учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
- подготовка обучающихся, владеющими основными методами современного лесоводства и сопредельных с ним естественных наук, которые являются естественной научной и практической основой ведения лесного хозяйства, рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Задачи: - изучить классификацию лесных ресурсов, их объемы, закономерности распространения, проблемы использования и их охраны;
- освоить различные современные подходы к оценке ресурсного потенциала территории лесного фонда;
- изучить лесотаксационные приборы, инструменты и оборудование используемые при оценке лесных ресурсов.
- изучить особенности и методы учета и оценки лесоматериалов, отдельных деревьев, древостоев и насаждений;
- овладеть методами оценки годичной продуктивности отдельных видов недревесных лесных ресурсов;
- изучить действующие нормативно-правовые акты, правила, наставления и другие нормативно-технические и нормативно-справочные материалы, применяемыми при инвентаризации лесного фонда;
- рассмотреть эколого-правовые режимы использования лесных ресурсов;
- сформировать представления о природных ресурсах, о лесных ресурсах Байкальского региона, Бурятии, социально-экономических проблемах рационального использования данного природно-ресурсного потенциала территории;
- рассмотреть размещение и структуру комплекса лесных ресурсов региона, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности;
- изучить основные понятия и положения ресурсоведения;
- определить ресурсную роль лесов;
- изучить строение, функционирование и использование лесных систем;
- выявление перспектив использования и охраны лесных ресурсов.
- подготовка обучающихся, владеющими основными методами современного лесоводства и сопредельных с ним естественных наук, которые являются естественной научной и практической основой ведения лесного хозяйства, рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Задачи: - изучить классификацию лесных ресурсов, их объемы, закономерности распространения, проблемы использования и их охраны;
- освоить различные современные подходы к оценке ресурсного потенциала территории лесного фонда;
- изучить лесотаксационные приборы, инструменты и оборудование используемые при оценке лесных ресурсов.
- изучить особенности и методы учета и оценки лесоматериалов, отдельных деревьев, древостоев и насаждений;
- овладеть методами оценки годичной продуктивности отдельных видов недревесных лесных ресурсов;
- изучить действующие нормативно-правовые акты, правила, наставления и другие нормативно-технические и нормативно-справочные материалы, применяемыми при инвентаризации лесного фонда;
- рассмотреть эколого-правовые режимы использования лесных ресурсов;
- сформировать представления о природных ресурсах, о лесных ресурсах Байкальского региона, Бурятии, социально-экономических проблемах рационального использования данного природно-ресурсного потенциала территории;
- рассмотреть размещение и структуру комплекса лесных ресурсов региона, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности;
- изучить основные понятия и положения ресурсоведения;
- определить ресурсную роль лесов;
- изучить строение, функционирование и использование лесных систем;
- выявление перспектив использования и охраны лесных ресурсов.
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
– состав лесохозяйственного регламента, порядок его разработки и срок действия;
– методы учета лесных растительных ресурсов;
– методику учета и использования биомассы дерева, учета и использования корневых систем, определения характеристик древесного яруса и подлеска, запасов древесины и фитомассы наземной части дерева, запаса пневого осмола, годичной продукции древостоя, фитомассы и годичной продукции нижних ярусов растительности, запасов грибов, кедрового ореха;
– методику оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов классификацию ресурсов;
– методы исследования лесных ресурсов;
– виды лесных ресурсов Байкальского региона и Бурятии, их объемы (запасы);
– проблемы использования и охраны лесных ресурсов, значение ресурсной базы леса для экономики республики и региона;
– принципы выделения перспективных рекреационных территорий;
– требования лесного законодательства Российской Федерации по отводу и таксации лесосек;
– технология рубок, связанных с созданием лесной инфраструктуры;
– формы и виды рубок лесных насаждений, их организационно-технические элементы;
– требования к составлению технологических карт лесосечных работ;
– известные технологические и организационные решения, средства труда, необходимые для организации лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств;
– методы оценки кинематических параметров;
– основы методологии расчета производительности;
– условия эксплуатации машин и оборудования;
– научные и методологические основы энергетического использования древесной биомассы, значение энергетического использования древесной биомассы для повышения эффективности лесного сектора экономики;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– технологические возможности оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– нормативную документацию на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технологические процессы производства, показатели физико-механических свойств используемого сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и показатели качества выпускаемой продукции;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– принципы работы оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Нормативная документация на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технические задания на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Базовая терминология в области деревообрабатывающего.:
Не знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
- определять направления переработки лесного растительного сырья с учётом их объёмов и основных характеристик;
- рассчитывать возможные объёмы промышленной заготовки продуктов побочного пользования;
- определять виды грибов, ягодных, пищевых, технический, медоносных и лекарственных растений;
- прокладывать пробные учетные площадки и маршрутные ходы, проводить сбор необходимого материала;
- проводить статистическую обработку материала;
- прогнозировать урожай дикорастущих растений;
- проектировать мероприятия для многоцелевого, рационального и неистощительного использование лесов;:
Не умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
- владеть методами рациональной системы эксплуатации и охраны растительных ресурсов;
- владеть навыками исследования ресурсов и сырья, а также обработки поступающей информации;
- владеть современными методами исследования лесных и урбосистем;
- владеть навыками определения показателей физико-механических свойств используемого сырья.
