учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
профессионального стандарта «Бухгалтер»
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков для ведения профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского управленческого учета; развитие знаний, умений, навыков формировать профессиональное суждение на основе анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., находить управленческие решения в сфере бухгалтерского управленческого учета; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области организации формирования информации в системе бухгалтерского управленческого учета.
профессионального стандарта «Бухгалтер»
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков для ведения профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского управленческого учета; развитие знаний, умений, навыков формировать профессиональное суждение на основе анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., находить управленческие решения в сфере бухгалтерского управленческого учета; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области организации формирования информации в системе бухгалтерского управленческого учета.
ПКС-4: Способен к организации и управлению процессом ведения бухгалтерского учета и отчетности в экономическом субъекте;
ИД-1. Организует процесс формирования информации в системе бухгалтерского учета
произошедших за отчетный период и формировать профессиональное суждение бухгалтера; оценивать существенность информации в области бухгалтерского управленческого учѐта.:
бухгалтерскую, финансовую и иную информацию и формировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов; навыками организации процесса формирования информации в системе бухгалтерского управленческого учета.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
управленческого учета
управленческого учета
управленческого учета
управленческом учете
управленческом учете
управленческом учете
бухгалтерского управленческого учета
бухгалтерского управленческого учета
бухгалтерского управленческого учета
центрам ответственности и сегментам
бизнеса
центрам ответственности и сегментам
бизнеса
центрам ответственности и сегментам
бизнеса
по видам и назначению
по видам и назначению
по видам и назначению
по объектам калькулирования
по объектам калькулирования
по объектам калькулирования
хозяйственных процессах организации
хозяйственных процессах организации
хозяйственных процессах организации
управленческого учета
управленческого учета
управленческого учета
информационная база для принятия
управленческих решений
информационная база для принятия
управленческих решений
информационная база для принятия
управленческих решений
Базарова, М. У. Бухгалтерский управленческий учет и контроллинг [Электронный ресурс] : методические указания, вопросы и задания для практических занятий для обучающихся направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях
АПК / М. У. Базарова. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 51 с. http://bgsha.ru/art.php?i=636
Базарова, М. У. Бухгалтерский управленческий учет и контроллинг. Модуль «Общие принципы бухгалтерского управленческого учета и контроллинга» [Электронный ресурс]: курс лекций для обучающихся экономического факультета направления подготовки Экономика направленность (профиль)
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК / М. У. Базарова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА , 2017. - 43 с. http://bgsha.ru/art.php?i=994
Базарова, М. У. Бухгалтерский управленческий учет и контроллинг. Модуль «Управленческий учет и контроллинг по центрам ответственности и бюджетирования» [Электронный ресурс]: курс лекций для обучающихся экономического факультета направления подготовки Экономика направленность
(профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК / М. У. Базарова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 53 с. http://bgsha.ru/art.php?i=995
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса
Комплект заеданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Бухгалтерский управленческий учет
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Сущность и назначение бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
2. Функции управления и бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
3. Бухгалтерский управленческий учет и его роль в организации информационной учетной системы организации (ПКС-4)
4. Характерные черты бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
5. Предмет и метод бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
6. Основные объекты бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
7. Составные части бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
8. Взаимосвязь и отличительные особенности бухгалтерского управленческого и бухгалтерского финансового учета (ПКС-4)
9. Общие принципы и задачи организации бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4)
10. Понятие издержек, затрат и расходов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
11. Виды издержек (ПКС-4, ТФ В/01.6)
12. Основные направления и признаки классификации затрат в бухгалтерском управленческом учете и контроллинге (ПКС-45, ТФ В/01.6)
13. Классификация затрат для процесса принятия управленческих решений (ПКС-4, ТФ В/01.6)
14. Классификация затрат для определения себестоимости и полученной прибыли (ПКС-4, ТФ В/01.6)
15. Классификация затрат для контроля и регулирования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
16. Понятие доходов организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
17. Основные направления и признаки классификации доходов в бухгалтерского управленческом учете и контроллинге (ПКС-4, ТФ В/01.6)
18. Классификация доходов по отраслям деятельности (ПКС-4, ТФ В/01.6)
19. Классификация доходов по видам деятельности (ПКС-45, ТФ В/01.6)
20. Классификация доходов по источникам формирования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
21. Классификация по характеру налогообложения (ПКС-4, ТФ В/01.6)
22. Классификация доходов по влиянию инфляционного процесса (ПКС-4, ТФ В/01.6)
23. Классификация доходов по периоду формирования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
24. Сущность и задачи оперативного, тактического и стратегического планирования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
25. Бюджетирование как основа плановой работы экономического субъекта (ПКС-4, ТФ В/01.6)
26. Понятие бюджета (сметы), требования, предъявляемые к его оформлению (ПКС-4, ТФ В/01.6)
27. Виды смет (ПКС-4, ТФ В/01.6)
28. Понятие бюджетного цикла (ПКС-4, ТФ В/01.6)
29. Порядок разработки и утверждения генерального бюджета организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
30. Порядок разработки и утверждения операционных бюджетов организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
31. Порядок разработки и утверждения финансового бюджета организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
