учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Анатомия, физиология, фармакология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Цыремпилов П.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики незаразных
патологий животных.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
ветеринарного факультета / П, Б. Цыремпилов, 0. А. Гомбоева ; М-во сел. хоз-ва РФ,
Департамент кадровой политики и образ., Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, - Улан-Удэ
: ФГБОУ ВО БГСХА, 2013, - 104 с. - Текст : электронный.
http://bqsha.ru/art.php7i
=2681
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Экзамен.
Патология животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Симптомы и синдромы. Семиотика. Диагноз и его классификация. Прогноз болезни и его
разновидности.
2. Определение габитуса. Исследование кожи и подкожной клетчатки, слизистых оболочек,
лимфатических узлов.
3. Методы исследования сердца. Исследование артерий, артериального пульса,
периферических вен и венного пульса. Определение артериального и венозного кровяного давления.
Сфигмография, флебография, артериальная осциллография.
4. Диагностика аритмий сердца. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой
системы. Синдромы сердечной и сосудистой недостаточности.
5. Исследование верхнего отдела дыхательных путей.
6. Исследование грудной клетки методом осмотра. Дыхательные движения и их нарушения.
Пальпация и перкуссия грудной клетки. Характер перкуссионного звука в области легких у здоровых
животных и его изменение при заболевании легких и плевры. Аускультация легких.
7. Дайте определение диспансеризации и назовите отличительные особенности ее от
ветеринарных обследований и текущих осмотров животных.
8. Назовите перечень клинических показателей при диспансеризации.
9. Перечислите лабораторные тесты, обязательные при диспансеризации крупного рогатого
скота, свиней, лошадей.
10. Что такое этиотропная терапия? Назовите примеры ее применения при внутренних
незаразных болезнях.
11. Дайте определение патогенетической терапии и перечислите ее основные исторические
этапы использования в ветеринарии.
12. Назовите основные черты заместительной, симптоматической и регулирующей нервно
трофические функции терапии.
13. Виды неспецифической стимулирующей терапии и сущность их действия на организм
животных.
15. Гемотерапия и серотерапия: сущность действия, формы применения, показания и
противопоказания.
16. Диетотерапия, ее виды и принципы применения.
17. Физиотерапия и формы ее применения.
18. Массаж и его виды, показания и противопоказания.
19. Основные принципы и методы применения водотермолечения (применения обливаний,
компрессов, припарок, горчичников, ингаляций, грелок).
20. Светотерапия. Действие тепловых и ультрафиолетовых лучей света на организм.
21. Способ лечебного применения ламп накаливания (Минина, соллюкс).
22. Лечебное применение гальванизации.
23. Лечебное применение токов д'Арсонваля и диатермии
24. Распространенность и классификация болезней сердечно-сосудистой системы.
25. Основные синдромы болезней сердца и сосудов.
26. Классификация болезней миокарда. Симптомы, диагностика и терапия миокардита.
27. Классификация болезней сосудов.
28. Этиология и патогенез артериосклероза. Клиническое проявление и дифференциальная
диагностика артериосклероза. Принципы терапии и профилактики артериосклероза.
29. Этиология и патогенез тромбоза сосудов.Особенности клинического проявления и
дифференциальная диагностика тромбоза сосудов. В чем заключаются терапия и профилактика
тромбоза сосудов и его осложнений?
30. Исследование органов пищеварения. Эндоскопия. Ректальное исследование. Исследование
печени, синдромы ее заболеваний. Функциональные методы исследования органов пищеварения.
31. Исследование мочеиспускания, его расстройства. Исследование почек. Функциональные
методы исследования почек. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры. Основные
синдромы болезней мочевой системы.
7
32. Исследование черепа и позвоночного столба, органов чувств, поверхностной и глубокой
чувствительности. Исследование двигательной сферы и рефлексов, их нарушения. Исследование
вегетативного отдела нервной системы. Основные синдромы поражения нервной системы.
33. Исследование системы крови.
34. Какие основные причины заболеваний дыхательной системы сельскохозяйственных
животных?
35. Основные отличия клинического течения бронхитов и бронхопневмонии.
36. Аэрозольный метод лечения пневмоний.
37. Особенности этиологии, патогенеза и клинического течения крупозной пневмонии и
лобулярных пневмоний.
38. Классификация пневмоний, принятая в клинической практике, и ее отличие от
патологоанатомической классификации.
39. Дифференциальная диагностика крупозной пневмонии, бронхопневмонии и плеврита.
40. Основные методы лечения бронхитов, бронхопневмоний и крупозной пневмонии.
41. Дифференциальный диагноз и особенности лечения плеврита, грудной водянки,
пневмоторакса.
42. Применение антибиотиков для лечения бронхопневмоний телят и поросят.
43. Лечение бронхопневмоний сульфаниламидными и нитрофурановыми препаратами.
44. Причины, вызывающие бронхит. Опишите симптомы бронхитов.Средства, применяемые при
лечении животных, больных бронхитом.
