учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: - научиться осуществлять патоморфологическую диагностику болезней животных и птиц;
- сопоставлять патологоанатомические изменения с клиническим проявлением заболеваний;
- приобрести знания, необходимые для разрешения вопросов, которые могут быть поставлены органами
следствия, суда и прокуратуры при вынесении постановления о назначении судебно ветеринарной экспертизы и
правовой защиты ветеринарных специалистов
Задачи: - научиться осуществлять патоморфологическую диагностику болезней животных и птиц;
- сопоставлять патологоанатомические изменения с клиническим проявлением заболеваний;
- приобрести знания, необходимые для разрешения вопросов, которые могут быть поставлены органами
следствия, суда и прокуратуры при вынесении постановления о назначении судебно ветеринарной экспертизы и
правовой защиты ветеринарных специалистов
ОПК-5: Способен оформлять специальную документацию, анализировать результаты профессиональной деятельности и представлять отчетные документы с использованием специализированных баз данных;
Знать:
современное программное обеспечение, базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
Уметь:
применять новые информационные технологии для решения поставленных задач в своей профессиональной деятельности, работать со специализированными информационными базами данных
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
навыки работы с операционной системой, с текстовыми и табличными процессорами, с системами управления базами данных, с информационно-поисковыми системами в Интернете
:
ИД-2 Не знает и не понимает обеспечение, базовые системные программные продукты
ИД-3 Не знает и не понимает современные и пакеты прикладных программ.
ИД-4 Не знает и не понимает современное программное обеспечение, базовые системные программные
продукты и пакеты прикладных программ
ИД-2 Частично знает и не понимает обеспечение, базовые системные программные продукты
ИД-3 Частично знает и не понимает современные и пакеты прикладных программ.
ИД-4 Частично знает и не понимает современное программное обеспечение, базовые системные
программные продукты и пакеты прикладных программ.
ИД-2 В целом знает и не понимает обеспечение, базовые системные программные продукты
ИД-3 В целом знает и не понимает современные и пакеты прикладных программ.
ИД-4 В целом знает и не понимает современное программное обеспечение, базовые системные
программные продукты и пакеты прикладных программ.
ИД-2 В совершенстве знает и не понимает обеспечение, базовые системные программные продукты
ИД-3 В совершенстве знает и не понимает современные и пакеты прикладных программ.
ИД-4 В совершенстве знает и не понимает современное программное обеспечение, базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
:
ИД-2 Не умеет работать со специализированными информационными базами данных
ИД-3 Не умеет применять новые информационные технологии
ИД-4 Не умеет применять новые информационные технологии для решения поставленных задач в своей
профессиональной деятельности, работать со специализированными информационными базами данных
умеет использовать современное программное обеспечение.
ИД-2 Частично умеет работать со специализированными информационными базами данных
ИД-3 Частично умеет умеет работать со специализированными информационными базами данных
ИД-4 Частично умеет применять новые информационные технологии для решения поставленных задач в
своей профессиональной деятельности, работать со специализированными информационными базами
данных.
задач умеет использовать современное программное обеспечение.
ИД-2 В совершенстве умеет работать со специализированными информационными базами данных
ИД-3 В совершенстве умеет умеет работать со специализированными информационными базами данных
ИД-4 В совершенстве умеет применять новые информационные технологии для решения поставленных
задач в своей профессиональной деятельности, работать со специализированными информационными
базами данных.
ИД-2 В совершенстве умеет использовать базовые системные программные продукты
ИД-3 В совершенстве умеет использовать современные пакеты прикладных программ.
ИД-4 В совершенстве умеет использовать современное программное обеспечение, базовые системные
программные продукты и пакеты прикладных программ.
:
ИД-2 Не владеет навыками работы с текстовыми и табличными процессорами.
ИД-3 Не владеет навыками работы с системами управления базами данных.
ИД-4 Не владеет навыками работы с информационно-поисковыми системами в Интернете.
ИД-2 Частично владеет навыками работы с текстовыми и табличными процессорами.
ИД-3 Частично владеет навыками работы с системами управления базами данных.
ИД-4 Частичновладеет навыками работы с информационно-поисковыми системами в Интернете.
ИД-2 В целом владеет навыками работы с текстовыми и табличными процессорами.
ИД-3 В целом владеет навыками работы с системами управления базами данных.
ИД-4 В целом владеет навыками работы с информационно-поисковыми системами в Интернете.
ИД-2 В совершенстве владеет навыками работы с текстовыми и табличными процессорами.
ИД-3 В совершенстве владеет навыками работы с системами управления базами данных.
ИД-4 В совершенстве владеет навыками работы с информационно-поисковыми системами в Интернете
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Введение. Учение о смерти-танатология
приспособительных процессов.
болезней органов дыхания. Патоморфология болезней
органов пищеварения и брюшины.
Патоморфология болезней нервной системы.
Патоморфология болезней обмена веществ и
эндокринных органов.
отравлений растительными и минеральными ядами.
Патоморфология отравления некоторыми лекарственными
веществами. Патоморфология отравления
антикоагулянтами крови.
Введение. Учение о смертитанатология
обмена веществ.
восстановительных и
приспособительных процессов
лимфообращения
Патоморфология болезней
сердечно-сосудистой и
кроветворных систем.
Патоморфология болезней
органов дыхания.
Патоморфология болезней
органов пищеварения и
брюшины
органов мочеполовой системы.
Патоморфология болезней
нервной системы.
Патоморфология болезней
обмена веществ и эндокринных
органов
Патоморфология отравлений
растительными и минеральными
ядами. Патоморфология
отравления некоторыми
лекарственными веществами.
Патоморфология отравления
антикоагулянтами крови.
Введение. Учение о смерти-танатология
приспособительных процессов
задачи
сердечно-сосудистой и кроветворных систем.
Патоморфология болезней органов дыхания.
Патоморфология болезней органов
пищеварения и брюшины
мочеполовой системы. Патоморфология
болезней нервной системы. Патоморфология
болезней обмена веществ и эндокринных
органов.
Патоморфология отравлений растительными
и минеральными ядами. Патоморфология
отравления некоторыми лекарственными
веществами. Патоморфология отравления
антикоагулянтами крови
Принципы патолого-анатомической диагностики
бактериальных болезней, протекающих с картиной
септицемии, септикотоксемии и локальными поражениями
в органах и тканях на примере сибирской язвы, рожи
свиней, диплококковой септицемии
лептоспироза телят.
туберкулеза животных и птиц
болезней. Патоморфология чумы свиней, африканской
чумы свиней, чумы крс, и птиц. Болезнь Ньюкасла.
бешенства, злокачественной катаральной горячки,
инфекционного энцефаломиелита
млекопитающихи птиц.
