учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение языка программирования Ruby и принципов работы с Ruby on Rails.
Освоение создания веб-приложений с использованием MVC-архитектуры.
Приобретение практического опыта работы с базами данных (SQL, NoSQL) и миграциями.
Развитие навыков чтения, понимания и модификации кода на Ruby.
Формирование умения использовать встроенные утилиты и инструменты фреймворка.
Освоение методов тестирования программного обеспечения (например, с помощью Cucumber).
Развитие способности анализировать предметную область и выбирать соответствующие инструменты разработки
ПКС-2: способность разрабатывать и адаптировать прикладное программное обеспечение;
ПКС-2:
Знать принципы разработки ПО, архитектуру Rails, методы тестирования, основы безопасности.
Уметь проектировать и реализовывать приложения, использовать системы контроля версий, интегрировать с БД, тестировать ПО.
Владеть навыками разработки, сопровождения, адаптации ПО, развертывания приложений, командной работы.
ПКС-5:
Знать методы анализа и моделирования, принципы построения моделей данных, основы реинжиниринга процессов.
Уметь анализировать предметную область, строить модели бизнес-процессов, разрабатывать структуры данных, документировать процессы.
Владеть инструментами моделирования, навыками формализации требований, опытом внедрения моделей в ПО.
архитектуру MVC и особенности построения web-приложений;
методы интеграции приложений с реляционными и нереляционными СУБД, основы работы с ActiveRecord и миграциями;
современные подходы к автоматизированному тестированию программного обеспечения (TDD, BDD, инструменты RSpec, Cucumber);
средства контроля версий (Git) и основы командной разработки ПО;
требования к информационной безопасности web-приложений;
основные методы анализа и моделирования предметной области и бизнес-процессов;
способы формализации требований к информационным системам и их отражения в архитектуре программных решений;
принципы построения моделей данных и их связей в контексте предметной области;
современные средства и инструменты для имитационного моделирования и прототипирования web-приложений.:
проектировать архитектуру web-приложений, реализовывать модели, контроллеры и представления;
применять системы контроля версий для управления исходным кодом и организации командной работы;
интегрировать приложения с базами данных, реализовывать миграции и запросы;
осуществлять автоматизированное тестирование программных модулей;
размещать и сопровождать web-приложения на облачных платформах;
анализировать предметную область и формулировать требования к прикладному программному обеспечению;
строить и реализовывать модели бизнес-процессов с использованием возможностей Ruby on Rails;
разрабатывать структуры данных, отражающие особенности предметной области;
применять методы визуализации и документирования моделей бизнес-процессов;
адаптировать архитектуру программных решений под изменяющиеся требования бизнеса.:
практическими умениями работы с системами контроля версий и хостингом приложений;
инструментами тестирования, отладки и сопровождения прикладного программного обеспечения;
средствами настройки и адаптации приложений под различные пользовательские и бизнес-требования;
навыками формализации и моделирования предметной области средствами языка Ruby и фреймворка Ruby on Rails;
инструментами описания, визуализации и документирования бизнес-процессов;
практикой внедрения моделей предметной области в структуру прикладного программного обеспечения;
приемами анализа и оптимизации бизнес-процессов средствами современных информационных технологий.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Перечень вопросов к экзамену
3. Комплект контрольных вопросов для устных опросов
4. Комплект заданий для лабораторных работ
5. Комплект тем для самостоятельной работы
6. Комплект тестовых заданий
7. Кейс-задания
Программирование на Ruby
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема 1. Знакомство с Ruby
Вопросы:
Каковы основные синтаксические особенности языка Ruby?
Какие базовые конструкции языка Ruby вы знаете? Приведите примеры.
Задание:
Напишите простую программу на Ruby, выводящую на экран строку и результат арифметического выражения.
Тема 2. Основы Ruby
Вопросы:
Что такое блоки в Ruby, как они используются?
Как осуществляется передача аргументов в методы?
Какие базовые типы данных есть в Ruby?
Приведите пример динамической типизации в Ruby.
Задание:
Реализуйте функцию, принимающую блок и вызывающую его с разными параметрами.
Тема 3. Контроль версий с GIT
Вопросы:
Для чего используются системы контроля версий?
Какие основные преимущества даёт использование Git?
Опишите процесс создания репозитория и отправки изменений на GitHub.
Создайте собственный репозиторий на GitHub, выполните коммит и отправьте ссылку преподавателю.
Тема 4. Классы, ООП
Вопросы:
Что такое класс в Ruby? Как он отражает сущности реального мира?
Как реализованы наследование, инкапсуляция и полиморфизм в Ruby?
Для чего используются модули и примеси (mixins)?
Задание:
Напишите пример кода, использующий все три особенности ООП: наследование, инкапсуляцию и полиморфизм.
Тема 5. Тестирование кода
Вопросы:
Зачем нужно автоматизированное тестирование?
Какие существуют подходы к написанию тестов (TDD, BDD)?
