учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Инновационные технические средства и технологии в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Сосоров С.В.
(представитель работодателя)
Задачи:
ПКС-4: Способен выбирать методики проведения экспериментов и испытаний, анализировать их с разработкой физических и математических моделей, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства;
содержания и
требования к
деятельности
обучающихся на
основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательны
х потребностей и
возможностей
обучающегося,
организацию
научных
обсуждений
содержания и
требования к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательн
ых
потребностей и
возможностей
обучающегося,
организацию
научных
обсуждений
содержания и
требования к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я,
организацию
научных
обсуждений
мере знает
содержания и
требования к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я,
организацию
научных
обсуждений
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся на
основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательных потребностей и
возможностей
обучающегося,
выполнять
поручения по
организации
научных
обсуждений
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательн
ых
потребностей и
возможностей
обучающегося,
выполнять
поручения по
организации
научных
обсуждений
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я, выполнять
поручения по
организации
научных
обсуждений
определять
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я, выполнять
поручения по
организации
научных
обсуждений
навыков
определения
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся на
основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательны
х потребностей и
возможностей
обучающегося,
выполнения
поручений по
организации
научных
обсуждений
навыки
определения
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития рынка
труда,
образовательн
ых
потребностей и
возможностей
обучающегося,
выполнения
поручений по
организации
научных
обсуждений
определения
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я,
выполнения
поручений по
организации
научных
обсуждений
мере имеет
навыки
определения
содержания и
требований к
деятельности
обучающихся
на основе
тенденции
развития
рынка труда,
образователь
ных
потребностей
и
возможносте
й
обучающегос
я,
выполнения
поручений по
организации
научных
обсуждений
форма текущего контроля успеваемости)
работ
развития АПК и роль ИТС в
ее реализации
принцип оптимизации технологий
снижения эксплуатационных затрат при использовании МТА
МТА
решения при поточной организации производственных процессов
Агрозоны механизации растениеводства. Районирование системы технологий и машин
затрат. Расхода топлива, энергии, затрат труда и денежных средств
процессов в растениеводстве
схемы технологического процесса
обеспечение производственных процессов
процессов
одновременном выполнении нескольких производственных процессов
выполнении производственных процессов
использования машин при
поточной организации процессов
комплексов методами математического моделирования
комплексов методами математического моделирования
сельскохозяйственных производственных процессов.
Особенности проектирования простых, сложных и комбинированных технологических процессов
принятия оптимальных
управленческих решений,
Cimplex
Мониторинг за развитием посевов с помощью беспилотных летающих систем и спутникового мониторинга
2. Левшин А.Г., Скороходов А.Н. «Методические указания проведения деловой игры «Проект ресурсосберегающей технологии» («Технология-1»).-
М.: РГАУ, 2019.-45 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Эффективность управления технологическими процессами в АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Система машин и ее развитие.
2. Состояние агроинженерной системы растениеводства и направление ее развития.
3. Научное обоснование системы машин и технологий.
4. Агробиологические и биоэнергетические основы производства с.-х. продукции растениеводства.
5. Принципы системного подхода к решению задач ресурсосберегающего
использования агрегатов, технологических комплексов и машинно-тракторного парка с учетом экологических требований.
6. Наиболее доступные эффективные технологии.
7. Разработка методической и нормативной документации для машинных технологий.
Лекция 3. Иерархический принцип оптимизации технологий.
1. Системный многоуровневый подход оптимального проектирования технологий производства с-х продукции растениеводства.
2. Производственная программа предприятия.
3.Оптимизация технологий.
4.Обоснование структуры, состава и режимов работы машинно-тракторных агрегатов, критерии оптимизации.
Лекция 4. Резервы повышения производительности и снижения эксплуатационных затрат при использовании МТА.
1. Производительность машинно-тракторных агрегатов.
2. Расчет производительности агрегатов.
3. Общий метод расчета производительности машинно-тракторных агрегатов в функции мощности в моделях оптимизации.
4. Определение производительности и объема работы МТА в условных эталонных гектарах.
5.Нормирование механизированных работ.
6.Анализ факторов, влияющих на производительность.
7.Факторы, определяющие эксплуатационные показатели агрегатов с учетом вероятностного характера их изменений.
8.Способы повышения производительности агрегатов.
9.Мониторинг производительности в системе ГЛОНАСС.
Лекция 5. Основы проектирования производственных процессов в растениеводстве.
1. Эксплуатационные затраты при работе машинно-тракторных агрегатов.
2. Основные виды эксплуатационных затрат.
3. Расхода топлива, энергии, затрат труда и денежных средств.
4. Оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы агрегатов по критериям ресурсосбережения.
5. Моделирование и оптимизация параметров тракторов и агрегатов при выполнении полевых работ.
6. Энергетическая оценка технологий.
