учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарная биотехнология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность; установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров; товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных; установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.
ПКС-2: Готовность проведения лабораторных исследований продуктов для определения качества и пищевой безопасности.;
ИД-1ПКС-2 Лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности.
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
ИД-2ПКС-2 Проводить лабораторные исследования для определения качества продуктов.
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
ИД-3ПКС-2 Навыками лабораторного и производственного ветеринарно-санитарного контроля сырья и безопасности продуктов.
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности.
ИД-1ПКС-3 Базовые знания для проведения ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животного и растительного происхождения.
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
ИД-2ПКС-3 Применять на базовые знания для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
ИД-3ПКС-3 Навыками и методами ветеринарно-санитарной экспертизы.
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности
ПКС-3: Способен проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животного и растительного происхождения для определения возможности дальнейшего использования.;
ИД-1ПКС-2 Лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности.
Требования к проведению лабораторных исследований при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и сфере безопасности пищевой продукции.
Правила работы в ветеринарно-санитарной лаборатории с лабораторным оборудованием и средствами измерений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
ИД-2ПКС-2 Проводить лабораторные исследования для определения качества продуктов.
Пользоваться лабораторным оборудованием и средствами измерений при проведении лабораторных исследований пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры.
ИД-3ПКС-2 Навыками лабораторного и производственного ветеринарно-санитарного контроля сырья и безопасности продуктов.
Проведение лабораторных исследований рыбы и раков и другой продукции для определения показателей их качества и безопасности.
ИД-1ПКС-3 Базовые знания для проведения ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животного и растительного происхождения.
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
ИД-2ПКС-3 Применять на базовые знания для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
ИД-3ПКС-3 Навыками и методами ветеринарно-санитарной экспертизы.
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Признаки патоморфологических (анатомо-морфологических) изменений, возникших при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефектов, возникших при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
на базовые знания для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Выявлять в ходе осмотра патоморфологические (анатомо-морфологические) изменения, возникшие при жизни животного в результате патологических процессов инфекционного или незаразного происхождения, а также дефекты, возникшие при хранении мяса и продуктов убоя, мясного сырья и в процессе производства мясной продукции.
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
Проведение ветеринарно-санитарного осмотра мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной, молочной, рыбной и растительной продукции для определения возможности их использования и необходимости проведения лабораторных исследований
форма текущего контроля успеваемости)
работ
животного и растительного происхождения
2.Алексеева С.М. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных при инфекционных болезнях : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 « Ветеринарно-санитарная экспертиза» и по специальности 35.03.01
«Ветеринария» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: С. М. Алексеева [и др.]. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 108 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2184
3.Алексеева С.М. Ветеринарно-санитарная экспертиза: методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова; сост.: С. М. Алексеева, О. С. Дансарунова.
- Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 52 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1241
4.Алексеева С.М. Товароведение и экспертиза сырья животного и растительного происхождения : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-
санитарная экспертиза / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. С. М. Алексеева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 100 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=3841
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов коллоквиума
Тестовые задания
Решение кейс задач
Товароведение и экспертиза сырья животного и растительного происхождения
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Химический состав молока (характеристика основных компонентов). Особенности состава молока различных животных.(ПКС-2, ПКС-3)
2.Товароведческая характеристика семейства лососевых. (ПКС-2, ПКС-3)
3.Сырье и материалы колбасного производства. Мясное сырье, белковые препараты, пищевые добавки, пряности, колбасные оболочки. (ПКС-2, ПКС-3)
4.Характеристика белковых веществ молока. (ПКС-2, ПКС-3)
5.Основные подходы в систематизации рыб и рыбообразных. (ПКС-2, ПКС-3)
6.Продукты переработки яиц. Мороженые яичные продукты. Яичный порошок. (ПКС-2, ПКС-3)
7.Изменение состава молока под влиянием факторов: кормления, состояния здоровья, периода лактации и др. (ПКС-2, ПКС-3)
8.Чем отличаются твердые сыры от мягких? (ПКС-2, ПКС-3)
9.Полукопченные и варено-копченные колбасы. (ПКС-2, ПКС-3)
10.Характеристика жира и лактозы молока. (ПКС-2, ПКС-3)
11.Экспертиза качества мясных консервов. (ПКС-2, ПКС-3)
12.Скелет и мускулатура убойных животных(ПКС-2, ПКС-3).
