учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучить основы точного земледелия и его роль в современном сельском хозяйстве; Освоить методы сбора, анализа и интерпретации данных для управления сельскохозяйственными процессами; Научить студентов применять технологии GPS, ГИС, дистанционного зондирования и автоматизации в сельском хозяйстве; Развить навыки работы с современным оборудованием и программным обеспечением.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1 УК-1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи ,находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-1 ПКС-4 Комплектует агрегаты для обработки почвы в севооборотах, выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ПКС-4: Способен комплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты, агрегаты для внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, определять схемы их движения по полям, проводить технологические регулировки;
ИД-1 УК-1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи ,находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-1 ПКС-4 Комплектует агрегаты для обработки почвы в севооборотах, выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, выполнения технологических операций по внесению удобрений.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Точное земледелие
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Объясните принцип работы системы параллельного вождения.(ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
2. Как работают современные спутниковые системы навигации? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
3. Что такое принцип трилатерации? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
4. Что представляет собой курсоуказатель? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
5. Расскажите об алгоритме управления транспортным средством с помощью курсоуказателя. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
6. Расскажите о компоновке курсоуказателя. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
7. Поясните пиктограммы системы параллельного вождения (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
8. Перечислите шаблоны движения, системы параллельного вождения (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
9. Расскажите об особенностях подруливающего устройства. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
10. Что входит в состав подруливающего устройства? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
11. Какие психофизиологические особенности при взаимодействии человека и GPS-устройств вы знаете. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
12. Для чего предназначен полевой компьютер? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
13. Что входит в состав системы картирования урожайности (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
14. Что представляет собой бортовой компьютер? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
15. Перечислите, виды .карт, ; получаемых программой Agro-Map Start.' (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
16. Для чего 'предназначен пробоотборник почвы? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
17. Для чего используется полевой компьютер при работе с пробоотборником почвы? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
18. Какие режимы работы пробоотборника вы знаете? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
19. Как подготовить пробоотборник к отбору почвы? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
20. Как произвести отбор почвы? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
21. Каким способом изменить толщину отбираемого слоя почвы? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
22. Какие режимы внесения химикатов предусмотрены в системе точного земледелия? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
23. Что такое оффлайн и онлайн режимы внесения (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1).
24. Что представляет' собой гидравлическая мешалка интенсивного действия, примененная на опрыскивателе. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
25. Чем обеспечивается дистанционное управление опрыскивателем? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
26. Как проводится регулировка нормы внесения удобрении. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
27. Как производится определение фактической скорости движения трактора? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
28. Расскажите о работе системы дифференцированного внесения удобрений. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
29. Какие агротребования предусматриваются в технологии дифференцированного внесения? (ПКС-2, ПКС-11,
30. Какие сенсорные датчики, применяемые для дифференцированного внесения удобрений, вы знаете? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
31. Что представляет собой режим записи границ поля? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
32. Как составить карту содержания элементов почвенного питания (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
33. Для чего предназначена система дифференцированного внесения удобрений? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
34. Чем обеспечивается равномерная подача удобрений на склонах разбрасывателем? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
35. Как проводится регулировка нормы внесения удобрений? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
36. Для чего предназначены шиберные заслонки? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
37. Расскажите о работе системы дифференцированного внесения удобрений. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
38. Для чего предназначена система дифференцированного внесения удобрений? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
39. Какие режимы внесения химикатов предусмотрены в системе точного земледелия? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
40. Что такое оффлайн и онлайн режимы внесения (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
41. Что представляет' собой гидравлическая мешалка интенсивного действия, примененная на опрыскивателе. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
42. Чем обеспечивается дистанционное управление опрыскивателем? (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
43. Как проводится регулировка нормы внесения удобрении. (ПКС-2, ПКС-11, ПКС-13, ПКС-14, ПЦК-1)
1. Определите понятие «точное земледелие» и перечислите его ключевые цели.
2. Перечислите основные компоненты системы точного земледелия.
3. Какие спутниковые системы используются в точном земледелии?
