учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства
Направленность (профиль) Частная зоотехния и технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Жамьянов Б.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: получение знаний по следующим разделам: совершенствование существующих и разработка новых методов технологии воспроизводства сельскохозяйственных животных; изучение современных технологий контроля за воспроизводством; изучение методов трансплантации эмбрионов и создание трансгенных животных; сохранение генофонда высокопродуктивных заводских и исчезающих аборигенных пород животных; осуществление экспериментов наблюдений; обработка и анализ результатов исследований; участие в составлении планов и практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок.
ПКС-3: Способен реализовывать технологии животноводства на основе углубленных профессиональных знаний;
:
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Структура стада, ее значение для организации производства продуктов животноводства. Оборот стада при простом и расширенном воспроизводстве. Понятие о половой, физиологической и хозяйственной зрелости животных. Половая зрелость, возраст первой случки. Сроки случки. Виды случек и способы искусственного осеменения в животноводстве.
Основные показатели плодовитости животных и современные требования к воспроизводству. Индифференс-период. Сервис-период. Оплодотворяемость. Многоплодие.
Основные закономерности роста и развития сельскохозяйственных животных в эмбриональный и постэмбриональный период. Подготовка животных к рождению приплода. Проведение родов и выращивание молодняка.
Кормление и содержание коров, овцематок, свиноматок и кобыл.
Кормление и содержание ремонтного молодняка.
Искусственное осеменение. Техника искусственного осеменения. Синхронизация половой охоты. Диагностика стельности, суягности, жеребости, супоросности.
Трансгенные животные
Трансплантация эмбрионов
Перспективы развития биотехнологии
Искусственное получение однояйцовых близнецов
Клонирование
Пересадка генов.
Современные технологии содержания при выращивании ремонтного молодняка в условиях интенсивного ведения животноводства
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150, весы РН, Весы электронные ВК-300 лабораторные, весы электронные ВК-600 лабораторные, электропечь мечта.
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Технология воспроизводства сельскохозяйственных животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Назовите стадии полового цикла телки (коровы) и укажите их клиническое проявление.
2. Какие отделы нейроэндокринной системы участвуют в регуляции половой цикличности у коров? Назовите механизм этой регуляции.
3. Каковы сроки наступления половой и физиологической зрелости у телок?
4. Назовите методы диагностики беременности у коров.
5. Перечислите основные показатели плодовитости коров.
6. Назовите оптимальные сроки осеменения телок и первого отела коров с учетом скороспелости пород крупного рогатого скота.
7. Какие факторы влияют на время первого осеменения и отела?
8. С помощью каких показателей осуществляется контроль за эффективностью использования воспроизводительных способностей телок и коров?
9. Что такое индифференс-период, какова его оптимальная продолжительность?
10. Что такое сервис-период, каковы факторы, обуславливающие его продолжительность?
11. Назовите рекомендуемые сроки осеменения коров после отела.
12. Что вы понимаете под оплодотворяемостью, от чего зависит ее уровень?
13. Что такое индекс осеменения, каковы его параметры?
14. От чего зависит продолжительность периода осеменения?
15. Какова оптимальная продолжительность межотельного периода?
16. Как называется период отдыха и подготовки коров к будущей лактации, в чем заключается его важность?
17. На какие показатели воспроизводства у коров оказывает влияние недостаточное кормление?
18. Какие стресс-факторы неблагоприятно влияют на репродуктивную функцию коров в разные сезоны года?
19. Чем объясняется ухудшение показателей воспроизводства коров в зимний период?
20. Почему нежелательно раннее осеменение коров после отела в зимний период?
21. Какой период от отела до первого осеменения можно считать оптимальным? Почему?
22. Влияет ли уровень кормления коров на продолжительность индифференс-периода?
23. Чем можно объяснить увеличение частоты ранней эмбриональной смертности при раннем осеменении коров после отела?
24. Почему нежелательно позднее осеменение коров после отела?
25. От величины какого показателя воспроизводства в большей степени зависит продолжительность сервис-периода?
26. Понятие о структуре стада.
27. Значение структуры стада в производстве шерсти и баранины.
28. Принципы формирования стада.
29. Понятие о воспроизводстве стада.
30. Сроки использования маток в хозяйствах.
31. Назовите удельный вес ежегодной выбраковки маток.
32. Половая и хозяйственная зрелость овец.
33. Возраст первой случки овец.
34. Сроки случки в овцеводстве.
35. Способы случки в овцеводстве.
36. Преимущества и недостатки разных способов случки.
37. Организация и техника проведения искусственного осеменения маток свежеполученным семенем.
38. Организация и техника проведения и. о. маток разбавленным семенем.
39. Подготовка баранов к случке.
40. Подготовка маток к случке.
41. Техника выбраковки маток в охоте.
42. Подготовка пунктов искусственного осеменения маток.
43. Меры предосторожности при кормлении и содержании суягных овец.
