учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование навыков работы с источниками научного исследования, планирование и организация научно-исследовательской работы, обработки результатов и их оформления;
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1УК-1 . Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.
ИД-2 УК-1 Находит и критически анализирует необходимую информацию.
ИД-3УК-1 Критически рассматривает возможные варианты решения задачи.
ИД-4УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения
ИД-2 .ОПК-1. Умеет: применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания;
ИД-1 ОПК-8 . Знает: - основные типы экспедиционного и лабораторного оборудования, особенности выбранного объекта профессиональной деятельности, условия его содержания и работы с ним с учетом требований биоэтики;
ИД-2 .ОПК-8 Умеет: - анализировать и критически оценивать развитие научных идей, на основе имеющихся ресурсов составить план решения поставленной задачи, выбрать и модифицировать методические приемы;
ИД-3 ОПК-8. Владеет: навыками использования современного оборудования в полевых и лабораторных условиях, способностью грамотно обосновать поставленные задачи в контексте современного состояния проблемы, способностью использовать математические методы оценивания гипотез, обработки экспериментальных данных, математического моделирования биологических процессов и адекватно оценить достоверность и значимость полученных результатов, представить их в широкой аудитории и вести дискуссию.
критически рассматривать возможные варианты решения задачи
критически рассматривать возможные варианты решения задачи.
критически рассматривать возможные варианты решения задачи.
критически рассматривать возможные варианты решения задачи.
ОПК-1: Способен применять знание биологического разнообразия и использовать методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач;;
ИД-1УК-1 . Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.
ИД-2 УК-1 Находит и критически анализирует необходимую информацию.
ИД-3УК-1 Критически рассматривает возможные варианты решения задачи.
ИД-4УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения
ИД-2 .ОПК-1. Умеет: применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания;
ИД-1 ОПК-8 . Знает: - основные типы экспедиционного и лабораторного оборудования, особенности выбранного объекта профессиональной деятельности, условия его содержания и работы с ним с учетом требований биоэтики;
ИД-2 .ОПК-8 Умеет: - анализировать и критически оценивать развитие научных идей, на основе имеющихся ресурсов составить план решения поставленной задачи, выбрать и модифицировать методические приемы;
ИД-3 ОПК-8. Владеет: навыками использования современного оборудования в полевых и лабораторных условиях, способностью грамотно обосновать поставленные задачи в контексте современного состояния проблемы, способностью использовать математические методы оценивания гипотез, обработки экспериментальных данных, математического моделирования биологических процессов и адекватно оценить достоверность и значимость полученных результатов, представить их в широкой аудитории и вести дискуссию.
ОПК-8: Способен использовать методы сбора, обработки, систематизации и представления полевой и лабораторной информации, применять навыки работы с современным оборудованием, анализировать полученные результаты.;
ИД-1УК-1 . Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.
ИД-2 УК-1 Находит и критически анализирует необходимую информацию.
ИД-3УК-1 Критически рассматривает возможные варианты решения задачи.
ИД-4УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения
ИД-2 .ОПК-1. Умеет: применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания;
ИД-1 ОПК-8 . Знает: - основные типы экспедиционного и лабораторного оборудования, особенности выбранного объекта профессиональной деятельности, условия его содержания и работы с ним с учетом требований биоэтики;
ИД-2 .ОПК-8 Умеет: - анализировать и критически оценивать развитие научных идей, на основе имеющихся ресурсов составить план решения поставленной задачи, выбрать и модифицировать методические приемы;
ИД-3 ОПК-8. Владеет: навыками использования современного оборудования в полевых и лабораторных условиях, способностью грамотно обосновать поставленные задачи в контексте современного состояния проблемы, способностью использовать математические методы оценивания гипотез, обработки экспериментальных данных, математического моделирования биологических процессов и адекватно оценить достоверность и значимость полученных результатов, представить их в широкой аудитории и вести дискуссию.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2 Методы выбора и цели направления научного исследования
3 Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы
2 Методы выбора и цели направления научного исследования
3 Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы
Основные этапы развития науки
Понятие о научном знании.
