учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Кадастр недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных положений управления недвижимостью; знаний базовых положений теории управления, используемых в управлении недвижимостью; понятия о портфеле недвижимости, его характеристиках и принципах управления им; представлений о целях и методах управления недвижимостью на отдельных этапах ее жизненного цикла; формирование представлений об использовании современных программных и технических средств информационных технологий для решения задач управления недвижимостью.
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ИД-1УК-10 Знает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике; виды личных доходов и расходов; основные финансовые инструменты, используемые для управления личными финансами
ИД-2 УК-10 Умеет применять методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей; использовать финансовые инструменты для управления личными финансами в различных областях жизнедеятельности
ИД-3 УК-10 владеет навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
ПКС-4 способен использовать современные технологии сбора, систематизации, обработки и учета ин-формации при проведении кадастровых и землеустроительных работ
и экономического развития, цели и формы участия государства в эко-номике; виды личных доходов и расходов; основные финансовые инструменты, используемые для управления личными финансами.
ПКС-4: Способен использовать современные технологии сбора, систематизации, обработки и учета информации при проведении кадастровых и землеустроительных работ;
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ИД-1УК-10 Знает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике; виды личных доходов и расходов; основные финансовые инструменты, используемые для управления личными финансами
ИД-2 УК-10 Умеет применять методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей; использовать финансовые инструменты для управления личными финансами в различных областях жизнедеятельности
ИД-3 УК-10 владеет навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
ПКС-4 способен использовать современные технологии сбора, систематизации, обработки и учета ин-формации при проведении кадастровых и землеустроительных работ
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
Вопросы для коллоквиумов
Практические задания
Перечень тем рефератов (докладов, презентаций)
Управление недвижимостью
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Дайте определение понятия «недвижимое имущество». (УК-10, ПКС-4)
2. Какие вещные права предусмотрены российским действующим законодательством? (УК-10, ПКС-4)
3. Какие вещные права принадлежат собственнику недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
4. Что такое приватизация? (УК-10, ПКС-4)
5. Что составляет содержание понятий «хозяйственное ведение» и «оперативное управление»? (УК-10, ПКС-4)
6. Что представляет собой сервитут? (УК-10, ПКС-4)
7. Что такое сделка? (УК-10, ПКС-4)
8. В каких случаях сделка может быть признана ничтожной? (УК-10, ПКС-4)
9. Какие существуют виды сделок с объектами недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
10. Что такое правоустанавливающий документ? (УК-10, ПКС-4)
11. Каков порядок государственной регистрации сделок с недвижимостью? (УК-10, ПКС-4)
12. В каких случаях может быть отказано в государственной регистрации прав на недвижимость? (УК-10, ПКС-4)
13. Кто может получить сведения из государственного органа о том, кому принадлежит данный объект недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
14. Каким образом осуществляется государственное регулирование в сфере недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
15. Как осуществляется управление имущественным комплексом в г. Улан-Удэ? (УК-10, ПКС-4)
16. Что собой представляет государственный кадастр недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
17. Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка землепользования? (УК-10, ПКС-4)
18. Что понимается под инвентаризацией объектов недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
19. Кто осуществляет технический учет и техническую инвентаризацию? (УК-10, ПКС-4)
20. Какими особенностями обладает недвижимость как товар? (УК-10, ПКС-4)
21. Какие факторы оказывают влияние на рынок недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
22. По каким признакам можно классифицировать рынки недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
23. Назовите участников отечественного рынка недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
25. Что собой представляет процесс анализа рынка недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
26. Как развитие рынка недвижимости связано с промышленным циклом? (УК-10, ПКС-4)
27. Какие факторы определяют привлекательность зарубежной недвижимости для инвестора? (УК-10, ПКС-4)
28. В чем состоит взаимосвязь рынка недвижимости и рынка капитала в краткосрочном периоде? (УК-10, ПКС-4)
29. От чего на рынке капитала зависит спрос на объекты недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
30. Как государство участвует в финансировании недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
31. Что такое ипотечный кредит? (УК-10, ПКС-4)
32. Назовите типы ипотечных кредитов. (УК-10, ПКС-4)
33. Что собой представляет девелопмент недвижимости? (УК-10, ПКС-4)
34. Что включает в себя концепция девелоперского проекта?