45. Виды пневмонии. Причины, вызывающие бронхопневмонию у животных. Признаки
бронхопневмонии. Лечение животных, больных бронхопневмонией и мерах ее профилактики.
46. Причины, вызывающие плеврит. Какими признаками отличается сухой плеврит от
экссудативного? Опишите признаки экссудативного плеврита. Расскажите о лечении животных,
больных плевритом.
47. Какие основные клинические симптомы наблюдаются при заболеваниях: стоматитах,
фарингитах, эзофагитах, закупорке пищевода, гастритах, гастроэнтеритах, энтероколитах.
48. Классификация заболеваний преджелудков у жвачных. Этиология, патогенез, клиника,
диагностика и лечение острой атонии преджелудков у жвачных. Профилактика атонии преджелудков.
49. Фармакодинамика основных лекарственных веществ, применяемых при заболеваниях
желудочно-кишечного тракта.
50. Общие методы клинического исследования при заболеваниях с явлениями колик и их
конкретное значение.Методы симптоматической терапии при различных формах колик.
51. Основные и наиболее частые принципы заболеваний печени. Основные синдромы
печеночных заболеваний.
52. Классификация желтух, механизм их возникновения и клиническое значение.
53. Какое значение имеют биохимические исследования крови, исследования мочи для
диагностики заболеваний печени.
54. Основные принципы и методы лечения заболеваний печени.
55. Фармакодинамика основных лекарственных веществ, применяемых при заболевании печени.
56. Основные принципы и методы профилактики заболеваний печени.
58. Кетоз молочных коров. Этиология, патогенез, осложнения, лечение и профилактика.
59. Ожирение; этиология, патогенез. Влияние ожирения на функции печени, сердца, органы
эндокринной системы.
60. Патогенез миоглобинурии у лошадей.
61. Этиология послеродовой гипокальциемии (пареза) у коров.
62. Сахарный и несахарный диабет, патогенез.
63. Показатели сывороточного белка, резервной щелочности, общего кальция, неорганического
фосфора, магния крови при алиментарной остеодистрофии у коров.
64. Алиментарная и вторичная остеодистрофия у крупного рогатого скота (этиология, клиническая
картина, лечение, профилактика).
65. Патогенез пастбищной тетании у коров (гипомагниемии).
66. Гипокобальтоз. Этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.
67. Гипокупроз. Этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, методы профилактики.
68. Беломышечная болезнь. Этиология, клиническое проявление болезни, пато- генез, лечение.
69. Средства и методы терапии и профилактики гиповитаминоза А.
70. Методы профилактики гиповитаминоза Д.
71. Биологическая роль витамина В6 симптомы при его недостаточности.
72. Причины гиповитаминоза В12.
73. Как проявляется анемический синдром клинически и гематологически.
74. Дифференциальная диагностика анемий.
75. Особенности анемии при недостатке железа и их лечение.
8
76. Дифференциальная диагностика дефицитных анемии.
77. Как отличить лейкоцитоз от лейкоза?
78. Этиология, патогенез кровопятнистой болезни.
79. Основные синдромы болезней мочевой системы.
80. Основные причины и патогенез болезней мочевой системы.
81. Значение исследований мочи. Физические свойства мочи у животных.
82. Что такое протеинурия, гематурия и их диагностическое значение?
83. Какие изменения мочи бывают при нефритах, нефрозах и уролитиазисе?
84. Изменения в крови при нефрите, нефрозе и нефросклерозе.
85. Профилактика и лечение мочекаменной болезни.
86. Этиология и патогенез воспаления почечной лоханки.
87. Клиническая картина, дифференциальный диагноз и лечение воспаления почечной лоханки.
88. Признаки, лечение и профилактика мочекаменной болезни.
89. Этиология, патогенез, клиническая картина, лечение и профилактика хронической гематурии
крупного рогатого скота.
90. Этиология, патогенез, клинические признаки и лечение пареза и паралича мочевого пузыря и
его шейки.
91. Диетотерапия при заболеваниях почек.
92. Методы профилактики заболеваний мочевой системы.
93. Основные признаки кормовых отравлений.
94. Как можно подтвердить диагноз на отравление?
95. Первая помощь при отравлении. Профилактика отравлений. Чем обусловлены ядовитые
свойства растений?
96. Дифференциальная диагностика отравлений животных свеклой и картофелем и в чем
заключается различие клинической картины этих отравлений.
97. Отравления поваренной солью, их лечение и профилактика.
98. Признаки отравления животных?
99. Общие принципы лечения отравленных животных и меры профилактики отравлении?
100. Основные принципы классификации болезней нервной системы.
101. Основные причины нервных болезней домашних животных.
102. Принципиальные различия патогенеза и клинической картины функциональных расстройств и
органических поражений нервной системы.
103. Принципы и методы лечения воспалений головного и спинного мозга.
104. Дифференциальная диагностика воспалений головного мозга, теплового и солнечного удара.
105. Основные особенности патогенеза, клинической картины хронической водянки желудочков
головного мозга.