44. Подготовка помещений к ягнению.
45. Подготовка маток к ягнению.
46. Организация приема ягнят.
47. Мечение ягнят в период ягнения.
48. Первое кормление ягнят и сроки приучения к грубым и концентрированным кормам.
49. Принципы формирования сакманов.
50. Обязанности сакманщика в период ягнения.
51. Обрезка хвостов и кастрация баранчиков.
52. Выращивание раноотнятых ягнят.
53. Сроки и техника отъема ягнят от маток.
54. Выращивание ягнят при весеннем ягнении.
55. Выращивание ягнят при зимнем ягнении.
56. Преимущества и недостатки весеннего ягнения.
57. Преимущества и недостатки зимнего ягнения.
58. Структура и оборот стада свиней в зависимости от направления свиноводства и ее специализации.
59. Соотношение основных и проверяемых свиноматок в обороте стада.
60. Удельный вес выбраковки основных свиноматок.
61. Организация кормления, содержания и рационального использования хряков-производителей.
63. Возраст половой и хозяйственной зрелости хряков и свиноматок.
64. Способы случки в свиноводстве.
65. Выборка свиноматок в охоте. Продолжительность охоты, интервал осеменения в одну охоту.
66. Техника искусственного осеменения свиноматок.
67. Кормление и содержание холостых и супоросных свиноматок.
68. Продолжительность супоросности свиноматок.
69. Кормление и содержание подсосных свиноматок.
70. Кормление и содержание поросят-сосунов.
71. Техника выращивания поросят-сосунов.
72. Ранний отъем.
73. Выращивание поросят-отъемышей.
74. Выращивание ремонтного молодняка.
75. Половая и хозяйственная зрелость лошадей.
76. Продолжительность хозяйственного использования лошадей.
77. Сроки проведения случки в коневодстве.
78. Способы осеменения кобыл. Косячная, варковая, ручная случка.
79. Искусственное осеменение кобыл.
80. Перечислите показатели качества спермы жеребцов.
81. Нагрузка на жеребца-производителя при разных способах осеменения.
82. Продолжительность охоты и половых циклов у кобыл.
83. Продолжительность жеребости у кобыл.
84. Перечислите методы ранней диагностики жеребости кобыл.
85. Кормление, содержание и уход за жеребыми кобылами.
86. Назовите причины абортов у кобыл.
87. Выжеребка кобыл.
88. Условия кормления и содержания подсосных кобыл.
89. Рост и развитие и выращивание молодняка.
90. Кормление и содержание сосунов.
91. Заездка, тренировка и испытание лошадей.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Каковы особенности строения половой системы у самок домашних животных разных видов?
2. В каком возрасте наступают половая и физиологическая зрелость?
3. Какие факторы регулируют проявление половой функции у домашних животных?
4. Какие стадии различают в половом цикле самок?
5. Какими признаками характеризуются феномены стадии возбуждения полового цикла?
6. Каковы видовые особенности полового цикла у самок домашних животных?
7. В чем заключается синхронное и асинхронное формирование стадии возбуждения?
8. Чем отличаются полноценные половые циклы от неполноценных?
9. Какие бывают разновидности неполноценных циклов?
10. Какие анатомо-физиологические особенности характерны для половой системы самцов?
11. Из каких рефлексов слагается половой акт домашних животных? В чем состоят его видовые особенности?
12. Какие способы естественного осеменения самок применяют в животноводческой практике?
13. Сущность и значение искусственного осеменения.
14. Каковы физиологические особенности спермы самцов домашних животных разных видов?
15. Каково воздействие внешних факторов (свет, температура и др.) на спермии вне организма самца?
16. Какие существуют методы получения спермы от производителей?
17. В чем заключается сущность классификации оценки качества спермы (макро- и микроскопическая оценка)?
18. Какие методы и средства используют для разбавления и хранения спермы?
19. В чем преимущества и отличия разных способов искусственного осеменения самок?
20. Какие методы искусственного осеменения применяют в скотоводстве, коневодстве, свиноводстве, овцеводстве, птицеводстве?
21. Какие факторы влияют на эффективность искусственного осеменения?
22. В чем заключается работа племпредприятий и пунктов искусственного осеменения животных?
23. Каковы особенности ветеринарного обслуживания производителей при искусственном осеменении?
24. Какие изменения происходят в организме и половых органах самок при беременности?
25. Какова функция плодных оболочек? В чем состоят видовые особенности их топографии и строения?
26. Чем характеризуются типы плацент у самок домашних животных?
27. В чем состоят особенности кровообращения у плода?
28. Какими показателями (масса, размер и др.) характеризуется развитие плода у животных разных видов?
29. Какова продолжительность беременности у животных разных видов?
30. Какова классификация методов диагностики беременности и бесплодия самок?
31. Какие факторы обусловливают родовой процесс?
32. По каким клиническим признакам можно прогнозировать время родов?
33. Из каких стадий слагается процесс родов?