Инфекционный пустулезный вульвовагитнит.
Инфекционный ларинготрахеит
Особенности патоморфологии болезней, вызванных
зктопаразитами (саркоптоз, гиподерматоз).
Особенности патоморфологии болезней, вызванных
простейшими и гельминтами (пироплазмоз, кокцидиоз,
фасциолез, диктиокаулез КРС). Протозоонозы
болезней.
Принципы патологоанатомической диагностики
бактериальных болезней,
протекающих с картиной
септицемии, септикотоксемии и
локальными поражениями в
органах и тканях на примере
сибирской язвы, рожи свиней,
диплококковой септицемии
болезней.
Принципы патологоанатомической диагностики
бактериальных болезней,
протекающих с картиной
септицемии, септикотоксемии и
локальными поражениями в
органах и тканях на примере
сибирской язвы, рожи свиней,
диплококковой септицемии
болезни. Патоморфология
туберкулеза животных и птиц.
вирусных болезней.
Патоморфология чумы свиней,
африканской чумы свиней, чумы
крс, и птиц. Болезнь Ньюкасла
инфекции на примере бешенства,
злокачественной катаральной
горячки, инфекционного
энцефаломиелита.
инфекции. Ящур,оспа
млекопитающихи птиц.
Инфекционный ринотрахеит.
Инфекционный пустулезный
вульвовагитнит. Инфекционный
ларинготрахеит.
болезней.
Особенности патоморфологии
болезней, вызванных
зктопаразитами (саркоптоз,
гиподерматоз).
Особенности патоморфологии
болезней, вызванных
простейшими и гельминтами
(пироплазмоз, кокцидиоз,
фасциолез, диктиокаулез КРС).
Протозоонозы
болезней.
Особенности патоморфологии
болезней, вызванных
зктопаразитами (саркоптоз,
гиподерматоз).
Особенности патоморфологии
болезней, вызванных
простейшими и гельминтами
(пироплазмоз, кокцидиоз,
фасциолез, диктиокаулез КРС).
Протозоонозы
Принципы патолого-анатомической
диагностики бактериальных болезней,
протекающих с картиной септицемии,
септикотоксемии и локальными поражениями
в органах и тканях на примере сибирской язвы,
рожи свиней, диплококковой септицемии
поросят, лептоспироза телят.
Патоморфология туберкулеза животных и
птиц.
диагностики вирусных болезней.
Патоморфология чумы свиней, африканской
чумы свиней, чумы крс, и птиц. Болезнь
Ньюкасла.
примере бешенства, злокачественной
катаральной горячки, инфекционного
энцефаломиелита.
Ящур,оспа млекопитающихи птиц.
ринотрахеит. Инфекционный пустулезный
вульвовагитнит. Инфекционный
ларинготрахеит
Особенности патоморфологии болезней,
вызванных зктопаразитами (саркоптоз,
гиподерматоз).
Особенности патоморфологии болезней,
вызванных простейшими и гельминтами
(пироплазмоз, кокцидиоз, фасциолез,
диктиокаулез КРС). Протозоонозы
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Средства для индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов (ВАРО).
3. Средства для текущего контроля
Патологическая анатомия животных
2) охватывает все разделы дисциплины
освоения дисциплины (модуля)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Дисциплина:Патологическая анатомия животных
1. Определение дистрофии. Механизм дистрофических процессов. Виды дистрофии.
2. Патоморфология пневмонии. Причины, виды, морфологическая характеристика.
3. Контагиозная плевропневмония лошадей.
4. Особенности морфологического проявления воспаления в фило и онтогенезе.
5. Патоморфология острого и хронического расширения сердца.
6. Патоморфология пуллороза (тифа) птиц.
7. Понятие о некрозе, некробиозе. Изменения ядер, цитоплазмы межуточных веществ при некрозе.
8. Цели и задачи вскрытия. Составные элементы протокола вскрытия животных и птиц.
9. Особенности патоморфологического проявления и принципы патологоанатомической диагностики паразитарных
болезней.
10. Теоретические и методологические основы современной патологической анатомии.
11. Патоморфология миоглобинурии лошадей.
12. Патоморфология чумы крупного рогатого скота.
13.Амилоидоз тканей и органов (причины, гистологическая и гистохимическая характеристика, морфологические
проявления).
14. Патоморфологическая характеристика авитаминоза «А» у животных.
15. Патоморфология сапа лошадей.
16. Агония. Понятие о клинической и биологической смерти.
17. Последовательность, методика исследования, описание органов и тканей при вскрытии трупов животных.
18. Патоморфология холеры, (пастереллёза) кур.
19. Клеточные диспротеинозы (причины, виды, морфологическая характеристика.
20. Методы уничтожения и утилизации трупов сельскохозяйственных животных.
21. Патоморфология гриппа (инфлюэнца свиней).
22. Классификация экссудативного воспаления, Морфологическая характеристика геморрагического воспаления лёгких.
23. Патоморфология токсической дистрофии печени.
24. Ринотрахеит крупного рогатого скота.
25. Классификация белковой дистрофии. Морфологическая характеристика зернистой дистрофии.
26. Патоморфология гастритов.
27. Патоморфология паратифа свиней..
29. Патоморфология плевритов (виды, их характеристика.
30. Патоморфология диплококковой септицемии.
31. Полная регенерация (реституция), неполная регенерация (субституция), закономерности и условия, влияющие на ход
регенерации.
32. Кетозы молочных коров (этиология, патогенез, патоморфология и диагностика).
33. Патоморфология инфекционной анемии лошадей.
34. Гиалиноз тканей и органов (причины, морфологическая характеристика и гистохимическая характеристика гиалина).
35. Патоморфология нефрозов..
36. Патоморфология лептоспироза.
37. Современное состояние учения об этиологии и патогенезе опухолей.
38. Травматический перикардит (причины, характеристика, исход).
39. Патоморфология листериоза.
40. Правила взятия и фиксации патологического материала для гистологического исследования.
41. Органопатологическая болезнь (ненозологическая форма), определение, особенности их морфологического
проявления и принципы патологоанатомической диагностики.
42. Патоморфология перипневмонии крупного рогатого скота.
43. Патоморфология механической непроходимости желудочно-кишечного тракта (завороты, грыжи, инвагинация,
выпадения, обтурация).
44. Патоморфология беломышечной болезни.
45. Патоморфология рожи свиней.
46. Морфологическая характеристика диффузного и очагового продуктивного воспаления.
47. Морфологическая характеристика артериосклероза и атеросклероза.
48. Патоморфология чумы собак.
49. Материал и методика патологоанатомического исследования.