32. Содержание и порядок разработки плана прибылей и убытков (ПКС-4, ТФ В/01.6)
33. Содержание и порядок разработки бюджета денежных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
34. Содержание и порядок разработки бюджета инвестиций (ПКС-4, ТФ В/01.6)
35. Содержание и порядок разработки бюджетного бухгалтерского баланса (ПКС-4, ТФ В/01.6)
36. Понятие статистического и гибкого бюджета, порядок их разработки (ПКС-45, ТФ В/01.6)
37. Понятие места затрат и их классификация (ПКС-4, ТФ В/01.6)
38. Понятие центра ответственности и их классификация (ПКС-45, ТФ В/01.6)
39. Организация бухгалтерского управленческого учета и отчетности по центрам ответственности (ПКС-45, ТФ В/01.6)
40. Понятие сегмента деятельности и его виды (ПКС-4, ТФ В/01.6)
41. Сущность, значение и правила построения сегментарной отчетности (ПКС-4, ТФ В/01.6)
42. Разработка системы внутренней отчетности и контроля, их форм и содержания (ПКС-4, ТФ В/01.6)
43. Группировка издержек производства и продажи продукции по видам затрат (ПКС-4, ТФ В/01.6)
44. Методы определения количества материальных ресурсов (ПКС-45, ТФ В/01.6)
45. Варианты оценки расхода материалов в бухгалтерском управленческом учете (ПКС-45, ТФ В/01.6)
46. Бухгалтерский управленческий учет затрат на содержание персонала (ПКС-4, ТФ В/01.6)
47. Бухгалтерский управленческий учет калькуляционных затрат (ПКС-4, ТФ В/01.6)
48. Сущность и назначение группировки затрат по объектам калькулирования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
49. Понятие и виды калькуляций (ПКС-4, ТФ В/01.6)
50. Принципы и способы калькулирования себестоимости продукции (ПКС-4, ТФ В/01.6)
51. Понятие и виды себестоимости (ПКС-4, ТФ В/01.6)
53. Производные методы калькулирования себестоимости продукции (ПКС-4, ТФ В/01.6)
54. Снабженческо-заготовительная деятельность и ее место в управленческой системе организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
55. Планирование снабженческо-заготовительной деятельности (ПКС-4, ТФ В/01.6)
56. Расчет потребностей в материальных ресурсах (ПКС-4, ТФ В/01.6)
57. Производственная деятельность и ее место в управленческой системе организации (ПКС-45, ТФ В/01.6)
58. Бухгалтерский управленческий учет затрат на производство продукции (ПКС-4, ТФ В/01.6)
59. Планирование производственной деятельности (ПКС-4, ТФ В/01.6)
60. Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой системе организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
61. Бухгалтерский управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности (ПКС-4, ТФ В/01.6)
62. Планирование продаж (ПКС-4, ТФ В/01.6)
63. Классификация систем бухгалтерского управленческого учета (ПКС-45, ТФ В/01.6)
64. Организация бухгалтерского управленческого учета по системе «Стандарт-кост» (ПКС-4, ТФ В/01.6)
65. Организация бухгалтерского управленческого учета по системе «Директ-костинг» (ПКС-4, ТФ В/01.6)
66. Организация бухгалтерского управленческого учета по системе «ЛТ» (ПКС-4, ТФ В/01.6)
67. Организация бухгалтерского управленческого учета по системе «ABC» (ПКС-4, ТФ В/01.6)
68. Организация бухгалтерского управленческого учета по системе «Таргет-костинг» (ПКС-4, ТФ В/01.6)
69. Методика функционально-стоимостного анализа (ФСА) (ПКС-4, ТФ В/01.6)
70. Варианты организации бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
71. Понятие организации бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
72. Документарное обеспечение ведения бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
73. Этапы организации бухгалтерского управленческого учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
74. Понятие об управленческих решениях и их классификация (ПКС-4, ТФ В/01.6)
75. Роль управленческого учета и контроллинга в подготовке информации для принятия управленческих решений (ПКС-4, ТФ В/01.6)
76. Методы, используемые для принятия управленческих решений (ПКС-45, ТФ В/01.6)
77. Методика СVР-анализа (ПКС-4, ТФ В/01.6)
78. Методика принятия решений по ассортиментной политике (ПКС-4, ТФ В/01.6)
79. Методика принятия решений по ценообразованию (ПКС-4, ТФ В/01.6)
80. Методика принятия решений по инвестиционным проектам (ПКС-4, ТФ В/01.6)
Комплект заданий для практических работ
Тема. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
Задание. Допишите пропущенные слова в тексте
Цель …………………………………….. учёта состоит в предоставлении информации всем заинтересованным пользователям о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.
Цель …………………………………………. учёта – в информационном обеспечении менеджеров различного уровня для принятия ими управленческих решений.
Задание. Опишите отличия финансового и управленческого учёта. Ответы представьте в виде таблицы с использованием текстового редактора MS Word
Задание. В таблице указаны понятия по поступлениям и расходу средств
На предприятии произведены следующие факты хозяйственной жизни:
1. произведена оплата за купленный во время аукционной распродажи магазин;
2. поступила арендная плата за использование этого магазина арендатором;
3. во время паводка пришла в негодность часть материалов, находящихся на складе предприятия;
4. страховое общество возместило ущерб, причиненный паводком;
5. начислена амортизация основных средств предприятия;
6. получен и оплачен материал от поставщиков;
7. поступил платеж за реализованные изделия и услуги.
К каким понятиям, указанным в таблице, вы бы отнесли вышеуказанные поступления и расходы? К какому виду учета (финансовому или управленческому) относится каждый факт?
Тема. Затраты и доходы в бухгалтерском управленческом учете
Задание. Укажите, к постоянным или переменным относятся затраты организации, отраженные в таблице. Используйте текстовый редактор MS Word
Задание. Организация производит и реализует сельскохозяйственную продукцию на рынке. Приведен перечень затрат предприятия: корма; зарплата зоотехника организации; затраты на электроэнергию; заработная плата продавцов; заработная плата бухгалтера; амортизация основных средств; затраты на рекламу. Определите, к какой категории из перечисленных ниже можно отнести вышеперечисленные затраты (затраты могут относиться к нескольким пунктам, например, могут быть одновременно постоянными и административными): а) переменные, б) постоянные, в) затраты отчетного периода, г) административные, д) затраты по маркетингу, е) производственные, ж) прямые затраты на заработную плату, и) производственные накладные расходы. Результаты отразите в нижеприведенной таблице с использованием текстового редактора MS Word
Задание. В таблице отражены данные об объеме производства продукции и затратах на ее производство. Закончите расчеты по определению затрат на производство продукции
Тема. Бюджетирование как инструмент бухгалтерского управленческого учета
Задание. Организация для сельхозтоваропроизводителей производит два типа двигателей для сельскохозяйственных машин, используя в качестве основных материалов сплав № 1 и сплав № 2. Учетной политикой предусмотрено применение метода ФИФО.
