учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение факторов эрозионных процессов, видов эрозий ознакомление с методами определения эродированности почв; овладение навыками проектирования систем земледелия на эродированных землях.
ПКС-7: Способен разработать системы управления плодородием почвы, безопасностью растениеводческой продукции;
ИД-1ПКС-7 Разрабатывает системы мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью его повышения (сохранения), управлению качеством и безопасностью растениеводческой продукции.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для проведения устных опросов
Темы рефератов и презентаций
Тестовые задания
Кейс-задание
Защита почв от эрозии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Эрозия и дефляция как формы проявления деструкции почв(ПКС-7)
2. Понятие эрозии и других форм деструкции почв(ПКС-7)
3. Распространение эрозии и дефляции почв(ПКС-7)
4. Развитие науки об эрозии и дефляции почв(ПКС-7)
5. Экологическое значение защиты почв от эрозии(ПКС-7)
6. Факторы водной эрозии почв(ПКС-7) Сущность эрозии почв(ПКС-7)
7. Формы проявления эрозии. Виды эрозии. Формирование дождевого стока(ПКС-7)
8. Дефляция почв. Сущность дефляции почв(ПКС-7)
9. Факторы дефляции почв. Изменение состава и свойств почв при дефляции(ПКС-7)
10. Агротехнические способы борьбы с водной эрозией и дефляцией(ПКС-7)
11. Агротехнические противоэрозионные мероприятия(ПКС-7)
12. Агротехнические приемы защиты почв от дефляции(ПКС-7)
13. Почвозащитная бесплужная система земледелия(ПКС-7)
14. Зональность противоэрозионных систем земледелия(ПКС-7)
15. Агролесомелиорация как уникальная система защиты почв и сельскохозяйственных культур(ПКС-7)
16. Виды лесных защитных насаждений. Требовательность древесных пород к экологическим условиям(ПКС-7)
17. Роль почвозащитного земледелия в повышения плодородия почв(ПКС-7)
18. Роль стерни, комковатости поверхности поля в полосном размещении культур(ПКС-7)
19. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления дефляции почв(ПКС-7)
20. Роль почвозащитного земледелия в повышения плодородия почв(ПКС-7)
21. Особенности современных технологий в почвозащитных севооборотах(ПКС-7)
22. Эрозия почв в Бурятии, организация борьбы с эрозионными процессами на пахотных угодьях республики(ПКС-7)
23. Противоэрозионные орудия для основной обработки почвы и агротехнические требования к ним(ПКС-7)
24. Ресурсосберегающая технология на эродированных почвах при возделывания сельскохозяйственных культур (ПКС-7)
25. Диагностические признаки и классификация почв по степени смытости (ПКС-7)
26. Методы изучения эрозии почв(ПКС-7)
27. Метод шпилек. Метод микронивелирования. Метод профилирования(ПКС-7)
28. Оценка интенсивности многолетней эрозии. Изучение интенсивности роста оврагов(ПКС-7)
29. Моделирование эрозии. Дождевальные установки для изучения эрозии в полевых условиях. Изучение ирригационной эрозии(ПКС-7)
30. Конструкция полезащитных лесных полос и их влияние на сельскохозяйственные угодья. Ветровой режим(ПКС-7)
Перечень вопросов для проведения устных опросов
1. Что такое эрозия почвы?
3. Перечислите составные части общей системы почвозащитного земледелия.
4. Расскажите о почвозащитной организации территории.
5. Какова роль агролесомелиорации в защите почв от эрозии?
6. Назовите агротехнические приемы борьбы с водной и ветровой эрозией.
7. Какова почвозащитная роль полевых культур?
8. Назовите специальные приемы обработки почвы в борьбе с эрозией?
9. Расскажите о роли почвозащитного земледелия в сохранении и повышении плодородия почвы.
10. Перечислите меры по регулированию стока воды с полей.
11. Расскажите о контурном земледелии и районах его применения.
12. Что такое рекультивация земель и как ее проводят?
13. Развитие ветровой эрозии в Республике Бурятия и меры борьбы.
14. Развитие водной эрозии в Республике Бурятия и меры борьбы.
15. Эрозия и дефляция как формы проявления деструкции почв.
16. Понятие эрозии и других форм деструкции почв.