50. Патоморфология крупозной пневмонии.
51. Патоморфология бешенства у сельскохозяйственных животных.
52. Атрофия (причины, виды, морфологическая характеристика).
53. Общие правила и личная гигиена при вскрытии трупов животных.
54. Патоморфология некробактериоза.
55. Морфологическая характеристика нарушения обмена гликопротеидов.
56. Патоморфология алиментарной дистрофии.
57. Патоморфология оспы дифтерии птиц.
58.Нарушение обмена хромопротеидов. Морфологическая и гистохимическая характеристика гемоглобиногенных
пигментов.
59. Оборудование помещений для вскрытия трупов животных.
60. Патоморфология злокачественной катаральной горячки.
61. Определение, классификация и морфологическая характеристика. гемоглобиногенных хромопротеинозов..
62. Морфологическая характеристика лимфаденитов.
63. Патоморфология ящура сельскохозяйственных животных.
64. Кровоизлияние. Причины, классификация, исход.
65. Циррозы печени (классификация и патоморфология).
66. Патоморфология пастереллёза.
67.Основные компоненты воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация) и их морфологическая характеристика.
68. Патоморфология отравлений животных поваренной солью.
69. Респираторный микоплазмоз телят.
70.Нарушение обмена цитоплазматического жира (причины, классификация, микроскопическая характеристика).
71.Заключительная часть протокола вскрытия трупов (составные элементы, их определение и принцип построения).
72. Патоморфология сибирской язвы.
73. Смерть общая. Причины смерти. Понятие о танатогенезе.
74. Алиментарная остеодистрофия (этиология, патогенез и патоморфология).
75. Патоморфология болезней Марека.
76. Морфологическая характеристика гипертрофии и гиперплазии различных органов и тканей.
77. Патоморфология острой и хронической катаральной бронхопневмонии.
78. Патоморфология эмфизематозного карбункула.
79. Значение патологической анатомии в понимании сущности болезней.
80. Патоморфология диспепсии телят.
81. Патоморфологияинфекционногоэнцефаломиелита лошадей.
82. Общая характеристика строения, роста, внешнего вида опухолей.
83. Патоморфология острого расширения желудка у лошадей.
84. Патоморфология оспы овец.
85. Патоморфологическая характеристика фибринозного воспаления слизистых покровов.
86. Патоморфология перикардитов.
87. Патоморфология инфекционного ларинготрахеита кур.
88. Общие патологические процессы (определение, виды, и их значение для понятия сущности болезней).
патологоанатомической диагностики.
90. Патоморфология чумы свиней.
91. Изменения в органах и тканях (лёгкие, почки ,печень, селезенка, слизистые оболочки, кожа ) при венозной
гиперемии.
92 . Патоморфология тимпании рубца жвачных.
93. Патоморфология болезни Ауески.
94. Морфологическая характеристика гнойного воспаления (абсцесс, его разновидности, флегмона).
95. Патоморфологияалиментарнойкетонурии суягных овец.
96. Патоморфология колибактериоз.
97. Патоморфология воспалительного процесса (определение, развитие, течение, исход воспаления).
98. Патоморфология рахита и остеомаляции.
99. Патоморфология туберкулёза сельскохозяйственных животных.
100. Морфологическая характеристика серозного воспаления в различных органах.
101. Эндемическая остеодистрофия (этиология, патогенез и патоморфология).
102. Лейкозы, их морфологическая характеристика, сходство и отличие от опухолей.
103. Нарушение обмена нуклеопротеидов. Морфологические проявления диатеза и подагры.
104. Эндемический зоб (этиология, патогенез и патоморфология).
105. Патоморфология паратифа телят.
Перечень вопросов к зачету по патологической анатомии:
1. Что изучает патологическая анатомия?
2. Трупные признаки (определение, характеристика).
3. Что такое агония, клиническая смерть, биологическая смерть?
4. Что такое атрофия?
5. Дайте классификацию атрофии.
6. Какова патологоанатомическая картина органов при атрофии?
7. Чем выражаются гистологические изменения при атрофии?
8. Определение и классификация диспротеинозов.
9. Макрокартина органов при зернистой дистрофии?
10. Классификация внеклеточных диспротеинозов.
11. Чем характеризуется гиалиновая дистрофия? Патогенез и исход гиалиноза.
12. Что такое амилоидная дистрофия? Причины, механизм развития амилоидоза.
13. Какие пигменты относятся к эндогенным? Перечислите и охарактеризуйте их.
14. Какие пигменты относятся к экзогенным? Макро- микрокартина.
15. Каково различие между жировой инфильтрацией и жировой декомпозицией?
16. Понятие о рахите, остеомаляции и фибринозной дистрофии и их морфологическая характеристика.
17. Что такое конкременты? Причины их образования. Состав, величина, форма и где их можно обнаружить? Как
классифицируют камни?
18. Что такое некроз? Классификацию некрозов, макро- и микрокартина.
19. Гистологические изменения в клетках при некрозе.
20. Что такое воспаление? Какие существуют компоненты воспалительной реакции и их морфологическое проявление.
21. Классификация воспалений, на каком принципе она построена.
22. Виды экссудативного воспаления, как они проявляются морфологически?
23. Что такое продуктивное воспаление? Чем оно отличается от других видов воспалений, какие его виды?
24. Дайте макро- и микрокартину катарального, геморрагического и гнойного экссудата.
25. . Что такое альтерация?
26. Характерные микроскопические признаки геморрагического воспаления.
27. В чем отличие продуктивного воспаления от альтеративного?
28. Дайте характеристику серозно-воспалительной водянки.
29. Чем проявляется экссудация при воспалении?(
30. Что изучает органопатология?
31. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями асфиксии?
32. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями эксикоза?
33. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями истощения?
34. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями сердечно-сосудистой
недостаточности?
35. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями шокового состояния.
36. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных, павших с явлениями токсикоза?
37. Этиология, морфологическая характеристика травматического перикардита.
38. Этиология, пат.картина атрофии мозга.
39. Определение, этиология, пат.картина отека легких.
40. Определение, этиология, пат.картина язвы желудка.
41. Дайте классификацию пневмоний в зависимости от характера распространения, характера воспаления, течения.
42. Определение, этиология, классификация, пат.картина эмфиземы легких.
43. Определение, этиология, классификация, пат.картина ателектаза легких.
45. Определение, этиология, классификация, пат.картина механических колик.
Вопросы для самостоятельной работы обучающихся
1. Патоморфологическая диагностика бактериальных болезней. Сибирская язва. Сепсис.
2.Патоморфология рожи.
3.Пастереллезы.
4.Сальмонеллезы: телят, поросят, жеребят, собак, водоплавающих птиц.