35. Назовите основные этапы реализации девелоперского проекта. (УК-10, ПКС-4)
36. Приведите показатели коммерческой эффективности девелоперского проекта. (УК-10, ПКС-4)
37. Какие существуют пути повышения технико-экономической эффективности объектов деве-лопмента? (УК-10, ПКС-4)
38. Назовите виды рисков, возникающих при управлении девелоперским проектом. (УК-10, ПКС-4)
39. Какие существуют методы анализа рисков, возникающих при управлении девелоперским про-ектом? (УК-10, ПКС-4)
40. Дайте определение понятия «управление недвижимостью». (УК-10, ПКС-4)
41. Сформулируйте цели и принципы управления недвижимостью. (УК-10, ПКС-4)
42. В чем заключатся основная цель стратегии маркетинга при управлении недвижимостью? (УК-10, ПКС-4)Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
1. Как рассчитывается коэффициент емкости рынка?
2. Из чего при управлении объектом недвижимости складывается затратная часть?
3. Что входит в доходную часть?
4. Какие существуют виды договоров аренды объектов недвижимости?
5. Назовите основные положения программы маркетинга офисного здания.
6. Приведите основные положения маркетинговой концепции торгового центра.
7. Назовите основные принципы управления складом.
8. Что включает в себя работа по технической эксплуатации здания?
9. Что собой представляет интеллектуальное оснащение здания?
10. Назовите методы обеспечения безопасности объекта недвижимости.
11. По каким параметрам можно оценить техническое состояние здания и необходимость его ре-монта?
12. Какие факторы окружающей среды оказывают негативное влияние на техническое состояние объектов недвижимости?
13. Для каких целей используются результаты оценки стоимости объектов недвижимости?
14. Какие существуют виды стоимости недвижимости?
15. Перечислите принципы оценки стоимости недвижимости.
16. Назовите основные этапы процесса оценки недвижимости.
17. Что является источником информации при оценке стоимости недвижимости?
18. Назовите особенности проведения оценки стоимости недвижимости при использовании до-ходного подхода.
19. Какие существуют методы оценки стоимости недвижимости в рамках доходного подхода?
20. В чем заключается сущность сравнительного подхода к оценке недвижимости?
21. Перечислите основные этапы оценки недвижимости сравнительным подходом.
22. Назовите особенности оценки стоимости зданий при использовании затратного подхода.
23. Перечислите основные этапы применения затратного подхода к оценке недвижимости.
24. Какие существуют методы оценки стоимости земельного участка?
25. Изложите порядок налогообложения недвижимого имущества юридических лиц.
26. Назовите категории граждан, освобождаемых от уплаты налога на имущество физических лиц.
27. Кто согласно российскому законодательству признается налогоплательщиками земельного налога?
28. Кто определяет налоговые ставки по земельному налогу?
29. Кто имеет право устанавливать льготы по земельному налогу?
30. Изложите порядок налогообложения доходов физических лиц, получаемые от операций с не-движимым имуществом.
31. Взимается ли налог с имущества, переходящего в порядке наследования?
32. Какова ставка налога на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недви-жимым имуществом?
Вопросы для коллоквиумов
1. Факторы использования недвижимости:
2. Характеристика недвижимости как блага.
3. Характеристика недвижимости как товара.
4. Характеристика недвижимости как источника дохода.
5. Теория оценки недвижимости
6. Исторические аспекты развития современного рынка недвижимости и методов оценки:
7. Законодательное регулирование оценочной деятельности в РФ.
9. Принципы стоимостной оценки недвижимости.
10. Основы управления недвижимостью
11. Основные принципы и теории управления
12. Управление объектами недвижимости в процессе их воспроизводства: принципиальная мо-дель управления недвижимостью; принципы принятия инвестиционных решений.
13. Характеристика предынвестиционной и инвестиционной фазы проекта: экономический анализ проекта; финансовый анализ проекта.
14. Содержание показателей эффективности инвестиционных проектов развития недвижимости и капитальных вложений (инвестиций): построения графика жизненного цикла финансовых ре-зультатов; срок окупаемости, ЧДД, внутренняя норма доходности, индекс доходности, расчетные модели простые бухгалтерские и с теорией дисконтирования.
15. Содержание общей теории сервейинга как современной концепции системного анализа и управления недвижимостью.
16. Организация работы по управлению недвижимостью
17. Управление портфелем недвижимости: понятие стратегий управления и их формирование; анализ инструментов формирования стратегий (матрица портфельного анализа; модель «привлекательность рынка — преимущества в конкуренции».
18. Особенности анализа портфеля применительно к рынку жилья.
