учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование теоретических представлений и практических навыков в области агрономии на основе углублённого изучения современного состояния уровня науки, сельского хозяйства.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-6.1.
ИД-1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.
ИД-2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
ИД-2 Не знает и не понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Не знает и не понимает намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Не знает и не понимает критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Не знает и не понимает использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Знает удовлетворительно важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Знает удовлетворительно намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Знает удовлетворительно критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Знает удовлетворительно использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Знает хорошо важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Знает хорошо намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. ИД-4 Знает хорошо критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Знает хорошо использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Знает отлично важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Знает отлично намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Знает отлично критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Знает отлично использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Не умеет планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Не умеет реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Не умеет оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Не умеет демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Умеет удовлетворительно планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Умеет удовлетворительно реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Умеет удовлетворительно оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Умеет удовлетворительно демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Умеет хорошо планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Умеет хорошо реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Умеет хорошо оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Умеет хорошо демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Умеет отлично планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Умеет отлично реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Умеет отлично оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Умеет отлично демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Не владеет навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Не владеет навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Не владеет навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Не владеет навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Владеет удовлетворительно навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Владеет удовлетворительно навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Владеет удовлетворительно навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Владеет удовлетворительно навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Владеет хорошо навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Владеет хорошо навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Владеет хорошо навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Владеет хорошо навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
ИД-2 Владеет отлично навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 Владеет отлично навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 Владеет отлично навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 Владеет отлично навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень тем для реферативных работ
Темы для дискуссии.
Введение в профессиональную деятельность
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Пары, их классификация и роль в севообороте. (УК-6)
2. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги. (УК-6)
3. Основные приемы механической обработки почвы и их задачи. (УК-6)
4. Использование законов земледелия в практике сельского хозяйства. (УК-6)
5. Система земледелия. Составные части системы земледелия. (УК-6)
6. Дать понятие сорных растений, засорителях. (УК-6)
7. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии (УК-6)
8. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка). (УК-6)
9. Химические меры борьбы с сорняками на посевах сельскохозяйственных культур. (УК-6)
10. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)
11. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука. (УК-6)
12. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур. (УК-6)
13. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)
14. Дать классификацию мер борьбы с сорняками. (УК-6)
15. Значение глубины основной обработки почвы для растений. (УК-6)
16. Агрохимические показатели плодородия почвы. (УК-6)
17. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)
18. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)
19. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы. (УК-6)
20. Закон возврата – научная основа воспроизводства почвенного плодородия. (УК-6)
21. Биологические особенности овсюга и меры борьбы с ним. (УК-6)
22. Классификация севооборотов по соотношению групп культур и паров. (УК-6)
23. Пищевой режим почвы и приемы его регулирования. Факторы жизни сельскохозяйственных растений. (УК-6)
24. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. (УК-6)
25. Основные биологические особенности сорняков и меры борьбы с ними (УК-6)
26. Предупредительные меры борьбы с сорняками. (УК-6)
27. Севооборот как средство регулирования и воспроизводство биологических факторов плодородия. (УК-6)
28. Биологические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (УК-6)
29. Агрофизические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (УК-6)
30. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)
31. Плодородие почвы. Виды плодородия. Пути воспроизводства плодородия почв. (УК-6)
32. Комплексные меры борьбы с сорняками. (УК-6)
33. Сидеральные пары, значение, место их в севообороте. (УК-6)
34. Агротехнические меры борьбы с сорными растениями. (УК-6)
35. Приемы основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)
36. Агротехническое значение многолетних трав и место их в севообороте. (УК-6)
37. Оценка сельскохозяйственных культур как предшественников зерновых культур Современные системы земледелия. В чем преимущество зональных систем земледелия. (УК-6)
38. Вред, причиняемый сорняками сельскохозяйственному производству. (УК-6)
39. Методы повышения плодородия и окультуривания почв (биологические, агрофизические, агрохимические). (УК-6)
41. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)
42. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур. (УК-6)
43. Система обработки занятых паров в республике Бурятия. (УК-6)
44. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)
45. Система весенней предпосевной обработки почвы под силосные культуры в различных зонах республики Бурятия. (УК-6)
46. Система обработки сидерального пара в различных зонах Бурятии. (УК-6)
47. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка). (УК-6)
48. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)
49. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)
50. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы. (УК-6)
1. Контрольная работа №1: "Основы профессии агронома"
Вопросы/задания:
Дайте определение профессии агронома. Каковы её основные функции в современном АПК?