Какие инструменты тестирования используются в Ruby и Rails?
Задание:
Напишите пример автоматического теста функции, используя Cucumber или RSpec.
Тема 6. Знакомство с Ruby On Rails
Вопросы:
Что такое web-фреймворк? Какие задачи он решает?
Почему появился Ruby on Rails и в чём его преимущества?
Задание:
Установите Ruby on Rails на свой компьютер и создайте первое приложение.
Тема 7. Основы Ruby On Rails
Вопросы:
Какие основные составляющие имеет фреймворк Ruby on Rails?
Как устроена структура Rails-приложения?
Для чего используются генераторы и scaffolding?
Задание:
Создайте новое шаблонное приложение и опишите его структуру.
Тема 8. Rails и базы данных
Вопросы:
Как организовано взаимодействие Rails-приложения с СУБД?
Что такое ActiveRecord, миграции, и как они применяются?
Приведите пример SQL-запроса, сгенерированного через ActiveRecord.
Задание:
Создайте новую базу данных PostgreSQL и подключите её к своему проекту.
Тема 9. Rails Models
Вопросы:
Как модель в Rails отражает данные в СУБД?
Какие типы связей между моделями существуют (has_one, has_many, belongs_to)?
Как реализовать полиморфизм в связях моделей?
Задание:
Создайте модели с взаимосвязями, описанными на лекции.
Тема 10. Rails Controllers
Вопросы:
Какую роль играют контроллеры в архитектуре MVC?
Как реализуются CRUD-операции в контроллерах?
Как обрабатываются параметры запросов?
Задание:
Реализуйте контроллер, выполняющий поиск объектов по заданному параметру.
Тема 11. Rails Views
Вопросы:
Для чего используются шаблоны (views) в Rails?
Что такое ERB, helpers, assets pipeline?
Как подключить Bootstrap к Rails-приложению?
Задание:
Тема 12. Rails Views and JS
Вопросы:
Как интегрировать JavaScript и Ajax в Rails-приложение?
Приведите пример использования Ajax в представлении Rails.
Задание:
Переделайте представление проекта для работы с Ajax-запросами.
Тема 13. i18n и l10n
Вопросы:
Как реализуется локализация в Rails-приложениях?
Какие файлы и методы используются для перевода интерфейса?
Задание:
Локализуйте на русский язык представления своего проекта.
Тема 14. Хостинг Rails-приложений
Вопросы:
Какие существуют платформы для хостинга Rails-приложений?
Как осуществляется развертывание приложения на heroku.com?
Задание:
Выложите своё приложение на heroku.com и предоставьте ссылку преподавателю.
2. Вопросы и задания для промежуточной аттестации (зачёт)
Теоретические вопросы:
Опишите архитектуру MVC и её реализацию в Ruby on Rails.
Объясните процесс создания и миграции базы данных в Rails.
Расскажите о принципах работы ActiveRecord.
Перечислите основные этапы жизненного цикла Rails-приложения.
Объясните, как реализуется безопасность в Rails-приложениях.
Практические задания:
Разработайте небольшое приложение на Ruby on Rails, реализующее простую предметную область (например, библиотека, блог, список задач).
Реализуйте модели, контроллеры и представления для CRUD-операций.
Добавьте в приложение автоматизированные тесты для одной из моделей или контроллеров.
Разместите приложение на heroku.com и предоставьте ссылку.
Аналитические вопросы:
Проанализируйте преимущества и недостатки использования Ruby on Rails для web-разработки.
Предложите способы оптимизации производительности Rails-приложения.
Опишите возможные уязвимости и методы их предотвращения в web-приложениях.
3. Вопросы для экзамена (промежуточная аттестация)
1. Язык Ruby и основы ООП
Опишите основные синтаксические особенности языка Ruby.
Объясните понятие класса в Ruby и приведите пример его использования.
Как реализованы наследование, инкапсуляция и полиморфизм в Ruby?
Что такое блоки в Ruby и как они применяются?
Приведите пример динамической типизации в Ruby.
2. Контроль версий
Для чего используются системы контроля версий? Какие задачи решает Git?
Опишите процесс создания репозитория и работы с ветками в Git.
Как происходит совместная работа над проектом с использованием GitHub?
3. Тестирование программного кода
Для чего необходимо автоматизированное тестирование ПО?
В чем суть подходов TDD и BDD? Какие инструменты тестирования используются в Ruby/Rails?
Приведите пример автоматического теста для функции или класса.
4. Основы Ruby on Rails
Что такое web-фреймворк? В чем преимущества Ruby on Rails?
Опишите архитектуру MVC и её реализацию в Rails.
Как устроена структура Rails-приложения? Назовите основные директории и их назначение.
Какие команды генерации и scaffolding существуют в Rails?
5. Работа с базами данных
Как осуществляется взаимодействие Rails-приложения с СУБД?
Какие типы связей между моделями существуют? Приведите примеры.
