учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
- формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки
Задачи: Задачи: - поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения
поставленных задач
- исследование межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском
контекстах
- формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки
Задачи: Задачи: - поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения
поставленных задач
- исследование межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском
контекстах
- формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки
Задачи: Задачи: - поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения
поставленных задач
- исследование межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском
контекстах
- формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки
Задачи: Задачи: - поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения
поставленных задач
- исследование межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском
контекстах
- формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной
профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки
Задачи: Задачи: - поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения
поставленных задач
- исследование межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском
контекстах
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
философии.
Философские традиции и
современные дискуссии
философии.
Философские традиции и
современные дискуссии
философии.
Философские традиции и
современные дискуссии
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект тестовых заданий
Модуль 1. Раздел 1. Введение в философию. Исторические типы философии
Задание 1 (выберите один вариант ответа).
Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью:
а) религии
б) науки
в) мифологии
г) философии +
Задание 2 (выберите один вариант ответа).
К неортодоксальным школам Древней Индии относится …
а) ньяя
б) миманса
в) йога
г) джайнизм +
Задание 3 (выберите один вариант ответа).
Основоположником учения об атомном строении материи является…
а) Протагор
б) Эпикур
в) Аристотель
г) Демокрит +
Задание 4 (выберите один вариант ответа).
Основная идея русского космизма состоит в:
а) непротивлении злу насилием
б) тесной связи человека и Космоса +
в) спасения избранных
г) достижения всеединства
Задание 5 (выберите один вариант ответа).
Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется:
а) идеализмом +
б) материализмом
в) дуализмом
г) плюрализмом
Задание 6 (выберите один вариант ответа).
Общей для науки и философии чертой, является
а) вера в сверхъестественное
б) человеческое понимание мира
в) личностный характер
г) рациональный характер +
Задание 7 (выберите один вариант ответа).
Назовите представителей социально - утопического направления философии эпохи Возрождения:
а) Т. Мор
б) Н. Макиавелли
в) Т. Кампанелла
г) Д. Бруно +
К монистическим моделям мира относятся философские направления …
а) идеализма +
б) материализма +
в) плюрализма
г) дуализма
Задание 9 (выберите два варианта ответа).
Представителями концепции «локальных цивилизаций» являются …
а) О. Шпенглер +
б) А. Тойнби +
в) Ф. Энгельс
г) Дж. Вико Задание
10 (выберите один вариант ответа).
Термин «философия» означает
а) рассуждение
б) компетентное мнение
в) профессиональную деятельность
г) любовь к мудрости +
Задание 11 (выберите один вариант ответа).
Аксиология – это учение о:
а) ценностях +
б) морали
в) человеке
г) бытии
Задание 12 (выберите один вариант ответа).
Для Декарта оно не нуждается «…ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:
а) абсолютное содержание
б) реальное существование
в) мыслящее Я +
г) очевидное явление
Задание 13 (выберите один вариант ответа).
Какое философское направление занимается проблемами существования человека а) экзистенциализм +
б) герменевтика
в) феноменология
г) дуализм
Задание 14 (выберите один вариант ответа).
Назовите основную черту русской философии:
а) эмпиризм
б) позитивизм
в) нравственно-религиозный характер +
г) рационализм
Задание 15 (выберите два варианта ответа).
Укажите не менее двух представителей славянофильства:
а) Герцен;
б) Хомяков +
в) Братья Аксаковы
г) Чаадаев +
Задание 16 (выберите два варианта ответа).
Направления, выделяемые в экзистенциализме:
а) религиозное +
б) материалистическое
в) схоластическое
г) атеистическое +
Задание 17 (выберите два варианта ответа).
Существенными чертами философии периода средневековья становятся:
а) панлогизм;
б) теоцентризм; +
в) космоцентризм;
г) монотеизм +
Модуль 2. Раздел 2. Основы теоретической философии
Задание 18 (выберите один вариант ответа).
Раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания: а) онтология
б) гносеология +
в) антропология г) аксиология
Задание 19 (выберите один вариант ответа).
Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в:
б) субъективном идеализме
в) объективном идеализме
г) метафизическом материализме
Задание 20 (выберите один вариант ответа).
Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется …
а) относительной истиной +
б) абсолютной истиной
в) недоказуемым
г) субъективной истиной
Задание 21 (выберите один вариант ответа).
Логические и математические критерии играют главную роль в ________ концепции истины
а) корреспонденции
б) когеренции +
в) герменевтики
г) прагматизма
Задание 22 (выберите один вариант ответа).