5 Патоморфология эмкара.
6.Злокачественный отек. Брадзот овец.
7.Нейротропные вирусные инфекции.
8. Болезнь Ауески. Бешенство. Инфекционный энцефаломиелит.
9.Злокачественная катаральная горячка к.р.с.
10.Дерматропные вирусные инфекции. Ящур.
11.Оспа млекопитающих и птиц.
12. Везикулярная эктима овец и коз.
13.Инфекционные респираторные болезни.
14.Вирусная пневмония.
15. Респираторный микоплазмоз.
16. Вирусный ринотрахеит.
17.Парагрипп.
18. Перипневмония крупного рогатого скота
19.Вирусные болезни птиц. Грипп и болезнь Ньюкасла.
20.Инфекционный ларинготрахеит кур
.21. Болезнь Марека.
22.Чума птиц
Вопросы текущего контроля:
1. Роль патологической анатомии, как науки.
2. Материал и методы патоморфологического исследования.
3. Как отличить прижизненные повреждения от посмертных?
4. Перечислите признаки трупного разложения.
5. В чем сущность аутолиза?
6. Перечислите морфологические признаки атрофии.
7. Перечислите морфологические признаки дистрофии.
8. Какова макрокартина органа при зернистой дистрофии?
9. Какие морфологические признаки характерны для некроза?
10. Что такое гангрена, ее морфологические признаки?
11. Какие исходы возможны при атрофии и дистрофии?
12. Что такое дистрофическое обызвествление и известкование метастазы, чем они отличаются друг от друга?
13. Что такое некроз? Его морфологическое проявление.
14. В чем отличие сухой гангрены от сухого некроза?
15. Классификация дистрофий, их морфологическое проявление?
16. Что такое доброкачественный и злокачественный гной?
17. Что такое кровотечение и кровоизлияние?
18. Как отличить тромб от посмертных сгустков крови?
19. Что такое инфаркт, его морфологическая характеристика?
20. Как регенерирует покровный и железистый эпителий?
21. Как протекает регенерация нервной ткани?
22. В чем разница между полной и неполной регенерацией?
23. Что такое воспаление?
24. В чем отличие двух форм фибринозного воспаления?
25. В чем разница между альтеративным и экссудативным воспалением?
26. Каковы разновидности гнойного воспаления?
27. Что такое альтерация?
28. Что представляет собой трансплатационный иммунитет?
29. Каково морфологическое проявление аллергии?
30. Что такое пороки развития?
31. Дайте морфологическую характеристику пороков и уродств разных видов.
32. Что такое опухоль и чем она отличается от других форм патологического разрастания тканей?
33. Как построены опухоли?
34. Какие виды атипизма знаете?
35. Чем отличаются доброкачественные опухоли от злокачественных?
36. Что изучает органопатология?
37. Что такое острое расширение сердца? Его морфологическая характеристика.
38. Чем отличаются лейкозы птиц от лейкозов млекопитающих?
40. Что такое миокардит, его морфологическая харкатеристика?
41. Морфологическая характеристика лимфоидного лейкоза КРС?
42. Что такое эмфизема и ее морфологическая характеристика.
43. Какова макро- и микрокартина катаральной бронхопневмонии?
44. Что такое отек легких?
45. Что понимают под коликами? Их морфологическая характеристика.
46. Каков механизм смерти при тимпании рубца?
47. Чем перитонит морфологически отличается от асцита?
48. Какие изменения наблюдаются при токсической дистрофии печени?
49. Определение, этиология, пат.картина геморрагического, серозного гастроэнтерита.
50. Определение, этиология, классификация, пат.картина ателектаза легких.
51. Определение, этиология, пат.картина язвы желудка.
52. Определение, этиология, пат.картина язвы желудка.
53. Что изучает органопатология?
54. Определение, этиология, классификация пат.картина нефритов.
55. Этиология морфологическая характеристика травматического перикардита.
56. Этиология, пат.картина атрофии мозга.
57. Описать патоморфологическое проявление сепсиса.
58. Что такое жемчужница (при туберкулезе)?
59. Что такое генерализованная форма туберкулеза?
60. Заболевание – паратуберкулез (общая морфологическая характеристика).
61. Опишите строение сапных узелков.
62. Как понимаете экспертизу по материалам дела?
63. Из-за чего возникают врачебные ошибки?
64. Какие требования предъявляют к судебно-ветеринарному эксперту?
65. Назовите составные части протокола патологоанатомического вскрытия.
66. При каких болезнях запрещено проводить вскрытие трупов животных?
67. Что такое трупное охлаждение, окоченение?
68. Назовите схемы описания макроскопической картины изменений в органах.
69. Как проводят экспертизу эксгумированного трупа?
70. В каких случаях назначают комиссионную судебно-ветеринарную экспертизу?
Вопросы модульного контроля:
МОДУЛЬ № 1
Перечень вопросов к модулю 1 (Дистрофия. Некрозы):
1. Что такое белковые дистрофии (диспротеинозы)?
2. Какая существует классификации белковых дистрофия?
3. Чем характеризуется зернистая дистрофия, и какие изменения при этом происходят в цитоплазме клеток и их ядрах?
4. Какова макрокартина органа при зернистой дистрофии?
5. Причины, течение и исход зернистой дистрофии?
6. Чем характеризуется гидропическая, вакуольная дистрофия и как она проявляется морфологически?
7. Причины, течение и исход гидропической (вакуольной) дистрофии.
8. Чем характеризуется гиалиново-капельная дистрофия?
9. Причины, признаки и исход гиалиново-капельной дистрофии?
10. Чем характеризуется роговая дистрофия? Понятие о гиперкератозе, паракератозе.
11. Какова классификация внеклеточных диспротеинозов?
12. Чем характеризуется гиалиновая дистрофия? Основная характеристика гиалина. Патогенез и исход гиалиноза.
13. Что такое амилоидная дистрофия? Причины возникновения амилоидоза Как откладывается амилоид в органах и
тканях и какими свойствами он обладает? Гистохимические реакции на амилоид.
14. Что такое местный и общий амилоидоз?
15. Макро- и микрокартина амилоидоза печени, почек, селезенки.Исход амилоидоза?
16. Какова классификация смешанных диспротеинозов?
17. Классификация пигментов.
18. Какие пигменты относятся к эндогенным? Перечислите и охарактеризуйте их.
19. Как проявляется нарушение обмена пигмента меланина?
20. Какие пигменты относятся к гемаглобиногенным? Охарактеризуйте их. Чем отличаются друг от друга гемосвдирин и
гематоидин?
21. Что такое желтуха и каковы ее виды? Происхождение и морфологическое проявление желтухи.
