учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - научить и сформировать представление о сложности и многоаспектности вопроса рационального использования природно-ресурсного потенциала территории;
- научить оценивать природно-ресурсный потенциал территории на данный момент и на перспективу;
- сформировать знания о системе мер по охране, воспроизводству и оптимальному использованию конкретных природных ресурсов;
- сформировать знания об улучшении свойств окружающей среды и управлении природопользованием
ПКС-10: способен использовать материалы дистанционного зондирования и ГИС-технологий при проведении мониторинга окружающей среды и для рационального природопользования;
:
ИД-2 Не знает и не понимает, как анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Посредственно знает и понимает, как анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Хорошо знает и понимает, как анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 В полной мере знает и понимает, как анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
:
Ид-2 Не умеет анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Умеет в достаточной степени анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Умеет хорошо анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Умеет в полной мере анализировать исходную информацию, хранящуюся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
:
ИД-2 Не владеет навыками анализа исходной информации, хранящейся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Владеет в достаточной степени навыками анализа исходной информации, хранящейся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Хорошо владеет навыками анализа исходной информации, хранящейся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
ИД-2 Владеет в полной мере навыками анализа исходной информации, хранящейся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект вопросов для проведения устных и письменных опросов
Перечень тем для самостоятельной подготовки докладов (сообщений)
Комплект тестовых заданий
Комплект заданий для практических работ
Основы природопользования
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности. Цель, задачи природопользования (ПКС-10);
2. Классификации природопользований. (ПКС-10);
3. Природные ресурсы и их классификация. Виды классификации. (ПКС-10);
4. Структура и свойства природных систем. (ПКС-10);
5. Социально-экономические функции и потенциал природных систем. (ПКС-10);
6. Воздействие человека на природные системы. (ПКС-10);
7. Природно-антропогенные системы и их классификация. (ПКС-10);
8. Последствия антропогенных изменений природных систем. (ПКС-10);
9. Понятие об экологическом состоянии гео- и экосистем. (ПКС-10);
10. Оценка экологического состояния геосистем. (ПКС-10);
11. Показатели оценки состояния гео- и экосистем и их компонентов. (ПКС-10);
12. Экологические ситуации и их оценка. (ПКС-10);
13. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы. (ПКС-10);
14. Использование природных ресурсов и концепция природных циклов. (ПКС-10);
15. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию. (ПКС-10);
16. Пути рационального использования природных ресурсов. (ПКС-10);
17. Принципы рационального использования природных ресурсов. (ПКС-10);
18. Системы природопользования, принципы и пути их рационализации. (ПКС-10);
19. Охрана природы. Объекты охраны природы. (ПКС-10);
20. Принципы охраны природы. (ПКС-10);
21. Нормативное обеспечение охраны природы. (ПКС-10);
22. Экономический механизм охраны природы. (ПКС-10);
23. Требования к охране природы в условиях интенсивно используемых территорий. (ПКС-10);
24. Охрана измененных человеком ландшафтов. (ПКС-10);
25. Особо охраняемые природные территории. Экологический каркас и экологическое
планирование региона. (ПКС-10);
26. Охрана растительного и животного мира.
27. Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем. (ПКС-10);
28. Понятие о мелиорации, ее объектах и классификация мелиораций. (ПКС-10);
29. Выбор объектов мелиорации. (ПКС-10);
30. Ландшафтно-экологические принципы мелиорации. (ПКС-10);
31. Улучшение свойств геосистем с помощью мелиораций. (ПКС-10);
32. Мелиорация и охрана природы. (ПКС-10);
33. Рекультивация нарушенных ландшафтов. (ПКС-10);
34. Созидание культурных ландшафтов. (ПКС-10).