С помощью пакетов прикладных программ MS Excell подготовить оперативный бюджет на отчетный год. Должны быть представлены: бюджет продаж; бюджет производства (в штуках); бюджет использования прямых материалов; бюджет трудовых затрат; бюджет общепроизводственных расходов; бюджет конечных запасов (материалов и готовой продукции); бюджет себестоимости проданной продукции; план прибылей и убытков.
Тема. Бухгалтерский управленческий учет по центрам ответственности и сегментам бизнеса
Задание. Экономический субъект рассматривается как совокупность бизнес процессов (видов деятельности). Каждое подразделение или служба наделены определенными функциями и представляет собой центр ответственности. В таблице приведено штатное расписание сельскохозяйственной организации
Согласно штатного расписания в текстовом редакторе MS Word составить схему организационной структуры сельскохозяйственной организации и определить ее вид. Построенную организационную структуру сельскохозяйственной организации представить в виде центров ответственности в таблице: центр затрат; центр доходов; центр прибыли; центр инвестиций. Использовать текстовый редактор MS Word.
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по видам и назначению
Задание. Организация практикует повременную оплату труда и премиальное вознаграждение исходя из повременной оплаты. Норма времени на единицу продукции составляет 7 минут. Для калькуляции по данным о сдельной оплате труда каждая минута оценивается – 0,15 руб. В таблице приведены исходные данные при повременной оплате
В таблице приведены показатели для расчета заработка Иванова И.И.
В таблице приведены показатели для расчета заработка Афанасьева А.А.
Рассчитать заработок Иванова И.И. и представить расчеты в таблице: а) по сдельным ставкам с гарантированной заработной платой в размере 80 % от оплаты, рассчитанной на почасовой ставке; б) в системе премиальных надбавок, когда надбавка (при 75% сэкономленного времени) делается к заработной плате, рассчитанной на почасовой основе. Рассчитать заработок Афанасьева А.А. и занести расчеты в таблицу: а) по сдельным ставкам с гарантированной заработной платой в размере 80 % от оплаты, рассчитанной на почасовой ставке; б) в системе премиальных надбавок, когда надбавка (при 75% сэкономленного времени) делается к заработной плате, рассчитанной на почасовой основе. Объяснить, когда повременная оплата труда предпочтительнее сдельной оплаты. Расчеты производить с использованием пакетов прикладных программ MS Excell.
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по объектам калькулирования
Задание. Сельскохозяйственная организация производит продукцию в двух цехах: цех овощеводства защищенного грунта – перец и помидоры; цех животноводства (молочно-товарная ферма) – молоко и приплод. Планируемые на следующий год накладные расходы составили 3117 тыс. руб. В таблице приведены исходные данные для распределения накладных расходов в растениеводстве
В таблице приведены исходные данные для распределения накладных расходов в животноводстве
Используя пакеты прикладных программ MS Excell, распределить накладные расходы двумя вариантами:
- вариант 1: пропорционально основным производственным затратам за вычетом стоимости семян – в растениеводстве и кормов – в животноводстве;
- вариант 2: пропорционально прямым затратам труда основных рабочих на продукцию. Обосновать свои выводы.
Задание. Организация должна выполнить два контракта по производству продукции защищенного грунта: «Производство томатов (контракт А)» и «Производство огурцов (контракт Б)». Работы по контрактам начаты в прошлом году и переходят на следующий год. Работы по контрактам принимаются заказчиком этапами. В соответствии с учетной политикой организации общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются пропорционально прямым расходам. Стоимость сданных работ составила: для контракта «А» – 82000 руб., «Б» – 34600 руб. В таблице приведены исходные данные для позаказного калькулирования
Используя пакеты прикладных программ MS Excell, рассчитать себестоимость работ, завершенных на конец текущего года. Распределить общепроизводственные и общехозяйственные расходы между контрактами. Определить прибыль текущего года по каждому контракту. Отразить данные операции на счетах бухгалтерского учета.
Задание. ООО «БурятКонсервПром» производит продукцию в течение двух процессов: выращивание сельскохозяйственных культур (процесс 1) и их переработка в промышленную продукцию (процесс 2). Остаток незавершенного производства в 1200 ед. перенесен с марта. В таблице отражены исходные данные для попроцессного калькулирования
В апреле 4000 ед. продукции были переданы с процесса 1 на процесс 2 (себестоимость 1 ед. составила 7,5 руб.), и в течение процесса 2 вводимые ресурсы считаются прямыми затратами материалов. Затраты по процессу 2 представлены в таблице
В апреле на склад передано 3200 ед. готовой продукции. Нормативные потери составляют 520 ед. В конце апреля незавершенное производство составило: 500 законченных единиц продукции, готовых к передаче на склад; остаток незавершенных единиц продукции, укомплектованных прямыми материалами на 100 % и завершенных на 50 по основной заработной плате и накладным производственным расходам.
Используя пакеты прикладных программ MS Excell, рассчитать себестоимость единицы и всего объема продукции за апрель в таблице «Ведомость себестоимости единицы продукции»
Тема. Бухгалтерский управленческий учет и контроллинг в хозяйственных процессах организации
Задание. Постоянные затраты составили в течение месяца 960000 руб., переменные на 1 ц шерсти – 600 руб. Цена 1 ц шерсти – 1200 руб.
