учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по использованию и анализу системы показателей, характеризующих состояние сельского хозяйства; развитие знаний, умений,
навыков поиска, анализа и интерпретации бухгалтерской, финансовой и иной по отрасли сельского хозяйства; овладение трудовыми действиями, навыками и умениями по основам сельского хозяйства для организации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
хозяйства
концентрация сельскохозяйственного
производства
продукции
сельскохозяйственного
производства
опрос
практическая работа
опрос
практическая работа
участие в деловой игре
тестирование
проверка домашнего задания
проверка домашнего задания
проверка домашнего задания
сельского хозяйства
поддержки
проверка домашнего задания
проверка домашнего задания
Основы сельского хозяйства : методических указаний по выполнению самостоятельной работы
для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» / М-во сел. хоз-ва РФ,
Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: С. В. Жаргалова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА,
2018. - 22 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1477
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Основы сельского хозяйства
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема: Сельское хозяйство как отрасль экономики
1. Социальное значение сельского хозяйства как отрасли экономики.
2. Роль и место сельского хозяйства в экономике РФ.
3. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Отраслевые особенности сельского хозяйства и их влияние на экономику.
1. Состав сельскохозяйственных угодий, плодородие почв.
2. Оценка земель сельскохозяйственного назначения.
3. Показатели интенсивного использования сельскохозяйственных угодий.
4. Система показателей эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
5. Понятие и состав основных фондов сельскохозяйственного предприятия.
6. Оценка основных фондов.
7. Износ, амортизация основных фондов.
8. Показатели состояния и движения основных фондов.
9. Показатели эффективности использования основных фондов.
Тема: Валовая и товарная продукция сельского хозяйства
1. Понятия валовой и товарной продукции сельского хозяйства.
2. Виды оценки стоимости продукции сельского хозяйства.
3. Уровень товарности продукции.
4. Качество и конкурентоспособность продукции.
Тема: Размещение, специализация, концентрация сельскохозяйственного производства
1. Понятие и принципы размещения сельскохозяйственного производства.
2. Факторы и экономическая оценка размещения сельскохозяйственного производства.
3. Специализация сельского хозяйства: понятие, формы и показатели.
4. Понятие отрасли, виды отраслей по экономическому значению.
5. Факторы и показатели экономической эффективности специализации производства.
6. Понятие концентрации производства.
7. Понятие кооперации и ее развитие в сельском хозяйстве.
8. Понятие и формы агропромышленной интеграции.
Тема: Себестоимость сельскохозяйственной продукции
1. Понятие и виды издержек.
2. Понятие и виды себестоимости продукции.
3. Классификация затрат.
4. Методика исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.
5. Факторы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Тема: Эффективность сельскохозяйственного производства
1. Понятие и виды эффективности сельскохозяйственного производства.
2. Система показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
3. Эффективность агротехнических и зоотехнических мероприятий.
4. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Тема: Экономическая сущность государственного регулирования сельского хозяйства
1. Понятие и формы государственного регулирования экономики.
2. Объективная необходимость государственного регулирования сельского хозяйства.
3. Формы и система мер государственной поддержки сельского хозяйства.
Тема: Реализация целевых программ развития сельского хозяйства
1. Цель, задачи и содержание Госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия».
2. Макроэкономические индикаторы Госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия».
3. Целевые индикаторы и меры поддержки подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса».
4. Целевые индикаторы подпрограммы и меры поддержки «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».
5. Целевые индикаторы подпрограммы и меры поддержки «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».
6. Целевые индикаторы подпрограммы и меры поддержки «Устойчивое развитие сельских территорий»
7. Целевые индикаторы подпрограммы и меры поддержки «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия»
Тема: Эффективность мер государственной поддержки
1. Система показателей уровня государственной поддержки сельского хозяйства.
2. Подходы в оценке эффективности мер государственной поддержки.
3. Система показателей эффективности мер государственной поддержки.