19. Девелопмент недвижимости
20. Цели и принципы организации девелопмента недвижимости.
21. Содержание девелоперской деятельности (сущность девелоперского процесса; модель деве-лопмента недвижимости; характеристика девелоперов и участников девелоперских проектов; факторы формирования стоимости девелоперской компании).
22. Стадии и фазы девелоперского проекта (прединвестиционная и инвестиционная стадии).
23. Оценка стоимости девелоперских проектов (эффективность и стоимость девелоперских про-ектов; традиционные показатели эффективности и модель реальных опционов; специфика подходов и методов в оценке объектов девелопмента — сравнительный, доходный и затрат-ный подходы).
24. Содержание и сущность земельного девелопмента (Land-девелопмента).
25. Методы оценки стоимости земельных участков на ранних прединвестиционных стадиях их приобретения на открытых аукционах.
26. Особенности и специфика оценки стоимости права аренды по земельным участкам под ком-плексное освоение территорий в целях жилищного строительства.
27. Метод предполагаемого использования и его характеристика. Метод «инвестиционных кон-трактов».
28. Оценка экономической целесообразности девелоперских проектов и примеры реализации различных типов девелоперских проектов.
29. Факторы, оказывающие влияние на стоимость девелоперских проектов.
30. Актуальные проблемы девелопмента и пути их решения.
31. Управление портфелем недвижимости
32. Основные свойства недвижимости и их значение (шесть составляющих недвижимости).
33. Управление портфелем ценных бумаг в недвижимость — принципы управления, диверсифи-кация, уровни управления.
34. Коммерческая недвижимость как объект управления (основные функции рынка коммерческой недвижимости, виды инвесторов, выявление незаполненных ниш).
35. Классификация недвижимости: по функциональному назначению, по видам собственности и типу передачи прав на объект недвижимости.
36. Анализ спроса и предложения, конкурентного окружения и потребительских предпочтений на рынке коммерческой недвижимости.
37. Территориальная сегментация рынка коммерческой недвижимости.
38. Цикличность развития рынков недвижимости.
39. Инвестирование в жилищную недвижимость.
40. Ипотека недвижимости.
41. Управление объектами многофункциональной недвижимости (особенности, оценка, эффек-тивность инвестиций).
42. Основные операции (сделки) на рынках недвижимости
43. Виды операций (сделок) с жилищной недвижимостью государственной и муниципальной соб-ственностью (приватизация жилья; операции найма (социальный найм, поднаем, обмен, ком-мерческий наем (аренда)).
44. Сделки с жилыми помещениями в частной собственности (купля-продажа, мена, аренда, да-рение, наследование, положения о ренте на условиях пожизненного содержания с иждивени-ем).
45. Сделки с нежилыми помещениями (зданиями, сооружениями): купля-продажа; аренда (суб-аренда); безвозмездное пользование; операции с недвижимостью в составе предприятия.
46. Доверительное управление недвижимостью (траст), зарубежный опыт трастовых операций, доверительное управление недвижимым имуществом в России.
Комплект тестовых заданий
Тесты (выбрать один вариант ответа)
1. К формам проявления стоимости недвижимости в обмене относятся:
a) рыночная, арендная, залоговая;
б) залоговая, инвестиционная, рыночная;
г) инвестиционная, балансовая, налогооблагаемая.
2. К формам проявления стоимости недвижимости в использовании относятся:
a) ликвидационная, рыночная, залоговая;
б) инвестиционная, залоговая, рыночная;
в) страховая, рыночная, арендная;
г) инвестиционная, балансовая, налогооблагаемая.
3. Право собственности на недвижимость возникает:
a) после государственной регистрации;
б) после подписания договора;
в) по договору с момента передачи имущества;
г) после подписания акта приемки недвижимого имущества.
4. Продажа своей доли в совместной общей собственности постороннему лицу производится:
a) преимущество в приобретении имеют участники общей собственности;
б) без согласия всех участников совместной собственности;
в) такая продажа не производится;
г) с согласия только одного из участников совместной собственности.
5. Посредниками рынка недвижимости являются:
a) риелтерские компании;
б) некоммерческие организации;
в) унитарные предприятия;
г) службы технической инвентаризации недвижимости.
6. Эффективное управление недвижимостью включает в себя подходы:
a) системный;
б) маркетинговый;
в) доходный;
г) затратный.
7. Из каких источников нельзя получить внутреннюю информацию об объекте оценки:
a) исследования международных финансовых организаций;
б) интервью с заказчиком/собственником объекта оценки;
в) интервью с представителем технической службы объекта оценки;
г) технический паспорт.