13.Ассортимент и качественная характеристика питьевого молока. Титруемая и активная кислотность молока. (ПКС-2, ПКС-3)
14.Опишите особенности состава, товарный ассортимент и экспертизу качества продуктов из ракообразных и аналогов. (ПКС-2, ПКС-3)
15.Мясные консервы. Способ консервирования стерилизацией в герметически закрытых банках и его оценка. (ПКС-2, ПКС-3)
16. Получение сливок. Их состав и свойства, экспертиза качества. (ПКС-2, ПКС-3)
17. Дайте характеристику рыбы, рыбной продукции и морепродуктов как источника белкового питания человека. (ПКС-
18.Сосиски, сардельки, фаршированные колбасы, мясные хлебы, ливерные колбасы, паштеты. Характеристика сырья, особенности производства, ассортимент. Хранение. (ПКС-2, ПКС-3)
19.Переработка птицы и влияние отдельных операций технологического процесса на качество мяса. Дефекты технологической обработки. (ПКС-2, ПКС-3)
20.Продукты детского питания. Отличие женского молока от коровьего. Ассортимент, получение. Состав, условия и сроки хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
21.Влияние высоких и низких температур на качество молока. Термическая обработка молока на молочных заводах. (ПКС-2, ПКС-3)
22.Кисломолочные продукты, Значение в питании. Производство и дефекты сметаны и творога. Экспертиза качества, условия и сроки хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
23.Разделка туш на отрубы. Пищевая ценность и кулинарное назначение отрубов. (ПКС-2, ПКС-3)
24.Рубленые полуфабрикаты мясной фарш, пельмени. Определение. Ассортимент, его характеристика. Сроки годности и условия хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
25.Производство и виды простокваши, кефира, кумыса. Экспертиза качества, условия и сроки хранения. Дефекты. (ПКС-2, ПКС-3)
26.Назовите требования СанПин. (ПКС-2, ПКС-3)
27.Продукты из мяса. Сырье. Формирование качества в процессе посола. (ПКС-2, ПКС-3)
28.Производство сгущенного молока с сахаром и без сахара. Экспертиза качества, условия хранения, основные дефекты. (ПКС-2, ПКС-3)
29.Что такое типичность и развитость рисунка сыра? (ПКС-2, ПКС-3)
30.Хранение охлажденного мяса. Процессы при хранении, срока готовности и условия хранения. Способы удлинения сроков хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
31.Сухое молоко. Производство, свойства. Экспертиза качества, условия и сроки хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
32.Товароведческая характеристика семейств окуневых и камбаловых. (ПКС-2, ПКС-3)
33.Сырье и материалы колбасного производства. Мясное сырье, белковые препараты, пищевые добавки, пряности, колбасные оболочки. (ПКС-2, ПКС-3)
34. Хранение охлажденного мяса. Процессы при хранении, срока готовности и условия хранения. Способы удлинения сроков хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
35.Процесс созревания сычужных сыров. Дефекты сыров. (ПКС-2, ПКС-3)
36.Питательная ценность объектов водного промысла и продуктов переработки. (ПКС-2, ПКС-3)
37. Созревание мяса. Сущность процессов, способствующих улучшению качества мяса. Формирование вкусоароматических свойств кулинарно обработанного мяса. Способы искусственного размягчения мяса. (ПКС-2, ПКС-3)
38. Морфология и химический состав жировой, костной, хрящевой тканей и крови убойных животных. (ПКС-2, ПКС-3)
39.Товароведческая характеристика семейства тресковых. (ПКС-2, ПКС-3)