Перечислите нормативные документы, регулирующие деятельность агронома в РФ.
Практическое задание: составьте схему взаимосвязи агрономии с другими науками (почвоведение, биотехнологии, экономика).
2. Контрольная работа №2: "Инновационные технологии в агрономии"
Вопросы/задания:
Дайте определение точного земледелия. Какие технологии оно включает?
Опишите преимущества и риски использования ГМО в сельском хозяйстве.
Кейс-задача: предложите инновационное решение для повышения урожайности культуры (на выбор) с учётом экологических ограничений.
3. Контрольная работа №3: "Организация агропроизводства"
Вопросы/задания:
Назовите этапы планирования севооборота. Почему это важно для устойчивого земледелия?
Рассчитайте экономическую эффективность внедрения цифровых технологий (на примере датчиков влажности почвы).
Составьте краткий бизнес-план для стартапа в области органического земледелия.
Контрольной работы дискуссионные темы и вопросы для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Примеры дискуссионных тем и вопросов
1. Генетически модифицированные организмы (ГМО) в сельском хозяйстве
Вопросы для дискуссии:
Должна ли Россия активнее внедрять ГМО-культуры для повышения урожайности?
Этические и экологические риски vs. экономические выгоды.
Может ли органическое земледелие полностью заменить ГМО?
Формат:
Дебаты ("За" vs. "Против" ГМО).
Анализ кейсов (например, опыт США, ЕС, Китая).
2. Точное земледелие: доступность для малых хозяйств
вопросы для дискуссии:
Является ли точное земледееле экономически оправданным для небольших ферм?
Какие технологии (дроны, датчики, ИИ) наиболее перспективны в условиях российского климата?
Государственная поддержка vs. частные инвестиции: кто должен финансировать цифровизацию АПК?
Формат:
Круглый стол с ролевой игрой (фермер, учёный, чиновник, эколог).
3. Устойчивое сельское хозяйство и климатические изменения
Вопросы для дискуссии:
Может ли агрономия стать "углеродно-нейтральной"?
Как балансировать между интенсивным земледелием и сохранением почв?
Стоит ли сокращать использование минеральных удобрений ради экологии?
Формат:
Полемика с экспертами (приглашённые агрономы, экологи).
Групповой мозговой штурм с презентацией решений.
4. Будущее профессии агронома: вызовы XXI века
Вопросы для дискуссии:
Какие навыки станут ключевыми для агронома через 10 лет?
Угрожает ли автоматизация трудоустройству в АПК?
Нужно ли пересматривать систему аграрного образования?
Диспут с элементами форсайт-сессии ("Агрономия-2035").
I. Закрытые вопросы (выбор одного варианта)
Основная функция агронома в современном АПК:
a) Продажа сельхозтехники
b) Планирование и контроль производства растениеводческой продукции
c) Бухгалтерский учёт в фермерских хозяйствах
Какой закон регулирует семеноводство в РФ?
a) ФЗ "О семеноводстве"
b) ФЗ "О защите прав потребителей"
c) ФЗ "О недрах"
Точное земледелие НЕ включает:
a) GPS-навигацию
b) Традиционную вспашку плугом
c) Дозированное внесение удобрений
II. Множественный выбор
Какие технологии относятся к инновационным в агрономии? (Выберите 3 варианта):
Вертикальные фермы
Использование дронов для мониторинга полей
Ручная прополка
Биопрепараты для защиты растений
Экологические проблемы, связанные с интенсивным земледелием:
Деградация почв
Загрязнение водоёмов нитратами
Увеличение биоразнообразия
III. Вопросы на соответствие
Установите соответствие между технологией и её назначением:
| 1. ГИС-системы | A. Анализ данных урожайности |
| 2. Датчики влажности | B. Контроль состояния почвы |
| 3. CRISPR/Cas9 | C. Генная модификация растений |
Ответ: 1-A, 2-B, 3-C
IV. Открытые вопросы
Назовите 3 принципа органического земледелия.
Пример ответа: Отказ от синтетических удобрений, севооборот, использование биопрепаратов.
Рассчитайте экономию воды (в %) при переходе на капельное орошение, если ранее норма была 500 л/м², а стала 300 л/м².