:
Не владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
ПКС-1: способностью выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбо- экосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов;
– состав лесохозяйственного регламента, порядок его разработки и срок действия;
– методы учета лесных растительных ресурсов;
– методику учета и использования биомассы дерева, учета и использования корневых систем, определения характеристик древесного яруса и подлеска, запасов древесины и фитомассы наземной части дерева, запаса пневого осмола, годичной продукции древостоя, фитомассы и годичной продукции нижних ярусов растительности, запасов грибов, кедрового ореха;
– методику оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов классификацию ресурсов;
– методы исследования лесных ресурсов;
– виды лесных ресурсов Байкальского региона и Бурятии, их объемы (запасы);
– проблемы использования и охраны лесных ресурсов, значение ресурсной базы леса для экономики республики и региона;
– принципы выделения перспективных рекреационных территорий;
– требования лесного законодательства Российской Федерации по отводу и таксации лесосек;
– технология рубок, связанных с созданием лесной инфраструктуры;
– формы и виды рубок лесных насаждений, их организационно-технические элементы;
– требования к составлению технологических карт лесосечных работ;
– известные технологические и организационные решения, средства труда, необходимые для организации лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств;
– методы оценки кинематических параметров;
– основы методологии расчета производительности;
– условия эксплуатации машин и оборудования;
– научные и методологические основы энергетического использования древесной биомассы, значение энергетического использования древесной биомассы для повышения эффективности лесного сектора экономики;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– технологические возможности оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– нормативную документацию на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технологические процессы производства, показатели физико-механических свойств используемого сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и показатели качества выпускаемой продукции;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– принципы работы оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Нормативная документация на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технические задания на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Базовая терминология в области деревообрабатывающего.:
- определять направления переработки лесного растительного сырья с учётом их объёмов и основных характеристик;
- рассчитывать возможные объёмы промышленной заготовки продуктов побочного пользования;
- определять виды грибов, ягодных, пищевых, технический, медоносных и лекарственных растений;
- прокладывать пробные учетные площадки и маршрутные ходы, проводить сбор необходимого материала;
- проводить статистическую обработку материала;
- прогнозировать урожай дикорастущих растений;
- проектировать мероприятия для многоцелевого, рационального и неистощительного использование лесов;:
- владеть методами рациональной системы эксплуатации и охраны растительных ресурсов;
- владеть навыками исследования ресурсов и сырья, а также обработки поступающей информации;
- владеть современными методами исследования лесных и урбосистем;
- владеть навыками определения показателей физико-механических свойств используемого сырья.