34. От чего зависит нормальное течение родов?
35. Какую помощь необходимо оказывать при нормальных родах?
37. Какие особенности течения родов и послеродового периода наблюдаются у домашних животных разных видов?
38. Какие патологические процессы осложняют здоровье беременных самок?
39. Как устранить преждевременные схватки и потуги?
40. Какую лечебную помощь оказывают при отеке с залеживанием беременных самок?
41. По каким клиническим признакам диагностируют исходы абортов (рассасывание зародыша, изгнание недоноска и др.)?
42. Каковы основные причины симптоматических незаразных абортов (алиментарного, травматического и др.)?
43. Из каких лечебно-профилактических мероприятий необходимо исходить при профилактике абортов?
44. Как надо подготовиться к оказанию акушерской помощи?
45. Какие инструменты для этого существуют?
46. Каковы принципы оказания акушерской помощи при неправильных членорасположениях, позициях, положениях и предлежаниях плода?
47. Какие существуют показания к применению фетотомии?
48. Что входит в комплекс мер, применяемых при лечении послеродового пареза?
49. Каковы основные принципы лечения при задержании последа?
50. Каково направление лечения при субинволюции матки?
51. Какова сущность классификации бесплодия по А.П. Студенцову?
52. Каков порядок гинекологического исследования?
53. Каким образом выполняют андрологическое исследование?
54. Чем характеризуются врожденная, старческая и симптоматическая формы бесплодия?
55. Какими терапевтическими приемами пользуются при симптоматическом бесплодии?
56. Что такое симптоматическая импотенция? Какие методы лечения применяют для лечения самцов при воспалительных процессах в половых органах?
57. В чем состоят основные меры профилактики алиментарного, эксплуатационного, климатического и искусственно приобретенного бесплодия?
58. Что такое искусственно направленное бесплодие?
59. Каковы назначение и методика использования самцовпробников?
60. Что включает в себя комплекс мероприятий по профилактике бесплодия самок и импотенции самцов?
61. В чем состоит метод трансплантации эмбрионов?
62. В какой стадии развития можно трансплантировать эмбриона?
63. В чем заключаются отбор и подготовка доноров?
64. В чем состоят отбор и подготовка реципиентов?
65. Какие инструменты используют для получения и пересадки зародышей коров?
66. Какими методами получают зародышей от коров-доноров?
67. Как оценивают качество зародышей?
68. Какие разработаны методы хранения эмбрионов?
69. В чем состоит техника пересадки зародыша реципиенту?
1. Теоретические и организационные основы воспроизводства стада.
2. Типы воспроизводства стада.
3. Понятие о половой, физиологической и хозяйственной зрелости животных.
4. Виды случек и способы искусственного осеменения в животноводстве.
5. Трансплантация эмбрионов и клонирование клеток как перспективные методы повышения уровня воспроизводства.
6. Половая и хозяйственно-физиологическая зрелость овец.
7. Зоотехнические основы воспроизводства поголовья овец. подготовка и случка маток (цикличное осеменение, осеменение по звеньям, поточное осеменение).
8. Сроки ягнения и подготовка маток и помещений к ягнению. Проведение окотов и выращивание ягнят в подсосный период.
9. Уход за матками и ягнятами после ягнения.
10. Структура стада в овцеводстве.
11. Половая и хозяйственно-физиологическая зрелость хряков и маток.
12. Способы случек и системы опоросов, их характеристика и планирование опоросов (туровые, круглогодовые, сезонные).
13. Структура стада свиней.
14. Содержание супоросных маток, подготовка их к опоросу. Проведение опоросов.
15. Организационно-зоотехнические мероприятия по воспроизводству стада. Проверка качества спермы быков-производителей.
16. Борьба с яловостью и абортами коров и нетелей.
17. Основные мероприятия по сохранению новорожденного молодняка.
18. Структура стада. Продолжительность использования животных для племенных и промышленных целей.
19. Особенности кормления и содержания подсосных кобыл.
20. Особенности выращивания жеребят в табунном коневодстве.
21. Оборот стада в коневодстве.
23. Выращивание подсосного молодняка в коневодстве.
24. Кормление и содержание жеребят-отъемышей.
25. Круглогодовая инкубация яиц и выращивание молодняка.
26. Возраст половой и хозяйственной зрелости. Зоотехнические основы воспроизводства конепоголовья.
27. Способы случки и нагрузка на жеребцов.
28. Что необходимо знать при составлении плана случек и опоросов.
29. Что вы понимаете под круглогодовыми опоросами? Когда они применяются?
30. Что вы понимаете под сезонными и туровыми опросами?
31. Что вы понимаете под уплотненными опоросами?
32. Содержание супоросных маток, подготовка их к опоросу и проведение опоросов в племенных и товарных хозяйствах.
33. Ранняя подкормка поросят. Техника отъема.
34. Особенности выращивания, откорма и воспроизводства поголовья в частном секторе.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п