учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков об основных этапах и содержании истории геодезии с древнейших времен и до наших дней.
- формирование знаний об органической связи мировой и российской истории геодезии.
- развитие знаний, умений, навыков по основным методам оценки качества геодезических материалов
ОПК-4: Способен принимать участие в исследованиях в области геодезии и дистанционного зондирования, оценивать и обосновывать их результаты;
:
ИД-2 Не знает и не понимает классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Посредственно знает и понимает классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Хорошо знает и понимает классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 В полной мере знает и понимает классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
:
ИД-2 Не умеет использовать классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Умеет использовать классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Умеет использовать классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Умеет использовать классические и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Не владеет навыками использования классических и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Владеет навыками использования классических и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Владеет навыками использования классических и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
ИД-2 Владеет навыками использования классических и современные методы исследования в области геодезии и дистанционного зондирования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
истории геодезии в системе наук
истории геодезии в системе наук
0
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
Комплект тестовых заданий
Комплект тем для подготовки докладов
Комплект заданий для практических работ
История геодезии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Первые геодезические знания (ОПК-4);
2. Геодезия в Древнем Египте (ОПК-4);
3. Необходимость в измерении земельных участков в древнем мире (ОПК-4);
4. Античный период становления геодезии (геометрии) (ОПК-4);
5. Определение размеров Земли (Эратосфен Киренский) (ОПК-4);
6. Древнейшая литература по геодезии (Евклид «Начала», Герон Александрийский «Метрика», «Диоптра») (ОПК-4);
7. Античный период развития геодезии (ОПК-4);
8. К. Птолемей «Алмагест» (ОПК-4);
9. Христианская топография (ОПК-4);
10. Средневековая геодезия (ОПК-4);
11. Го Шоуцзин (ОПК-4);
12. Астрономические работы (Улугбек Мухаммед Тарагай (Самаркандская обсерватория)) (ОПК-4);
13. Движение планет (Галилей, Коперник, Ньютон) (ОПК-4);
14. Нивелирные работы (Бурдал 1857г.) (ОПК-4);
15. Петровский период становления российской геодезии(ОПК-4);
16. Магницкий, Ремезов (ОПК-4);
17. Геодезические школы С-Петербурга, Москвы (ОПК-4);
18. Развитие геодезии в России до 1917 года (ОПК-4);
19. История градусных измерений в России (Болотов, Витковский) (ОПК-4);
20. История нивелирных работ России (А.А. Александров,1901 г.) (ОПК-4);
21. Тирольский кадастр (ОПК-4);
22. Советский период развития геодезии (ОПК-4);
23. Бурное развитие измерительной техники (ОПК-4);
24. История развития методов обработки (Чеботарев, Красовский, Молоденский, Изотов) (ОПК-4);
25. Влияние спутниковой технологии на развитие геодезии (ОПК-4);
26. Электронная геодезическая техника (ОПК-4);
27. Введение международных эллипсоидов (WGS – 72, ПЗ-90) (ОПК-4);
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
Тема История геодезии как дисциплина. Место истории геодезии в системе наук
1. Какие задачи стоят перед историей науки?
2. На какие периоды выделяют в развитии науки?
3. Каково значение метода в науке?
4. Какие факты подтверждают наличие геодезических знаний в древности?
5. Что представляли первые карты, и для каких целей они использовались?
1. С чем связано появление геодезии в Древнем Египте?
2. Какие единицы измерения использовались в Древнем Египте?
3. С какими работами связано необходимость появления календаря в Древнем Египте?
4. Каким образом древние египтяне производили выравнивание оснований сооружений?
5. Каким способом древние египтяне строили прямые углы при строительстве пирамид?
6. Какие артефакты свидетельствуют об использовании древними карт и чертежей?
7. Какие геодезические инструменты применялись в древнем мире?
Тема Античный период становления геодезии
1. С чьим именем связано появление термина геодезия и в чем видели ее отличие от геометрии?
2. Какие геодезические инструменты были изобретены в Древней Греции?
3. Каков вклад Герона Александрийского в развитие геодезии?
4. Идеи гелиоцентризма в Древней Греции.
5. Какие древнегреческие ученые относятся к Александрийской школе наук и каковы их достижения в геодезии?
6. Каким образом Эратосфен Киренский вычислил окружность Земли?
7. Каков вклад Гиппарха в развитие астрономических и геодезических знаний?
8. Каков вклад в развитие геодезии внести Страбон и Птолемей?