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Задание. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема: Сельское хозяйство как отрасль экономики
1. Место и значение сельского хозяйства в экономике страны.
2. Отраслевые особенности сельского хозяйства.
3. Особенности рынка сельскохозяйственной продукции.
4. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности РФ.
Тема: Производственные ресурсы сельского хозяйства и эффективность их использования
1. Состав земельных угодий сельскохозяйственного производства.
2. Система показателей эффективности использования сельскохозяйственных угодий.
3. Состав основных фондов. Оценка основных фондов. Износ и амортизация.
4. Показатели состояния и движения основных фондов. Обеспеченность основными фондами.
5. Эффективность использования основных фондов: показатели и факторы.
7. Определение потребности в оборотных средствах.
8. Эффективность использования оборотных средств.
9. Особенности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
10. Показатели использования рабочего времени в сельском хозяйстве.
11. Производительность труда: показатели и факторы.
Тема: Валовая и товарная продукция сельского хозяйства
1. Понятие и состав валовой продукции сельского хозяйства.
2. Понятие товарной продукции. Уровень товарности продукции.
3. Оценка стоимости валовой продукции.
Тема: Размещение, специализация, концентрация сельскохозяйственного производства
1. Понятие размещения производства, его эффективность.
2. Понятие специализации производства, ее уровень.
3. Концентрация сельскохозяйственного производства.
Тема: Себестоимость сельскохозяйственной продукции
1. Понятие и виды издержек производства и себестоимости продукции.
2. Состав затрат в сельском хозяйстве.
3. Методика исчисления себестоимости сельскохозяйственной продукции.
4. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Тема: Эффективность сельскохозяйственного производства
1. Понятие эффективности производства.
2. Система показателей эффективности сельскохозяйственного производства.
3. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Тема: Экономическая сущность государственного регулирования сельского хозяйства
1. Государственное регулирование сельского хозяйства: понятие, формы, принципы.
2. Объективная необходимость государственной поддержки сельского хозяйства.
Тема: Реализация целевых программ развития сельского хозяйства
1. Подпрограммы Госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия».
2. Целевые индикаторы Госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия».
3. Меры государственной поддержки сельского хозяйства по подпрограммам Госпрограммы, условия оказания поддержки.
Тема: Эффективность мер государственной поддержки
2. Показатели уровня государственной поддержки сельского хозяйства.
3. Эффективность мер государственной поддержки.
Перечень вопросов к зачету
4. Социально-экономическое значение сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
5. Доктрина продовольственной безопасности РФ (ОК-1, ПКС-2)
6. Отраслевые особенности сельского хозяйства и их влияние на экономику отрасли
7. Состав подотраслей сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
8. Земельные ресурсы отрасли, их состав, плодородие почв (ОК-1, ПКС-2)
9. Оценка земель сельскохозяйственного назначения (ОК-1, ПКС-2)
10. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий (ОК-1, ПКС-2)
11. Материальные ресурсы сельского хозяйства, их состав, формирование (ОК-1, ПКС-2)
12. Эффективность использования материальных ресурсов сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
13. Особенности труда в сельском хозяйстве (ОК-1, ПКС-2)
14. Трудовые ресурсы сельского хозяйства и их использование (ОК-1, ПКС-2)
15. Производительность труда и пути ее повышения в сельском хозяйстве (ОК-1, ПКС-2)
16. Понятия и состав валовой и товарной продукции сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
17. Структура валовой продукции сельского хозяйства по видам продукции и по организационно-правовым формам хозяйствования (ОК-1, ПКС-2)
18. Понятие специализации и размещения сельскохозяйственного производства, факторы их определяющие (ОК-1, ПКС-2)
19. Формы и уровень специализации сельскохозяйственного производства (ОК-1, ПКС-2)
20. Концентрация производства (ОК-1, ПКС-2)
21. Кооперация в сельском хозяйстве и агропромышленная интеграция (ОК-1, ПКС-2)
22. Понятие и виды себестоимости продукции. Состав затрат в сельском хозяйстве (ОК-1, ПКС-2)
23. Методика исчисления себестоимости продукции (ОК-1, ПКС-2)
24. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции (ОК-1, ПКС-2)
25. Понятие и показатели эффективности сельскохозяйственного производства (ОК-1, ПКС-2)
26. Факторы и пути повышения эффективности сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