:
ПКС-2: способностью понимать современные проблемы научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
– состав лесохозяйственного регламента, порядок его разработки и срок действия;
– методы учета лесных растительных ресурсов;
– методику учета и использования биомассы дерева, учета и использования корневых систем, определения характеристик древесного яруса и подлеска, запасов древесины и фитомассы наземной части дерева, запаса пневого осмола, годичной продукции древостоя, фитомассы и годичной продукции нижних ярусов растительности, запасов грибов, кедрового ореха;
– методику оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов классификацию ресурсов;
– методы исследования лесных ресурсов;
– виды лесных ресурсов Байкальского региона и Бурятии, их объемы (запасы);
– проблемы использования и охраны лесных ресурсов, значение ресурсной базы леса для экономики республики и региона;
– принципы выделения перспективных рекреационных территорий;
– требования лесного законодательства Российской Федерации по отводу и таксации лесосек;
– технология рубок, связанных с созданием лесной инфраструктуры;
– формы и виды рубок лесных насаждений, их организационно-технические элементы;
– требования к составлению технологических карт лесосечных работ;
– известные технологические и организационные решения, средства труда, необходимые для организации лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств;
– методы оценки кинематических параметров;
– основы методологии расчета производительности;
– условия эксплуатации машин и оборудования;
– научные и методологические основы энергетического использования древесной биомассы, значение энергетического использования древесной биомассы для повышения эффективности лесного сектора экономики;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– технологические возможности оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели на участках;
– нормативную документацию на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технологические процессы производства, показатели физико-механических свойств используемого сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и показатели качества выпускаемой продукции;
– технологический процесс механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– принципы работы оборудования механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Нормативная документация на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели;
– технические задания на механическую обработку заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели. Базовая терминология в области деревообрабатывающего.:
- определять направления переработки лесного растительного сырья с учётом их объёмов и основных характеристик;
- рассчитывать возможные объёмы промышленной заготовки продуктов побочного пользования;
- определять виды грибов, ягодных, пищевых, технический, медоносных и лекарственных растений;
- прокладывать пробные учетные площадки и маршрутные ходы, проводить сбор необходимого материала;
- проводить статистическую обработку материала;
- прогнозировать урожай дикорастущих растений;
- проектировать мероприятия для многоцелевого, рационального и неистощительного использование лесов;:
- владеть методами рациональной системы эксплуатации и охраны растительных ресурсов;
- владеть навыками исследования ресурсов и сырья, а также обработки поступающей информации;
- владеть современными методами исследования лесных и урбосистем;
- владеть навыками определения показателей физико-механических свойств используемого сырья.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
- входного контроля
- текущего контроля успеваемости
- промежуточной аттестации.
Форма текущего контроля: тестирование.
Формы текущего контроля:
- опрос (устный или письменный),
- собеседование,
- семинар,
- тестирование,
- реферат и презентация,
- решение ситуационных задач (кейсов),
Форма промежуточной аттестации: зачёт с оценкой.
Лесное ресурсоведение
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Определение, содержание и задачи «Лесное ресурсоведение».
2. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. Ценные леса. Особо защитные участки лесов.
3. Теоретическая основа курса «Лесное ресурсоведение» (аспекты изучения, биоэкономическая оценка, категории экономической дифференциации, анализ использования ресурсов, инвентаризация, охрана ресурсов).
4. Практическое значение курса «Лесное ресурсоведение», связь с основными науками; основные разделы, задачи, методы исследования.
5. История становления, современное состояние и перспективы развития «Лесное ресурсоведение».
6. «Лесное ресурсоведение», как практика хозяйствования и научный подход.
7. Объекты исследования курса «Лесное ресурсоведение» и их характеристика.
8. Экологическая, социальная и экономическая значимость лесов.
9. Виды лесных пользований.
10. Понятие кадастр растительных ресурсов.
11. Понятие ресурсов.
12. Классификация лесных растительных ресурсов.
13. Классификация лесных товаров.
14. Использование информации в практической деятельности по оценке растительных ресурсов.
15. Типологическая характеристика участков лесного фонда.
16. Характеристика земель лесного фонда.
17. Нормативы для разделения покрытых лесной растительностью земель на отдельные лесотаксационные выделы.
18. Структурные части растительного сообщества, их характеристика.
19. Современное разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности.
20. Оценка современного состояния лесов в мире. Распределение лесных ресурсов соответственно выделяемым зонам произрастания лесов.
21. Основные понятия природопользования.
22. Воздействие антропогенных факторов на лесную растительность.
23. Система особо охраняемых природных территорий, процедура их организации и правовые режимы охраны.
24. Защитные леса, их назначение. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
25. Характеристика древесно-кустарниковой растительности.
26. Эстетическая ценность лесов.
27. Основные аспекты снижения качества лесов.
28. Классификация видов рекреационной деятельности.
29. Планирование рекреационного использование леса.