6. Rails Models, Controllers, Views
Как модель в Rails отражает данные в СУБД? Как реализуются связи между моделями?
Как реализовать CRUD-операции в контроллере Rails?
Как обрабатываются параметры запросов в контроллере?
Для чего используются шаблоны (views) в Rails? Что такое ERB, helpers, assets pipeline?
7. Интеграция с внешними технологиями
Как интегрировать Bootstrap и JavaScript в Rails-приложение?
Как реализовать Ajax-запросы и обновление данных без перезагрузки страницы?
8. Локализация и хостинг
Как реализовать локализацию (i18n, l10n) в Rails-приложении?
Опишите процесс развертывания приложения на heroku.com.
9. Безопасность и оптимизация
Какие основные угрозы безопасности существуют для web-приложений? Как их предотвращать в Rails?
Какие способы оптимизации производительности Rails-приложения вы знаете?
Практические задания (на экзамене)
Разработайте небольшое приложение на Ruby on Rails (например, блог, библиотека, список задач), реализующее:
Модели с взаимосвязями (has_many, belongs_to);
CRUD-операции через контроллеры;
Представления с использованием ERB и Bootstrap;
Одну или несколько форм с валидацией;
Пример локализации интерфейса;
Пример автоматического теста (RSpec или Cucumber).
Разместите приложение на heroku.com и предоставьте ссылку преподавателю.
Проанализируйте архитектуру своего приложения:
Опишите, как реализованы принципы MVC;
Какие методы обеспечения безопасности использованы;
Как организовано взаимодействие с базой данных.
Перечень вопросов к зачёту
Основы синтаксиса языка Ruby
Какие базовые конструкции языка Ruby вы знаете?
Каковы особенности синтаксиса Ruby?
Синтаксические конструкции, блоки, передача аргументов, базовые типы данных
Как реализованы блоки в Ruby?
Как осуществляется передача аргументов в методы?
Какие типы данных используются в Ruby?
Приведите пример динамической типизации.
Системы контроля версий (Git)
Для чего нужны системы контроля версий?
Какие задачи решает использование системы контроля версий?
Каковы основные команды Git?
Классы и ООП в Ruby
Что такое класс в Ruby?
Как реализованы наследование, полиморфизм и инкапсуляция в Ruby?
Как класс отражает сущность реального мира?
Автоматизированное тестирование программного обеспечения
Для чего необходимо автоматизированное тестирование?
Какие проблемы решает автоматизация тестов?
Какие существуют подходы к написанию тестов (TDD, BDD)?
Какие инструменты тестирования используются в Ruby/Rails?
Web-фреймворки и Ruby on Rails
Что такое web-фреймворк?
Какова краткая история возникновения web-фреймворков?
Какие задачи облегчает использование фреймворка для разработчика?
Архитектура и основные модули Ruby on Rails
Каковы основные составляющие фреймворка Ruby on Rails?
Какие функции выполняет каждый модуль Rails?
Взаимодействие Rails-приложения с базами данных
Как Rails-приложение взаимодействует с СУБД?
Что такое ActiveRecord и каковы его основные методы?
Приведите примеры составления запросов к базе данных.
Что такое модель в Rails?
Как модель отражает данные в СУБД?
Какие данные хранит модель?
Какова сфера ответственности класса-модели?
Контроллеры в Rails
Какова роль контроллеров в Rails-приложении?
Как реализуется логика приложения в контроллерах?
Как осуществляется обработка запросов?
Представления (views) в Rails
Для чего используются представления в Rails?
Что такое шаблоны ERB?
Как используются helpers и assets pipeline?
Как интегрируется Bootstrap в представления?
Интеграция JavaScript и Ajax в Rails
Как интегрируется JavaScript в Rails-приложение?
Как реализуются Ajax-запросы в представлениях Rails?
Локализация и интернационализация (i18n, l10n) в Rails
Как реализуется локализация интерфейса в Rails-приложениях?
Какие инструменты и файлы используются для перевода?
Хостинг Rails-приложений
Какие существуют платформы для размещения Rails-приложений?
Как осуществляется деплой приложения на heroku.com?
Перечень вопросов к экзамену
Раздел 1. Язык Ruby и основы программирования
Краткая история языка Ruby. Почему именно Ruby?
Основы синтаксиса языка Ruby, базовые конструкции (переменные, операторы, массивы, хэши, итерации).
Принцип «Всё - объекты» в Ruby.
Области видимости и приоритеты операторов в Ruby.
Синтаксические конструкции, блоки, передача аргументов, базовые типы данных.
Динамическая типизация в Ruby: примеры и преимущества.
Системы контроля версий: назначение, основные понятия, преимущества использования Git.
Основные команды Git, ветвления, слияния, работа с GitHub, pull-requests.
Понятие класса в Ruby: структура, методы, поля, конструкторы.
Принципы ООП в Ruby: инкапсуляция, наследование, полиморфизм, их реализация.