27. Экономическая сущность государственного регулирования сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
28. Государственное регулирование экономики: понятие, формы и методы (ОК-1, ПКС-2)
29. Объективная необходимость государственной поддержки сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
30. Направления и меры государственной поддержки сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
31. Государственная программа развития АПК и сельских территорий Республики Бурятия: подпрограммы,
32. целевые индикаторы и финансирование (ОК-1, ПКС-2)
33. Система показателей уровня государственной поддержки сельского хозяйства (ОК-1, ПКС-2)
34. Эффективность мер государственной поддержки отрасли (ОК-1, ПКС-2)
Тема. Производственные ресурсы сельского хозяйства и эффективность их использования
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить состав и структуру землепользования предприятия, сельскохозяйственных угодий, показатели использования. Проанализировать динамику показателей.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить показатели эффективности использования сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных угодий. Проанализировать динамику показателей.
Задание 3. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить состав и структуру трудовых ресурсов предприятия. Проанализировать динамику показателей.
Задание 4. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить показатели использования рабочего времени на предприятии. Проанализировать динамику показателей.
Задание 5. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить показатели производительности труда. Проанализировать динамику показателей.
Тема. Валовая и товарная продукция сельского хозяйства
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций рассчитать стоимость валовой продукции предприятия в текущих и сопоставимых ценах. Проанализировать динамику стоимости валовой продукции предприятия.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций, определить уровень товарности продукции. Проанализировать динамику.
Тема. Себестоимость сельскохозяйственной продукции
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить состав и структуру производственных затрат на производство продукции растениеводства по видам продукции. Проанализировать динамику.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций определить состав и структуру производственных затрат на производство продукции животноводства по видам продукции. Проанализировать динамику.
Задание 3. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций проанализировать динамику себестоимости продукции по ее основным видам.
Тема. Эффективность сельскохозяйственного производства
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций,
определить показатели эффективности производства отдельных видов продукции, проанализировать их динамику.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций,
определить показатели эффективности деятельности предприятия, проанализировать их динамику.
Тема. Реализация целевых программ развития сельского хозяйства
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций,
определить подпрограммы Госпрограммы, в которых принимает участие данное предприятия, виды и размеры субсидий.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций, оценить степень исполнения финансирования подпрограмм Госпрограммы развития АПК и сельских территорий по данному предприятию.
Тема. Эффективность мер государственной поддержки
Задание 1. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций,
определить показатели, характеризующие уровень государственной поддержки для предприятия, проанализировать их динамику.
Задание 2. Используя данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций,
определить показатели, характеризующие эффективность мер государственной поддержки предприятия, проанализировать их динамику.
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий.
Первый этап - Исходная информация об игре.
Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап - Ролевое общение внутри группы.
Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры.
Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Задание. Подготовить доклады и презентации по результатам анализа показателей эффективности производства отдельных видов продукции и показателей эффективности деятельности предприятия в целом.
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Тестовые задания по компетенции :
БЛОК 1 (тестовые задания-дескриптор «Знать»)
Раздел 1. Сельское хозяйство как отрасль экономики
а) земельный налог
б) арендная плата
в) нормативная цена земли
г) кадастровая стоимость земли
Правильный ответ: а, б
Задание 3. (выберите один вариант ответа). Какие показатели характеризуют использование машинно-тракторного парка?