Тема Геодезия на древнем востоке
1. С какими видами деятельности связано появление геодезии в Древнем Китае?
2. Какие представления о происхождении и развитии Вселенной развивал китайский ученый Лао-Цзы?
3. Какие артефакты свидетельствуют о составлении карт местностей древними китайцами?
4. Какие приборы были изобретены в Древнем Китае?
5. Какие меры длины использовались в Древнем Китае?
Тема Геодезия в средневековый период
1. С чем связан застой в развитии геодезии в средние века?
2. Какие представления о Земле были в эпоху Средневековья
3. Какие открытия были совершены в этот период?
4. На каком уровне находилось составление карт местностей?
5. Что такое портоланы и как они использовались?
Тема Геодезия на Востоке
1. Значение работ Бируни в развитии геодезии
2. Развитие астрономии в Средней Азии
3. Какие изобретения были сделаны на Ближнем Востоке в средние века?
Тема Эпоха «Возрождения»
1. Назовите основные вехи Великих географических открытий.
2. Какой вклад внесли Великие географические открытия в представление о Земле?
3. Каково значение работ Мартина Бехайма?
4. Каково значение работ Герарда Меркатора для появления и развития картографии?
5. Какие геодезические приборы были изобретены в эпоху Возрождения?
6. Каково значение работ Николая Коперника, Иогана Кеплера и Галилео Галилея?
Тема Геодезия до XX века
1. Как решали проблему определения долгот в этот период?
2. Как определяли географические координаты древние греки?
3. Каков вклад Виллеброда Снеллиуса в развитие геодезии?
4. Каким образом в этот период стали определять высоту местности?
5. Как изменялись способы отображения на картах рельефа местности?
6. Что такое тахеометрия, кто ее изобретатель?
7. Каков вклад Фридриха Гаусса в развитие геодезических методов?
8. Каковы достижения геодезии в Новое время?
9. Какие работы были выполнены по определению формы и размеров Земли?
Тема Геодезия в России в допетровский период
1. Какие сведения относящиеся к геодезии содержатся в древнем славянском тексте «Шестиднев»?
2. Какие артефакты свидетельствуют производстве геодезических измерений в Древней Руси?
3. О чем свидетельствует надпись на Тмутараканском камне?
4. Что такое «дощанный» счет?
5. Какие меры длины и площади использовались в Древней Руси?
6. Первые карты Руси.
Тема Геодезия России в Новое время
1. Как деятельность Петра 1 отразилась на развитии геодезии в России?
2. Какие в период правления Петра 1 проводились геодезические мероприятия?
4. Исследования восточных берегов России.
5. Поиск пролива между Евразией и Америкой.
6. Изучение каспийского моря. Деятельность Ф. И. Соймонова.
7. Деятельность М.В. Ломоносова в области измерений земли.
8. Вклад М.Ф. Соймонова в развитие геодезии в России.
9. Учебные заведения, готовившие геодезистов.
10. Работы военных геодезистов.
Тема Развитие геодезии в XX и XXI веках
1. Изобретение и производство оптических измерительных приборов.
2. Развитие приборостроения в 20 веке.
3. Геодезическое приборостроение в СССР.
4. Учебные заведения и научные организации геодезического профиля.
5. Вклад Ф.К. Красовского в развитие геодезии в СССР.
6. Эллипсоид Красовского.
7. Инженерная геодезия в СССР.
8. Гравиметрические работы.
9. Государственная сеть триангуляции 1-го класса.
10. Топографическая съемка шельфов морей и океанов.
11. Появление глобальных спутниковых систем позиционирования.
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. История геодезии как дисциплина. Геодезия в древнем мире
Блок 1 Задание 1 (Выберите один вариант ответа)
1. В какой исторический период была зарождена геодезия
А) древнее время+
Б) средневековье
В) новое время
2. В какое время появился термин «геодезия»
А) V век до н.э.+
Б) первая половина IV века до н.э.
В) вторая половина IV века до н.э.
Г) первая половина III века до н.э.