17. Распространение эрозии и дефляции почв.
18. Развитие науки об эрозии и дефляции почв.
19. Экологическое значение защиты почв от эрозии.
20. Факторы водной эрозии почв. Сущность эрозии почв.
21. Формы проявления эрозии. Виды эрозии. Формирование дождевого стока.
22. Дефляция почв. Сущность дефляции почв.
23. Факторы дефляции почв. Изменение состава и свойств почв при дефляции.
24. Агротехнические способы борьбы с водной эрозией и дефляцией.
25. Агротехнические противоэрозионные мероприятия.
26. Агротехнические приемы защиты почв от дефляции.
27. Почвозащитная бесплужная система земледелия.
28. Зональность противоэрозионных систем земледелия.
29. Агролесомелиорация как уникальная система защиты почв и сельскохозяйственных культур.
30. Виды лесных защитных насаждений. Требовательность древесных пород к экологическим условиям.
31. Роль почвозащитного земледелия в повышения плодородия почв.
32. Роль стерни, комковатости поверхности поля в полосном размещении культур.
33. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления дефляции почв.
34. Роль почвозащитного земледелия в повышения плодородия почв.
35. Особенности современных технологий в почвозащитных севооборотах.
36. Эрозия почв в Бурятии, организация борьбы с эрозионными процессами на пахотных угодьях республики.
37. Противоэрозионные орудия для основной обработки почвы и агротехнические требования к ним.
38. Ресурсосберегающая технология на эродированных почвах при возделывания сельскохозяйственных культур
39. Диагностические признаки и классификация почв по степени смытости.
40. Методы изучения эрозии почв.
41. Метод шпилек. Метод микронивелирования. Метод профилирования.
42. Оценка интенсивности многолетней эрозии. Изучение интенсивности роста оврагов.
43. Моделирование эрозии. Дождевальные установки для изучения эрозии в полевых условиях. Изучение ирригационной эрозии.
44. Конструкция полезащитных лесных полос и их влияние на сельскохозяйственные угодья. Ветровой режим.
45. Гидротермический режим приземного воздуха. Накопление снега на полях. Влажность почвы. Грунтовые воды. Свойства почвы.
1. Механизм почвенной эрозии.
2. Охрана почв в России и за рубежом
3. Влияние эрозии на свойства почвы и урожайность сельскохозяйственных культур.
4. Ирригационная эрозия почв и меры ее предотвращения.
5. Оценка многостороннего ущерба нанесенного эрозией.
6. Физические свойства дождя.
7. Загрязнение водотоков и водоемов.
Тестовые задания
Вариант 1.
1. Под влиянием каких природных факторов развиваются эрозионные процессы?
1) тепла и ветра
2) воды и ветра
3) воды и тепла
4) света и ветра
2. Эрозия почвы, скорость которой не превышает темп почвообразования, называют
2. нормальной
3. безвредной
4. незаметной
3. Пары, относящиеся к чистым:
1. сидеральный, черный, ранний
2. черный, кулисный, чистый
3. кулисный, занятый, черный
4. ранний, кулисный, сидеральный
4. Разновидность водной эрозии, при которой происходит смыв частиц почвы называется
1. линейной
2. капельной
3. поверхностной
4. овражной
5. Наиболее эффективную защиту полей от неблагоприятных явлений, обеспечивающую сохранение и повышение плодородия почв, могут дать системы защитных лесных насаждений. Какого вида лесных защитных насаждений не существует?
1. Полезащитные лесонасаждения
2. Гидролесомелиоративные насаждения
3. Противоэрозионные защитные лесные полосы
4. Санитарно-гигиенические насаждения
5. Зоолесомелиоративные насаждения
6. Фитомелиоративные насаждения
7. Пескоукрепительные насаждения
6. По требовательности к теплу древесные породы подразделяются на следующие группы:
Определите группу растений не входящих в данную классификацию
1. крайне теплолюбивые
2. теплолюбивые
3. холодолюбивые
4. относительно холодостойкие
5. холодостойкие
6. исключительно холодостойкие
7.По требовательности к влажности условий местопроизрастания древесные породы разделяются следующим образом: Определите группу растений не входящих в данную классификацию
1. гидрофиты
2. мезогидрофиты
3. мезофиты
4. мезоксерофиты
5. ксерофиты
6. зоофиты
8. Плоскостная (поверхностная) эрозия наблюдается:
1. на выровненных склонах, характеризующихся равномерным распределением стока
2. на выровненных склонах, характеризующихся неравномерным распределением стока
3. на изрезанных склонах, характеризующихся равномерным распределением стока
4. на изрезанных склонах, характеризующихся неравномерным распределением стока
9.Овражная эрозия – форма линейной эрозии, когда промоины достигают глубины:
1. 0,2 м
2. 0,5 м
3. 0,7 м
4. более 1 м
10.Как классификацируются не-пахотные черноземные почвы по степени эродированности?