4. Дайте характеристику методам сбора данных (датчики, дроны, спутники).
5. Что такое карты переменной агротехники и как они создаются?
6. Объясните значение ГИС-технологий в управлении сельскохозяйственными угодьями.
7. Какие преимущества дает автоматизация сельскохозяйственной техники?
8. Приведите примеры применения IoT-устройств в точном земледелии.
9. Охарактеризуйте этапы внедрения системы точного земледелия на ферме.
10. Какие экологические выгоды обеспечивает точное земледелие?
Контрольная работа дискуссионных тем для круглого стола
1. Обсудите: «Является ли точное земледелие доступным для малых фермерских хозяйств?»
2. Аргументируйте: «Применение дронов в сельском хозяйстве — преимущество или избыточный риск?»
3. Дебаты: «Точное земледелие — решение продовольственной безопасности или угроза экосистемам?»
4. Обсудите: «Как региональные климатические особенности влияют на эффективность технологий точного земледелия?»
5. Аргументируйте: «Нужны ли государственные субсидии для внедрения точного земледелия?»
6. Дебаты: «Автоматизация сельскохозяйственной техники приведет к безработице или к повышению квалификации аграриев?»
7. Обсудите: «Этические аспекты использования ИИ в анализе данных сельского хозяйства».
8. Аргументируйте: «Зависимость от технологий в сельском хозяйстве — шаг к прогрессу или уязвимость?»
9. Дебаты: «Точное земледелие в условиях глобального потепления: адаптация или миф?»
10. Обсудите: «Какие страны наиболее успешно внедряют точное земледелие и почему?»
Контрольная работа для практических (лабораторных) работ
1. Составьте карту переменной агротехники для поля площадью 50 га на основе предоставленных данных о плодородии почвы.
2. Проанализируйте снимки с дрона и определите участки с признаками стресса у растений.
3. Настройте GPS-навигацию для трактора для выполнения посева с точностью ±2 см.
4. Рассчитайте оптимальную норму внесения удобрений на основе данных почвенного анализа.
5. Создайте отчет по урожайности культуры с использованием ГИС-программы.
6. Протестируйте датчик влажности почвы и сравните показания с данными метеостанции.
7. Смоделируйте сценарий автоматического полива с использованием IoT-датчиков.
8. Выполните калибровку опрыскивателя с учетом данных о плотности посевов.
9. Проанализируйте данные дистанционного зондирования для выявления засоренности поля.
10. Разработайте алгоритм автоматической сортировки урожая на основе данных с сенсоров.
Контрольная работа тестовых заданий
1. Какая технология используется для создания карт урожайности?
a) ГИС
b) GPS
c) RFID
2. Истина или ложь: Точное земледелие требует одинакового подхода ко всем участкам поля.
3. Соответствие:
1. Дроны — a) Сбор данных о влажности
2. Сенсоры — b) Аэрофотосъемка
3. ГИС — c) Анализ пространственных данных
4. Какой из факторов наиболее влияет на точность систем точного земледелия?
a) Цена техники
b) Качество данных
c) Размер поля
5. Истина или ложь: IoT-устройства могут автоматически регулировать полив.
6. Множественный выбор: Преимущества точного земледелия:
a) Снижение затрат
b) Увеличение урожайности
c) Упрощение трудозатрат
7. Соответствие:
1. NDVI — a) Мониторинг состояния растений
2. VRT — b) Переменная норма внесения
8. Какой стандарт используется для передачи данных между сельхозмашинами?
a) ISO 11783
b) IEEE 802.11
9. Истина или ложь: Точное земледелие невозможно без интернета.
10. Множественный выбор: Инструменты анализа данных в точном земледелии:
a) Excel
b) QGIS
c) Farm Management Planner
Контрольная работа разноуровневых задач
1. Базовый уровень : Перечислите три вида датчиков, используемых в точном земледелии.
2. Базовый уровень : Объясните, что такое NDVI.