3. Кто из древних ученых ввел термин «геодезия»
А) Евдокс Киндский
Б) Гераклид
В) Аристотель+
Г) Евклид
4. Кто из древних ученых объяснил суточное вращение Земли вокруг своей оси
А) Евдокс Киндский
Б) Гераклид
В) Аристотель
Г) Евклид
Задание 5 (Выберите два и более вариантов ответа)
Кто из древних ученых ввел понятие о Земле как о шаре
А) Парменид
Б) Гераклид
В) Аристотель
Г) Евклид
Задание 6 (Выберите один вариант ответа)
Кто из древних ученых впервые определил радиус земного шара с использованием градусных измерений
А) Архимед
Б) Эратосфен
В) Аристотель
Г) Евклид
Задание 7 (Выберите один вариант ответа)
В каком регионе во II веке до н.э. появился компас (повозка указывающая на юг)
А) в средиземном бассейне
Б) в Китае
В) в Месопотамии
Г) в Испании
Раздел 2. Геодезия в средние века
Задание 8 (Выберите один вариант ответа)
Какие геодезические инструменты использовались в Средневековье
А) мерная веревка, теодолит, нивелир
Б) хоробата, ватерпас, мерная веревка
В) астролябия, мерная веревка, нивелир
Задание 9 (Выберите один вариант ответа)
Какая система строения вселенной господствовала в Средневековье
А) геоцентрическая
Б) гелиоцентрическая
Задание 10 (Выберите один вариант ответа)
Кто в эпоху Средневековья изложил гелиоцентрическую систему мира
А) Джордано Бруно
Б) Николай Коперник
В) Петер Апиан
Г) Галилео Галилей
Задание 11 (Выберите один вариант ответа)
В Европе компас появился
А) в XII веке
Б) в XIII веке
В) в XI веке
Г) в XIV веке
Задание 12 (Выберите один вариант ответа)
Первые сведения о методе триангуляции появились
А) в XIV веке
Б) в XVI веке
В) в XV веке
Г) в XVII веке
Раздел 3. Развитие геодезии в Новое время
Задание 13 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке в книге «Пантометрия» описан «топографический инструмент» теодолит
А) в XIV веке
Б) в XVI веке
В) в XV веке
Г) в XVII веке
Задание 14 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке в квадрантах диоптры заменены зрительной трубой с сеткой из шелковой нити
А) в начале XVIII века
Б) в конце XVII века
В) в концеXVIII века
Г) в начале XVII века
Д) в середине XVII века
Задание 15 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке в теодолитах в качестве отсчетного устройства появился верньер
А) в начале XVII века
Б) в конце XVII века
В) в концеXVIII века
Г) в начале XVIII века
Д) в середине XVII века
Задание 16 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке И. Преториусом создана мензула
А) в конце XVII века
Б) в начале XVII века
В) в концеXVIII века
Г) в начале XVIII века
Д) в середине XVII века
Задание 17 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке Снеллиусом использовался метод триангуляции в цепочке треугольников. Углы измерялись еще квадрантом с диоптрами с ошибкой 3'
А) в конце XVII века
Б) в начале XVII века
В) в концеXVIII века
Г) в начале XVIII века
Д) в середине XVII века
Задание 18 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке кардиналом Ришелье утвержден в качестве начального меридиан, проходящий через о. Ферро (Канарские острова)
А) в конце XVII века
Б) в начале XVIII века
В) в концеXVIII века
Г) в начале XVII века
Д) в середине XVII века
Задание 19 (Выберите один вариант ответа)
А) в начале XVII века
Б) в начале XVIII века
В) в концеXVIII века
Г) в конце XVII века
Д) в середине XVII века
Задание 20 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке Ньютоном разработана теория всемирного тяготения
А) в начале XVII века
Б) в начале XVIII века
В) в концеXVIII века
Г) в конце XVII века
Д) в XVII веке
Задание 21 (Выберите один вариант ответа)
Первую механическую вычислительную машину сконструировал
А) Паскаль
Б) Шеккард
В) Лавлейс
Г) Архимед
Задание 22 (Выберите два или более вариантов ответа)
Теорию фигуры Земли изложил
А) Кеплер
Б) Ньютон
В) Ферма
Г) Клеро
Задание 23 (Выберите два или более вариантов ответа)
Способ наименьших квадратов разработал
А) Ламберт
Б) Гаусс
В) Деламбр
Г) Лагранж
Задание 24 (Выберите один вариант ответа)
Во Франции декретом введена метрическая система мер и весов
А) в конце XVIII века
Б) в начале XIX века
В) в середине XIX века
Г) в конце XIX века
Задание 25 (Выберите один вариант ответа)
В триангуляционных сетях начали применять тригонометрическое нивелирование
А) в конце XVIII века
Б) в начале XIX века
В) в середине XIX века
Г) в конце XIX века
Задание 26 (Выберите один вариант ответа)
Метод тахеометрии после разработки Порро начали применять
А) в начале XX века
Б) в начале XIX века
В) в середине XIX века
Г) в конце XIX века
Задание 27 (Выберите один вариант ответа)
Кто дополнил разработкой рабочих формул проекцию Гаусса
А) Стокс
Б) Бессель
В) Крюгер
Г) Листинг
Задание 28 (Выберите один вариант ответа)
Северный полюс был открыт американским исследователем в 1831г.
