборудования, по сути зафиксировать общую сумму предстоящих платежей в размере 6500000 руб. Если к 31 июля текущего года курс доллара США к рублю увеличится до 65,5 руб. за 1 долл., то организация выплатит поставщику оборудования 6550000 руб. Однако увеличение рублевого эквивалента суммы к выплате на 50000 руб. будет скомпенсировано прибылью по форвардному контракту в том же размере, и чистая сумма к выплате с учетом форвардного контракта составит 6500000 руб.
C момента заключения форвардного контракта и до приобретения оборудования на каждую отчетную дату бухгалтер СПК «Колхоз «Искра» отражает по нему доходы и расходы в составе капитала. Для расчетов используется форвардный курс доллара США, определенный на основе биржевых котировок фьючерсов на доллар США с соответствующей датой исполнения. При составлении отчетности за 1-й квартал текущего года стоимость форвардного контракта определяется с использованием форвардного курса доллара США на 31 марта текущего года с датой исполнения 31 июля текущего года.
31 июля текущего года бухгалтер отразит приобретение оборудования и произведет дооценку форвардного контракта.
В данном случае хеджируемые денежные потоки не оказывают влияния на финансовый результат.
1. Определить объект хеджирования, инструмент хеджирования, хеджируемый риск, справедливую стоимость форвардного контракта
2. Отразить на счетах бухгалтерского учета вышеуказанные факты хозяйственной жизни
Задание 2. ООО «БурятКонсервПром» хеджирует справедливую стоимость запасов моркови с помощью фьючерсного контракта на продажу. Первоначальная стоимость запасов – 200000 тыс. руб. При переоценке фьючерсного контракта по биржевым котировкам вариационная маржа, подлежащая перечислению брокеру или бирже, оказалась равна 15000 тыс. руб.
1. Определить справедливую стоимость фьючерсного контракта, текущую рыночную стоимость запасов, чистый доход
2. Отразить на счетах бухгалтерского учета вышеуказанные факты хозяйственной жизни
Тема. Бихевиористическая учетная парадигма
Задание. Составить программу: бихевиористического бухгалтерского финансового учета; бихевиористического бухгалтерского управленческого учета; бихевиористического бухгалтерского налогового учета
Кейс-задачи
Тема. Трансакционный учет и инжиниринговая бухгалтерия
Задание. В учетной политике ООО «БурятКонсервПром» прописано отражение трансакционных издержек на отдельном счете 27 «Трансакционные издержки» с разбивкой их по субсчетам
Таблица 1 – Состав и характеристика трансакционных издержек
Вид издержек Характеристика издержек Связь с объемом производства
Трансакционные издержки, возникающие до совершения сделки
Издержки поиска информации затраты времени и ресурсов, которые необходимы для ведения поиска Переменные
издержки
потери, связанные с неполнотой и несовершенством информации
Издержки ведения переговоров затраты, связанные м проведением переговоров, заключением и оформлением контрактов Переменные
издержки
Трансакционные издержки совершения и осуществления сделки
Издержки измерения и контроля затраты на измерение техники и на проведение измерения Переменные
издержки
затраты на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны сделки от ошибок измерения
потери от ошибок измерения
Издержки спецификации и защиты прав собственности расходы на содержание судов. Арбитража, государственных органов Условно-постоянные
издержки
затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав
потери от плохой спецификации и ненадежной защиты
Трансакционные издержки, имеющие постконтрактный характер
Издержки «оппортунистического» поведения связаны с недобросовестным поведением, нарушающим условия сделки или нацеленным на получение односторонних выгод в ущерб партнеру:
потери эффективности Переменные
издержки
затраты, необходимые для ограничения «оппортунистического» поведения
Издержки «политизации» издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций Условно-постоянные
издержки
трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия
Таблица 2 – Аналитический учет по счету 27 «Трансакционные издержки»
Номер и наименование
субсчета Что отражается по дебету счета
27-1 «Поиск клиентов» затраты на сбор и обработку информации, оплата информационных и консультационных услуг, затраты на обеспечение средств связи (телефон. интернет) и др.
27-2 «Проведение
переговоров» стоимость проведения переговоров, представительские расходы
27-3 «Подготовка
контракта» оплата юридических и консалтинговых услуг
27-4 «Контроль и
измерение» у покупателя (а также при импорте): затраты на экспертизу качества принимаемого товара
у поставщика (а также при экспорте): затраты на отгрузку отправляемого товара
27-5 «Исполнение
условий контракта» у покупателя (а также при импорте): транспортно-экспедиторские расходы по доставке товара до склада, затраты на приемку груза, затраты за пользование программными средствами по переводу денежных средств поставщику
у поставщика (а также при экспорте): транспортно-экспедиторские расходы по отгрузке и доставке товара
27-6 «Таможенное оформление грузов» затраты на оплату налогов, таможенных пошлин и сборов (при экспортно-импортной деятельности)
27-7 «Восстановление нарушенных прав» затраты на содержание железнодорожных вагонов, автотранспорта, судов, арбитража, затраты времени на восстановление нарушенных прав
За учетный период в ООО «БурятКонсервПром» были осуществлены следующие факты хозяйственной жизни:
- отражены расходы на услуги связи (акт по услугам связи № 257, дата совершения операции – 11.01.текущего года) – 4000 руб.
