учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучить способы реализации принципов и концептуальных основ сельского хозяйства;
- изучение основные понятия и термины, применяемые в области земледелия;
- сформировать системный и интегрированный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области агрономии
ПКС-5: Способен обосновать выбор системы земледелия, определить объемы производства продукции, обосновать специализацию по выращиванию продукции, оптимизировать структуру посевных площадей, планировать урожайность сельскохозяйственных культур;
ИД-1ПКС-5 Проводит обоснованный выбор вида системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно-экономических условий ее деятельности, определяет объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка, обосновывает специализацию и виды выращиваемой продукции сельскохозяйственной организации, оптимизирует структуры посевных площадей с целью повышения эффективности использования земельных ресурсов, планирует урожайность сельскохозяйственных культур для ресурсного обеспечения производственного процесса.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов
Тестовые задания
Кейс-задача
Перечень экзаменационных вопросов
Общее земледелие
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука(ПКС-5)
2. Оценка с/х культур как предшественников зерновых культур(ПКС-5)
3. Основные приемы механической обработки почвы и их задачи(ПКС-5)
4. История развития земледелия, вклад ученых нашей страны в ее развитие(ПКС-5)
5. Дать понятие сорных растений, засорителях(ПКС-5)
6. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы(ПКС-5)
7. Факторы жизни сельскохозяйственных растений(ПКС-5)
9. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы(ПКС-5)
10. Закон возврата – научная основа воспроизводства почвенного плодородия(ПКС-5)
11. Принципы построения севооборотов, основные звенья полевых, кормовых севооборотов. Дать схемы(ПКС-5)
12. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. Требования к качеству проведения(ПКС-5)
13. Использование законов земледелия в практике сельского хозяйства(ПКС-5)
14. Дать классификацию сорных растений по способу питания и продолжительности жизни(ПКС-5)
15. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи(ПКС-5)
16. Плодородие почвы. Виды плодородия. Пути воспроизводства плодородия почв(ПКС-5)
17. Дать классификацию мер борьбы с сорняками(ПКС-5)
18. Система обработки ранних паров в зависимости от зон, засоренности и эродированности почвы(ПКС-5)
19. Достижение науки и передового опыта по повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур(ПКС-5)
20. Биологические, физические и химические причины необходимости чередования культур(ПКС-5)
21. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления ветровой эрозии. Роль стерни и комковатости почвы в предотвращении ветровой эрозии(ПКС-5)
22. Биологические показатели плодородия почвы и пути его улучшения(ПКС-5)
23. Классификация гербицидов, дозы, способы и сроки их применения на посевах сельскохозяйственных культур (ПКС-5).
24. Предпосевная обработка почвы, ее главные задачи требования к качеству(ПКС-5).
25. Агрофизические показатели плодородия почвы и пути его улучшения(ПКС-5).
26. История развития учения о севооборотах(ПКС-5).
27. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на каштановых почвах республики Бурятия(ПКС-5).
28. Агрохимические показатели плодородия почвы(ПКС-5).
29. Биологические особенности овсюга и меры борьбы с ним(ПКС-5).
30. Агротехническое значение многолетних трав и место их в севообороте(ПКС-5).
31. Методы повышения плодородия и окультуривания почв (биологические, агрофизические, агрохимические) (ПКС-5).
32. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в сухостепной зоне Бурятии. Обоснование этих схем(ПКС-5).
33. Послепосевная обработка почвы, ее задачи, приемы и сроки проведения(ПКС-5).
34. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги(ПКС-5).
35. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в лесостепной зоне Бурятии. Обоснование этих севооборотов(ПКС-5).
36. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка) (ПКС-5) (ПКС-5).
37. Пути регулирования водного режима почвы в земледелии(ПКС-5).
38. Дайте схемы полевых, кормовых севооборотов в степной зоне Бурятии. Обоснование этих севооборотов(ПКС-5).
39. Система обработки занятых паров в республике Бурятия(ПКС-5).
40. Воздушный режим почвы и методы его регулирования(ПКС-5).
41. Тепловые свойства и тепловой режим почвы, практические приемы его регулирования(ПКС-5).
42. Система обработки занятых паров в республике Бурятия(ПКС-5).
43. Вред, причиняемый сорняками сельскохозяйственному производству(ПКС-5).
44. Кормовые севообороты и их роль в интенсификации кормопроизводства(ПКС-5).
45. Современные системы земледелия. В чем преимущество зональных систем земледелия(ПКС-5).