А) Ф. Нансен
Б) Дж. Росс
В) Кларк
Задание 29 (Выберите один вариант ответа)
Назовите ученого, определившего размеры земного эллипоида, принятого в России
А) Вальбек
Б) Бессель
В) Жданов
Г) Деламбр
Задание 30 (Выберите один вариант ответа)
Назовите немецкого физика, который ввел понятие геоида для действительной фигуры Земли
Б)Стокс
В) Теннер
Г) Шрейбер
Раздел 4. Развитие геодезии в России
При правлении какого царя (царицы) было проведено «Генеральное межевание»
А) Петр I
Б) Екатерина II
В) Николай II
При правлении какого царя (царицы) было выполнено первое инструментальное картографирование
А) Петр I
Б) Екатерина II
В) Николай I
Задача 3 (Выберите один вариант ответа)
В каком веке в России введена метрическая система мер
А) в конце XVIII века
Б) в начале XIX века
В) в середине XIX века
Г) в конце XIX века
Д) в начале XX века
Задание 32
Подзадача 1 (Выберите один вариант ответа)
Назовите год признания метрической системы мер и весов международной
А) 1872
Б) 1889
В) 1884
Г) 1791
Кейс 2 Подзадача 2 (Выберите один вариант ответа)
Назовите год открытия Южного полюса Борхом Гевинтом
А) 1880
Б) 1884
В) 1889
Г) 1899
Кейс 2 Подзадача 3 (Выберите один вариант ответа)
Назовите в каком году Гринвичский меридиан принят за начальный
А) 1873
Б) 1884
В) 1872
Г) 1889
Задание 33
Кейс 3 Подзадача 1 (Восстановите соответствие)
1) П. Вернье «Отсчетный верньер»
2) Р. Босхардт «Redta 002»
3) И.Кеплер «Теория зрительной трубы»
4) Л.И. Мандельштам, Н.Д. Папалекси «Первый макет светодальномера»
Установите соответствие между работами об инструментах и датами описания:
А) 1936 г.
Б) 1620 г.
В) 1925 г.
Г) 1611 г.
Подзадача 2 (Выберите один вариант ответа)
Назовите в каком году была выполнена первая аэрофотосъемка с самолета Райта
А) 1909
Б) 1908
В) 1899
Кейс 3 Подзадача 3 (Выберите один вариант ответа)
Назовите в каком году введено понятие «фотограмметрия» Майденбауэром
А) 1873
Б) 1872
В) 1899
Г) 1908
1. Способы измерения, применявшиеся в Древнем Египте;
2. Эратосфен Киренский;
3. Воззрения древнегреческих философов о форме и размерах Земли и об устройстве мира;
4. Первые карты;
6. Герон Александрийский – великий изобретатель;
7. Птолемей и Страбон;
8. Геодезия на древнем Востоке;
9. Астрономы и геодезисты Средней Азии;
10. Бируни. Геодезия;
11. Эпоха Великих географических открытий;
12. Проблема определения координат в эпоху ВГО;
13. Меркатор;
14. Значение работ Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Николая Коперника;
15. Иоганн Фридрих Гаусс;
16. Ф.С. Красовский;
17. Значение реформ Петра 1 для развития геодезии в России
18. Геодезические школы в России.
Комплект заданий для практических работ
Тема Античный период становления геодезии
Первое в истории определение радиуса земного шара с наиболее точными результатами было произведено жившим в Египте греческим учёным Эратосфеном около 250 до н. э.
Задание:
- изучить метод предложенный Эратосфеном для определения окружности Земли;
- выявить, почему именно эти точки были приняты Эратосфеном для определения размеров Земли;
- на основании изученного метода определить расстояние между городами Париж и Барселона;
Тема Эпоха «Возрождения»
В эпоху ВГО все еще было большой проблемой определение координат нахождения корабля. Затруднения были связаны с отсутствием точных часов, способных хранить время нулевого меридиана.
Задание:
- изучить вопрос определения долготы;
- определить в чем заключалась проблема определения координат;
- разработать теорию этого метода;
- определить долготу своего местонахождения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п