Комплект вопросов для проведения устных и письменных опросов
1. Цель и задачи природопользования. Понятие природопользования
2. Понятие рационального и нерационального природопользования
3. Понятие экологичности природопользования
4. Классификации природопользования
5. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал
6. Классификация природных ресурсов по происхождению
7. Классификация по видам хозяйственного использования
8. Классификация по признаку исчерпаемости
9. Природные системы как объекты воздействия человека
10. Структура и свойства природных систем
11. Социально-экономические функции и потенциал природных систем
12. Сущность воздействия человека на природные системы
13. Антропогенные нагрузки, их измерение и картографирование
14. Антропогенные изменения природных систем
15. Воздействие на литосферу
16. Влияние хозяйственной деятельности на местный влагооборот
17. Нарушение биологического круговорота
18. Изменение геохимического круговорота
19. Изменение теплового баланса
20. Природно-антропогенные системы и их классификация
21. Истощение природных ресурсов
22. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека
23. Нарушение структуры и деградация ландшафтов
24. Понятие об экологическом состоянии гео- и экосистем
25. Оценка экологического состояния гео- и экосистем
26. Показатели оценки состояния гео- и экосистем и их компонентов
27. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка
Раздел: Рациональное использование природных ресурсов
1. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы
2. Развитие учения В. И. Вернадского о ноосфере
3. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию
4. Пути рационального использования природных ресурсов
5. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов
6. Экологизация технологических процессов
7. Смягчение негативных последствий хозяйственной деятельности человека
8. В чем заключается комплексный подход к изучению и использованию природных ресурсов
9. В чем заключается экологизация проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственных объектов
10. Природоохранные нормативы, действующие на сегодня в стране
11. Экономическая эффективность природопользования
12. Рациональное использование минеральных ресурсов
13. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов
14. Рациональное использование и охрана водных ресурсов
15. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов
16. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов
17. Принципы рационального использования ландшафтов как целостных образований
18. Рациональное использование природно-антропогенных ландшафтов
19. Системы природопользования и их классификация
20. Принципы рационализации систем природопользования
21. Пути рационализации систем природопользования
Раздел: Охрана природы и окружающей человека среды
1. Понятие «охрана природы»
2. Объекты охраны природы
3. Принципы охраны природы
4. Нормативное обеспечение охраны природы и окружающей человека среды
5. Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования
6. Требования к охране окружающей среды в условиях интенсивно используемых территорий
7. Охрана измененных человеком ландшафтов
8. Особо охраняемые природные территории
9. Экологический каркас и экологическое планирование региона
10. Охрана растительного и животного мира
11. Направленное улучшение свойств и функций природных и природно-антропогенных систем
12. Выбор объектов мелиорации
13. Ландшафтно-экологические принципы мелиорации
14. Водные мелиорации
15. Земельные мелиорации
16. Улучшение свойств ландшафтов с помощью растительности (фитомелиорация)
17. Климатические мелиорации
19. Химические мелиорации
20. Мелиорация и охрана природы
21. Рекультивация нарушенных ландшафтов
22. Созидание культурных ландшафтов
Раздел: Управление природопользованием и состоянием геосистем
1. Понятие об управлении природопользованием
2. Управление процессом ресурсопользования и состоянием окружающей среды
3. Экологическая политика и механизмы ее реализации
4. Организационная структура управления природопользованием
5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды на предприятии
6. Проектирование природно-технических систем
7. Оценка воздействия на окружающую среду
8. Прогнозирование изменений окружающей среды
9. Оценка прогнозируемых изменений окружающей среды
10. Экологическая экспертиза проектов
11. Регулирование состояния природно-технических систем
12. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования геоисистем
13. Управление промышленными геосистемами
14. Особенности управления транспортными системами
15. Управление сельскохозяйственными геосистемами
16. Управление лесохозяйственными геосистемами
17. Регулирование геосистем природоохранного назначения
Комплект тестовых заданий
Раздел: Эколого-географические основы природопользования
1.Основная составляющая часть атмосферного воздуха:
а) азот;+
б) кислород;
в) инертные газы;
г) углекислый газ.
2. Нижний слой атмосферы:
а) стратосфера;
б) гидросфера;
в) тропосфера;+
г) экзосфера.