30. Устойчивость лесов к рекреационной нагрузке.
31. Предварительный период учетных работ по изучению ресурсов дикорастущих растений. Изучение литературных данных, картографических, фондовых, статистических материалов, отчетов научных и проектно-изыскательских организаций.
32. Подготовка предварительной информации: динамика заготовок, количественные характеристики урожая различных видов растений в разные годы.
33. Сбор опросных сведений: объекты изучения, методика проведения работ.
34. Выбор метода учета урожайности для различных групп растений.
35. Принципы прокладывания полевых учетных маршрутов.
36. Определение площадей произрастания дикорастущих растений.
37. Определение биологического и производственного (эксплуатационного) ресурсов.
38. Расчет объемов ежегодных возможных заготовок. Оборот заготовки.
39. Статистическая обработка материалов по учеты урожайности.
40. Прогнозирование урожая дикорастущих растений.
41. Изучение ресурсов лекарственно-технического сырья: методы работы на учетных площадках, по модельным экземплярам.
42. Изучение ресурсов лекарственно-технического сырья: на ключевых участках, по проективному покрытию.
43. Изучение ресурсов грибов: методы учета урожайности (на постоянных и временных пробных площадках, ленточный пересчет по ходовым линиям, на маршрутных ходах).
44. Изучение ресурсов плодов: абсолютная и относительная оценка величины урожая.
46. Методы учета ресурсов папоротников.
47. Изучение ресурсов черемши.
48. Подсочка как один из видов современного лесопользования.
49. Подсочка хвойных пород.
50. Живица (состав, роль в живом дереве, применение).
51. Сырьевая база подсочки. Экология подсочки.
52. Зависимость смолообразования от наследственно-генетических особенностей деревьев, таксационных показателей и климатических условий.
53. Отбор деревьев по смолопродуктивности. Влияние подсочки на жизнедеятельность насаждений.
54. Технология подсочки. Стимуляция смолообразования при подсочке.
55. Определение нормативной или технологической смолопродуктивности.
56. Подсочка лиственных пород.
57. Способы промышленного сбора березового сока.
58. Закономерности семеношения. Методы учета – глазомерные: наземноглазомерный, аэровизуальный, расчетный или глазомерно-статистический.
59. Методы учета семеношения: методы пересчета: путем пересчета семян и шишек на деревьях (сплошной пересчет, на модельных деревьях, на модельных ветвях).
60. Определение величины «обсеменения почвы» при помощи семеномеров и на учетных площадках.
61. Определение величины семеношения за прошлые годы: морфологический метод, по количеству старых шишек на почве, по количеству подроста разного возраста в лесу.
62. Прогноз величины семеношения: по количеству генеративных почек, «озими». Количественная оценка величины урожая.
63. Использование фитомассы дерева. Сырье для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
64. Требования, предъявляемые к лесопользователям при заготовке древесины, продуктов древесной растительности и побочного пользования.
65. Определение запасов древесины и фитомассы наземной части дерева.
66. Отходы лесозаготовок и деревообработки.
67. Основные понятия и классификация отходов. Способы сбора и переработки порубочных остатков.
68. Виды пневого осмола. Технология заготовки и применяемое оборудование. Механизация заготовки пневого осмола. Направления переработки пневокорневой древесины. Расчет запасов пневого осмола.
69. Запасы коры, ее промышленное значение. Учет и использование различных фракций кроны.