Используя пакет прикладных программ MS Excell, определить себестоимость изделия, прибыль от его реализации и коэффициент выручки при продаже: а) 2000 ц; б) 500 ц. Какой объем продаж полностью покрывает затраты на производство и сбыт продукции?
Задание. Организация составила смету на следующие 12 месяцев, в течение которых она намеривается продавать четыре вида продукции (зерно, овощи, картофель, шерсть)
Постоянные издержки заложены в размере 240000 руб./год. Используя пакеты прикладных программ MS Excell,
Задание. Организация производит для сельхотоваропроизводителей медикаменты для животных. Результаты деятельности за год представлены в таблице
На следующий год запланировано снизить отпускную цену медикаментов на 10%, что, как предполагается, увеличит объем продаж на 50%. Дополнительные данные: цена на материалы, которая составляет половину стоимости затрат, увеличится на 10%; часовая тарифная ставка вырастет на 5%; из 36000 рублей накладных расходов 20000 рублей – постоянные затраты, 10000 руб. – подконтрольные затраты, причем планируется провести кампанию по снижению затрат, результатом которой будет экономия в размере 2000 руб.; оставшиеся 6000 руб. – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства. Используя пакеты прикладных программ MS Excell, рассчитать прибыль на следующий год.
Тема. Системы бухгалтерского управленческого учета
Задание. В таблице приведен перечень счетов финансового и управленческого учета
В таблице даны факты хозяйственной жизни за учетный период
Указать корреспонденцию счетов. Сделать разноску по счетам финансовой и управленческой бухгалтерии. Определить финансовый результат текущей деятельности в финансовом учете по счету 90 «Продажи». Определить финансовый результат от продажи продукции по счету 27 «Результаты производственной деятельности»
Задание. В отчетном периоде нормативная себестоимость произведенной ООО «БурятКонсервПром» за отчетный период продукции составила 400000 руб., фактические затраты по ее производству – 434710 руб. В отчетном периоде было реализовано 70% произведенной продукции (остатки готовой продукции на начало периода отсутствовали). Договорная цена за реализованную продукцию составила 590000 руб., включая НДС по установленной ставке. Сформулируйте и отразите на счетах бухгалтерского учета соответствующие факты хозяйственной жизни по продаже готовой продукции у ООО «БурятКонсервПром». Рассмотрите следующие варианты: а) готовая продукция в отчетности оценивается по нормативной себестоимости; б) готовая продукция в отчетности оценивается по фактической себестоимости. Каким образом применение каждого из вариантов учетной политики повлияют на финансовый результат от продажи продукции?
Задание. В отчетном периоде затраты СПК «Колхоз «Искра» на производство готовой продукции без учета общехозяйственных расходов составили 340000 руб. Объем общехозяйственных расходов за этот период составил 80000 руб. Остатки незавершенного производства на начало и конец периода отсутствуют. В течение отчетного месяца хозяйством было реализовано 80% произведенной продукции, при этом выручка от реализации без учета НДС (считается по установленной ставке) составила 360000 руб. Сформулируйте и отразите на счетах бухгалтерского учета соответствующие факты хозяйственной жизни по продаже готовой продукции. Рассмотрите следующие варианты: а) общехозяйственные расходы признаются условно-постоянными и списываются на реализацию в полном объеме; б) общехозяйственные расходы включаются в себестоимость произведенной продукции. Каким образом применение каждого из вариантов учетной политики повлияют на финансовый результат от продажи продукции?
Тема. Бухгалтерский управленческий учет – информационная база для принятия управленческих решений
Задание. Какие критерии следует использовать для оценки рентабельности продукции и ее вклада в результаты хозяйственной деятельности в следующих производственных ситуациях: а) производственные ресурсы имеются в достаточном количестве и нет дефицита в мощностях для отдельных производств и всей организации; б) мощности всей организации загружены, но один производственный фактор используется не полностью; в) в организации, выпускающей несколько видов продукции, имеются много узких мест и ограниченные возможности использования более одного производственного фактора?
Задание. Объясните содержание следующих понятий: инвестиции; капитальные вложения; финансовые и производственные инвестиции; долгосрочные активы; дисконт; дисконтирование доходов; чистая дисконтированная стоимость; калькуляционная процентная ставка; аннуитет.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
1. Предмет, объекты и метод бухгалтерского управленческого учета
2. Функции управленческого учета
3. Составные части управленческого учета
4. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и бухгалтерского учета
5. Общие принципы управленческого учета
6. Цели и задачи управленческого учета
Тема. Затраты и доходы в бухгалтерском управленческом учете
1. Понятие категорий «издержки», «затраты», «расходы»
2. Классификация затрат для процесса принятия управленческих решений
3. Классификация затрат для определения себестоимости и полученной прибыли
4. Классификация затрат для контроля и регулирования
5. Понятие категории «доходы организации»
6. Классификация доходов
Тема. Бюджетирование как инструмент бухгалтерского управленческого учета
1. Бюджетирование как основа плановой работы экономического субъекта
2. Понятие бюджетного цикла
3. Порядок разработки и утверждения операционного бюджета
4. Содержание и порядок разработки финансового бюджета
5. Содержание и порядок разработки общего бюджета
6. Понятие статического и гибкого бюджетов, порядок их разработки
Тема. Бухгалтерский управленческий учет по центрам ответственности и сегментам бизнеса
2. Понятие центра ответственности и их классификация
3. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности
4. Внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок формирования центров ответственности и сегментов бизнеса
5. Понятие сегмента бизнеса и его виды
Тема. Бухгалтерский управленческий учет по видам затрат и назначению
1. Группировка затрат по видам
2. Варианты оценки расхода материалов в управленческом учете
3. Управленческий учет затрат на содержание персонала
4. Методы исчисления амортизации и износа основных средств в управленческом учете
5. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета затрат по видам и назначению