3. Геологическая оболочка Земли, которая объединяет все формы жизни, называется:
а) литосфера;
б) азотосфера;
в) биосфера;+
г) тропосфера.
4. Выберите правильное утверждение:
а) к биотическим ресурсам относятся все живые организмы, входящие в состав биосферы;
б) к источникам загрязнения атмосферы относятся только естественные;
в) литосфера включает земную кору и часть верхней мантии;+
г) к источникам загрязнения атмосферы относятся только искусственные;
5. Выберите неправильное утверждение:
а) озоновый слой защищает планету Земля от электромагнитного излучения;+
б) в национальных парках выделяются зоны с различной нагрузкой;
в) основным источником шума в городах является автомобильный транспорт;
г) на предприятиях осуществляется контроль за выбросами в атмосферу.
6. Выберите неправильное утверждение:
а) кислотные дожди приводят к закислению водоемов;+
б) для охоты не выдается лицензия;
в) следствием парникового эффекта является потепление климата;
г) наиболее опасными отходами являются радиоактивные.
7. Запасы пресной питьевой воды сосредоточены в основном:
а) озерах и прудах;
б) ледниках;+
в) реках;
г) морях.
8. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:
а) молекул воды;
б) озона;+
в) хлорфторметана;
г) азота.
9. Оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли:
а) биосфера;
в) атмосфера;+
г) литосфера.
10. Водная оболочка Земли – это:
а) биосфера;
б) гидросфера;+
в) атмосфера;
г) литосфера.
Раздел: Рациональное использование природных ресурсов
1. Самым распространенным и опасным загрязнением Мирового океана является:
а) сброс бытовых отходов;+
б) разлив нефти;
в) сброс промышленных отходов;
г) твердые бытовые отходы.
2. Вид природопользования, при котором происходит загрязнение, разрушение природной среды, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;+
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
3.Выберите правильное утверждение:
а) вырубка леса не способствует опустыниванию;
б) вырубка леса не способствует уменьшению численности вида животных;
в) наиболее опасны радиоактивные отходы;+
г) в заповедниках можно проводить охоту.
4. Основной причиной потепления климата является:
а) уменьшение содержания в атмосфере кислорода;
б) увеличение количества пылеобразных частиц;
в) уменьшение радиоактивного фона;
г) увеличение в атмосфере концентрации углекислого газа.
5. Участки естественных природных ландшафтов, которые служат для отдыха людей, называются:
а) рекреационные территории;+
б) познавательные территории;
в) спортивные территории;
г) нет верного ответа.
6. Лесные ресурсы относят к группе ресурсов:
а) невозобновляемые;
б) возобновляемые;+
в) минеральные;
г) неисчерпаемые.
7. По степени исчерпаемости нефть относится к:
а) неисчерпаемым;
б) неисчерпаемым, но подверженным истощению;
в) исчерпаемым;+
г) ограниченно исчерпаемым.
8. Какие виды природопользования существуют?
а) рациональное;
б) нерациональное;
в) только общее;
г) нерациональное и рациональное.+
Раздел: Охрана природы и окружающей человека среды
1. Особо охраняемая природная территория или акватория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;+
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
2. К какой группе загрязнения воды относятся песок, шлак, глина:
а) минеральная;+
б) бактериальная;
в) органическая;
г) биологическая.
3. Природными водоемами, способными к самоочистке и регулирующими водность рек, являются:
а) крупные озера;+
б) болота;
в) пруды и водохранилища;
г) внутренние моря.
4. Атмосферное загрязнение бывает:
а) определенное и неопределенное;
в) кислородное и водородное;
г) промышленное и искусственное.
5. Загрязнение природной среды в результате деятельности человека называется:
а) антропогенным;+
б) биологическим;
в) естественным;
г) физическим.
6. Особо охраняемая территория, основное назначение которой экологическое просвещение, образование, разделенная на заповедную, познавательного туризма и хозяйственно-бытовую части, называется:
а) заповедник;
б) национальный парк;+
в) заказник;
г) памятник природы.