46. Основные биологические особенности малолетних сорняков и меры борьбы с ними(ПКС-5).
47. Классификация севооборотов по соотношению групп культур и паров(ПКС-5).
48. Система обработки сидерального пара в различных зонах Бурятии(ПКС-5).
49. Основные биологические особенности корневищных сорняков и меры борьбы с ними(ПКС-5).
50. Классификация севооборотов по их хозяйственному назначению(ПКС-5).
51. Технологические свойства почвы и технологические процессы при обработке почвы(ПКС-5).
52. Основные биологические особенности корнеотпрысковых сорняков и меры борьбы с ними (ПКС-5).
53. Дать понятие периода ротации севооборота и ротационной таблицы. Приведите пример (ПКС-5).
54. Оценка полевых культур с точки зрения противоэрозионного эффекта (ПКС-5).
55. Основные биологические особенности стержнекорневых сорняков и меры борьбы с ними (ПКС-5).
56. Кулисные пары, значение, условия применения кулисных растений, сроки их посева (ПКС-5).
57. Паровая почвозащитная обработка почвы. Сущность комбинированной системы обработки чистого пара(ПКС-5).
58. Агротехнические меры борьбы с сорными растениями(ПКС-5).
59. Приемы основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы(ПКС-5).
60. Химические меры борьбы с сорняками на посевах сельскохозяйственных культур(ПКС-5).
61. Основная обработка почвы после культур сплошного сева в различных зонах Бурятии(ПКС-5).
62. Комплексные меры борьбы с сорняками(ПКС-5).
63. Сидеральные пары, значение, место их в севообороте(ПКС-5).
64. Роль почвозащитного земледелия в повышении плодородия почвы(ПКС-5).
65. Предупредительные меры борьбы с сорняками(ПКС-5).
66. Севооборот как средство регулирования и воспроизводство биологических факторов плодородия(ПКС-5).
68. Дать основные понятия и определения: севооборот, структура пашни, структура посевных площадей, монокультура, бессменные посевы, повторная культура, промежуточная культура(ПКС-5).
69. Пищевой режим почвы и приемы его регулирования(ПКС-5).
70. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур(ПКС-5).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Земледелие. Основные очаги первичного земледелия.
2. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии земледелия.
3. Факторы жизни растений и их регулирование.
4. Научные основы земледелия.
5. Законы научного земледелия. Подробно опишите законы минимума, оптимума, максимума.
6. Законы научно земледелия. Подробно опишите закон совокупного действия факторов.
7. Критика «закона» убывающего плодородия почвы. Закон равнозначимости факторов.
8. Значение воды в жизни растений.
9. Водный баланс – статьи прихода и расхода воды.
10. Водные свойства почвы.
11. Категории и формы почвенной влаги.
12. Почвенно-гидрологические константы.
13. Регулирование водного режима почвы.
14. Регулирование воздушного режима почвы.
15. Мероприятия по борьбе с переувлажнением.
16. Роль почвенного воздуха в жизни растений.
17. Строение пахотного слоя почвы и пути его регулирования.
18. Способы регулирования строения и сложения пахотного слоя почвы.
19. Влияние тепла на водно-воздушный и питательный режимы почвы. Тепловой баланс в различных зонах нашей страны.
20. Агрономическое понятие о структуре, ее прочности и факторах, влияющих на изменение структуры почвы.
21. Почвенная биота, её значение.
22. Пищевой режим почвы.
23. Регулирование пищевого режима почвы.
24. Основные агротехнические методы создания водопрочной структуры.
25. Агрофизические свойства почвы и их роль в земледелии.
26. Пути управления плодородием почвы в земледелии.
27. Моделирование (прогнозирование) баланса органического вещества почвы в севообороте.
28. Значение тепла и теплового режима в жизни растений, почвы, микрофлоры и способы его регулирования.
29. Сорные растения и их вредоносность.
30. Вред, приносимый сорняками.
31. Агробиологическая классификация сорняков.
32. Биологические особенности сорных растений.
33. Эфемеры и двулетники. Меры борьбы с ними.
34. Зимующие сорные растения и меры борьбы с ними.
35. Озимые сорные растения и меры борьбы с ними.
36. Яровые сорные растения и меры борьбы с ними.
37. Источники засорения полей.
38. Многолетние сорные растения. Представители. Меры борьбы с ними.
39. Малолетние сорные растения. Представители. Меры борьбы с ними.
40. Пороги вредоносности сорных растений.