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по объектам калькулирования
1. Сущность и назначение группировки затрат по объектам калькулирования
2. Понятие и виды калькуляций
3. Понятие себестоимости
4. Виды себестоимости
5. Основные методы калькулирования
6. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Тема. Бухгалтерский управленческий учет в хозяйственных процессах организации
1. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности
2. Планирование снабженческо-заготовительной деятельности
3. Управленческий учет затрат на производство
4. Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности
5. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета хозяйственных процессов
Тема. Системы бухгалтерского управленческого учета
1. Классификация систем управленческого учета
2. Организация управленческого учета по системе «Стандарт-кост»
3. Организация управленческого учета по системе «Директ-костинг»
4. Автономная и интегрированная системы управленческого учета
Тема. Организация системы бухгалтерского управленческого учета
1. Понятие организации управленческого учета
2. Общие принципы документарного обеспечения ведения управленческого учета
3. Этапы организации управленческого учета
Тема. Бухгалтерский управленческий учет– информационная база для принятия управленческих решений
1. Понятие об управленческих решениях
2. Классификация управленческих решений
3. Роль управленческого учета в подготовке информации для принятия управленческих решений
4. Методы, используемые для принятия управленческих решений
Кейс-задачи
Тема. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
Задание. ООО «БурятКонсервПром» занимается продажей продукции переработки сельхозсырья. Организацию возглавляет - Аюшиев Вячеслав Дашиевич. Все организации работают в программе 1С, в которой есть три вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме используется бухгалтерией организации для получения бухгалтерской и налоговой информации. Управленческий блок не используется полностью, так как требуются дополнительные человеческие ресурсы, которых в бухгалтерии нет. Вы пришли на работу в организацию после окончания учебного заведения и намереваетесь предложить ее руководству создать отдел управленческого учета. Напишите служебную записку директору организации с предложением и обоснованием необходимости создать в структуре управления отдел управленческого учета. Какие аргументы в обоснование этого предложения вы приведете? Какую работу, по вашему мнению, должен выполнять этот отдел? Каких возражений можете ожидать? При написании служебной записки используйте текстовый редактор MS Word.
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по видам и назначению
Задание. Организация намерена внедрить эффективную систему оценки и управления материалами. В настоящее время она применяет метод средневзвешенной стоимости при оценке отпуска материалов. В таблице приведено движение топлива за месяц
Используя пакеты прикладных программ MS Excell, рассчитать стоимость отпущенного топлива на производство овощей различными методами, выбрать более эффективный: 1 вариант – на предприятии внедрена система бухгалтерского управленческого учета; 2 вариант – на предприятии ведется бухгалтерский финансовый учет.
Тема. Организация системы бухгалтерского управленческого учета
Задание. ООО «бурятКонсервПром» занимается продажей продукции переработки сельхозсырья. Организацию возглавляет генеральный директор - Аюшиев Вячеслав Дашиевич. Все службы организации» работают в программе 1С, в которой есть три вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме используется бухгалтерией организации для получения бухгалтерской и налоговой информации. Управленческий блок не используется полностью, так как требуются дополнительные человеческие ресурсы, которых в
Тема. Бухгалтерский управленческий учет– информационная база для принятия управленческих решений
Задание. Руководство организации определяет возможность принятия дополнительного заказа на выпуск 400 единиц запчастей к тракторам (контракт «А») в месяц. При принятии положительного решения по дополнительному заказу необходимо будет уменьшить выпуск запчастей к тракторам (контракт «В»), так как имеются ограничения по мощности оборудования. Данные о контрактах «А» и «В» представлены в таблице
Принять решение, на сколько единиц необходимо сократить выпуск запчастей к тракторам по контракту «В», чтобы можно было принять дополнительный заказ выпуск запчастей к тракторам по контракту «А»? Будет ли дополнительный заказ выгоден для организации? Какая нижняя граница цены выпуска запчастей к тракторам по контракту «А» в этих условиях? Служебную записку оформить в текстовом редакторе MS Word.
Задание. Организация производит для сельхозтоваропроизводителей металлические радиаторы. Производственная мощность составляет 300000 радиаторов в год с переменными затратами в сумме 750000 руб. и постоянными затратами 450000 руб. Постоянные затраты не изменяются при уровне производства от 200000 до 300000 радиаторов. На основе прогнозов 240000 радиаторов будет продано по цене 500 руб. В дополнение был получен одноразовый специальный заказ на производство 60000 радиаторов и продажу их по цене на 40% меньше обычной цены. Используя пакеты прикладных программ MS Excell, определить на какую величину увеличится или уменьшится прибыль организации в результате принятия этого специального заказа? Выбрать вариант управленческого решения: а) принять специальный заказ на производство 60000 радиаторов; б) отказаться от специального заказа на производство 60000 радиаторов.
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема. Бюджетирование как инструмент бухгалтерского управленческого учета
1. Назначение, цели и современные проблемы планирования
2. Основные элементы планирования
3. Цели и концепции подготовки системы смет (бюджетов)
4. Бюджетирование как метод управления
5. Направления процедуры бюджетирования в управленческом учете и контроллинге
Тема. Бухгалтерский управленческий учет в хозяйственных процессах организации
1. Логистические системы материально-производственных затрат
2. Категории запасов
3. Типы систем планирования и оперативного управления производством
Комплект заданий для деловой игры «Брейн ринг»
Тема. Затраты и доходы в бухгалтерском управленческом учете
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап – Брейн ринг. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Ведущий, эксперт, капитан команды, члены команды, члены команды болельщиков
Задания.