70. Расчет показателей количественной и качественной оценки ресурсов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ:
1. Роль лесного ресурсоведения в комплексе наук о лесе
2. Лесное ресурсоведение как практика хозяйствования и научный подход
3. Связь лесного ресурсоведения с другими науками
4. Объекты исследования в лесном ресурсоведении, их характеристика
5. Лесная растительность как составная часть природных ресурсов
6. Классификация природных ресурсов
7. Оценка современного состояния лесов в мире
8. Распределение лесных ресурсов соответственно выделяемым зонам произрастания лесов
9. Воздействие антропогенных факторов на лесную растительность
10. Оценка лесных растительных ресурсов
11. Лесной фонд РФ
12. Современное разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности
13. Виды лесных пользований
14. Классификация лесных товаров
15. Учет и использование биомассы дерева
16. Учет и использование корневых систем
17. Запасы коры, ее промышленное значение
18. Учет и использование различных фракций кроны.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ):
Вариант 1
1. Объектами учета в лесном ресурсоведении являются:
1 тип леса
2 область
3 край
4 лесничество
5 древостой
6 подрост
7 подлесок
8 подгон
9 живой напочвенный покров
2. Выберите инструменты для подсочки:
2 Коловорот
3 Хак
4 Скобель
5 Фреза
6 Нож
7 Скребок
8 Кара
9 Струг
3. В подсочку назначают:
1 Деревья IV-V классов роста и развития по Г. Крафту
2 Деревья I-III классов роста и развития по Г. Крафту
3 Насаждения, в которых в ближайшие 2 года проводилась химическая борьба с вредителями леса
4 Деревья семенники, семенные куртины и полосы
5 Деревья, отобранные для спецсортиментов
6Суховершинные деревья, с трещинами, поврежденные пожарами, энтомовредителями и фитозаболеваниями
4. Сырьем для производства плетеной мебели является:
1 древесина ивовых пород
2 бамбук
3 ротанг
4 лещина
5 древесина кедра
6 банан
7 береста
8 ракита
9 корни сосны
10 корни березы
11 дрань
5. Основным сырьем для производства бочек является древесина:
1 Дуб
2 Осина
3 Липа
4 Ольха
5 Сосна
6 Береза
7 Ель
8 Лиственница
6. К рекреационным лесам относятся:
1 лесные участки и объекты, выполняющие охранную функцию, санитарные зоны источников водоснабжения и зоны с повышенной загрязненностью воздушного бассейна и водоемов
2 пожароопасные зоны
3 территории перспективного промышленного освоения
4 территории заповедников и заказников служащих для сохранения и увеличения численности диких животных
5 территории, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
7. Какой документ дает право на заготовку ели и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников предусмотренном Лесным кодексом?
1 Договор аренды лесных участков с целью заготовки недревесных лесных ресурсов
2 Договор купли-продажи лесных участков с целью заготовки недревесных лесных ресурсов
3 Договор на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов
8. Согласно ст.10 лесного кодекса РФ леса по назначению и категориям защитности подразделяются на:
1 защитные леса
2 эксплуатационные леса
3 резервные леса
4 леса зеленых зон
5 городские леса
6 заповедные леса
7 особо ценные леса
8 леса 1 группы
9 леса 2 группы
10 леса 3 группы
9. В каких зонах произрастают современные леса?
1 Тропические
2 Умеренные
3 Бореальные
4 Таежных
5 Субтропические
6 Субэкваториальные
7 Экваториальные
9 Влажнотропические
10 Вечнозеленые
11 Саванны
12 Мангровые
10. Основными нормативами, при выделения лесотаксационного выдела, являются:
1 запас леса на 1 га
2 возраст
3 породный состав
4 бонитет
5 полнота
6 ярус
7 фитоценоз
11. Тип леса на не покрытой лесной растительностью земле определяется по:
1 преобладающей породе дерева
2 по преобладающей растительности
3 по типу леса, который был свойственен данному участку до вырубки или гибели древостоя
4 по типу лесорастительных условий, который был свойственен данному участку до вырубки или гибели древостоя
12. Тип леса на покрытой лесной растительностью земле определяется по:
1 преобладающей породе дерева
2 по преобладающей растительности
3 по типу леса, который был свойственен данному участку до вырубки или гибели древостоя
4 по типу лесорастительных условий, который был свойственен данному участку до вырубки или гибели древостоя
13. К не покрытой лесом площади относится:
1 живой напочвенный покров
2 гари
3 вырубки
4 сухостои
5 буреломы
6 снеголомы
7 прогалины
8 поляны
9 пустыри
14. При оценке лесорастительных ресурсов наименьшей учетной единицей является:
1 живой напочвенный покров
2 подрост
3 подлесок
4 подгон
5 квартал
6 лесничество
7 таксационный выдел
8 тип леса
15. Основными проблемами использования возобновляемых ресурсов является:
1 охрана от загрязнения, очистка, мелиорация, восстановление
2 сложность технических решений
3 защита человечества от отрицательных воздействий
4 рекультивация при использовании
5 необходимость утилизации отходов
Вариант 2
1. Что такое ресурсоведение?