1. слабосмытые - смыто меньше половины горизонта А; средне-смытые - смыт более чем наполовину или полностью горизонт А; сильносмытые - смыт частично или полностью горизонт АВ
2. слабосмытые - смыто меньше половины горизонта АВ; средне-смытые - смыт более чем наполовину или полностью горизонт АВ; сильносмытые - смыт частично или полностью горизонт В
3. слабосмытые - смыт горизонта Апах; среднесмытые - смыт более чем наполовину или полностью горизонт АВ; сильносмытые - смыт горизонт В
11.Влияние температуры воздуха на водную эрозию сказывается главным образом весной, в период снеготаяния. От чего зависит формирование стока?
2. Высоты снежного покрова.
3. От мощности гумусового горизонта
12. Какого приема противоэрозионной обработки почв не существует?
1. Плоскорезная обработка
2. Минимальная обработка
3. Нулевая обработка
4. Мелкая вспашка
13. Какие противоэрозионные сооружения не входят в разряд гидротехнических?
1. Водонасосные сооружения
2. Водонаправляющие сооружения
3. Водозадерживающие сооружения
4. Водосборные сооружения
5. Донные сооружения
14.Образование стока связано с неспособностью почв впитать всю воду, подаваемую при поливе дождеванием. Предотвратить указанные негативные явления можно только в результате применения почвозащитной технологии полива, которая основывается на использовании:
1. предельно допустимых поливных норм
2. минимально допустимых поливных норм
3. эрозионнодопустимых поливных норм
4. оптимально допустимых поливных норм
15. Укажите фактор не влияющий на возникновение и интенсивность эрозионных процессов.
1. естественноисторические, или природные
2. социально-экономические
3. космические
16. Противоэрозионная устойчивость почвы зависит также от содержания в ней:
1. азота
2. органического вещества
3. фосфора
4. калия
17. Установите соответствие между видами почвозащитной обработки почвы и их характеристикой.
1. Контурная обработка
2. Мульчирующая обработка
3. Нулевая обработка
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*посев семян зерновых культур производится специальными посевными агрегатами в необработанную почву с одновременным внесением в рядок комплексных удобрений
*сочетание механической обработки почвы и оставления на ее поверхности измельченных растительных остатков
*обработка почвы плоскорежущими орудиями с сохранением большей части послеуборочных остатков на ее поверхности. Обеспечивает рыхление, частичное крошение почвы и подрезание сорняков на эрозионно-опасных землях и в засушливых районах
*обработка почвы сложных склонов в направлении, близком к горизонталям местности
18. Установите соответствие между видами водной эрозии и их характеристикой.
1. Ирригационная эрозия
2. Поверхностная эрозия
3. Капельная эрозия
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*разрушение почвенных агрегатов происходит под действием капель дождя, в результате чего мелкие поры закупориваются и уменьшается водопроницаемость почвы
*размыв почвы крупными массами воды, в результате чего возникает промоина, которая при дальнейшем поступлении воды с водосборной площадки может перерасти в овраг
*проявление эрозионных процессов в районах искусственного орошения
*происходит сравнительно равномерный смыв почвы небольшими потоками воды
19. Установите соответствие между приемами почвозащитной обработки почвы и их назначением.
1. Кротование
2. Лункование
3. Щелевание
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*глубокое прорезание почвы с целью повышения водопроницаемости; как противоэрозионный прием применяется на склонах крутизной 5–8° для перевода талых и ливневых вод во внутрипочвенный сток
*образование горизонтальных дрен, которые имеют диаметр 6–8 см и закладываются на глубине 35–40 см для отвода с полей избыточной воды
*создание гребней на поверхности почвы
20. Запас гумуса в пахотном слое почвы (20 см) на 1 га при ее плотности 1,3 г/см3 и содержании гумуса 3 % составит ____ т.