Первый тур – ответить на вопросы:
1. Приведите определение категории «затраты»
2. Перечислите направления классификации затрат
3. Какие виды затрат различают в целях принятия решений
4. В каком случае затраты называют вмененными
5. Приведите классификацию затрат для определения себестоимости и полученной прибыли
6. На какие две группы подразделяются косвенные расходы
7. Приведите классификацию затрат в целях контроля и регулирования
8. В каком случае затраты называют эффективными
9. Перечислите виды издержек
10. Как подразделяются доходы организации в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации
11. Какие доходы различают по источникам формирования
12. Перечислите доходы от обычных видов деятельности
13. Какие поступления не признаются доходами организации
15. Какие доходы различают по характеру налогообложения
Второй тур - разгадать кроссворд
Третий тур - расшифровать ребусы
Четвертый тур - задача на размышление АО «Импульс» занимается реализацией телефонных станций для сельских территорий. Организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость. В текущем году она реализовала: 10 станций по 150000 руб. за каждую; 20 станций по 282000 руб. за каждую. Организация произвела следующие расходы (руб.): оплата поставщикам стоимости приобретенных станций 5500000 руб.; заработная плата сотрудникам 150000 руб.; материалы, использованные при установке станций 100000 руб.; услуги связи, интернет-услуги 50000 руб.; расходы на содержание здания, в котором находится фирма 40000 руб.; транспортные расходы 60000 руб.
Если АО «Импульс» привлечет дополнительно 3 работников, заработная плата каждого из которых составит 8000 руб., объем потребляемых услуг связи увеличится на 20%, объем потребляемых транспортных услуг возрастет на 17%, увеличатся расходы на материалы на 15%. Это позволит дополнительно продать 5 станций по цене 150000 руб., покупная стоимость каждой из которых 130 000 руб.
Определить: 1) какие расходы организации являются: а) постоянными; б) переменными; 2) величину приростных затрат (доходов); 3) величину предельных затрат (доходов). Сделайте расчет и решите, следует ли увеличивать объем продаж.
Ожидаемые результаты. Научиться демонстрировать свою эрудицию и быстроту реакции; выработать умение быстро отвечать на заданный вопрос; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
1. Предмет, объекты и метод управленческого учета
2. Функции управленческого учета
3. Составные части управленческого учета
4. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и бухгалтерского учета
5. Общие принципы управленческого учета
6. Цели и задачи управленческого учета
Тема. Затраты и доходы в бухгалтерском управленческом учете
1. Понятие категорий «издержки», «затраты», «расходы»
2. Классификация затрат для процесса принятия управленческих решений
3. Классификация затрат для определения себестоимости и полученной прибыли
4. Классификация затрат для контроля и регулирования
5. Понятие категории «доходы организации»
6. Классификация доходов
Тема. Бюджетирование как инструмент бухгалтерского управленческого учета
1. Бюджетирование как основа плановой работы экономического субъекта
2. Понятие бюджетного цикла
3. Порядок разработки и утверждения операционного бюджета
4. Содержание и порядок разработки финансового бюджета
5. Содержание и порядок разработки общего бюджета
6. Понятие статического и гибкого бюджетов, порядок их разработки
Тема. Бухгалтерский управленческий учет по центрам ответственности и сегментам бизнеса
1. Понятие места затрат и их классификация
2. Понятие центра ответственности и их классификация
3. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности
4. Внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок формирования центров ответственности и сегментов бизнеса
5. Понятие сегмента бизнеса и его виды
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по видам и назначению
1. Группировка затрат по видам
2. Варианты оценки расхода материалов в управленческом учете
3. Управленческий учет затрат на содержание персонала
4. Методы исчисления амортизации и износа основных средств в управленческом учете
5. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета затрат по видам и назначению
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по объектам калькулирования
1. Сущность и назначение группировки затрат по объектам калькулирования
2. Понятие и виды калькуляций
3. Понятие себестоимости
4. Виды себестоимости
5. Основные методы калькулирования
6. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Тема. Бухгалтерский управленческий учет в хозяйственных процессах организации
1. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности
2. Планирование снабженческо-заготовительной деятельности
4. Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности
5. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта в области управленческого учета хозяйственных процессов
Тема. Системы бухгалтерского управленческого учета
1. Классификация систем управленческого учета
2. Организация управленческого учета по системе «Стандарт-кост»
3. Организация управленческого учета по системе «Директ-костинг»
4. Автономная и интегрированная системы управленческого учета
Тема. Организация системы бухгалтерского управленческого учета
1. Понятие организации управленческого учета
2. Общие принципы документарного обеспечения ведения управленческого учета
3. Этапы организации управленческого учета
Тема. Бухгалтерский управленческий учет – информационная база для принятия управленческих решений
1. Понятие об управленческих решениях
2. Классификация управленческих решений
3. Роль управленческого учета в подготовке информации для принятия управленческих решений
4. Методы, используемые для принятия управленческих решений
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины и составить конспект по литературным источникам
Тема. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
1. Сущность и назначение бухгалтерского управленческого учета
2. Функции управления
3. Бухгалтерский управленческий учет и его роль в организации информационной учетной системы экономического субъекта
4. Характерные черты бухгалтерского управленческого учета
Тема 3. Затраты и доходы в бухгалтерском управленческом учете
1. Виды издержек
2. Экономическое содержание основных и накладных расходов
3. Понятие себестоимость
4. Виды себестоимости
5. Метод высшей и низшей точек
6. Метод корреляции
7. Метод наименьших квадратов
Тема. Бюджетирование как инструмент бухгалтерского управленческого учета
1. Планирование затрат и доходов - важнейшие функции управления
2. Сущность и задачи оперативного, тактического и стратегического планирования
3. Понятие бюджета (сметы), требования, предъявляемые к его оформлению
4. Виды смет
5. Порядок разработки и утверждения генерального бюджета организации
6. Содержание и порядок разработки плана прибылей и убытков
7. Содержание и порядок разработки плана бюджета денежных средств
8. Содержание и порядок разработки бюджета инвестиций
9. Содержание и порядок разработки бюджетного бухгалтерского баланса
Тема. Бухгалтерский управленческий учет по центрам ответственности и сегментам бизнеса
1. Сущность, значение и правила построения сегментарной отчетности.