8. При проведении оценки объекта недвижимости проведение осмотра объекта:
a) обязательно;
б) обязательно лишь в исключительных случаях;
в) обязательно только в случае, когда заказчиком являются государственные органы;
г) необязательно.
9. При осмотре объекта оценки необходимо провести его фотографирование:
a) обязательно;
б) необязательно;
в) по желанию оценщика;
г) по желанию клиента.
10. При оценке объекта недвижимости дата оценки соответствует:
a) дате составления отчета об оценке;
б) дате составления технического задания на оценку;
в) дате последнего капитального ремонта объекта оценки;
г) последней отчетной дате (последней дате составления бухгалтерского баланса и приложений к нему).
11. При описании состояния объекта оценки для ориентировочной оценки физического износа зданий не требуется проводить:
a) описание рынка недвижимости;
б) описание состояния несменяемых конструкций зданий;
в) описание состояния внутренних конструктивных элементов;
г) описание состояния внешнего состояния зданий.
12. Валовой годовой доход от владения недвижимостью составляет 80000 долл. Потери от недоис-пользования — 5%. Эффективный валовой доход составит:
a) 76 000 долл.;
б) 4000 долл.;
г) 80 000 долл.
13. Операционные расходы оценщиком делятся на группы:
a) условно-постоянные; условно-переменные; расходы на замещение;
б) накладные, переменные, постоянные;
в) основные, прямые, косвенные;
г) условно-постоянные, производительные, коммерческие.
14. Деятельность, предусматривающая качественные изменения в объекте и обеспечивающая повы-шение его стоимости, называется:
a) девелопмент;
б) маркетинг;
в) страхование;
г) инвестирование.
15. Понятие «девелопмент» означает:
a) развивать;
б) страховать;
в) оценивать;
г) продавать.
16. К объектам девелопмента относят:
a) объекты недвижимости и информационные технологии;
б) только объекты недвижимости;
в) информационные технологии;
г) нефть в переработке.
17. Девелопмент недвижимости можно определить как:
a) качественное преобразование недвижимости, обеспечивающее возрастание ее стоимости;
б) только возрастание стоимости объекта недвижимости;
в) капитальный ремонт недвижимости;
г) страхование объекта недвижимости.
18. Целью девелопмента недвижимости является получение дохода (прибыли) за счет:
a) создания объектов, удовлетворяющих потребности приобретателей (покупателей, арендаторов) недвижимости;
б) страхования объекта недвижимости;
в) капитального строительства объекта недвижимости;
г) государственной регистрации объекта и прав на него.
19. Емкость рынка недвижимости определяется через:
a) соотношение между запрашиваемой арендной платой и конечной выплачиваемой суммой, отра-жающее устойчивость рынка недвижимости;
б) соотношением количества единиц, сданных в аренду за определенный период времени, к общему количеству единиц недвижимости для сдачи в аренду;
в) платежеспособной потребностью в объектах недвижимости;
г) уровнем прибыли, определяемым конкретным сочетанием земельного участка и расположенных на нем строений при реализацииразличных проектов застройки.
20. В каких случаях не возникает права собственности на недвижимость:
a) при приобретении вещи лицом согласно закону;
б) при сдаче объекта в аренду;
в) на основании договора мены, дарения и другой сделки по отчуждению имущества;
г) при передаче недвижимости или имущественных прав по наследству другим лицам на основании завещания в соответствии с законом.
21. Право собственности на недвижимость в РФ включает:
a) право залога, пользования, распоряжения;
б) право извлечения доходов, истребования из чужого владения, право завещания;
в) право владения, пользования, распоряжения;
г) право хозяйственного ведения, сервитут, оперативного управления.
22. Сервитут представляет собой:
a) право оперативного управления недвижимостью;
б) преимущественное право покупки продаваемой доли по рыночной цене;
в) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
г) вещное право пользования чужой вещью в интересах определенного лица.
Практические задания
№1
Годовой арендный платеж первые 4 года составляет 400 тыс. руб., затем он уменьшится на 150 тыс. руб. и сохранится в течение 3 лет, после чего возрастет на 350 тыс. руб. и будет поступать еще 2 го-да. Ставка дисконта — 10%. Рассчитайте текущую стоимость потока арендных платежей, возникаю-щих в конце года.