106. Дифференциальная диагностика эпилепсии и эклампсии
Перечень вопросов к экзамену
1) Симптомы и синдромы. Семиотика.
2) Диагноз и его классификация. Прогноз болезни и его разновидности.
3) Дайте классификацию методов исследования животных, сущность методов
исследования.
4) Виды ветеринарной терапии при болезнях незаразной этиологии.
5) В чем заключается диагностика незаразных болезней животных с применение
6) Элементы лабораторной диагностики системы крови. Правила получения, хранения,
морфологического, биофизического, биохимического исследования крови, сыворотки и плазмы.
Лейкограмма и ее особенности у животных в норме и патологии.
7) Гемобластозы (лейкозы и ретикулезы). Основные синдромы патологии системы крови.
4
8) Дайте определение диспансеризации и назовите отличительные особенности ее от
ветеринарных обследований и текущих осмотров животных. Назовите перечень клинических
показателей при диспансеризации.
9) Физиотерапия и формы ее применения.
10) Распространенность и классификация болезней сердечно-сосудистой системы.
Основные синдромы болезней сердца и сосудов.
11) Классификация болезней миокарда. Симптомы, диагностика и терапия миокардита.
12) Этиология, симптомы, диагностика, терапия и профилактика миокардоза.
13) Симптомы и дифференциальная диагностика эндокардита. Принципы терапии при
эндокардите.
14) Классификация пороков сердца. Принципы диагностики пороков сердца. Этиология,
патогенез и дифференциальная диагностика простых пороков сердца.
15) Основные синдромы болезней органов пищеварения. Функциональные методы
исследования органов пищеварения.
16) Основные болезни рубца.
17) Классификация болезней с явлением колик.
18) Острое расширение желудка у лошадей, характерные гематологические изменения.
19) Копростаз и метеоризм кишечника.
20) Диспепсия телят.
21) Гастроэнтериты молодняка.
22) УК-Фармакодинамика основных лекарственных веществ, применяемых при
заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
23) Общие методы клинического исследования при заболеваниях с явлениями колик и их
конкретное значение.
24) Методы симптоматической терапии при различных формах колик.
25) Основные синдромы печеночных заболеваний. Классификация желтух, механизм их
возникновения и клиническое значение. Какое значение имеют биохимические исследования крови,
исследования мочи для диагностики заболеваний печени.
26) Функциональные методы исследования почек. Основные синдромы болезней мочевой
системы. Острый диффузный нефрит.
27) Нефроз.
28) Пиелонефрит.
29) Уроцистит..
30) Мочекаменная болезнь норок
31) Виды пневмонии. Особенности этиологии, патогенеза и клинического течения
крупозной пневмонии и лобулярных пневмоний.
32) Основные методы лечения бронхитов, бронхопневмоний и крупозной пневмонии.
33) Дифференциальный диагноз плеврита, эмфиземы легких.
34) Классификация эмфиземы легких, этиология, прогноз, лечение, профилактика.
35) Гангрена легких.
36) Бронхопневмония.
37) Кетоз молочных коров. Этиология, патогенез, осложнения, лечение и профилактика.
38) Сахарный и несахарный диабет, патогенез.
39) Показатели сывороточного белка, резервной щелочности, общего кальция,
неорганического фосфора, магния крови при алиментарной остеодистрофии у коров.
40) Алиментарная и вторичная остеодистрофия у крупного рогатого скота (этиология,
клиническая картина, лечение, профилактика).
41) Патогенез пастбищной тетании у коров (гипомагниемии).
42) Гипокобальтоз. Этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.
43) Гипокупроз. Этиология, клиническая картина, диагностика, лечение, методы
профилактики.
44) Беломышечная болезнь. Этиология, клиническое проявление болезни, патогенез,
лечение.
45) Средства и методы терапии и профилактики гиповитаминоза.
46) Биологическая роль витамина В1,В6, В12 симптомы при его недостаточности.
47) Анемия животных. Особенности анемии при недостатке железа и их лечение.
Дифференциальная диагностика дефицитных анемии.
48) Признаки, лечение и профилактика мочекаменной болезни.
49) Этиология, патогенез, клиническая картина, лечение и профилактика хронической
гематурии крупного рогатого скота
50) Основные признаки кормовых отравлений. Профилактика отравлений. Чем
обусловлены ядовитые свойства растений.
51) Дифференциальная диагностика отравлений животных свеклой и картофелем и в чем
заключается различие клинической картины этих отравлений.
52) Основные принципы классификации болезней нервной системы. Основные причины
нервных болезней домашних животных.
53) Основные особенности патогенеза, клинической картины хронической водянки
желудочков головного мозга.
54) Миелит.
55) Менингоэнцефалит.
56) Определение стресса, механизм его развития, стадии
57) Классификация стрессов в животноводстве и ветеринарии.
58) Болезни птиц.
59) Болезни пушных зверей.
60) Болезни молодняка раннего возраста.
61) Каннибализм у птиц.
62) Уровская болезнь.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п