22. Какие пигменты относятся к экзогенным? Такими путями они попадают в организм? Как макро и микроскопически
проявляются и какое имеют значение для организма?
23. Что такое мочекислый диатез и подагра?
24. Чем характеризуется слизистая дистрофия, в каких тканях она протекает и как проявляется морфологически?
25. Причины и исход слизистой дистрофии?
26. Какие вида жиров встречаются в организме? Дать им краткую характеристику.
28. Каково различие между жировой инфильтрацией и жировой декомпозицией.
29. Какова макро и микрокартина жировой дистрофии печени, почек, сердца,
30. Причины и исход отдельных видов ожирения.
31. Каковы гистохимические реакции для выявления жиров?
32. Последствия жировых дистрофий.
33. Каковы виды нарушения обмена солей кальция?
34. Понятие о рахите, остеомаляции и фибринозной дистрофии и их морфологическая характеристика.
35. Что такое дистрофическое обызвествление и известкование метастазы, чем они отличаются друг от друга?
36. Причины и исход известковых дистрофий?
37. Что такое конкременты? Причины их образования. Состав, величина форма и где их можно обнаружить? Как
классифицирует камни?
38. Что такое истинные и ложные энтеролиты?
39. Каковы последствия образования камней в организме?
40. Что такое некроз?
41. Прямые, непрямые причины некрозов.
42. Что такое паранекроз?
43. В чем отличие сухой гангрены от сухого некроза?
44. Дайте классификацию некрозов.
4 5. Описать макропрепарат «анемический инфаркт почки»
46. Описать макропрепарат «Сухая гангрена кожи конечности поросенка»
47. Классификация коагуляционного некроза.
48. Описать макропрепарат «Сухая гангрена уха свиньи»
49. Гистологические изменения в клетках при некрозе.
50. Макро-микрокартина творожистого некроза.
51. Макро-микрокартина ценкеровского некроза.
МОДУЛЬ № 2
Перечень вопросов к модулю 2 (Воспаление):
1. Биологическая сущность воспаления, проблема местного и общего в понимании диалектической сущности
воспаления?
2. Что такое воспаление?
3. Каковы причины воспаления и какие факторы способствуют его развитию?
4. Какие существуют компоненты воспалительной реакции и их морфологическое проявление?
5. Какие физико-химические изменения имеют место в воспалительном очаге?
6. Каково значение иммунной реактивности организма при воспалении.
7. Классификация воспалений, на каком принципе она построена.
8. Какие существуют виды экссудативного воспаления и как они проявляются морфологически?
9. Какие существуют две формы фибринозного воспаления, и чем они отличаются друг от друга?
10. Какие различают формы серозного воспаления и какова их морфологическая характеристика?
11. Какие существуют разновидности гнойного воспаления?
12. Что такое катаральное воспаление? Чем отличается от других видов воспалений и какие его виды?
13. Какое воспаление называют геморрагическим?
14. Какое воспаление называют альтеративным?
15. Что такое продуктивное воспаление? Чем отличается от других видов воспалений и какие его виды?
16. Какие существуют специфические воспаления и какое их морфологическое проявление?
17. Исходы воспалений?
18. В каких тканях наиболее часто происходит процесс разрастания клеток при продуктивных воспалениях?
19. Что такое абсцесс, эмпиема?
20. Дайте макро-микрокартину катарального, геморрагического, гнойного экссудата.
21. Что такое доброкачественный и злокачественный гной?
22. Какие процессы более выражены при подостром и хроническом течении воспаления?
23. Какой вид имеют серозные покровы при остром серозном воспалении?
24. Как морфологически обосновать клинические признаки воспаления?
25. Характерные макроскопические признаки фибринозного экссудата?
26. Что такое альтерация?
27. Дайте характеристику серозно-воспалительной водянки.
28. Чем проявляется экссудация при воспалении?
29. что понимается под фагоцитозом при воспалении?
30. Что такое фурункул?
31. Характерные микроскопические признаки геморрагического воспаления.
32. Что такое серозный катар?
33. Что такое гранулема?
34. Что такое гнойный катар?
35. Что такое пустулёзный дерматит?
36. Классификация диффузного продуктивного воспаления.
37. Что такое буллезная форма серозного воспаления?
39. Чем отличается острое воспаление от хронического?
40. В чём отличие продуктивного воспаления от хронического?
МОДУЛЬ № 3
Перечень вопросов к модулю 3 (Органопатология)
1. Что изучает нозология?
2. Что изучает органопатология?
3. Что такое болезнь?
4. На какие группы делят патологические процессы?
5. На какие формы по течению делят болезни и на чем основывается классификация?
6. На какие группы делят болезни по комплексу общих патологических процессов.
7. Какие морфологические изменения обнаруживается у животных павших с явлениями асфиксии?
8. Какие морфологические изменения обнаруживается у животных павших с явлениями эксикоза?
9. Какие морфологические изменения обнаруживается у животных павших с явлениями истощения?
10. Какие морфологические изменения обнаруживается у животных павших с явлениями сердечно-сосудистой
недостаточности?
11. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных павших с явлениями шокового состояния?
12. Какие морфологические изменения обнаруживаются у животных павших с явлениями токсикоза?
13. Этиология, классификация, морфологическая характеристика расширения сердца.
14.Этиология морфологическая характеристика травматического перикардита.
15. Этиология, морфологические изменения острого альтеративного миокардита.
16. Этиология, пат.картина бородавчатого и язвенного эндокардита.
17. Этиология, пат.картина атрофии мозга.
18. Пат.изменения при остром негнойном энцефалите лимфоцитарного типа.
19. Определение, этиология, классификация, пат.картина эмфиземы легких.
20. Определение, этиология, классификация, пат.картина ателектаза легких.
21. Определение, этиология, пат.картина отека легких.
22. Дайте классификацию пневмоний в зависимости от характера распространения, по характеру воспаления, по
течению.
23. Пат.картина серозной, геморрагическое пневмонии.
24. Пат.картина катаральной, гнойной пневмонии.
25. Пат.картина крупозной пневмонии.
26. Определение, этиология, пат.картина альтеративной пневмонии.
27. Определение, этиология, пат.картина продуктивной пневмонии.
28. Определение, этиология, пат.картина острого, хронического катарального гастроэнтерита.
29. Определение, этиология, пат.картина геморрагического, серозного гастроэнтерита.
30. Определение, этиология, классификация, пат.картина фибринозного гастроэнтерита.
31.Определение, этиология, классификация, пат.картина продуктивного гастроэнтерита.
32. Определение, этиология, пат.картина язвы желудка.
33. Определение, клинические признаки, классификация колик.