К эмпирическим методам научного познания от- носятся…
а) эксперимент +
б) аксиоматический метод
в) идеализация
г) формализация
Задание 23 (выберите один вариант ответа).
Элементом духовной сферы жизни общества является …
а) политическая партия
б) общественное движение
в) производство товаров
г) наука +
Задание 24 (выберите один вариант ответа).
Представителем концепции «локальных цивилизаций» является
а) А. Тойнби +
б) Ф. Энгельс
в) Дж. Вико
г) К. Маркс
Задание 25 (выберите один вариант ответа).
Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется …
а) СМИ
б) моралью и духовными ценностями
в) религиозной верой
г) техникой и технологиями +
Задание 26 (выберите один вариант ответа).
Особенностями обыденно-практического знания являются…
а) бесписьменный характер
б) опора на здравый смысл +
в) осмысление предельных оснований бытия и жизни человека
г) систематизированный характер
Задание 27 (выберите два варианта ответа).
Основными положениями кумулятивистской концепции развития науки являются… а) научное знание развивается
поступательно, прогрессивно, постепенно +
б) развитие науки связано с отбрасыванием старого знания и заменой его новым
в) с развитием науки мы не больше знаем о мире, а иначе его познаем
г) научное знание со временем отражает действительность точнее, глубже и полнее +
Задание 28 (выберите два варианта ответа).
Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …
а) нацелен на получение научных фактов +
б) не формулирует законов функционирования изучаемого объекта
в) предполагает непосредственное взаимодействие с объектом исследования +
г) оперирует идеализированными объектами
Задание 29 (выберите два варианта ответа).
Элементами духовной сферы жизни общества являются …
а) политическая партия
б) искусство +
в) производство товаров
г) наука +
Задание 30 (выберите один вариант ответа).
Что означает время как философская категория
б) время – текущая длительность, в которой все возникает и исчезает
в) время – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и
длительностью +
Философия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Философия, ее предмет, структура и функции (УК-5)
2. Мировоззрение, его структура. Исторические типы. Особенности философского мировоззрения (УК-5)
3. Историко-философский процесс, критерии типологизации (УК-5)
4. Философия Древней Индии. Этапы развития и философские школы (УК-5)
5. Философия Древнего Китая. Особенности и философские школы (УК-5)
6. Античная философия. Основные периоды, их характеристика (УК-5)
7. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель (УК-5)
8. Философия средних веков. Патристика (А. Августин) (УК-5)
9. Философия средних веков. Схоластика (Ф. Аквинский) (УК-5)
10. Философия эпохи Возрождения. Основные достижения и направления (УК-5)
11. Философия Нового времени (УК-5)
12. Эволюция английского эмпириизма: от Ф. Бэкона до Юма (УК-5)
13. Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц) (УК-5)
14. Философия эпохи Просвещения. Социально-политические учения (УК-5)
15. Немецкая классическая философия (И. Кант: поворот от субъекта к объекту) (УК-5)
16. Философия Г. Гегеля: противоречия между системой и методом (УК-5)
17. Марксистская философия (УК-5)
18. Неклассическая философия. Основные направления (иррационализм, позитивизм, прагматизм) (УК-5)
19. Современная философия (экзистенциализм, герменевтика, феноменология) (УК-5)
20. Основные проблемы русской философии XIX-XX века (УК-5)
21. Категория бытия. Основные формы бытия. Особенности бытия человека (УК-5)
22. Проблема бытия в истории философии (УК-5)
23. Понятие материи и проблема материального единства мира (УК-5)
24. Структурность, системность и самоорганизация материального мира (УК-5)
26. Гносеология. Проблемы познаваемости мира (УК-5)
27. Основные формы познания (УК-5)
28. Истина, ее аспекты и формы (УК-5)
29. Понятие науки, основные этапы развития (УК-5)
30. Научное познание. Основные методы (УК-5)
31. Проблема сознания в истории философии (УК-5)
32. Отражение как предпосылка возникновения сознания (УК-5)
33. Сознание, его сущность, структура и источники формирования (УК-5)
34. Сознание и бессознательное (УК-5)
35. Социальная философия, ее предмет, структура и функции (УК-5)
36. Природа и общество (УК-5)
37. Понятие общества. Общество как социальная система (УК-5)
38. Экономическая сфера общества (УК-5)
39. Социальная сфера (УК-5)
40. Политическая сфера (УК-5)
41. Духовная сфера (УК-5)
42. Глобальные проблемы человечества (УК-5)
43. Философские теории развития. Основные законы диалектики (УК-5)
44. Детерминизм и индетерминизм (УК-5)
45. Основные концепции философии истории (УК-5)
46. Философская антропология: природа и сущность человека (УК-5)
47. Смысл жизни: смерть и бессмертие (УК-5)
48. Ценности, их природа и классификация (УК-5)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Возникновение философии. Предмет философии (многообразие подходов к определению понятия философии)
2. Структура философии