Модули и примеси (mixins) в Ruby, интерфейс объекта.
Автоматизированное тестирование: зачем нужно, какие задачи решает.
Подходы к тестированию: TDD, BDD, инструменты RSpec и Cucumber.
Пример автоматического теста функции на Ruby.
Раздел 2. Основы Ruby on Rails и разработка web-приложений
Краткая история web-фреймворков. Что такое web-фреймворк?
Преимущества и особенности Ruby on Rails.
Необходимость разделения данных, логики и представления (MVC).
Основные составляющие и модули Ruby on Rails, функции каждого модуля.
Создание нового Rails-приложения: структура, основные директории, генераторы, scaffolding.
СУБД: отличие SQL и NoSQL, выбор СУБД для Rails-приложения.
Установка и настройка PostgreSQL, утилиты psql, createdb, createuser.
ActiveRecord: назначение, основные методы, миграции, примеры SQL-запросов через ORM.
Модель в Rails: как класс, как отражение данных в СУБД, ответственность класса.
Взаимосвязи между моделями: has_one, has_many, belongs_to, полиморфизм в связях моделей.
Валидация данных в моделях Rails.
Контроллеры в Rails: реализация логики приложения, основы обработки запросов.
CRUD и REST: маршрутизация, работа с параметрами, примеры кода контроллера.
Представления (views) в Rails: шаблоны ERB, helpers, assets pipeline.
Интеграция Bootstrap: назначение, способы подключения, оформление интерфейса.
Интеграция JavaScript и Ajax в Rails-приложениях: назначение, примеры реализации.
Принципы работы Ajax, примеры асинхронных запросов в Rails.
Локализация и интернационализация (i18n, l10n) в Rails: задачи, настройка языковых файлов.
Хостинг Rails-приложений: обзор платформ, этапы деплоя на heroku.com.
Особенности публикации приложения на Heroku, настройка окружения.
Безопасность web-приложений на Ruby on Rails: типовые угрозы, методы защиты.
Оптимизация производительности Rails-приложения: кеширование, оптимизация запросов.
Современные подходы к тестированию, отладке и сопровождению Rails-приложений.
Внедрение и адаптация Rails-приложений в бизнес-процессы организации.
Оценка экономических затрат на проекты информатизации с использованием Rails.
Влияние open source-сообщества на развитие Ruby и Rails.
Написать пример класса в Ruby с инкапсуляцией, наследованием и полиморфизмом.
Реализовать миграцию и модель с ассоциациями в Rails.
Создать контроллер с CRUD-операциями и реализовать поиск по базе данных.
Оформить представление с использованием Bootstrap и реализовать Ajax-запрос.
Настроить локализацию для одной из страниц приложения.
Описать процесс деплоя приложения на Heroku.
Комплект контрольных вопросов для устных опросов
1. Знакомство с Ruby
Каковы основные синтаксические особенности языка Ruby?
Какие базовые конструкции языка Ruby вы знаете? Приведите примеры.
2. Основы Ruby
Что означает принцип «Всё - объекты» в Ruby?
Каковы основные типы данных в Ruby?
Как реализованы блоки и итераторы в Ruby?
Как осуществляется передача аргументов в методы?
Приведите пример динамической типизации в Ruby.
3. Контроль версий с GIT
Для чего используются системы контроля версий?
Какие задачи решает использование системы контроля версий в командной разработке?
Назовите основные команды Git и их назначение.
Как осуществляется работа с ветками и слияниями в Git?
Как происходит взаимодействие с GitHub?
4. Классы и ООП в Ruby
Что такое класс в Ruby? Как класс отражает сущность реального мира?
Как реализованы наследование, инкапсуляция и полиморфизм в Ruby?
Для чего используются модули и примеси (mixins) в Ruby?
Приведите пример кода, реализующий основные принципы ООП.
5. Тестирование кода
Для чего необходимо автоматизированное тестирование программного обеспечения?
Какие задачи решает автоматизация тестов?
Какие существуют подходы к написанию тестов (TDD, BDD)?
Какие инструменты тестирования используются в Ruby и Rails?
6. Знакомство с Ruby On Rails
Что такое web-фреймворк? Какова история появления web-фреймворков?
Какие задачи облегчает использование фреймворка для разработчика?
7. Основы Ruby On Rails
Какие основные составляющие имеет фреймворк Ruby On Rails?
Какие функции выполняет каждый модуль Rails?
Какова структура Rails-приложения?
8. Rails и базы данных
Как Rails-приложение взаимодействует с СУБД?
Что такое ActiveRecord и миграции?
Приведите примеры составления запросов к базе данных через ActiveRecord.
9. Rails Models
Что такое модель в Rails? Как модель отражает данные в СУБД?
Какие типы связей между моделями существуют (has_one, has_many, belongs_to)?
Как реализовать полиморфизм в связях моделей?
Какие данные и функции находятся в сфере ответственности класса-модели?