А) наука, объектом которой служат полезные ископаемые, находящиеся в толще грунта
Б) межотраслевая дисциплина, изучающая закономерности формирования и пространственное размещение различных типов ресурсов.
В) раздел географии, занимающийся ведением наблюдений за ресурсным потенциалом регионов
2. Какие положения характеризуют лесное законодательство РФ:
А) нормы международного права применяются в том случае, если они не противоречат лесному законодательству РФ
Б) акты лесного законодательства имеют обратную силу
В) находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ
3. Какие отношения регулируются лесным законодательством:
А) лесные отношения
Б) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений
В) земельные отношения
4. В чьей собственности находятся добытые им лесные ресурсы:
А) арендатора Б) арендодателя В) собственника лесного участка
5. Какое закреплено юридическое понимание леса:
А) лес – это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение;
В) лес является объектом недвижимости
6. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:
А) лесхозы Б) лесничества В) леспромхозы
7. В каких случаях договор аренды лесного участка заключается без проведения аукциона:
А) при строительстве на арендованном лесном участке линейного объекта
Б) при заготовке живицы
В) при заготовке древесины
8. Какие обязанности берет на себя по условиям договора арендатор:
А) лесовосстановление
Б) обеспечение пожарной безопасности арендованного лесного участка
В) проведение лесопатологического мониторинга
9. Что является основанием для добровольного прекращения прав лесопользования:
А) отказ от лесопользования
Б) нарушение лесопользователем установленных правил
В) изъятие лесного участка для государственных нужд
10. Под словом «ресурсы» понимают:
А) количество полезных материалов залегающих в конкретной единичной площади
Б) блага природы направленные на поддержание жизнедеятельности человека
В) любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ
11. Государственная лесная политика – это:
А) «Отношение государства к лесу»
Б) «определенные действия или серия различных решений, предпринимаемых правительством страны по сохранению лесного фонда
В) «система определенных действий политических институтов государства по рациональному использованию, охране, защите и вопроизводству лесов
12. Источниками лесного права являются:
А) Судебное решение Б) Лесной кодекс РФ В) Договор аренды
13. Кто является участником лесных правоотношений:
А) Российская Федерация
Б) Юридические лица
В) Муниципальные образования
14. К какой группе относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины:
А) резервным леса Б) эксплуатационным лесам В) защитным лесам
15. На какой срок заключается договор аренды лесного участка:
А) до 1 года Б) до 49 лет В) на неопределенный срок
16. При наличии каких правовых отношений возникают права пользования лесными участками н условиях аренды:
А) договора Б) лесной декларации В) решения органа исполнительной власти 17. Пребывание граждан в лесах может быть запрещено или ограничено:
А) на землях особо охраняемых природных территорий
Б) в целях безопасности граждан при выполнении работ
В) по решению арендатора лесного участка
18. Лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование:
А) для осуществления религиозной деятельности
Б) для научных целей
В) для заготовки древесины населением для собственных нужд
Вариант 3
Продолжите предложения:
1. Лесное ресурсоведение рассматривает лес, как …
2. Экологическая значимость леса состоит в …
3. Лесное ресурсоведение – это наука, которая изучает…
4. С позиций лесного ресурсоведения структурными частями фитоценоза считают…
5. К управляемым природным объектам относят…
6. Природные комплексы – это…
7. Природные ресурсы представляют собой…
8. По источнику происхождения природные ресурсы бывают…
9. К особенностям лесов тропического пояса относят…
10. Бореальные леса характеризуются следующими особенностями…
11. Лесоматериалами называют…
12. В зависимости от способа обработки лесоматериалы представлены следующими классами…
13. Пневый осмол представляет собой…
14. Основной породой, используемой для получения пневого осмола, является…
15. Кора может использоваться как исходное сырье для…
16. Основными породами для заготовки коры являются…
18. Основной проблемой лесов в странах умеренного климата с развитой экономикой является…
19. Причинами снижения качества лесов развитых стран являются…
20. Лесной план – это ………………….
21. Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для следующих целей:…
22. Социальная значимость леса заключается в …
23. Экономическая значимость леса состоит в …
24. Задачами лесного ресурсоведения являются…
25. Объектами исследования лесного ресурсоведения являются…
26. С позиций лесного ресурсоведения структурными частями фитоценоза считают…
27. По особенностям использования в народном хозяйстве различают следующие типы природных ресурсов…
28. По степени истощаемости природные ресурсы могут быть…
29. Тип леса представляет собой…
30. Странами, обладающими наибольшими площадями лесов в мире, являются…
31. Наибольший запас древесины в мире сосредоточен в ………….
32. Типы лесов тропического пояса - это…
33. Лесные товары – это…
34. Лесные товары включают следующие группы…
35. Фракциями кроны являются…
36. Сучья используют для производства…
37. Древесная зелень используется в промышленности для получения…
38. Хвоя используется в промышленности для получения…
39. Леса умеренных зон обоих полушарий включают следующие типы…
40. Характерными чертами лесов умеренных зон являются…
41. Продукция леса включает …
42. Наибольшую ценность среди всех вариантов продукции леса имеет …
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (ЗАЧЕТ С ОЦЕНКОЙ):
1. Лесные ресурсы Мира.
2. Лесные ресурсы тропического пояса.
3. Лесные ресурсы умеренного пояса.
4. Лесные ресурсы бореального пояса.
5. Зарубежный опыт лесопользования.
6. Географические особенности распределения лесных ресурсов.
7. Лесные ресурсы Европейской части России.
8. Лесные ресурсы Западной и Восточной Сибири.
9. Лесные ресурсы Дальнего Востока.
10. Развитие лесопользования в России.
11. Новые технологии деревянного домостроения.
12. Преимущества древесины в домостроении.
13. Новые строительные материалы в домостроении.
14. Перспективы использования новых видов высокотехнологичной продукции из древесины.
15 Использование лесосечных и других древесных отходов в качестве биотоплива.
16. Классификация недревесных продуктов леса.
17. Заготовка живицы. Сырьевая база подсочки сосны.
18. Лесоводственные основы и технология подсочки.
19. Заготовка второстепенных лесных материалов.
20. Заготовка соснового пневого осмола. Заготовка еловой серки.
21. Побочное лесопользование.
22. Заготовка берёзового и кленового сока.
23. Лекарственное сырье.
24. Заготовка и первичная переработка ягод.
25. Плантационное выращивание клюквы и голубики.
25. Заготовка орехов.
26. Лес и пчеловодство.
27. Заготовка второстепенных лесных материалов.
28. Заготовка древесной зелени.
29. Заготовка бересты. Заготовка еловой, лиственничной и ивовой коры.
30. Заготовка новогодних елок.
31. Пищевые растения.
32. Выращивание съедобных грибов.
33. Лесные пастбища.
34. Сенокошение в лесном фонде.
35. Лес и пчеловодство.
36. Заготовка мха и лесной подстилки.
37. Хранение и использование соков.
39. Эколого-биологические особенности и хозяйственное значение грибов.
40. Значение и рациональное использование дикорастущих плодовых, ягодных и орехоплодных растений.
41. Основные положения по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Российской Федерации
42. Экологическая, социальная и экономическая значимость лесов.
43. Объекты лесного ресурсоведения и их характеристика.
44. Нормативы для разделения покрытых лесной растительностью земель на отдельные лесотаксационные выделы.
45. Классификация природных ресурсов.
46. Оценка современного состояния лесов в мире.
47. Классификация лесных растительных ресурсов.
48. Современное разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности.
49. Виды лесных пользований.
50. Методы изучения компонентов леса.
51. Основные части и таксационные показатели отдельного дерева.
52. Товарная структура ствола.
53. Учет и использование биомассы дерева, корневых систем и различных фракций кроны.
54. Запасы коры, ее промышленное значение.
55. Организация учета заготовленной древесины в России и за рубежом.
56. Показатель количества заготовленной древесины.
57. Основные требования, предъявляемые к лесопользователям при заготовке древесины, продуктов древесной растительности и побочного пользования.
58. Классификация лесных товаров.
59. Отходы лесозаготовок и деревообработки. Основные понятия и классификация.
60. Направления переработки пневокорневой древесины.
61. Понятие о насаждении, элементе и ярусе леса.
62. Таксационные показатели насаждения.
63. Определение фитомассы древесного яруса, полога подроста и подлеска.