40.Послеубойные автолитические изменения в мясе. Качество и технологические свойства мяса в зависимости от стадий автолитических превращений. Механизм посмертного окоченения. (ПКС-2, ПКС-3)
41.Экспертиза качества колбасных изделий. Методы отбора проб от партии. Показатели качества, безопасности. Методы анализа. Недопустимые дефекты. (ПКС-2, ПКС-3)
42.Товароведческая характеристика семейства карповых. (ПКС-2, ПКС-3)
43. Мясные полуфабрикаты. Классификация. Кусковые крупнокусковые полуфабрикаты из говядины, свинины, баранины. Дайте характеристику рыбы, рыбной продукции. (ПКС-2, ПКС-3)
44. Яйца куриные. Строение, химический состав и пищевая ценность куриных яиц. Влияние прижизненных факторов на формирование качества яиц у кур-несушек. (ПКС-2, ПКС-3)
45. Минеральные вещества и витамины мяса. Значение в питании. Изменения при хранении и переработке мяса. (ПКС-2, ПКС-3)
46. Величина рН мяса как показатель его качества. Причина получения, характеристика и использование бледного экссудативного (РSE) и темного клейкого сухого мяса (DFD). (ПКС-2, ПКС-3)
47. Ассортимент и качественная характеристика питьевого молока. Титруемая и активная кислотность молока. (ПКС-2, ПКС-3)
48. Продукты переработки яиц. Мороженые яичные продукты. Яичный порошок. Схема производства яйцепродуктов. Требования к качеству. (ПКС-2, ПКС-3)
49. Мясные полуфабрикаты. Классификация. Кусковые крупнокусковые полуфабрикаты из говядины, свинины, баранины. (ПКС-2, ПКС-3)
50. Сырье и материалы колбасного производства. Мясное сырье, белковые препараты, пищевые добавки, пряности, колбасные оболочки. (ПКС-2, ПКС-3)
51. Кисломолочные продукты, Значение в питании. Производство и дефекты сметаны и творога. Экспертиза качества, условия и сроки хранения. (ПКС-2, ПКС-3)
52. Мясные субпродукты. Классификация субпродуктов убойных животных по строению, пищевой ценности, термическому состоянию. (ПКС-2, ПКС-3)
53. Влияние высоких и низких температур на качество молока. Термическая обработка молока на молочных заводах. (ПКС-2, ПКС-3)
54. Влияние высоких и низких температур на качество молока. Термическая обработка молока на молочных заводах. (ПКС-2, ПКС-3)
55. Строение и химический состав тканей и овощей. (ПКС-2, ПКС-3)
56. Классификация и характеристика промысловых рыб. (ПКС-2, ПКС-3)
57. Упаковка и хранение круп. (ПКС-2, ПКС-3)
59. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий. (ПКС-2, ПКС-3)
60. Химический состав молока. (ПКС-2, ПКС-3)
61. Химический состав и пищевая ценность крупы. (ПКС-2, ПКС-3)
62. Оценка качества мясных полуфабрикатов по органолептическим показателям. (ПКС-2, ПКС-3)
63. Сушеная рыба. (ПКС-2, ПКС-3)
64. Упаковка и хранение плодов и овощей. (ПКС-2, ПКС-3)
65. Требования, предъявляемые к качеству молока и сливок в производстве
маслоделии. (ПКС-2, ПКС-3)
66. Мороженная рыба. (ПКС-2, ПКС-3)
67. Предмет, цели и задачи товароведения. (ПКС-2, ПКС-3)
68. Определение эффективности пастеризации яичных продуктов. (ПКС-2, ПКС-3)
69. Простокваша. (ПКС-2, ПКС-3)
70. Экспертиза качества мясных полуфабрикатов. (ПКС-2, ПКС-3)
71. Методы товароведения. (ПКС-2, ПКС-3)
72. Ассортимент товаров. (ПКС-2, ПКС-3)
73. Качества товаров. (ПКС-2, ПКС-3)
74. Технология меланжа. (ПКС-2, ПКС-3)
75. Определение массовой доли нитрита натрия в колбасных изделиях (ПКС-5, ПКС-6, ПКС-
6.1 Перечень вопросов коллоквиума
КОЛЛОКВИУМ 1
1.Химический состав молока (характеристика основных компонентов). Особенности состава молока различных животных.