Напишите ответ:______
Вариант 2
1. Укажите размер эрозионно-опасных частиц
1. менее 0,01 мм
2. 0,01-0,1 мм
3. 0,1-0,5 мм
4. менее 1 мм
2. Наиболее вредоносная разновидность водной эрозии
1. капельная
2. поверхностная
3. овражная
4. склоновая
3. Эрозия почвы в условиях искусственного орошения называется
1. капельной
2. сточной
3. оросительной
4. ирригационной
4. Какая форма деструкции почв не существует?
1. Дефляция
2. Суффозия
3. Карст
4. Солифлюкция
5. Водосборная
6. Обвалы
7. Селевая деструкция
8. Абразия
9. Речная боковая деструкция.
10. Техногенная деструкция
11. Оползни
5. Совокупность форм горизонтального и вертикального расчленения земной поверхности называется:
1. Рельефом местности
2. Водораздельной линией
3. Водосборной площадью
4. Техогенной деструкцией
6. Когда происходит эрозия?
1. Когда сила сцепления почвенных частиц равна эродирующей силе
2. Когда сила сцепления почвенных частиц становится больше эродирующей силы
3. Когда сила сцепления почвенных частиц становится меньше эродирующей силы
7.Какой прибор применяется при изучении интенсивности эрозии методом фотопрофилирования?
1.Реечный полярограаф
2. Реечный профилограф
3. Модуль эрозии
4. Агрегат искусственного дождевания
8. Минимальная обработка почвы это:
1. Обработка, при которой почва в течение всего года остается в ненарушенном состоянии и мульчирована растительными остатками.
2. Воздействие на почвы с помощью сеялок-культиваторов и сеялок прямого посева.
3. Обработка почвы на малую глубину (до 10...12 см) проводят дисковыми орудиями на полях, идущих под озимые культуры после непаровых предшественников.
9. Струйчатая эрозия это:
1. Она наблюдается на выровненных склонах, характеризующихся равномерным распределением стока.
3. Это форма линейной эрозии, когда промоины достигают глубины более 1 м и при их наличии поля сплошной сельскохозяйственной обработке не под-даются
10. Для характеристики степени расчлененности склоновые земли группируют в зависимости от среднего расстояния между двумя оврагами следующим образом:
1. слабая - более 500 м, средняя – 100…500, сильная – 50…100, очень сильная – менее 50 м.
2. слабая - более 1000 м, средняя - 500... 1000, сильная – 250...500, очень сильная – менее 250 м.
3. слабая - более 2000 м, средняя - 1000...2000, сильная —500...1000, очень сильная — менее 500 м.
11.Слабодефлированные земли это:
1. Участки с почвами, слабо затронутыми дефляцией. Площади недефлированных участков составляют 95 % территории.
2. Участки с почвами, слабо затронутыми дефляцией. Площади недефлированных участков составляют 85 % территории.
3. Участки с почвами, слабо затронутыми дефляцией. Площади недефлированных участков составляют 75 % территории.
4. Участки с почвами, слабо затронутыми дефляцией. Площади недефлированных участков составляют 65 % территории.
12. Ветроустойчивость почв значительно возрастает, если в ней имеются агрегаты и комки диа-метром не менее:
1. 0,25 мм
2. 0,5 мм
3. 1,0 мм
4. 2,0 мм
13. По защитным свойствам растительность может размещена в следующей последовательности (в порядке снижения ее противоэрозионных свойств):
1. зерновые колосовые – злаково-бобовые травосмеси – бобо-вые – пропашные
2. злаково-бобовые травосмеси – зерновые колосовые – бобо-вые – пропашные
3. бобовые – злаково-бобовые травосмеси – зерновые колосовые –пропашные
4. пропашные – злаково-бобовые травосмеси – зерновые колосовые – бобовые
14. Какого метода изучения эрозии не существует?
1. Учет эрозии по замеру объема струйчатых размывов
2. Метод шпилек
3. Метод микронивелирования
4. Метод фотопрофилирования
5. Метод полипрофилирования
6. Метод короткодистанционной стереофотограммметрической съемки
15. Условно все виды противоэрозионных и противодефляционных мероприятий делятся на четыре группы. Какого вида мероприятий не существует?