34. Определение, классификация, патогенез и пат.картина динамических колик.
35. Определение, этиология, пат.картина паралитических колик.
36.Определение, этиология, классификация, пат.картина механических колик.
37.Определение, этиология, классификация, пат.картина колик от смешения.
38. Определение, этиология, классификация, пат.картина тромбоэмболических колик.
39. Определение, этиология, пат.картина тимпании рубца.
40. Определение, этиология, классификация нефрозов.
41. Определение, классификация, пат.картина гломерулонефрозов.
42. Определение, классификация, пат.картина тубулонефрозов.
43. Определение, этиология, классификация пат.картина нефритов.
МОДУЛЬ № 4
Перечень вопросов к модулю 4 (Патоморфология острых бактериальных заболеваний):
1. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: инфицированная рана, флегмона,
артрит, геморрагический диатез, лимфаденит – серозный,
геморрагический (сильнее региональных лимфоузлов), септическая селезенка, зернистая и жировая дистрофия печени,
почек и миокарда, серозные отеки в подкожной и межмышечной клетчатке, жидкая или рыхло свернувшаяся кровь
темно-красного цвета, желтуха?
2. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: гнойный ринит, эндометрит,
флегмона. Гнойное воспаление региональных лимфоузлов. Абсцессы в легких, печени, селезенке, почках. Гнойные
артриты, плеврит, перикардит. Геморрагический диатез. Септическая
селезенка. Зернистая дистрофия печени, почек, сердца.
3. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: геморрагический диатез.
Септическая селезенка с резким размягчением пульпы. Геморрагический лимфаденит. Зернистая дистрофия печени,
почек, миокарда. Черно-красная дегтеобразная кровь. Серозно-геморрагические отеки в подкожной, межмышечной,
околопочечной клетчатке, в брыжейке, уздечке языка. Очаговое или диффузное геморрагически-некротическое
воспаление слизистой оболочки тонкого кишечника. Геморрагический транссудат в брюшной и грудной полостях.
течении (у овец). Кровянистые истечения из ануса.
4. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: геморрагически-некротическая
ангина (тонзиллит). Геморрагически-некротическое воспаление подчелюстных и заглоточных лимфоузлов. Серозно-
геморрагический отек небной занавески, гортани, надгортанника, подкожной клетчатки подчелюстного пространства,
шеи и подгрудка. Острая венозная гиперемия и отек легких.
5. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: некроз (иногда газовая гангрена)
скелетных мышц в области раны. Серозно-геморрагический отек подкожной клетчатки в области раны. Серозное
воспаление регионарных лимфоузлов. Незначительное увеличение селезенки. Зернистая и жировая дистрофия печени,
почек, миокарда. Геморрагический транссудат в грудной и брюшной полостях. Острая венозная гиперемия и отек легких.
6. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: катарально-геморрагическое,
некротическое (эрозивно-язвенное) воспаление сычуга и тонкого кишечника, серозный отек их стенки. Серозные и
серозно-геморрагические воспаления брыжеечных, портальных и околопочечных лимфоузлов. Серозные и серозно-
геморрагические отеки и эмфизема в подкожной и межмышечной клетчатке в области головы, шеи, подгрудка, живота.
Серозно-фибринозный плеврит, перитонит, перикардит. Острая венозная гиперемия, зернистая и вакуольная дистрофия
печени, почек и миокарда. Очаговые некрозы в печени. Слабое увеличение селезенки. Кровоизлияния в слизистой
оболочке сычуга, тонкого кишечника, трахеи, бронхов, в эндокарде и эпикарде. Быстрое разложение трупа.
7. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: серозный дерматит.
Геморрагический диатез. Септическая селезенка. Серозный лимфаденит. Зернистая дистрофия и острая венозная
гиперемия печени. Серозный миокардит. Острая венозная гиперемия почек и серозно-геморрагический
гломерулонефрит. Острый катаральный гастроэнтерит. Острая венозная гиперемия и отек легких.
8. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: острый катаральный
гастроэнтерит и проктит. Гиперплазия (мозговидное набухание) пейеровых бляшек тонокого кишечника и солитарных
фолликулов толстого кишечника. Гиперплазия (мозговидное набухание) брыжеечных лимфоузлов. Геморрагический
диатез. Септическая селезенка. Зернистая и жировая дистрофия печени, почек и сердца. Милиарные гранулемы и
некрозы в печени. Катаральнофибринозная плевропневмония, гиперплазия бронхиальных и средостенных лимфоузлов.
9. Какое заболевание характеризуется следующими морфологическими изменениями: Кровоизлияния под эпи- и
эндокардом, в плевре, слизистой оболочке трахеи и бронхов. Увеличение селезенки и милиарные некрозы в ней.
Серозное воспаление брыжеечных лимфоузлов. Зернистая дистрофия печени и милиарные некрозы в ней. Острый
катаральный гастроэнтерит. Острый катаральный или
катарально-геморрагический ринит (у овец), трахеит и бронхит (у свиней). Гнойный конъюнктивит и кератит (у овец).
Острая венозная гиперемия и отек легких.
10. Описать патоморфологическое проявление сепсиса
11. Описать патоморфологическое проявление сибирской язвы у свиней
12. Описать патоморфологическое проявление рожи свиней (септическая форма)
13. Описать патоморфологическое проявление брадзота овец
14.Описать патоморфологическое проявление злокачественного отёка (раневого)
15. Описать патоморфологическое проявление сибирская язва КРС, овец, лошадей
16. Описать патоморфологическое проявление некробактериоза
17. Описать патоморфологическое проявление сепсиса (септицемии)
18. Описать патоморфологическое проявление злокачественного (послеродового) отека у коровы.
19. Описать патоморфологическое проявление септической формы рожи свиней.
20. Характеристика общих морфологических изменений при заболеваниях, протекающих с картиной септицемии.
МОДУЛЬ № 5
Перечень вопросов к модулю 5 (Патоморфология хронических инфекционных болезней):
1. Заболевание – бруцеллез у абортировавших коров
2. Заболевание – бруцеллез (абортированный плод)
3. Заболевание – бруцеллез свиней
4. Какое заболевание проявляется с картиной:
- Гнойно-катаральный эндометрит
- Гнойно-некротическое и фибринозное воспаление материнской и плодной плаценты
- Задержание последа
- Серозный воспалительный отек срамных губ и слизистой оболочки влагалища
- Интерстициальный мастит
- Серозно-гиперпластическое воспаление глубоких паховых и подвыменных лмфоузлов, абсцессы и некрозы в них.