2.Характеристика белковых веществ молока.
3.Характеристика жира и лактозы молока.
4.Изменение состава молока под влиянием факторов: кормления, состояния здоровья, периода лактации и др.
5.Физические свойства молока: полидисперсность, плотность, осмотическое давление, электропроводность.
6.Ассортимент и качественная характеристика питьевого молока. Титруемая и активная кислотность молока.
7.Влияние высоких и низких температур на качество молока. Термическая обработка молока на молочных заводах.
8.Получение сливок. Их состав и свойства, экспертиза качества.
9.Кисломолочные продукты, Значение в питании. Производство и дефекты сметаны и творога. Экспертиза качества, условия и сроки хранения.
10.Производство и виды простокваши, кефира, кумыса. Экспертиза качества, условия и сроки хранения. Дефекты.
11.Производство мороженного, ассортимент, экспертиза качества, условия и сроки хранения. Дефекты.
12.Производство сгущенного молока с сахаром и без сахара. Экспертиза качества, условия хранения, основные дефекты.
13.Сухое молоко. Производство, свойства. Экспертиза качества, условия и сроки хранения.
14.Продукты детского питания. Отличие женского молока от коровьего. Ассортимент, получение. Состав, условия и сроки хранения.
15.Чем отличаются твердые сыры от мягких?
16.В чем особенности производства швейцарского сыра?
17.Назовите требования СанПин
18.Что такое типичность и развитость рисунка сыра?
19.Процесс созревания сычужных сыров. Дефекты сыров.
20.Основные подходы в систематизации рыб и рыбообразных.
21.Питательная ценность объектов водного промысла и продуктов переработки.
22.Опишите, как проводится экспертиза качества живой рыбы.
23.Опишите отличительные особенности двух товарных групп вяленой и сушеной рыбы.
24.Какие изделия называют балычными? Изложите товароведческую характеристику этой товарной группы.
25.Опишите особенности состава, товарный ассортимент и экспертизу качества продуктов из ракообразных и аналогов.
26.Факторы сохранности качества рыбных товаров.
27.Принципы товарной экспертизы рыбных товаров и морепродуктов.
28.Групповой ассортимент консервов из рыбы и морепродуктов
КОЛЛОКВИУМ 2
1.Товароведческая характеристика семейства осетровых.
2. Товароведческая характеристика семейства лососевых.
3.Товароведческая характеристика семейства тресковых.
4.Товароведческая характеристика семейства сельдевых.
5.Товароведческая характеристика семейства карповых.
6.Товароведческая характеристика семейств корюшковых и скорпеновых.
7.Товароведческая характеристика семейств окуневых и камбаловых.
8.Дайте характеристику рыбы, рыбной продукции и морепродуктов как источника белкового питания человека.
9.Особенности состава жиров и липоидов рыбных продуктов. Влияние на качество и стойкость в хранении товаров.
10.Товароведческая характеристика живой рыбы.
11.Мороженная рыба и филе: требование к качеству и хранению.
13.Характеристика убойных животных. Направления продуктивности основных видов убойных животных. Понятие об убойной, живой массе скота и убойном выходе мяса. Типы предприятий мясной промышленности.
14.Переработка крупного рогатого скота, свиней и овец. Влияние на качество мяса. Дефекты технологической обработки мяса, направления использования мяса с дефектами.
15.Чужеродные токсичные вещества в мясе и мясопродуктах. Их источники, распределение в органах и тканях убойных животных. Показатели безопасности мяса в соответствии с нормативной документацией.
16.Классификация и характеристика свинины по возрасту, полу, упитанности. Товароведная маркировка. Соотношение тканей в свинине.