3. Средний уровень : Рассчитайте экономию средств на удобрения при использовании VRT для поля площадью 20 га.
4. Средний уровень : Сравните эффективность ручного и автоматического сбора данных о состоянии почвы.
5. Сложный уровень : Разработайте стратегию внедрения точного земледелия на ферме с ограниченным бюджетом.
6. Сложный уровень : Проанализируйте данные с нескольких источников (почвенный анализ, снимки дрона, метеоданные) и предложите рекомендации по уходу за посевами.
7. Базовый уровень : Определите, какую информацию можно получить с тепловизора на дроне.
8. Средний уровень : Объясните, как ИИ может оптимизировать севооборот.
9. Сложный уровень : Решите проблему: участок поля показывает низкую урожайность. Предложите диагностику и корректирующие меры.
10. Сложный уровень : Спрогнозируйте изменения в сельском хозяйстве через 10 лет с развитием технологий точного земледелия.
Контрольная работа тем эссе (рефератов)
1. Роль точного земледелия в устойчивом развитии сельского хозяйства.
2. Экономическая целесообразность внедрения технологий точного земледелия в России.
3. Этические аспекты автоматизации сельскохозяйственного производства.
4. Сравнительный анализ технологий точного земледелия в странах ЕС и РФ.
5. Влияние точного земледелия на биоразнообразие почв.
6. Перспективы использования искусственного интеллекта в анализе агроданных.
7. Точное земледелие и продовольственная безопасность: мифы и реальность.
8. Риски кибератак в сельскохозяйственных системах точного земледелия.
9. Роль дронов в мониторинге сельскохозяйственных угодий: преимущества и ограничения.
10. Интеграция блокчейна в цепочки поставок сельскохозяйственной продукции.
Контрольная работа кейс-задач
1. Кейс : Фермер заметил неравномерный рост пшеницы на поле. Какие данные нужно собрать и как проанализировать проблему?
2. Кейс : Бюджет фермы ограничен. Приоритет: снижение затрат на воду. Предложите решение с использованием точного земледелия.
3. Кейс : После применения VRT урожайность не выросла. Определите возможные причины.
4. Кейс : Сбой в работе GPS-навигации трактора. Как минимизировать потери и предотвратить повторение?
5. Кейс : Повышенная засоренность поля. Как использовать дроны и ИИ для решения проблемы?
6. Кейс : Ферма получает противоречивые данные от разных датчиков. Как синхронизировать системы?
7. Кейс : Уровень органического вещества в почве снижается. Предложите стратегию восстановления с точным земледелием.
8. Кейс : Необходимо оптимизировать использование гербицидов. Какие технологии применить?
10. Кейс : Инвестор хочет внедрить точное земледелие. Как обосновать ROI?
Контрольная работа деловой (ролевой) игры
1. Сценарий : Вы — агроном. Убедите фермера внедрить систему VRT, объяснив экономические выгоды.
2. Сценарий : Вы — представитель стартапа. Предложите решение для автоматического мониторинга влажности почвы с ограниченным бюджетом.
3. Сценарий : Вы — инвестор. Оцените риски и выгоды финансирования проекта по внедрению дронов на ферме.
4. Сценарий : Вы — сотрудник Минсельхоза. Разработайте программу поддержки малых фермеров в освоении точного земледелия.
5. Сценарий : Вы — инженер. Объясните фермеру принцип работы GPS-навигации в технике.
6. Сценарий : Вы — эколог. Докажите, что точное земледелие снижает антропогенную нагрузку на природу.
7. Сценарий : Вы — разработчик ПО. Продемонстрируйте преимущества вашего ГИС-приложения для анализа данных.
8. Сценарий : Вы — студент-практикант. Подготовьте презентацию о преимуществах IoT-датчиков для управления поливом.
9. Сценарий : Вы — менеджер по продажам. Продайте систему автоматического сбора урожая фермерскому кооперативу.
10. Сценарий : Вы — консультант. Помогите ферме выбрать между двумя технологиями: дронами и спутниковым мониторингом.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п