7. Что является основным законодательным актом в области охраны природы:
а) Земельный кодекс;
б) Закон об охране атмосферного воздуха;
в) Водный кодекс;
г) ФЗ «Об охране окружающей среды».+
8. Территория или акватория с частичным или временным режимом охраны природы, при котором допускается использование отдельных природных ресурсов – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;+
г) памятник природы.
9. Причиной возникновения парникового эффекта является:
а) углекислый газ;+
б) серная кислота;
в) озон;
г) азот.
10. К рекреационным ресурсам не относятся:
а) пляжные территории;
б) минеральные ресурсы;+
в) зоны отдыха;
Раздел: Управление природопользованием и состоянием геосистем
1. Составление прогноза о состоянии окружающей среды, информирование граждан об изменениях в окружающей среде являются задачами экологического…:
а) образования;
б) мониторинга;+
в) воспитания;
г) моделирования.
2. По способности к самовосстановлению природные ресурсы делятся на:
а) возобновимые и исчерпаемые;
б) возобновимые и невозобновимые;+
в) неисчерпаемые и возобновимые;
г) невозобновимые и исчерпаемые.
3. Ядовитая смесь газа, тумана и пыли – это:
а) смог;+
б) задымленность;
в) загазованность;
г) все вышеперечисленное.
4. К антропогенным ландшафтам относятся:
а) поля, транспортные магистрали;
б) полезащитные полосы, каналы;
в) промышленные агломерации, пруды;
г) все вышеперечисленное.+
5. Наибольшее воздействие из всех видов транспорта на состояние окружающей среды оказывает:
а) автомобильный;+
б) внутренний водный;
в) железнодорожный;
г) гужевой.
6.Термин «эрозия» в переводе означает:
а) снижение;
б) разъедание;+
в) загрязнение;
г) выщелачивание.
7. Тип смога, основной причиной возникновения которого считаются автомобильные выхлопы:
а) фотохимический;
в) лондонский;+
г) аляскинский.
Раздел: Эколого-географические основы природопользования
1. Геологическая история Земли и формирование природной среды;
2. Происхождение жизни на Земле и формирование биосферы;
3. Роль и значение человеческого общества в формировании природной среды;
4. Развитие общества, научно-технический прогресс и природная среда;
5. Атмосфера и ее структура, значение атмосферы на формирование и развитие биосферы;
6. Гидросфера,ее состав и структура;
7. Литосфера, ее состав и структура;
8. Круговороты вещества. Влияние на эти процессы хозяйственной деятельности;
9. Значение природных ресурсов в развитии общества;
10. Классификация природных ресурсов;
11. Состояние природных ресурсов;
12. Запасы и использование минеральных ресурсов;
13. Энергетические ресурсы;
14. Ресурсы природно-территориальных комплексов;
15. Рекреационные ресурсы;
16. Альтернативные источники энергии;
17. Биологические ресурсы;
Раздел: Рациональное использование природных ресурсов
18. Воздействие антропогенного фактора на литосферу при добыче полезных ископаемых;
19. Влияние человека на поверхностный сток в городах и при сельскохозяйственной деятельности;
20. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу;
21. Основная характеристика современного развития человеческого общества и факторы влияния научно-технического прогресса на состояние окружающей среды;
22. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы;
23. Загрязнение поверхностных и подземных вод;
24. Деградация земельных ресурсов;
Раздел: Охрана природы и окружающей человека среды
25. Охрана водных ресурсов;
26. Охрана земельных ресурсов;
27. Охрана биологических ресурсов;
28. Охрана рекреационных ресурсов;
29. Особо-охраняемые природные территории России;
30. Особо-охраняемые природные территории Бурятии;
31. Основные идеи Вернадского В.И о биосфере. Ноосфера;
32. Экологически негативные факторы, создаваемые хозяйственной деятельностью и способы их нейтрализации;
Раздел: Управление природопользованием и состоянием геосистем
33. Управление промышленными системами;
34. Управление транспортными системами;
35. Управление сельскохозяйственными системами;
36. Управление лесохозяйственными системами;
37. Регулирование геосистем природоохранного назначения
38. Основные положения рационального природопользования, учитывающие особенности функционирования сообществ и экосистем;
39. Критерии устойчивости геосистем и способы их обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности;
40. Рациональное использование геосистем;
41. Экологический кризис и его характерные черты;
42. Экологическое состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека;
43. Экологический аудит;
44. Управление природоползованием;
45. Экологическое право и состояние природоохранительного законодательства в РФ
Комплект заданий для практических работ
Задание по каждой теме заключается в изучении предложенных вопросов, прослушивании докладов, формулировании связанных с этим проблем и поиске путей решения этих проблем.