17.Классификация и характеристика мяса крупного рогатого скота по возрасту, полу, упитанности. Отличительные признаки. Товароведная маркировка. Соотношение тканей в говядине.
18.Классификация мяса по термическому состоянию. Характеристика свойств и использование. Отличительные признаки повторно замороженного мяса в блоках, тушах, полутушах. Значение и порядок измерения температуры мяса и воздуха в транспортных средствах при приемке мяса на холодильниках.
19.Морфология и химический состав мышечной ткани мяса. Характеристика белков, их биологическая ценность, значение для технологических и товарных свойств мяса.
20.Липиды, углеводы, азотистые экстрактивные вещества мышечной ткани. Значение в питании, изменения при хранении и переработке мяса.
21.Минеральные вещества и витамины мяса. Значение в питании. Изменения при хранении и переработке мяса.
22.Морфология и химический состав соединительной ткани. Разновидности соединительной ткани и их характеристика. Белки соединительной ткани, их содержание в разных частях туши. Характеристика свойств белков.
23.Морфология и химический состав жировой, костной, хрящевой тканей и крови убойных животных.
24.Скелет и мускулатура убойных животных.
25.Послеубойные автолитические изменения в мясе. Качество и технологические свойства мяса в зависимости от стадий автолитических превращений. Механизм посмертного окоченения.
26.Величина рН мяса как показатель его качества. Причина получения, характеристика и использование бледного экссудативного (РSE) и темного клейкого сухого мяса (DFD). Другие причины получения мяса с высокой величиной рН.
27.Созревание мяса. Сущность процессов, способствующих улучшению качества мяса. Формирование вкусоароматических свойств кулинарно обработанного мяса. Способы искусственного размягчения мяса.
КОЛЛОКВИУМ 3
1.Порча мяса в результате автолитических процессов. Признаки глубокого автолиза и загара мяса и условия, способствующих их появлению.
2.Виды микробной порчи мяса. Пути инфицирования мяса. Аэробное и анаэробное гниение. Изменение химического состава. Факторы устойчивости мяса к гнилостной порче. Кислотное брожение, условия, способствующие этому виду порчи.
3.Категории свежести мяса, его использование, утилизация. Методы определения свежести мяса (органолептические, физико-химические, микробиологические, гистологические).
4.Разделка туш на отрубы. Пищевая ценность и кулинарное назначение отрубов.
5.Переработка птицы и влияние отдельных операций технологического процесса на качество мяса. Дефекты технологической обработки.
6.Правила приемки и экспертиза качества мяса птицы. Правила отбора образцов от партии. Категории свежести мяса птицы и их характеристика по органолептическим показателям. Биохимические, химические, микробиологические методы определения свежести мяса птицы.
7.Мясные субпродукты. Классификация субпродуктов убойных животных по строению, пищевой ценности, термическому состоянию.
8.Ассортимент, характеристика и использование отдельных видов субпродуктов. Требования к качеству по обработке, свежести.
9.Значение холодильной обработки как способа консервирования мяса. Мясо охлажденное и заморожено, сравнительная характеристика. Охлаждение мяса. Способы охлаждения, процессы при охлаждении. Охлаждение мяса и субпродуктов.
10.Хранение охлажденного мяса. Процессы при хранении, срока готовности и условия хранения. Способы удлинения сроков хранения.
11.Замораживание мяса. Процессы при замораживании. Однофазное и двухфазное замораживание. Воздушное замораживание в холодильных камерах, замораживание в морозильных аппаратах и жидких средах.
12.Продукты из мяса. Сырье. Формирование качества в процессе посола.
13.Ассортимент продуктов из свинины, его характеристика. Ассортимент продуктов из мяса птицы и говядины. Требования к качеству продуктов из мяса. Дефекты. Экспертиза качества. Упаковка, маркировка, хранение.
14.Сырье и материалы колбасного производства. Мясное сырье, белковые препараты, пищевые добавки, пряности, колбасные оболочки.
15.Сосиски, сардельки, фаршированные колбасы, мясные хлебы, ливерные колбасы, паштеты. Характеристика сырья, особенности производства, ассортимент. Хранение.