а) годовая и сменная выработка
б) фондоотдача
в) коэффициент сменности
г) количество машино-дней, отработанных за год физическим трактором
Правильный ответ: г
Задание 4. (выберите один вариант ответа). За единицу учета объема механизированных работ принимается:
а) тонно-километр б) машино-смена
в) условный эталонный гектар
г) количество машино-дней, отработанных за год физическим трактором
Правильный ответ: а
Задание 5. (выберите один вариант ответа). Амортизация не начисляется по следующим основным фондам:
а) продуктивному и рабочему скоту
б) многолетним насаждениям
в) фондам, переданным на консервацию
г) жилым зданиям
Правильный ответ: а
Задание 6. (выберите один вариант ответа. Процесс воспроизводства основных фондов характеризуют следующие показатели:
а) фондоотдача
б) коэффициент обновления основных фондов
в) коэффициент выбытия основных фондов
г) коэффициент прироста основных фондов
Правильный ответ: б
Задание 7. (выберите один вариант ответа). Производственный персонал предприятия подразделяется на:
а) рабочих
б) безработных
в) руководителей и специалистов
г) служащих
Правильный ответ: а
Задание 8. (выберите один вариант ответа). Какие показатели характеризуют обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами?
а) помесячное распределение затрат труда
б) трудообеспеченность
в) коэффициент сезонности труда
г) коэффициент обеспеченности
Правильный ответ: г
Задание 9. (выберите один вариант ответа). Чем обусловлена сезонность труда в сельском хозяйстве?
а) низким уровнем механизации
б) несовпадением периода производства и рабочего периода
в) многообразием возделываемых культур
г) все вышеперечисленное
Правильный ответ: б
Задание 10. (выберите один вариант ответа). Производительность труда характеризуют следующие показатели:
а) годовая выработка
б) степень использования трудовых ресурсов
в) часовая и дневная выработка
г) трудоемкость продукции
Правильный ответ: а
Задание 11. (выберите один вариант ответа). Что понимают под качеством продукции?
а) продукцию, обладающую более высокими потребительскими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией
б) совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с ее назначением
в) внешний вид упаковка продукции
г) нет правильного ответа
Правильный ответ: б
Задание 12. (выберите один вариант ответа). Какие показатели характеризуют эффективность сельскохозяйственного производства?
а) урожайность сельскохозяйственных культур
б) продуктивность животных
в) объем производства продукции
Правильный ответ: г
Задание 13. (выберите один вариант ответа). Какие показатели характеризуют эффективность использования инвестиций?
а) коэффициент общей эффективности капвложений
б) приведенные затраты
в) чистая дисконтированная стоимость
г) рентабельность инвестиций
Правильный ответ: г
БЛОК 2 (тестовые задания – дескриптор «Знать», «Уметь)
Задание 14. (допишите слово) Интегральный показатель ____________________ почвы — это относительная величина совокупного влияния признаков и свойств почвы на урожайность сельскохозяйственных культур, измеряемая в баллах бонитета.
Правильный ответ: плодородия
Задание 15. (допишите слово) Инфраструктуру агропромышленного комплекса подразделяют на производственную и ...
Правильный ответ: социальную
Задание 16. (допишите слово) К малому предприятию в сельском хозяйстве относятся предприятия, имеющие до ____________________ работников.
Правильный ответ: 60
Задание 17 (выберите один или несколько правильных ответов). Какие существуют формы платы за землю?
а) земельный налог
б) арендная плата
в) нормативная цена земли
г) кадастровая стоимость земли
Правильный ответ: а, б
Задание 18 (установите соответствие элементов двух множеств). Установите соответствие между понятиями экономических категорий и их определением
Понятие Определение
1. Диверсификация производства а) Охватывает предприятия, с единой производственно-сбытовой цепочкой, и контролем из единого центра.