3. Функции философии
4. Специфика философии, ее роль в общественной жизни
Тема. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии
Античная философия
1. Происхождение и своеобразие античной философии
2. Досократическая философия
3. Век «классической философии»
4. Эллинистическая и римская философия
Средневековая философия
1. Своеобразие средневековой философии
2. Патристика и схоластика
3. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях
Философия эпохи Возрождения
1. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения
2. Натурфилософия и пантеизм Возрождения. Н. Кузанский
3. Гелиоцентризм в учениях Н. Коперника, Дж. Бруно
4. Социалистические утопии Возрождения
Философия Нового времени
1. Своеобразие классической новоевропейской философии
2. Европейская философия 17 века. Р. Декарт и Ф.Бэкон
3. Европейское Просвещение
Классичесская немецкая философия
1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики
2. Критическая философия И. Канта
3. Философия И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг
4. Философия Г. В. Ф. Гегеля
5. Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах
Постклассическая философия XIX- начала XX веков
1. Философия марксизма.
2. Позитивизм в XIX веке
3. Неокантианство
4. Иррационализм и философия жизни
Русская философия
1. Формирование русской философии и ее основные этапы
2. Западники и славянофилы о путях развития России
3. Философия всеединства В. Соловьева
4. Русская философия XX века
Тема: Философская онтология
1. Категория бытия, её сущность и специфика
3. Основные формы бытия, их характеристика
4. Понятия материи (философские и естественно-научные представления)
5. Основные атрибуты материи. Системная организация материи
Сознание
1. Понятие сознания в истории философии. Многообразие философских подходов к проблеме сознания: истоки и
проблемы. Общественно-исторические предпосылки формирования сознания
2. Сознание как высшая форма психического отражения, его структура
3. Сознание и самосознание. Философская теория психоанализа о соотношении бессознательного и сознательного
Тема. Теория познания
1. Общая характеристика философии познания
2. Проблема чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм 3. Практика и её роль в познании
4. Проблема истины в философии. Критерии истины
Тема. Наука и научное познание
1. Специфика научного познания
2. Методы научного познания
3. Основные формы научного познания
4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Тема. Социальная философия и философия истории
1. Предмет, структура и функции социальной философии
2. История социально-философской мысли
3. Многоаспектность определений общества
4. Социальная философия и другие общественные науки
Общество как саморазвивающаяся система
1. Общество как социальная система, ее структура и функции
2. Источники, движущие силы развития общества
3. Общественные отношения и их классификация
Экономическая сфера жизни общества
1.Понятие экономической сферы
2. Материальное производство. Роль способа производства в жизни общества
3. Технологический способ производства: концепции и технологические отношения
4. Экономический способ производства: производительные силы и производственные отношения
Социальная сфера жизни общества
1. Понятие социальной сферы
2. Характеристика основных элементов социальной сферы
Духовная сфера жизни общества
1. Понятие духовной жизни общества
2. Характеристика основных элементов духовной сферы
3. Общественное сознание и его структура
Политическая сфера жизни общества
1. Понятие политической системы
2. Основные элементы политической сферы (институты, нормы, сознание)
Тема. Философская антропология
1. Проблема человека в истории философии
2. Биологическое и социальное в человеке
3. Смысл человеческого бытия
Тема. Будущее человечества (философский аспект)
1. Теории и методы социального прогнозирования
2. Глобальные проблемы современности
3. Философские концепции о перспективах человечества
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание: Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Возникновение философии. Предмет философии (многообразие подходов к определению понятия философии)
2. Структура философии
3. Функции философии
4. Специфика философии, ее роль в общественной жизни
Тема. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии Античная философия
1. Происхождение и своеобразие античной философии
2. Досократическая философия
3. Век «классической философии»
4. Эллинистическая и римская философия
Средневековая философия
1. Своеобразие средневековой философии
2. Патристика и схоластика
3. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях
Философия эпохи Возрождения
1. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения
3. Гелиоцентризм в учениях Н. Коперника, Дж. Бруно
4. Социалистические утопии Возрождения
Философия Нового времени
1. Своеобразие классической новоевропейской философии
2. Европейская философия 17 века. Р. Декарт и Ф. Бэкон
3. Европейское Просвещение.