Решение:
Расчет текущей стоимости потока дохода с разными суммами доходов по годам осуществляется по формуле:
Р = С1 /(1 + i)1 + С2 /(1 + i)2 + ... + Сn /(1 + i)n,
где Р — текущая стоимость потока доходов;
Сn — поток денежных средств за n-й период;
i — выбранная ставка дисконтирования;
t — продолжительность периода владения.
Год Денежный Значение фактора Дисконтированный
поток текущей стоимости денежный поток
1 400 1,1000 364
2 400 1,2100 331
3 400 1,3310 301
4 400 1,4641 273
5 250 1,6105 155
6 250 1,7716 141
7 250 1,9487 128
8 600 2,1436 280
9 600 2,3579 254
Итого текущая стоимость денежного потока- 2227
Вывод: текущая стоимость потока арендных платежей составляет 2227 тыс. руб.
№2
При сдаче объекта недвижимости в аренду денежные средства поступают в конце года и составляют: 1 год — 1200 тыс. руб.; 2 год — 1000 тыс. руб.; 3 год — минус 500 тыс. руб.; 4 год — 2000 тыс. руб.; 5 год — 4000 тыс. руб. Определите текущую стоимость денежного потока, если ставка дисконта 10%.
Решение:
Расчет текущей стоимости потока дохода с разными суммами доходов по годам осуществляется по формуле:
Р = С1 /(1 + i)1 + С2 /(1 + i)2 + ... + Сn /(1 + i)n,
где Р — текущая стоимость потока доходов;
Сn — поток денежных средств за n-й период;
i — выбранная ставка дисконтирования;
t — продолжительность периода владения.
Год Денежный поток Значение фактора Дисконтированный
текущей стоимости денежный поток
1 1200 1,100 1091
2 1000 1,210 826
3 –500 1,331 –376
4 2000 1,452 1377
5 4000 1,611 2483
Итого текущая стоимость денежного потока, тыс. руб. 5402
Вывод: текущая стоимость денежного потока составляет 5402 тыс. руб.
№3
Финансирование девелоперского проекта осуществляется на 70% за счет собственных средств инве-стора и на 30% за счет кредита. Требования доходности для привлеченных средств — 6%, для соб-ственных — 16%. Определите общий коэффициент капитализации
по методу инвестиционной группы.
Решение:
Общая ставка капитализации определяется по формуле:
R = M*Rm + (1 – M)*RE,
где M — доля заемных средств в стоимости (30%);
Rm — коэффициент капитализации для заемного капитала (6%);
RЕ — коэффициент капитализации для собственного капитала (16%).
R = 0,30 • 0,06 + (1 – 0,30) • 0,16 = 0,018 + 0,112 = 0,13.
Вывод: общий коэффициент капитализации составляет 13%.
№4
Объект недвижимости имеет срок жизни 35 лет. Конечная отдача для вложений в данный объект не-движимости составляет 8% годовых. Определить коэффициент капитализации здания с учетом воз-врата капитала равными
Решение:
Ставка доходности инвестиций — 8%.
Срок жизни здания — 35 лет.
Ставка капитализации — ?
Ставка капитализации = Ставка доходности инвестиций + Норма возврата капитала.
Норма возврата капитала (метод Ринга) = 100%/35 лет = 2,86%.
Ставка капитализации = 8% + 2,86% = 10,86%.
Вывод: коэффициент капитализации здания составит 10,86%.
№5
Объект оценки — право аренды офисного центра. Ставка по государственным обязательствам со-ставляет 8,4%. Оценщик считает, что риск может быть оценен в 5%, а привлечение дополнительных средств не потребуется. Продажа права аренды такого объекта занимает около 3 месяцев. Срок предполагаемого возврата капитал 10 лет. Определить значение коэффициента капитализации.
Решение:
Ставка капитализации = Ставка доходности инвестиций + Норма возврата капитала
Ставка доходности = Безрисковая ставка + Надбавка за риск инвестирования + Надбавка за низкую ликвидность
Безрисковая ставка = 8,4%.
Надбавка за риск инвестирования = 5%.
Надбавка за низкую ликвидность = 2,1% (расчет ниже).
Расчет надбавки за низкую ликвидность произведем по формуле:
П = (Rб*L)/Q,
где П — премия за низкую ликвидность;
Rб — безрисковая ставка;
L — период экспозиции (в месяцах);
Q — общее количество месяцев в году.
П = (8,4*3) / 12 = 2,1%.
Ставка доходности инвестиций = 8,4% + 5% + 2,1% = 15,5%.