16.Полукопченные и варено-копченные колбасы. Особенности сырья, производства. Характеристика ассортимента. Хранение.
17.Сырокопчпенные колбасы. Особенности сырья, производства. Характеристика ассортимента. Хранение.
18.Кровяные колбасы, зельцы, студни. Особенности сырья, производства. Ассортимент, хранение.
20.Мясные полуфабрикаты. Классификация. Кусковые крупнокусковые полуфабрикаты из говядины, свинины, баранины. Дайте характеристику рыбы, рыбной продукции и морепродуктов как источника белкового питания человека. Ассортимент, его характеристика. Сроки годности и условия хранения.
21.Кусковые порционные, панированные и мелкокусковые полуфабрикаты из говядины, свинины, баранины. Ассортимент, его характеристика. Сроки годности и условия хранения.
22.Рубленые полуфабрикаты мясной фарш, пельмени. Определение. Ассортимент, его характеристика. Сроки годности и условия хранения.
23.Мясные консервы. Способ консервирования стерилизацией в герметически закрытых банках и его оценка. Потребительская тара для мясных консервов. Классификация консервов. Схема производства мясных консервов, влияние на качество отдельных операций.
24.Экспертиза качества мясных консервов. Правила отбора образцов. Требования к маркировке, внешнему виду консервной тары. Требования к качеству консервов разных групп по органолептическим и физико-химическим показателям.
25.Яйца куриные. Строение, химический состав и пищевая ценность куриных яиц. Влияние прижизненных факторов на формирование качества яиц у кур-несушек. Классификация куриных яиц. Хранение яиц. Процессы при хранении. Сроки годности и условия хранения.
26.Экспертиза качества куриных яиц. Методы отбора образцов, требования к качеству. Дефекты яиц. Требования к упаковке и маркировке.
27.Продукты переработки яиц. Мороженые яичные продукты. Яичный порошок. Схема производства яйцепродуктов. Требования к качеству. Дефекты. Экспертиза качества. Методы отбора проб и органолептические оценки. Упаковка, маркировка яйцепродуктов и их хранение.
Задание: выбрать один правильный ответ из четырех ответов
1.Какова средняя жирность молока, которое дает корова?
1. 2,5%
2. 3,8%+
3. 4,5%
4. 5,5%
2. Молоко, какого из перечисленных животных содержит больше жира?
1. кобылицы
2. козы
3. овцы +
4. оленихи
3.Из какого молока получает кумыс?
1.из молока верблюдицы
2. из молока буйволицы
3. из козьего молока
4. из кобыльего молока+
4. Какой из перечисленных напитков имеет наиболее кислый вкус?
1.ряженка
2.кефир +
3. йогурт
4. варенец
5. Какие из перечисленных видов тары используют при изготовлении сгущенных молочных консервов?
1. пакеты Тетра Пак +
2. корытца и стаканчики из полимерных материалов
3. тюбики из полимерных материалов
4.стекляныебанки
6.Что используют для заквашивания молока при получении подавляющего большинства сыров?
1. молочнокислые бактерии +
2.сычужный фермент
3.хлористый кальций
4.маслянокислые бактерии
7.Как обрабатывают сливки для получения сливочного масла?
1. обрабатывают на сепараторе +
2. замораживают
4.оставляют на длительное время в холодильной камере для загустения.
8.Массовая доля жира в топленном масле:
1. не менее 82,5%+
2. не менее 90%
3. не менее 99%
4. 100%.
9.Что добавляют в обогащенный молочный продукт?
1.витамины
2.пищевые волокна
3.вкусовые вещества и ароматизаторы+
4.минеральные вещества.
10.Каков максимальный срок созревания сыров?