41. Агротехнические и химические меры борьбы с корневищными сорняками.
42. Меры борьбы с наиболее злостными и карантинными сорняками.
43. Агротехнические и химические меры борьбы с корнеотпрысковыми сорняками.
44. Составление карты засоренности, ее значение в деле планомерной борьбы с сорной растительностью.
45. Использование карты засоренности посевов при разработке и оценке эффективности методов борьбы с сорняками в севообороте.
46. Понятие о гербицидах и техника применения их для уничтожения растительности в посевах. Экономическая эффективность гербицидов.
47. Классификация гербицидов по химическому составу и способу действия на растения.
48. Особенности борьбы с сорной растительностью в условиях Забайкалья.
49. Паразитные сорные растения, представители, меры борьбы с ними.
50. Меры предосторожности при работе с гербицидами.
51. Перспективы развития биологических мер борьбы с сорняками.
52. Уничтожение в почве семян и вегетативных органов размножения сорняков.
53. Сочетание агротехнических и химических мер борьбы с сорняками в посевах полевых и овощных культур.
54. Применение гербицидов в посевах полевых и овощных культур, сроки и способы их внесения.
55. Методы учета засоренности посевов, почвы и урожая.
1. Сельскохозяйственные угодья Бурятии – структура и использование
2. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства.
3. История развития земледелия России в XIX веке.
4. Развитие земледелия в советский период (1917-1991 гг.)
5. Выдающиеся представители научного земледелия России XIX века.
6. История развития систем земледелия в СССР.
7. Законы земледелия, их значение в современный период.
8. Проблемы плодородия почв и пути их решения.
9. Сорные растения Бурятии, особенности борьбы с ними.
10. Паровое поле севооборотов в регионах России.
11. Система обработки почвы, ее теоретические основы.
12. Система обработки почвы в засушливых зонах.
13. Эрозия почвы, меры борьбы в различных зонах.
14. Ветровая эрозия в Бурятии.
15. Зональные системы земледелия, их вклад в развитие сельскохозяйственного производства России.
16. Зональная система земледелия Республики Бурятия.
17. Развитие исследований по агрономии в Бурятии.
18. Вклад Д.Н. Прянишникова в развитие отечественного земледелия.
19. Роль К.А. Тимирязева в становлении отечественной агрономии.
20. Современное состояние земледелия России.
21. Физико-механические свойства почвы.
22. Требования культурных растений к условиям жизни.
23. Улучшение агрономических свойств каштановых почв Забайкалья.
24. Законы земледелия и их использование.
25. Водный режим почвы и его регулирование.
26. Воздушный режим почвы и его регулирование.
27. Тепловой режим почвы и его регулирование.
28. Питательный режим почвы и его регулирование.
29. Показатели плодородия почвы.
30. Агрофизические показатели плодородия почвы и его воспроизводство.
31. Агрохимические показатели плодородия почвы и его воспроизводство.
32. Биологические показатели плодородия почвы и их воспроизводство.
33. Состав гумуса и его свойства.
34. Вред, наносимый сорными растениями.
35. Биологические особенности сорных растений.
36. Учет и картографирование сорняков.
37. Малолетние и многолетние сорные растения Забайкалья.
38. Биологические меры борьбы с сорняками. Достоинства и недостатки.
39. Химические меры борьбы с сорняками.
40. Современные гербициды в интенсивном земледелии.
41. Влияние различных доз, способов и сроков внесения гербицидов на сорные растения.
42. Борьба с сорняками в паровом поле.
43. Комплексная борьба с сорняками.
44. Организационные меры борьбы с сорняками.
45. Агротехнические меры борьбы с сорняками.
46. Система севооборотов в Забайкалье.
47. Пар и система обработки его в Забайкалье.
48. Занятые пары в земледелии.
49. Донниковые пары в биологизации земледелия.
50. Различные агротехнические приемы повышения плодородия почв.
51. Причины чередования сельскохозяйственных культур.
52. Размещение сельскохозяйственных культур и паров в севообороте.
53. Классификация севооборотов.
54. Проектирование, введение и освоение севооборотов.
55. Оценка севооборота.
56. Развития учения об обработке почвы.
57. Основы обработки почвы.
58. Приемы основной обработки почвы.
59. Роль плоскорезной обработки в защите почв от ветровой эрозии.
60. Минимализация обработки почвы.
61. Противоэрозионная обработка почвы.
62. Современные системы земледелия.
63. Роль предшественников.
64. Основные аспекты экологизации земледелия.