Классическая немецкая философия
1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики
2. Критическая философия И. Канта
3. Философия И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг
4. Философия Г. В. Ф. Гегеля
5. Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах
Постклассическая философия XIX- начала XX веков
1. Философия марксизма
2. Позитивизм в XIX веке
3. Неокантианство
4. Иррационализм и философия жизни
Русская философия
1. Формирование русской философии и ее основные этапы
2. Западники и славянофилы о путях развития России
3. Философия всеединства В. Соловьева.
4. Русская философия XX века
Тема. Философская онтология
1. Категория бытия, её сущность и специфика
2. Проблема бытия в истории философии
3. Основные формы бытия, их характеристика
4. Понятия материи (философские и естественно-научные представления)
5. Основные атрибуты материи. Системная организация материи
Сознание
1. Понятие сознания в истории философии. Многообразие философских подходов к проблеме сознания: истоки и
проблемы. Общественно-исторические предпосылки формирования сознания.
2. Сознание как высшая форма психического отражения, его структура
3. Сознание и самосознание. Философская теория психоанализа о соотношении бессознательного и сознательного
Тема. Теория познания
1. Общая характеристика философии познания
2. Проблема чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм 3. Практика и её роль в познании
4. Проблема истины в философии. Критерии истины
Тема. Наука и научное познание
1. Специфика научного познания
2. Методы научного познания
3. Основные формы научного познания
4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Тема. Социальная философия и философия истории
1. Предмет, структура и функции социальной философии
2. История социально-философской мысли
3. Многоаспектность определений общества
4. Социальная философия и другие общественные науки
Общество как саморазвивающаяся система
1. Общество как социальная система, ее структура и функции
2. Источники, движущие силы развития общества
3. Общественные отношения и их классификация
Экономическая сфера жизни общества
1.Понятие экономической сферы
2. Материальное производство. Роль способа производства в жизни общества
3. Технологический способ производства: концепции и технологические отношения 4. Экономический способ
производства: производительные силы и производственные отношения
Социальная сфера жизни общества
1. Понятие социальной сферы
2. Характеристика основных элементов социальной сферы
Духовная сфера жизни общества
1. Понятие духовной жизни общества
2. Характеристика основных элементов духовной сферы
3. Общественное сознание и его структура
Политическая сфера жизни общества
1. Понятие политической системы
2. Основные элементы политической сферы (институты, нормы, сознание)
Тема. Философская антропология
2. Биологическое и социальное в человеке
3. Смысл человеческого бытия
Тема. Будущее человечества (философский аспект)
1. Теории и методы социального прогнозирования
2. Глобальные проблемы современности
3. Философские концепции о перспективах человечества
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
Тема. Социальная философия и философия истории
1. Идеалы развития современного общества
2. Идеалы современной молодежи
3. «Плюсы и минусы» технического прогресса
4. Прогресс и регресс в общественном развитии
5. Существует ли нравственный прогресс
6. Роль искусства в развитии общества
7. Место религии в социальных процессах
Тема. Философская антропология
1. Роль искусства в развитии человека
2. Какую роль в истории играет отдельная личность
3. Существует ли смысл в истории человечества
Тема. Будущее человечества (философский аспект)
1. Как я понимаю термин «историческое сознание»
2. Как я понимаю термины «экологическое сознание» и «экологическое мышление»
3. Роль социальных идеалов в развитии общества
4. Разрешимы ли глобальные проблемы
1 Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения
2 «Сильные» и «слабые» стороны буддизма.
3 Что современный человек может найти в восточной мудрости?
4 Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».
5 Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?
6 Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?
7 Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?
8 Сократ и софисты: всегда ли «в споре рождается истина»?
9 Смерть Сократа: подвиг или «грех гордыни» (Кьеркегор)?
10 «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?
11 Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.
12 В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.
13 Этика стоицизма и современность.
14 Кинизм: за и против.
15 Учение Августина о прогрессе: прав ли средневековый мыслитель?
16 Фома Аквинский о «гармонии веры и разума»: «работает» ли этот принцип в современном мире?
17 Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?
18 «Город Солнца» Т.Кампанеллы – утопия или антиутопия?
19. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона – научно-техническая утопия или научная фантастика?
20. «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон?
21. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?
22. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
23. Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.
24. Проблема абсурда мироздания в концепции А.Шопенгауэра
25. Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма
26. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого
27. Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева
28. Идея «космичности человека» в русской философии
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п