5 Выдвижение рабочей гипотезы
6 Документальные источники информации . Анализ документов
7 Поиск и накопление научной информации
5 Выдвижение рабочей гипотезы
6 Документальные источники информации. Анализ документов
7 Поиск и накопление научной информации
Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы
Актуальность и научная новизна исследования
Выдвижение рабочей гипотезы
9 Обработка научной информации.
10 Оформление результатов научного исследования
9 Обработка научной информации.
10 Оформление результатов научного исследования
Круглый стол
Поиск и накопление научной информации
Электронные формы информационных ресурсов
Обработка научной информации.
Оформление результатов научного исследования
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Темы конспектов.
Темы рефератов, Комплект тестовых заданий
Методология научно-исследовательской деятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что такое методология? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
2. В чем заключается репродуктивная и продуктивная деятельность человека? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
3. Что означает понятие «организация»? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
5. Перечислите функции науки. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
6. Расскажите об этапах развития науки. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
7. Что такое знание? Виды знаний. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
8. В чем отличие чувственного и рационального познания? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
9. Перечислить основные структурные элементы познания. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
10. В чем заключаются этические основания методологии? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
11. Что такое научно-исследовательская работа? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
12. Какова цель научного исследования? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
13. Перечислите виды научных исследований. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
14. Перечислите структурные единицы научного направления. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
15. Чем обосновывается актуальность темы научно-исследовательской работы? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
16. Что необходимо для рабочей гипотезы? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
17. Что такое научная новизна и её элементы? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
18. Опишите этапы научно-исследовательской работы. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
19. Какие варианты получения новых научных результатов вам известны? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
20. Расскажите о способах познания истины. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
21. Расскажите о теоретических исследованиях. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
22. В чем заключается различие между эмпирическим и теоретическим знанием? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
23. Модели теоретического исследования. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
24. Какова роль эксперимента в научном исследовании? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
25. Какие виды экспериментов вы знаете? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
26. В чем суть вычислительного эксперимента? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
27. Что в себя включает план эксперимента? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
28. Как планируется эксперимент? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
29. Что такое измерение? Его виды. (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
30. Какие виды совокупности измерений вам известны? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
31. Что такое доверительная вероятность измерения? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
32. Как определить минимальное количество измерений? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
33. Какие задачи у теории измерений? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8). (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
34. Расскажите о методе проверки эксперимента на точность? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
35. Расскажите о методе проверке эксперимента на достоверность? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
36. В чем заключается проверка эксперимента на воспроизводимость результатов? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
37. Какие методы графической обработки результатов измерений вы знаете? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
38. Как оформляются результаты научного исследования? (УК-1, ОПК-1, ОПК-8).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Определение науки
2. Наука и другие формы освоения действительности
3. Основные этапы развития науки
4. Понятие о научном знании
5. Методы научного познания
6. Этические и эстетические основания методологии
7. Методы выбора и цели направления научного исследования
8. Постановка научно-технической проблемы.
9. Этапы научно-исследовательской работы
10. Актуальность и научная новизна исследования
11. Выдвижение рабочей гипотезы
12. Документальные источники информации
13. Анализ документов
14. Поиск и накопление научной информации
15. Электронные формы информационных ресурсов
16. Обработка научной информации, её фиксация и хранение
17. Методы и особенности теоретических исследований
18. Структура и модели теоретического исследования
19. Общие сведения об экспериментальных исследованиях
20. Методика и планирование эксперимента
21. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований
22. Организация рабочего места экспериментатора
23. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1.Мышление как ядро познания. Рассудок и разум. Сознательное и бессознательное.
2.Понятие методологии, метода и методики научного исследования.
3.Сравнение как метод исследования.
4.Анализ и синтез как метод исследования.
5.Идеализация и обобщение. Абстрактное и конкретное.
6.Моделирование. Формализация.
7.Индукция и дедукция.
мышление.
9.Объективное и субъективное в науке.
10.Содержание и сущность, структура, форма проявления в научном исследовании.
11.Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
12.Открытие как разрешение противоречий. Доказательство и опровержение.
13.Закономерное, случайное и стихийное в истории. Объективное и субъективное в социально-
историческом процессе.