5. Заболевание – паратуберкулез жвачных
6. Заболевание – паратуберкулез (общая морфологическая характеристика)
7. Заболевание – лептоспироз крупного рогатого скота
8. Заболевание – туберкулез (дать общую патоморфологическую характеристику заболевания)
9. Чем отличается хроническое бактериальное заболевание от осторопротекающих
10. Что такое генерализованная форма туберкулеза?
11. Опишите патоморфологические изменения в тонком отделе кишечника при паратуберкулезе
12. Опишите строение сапных узелков
13. Что такое жемчужница (при туберкулезе)?
14. Опишите изменения в легких при туберкулезе
16. Опишите основные патоморфологические изменения в органах и тканях при сапе лошадей
17. Особенности строения инфекционных гранулем при туберкулезе, сапе и бруцеллезе и их значение для
дифференциальной диагностики
18. Опишите патоморфологические изменения в печени при лептоспирозе
19. Какое заболевание проявляется с картиной:
- Милиарные, нодулярные и нодозные узлы с казеозным некрозом в легких
-Ацидозная, лобулярная и лобарная пневмония с казеозным некрозом воспаленных участков легких
- Милиарные узелки и язвы в слизистой оболочке носовой перегородки и раковин, гортани, трахеи и
бронхов
- Звездчатой формы рубцы в носовой перегородке
- Милиарные узелки с казеозным некрозом в подчелюстных, заглоточных и бронхиальных лимфоузлах.
- Язвы кожи головы, шеи, конечностей
- Милиарные узелки и крупные узлы в печени и селезенке
20. Какое заболевание проявляется с картиной:
- Субмилиарные и милиарные узелки с казеозным некрозом в лимфоидной ткани илиоцекальной области тонкого
кишечника
- Милиарные и нодулярные узелки с казеозным некрозом в печени, селезенке, костном мозге
- Множественные узлы с казеозным некрозом тонких и толстых кишок с изъязвлением слизистой оболочки
- Истощение – атрофия жира и скелетных мышц, общая анемия, кровоизлияние в грудобрюшную полость,
постгеморрагическая анемия
- Жировая дистрофия печени, ее разрыв
21. Какое заболевание проявляется с картиной:
- Хронический продуктивный энтерит
- Гиперплазия брыжеечных лимфоузлов
- Зернистая дистрофия печени, почек, сердца
- Водянка брюшной и грудной полостей и сердечной сорочки
- Гидремия
- Истощение (атрофия жира, скелетных мышц и паренхиматозных органов)
- Общая анемия
22. Заболевание – сап лошадей
23. Заболевание – туберкулез крупного рогатого скота
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Тема 1. СМЕРТЬ. ПОСМЕРТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Задача №1. При вскрытии трупа свиньи установлено,что подкожная клетчатка левой сторон диффузно и сравнительно
равномерно окрашена в красно-синеватый цвет, не бледнеющий при надавливании; поверхность разреза сочная.В
области последних ребер с левой стороны и левого маклока подкожная клетчатка светло-серая. Левое легкое окрашено
неравномерно: наряду с преобладающей темно-розовой с синюшным оттенком окраской имеются серо-белые
полосчатые участки, соответствующие топографии и форме ребер.
Сделать заключение. Назвать причины. Провести дифференциацию.
Задача №2. В брюшной полости свиньи содержится 250мл водянистой,прозрачной, бесцветной жидкости. Серозные
оболочки кишечника, брюшины - серые, гладкие, блестящие. Печень, селезенка, почки красно-коричневые, упругие,
гладкие, блестящие. У печени и селезенки края острые. Собственная капсула с почек снимается легко, граница коркового
и мозгового вещества четкая.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №3. В грудной полости теленка содержится 200мл водянистой,красноватой, прозрачной жидкости. Перикард,
реберная и легочная плевра гладкие, блестящие, с левой стороны покрасневшие.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 2. НЕКРОЗ, ГАНГРЕНА
Задача №1. В селезенке свиньи имеются два участка размером 6х4х2 см удлиненной формы, серо-желтоватого цвета, с
нечеткими краями, дряблой консистенции. На разрезе они представляют собой однородную влажную массу такого же
серо-желтого цвета.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. На коже свиньи в летнее время после хронического переболевания рожей появился сухой овальный участок
размером 16х10 см с четкими приподнятыми краями с окраской от темно-серой до черной и сухой, крошковатой
консистенции.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Тема 3. РАССТРОЙСТВО КРОВО-ЛИМФООБРАЩЕНИЯ
Задача №1. Легкие вынужденно убитого теленка размером 16х10х6 см клиновидно-дольчатой формы, со слегка
притупленными краями. Плевра гладкая, блестящая. Цвет легких равномерный, ярко-красный. Консистенция мягковатая.
Сосуды переполнены кровь. Поверхность разреза сочная. В воде слегка погружаются.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. Селезенка свиньи удлиненно-округлой формы,размеры 26х10х3 см. Края острые, капсула сухая, сморщенная,
серая.Цвет селезенки на разрезе серо-красноватый, его поверхность суховатая, рисунок сглажен.Консистенция упругая,
соскоб небольшой. Крови мало.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 4. АТРОФИЯ. ДИСТРОФИЯ
Задача №1. Средний участок пищевода коровы на протяжении 5см уже остальной части на 1,5 см в диаметре, окраска его
светлее рядом расположенных участков, стенка истончена, полупросвечивающаяся.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. Селезенка свиньи лентовидная размером 24х4х1см. Края острые. Поверхность сморщенная, консистенция
упругая, цвет серо-синеватый. На разрезе сухая, цвет светлее, чем в норме, рисунок сглажен, соскоб слабый.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 5. ВОСПАЛЕНИЕ
Задача №1. Сердце с закругленной верхушкой,небольшим нависанием стенки правого желудочка, слегка увеличено.
Окраска сердечной мышцы неравномерная, представляет собой чередование красного, серо-желтоватого и розового
цветов («тигровое сердце»). Консистенция мышцы мягкая, дрябловатая. На разрезе мышца тусклая, суховатая, рисунок
мышечных волокон нечеткий, цвет такой же, как на поверхности.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. Селезенка свиньи лентовидной формы,уменьшена в размерах, с острыми краями, упругой консистенции.
Поверхность слегка сморщенная, капсула тусклая, красно-серая. На разрезе селезенка суховатая, красно-серая, видны
тяжи, участки плотной волокнистой ткани.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №3. Диафрагмальная доля легкого клиновидно-округлая,увеличена, края притуплены, плевра гладкая, тусклая.
Цвет доли светло-красный и красный, консистенция тестообразная, мягкая. Поверхность на разрезе сочная, при
надавливании выделяется пенистая жидкость.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 6. ОПУХОЛИ
Задача №1. При осмотре туши вынужденно убитой старом коровы,длительное время подвергавшейся лечению по поводу
фибринозного мастита с последующей индурацией молочной железы.