Тема: Воздействие человека на природные системы. Природные ресурсы и их классификация
1. Письменный опрос
2. Оболочечное строение Земли;
3. Компоненты геосистем и взаимосвязи в геосистемах;
4. В чем проявляется воздействие человека на природные системы;
6. Генерация вопросов и предложения по их решению.
Тема: Антропогенные изменения природных систем и их последствия
1. Основные последствия антропогенной деятельности;
2. Влияние антропогенной деятельности на литосферу;
3. Влияние антропогенной деятельности на водный сток;
4. Влияние антропогенной деятельности на потепление климата;
5. Изучение промышленных предприятий города и их влияние на природу;
6. Влияние сельскохозяйственной деятельности на геосистемы.
Тема: Экологическое состояние гео-и экосистем и их оценка
1. Оценка экологического состояния геосистем;
2. Картографический метод оценки пространственных закономерностей антропогенной нагрузки
3. Обсуждение докладов по теме занятия;
4. Генерация вопросов и предложения по их решению.
Тема: Требования и пути рационального использования природных ресурсов
1. Принципы В.И. Вернадского о ноосфере;
2. Основы экологической безопасности;
3. Обсуждение докладов по теме занятия;
4. Генерация вопросов и предложения по их решению.
Тема: Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов
1. В обсуждении попытаться сформулировать принципы рационального природопользования;
2. В чем заключается принцип комплексности при использовании природных ресурсов;
3. Что подразумевает экологизация проектирования;
4. Письменный опрос;
5. Нормативные природоохранные документы для проектирования.
Тема: Объекты охраны природы и принципы охраны
1. Что является объектом охраны природы?
2. Сформулируйте основные принципы охраны природы;
3. Обсуждение сообщений по теме занятия;
4. Генерация предложения по вопросу охраны природы.
Тема: Особо охраняемые природные территории
1. Заслушивание докладов и сообщений по теме занятия;
2. Обсуждение докладов и сообщений по теме занятия;
3. Генерация вопросов и предложения по их решению.
Тема: Улучшение свойств природных и природно-антропогенных систем
1. Мелиорации как мероприятия по улучшению природных систем;
2. Водные мелиорации;
3. Земельные мелиорации;
4. Улучшение свойств ландшафтов;
5. Обсуждение и выводы.
Тема: Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем
1. Активные технические системы;
2. Управление процессами природопользования;
3. Подходы к управлению природопользованием;
4. Экологическая политика и подходы к ее реализации;
5. Обсуждение и выводы.
Тема: Управление ресурсопользованием и состоянием окружающей среды
1. Роль государства в управлении ресурсопользованием;
2. Принципы государственного управления ресурсопользованием;
3. Государственные программы по использованию, восстановлению и охране природных ресурсов;
4. Обсуждение и выводы.
Тема: Опережающее управление состоянием геосистем
1. В чем заключается сущность опережающего управления природопользованием?
2. Проектирование природно-технических систем;
3. Оценка воздействия на окружающую среду;
4. Обсуждение и выводы.
Тема: Оперативное управление состоянием геосистем
1. Регулирование состояния природно-технических систем;
2. Тестирование;
3. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования состояния систем;
4. Управление промышленными системами;
5. Управление транспортными системами;
6. Управление сельскохозяйственными системами;
7. Управление лесохозяйственными системами;
8. Регулирование геосистем природоохранного назначения.
9. Обсуждение и выводы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п