64. Назначение деревьев в рубку и их перечет.
65. Определение фитомассы и годичной продукции нижних ярусов растительности.
66. Классификация и характеристика основных видов грибов.
67. Мероприятия по рациональной эксплуатации грибных месторождений и повышению их урожайности.
68. Характеристика основных видов лесных плодов и ягод. Сбор и основные способы переработки ягод и плодов.
69. Мероприятия по рациональной эксплуатации ягодных месторождений и повышению их урожайности.
70. Биологически активные вещества лекарственных растений. Организация заготовки лекарственного сырья.
71. Оценка запасов лекарственного сырья и определение возможных ежегодных объемов его заготовки на обследуемой территории.
72. Способы промышленного сбора древесного сока.
73. Технология подсочки леса.
74. Технология изготовления плетеной мебели.
75. Планирование рекреационного использование леса.
76. Расчет показателей количественной и качественной оценки лесных ресурсов.
77. Организация сенокошения и пастьбы скота.
78. Организация лесного пчеловодства
79. Технология изготовления бочек
80. Заготовка, переработка и хранение лесных орехов и плодов
81. Промысловая лесная фауна и охотничьи хозяйства
82. Целебная лесная фауна
83. Использование лесных водоемов
84. Техника безопасности при работе с недревесной продукцией леса
85. Организация заготовки новогодних елок
Темы рефератов и презентаций:
1 Лесные ресурсы Мира.
2 Лесные ресурсы тропического пояса.
3 Лесные ресурсы умеренного пояса.
4 Лесные ресурсы бореального пояса.
5 Зарубежный опыт лесопользования.
6 Географические особенности распределения лесных ресурсов.
7 Лесные ресурсы Европейской части России.
8 Лесные ресурсы Западной и Восточной Сибири.
9 Лесные ресурсы Дальнего Востока.
10 Развитие лесопользования в России.
11 Новые технологии деревянного домостроения.
12 Преимущества древесины в домостроении.
13 Новые строительные материалы в домостроении.
14 Перспективы использования новых видов высокотехнологичной продукции из древесины.
15 Использование лесосечных и других древесных отходов в качестве биотоплива.
16 Классификация недревесных продуктов леса.
17 Заготовка живицы. Сырьевая база подсочки сосны.
18 Лесоводственные основы и технология подсочки.
19 Заготовка второстепенных лесных материалов.
20 Заготовка соснового пневого осмола. Заготовка еловой серки.
21 Заготовка древесной зелени.
22 Заготовка бересты. Заготовка еловой, лиственничной и ивовой коры.
23. Заготовка новогодних елок.
24 Заготовка берёзового и кленового сока.
25 Лекарственное сырье.
26 Пищевые растения.
27 Заготовка и первичная переработка ягод.
28 Плантационное выращивание клюквы и голубики.
29 Заготовка орехов.
30 Выращивание съедобных грибов.
31 Лесные пастбища. Сенокошение в лесном фонде.
32 Лес и пчеловодство.
33 Заготовка мха и лесной подстилки.
Темы рефератов и презентаций
1. Техника безопасности при работе с недревесной продукцией леса
2. Организация заготовки, переработки и хранения лекарственных и съедобных растений
3. Рекреационные лесные ресурсы
4. Сравнение системы учета и контроля заготовленной древесины в России и за рубежом (на примере 1 зарубежной страны)
5. Заготовка и использование камыша и тростника
6. Единая государственная информационная автоматизированная система по учету древесины
7. Целебная лесная флора
8. Целебная лесная фауна
9. Производство бочек, кадок и сосудов из дерева (бондарничество)
10. Организация государственного управления воспроизводством и учета древесины за рубежом (на примере 1 страны)
11. Экстенсивная модель ведения лесного хозяйства
12. Интенсивная модель ведения лесного хозяйства
13. Заготовка, переработка и хранение лесных орехов и плодов
14. Заготовка веников
15. Организация и выращивание промысловых пород рыб в лесных водоемах
16. Организация и использование лесных сенокосов и пастбищ
17. Лесное пчеловодство (бортничество)
18. Современное состояние лесов в мире (FAO of the UN)
19. Заготовка и использование мха
20. Организация выращивания и заготовки новогодних елок
21. Производство биопластика (жидкая древесина) из лигнина.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п