7. Основные принципы рационального проектирования сельскохозяйственных производственных процессов.
8. Особенности проектирования простых, сложных и комбинированных технологических процессов.
9. Обоснование количественных характеристик состава основного и транспортного звеньев технологического комплекса.
10.Вероятностная оценка взаимодействия звеньев технологического комплекса.
11.Модели взаимодействия основного технологического звена с одним и более смежными звеньями комплекса.
12.Синтез системы взаимодействия звеньев комплекса.
Лекция 6. Транспортное обеспечение производственных процессов.
1. Транспортные процессы.
2. Выбор транспортных средств.
3. Особенность определения производительности и эксплуатационных затрат.
4. Логистика транспортных процессов.
5. Транспортная задача: математическая формулировка транспортной задачи и методы решения.
Лекция 7. Оптимальное использование техники при одновременном выполнении нескольких производственных процессов.
1. Распределение видов работ между агрегатами разного вида.
2. Задача о назначении: математическая формулировка задачи и методы решения.
3. Пример решения задачи.
4. Оптимизация состава МТП.
Лекция 8. Анализ и синтез использования машин при поточной организации процессов
1. Условие потока при выполнении производственных процессов.
2. Вероятностная природа показателей производственных процессов.
3. Смежные производственные процессы как система массового обслуживания.
4. Основные положения теории массового обслуживания и методики расчетов.
Лекция 9. Оптимизация состава агрегатов, звеньев, комплексов методами математического моделирования.
1. Обоснование оптимальной структуры и состава технологического комплекса для посева зерновых и трав.
2. Обоснование и выбор технологий заготовки кормов и технических средств для их реализации.
3. Методика расчета операций производственного процесса заготовки кормов.
4. Пример расчета по обоснованию технических средств для принятой технологии заготовки измельченного сена или сенажа.
Лекция 10. Основы проектирования эффективных ресурсосберегающих технологий.
1. Зональные природно-климатические факторы и риски.
2. Программирование урожая по природно-климатическому потенциалу.
3. Основные фазы развития растений и технологические основы управления продукционным процессом в растениеводстве по критериям качества продукции и эффективности производства.
Вопросы для защиты индивидуальных заданий практических занятий
ПЗ 1. Характеристика агрозоны механизации растениеводства для типового хозяйства
1. Зональные природно-производственные особенности использования сельскохозяйственной техники, климатические факторы и риски.
2. Агрозоны механизации растениеводства.
3. Районирование системы технологий и машин. Система базовых технологических операций и технологий.
ПЗ 2. Определение производительности и эксплуатационных затрат при
работе МТА
1. Время смены как сумма вероятностей состояний.
2. Коэффициент использования времени смены и факторы, влияющие на его составляющие.
3. Типовые условия. Типовые нормы выработки и расхода топлива.
4. Обобщенный коэффициент на местные условия
ПЗ 3. Выбор оптимальной схемы технологического процесса ( на примере уборки зерновых)
1. Общая формулировка задачи.
2. Схема организации простого технологического процесса.
3. Схема организации сложного технологического процесса.
4. Схема организации работ с последовательной комбинацией технологических процессов.
ПЗ 4. Транспортное обеспечение производственных процессов.
1. Постановка транспортной задачи.
2. Критерии решения транспортной задачи.
3. Методы нахождения опорного решения.
4. Алгоритмы оптимизации транспортной задачи.
ПЗ 5. Оптимальная организация использования техники при одновременном выполнении производственных процессов.
1. Производственная ситуация.
2. Формулировка задачи.
3. Математическая модель по критерию минимума затрат.
4. Математическая модель по критерию минимума продолжительности выполнения работ.
5. Алгоритм симплексных преобразований.
ПЗ 6. Выбор оптимального решения при поточной организации производственных процессов. Выбор оптимального решения.
1. Условие непрерывности потока.
2. Особенность потока при вероятностном характере данных.
3. Граф состояний системы массового обслуживания.
4. Алгоритм определения вероятности нахождения системы в возможных состояниях.
5. Оптимизация состава технологического комплекса по минимуму эксплуатационных затрат.
ПЗ 7. Оптимизация процессов основной и предпосевной обработки почвы. Постановка производственной задачи.
1. Суточный темп выполнения работ.
3. Обоснование оптимальной стратегии выполнения работ.
ПЗ 8. Обоснование структуры и состава технологического комплекса для посева зерновых.
1. Постановка производственной задачи.
2. Выбор оптимального состава и рабочей скорости агрегата.
3. Определение производительности, расхода топлива и потребного числа агрегатов.
4. Обоснование оптимального количества загрузчиков сеялок.
ПЗ 9. Симплексный метод принятия оптимальных управленческих решений
1. Постановка задачи.
2. Выбор критериев оптимизации.
3. Формализация задачи и ограничения.
4. Алгоритм симплексных преобразований
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п