14.Качество, количество и мера.
15.Симметрия и ассиметрия.
16.Причина и следствие. Причинная и функциональная связь.
17.Что такое истина. Относительность и историчность истины.
18.Необходимость системного моделирования. Моделирование как метод научного познания.
19.Метод математического моделирования. Проверка адекватности моделей.
20.Задача математического программирования и оптимальное планирование.
21.Минимизация срока достижения заданных целей. Дерево целей.
22.Многоцелевая (векторная) оптимизация.
23.Факторные модели. Экстенсивные и интенсивные факторы развития.
24.Перечень научных специальностей.
25.Виды научных работ: статья, доклад, тезисы, выпускная квалификационная работа, диссертация.
26.Объем научного исследования. Актуальность, практическая значимость и новизна научного
исследования.
27.Прикладной характер научного исследования. Информационная основа научного исследования.
28.Краткий обзор опубликованных работ по теме научного исследования.
29.Официальные документы по теме научного исследования. Статистический материал научного
исследования.
30.Содержание и структура научного исследования.
31.Организация и технология научного исследования.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Обработка результатов экспериментальных исследований
2. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях
3. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности
4. Методы графической обработки результатов измерений
5. Оформление результатов научного исследования
6. Устное представление информации
7. Изложение и аргументация выводов научной работы.
8. Социальные функции науки
9. Наука и нравственность
10. Противоречия в науке и в практике.
Комплект тестовых заданий
для текущего контроля знаний обучающихся
Выберите один из возможных вариантов ответа:
Наука это:
1) определенная проекция на мир, высвечивающая области, представляющие интерес для ученых в данный момент;
2) совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;
3) сфера человеческой деятельности, которая организует построение знания в конкретных науках.
2. Что НЕ является средством научного познания:
материальные (приборы);
1) математические;
2) практические;
3) логические;
3. Что из перечисленного НЕ относится к эмпирическим методам исследования:
1) наблюдение;
2) измерение;
3) конкретизация;
4) опрос;
5) тестирование;
4. Что из перечисленного НЕ относится к теоретическим методам исследования:
1) выявление и разрешение противоречий;
2) постановка проблемы;
3) опрос;
4) построение гипотезы;
5. Индекс цитирования:
1) это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого
2) международное признание и публикационная активность ученых, научных работников;
6. Импакт фактор научного журнала:
1) формальный численный показатель важности научного журнала.
2) наукометрический показатель, альтернатива индекса цитирования.
7. Индекс Хирша:
1) международное признание и публикационная активность ученых, научных работников;
2) наукометрический показатель, альтернатива индекса цитирования.
8. Что не относится к принципам научной этики:
1) Объективность.
2) Честность.
3) Непротиворечив.
4) Терпимость.
5) Сомнение в достоверности.
9. Научное познание это:
1) вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний;
2) критическая оценка со стороны научного сообщества результатов научных исследований.
10. Принцип детерминизма в научном познании заключается в следующем:
1) наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений;
2) теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное;
3) воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий.
1. Наука. Признаки, специфические черты науки.
2. Методология. Критерии научности знания.
3. Научное познание. Принципы научного познания.
4. Культура и мастерство исследователя.
5. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности.
6. Понятие научного факта. Научный факт в научном исследовании.
7. Методологический аппарат исследования (актуальность, тема, проблема научного исследования).
8. Научная этика. Основные принципы научной этики.
9. Исторический и логический методы научного исследования.
10. Методология как система знаний и как деятельность.
Темы рефератов
1. Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования (основные признаки).
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования (основные признаки).
3. Стадия проведения исследования (теоретические и эмпирический этапы).
4. Гипотеза и ее роль в научном познании.
5. Информационное обеспечение научных исследований (классификация источников, поиск и отбор информации, работа с источниками, схема формирования записей).
6. Рефлексивная фаза научного исследования (самооценка, научная рефлексия).
7. Роль эксперимента в научном познании (цель, виды, методика проведения,структура).
8. Оформление результатов научного исследования.
9. Изложение результатов аналитической и исследовательской работы.
10. Теоретические методы исследования.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п