Решение: ((500–300)/500)*100 = 40%
V. Ситуационные задачи
Фермер заметил пятнистость на листьях пшеницы. Какие действия он должен предпринять?
a) Увеличить полив
b) Провести диагностику (лабораторный анализ) и применить фунгициды
c) Игнорировать, так как это сезонное явление
Контрольная работа с разноуровневыми заданиями
1. Задания базового уровня (репродукция знаний)
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
Примеры:
Дайте определение понятию "точное земледелие".
Перечислите основные этапы разработки севооборота.
Назовите 3 нормативных документа, регулирующих агропромышленный комплекс в РФ.
2. Задания повышенного уровня (анализ и применение)
Оценивание: 2–3 балла за решение.
Примеры:
Сравните традиционное и органическое земледелие по критериям:
Урожайность.
Влияние на почву.
Экономическая эффективность.
Рассчитайте экономию удобрений (в кг/га) при переходе на дифференцированное внесение, если:
Старая норма: 200 кг/га.
Проанализируйте график урожайности пшеницы за 5 лет. Выявите тенденцию и предложите причины её изменения.
3. Задания высокого уровня (творческие и проектные)
Оценивание: 4–5 баллов за решение.
Примеры:
Разработайте концепцию "умной фермы" для региона с засушливым климатом.
Какие технологии включите?
Как решите проблему водообеспечения?
Подготовьте аргументированное эссе (200–250 слов) на тему:
"Могут ли роботы полностью заменить агрономов в будущем?"
Кейс-задача:
"Хозяйство столкнулось с падением урожайности из-за истощения почв. Предложите стратегию восстановления с использованием инновационных методов (биотехнологии, сидераты и т.д.)".
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. БГСХА им. В.Р. Филиппова – роль в современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета и структура вуза.
2. Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).
3. Агрономия – профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками.
4. Выдающиеся ученые-агрономы Республики Бурятия и России.
5. Законы научного земледелия, факторы в жизни растений, история развития и классификация систем земледелия.
6. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.
7. Показатели, характеризующие почвенное плодородие, и их оптимальное значение, виды деградации почв.
8. Севообороты, обработка почвы- как организационно-технологическая основа земледелия, способы проектирования систем земледелия для построения оптимальных агроландшафтов;
9. Новые ресурсосберегающие машины и орудия в Республике Бурятия, и машины разработанные кафедрами общего земледелия и сельскохозяйственных машин.
10. Технологические мероприятия по производству, переработке и хранению кормов, выращиваемых на пашне, сенокосах и пастбищах.
11. Основы защиты почв от эрозий и дефляции, рекультивации нарушенных земель.
12. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями в области агрономия.
13. Режимы почв и пути их регулирования.
14. Показатели, характеризующие почвенное плодородие и их оптимальные значения.
15. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.
16. Роль почвенной микрофлоры в жизнедеятельности культурных растений.
17. Простое, искусственное и эффективное воспроизводство плодородия почвы.
18. Почвенный раствор, его состав и динамика.
19. Основные силы позволяющие перемещению воды в почвенной толще и краткая характеристика этих сил.
20. Роль различных видов сельскохозяйственных культур в изменении питательного режима почв.
21. Новые машины и орудия (ресурсосберегающие) в Республике Бурятия.
22. Понятие о сорных растениях, засорителях и их происхождение, вред причиняемый ими.
23. Основные тенденции и направление развития земледелие и растениеводства.
24. Классификация сорняков по способу питания, размножения и продолжительности жизни.
25. Комплексные меры борьбы с сорными растениями.
26. История развития агрономия и агрономических знаний.
27. Агрономическая наука, их значение в формировании специалиста- агронома.
28.Задача научного земледелия и ее методы исследования.
29. Оптимизация землепользования и структуры посевных площадей.
Перечень тем для реферативных работ
1. Агроном - профессия, как специалисты с/х производства
2. Знаменитые ученые агрономы РФ и РБ.
3. Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).
4. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия.
5. Сельскохозяйственные орудии РБ и машины разработанные кафедрами общего земледелия и с/х машин
6. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука.
7. Дать классификацию мер борьбы с сорняками.
8. Принципы построения севооборотов, основные звенья полевых, кормовых севооборотов. Дать схемы.
9. Пары, их классификация и роль в севообороте.