1. землеустроительные (организация территории)
2. агротехнические
3. агрохимические
4. лесомелиоративные
5. гидротехнические
16.Организация территории, при которой прямолинейные кон-туры полей чередуются с полезащитными лесными поло-сами, называется:
1. Контурная
2. Полосная
3. Линейная
4. Прямоугольная
17. Установите соответствие между видами водной эрозии и их характеристикой.
1. Линейная эрозия
2. Поверхностная эрозия
3. Капельная эрозия
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*разрушение почвенных агрегатов происходит под действием капель дождя, в результате чего мелкие поры закупориваются и уменьшается водопроницаемость почвы
*размыв почвы крупными массами воды, в результате чего возникает промоина, которая при дальнейшем поступлении воды с водосборной площадки может перерасти в овраг
*проявление эрозионных процессов в районах искусственного орошения
*происходит сравнительно равномерный смыв почвы небольшими потоками воды
18. Установите соответствие между приемами противоэрозионной обработки почвы и их назначением.
1. Вспашка гребнисто-ступенчатая
2. Вспашка гребнистая
3. Вспашка с прерывистым бороздованием
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*образование гребней на поверхности поля поперек простых односкатных склонов на полях с уклоном более 3–5°; гребни высотой 20–30 см образуются за счет установки на последнем корпусе плуга удлиненного отвала
*поделка гребней на поверхности почвы и неровного профиля плужной подошвы за счет различного заглубления корпусов плуга; противоэрозионный прием обработки склоновых земель крутизной более 5–8°.
*обработка на склонах крутизной 5–8°, обеспечивающая за счет установки приспособления ПРНТ-70.000 формирование борозд длиной 100–120 см, прерываемых валиками высотой до 20 см.
*создание гребней на поверхности почвы
19. Установите соответствие между видами водной эрозии и их характеристикой.
1. Капельная эрозия
2. Линейная эрозия
3. Поверхностная эрозия
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*разрушение почвенных агрегатов происходит под действием капель дождя, в результате чего мелкие поры закупориваются и уменьшается водопроницаемость почвы
*размыв почвы крупными массами воды, в результате чего возникает промоина, которая при дальнейшем поступлении воды с водосборной площадки может перерасти в овраг
*проявление эрозионных процессов в районах искусственного орошения
*происходит сравнительно равномерный смыв почвы небольшими потоками воды
20. Запас гумуса в пахотном слое почвы (20 см) на 1 га при ее плотности 1,1 г/см3 и содержании гумуса 1,5 % составит ____ т.
Напишите ответ:______
Кейс-задание «Разработка почвозащитного севооборота»
Цель занятия – изучить приемы и получить практические навыки формирования адаптивных почвозащитных севооборотов для различных агроландшафтов.
В ландшафтно-адаптивном земледелии роль севооборота существенно возрастает. Севооборот формирует агроценоз ландшафта и пространственное размещение культур в нем. Кроме того, схема севооборота становится матрицей для формирования системы обработки почвы, системы удобрения и системы защиты культур от болезней и вредителей.
Адаптивный почвозащитный севооборот должен отвечать следующим основным требованиям: культуры должны соответствовать почвенным условиям, соотношение культур должно отвечать почвозащитным требованиям, а основные культуры высеваются по благоприятным предшественникам, в севообороте обязательно выращивание многолетних бобовых трав.
Порядок работы по составлению севооборота следующий:
Студент получает задание, в котором указывается характер ландшафта, характер почвенного покрова, перечисляются основные культуры, тип севооборота и число полей. Выбирает агропроизводственную группу, в которую входит данный севооборотный участок, определяет процентное соотношение культур, соответствующее агропроизводственной группе земель. При этом в рамках ограничений по соотношению групп культур следует так же руководствоваться общепринятыми правилами построения севооборотов.
Дополнительно надо иметь в виду, что севооборот должен быть насыщен почвозащитными культурами и культурами азотфиксаторами в максимально возможной степени.
Кроме того, севооборот должен быть относительно коротким. Это необходимо для того, чтобы культуры - почвоулучшители как можно чаще высевались на данном поле.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п