2. Разработка системы внутренней отчетности
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по видам и назначению
1. Бухгалтерский управленческий учет материальных затрат
2. Методы определения количества материальных ресурсов
3. Бухгалтерский управленческий учет калькуляционные затрат
Тема. Бухгалтерский управленческий учет затрат по объектам калькулирования
1. Понятие о носителях затрат – видах продукции
2. Принципы и способы калькулирования себестоимости продукции
3. Производные методы калькулирования себестоимости продукции
Тема. Бухгалтерский управленческий учет в хозяйственных процессах организации
1. Снабженческо-заготовительная деятельность и ее место в управленческой системе организации
2. Расчет потребностей в материальных ресурсах
3. Производственная деятельность и ее место в управленческой системе организации
4. Планирование производственной деятельности
5. Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой системе организации
6. Планирование продаж
Тема. Системы бухгалтерского управленческого учета
1. Организация управленческого учета по системе «ЛТ»
2. Организация управленческого учета по системе «ABC»
3. Методика функционально-стоимостного анализа (ФСА)
Тема. Организация системы бухгалтерского управленческого учета
1. Алгоритм создания службы управленческого учета
Тема. Бухгалтерский управленческий учет - информационная база для принятия управленческих решений
2. Методика принятия решений по ассортиментной политике
3. Методика принятия решений по ценообразованию
4. Методика принятия решений по инвестиционным проектам
Тестовые задания по компетенциям ПКС-4 ИД-1
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
3адание 1 (выберите один вариант ответа). Управленческий учет – это (ПКС-4 ИД-1):
а) подсистема финансового учета, направленная на изыскание резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности
б) интегрированная система внутрихозяйственного учета, представляющая информацию о затратах и доходах организации и ее структурных подразделений с целью принятия необходимых управленческих решений
в) особый вид учета, направленный на снижение бремени налогообложения
г) система учета, которая ведется только менеджерами организации
Правильный вариант ответа: б
Задание 2 (выберите один вариант ответа). К основным функциям управленческого учета относятся (ПКС-4 ИД-1):
а) прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль, регулирование, стимулирование, анализ, принятие решений
б) планирование, приказы (распоряжение), учет, контроль, анализ
в) организация управленческих структур и их взаимодействие
г) формирование информации и обеспечение ею руководителей предприятия всех уровней, контроль и оценка деятельности, планирование и координация развития предприятия
Правильный вариант ответа: г
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Предметом управленческого учета является (ПКС-4 ИД-1):
а) отчетность организации, передаваемая внешним пользователям информации
б) коммерческая деятельность организации с целью оптимизации налогообложения
в) производственная и сбытовая деятельность, а также налогообложение
г) производственная, коммерческо-сбытовая и инвестиционная деятельность организации и ее структурных подразделений в процессе всего цикла управления
Правильный вариант ответа: г
Задание 4 (выберите один вариант ответа). Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства (ПКС-4 ИД-1):
б) да
в) нет
Правильный вариант ответа: а
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Руководитель центра затрат (ПКС-4 ИД-1):
а) отвечает за затраты и результаты инвестиционной деятельности
б) организует планирование, нормирование и учет затрат факторов производства
в) несет ответственность за затраты и результаты своей деятельности
г) отвечает за минимизацию затрат центра
Правильный вариант ответа: в
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Составление бюджета (ПКС-4 ИД-1):
а) заканчивается с принятием годового бюджета
б) является постоянным, динамическим процессом
в) заканчивается с принятием квартального бюджета
г) является периодическим процессом
Правильный вариант ответа: б
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Переменные затраты изменяются пропорционально (ПКС-4 ИД-1):
а) изменению объема производства
б) количеству отработанного времени
в) производственной себестоимости
г) времени от выпуска продукции до ее продажи
Правильный вариант ответа: а
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Данная оценка запасов основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки (ПКС-4 ИД-1):
а) НИФО
б) ХИФО
в) ЛОФО
г) ФИФО
Правильный вариант ответа: г
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Преимуществом полуфабрикатного варианта учета является формирование бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела:
а) да
б) нет
Правильный вариант ответа: а
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Объектом калькулирования является (ПКС-4 ИД-1):
а) место возникновения затрат
б) продукт, работа, услуга
г) центр доходов
Правильный вариант ответа: б
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта - это (ПКС-4 ИД-1)
а) снабженческо-заготовительная деятельность
б) производственная деятельность
в) финансово-сбытовая деятельность
г) организационная деятельность
Правильный вариант ответа: а
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Система «Стандарт-кост» базируется на (ПКС-4 ИД-1):
а) разработке стандартов на главные виды затрат на основе прогрессивных норм +
б) учете затрат и калькулировании себестоимости продукции
в) учете затрат труда
г) прогнозе будущих доходов
Правильный вариант ответа: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Интегрированная система учета на предприятии (ПКС-4 ИД-1):
а) финансовый и управленческий учет выделяются как самостоятельные, и каждый представляет собой замкнутую подсистему
б) вариант организации взаимодействия управленческого и финансового учета с использованием аналитических счетов
в) вариант организации взаимодействия управленческого и финансового учета на едином плане счетов
г) вариант организации взаимодействия управленческого и финансового учета с использованием счетов синтетического учета
Правильный вариант ответа: в
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 14 (выберите один вариант ответа). Цена реализации – 6 руб., переменные затраты на единицу – 4 руб., постоянные затраты за период – 100 руб. если организация планирует реализовать 65 изделий, то прибыль составит (ПКС-4 ИД-1):
а) 50 руб.
б) 30 руб.
в) 90 руб.
г) 45 руб.