65. Рекультивация земель.
66. Восстановление земель для сельскохозяйственного использования.
1. Разработка мер борьбы с сорными растениями, согласно карте засоренности полей севооборота
В крестьянско-фермерском хозяйстве степной зоны Бурятии возделывается яровая пшеница, овес, ячмень. Площадь посевов составляет 1200 га (пшеница 400 га, овес 500 га, ячмень 300 га). Определить основные вредные организмы (сорняки) распространенные в земледельческой зоне (не менее 3 по группе сорных растений). Разработать интегрированную карту защиты зерновых культур, используя предупредительные и истребительные меры. Подобрать гербициды и сельскохозяйственную технику для проведения защитных мероприятий в севообороте. Рассчитать потребность в гербицидах на посевную площадь. Исключить возможность загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, обеспечить получение экологически безопасной продукции, предложить альтернативу химическому методу борьбы.
2. Система основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы.
В СПК степной зоны Бурятии разработать систему основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы. Площадь чистого пара, отводимого под посев яровой пшеницы 800 га. Предшественник овес на зеленую массу. Определить систему обработки чистого пара, предпосевную обработку под посев яровой пшеницы и послепосевную обработку почвы. Подобрать систему машин доля выполнения этих операций (марки сельскохозяйственной техники), рассчитать затраты на эти операции.
Тестовые задания
1. Какие выделяются факторы жизни растений?
а) земные и воздушные
б) космические и водные
в) земные и космические
г) космические и антропогенные
2. Максимальное количество гравитационной воды, которое может вместить почва при заполнении всех пустот, называется
а) наименьшей влагоемкостью
б) полной влагоемкостью
в) максимальной влагоемкостью
г) водоудерживающей способностью
3. Какие из указанных показателей не относятся к показателям
плодородия почвы?
а) биологические, агрофизические
б) агрофизические, агрохимические
в) агрохимические, биологические
г) экономические, механические
4.Что положено в классификацию сорных растений?
а) способ питания и размножения
б) способ питания и продолжительность жизни
в) способ питания, продолжительность жизни и способ размножения
г) способ питания, способ борьбы с ними
5. Какая биологическая группа не относится к малолетним?
а) озимые
б) двулетники
в) клубневые
г) зимующие
6. Период высокой чувствительности культуры к произрастающим в посевах сорнякам, это …… период
а) гербакритический
б) промежуточный
в) переходный
г) неблагоприятный
7. Что не относится к мерам борьбы с сорняками?
а) норма высева
б) осушение
в) севооборот
г) гербигация
8. Что такое севооборот?
а) ежегодная смена сельскохозяйственных культур на отдельном поле;
б) научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур по полям;
в) научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и пара во времени и пространстве;
г) научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и пара во времени и пространстве или во времени.
9. Какие группы причин вызывают необходимость чередования культур?
б) химические, физические, биологические, экономические;
в) физические, экономические, социальные, антропогенные;
г) химические, математические, физические, биологические.
10. При возделывании, в каких полях культура называется промежуточной?
а) на полях в промежуток времени, свободное от возделывания основных сельскохозяйственных культур;
б) на полях между двумя севооборотами;
в) в паровом поле севооборота;
г) между двумя полями севооборотов.
11. На какие подтипы подразделяется кормовой севооборот?
а) плодосменный, сидеральный;
б) овощной, травопольный;
в) прифермский, сенокосно-пастбищный;
г) травянопропашной, свекловичный.
12. Что определяет соотношение объемов твердой фазы, капиллярной и не капиллярной пористости?
а) сложение почвы
б) строение почвы
в) твердость почвы
г) рыхлость почвы
13. Однократное воздействие на почву различными почвообрабатывающими орудиями и машинами тем или иным способом – это
а) способ обработки
б) прием обработки
в) технологическая операция
г) система обработки
14. Какой прием обработки почвы не относится к поверхностной и мелкой?
а) чизелевание
б) боронование
в) культивация
г) лущение
15. Какая обработка чистого пара в Забайкалье называется комбинированной?
а) с весны боронование, летом отвальная вспашка и культивации
б) с весны мелкие плоскорезные обработки, летом глубокая отвальная вспашка
в) с весны без обработок, летом отвальная вспашка и культивации
г) с весны отвальная вспашка, затем культивации
16. Под влиянием каких природных факторов развиваются эрозионные процессы?