10. Rails Controllers
Какова роль контроллеров в архитектуре MVC?
Как реализуются CRUD-операции в контроллерах Rails?
Как осуществляется обработка параметров запросов в контроллере?
Приведите пример кода контроллера.
11. Rails Views
Для чего используются представления (views) в Rails?
Что такое шаблоны ERB? Как они работают?
Как используются helpers и assets pipeline?
Как подключить и использовать Bootstrap в Rails-приложении?
12. Rails Views и JavaScript (Ajax)
Как интегрировать JavaScript и Ajax в Rails-приложение?
Приведите пример использования Ajax в представлении Rails.
13. Локализация и интернационализация (i18n, l10n)
Как реализуется локализация интерфейса в Rails-приложениях?
Какие файлы и методы используются для перевода интерфейса?
14. Хостинг Rails-приложений
Какие существуют платформы для размещения Rails-приложений?
Какие этапы включает деплой Rails-приложения?
Комплект заданий для лабораторных работ
Лабораторная работа 1. Основы синтаксиса Ruby
Цели:
Ознакомиться с базовыми конструкциями языка Ruby.
Научиться писать простые программы на Ruby.
Пошаговая инструкция:
Изучить синтаксис языка Ruby: переменные, типы данных, операторы.
Написать программу, которая выводит на экран текст и результат арифметических операций.
Создать и использовать массивы и хэши.
Реализовать простой цикл с использованием итераторов.
Критерии оценки:
Корректность синтаксиса и работоспособность программы.
Использование базовых конструкций языка.
Чистота и читаемость кода.
Лабораторная работа 2. Работа с классами и ООП в Ruby
Цели:
Освоить принципы объектно-ориентированного программирования в Ruby.
Научиться создавать классы, методы, использовать наследование.
Пошаговая инструкция:
Создать класс с атрибутами и методами.
Реализовать наследование и переопределение методов.
Использовать инкапсуляцию (private, protected методы).
Продемонстрировать полиморфизм на примере нескольких классов.
Критерии оценки:
Правильная реализация классов и наследования.
Корректное использование модификаторов доступа.
Соответствие принципам ООП.
Лабораторная работа 3. Контроль версий с Git
Цели:
Научиться работать с системой контроля версий Git.
Освоить основные команды и работу с удалённым репозиторием.
Пошаговая инструкция:
Установить Git и создать локальный репозиторий.
Сделать несколько коммитов с изменениями в проекте.
Создать ветку, внести изменения, выполнить слияние веток.
Опубликовать репозиторий на GitHub и сделать pull-request.
Критерии оценки:
Правильность выполнения команд Git.
Наличие истории коммитов с понятными сообщениями.
Успешное создание и слияние веток.
Лабораторная работа 4. Тестирование кода с RSpec/Cucumber
Цели:
Познакомиться с автоматизированным тестированием в Ruby.
Научиться писать тесты и запускать их.
Пошаговая инструкция:
Установить RSpec и/или Cucumber в проект.
Написать тесты для простых функций или классов.
Запустить тесты и проанализировать результаты.
Исправить ошибки, если тесты не проходят.
Критерии оценки:
Наличие корректно написанных тестов.
Успешное прохождение тестов.
Понимание принципов TDD/BDD.
Лабораторная работа 5. Создание базового Rails-приложения
Цели:
Освоить создание и структуру Rails-приложения.
Запустить сервер и проверить работу приложения.
Пошаговая инструкция:
Установить Ruby on Rails.
Создать новое приложение командой rails new.
Ознакомиться со структурой каталогов.
Запустить сервер и открыть стартовую страницу.
Критерии оценки:
Корректное создание приложения.
Запуск сервера без ошибок.
Лабораторная работа 6. Работа с базами данных и миграциями
Цели:
Научиться создавать и подключать базу данных PostgreSQL к Rails-приложению.
Освоить миграции для создания таблиц.
Пошаговая инструкция:
Установить и настроить PostgreSQL.
Создать базу данных и пользователя.
Настроить подключение в database.yml.
Создать миграцию для таблицы, выполнить миграцию.
Проверить структуру базы.
Критерии оценки:
Корректное создание и подключение БД.
Успешное выполнение миграций.
Соответствие структуры БД требованиям.
Лабораторная работа 7. Создание моделей и связей
Цели:
Научиться создавать модели и устанавливать связи между ними.
Реализовать валидации данных.
Пошаговая инструкция:
Создать модели с помощью генераторов.
Определить связи has_many, belongs_to.
Добавить валидации (например, присутствие, уникальность).
Проверить работу моделей через консоль Rails.
Критерии оценки:
Правильное определение моделей и связей.
Корректная работа валидаций.
Отсутствие ошибок при работе с моделями.
Лабораторная работа 8. Разработка контроллеров и маршрутизация
Цели:
Освоить создание контроллеров и маршрутов в Rails.
Реализовать CRUD-операции.
Пошаговая инструкция:
Создать контроллер с действиями index, show, new, create, edit, update, destroy.