2. Интегрированное формирование б) Внутриотраслевое объединение предприятий и производств, в рамках единого технологического процесса
3. Горизонтальная в) Экономическая система, звенья которой интеграция взаимодействуют между собой при продвижении продукции к конечному потребителю
4. Вертикальная интеграция г) Процесс расширения номенклатуры выпускаемой продукции, позволяющий гибко маневрировать хозяйственными ресурсами, перебрасывая их из низкоприбыльных в высокоприбыльные отрасли
Правильный ответ: 1-г, 2-в, 3-б, 4-а
Задание 19. (установите соответствие элементов двух множеств). Установите верное соответствие понятий и их характеристик:
Вид Содержание
1. Чистая прибыль а) Отражают расходы, которые необходимо осуществить для создания услуги
2. Издержки б) Часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет
3. Балансовая прибыль предприятия в) Денежное выражение стоимости продукции, товаров, услуг
4. Цена г) Сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в.
Задание 20 (дайте ответ «верно» или «неверно»). Постоянные затраты не зависят от объема производства:
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: а
Задание 21 (дайте ответ «верно» или «неверно»). Структура затрат на производство продукции — это состав затрат и часть каждого элемента в их общем объеме:
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: а
Задание 22 (дайте ответ «верно» или «неверно»). Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей называется налогооблагаемой:
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: б
Задание 23 (дайте ответ «верно» или «неверно»). Рентабельность основных фондов характеризует производительность труда работников:
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: б
Задание 24 (дайте ответ «верно» или «неверно»). Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнять взятые на себя обязательства:
б) неверно
Правильный ответ: а
БЛОК 3 (тестовые задания-дескриптор «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25. (кейс-задание). Сельскохозяйственное предприятие занимается выращиванием зерновых культур. В отчетном году объем товарной продукции 20 млн. руб.; среднесписочная численность работников в отчетном году составила 50 человек.
Задание 25.1 (допишите слова) Коэффициент ____________________ — это отношение средней фактической продолжительности рабочего дня к нормативной.
Правильный ответ: использования рабочего времени дня
Задание 25.2 Установите соответствие в определении:
1. норм времени а) объем работы (продукции), который должен быть выполнен (произведен) работником в течение единицы времени
2. норм выработки б) количество производственных объектов (машин, голов скота), которое работник должен обслуживать в течение единицы рабочего времени
3. норм обслуживания в) продолжительность рабочего времени, необходимого для производства единицы продукции или выполнения определенного объема работ
4. норм численности г) количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю
5. норм управляемости д) необходимый объем работ, который должен быть выполнен группой работников за определенный период времени
6.нормированного задания е) число работников определенного профессионально-квалифицированного состава, необходимых для выполнения данного объема работ или обслуживания какого-либо объекта
Правильный ответ: 1. а. 2. б. 3. д. 4.е. 5. г
Задание 25.3 (решите самостоятельно) Исходя из представленных данных производительность труда в отчетном году составила
Правильный ответ: 400 тыс. руб./чел.
Задание 26. (кейс-задание). Сельскохозяйственное предприятие занимается выращиванием зерновых культур. В отчетном году выручка от реализации продукции составила 16 млн. руб.; себестоимость реализованной продукции – 12 млн. руб.; доходы от внереализационных операций – 1,1 млн. руб.; расходы от внереализационных операций – 1,4 млн. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей – 0,6 млн. руб. Исходя из представленных данных валовая прибыль предприятия равна:
Задание 26. 1 (выберите один вариант ответа). Что включает валовая продукция сельского хозяйства?
а) продукцию сельского хозяйства
б) продукцию подсобных отраслей
в) продукцию промышленных производств
г) чистую продукцию
Правильный ответ: а
Задание 26.2 (определите последовательность). Установите последовательность выполняемых действий при определении структуры валовой продукции предприятия в стоимостном выражении:
а) определить стоимость валовой продукции предприятия
б) умножить на 100%
в) рассчитать стоимость каждого показателя валовой продукции
г) разделить стоимость каждого показателя валовой продукции на стоимость валовой продукции предприятия
Правильный ответ: а, в, г, б
Задание 26.3 (решите самостоятельно) Исходя из представленных данных валовая прибыль предприятия равна:
Правильный ответ: 4,3 млн. руб.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п