- начислена заработная плата работникам, осуществлявшим проведение переговоров (расчетно-платежная ведомость № 1 от 25.01. текущего года) – 30000 руб.
- списана стоимость используемых на выставке открыток и брошюр на рекламные расходы (бухгалтерская справка № 14 от 23.02. текущего года 8) – 3000 руб.
- списаны представительские расходы (бухгалтерская справка № 15 от 24.02.2018) – 6000 руб.
- учтена стоимость юридических услуг по составлению контракта (договор № 457-МА от 05.02. текущего года) – 20000 руб.
- отражены расходы по доставке товара на станцию отправления (счет № 61 от 27.02. текущего года) – 9000 руб.
За этот же период были заключены контракты:
- № 359-М на сумму 350000 руб., в том числе трансакционные издержки составили 72000 руб.
- № 15-TQ на сумму 240000 руб., в том числе трансакционные издержки составили 58000 руб.
- № 78-СТ на сумму 295000 руб., в том числе трансакционные издержки составили 60000 руб.
Необходимо:
1. Отразить произведенные расходы и списать трансакционные издержки в существующей практике и с применением счета 27 «Трансакционные издержки»
2. Составить карточку учета трансакционных издержек
3. Рассчитать бюджетную ставку по контрактам
Составить смету трансакционных издержек
Перечень дискуссионных тем и вопросов для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Тема. Введение в цифровую экономику
1. США – «Облачная стратегия», 2009
3. Германия – «Индустрия 4.0.», 2011
Китай – «Интернет плюс», 2015
Тема. Организация и методология бухгалтерского учета в цифровой экономике
1. Цифровая среда развития бухгалтерского учета
2. Перспективы развития бухгалтерской профессии в условиях цифровой экономики
3. Взгляды ученых на направления развития бухгалтерского учета в цифровой среде
4. Развитие видов бухгалтерского учета в условиях цифровой экономики
5. Развитие объектов и методов бухгалтерского учета в цифровой экономике
6. Цифровой актив как принципиально новый объект бухгалтерского учета
Тема. Бихевиористическая учетная парадигма
2 Бихевиористические подходы к бухгалтерскому учету: зарубежный опыт
3. Бихевиористический подход в решении основных задач бухгалтерского учета
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Введение в цифровую экономику
1. Сущность и содержание цифровой экономики
2. Технологические уклады
3. Этапы развития цифровой экономики
4. Отличительные особенности цифровой экономики
5. Составляющие цифровой экономики
6. Отрасли цифровой экономики
7. Подходы к цифровой трансформации экономики
8. Информационные технологии в цифровой экономике
9. Цифровые стратегии в мире
Тема. Цифровая экономика Российской Федерации
1. Цели и задачи развития цифровой экономики в России
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: цели, целевые и дополнительные показатели
3. Нормативное регулирование цифровой среды
4. Направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
5. Показатели реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Тема. Организация и методология бухгалтерского учета в цифровой экономике
1. Бухгалтерский учет как микроэкономическая модель цифровой экономики
2. Организация бухгалтерского учета в зависимости от типа организаций
Тема. Транзакционный учет
1. Понятие транзакции
2. Транзакции как основа для разработки программных продуктов для поддержки системы учета и управления бизнесом
3. Транзакционные системы учета и планирования бизнеса
Тема. Трансакционный учет и инжиниринговая бухгалтерия
1. Понятие трансакции
2. Технология трансакционного учета
3. Понятие инжиниринговой бухгалтерии
4. Инструменты инжиниринговой бухгалтерии и их классификация
5. Единое информационное поле инжинирингового финансового учета
6. Объекты и процессы инжиниринговой бухгалтерии
7. Методология использования инструментов инжиниринговой бухгалтерии в системе трансакционного учета
8. Трансакционный учет платежеспособности экономического субъекта
Тема. Учет операций хеджирования
1. Понятие хеджирования
2. Правила учета операций хеджирования
Тема. Бихевиористическая учетная парадигма
1. Понятие бихевиористического бухгалтерского учета
2. Бихевиористический финансовый учет
3. Бихевиористический налоговый учет
4. Бихевиористический управленческий учет
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины и подготовить конспекты по литературным источникам
Тема. Введение в цифровую экономику
1. Правовые основы цифровой экономики
2. Риски и проблемы цифровой экономики
3. Цифровая безопасность
4. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики
5. Пути развития цифровой экономики
Тема. Цифровая экономика Российской Федерации
1. Место России в мировых рейтингах развития информационно-коммуникационных технологий
Тема. Организация и методология бухгалтерского учета в цифровой экономике
2. Цифровой актив как принципиально новый объект бухгалтерского учета
Тема. Транзакционный учет
1. Транзакции и ценообразование
2. Расчет себестоимости транзакции.
Тема. Трансакционный учет и инжиниринговая бухгалтерия
1. Экономические признаки, характерные для инжиниринговой бухгалтерии
2. Инжиниринговые элементы
Тема. Учет операций хеджирования
1. Хеджируемые статьи
2. Инструменты хеджирования
Тема. Бихевиористическая учетная парадигма
1. Основные задачи бихевиористического бухгалтерского учета
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п