Настроить маршруты в routes.rb.
Реализовать обработку параметров и логику действий.
Проверить работу через браузер.
Критерии оценки:
Полнота и корректность CRUD-операций.
Правильная маршрутизация.
Отсутствие ошибок при выполнении запросов.
Лабораторная работа 9. Создание представлений и оформление с Bootstrap
Цели:
Научиться создавать представления с использованием ERB.
Подключить Bootstrap для стилизации.
Пошаговая инструкция:
Создать шаблоны представлений для основных действий контроллера.
Подключить Bootstrap через CDN или gem.
Оформить страницы с использованием классов Bootstrap.
Проверить отображение страниц.
Критерии оценки:
Корректное отображение данных.
Использование Bootstrap для оформления.
Чистота и удобство интерфейса.
Лабораторная работа 10. Интеграция Ajax и JavaScript
Цели:
Освоить асинхронные запросы в Rails.
Реализовать динамическое обновление страниц.
Пошаговая инструкция:
Добавить JavaScript и Ajax в представления.
Реализовать обновление части страницы без перезагрузки.
Проверить работу функционала.
Критерии оценки:
Корректная работа Ajax-запросов.
Отсутствие ошибок в консоли браузера.
Улучшение пользовательского опыта.
Лабораторная работа 11. Локализация интерфейса
Цели:
Реализовать переключение языков.
Пошаговая инструкция:
Настроить файлы локализации.
Перевести основные элементы интерфейса.
Добавить переключатель языка.
Проверить корректность отображения.
Критерии оценки:
Полнота перевода.
Корректная работа переключения языков.
Отсутствие ошибок.
Лабораторная работа 12. Деплой приложения на Heroku
Цели:
Освоить процесс публикации Rails-приложения в облаке.
Проверить работу приложения в продакшн-среде.
Пошаговая инструкция:
Создать аккаунт на Heroku.
Подготовить приложение к деплою (Gemfile, конфигурация БД).
Выполнить деплой через Git.
Проверить работу приложения по ссылке.
Комплект тем для самостоятельной работы
1. Знакомство с Ruby
Задание: Изучить основы синтаксиса языка Ruby, основные базовые конструкции языка.
Вопросы для самопроверки:
Какие основные конструкции языка Ruby вы знаете?
В чём особенности синтаксиса Ruby?
2. Основы Ruby
Задание: Освоить синтаксические конструкции, блоки, передачу аргументов, базовые типы данных. Привести примеры динамической типизации.
Вопросы для самопроверки:
Как реализованы блоки в Ruby?
Как осуществляется передача аргументов в методы?
Какие типы данных используются в Ruby?
Приведите пример динамической типизации.
3. Контроль версий с GIT
Задание: Изучить назначение и основные принципы работы системы контроля версий Git, освоить базовые команды.
Вопросы для самопроверки:
Для чего нужны системы контроля версий?
Какие задачи решает использование системы контроля версий?
4. Классы, ООП
Задание: Изучить понятие класса как описания сущности реального мира, освоить наследование, полиморфизм и инкапсуляцию в Ruby.
Вопросы для самопроверки:
Что такое класс в Ruby?
Как реализованы наследование, полиморфизм и инкапсуляция в Ruby?
5. Тестирование кода
Задание: Изучить основы автоматизированного тестирования программного обеспечения, подходы к написанию тестов (TDD, BDD), инструменты тестирования.
Вопросы для самопроверки:
Какие задачи решает автоматизация тестов?
Какие существуют подходы к написанию тестов?
6. Знакомство с Ruby On Rails
Задание: Подготовиться к контрольной работе: изучить понятие web-фреймворка, историю возникновения, задачи, которые облегчает фреймворк для разработчика.
Вопросы для самопроверки:
Что такое web-фреймворк?
Какие задачи решает использование фреймворка?
7. Основы Ruby On Rails
Задание: Изучить основные составляющие фреймворка Ruby On Rails, назначение и функции модулей.
Вопросы для самопроверки:
Какие основные модули входят в Rails?
Каковы функции каждого модуля?
8. Rails и базы данных
Задание: Изучить способы взаимодействия Rails-приложения с СУБД, методы ActiveRecord, примеры запросов к базе данных.
Вопросы для самопроверки:
Какие основные методы ActiveRecord вы знаете?
9. Rails Models
Задание: Изучить понятие модели как класса и отражения данных в СУБД, определить сферу ответственности класса-модели.
Вопросы для самопроверки:
Какие данные хранит модель?
Какова ответственность класса-модели?
10. Rails Controllers
Задание: Изучить роль контроллеров в архитектуре Rails, способы реализации логики приложения, обработку запросов.
Вопросы для самопроверки:
Как реализовать контроллер в Rails?
Как осуществляется обработка параметров запроса?
11. Rails Views
Задание: Подготовиться к контрольной работе: изучить назначение представлений, шаблоны ERB, helpers, assets pipeline, интеграцию Bootstrap.