1. 3 месяца+
2. 4 месяца
3. 5 месяцев
4. 6 месяцев
11. Мышечная ткань - наиболее ценная часть мяса , в туше свиней она составляет :
1.58-62%+
2.40-54%
3.60-65%
4.57-57%
12. Мясо, полученное в результате переработке оленей, не зависимо от пола, возраста от 14 дней и старше это:
1.Говядина
2.Оленина+
3.Свинина
4.Козлятина
13.Полуфабрикат из мяса птицы, изготовленный из частей тушки птицы, в виде кусков различной формы и массы это:
1.Натуральный
2.Кусковой+
3.Рубленый
4.Панированный
14.Языки целые без разрывов и других повреждений, подъязычного мяса, лимфатических узлов, гортани и подъязычной кости, свободные от слизи и крови допускаются к выпуску без слизистой оболочки это:
1.Субпродукт 1 категории +
2.2 категории
3. 3 категории
4.4 категории
15. Мясо птицы и кроликов используют для производства всех видов колбасных изделий, кроме:
1. Вареной
2. Сырокопченых +
3. Копченых
4. Нет ответа
16.Из парного мяса производят:
1. Копченые колбасы
2. Вареные колбасы +
3. Шпикачки
4. Мясной хлеб
17.Срок годности замороженных субпродуктов при -12°С не более:
1. 4 мес. +
2. 6 мес.
3. 8 мес.
4. 1 мес.
18.Какую форму имеет ветеринарное клеймо?
1. квадратное
2. овальное +
3. круглое
19. Свинину в зависимости от категории маркируют следующим образом:
1. первой категории - круглым клеймом +
2. второй - треугольным
3.третьей - овальным
4.четвертой - круглым
20.Мышечная ткань - наиболее ценная часть мяса, в тушке крупного рогатого скота она составляет:
1.57-72%
2.57-62%
3.50-56% +
4.40-52%
Критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов «отлично» Выполнено 86-100% заданий
4 балла «хорошо» Выполнено 71-85% заданий
3 балла «удовлетворительно» Выполнено 56-70% заданий
2 баллов «неудовлетвориительно» Выполнено 0-56% заданий
6.3 Решение кейс задач
Кейс 1 подзадача 2
Мясо исследуется в лаборатории по органолептическим и микробиологическим показателям. Микробиологические показатели соответствует требованиям СанПиН, а органолептические свидетельствуют о его порче (кислый неприятный запах, дряблая консистенция, потемневшие мышцы).
Какому виду порчи подверглось мясо?
Что способствует этому виду порчи? (плохое обескровливание).
Кейс 1 подзадача 2
Мясо исследуется в лаборатории по органолептическим и микробиологическим показателям. Органолептические свойства соответствует требованиям СанПиН, а микробиологические не соответствует (слегка присутствуют запах плесени, мясо дряблой консистенции, ослизнения).
Какому виду порчи подверглось мясо?
Что способствует этому виду порчи? (гниению), (микроорганизмы).
Кейс 2 подзадача 1
Производится экспертиза мяса говядины с неестественно темным цветом, как поверхности, так и мышц на разрезе. В области зареза цвет почти черный. Необходимо определить причину потемнения (плохое обескровливание, мясо старого животного, потемнение в результате нарушения режимов хранения).
Какие дополнительные органолептические исследования необходимы при этом, чтобы обосновать заключение экспертизы?
Кейс 2 подзадача 2
Производится экспертиза мяса говядины с неестественно темным цветом, как поверхности, так и мышц на разрезе. В области зареза цвет почти черный. Необходимо определить причину потемнения.
Каковы результаты этих исследований в каждом конкретном случае (мясо плохо обескровлено, мясо старого животного, потемнение в результате нарушения режимов хранения)?
Кейс 3 подзадача 1
В лабораторию на анализ поступил яичный порошок необычно светлого цвета с желтоватым оттенком. Покупатель (пищевое предприятие) обратился в лабораторию для идентификации продукта.
Как должны проводить идентификацию порошка?
Кейс 3 подзадача 2
В лабораторию на анализ поступил яичный порошок необычно светлого цвета с желтоватым оттенком. Покупатель (пищевое предприятие) обратился в лабораторию для идентификации продукта.
Что является причиной такого цвета?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п