Установлено: молочная железа увеличена, плотная, бугристая, на разрезе пористая, с наличием полостей разных форм п
размеров, в которых содержится белая жидкость. Подобная пористая ткань с белой жидкостью обнаружена в печени и
поджелудочной железе.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. При осмотре селезенки 12-летней собаки обнаружил иовально-вытянутый участок размером 5x3 см с
неровными краями и различного размера тяжами, уходящими вглубь органа. С поверхности и на разрезе эти участки
упругие, серо-розоватые, напоминающие рыбье мясо.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №3. У кошки в возрасте 15лет рога матки увеличены, стенка утолщена, бугристая, плотная. Через 2 года после
ампутации рога обнаружено уплотнение вульвы. При вскрытии вульва,влагалище, шейка матки утолщены, плотные,
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Тема.1. ПАТОМОРФОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Задача №1. На деснах,языке,внутренней поверхности щек коровы множество округлых и овальных пузырьков
диаметром от 2 до 5 мм, возвышающихся над окружающими тканями. Они содержат мутноватую, желтоватую жидкость.
На месте лопнувших пузырьков остается углубление красным шероховатым дном.
Сделать заключение. Назвать причины. Провести дифференциацию.
Тема 3. ПАТОМОРФОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И КРОВЕТВОРНОЙ СИСТЕМ
Задача №1. Сердечная сорочка утолщенная,непрозрачная,шероховатая ,в полости содержится густая серо-желтоватая
мутная масса. Эпикард шероховатый, тусклый. Между внутренними и наружнымлистками сердечной сорочки находятся
различной ширины и толщины тяжи серого цвета.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. На внутренней оболочке сердца находятся округлые наложения размером от 2 до 3 см, выступающие над
окружающими тканями, имеющие вид суховатых однородных масс серовато-красноватого цвета. При микроскопии
обнаружены нити фибрина, лейкоциты эритроциты.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
ТЕМА 4. ПАТОМОРФОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Задача №1. В грудной полости содержится 700мл светло-сероватой,слегка мутноватой водянистой жидкости. Легочная и
реберная плевра неравномерно окрашены в серо-красный цвет, тусклые, утолщенные,
местами шероховатые.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. У поросенка двухмесячного возраста верхушечные доли легких клиновидные, с острыми краями и неровной
поверхностью. Консистенция плотная, мясоподобная, цвет красно-синеватый. Поверхность разреза сухая, гладкая,
красно-синеватая, однородная. Вырезанные кусочки тонут в воде.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 5. ПАТОМОРФОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Задача №1. При вскрытии трупа коровы,длительное время страдавшей сердечной недостаточностью, обнаружено, что
мозговые оболочки окрашены в темно-красный цвет с синюшным оттенком. Крупные венозные сосуды и отходящие от
них более мелкие ответвления расширены, переполнены кровью темно- или черно-синего цвета. Венозные синусы
твердой мозговой оболочки переполнены и выступают в виде черно-синих полос и пятен. Боковые желудочки мозга
расширены, заполнены прозрачной, бесцветной жидкостью. Мягкая мозговая оболочка набухшая, разрыхленная,
влажная, блестящая, легко отделяется от мозгового вещества.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Задача №2. При вскрытии трупа внезапно павшей свиньи установлено,что мозговые оболочки
мутноватые, набухшие, мягкая мозговая оболочка разрыхлена и легко рвется, ярко красная, с
множеством мелких, четко ограниченных темно-красных участков и расширенными, переполненными
кровью сосудами.
Под паутинным и субдуральном пространствах находится слегка мутноватая, беловато-желтоватая жидкость. Эпендима
боковых желудочков гиперемированная, тусклая, отечная, с точечными кровоизлияниями. Сосудистые сплетения
переполненные, набухшие, отечные. В расширенных полостях желудочков находится такая же жидкость, как в
подпаутинном и субдуральном пространствах.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
Тема 7. ПАТОМОРФОЛОГИЯ ОТРАВЛЕНИЙ
Задача №1. В марте подсосным овцематкам дали кукурузный силос с 30г протеиновой добавки. На следующий день эти
овцематки были угнетены, у них наблюдали нарушение координации движений, судороги, отмечена атония желудочно-
кишечного тракта. Многие животные погибли. При вскрытии обнаружили острый катаральный гастроэнтерит, запах
аммиака в желудочно-кишечном тракте, гиперемию и отек легких, жировую дистрофию печени, кровь окрашена в
шоколадный цвет.
Сделать заключение.
Назвать причины.
Провести дифференциацию.
1. Роль патологической анатомии, как науки.
2. Материал и методы патоморфологического исследования.
3. Как отличить прижизненные повреждения от посмертных?
4. Перечислите признаки трупного разложения.
5. В чем сущность аутолиза?
6. Перечислите морфологические признаки атрофии.
7. Перечислите морфологические признаки дистрофии.
8. Что такое некроз? Его морфологическое проявление.
9. Что такое инфаркт, его морфологическая характеристика?
10. Что такое воспаление?
11. В чем отличие двух форм фибринозного воспаления?
12. В чем разница между альтеративным и экссудативным воспалением?
13. Что такое опухоль и чем она отличается от других форм патологического разрастания тканей?
14. Чем отличаются доброкачественные опухоли от злокачественных?
15. Что изучает органопатология?
16. Что такое острое расширение сердца? Его морфологическая характеристика.
17. Пиелонефриты и нефрозы.
18. Что изучает нозология?
19. Что такое эмфизема и ее морфологическая характеристика.
20. Какова макро- и микрокартина катаральной бронхопневмонии?
21. Чем перитонит морфологически отличается от асцита?
22. Какие изменения наблюдаются при токсической дистрофии печени?
23. Определение, этиология, классификация пат.картина нефритов.
24. Этиология морфологическая характеристика травматического перикардита.
25. Описать патоморфологическое проявление сепсиса.
26. Что такое жемчужница (при туберкулезе)?
27. Что такое генерализованная форма туберкулеза?
28. Заболевание – паратуберкулез (общая морфологическая характеристика).
29. Опишите строение сапных узелков.
30. Как понимаете экспертизу по материалам дела?
31. Из-за чего возникают врачебные ошибки?
32. Какие требования предъявляют к судебно-ветеринарному эксперту?
33. Назовите составные части протокола патологоанатомического вскрытия.
34. При каких болезнях запрещено проводить вскрытие трупов животных?
35. Что такое трупное охлаждение, окоченение?
36. Назовите схемы описания макроскопической картины изменений в органах.
37. В каких случаях назначают комиссионную судебно-ветеринарную экспертизу?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п