Вопросы для самопроверки:
Для чего нужны представления в Rails?
Как используются helpers и assets pipeline?
12. Rails Views and JS
Задание: Изучить интеграцию JavaScript и Ajax в Rails-приложение, примеры использования Ajax-запросов.
Вопросы для самопроверки:
Как интегрируется JavaScript в Rails?
Как реализовать Ajax-запрос в представлении?
13. i18n и l10n
Задание: Изучить методы локализации интерфейса Rails-приложения, настройку языковых файлов.
Вопросы для самопроверки:
Как реализуется локализация в Rails?
Какие файлы используются для перевода?
14. Хостинг Rails-приложений
Задание: Изучить платформы для размещения Rails-приложений, этапы деплоя на heroku.com.
Вопросы для самопроверки:
Как осуществляется деплой приложения на Heroku?
Какие этапы включает публикация приложения?
Общие рекомендации
Для каждой темы подготовьте краткий конспект и выполните практические задания (написание кода, настройка среды, разбор примеров).
По итогам самостоятельной работы подготовьте отчет или ответьте на вопросы для самопроверки.
Часть заданий предполагает публикацию кода на GitHub и/или деплой приложения на Heroku.
Формы контроля:
Проверка домашних заданий и отчетов
Контрольные работы
Защита мини-проектов
Устные опросы и тестирование
Комплект тестовых заданий
Уровень: ЗНАТЬ
1. Какой из перечисленных языков программирования лежит в основе фреймворка Ruby on Rails?
A) Python
B) Ruby
C) Java
D) PHP
Ответ: B
2. Как называется принцип ООП, при котором подкласс наследует свойства и методы суперкласса?
A) Инкапсуляция
B) Полиморфизм
C) Наследование
D) Абстракция
Ответ: C
3. Какой тип данных в Ruby позволяет хранить пары "ключ-значение"?
A) Array
B) Hash
C) String
D) Set
Ответ: B
4. Какой командой в Git создаётся новая ветка?
A) git merge
B) git branch
D) git pull
Ответ: B
5. Какой файл отвечает за описание зависимостей в Rails-проекте?
A) config.ru
B) Gemfile
C) package.json
D) requirements.txt
Ответ: B
6. Какой шаблонизатор по умолчанию используется в Rails для представлений?
A) Haml
B) ERB
C) Slim
D) Jade
Ответ: B
7. Какой метод ActiveRecord используется для поиска записи по id?
A) find_by
B) locate
C) find
D) search
Ответ: C
Уровень: ЗНАТЬ, УМЕТЬ
8. Какой командой создаётся новое Rails-приложение?
A) rails generate app
B) rails new
C) rails create
D) rails init
Ответ: B
9. Какой командой выполняется миграция в Rails?
A) rails migrate
B) rake db:migrate
C) rails db:create
D) rails db:rollback
Ответ: B
10. Какой метод используется для валидации присутствия значения в модели Rails?
A) validates_presence_of
B) validate_presence
C) require
D) validates
Ответ: A
11. Какой метод контроллера Rails отвечает за отображение списка всех записей?
A) show
B) index
C) list
D) display
Ответ: B
12. Какой файл отвечает за маршрутизацию в Rails-приложении?
A) routes.rb
B) paths.rb
C) navigation.rb
D) config.rb
Ответ: A
13. Какой инструмент используется для написания модульных тестов в Ruby?
A) JUnit
B) RSpec
C) Mocha
D) Selenium
Ответ: B
14. Какой метод используется для передачи данных из контроллера во view в Rails?
A) set
B) assign
C) instance variable (@variable)
D) pass
Ответ: C
Уровень: ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ
15. Какой командой можно развернуть Rails-приложение на платформе Heroku?
A) heroku deploy
B) git push heroku master
D) heroku start
Ответ: B
16. Какой способ интеграции позволяет обновлять часть страницы без полной перезагрузки?
A) WebSockets
B) Ajax
C) REST
D) SOAP
Ответ: B
17. Какой механизм Rails используется для локализации интерфейса?
A) i18n
B) l10n
C) translate
D) localize
Ответ: A
18. Какой тип связи между моделями описывает отношение "один ко многим"?
A) has_one
B) has_many
C) belongs_to
D) has_and_belongs_to_many
Ответ: B
19. Какой метод используется для защиты от CSRF-атак в Rails-контроллере?
A) protect_from_forgery
B) csrf_protect
C) secure_form
D) verify_authenticity
Ответ: A
20. Какой инструмент Rails позволяет создавать шаблонные структуры кода для моделей, контроллеров и представлений?
A) rails generator
B) rails scaffolding
C) rails builder
D) rails template
Ответ: B
Кейс-задания
Кейс 1. Разработка мини-CMS для новостного сайта
Ситуация:
Компания планирует создать новостной сайт с возможностью публикации статей, их редактирования и удаления, а также с разделением пользователей на редакторов и читателей.