а) тепла и ветра
б) воды и ветра
в) воды и тепла
г) света и ветра
17. Эрозия почвы, скорость которой не превышает темп почвообразования, называют
а) замедленной
б) нормальной
в) безвредной
г) незаметной
18. Культурами, повышающими содержание азота в почве, являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) горох
б) гречиха
в) вика
г) рапс
19. Какая биологическая группа относится к малолетним?
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) ползучие
б) двулетники
в) клубневые
г) зимующие
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) осот полевой
б) пырей ползучий
в) хвощ полевой
г) лютик ползучий
21. К культурам, которые можно возделывать несколько лет на одном поле без снижения урожайности, относят …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) картофель
б) лен
в) озимую пшеницу
г) кукурузу
22. Приемами, снижающими испарение влаги с поверхности почвы, являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) боронование
б) вспашка
в) щелевание
г) мульчирование
23. Агрофизическими основами обработки почвы являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) структура почвы
б) засоренность почвы семенами сорняков
в) кислотность почвы
г) плотность почвы
24. Разновидность водной эрозии, при которой происходит размыв почвы, называется
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) линейной
б) капельной
в) поверхностной
г) овражной
25. Запасы воды в слое почвы 10 см на 1 га при ее влажности 20 % и плотности 1,4 г/см3 составит ____ мм.
Напишите ответ:______
26. Влажность почвы при массе ее образца до сушки 68 г, а после сушки 53 г составит ____%
Напишите ответ:______
27. Установите соответствие между видами сорняков и характеристикой их агробиологической группы.
1. Ромашка непахучая
2. Марь белая
3. Щирица запрокинутая
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*малолетние сорняки, которые заканчивают вегетацию при ранних весенних всходах в том же году, а при поздних всходах способны зимовать в любой фазе роста и развития
*малолетние сорняки, семена которых прорастают весной при устойчивом прогревании почвы (10–12°С), а растения плодоносят и отмирают в том же году
*малолетние сорняки с очень коротким периодом вегетации, способные давать за сезон несколько поколений семян
*малолетние сорняки, семена которых прорастают ранней весной при температуре 2–4°, а растения плодоносят и отмирают в том же году
28. Установите соответствие между видами сорняков и их характеристикой агробиологической группы.
1. Осот полевой
2. Пырей ползучий
3. Подорожник большой
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно видоизмененными подземными стеблями – корневищами
*многолетние сорняки с мочковатым типом корневой системы и ограниченной способностью к вегетативному размножению
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно корневыми отпрысками из почек главного корня или всей корневой системы
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно стелющимися и укореняющимися побегами
29. Валовой сбор соломы ячменя на площади 80 га при урожайности 3 т/га, если соотношение основной продукции к побочной 1:1,5, составит _____ т.
Напишите ответ:_____
30. Количество полей, занимаемых овсом в четырехпольном севообороте, если в его структуре она занимает 25 %, составит …
Напишите ответ:_____
31. Установите последовательность выполнения приемов послепосевной обработки почвы под кукурузу на силос.
Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов
*междурядная обработка
*послевсходовое боронование
*довсходовое боронование
*прикатывание
32. Запас гумуса в пахотном слое почвы (20 см) на 1 га при ее плотности 1,2 г/см3 и содержании гумуса 1,8 % составит ____ т.
Напишите ответ:______
33. Установите соответствие между видами почвозащитной обработки почвы и их характеристикой.
1. Контурная обработка
2. Мульчирующая обработка
3. Нулевая обработка
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*посев семян зерновых культур производится специальными посевными агрегатами в необработанную почву с одновременным внесением в рядок комплексных удобрений
*сочетание механической обработки почвы и оставления на ее поверхности измельченных растительных остатков
*обработка почвы плоскорежущими орудиями с сохранением большей части послеуборочных остатков на ее поверхности. Обеспечивает рыхление, частичное крошение почвы и подрезание сорняков на эрозионно-опасных землях и в засушливых районах
*обработка почвы сложных склонов в направлении, близком к горизонталям местности
34. Установите соответствие между видами водной эрозии и их характеристикой.
1. Ирригационная эрозия
2. Поверхностная эрозия
3. Капельная эрозия
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*разрушение почвенных агрегатов происходит под действием капель дождя, в результате чего мелкие поры закупориваются и уменьшается водопроницаемость почвы
*размыв почвы крупными массами воды, в результате чего возникает промоина, которая при дальнейшем поступлении воды с водосборной площадки может перерасти в овраг
*проявление эрозионных процессов в районах искусственного орошения
*происходит сравнительно равномерный смыв почвы небольшими потоками воды
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п