Норма возврата капитала (метод Ринга) =100%/10 лет = 10%.
Ставка капитализации = 15,5% + 10% = 25,5%.
Вывод: коэффициент капитализации составляет 25,5%.
№6
Для проведения оценки используется сравниваемый объект, имеющий 70%-е отношение заемных средств к стоимости объекта. Ставка дисконта для заемных средств составляет 16%. Объект являет-ся типичным для данного рынка, общие ставки дисконта на котором составляют 18%. Определите ставку дисконта для собственных средств.
Решение
Общую ставку капитализации также можно определить по формуле:
R = M*Rm + (1 – M)*RE,
где M — доля заемных средств в стоимости;
Rm — коэффициент капитализации для заемного капитала;
RЕ — коэффициент капитализации для собственного капитала.
Отсюда
RE = (R – M*Rm)/(1 – М) = (0,18 – 0,70 0,16)/(1 – 0,70) = 0,227.
Вывод: ставка дисконта для собственных средств равна 22,7%.
№7
Предполагается, что объект недвижимости будет приносить чистый операционный доход, равный 350 000 у.е. в год. Анализ сравнимых продаж показывает, что инвесторы ожидают 19%-й нормы прибыли на собственные средства от капиталовложений в схожие объекты. При приобретении объекта был получен кредит в размере 1 750 000 у.е. Ипотечная постоянная составляет 17%. Оцените стоимость объекта.
Решение
Доля заемных средств в ЧОД в абсолютном выражении =1 750 000*0,17 = 297 500.
Доля собственных средств в ЧОД = 350 000 – 297 000 = 53 000 у.е.
Величина собственных средств = 53 000/0,19 = 278 947 у.е.
Стоимость объекта = 278 947 + 1 750 000 = 2 028 947 у.е.
Вывод: стоимость объекта составляет 2 028 947 у.е.
№8
Чистый операционный доход объекта недвижимости составляет 70000 у.е., коэффициент капитали-зации для улучшений — 20%, коэффициент капитализации для земли — 17%, доля земли в стоимости объекта составляет 25%. Определить стоимость земли и стоимость улучшений.
Решение
ЧОД общий = 70 000 у.е.
Доля земельного участка в стоимости объекта = 25%.
Коэффициент капитализации для улучшений = 20%.
Коэффициент капитализации для земельного участка = 17%.
R = M*Rm + (1 – M)*RE,
где R — общий коэффициент капитализации;
M — доля земельного участка в стоимости;
Rm — коэффициент капитализации для земельного участка;
RЕ — коэффициент капитализации для улучшений.
R = M*Rm + (1 – M)*RE = 0,25*0,17 + (1 – 0,25)*0,20 =0,0425+0,15=0,1925.
Рыночная стоимость объекта = ЧОД/Общий коэффициент капитализации.
Рыночная стоимость объекта = 70 000/0,1925 = 363 636 у.е.
Рыночная стоимость земельного участка = 363636*0,25 =90 909 у.е.
Рыночная стоимость улучшений = 363636 – 90909 = 272727 у.е.
Вывод: рыночная стоимость земельного участка — 90 909 у.е.; рыночная стоимость улучшений — 272727 у.е.
№ 9
Собственник дома решил произвести капитальный ремонт своего здания. Стоимость ремонтных ра-бот растет на 6% в год. Какую сумму ежемесячно следует откладывать владельцу дома на счет в банке, приносящем доход, при минимальной годовой ставке, равной 15%, если текущая стоимость ремонтных работ равна 380 тыс. у.е. Период времени, в течение которого владелец дома будет от-кладывать на ремонт, — 2 года.
Решение в 2 этапа.
1. РV = 380 тыс. руб.; n = 2 лет; i = 6 %; FV = ?
FV = PV*(1 + i)^ n
FV = 380 тыс.*(1 + 0,06) ^ 2 = 380 тыс.*1,124 = 427,12 тыс. у.е.
2. FV = 427,12 тыс.; n = 2 лет; i = 15 %; PMT = ?
PMT = FV*(i / ((1 + i) ^ n — 1))
PMT = 427,12*(0,15/((1 + 0,15) ^ 2 – 1)) = 427,12*0,46 512 =198,66 тыс.у.е.
PMT ежемесячный = 198,66 тыс. у.е./12 мес. = 16,6 тыс. у.е.
Вывод: необходимо ежемесячно откладывать на счет в банке 16,6 тыс. у.е., чтобы накопить на капи-тальный ремонт здания.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п