Задание:
Проанализируйте предметную область и определите основные сущности (модели) и их связи.
Разработайте структуру базы данных (модели, миграции) для хранения статей, пользователей и ролей.
Реализуйте CRUD-интерфейс для статей с разграничением прав доступа (редактор/читатель).
Организуйте регистрацию и аутентификацию пользователей.
Реализуйте автоматическое тестирование основных функций.
Выложите приложение на Heroku и предоставьте ссылку.
Кейс 2. Интеграция внешнего API в Rails-приложение
Ситуация:
Вам поручено добавить в существующее Rails-приложение функционал отображения текущей погоды в городе пользователя, используя открытое API (например, OpenWeatherMap).
Задание:
Изучите документацию выбранного API.
Реализуйте сервисный объект или модуль для получения данных о погоде по заданному городу.
Добавьте на главную страницу приложения виджет, отображающий актуальную погоду.
Обеспечьте обработку ошибок при недоступности API.
Оформите интерфейс с помощью Bootstrap.
Кейс 3. Безопасность и аудит Rails-приложения
Ситуация:
В процессе аудита вашего Rails-приложения обнаружены потенциальные уязвимости: отсутствие защиты от CSRF, XSS и SQL-инъекций.
Задание:
Проанализируйте код приложения и выявите уязвимые места.
Реализуйте защиту от CSRF-атак средствами Rails.
Проверьте шаблоны на предмет XSS и обеспечьте экранирование пользовательского ввода.
Проверьте использование параметризированных запросов для защиты от SQL-инъекций.
Подготовьте отчёт по проведённому аудиту и реализованным мерам.
Кейс 4. Локализация и интернационализация приложения
Компания выходит на международный рынок и требует, чтобы ваше приложение поддерживало как минимум русский и английский языки.
Задание:
Настройте систему i18n в Rails-приложении.
Переведите все основные элементы интерфейса на английский и русский языки.
Реализуйте переключение языка интерфейса пользователем.
Протестируйте корректность отображения информации на обоих языках.
Оформите краткую инструкцию для пользователей по смене языка.
Кейс 5. Оценка экономической эффективности внедрения Rails-приложения
Ситуация:
Руководство компании просит подготовить обоснование экономической целесообразности внедрения автоматизированной системы учёта заявок на обслуживание (на базе Rails).
Задание:
Опишите бизнес-процесс до и после внедрения системы.
Рассчитайте основные затраты на разработку, внедрение и сопровождение (человеко-часы, хостинг, поддержка).
Оцените ожидаемые выгоды: сокращение времени обработки заявок, снижение числа ошибок, повышение прозрачности.
Составьте сравнительную таблицу "затраты – выгоды".
Подготовьте презентацию для руководства.
Кейс 6. Реинжиниринг бизнес-процесса с использованием Rails
Ситуация:
В отделе кадров устаревшая система учёта отпусков. Необходимо автоматизировать процесс подачи, согласования и учёта заявок на отпуск.
Задание:
Проанализируйте текущий процесс (AS IS), выявите основные проблемы.
Предложите новую модель бизнес-процесса (TO BE) с использованием Rails-приложения.
Разработайте прототип приложения: модели, контроллеры, маршруты.
Реализуйте базовый интерфейс для подачи и согласования заявок.
Подготовьте отчёт по реинжинирингу и демонстрацию прототипа.
Рекомендации по использованию кейс-заданий
Кейс-задания могут использоваться для текущего контроля, промежуточной аттестации, защиты проектов или в качестве самостоятельной работы.
Оценка проводится по критериям: полнота анализа, качество реализации, оформление, защита.
Поощряется командная работа и использование современных инструментов (Git, CI/CD, Heroku и др.).
2. Объектно-ориентированное программирование на Ruby: особенности и преимущества
3. Системы контроля версий в командной разработке: роль и преимущества Git
4. Автоматизированное тестирование в разработке программного обеспечения: подходы TDD и BDD
5. Архитектура MVC и её реализация во фреймворке Ruby on Rails
6. Сравнительный анализ фреймворков для веб-разработки: Ruby on Rails, Django, Laravel
7. Интеграция реляционных и нереляционных баз данных в веб-приложениях на Ruby on Rails
8. Роль моделей, контроллеров и представлений в структуре Rails-приложения
9. Интернационализация и локализация веб-приложений: опыт реализации в Ruby on Rails
10. Безопасность веб-приложений на Ruby on Rails: типовые угрозы и методы защиты
11. Использование Ajax и JavaScript в Rails-приложениях для повышения интерактивности
12. Деплой и сопровождение Rails-приложений: современные подходы и инструменты (Heroku, Docker, CI/CD)
13. Влияние open source-сообщества на развитие Ruby и Rails
14. Разработка и внедрение бизнес-процессов в Rails-приложениях: моделирование предметной области
15. Экономическая оценка проектов по информатизации на примере внедрения Rails-приложения
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п