10. Дайте схемы полевых, кормовых севооборотов в степной зоне Бурятии. Обоснование этих севооборотов.
11. Классификация севооборотов по соотношению групп культур и паров.
12. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги.
14. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления ветровой эрозии. Роль стерни и комковатости почвы в предотвращении ветровой эрозии.
15. Классификация гербицидов, дозы, способы и сроки их применения на посевах сельскохозяйственных культур.
16. Основная обработка почвы после пропашных культур и многолетних трав в степной и лесостепной зоны Бурятии.
17. История развития земледелия, вклад ученых нашей страны в ее развитие.
18. Кулисные пары, значение, условия применения кулисных растений, сроки их посева.
19. Дать основные понятия и определения: севооборот, структура пашни, структура посевных площадей, монокультура, бессменные посевы, повторная культура, промежуточная культура.
20. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в сухостепной зоне Бурятии. Обоснование этих схем.
21. Дать понятие сорных растений, засорителях.
22. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии
23. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на каштановых почвах республики Бурятия.
24. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на каштановых почвах республики Бурятия.
25. Агрохимические показатели плодородия почвы.
26. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы.
27. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы.
28. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы.
29. Заон возврата – научная основа воспроизводства почвенного плодородия.
30. Дать понятие периода ротации севооборота и ротационной таблицы. Приведите пример.
31. Презентация рефератов по темам, выводы и предложения по профессии «Агроном»
Темы для дискуссий
1. БГСХА им. В.Р. Филиппова-роль современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета.
2. Образовательный процесс по направлению "Агрономия" (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.
3. Агрономия - профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками. Выдающиеся ученые агрономы Республики Бурятия и России.
4. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и история развития земледелия России и РБ.
5. Законы земледелия, их значение в современный период.
6. Проблемы плодородия почв и пути их решения.
7. Понятие о составе почвы и условия их образования. Факторы жизни растений, управления ими, законы земледелия и использование их в сельском хозяйстве.
8. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.
9. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями в области агрономия.
Контрольная работа в формате деловой (ролевой) игры
1. Сценарий игры: «Совет директоров агрохолдинга»
Тема: Внедрение инновационных технологий в сельхозпредприятии.
Роли и задания для студентов:
Роль Задача Критерии оценки
Генеральный директор Организовать обсуждение, принять итоговое решение. Лидерские качества, аргументированность выбора.
Агроном-технолог Доказать эффективность точного земледелия (дроны, датчики). Научная база, расчёты окупаемости.
Финансовый директор Оценить бюджет проекта и риски. Анализ ROI, альтернативные варианты.
Эколог Обосновать экологическую безопасность/риски предлагаемых технологий. Данные о влиянии на почвы и биоразнообразие.
Фермер (консерватор) Отстаивать традиционные методы, критиковать инновации. Умение находить слабые стороны нововведений.
Исходные данные:
Бюджет: 10 млн руб.
Проблема: Падение урожайности на 15% за 3 года.
Варианты решений:
Внедрение системы мониторинга влажности почвы (5 млн руб.).
Переход на органическое земледелие (3 млн руб.).
Закупка ГМО-семян (2 млн руб.).
Итоговый отчёт:
Презентация решения с обоснованием (10 мин).
Протокол разногласий (если есть).
2. Сценарий игры: «Экспертиза ГМО-проекта»
Тема: Полемика о разрешении выращивания ГМО-культур в регионе.
Глава Россельхознадзора (принимает решение).
Учёный-биотехнолог (подтверждает безопасность).
Представитель органического фермерства (против ГМО).
Экономист (расчёт выгод для региона).
Журналист (готовит репортаж с разных позиций).
Задания:
Подготовить аргументы (научные, экономические, экологические).
Провести публичные дебаты (15 мин).
Выработать компромиссное решение (напр., экспериментальные поля под контролем).
3. Сценарий игры: «Кризисный менеджмент в агробизнесе»
Ситуация: Вспышка заболевания растений (например, фитофтороз картофеля).
Роли:
Главный агроном (разрабатывает план действий).
Лаборант (анализирует образцы, ставит диагноз).
Логист (ищет поставщиков средств защиты).
PR-менеджер (готовит заявление для СМИ).
Фермеры (требуют компенсаций).
Этапы игры:
Экспресс-анализ проблемы (10 мин).
Разработка антикризисного плана (20 мин).
Пресс-конференция (ответы на «острые» вопросы).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п