Правильный вариант ответа: б
Задание 15 (выберите один вариант ответа). Оптимальный размер запасов – 2000 ед., объем реализации – 6400 ед. оформление нового заказа необходимо осуществлять каждый раз по истечении периода, равного (ПКС-4 ИД-1):
а) 3 мес.
б) 4 мес.
в) 2 мес.
г) 5 мес.
Правильный вариант ответа: г
Задание 16 (выберите один вариант ответа). Суммарные постоянные производственные затраты 300000 руб. суммарные переменные производственные затраты – 120000 руб. Желаемая величина прибыли – 750000 руб. Процентная ставка рассчитана методом переменных затрат и равна (ПКС-4 ИД-1):
а) 455%
б) 102%
в) 504%
г) 616%
Правильный вариант ответа: б
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Объем реализации продукции – 234307 руб. Себестоимость реализованной единицы – 27 руб. реализовано 6750 шт. изделий. Валовая прибыль за отчетный период равна (ПКС-4 ИД-1):
а) 45346 руб.
б) 23489 руб.
в) 63457 руб.
г) 52317 руб.
Правильный вариант ответа: в
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Организация занимается коммерческой деятельностью. Маржинальный доход за отчетный период составил 78950 руб., постоянные затраты – 52850 руб. Прибыль за отчетный период равна (ПКС-4 ИД-1):
а) 26100 руб.
б) 131800 руб.
в) 78950 руб.
г) 33650 руб.
Правильный вариант ответа: в
Задание 19 (вставьте пропущенное слово). К основным затратам относят _____________________________ (ПКС-4 ИД-1)
Правильный вариант ответа: затраты непосредственно связанные с технологическими процессами
Задание 20 (вставьте пропущенное слово). На счете ____ "________________________"собирается информация о
Правильный вариант ответа: счет 44 "Расходы на продажу"
Задание 21 (вставьте пропущенные слова). В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции выпущенную продукцию учитывают по _________________________ себестоимости (ПКС-4 ИД-1)
Правильный вариант ответа: полной производственной или сокращенной себестоимости
Задание 22 (установите соответствие элементов двух множеств). Установите соответствие между понятиями и методикой расчета для целей составления бюджета (ПКС-4 ИД-1):
1. Себестоимость произведенной продукции а) Маржинальный доход – постоянные затраты
2. Себестоимость реализованной продукции б) Выручка - переменные затраты
3. Прибыль в) Запас готовой продукции + себестоимость произведенной за планируемый период продукции – запас готовой продукции на конец периода
4. Маржинальная прибыль г) Прямые материальные затраты в планируемом периоде + прямые трудовые затраты в планируемом периоде + накладные расходы за планируемый период
Правильный ответ: 1в, 2г, 3а, 4б
Задание 23 (выберите один вариант ответа). В условиях системы «директ-костинг» постоянные общехозяйственные расходы списываются (ПКС-4 ИД-1):
а) Дебет счета 20 Кредит счета 26
б) Дебет счета 43 Кредит счета 26
в) Дебет счета 90 Кредит счета 26
г) в соответствии с учетной политикой организации.
Правильный ответ: а1, б2, в1, г1, д2
Задание 24. (выберите два и более вариантов ответа). Выпуск продукции в бухгалтерском учете отражается записью:
а) Дебет счета 20 Кредит счета 43
б) Дебет счета 25 Кредит счета 43
в) Дебет счета 43 Кредит счета 20
г) Дебет счета 40 Кредит счета 20
Правильный ответ: в, г
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25 (Кейс-задание). Коммерческая организация при определении результата хозяйственной деятельности применяет метод безубыточности (УК-1 Ид-3, ОПК-4 ИД-2).
Задание 25.1 (выберите один вариант ответа). Точка безубыточности определяется:
а) графическим методом
б) методом уравнений
в) метод маржинального дохода
г) всеми вышеперечисленными методами
Правильный ответ: а
Задание 25.2 (выберите один вариант ответа)
Организация планирует себестоимость реализованной продукции 2000000 руб., в том числе постоянные затраты – 400000 руб., переменные затраты – 75% от объема реализации. Какой планируется объем реализации?
а) 2133333 руб.
б) 2400000 руб.
в) 2666667 руб.
г) 3200000 руб.
Правильный ответ: 320000 руб.
Задание 25.3 (решите самостоятельно). Организация планирует получить в следующем году прибыль в размере 75000000 руб. Суммарные годовые постоянные затраты – 180000000 руб. Переменные затраты на единицу продукции составляют 250 руб. ожидаемый объем продаж – 800000 ед. Требуется определить цену, по которой необходимо продавать продукцию, используя метод безубыточности. При этом иметь в виду, что конкурент единственный и продает такую продукцию по цене 450 руб. за единицу.
Правильный ответ: 433 руб.
Задание 26 (Кейс-задание)
Организация производит шариковые ручки. При определении результата хозяйственной деятельности организация применяет маржинальный метод
Задание 26.1 (допишите пропущенные слова в тексте)
Маржинальный доход – это_____________________________________
а) разность между выручкой от реализации и затратами на производство
б) разность между выручкой от реализации и переменными затратами
в) разность между постоянными и переменными затратами
г) разность между прибылью и постоянными затратами
Правильный ответ: б
Задание 26.2 (выберите один вариант ответа)
Организация предполагает продавать продукцию по 27 руб., перемен-ные расходы в расчете на одну ручку равны 15 руб., постоянные за-траты в месяц - 197040 руб. Критическая точка равна:
а) 16420
б) 11590
в) 11950
г) 16240
Правильный ответ: А
Организация продает шариковые ручки по цене 12 руб. Переменные затраты в расчете на одну ручку составляют 5 руб. постоянные затраты в месяц – 49000 руб. используя маржинальный метод, определите объем продаж в месяц в штуках при «0» прибыли.
Правильный ответ: 7 000 шт
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п