учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: - познание обучающимися эволюции домашних животных и породообразовательного процесса;
- изучение методик оценки животных по фенотипу и генотипу;
- познание закономерностей роста и развития животных;
- освоение теории и практики отбора и подбора;
- изучение методов разведения животных;
- освоение организации селекционно-племенной работы в животноводстве, направленной на повышение продуктивности и племенных качеств животных, устойчивости к стрессам и заболеваниям, пригодности к условиям прогрессивных технологий, автоматизации и компьютеризации производства.
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
Знать: как осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области животноводства, основные породы, виды продуктивности животных, теорию и практику отбора и подбора в животноводстве, методы разведения, методы учета продуктивности, организацию селекционно-племенной работы с породой, линиями и семействами. Основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы решения общепрофессиональных задач.
Уметь: проводить зоотехническую оценку животных по фенотипу и генотипу, управлять продуктивными, спортивными и декоративными животными, организовать селекционно-племенную работу, составлять генеалогическую структуру стада, вычислять селекционно-генетические параметры. Обосновывать использование приборно-инструментальной базы при решении общепрофессиональных задач.
Владеть: методами оценки конституции и экстерьера, учета роста и развития, учета продуктивности животных, навыками работы с зоотехнической и племенной документацией, проведения мероприятий по увеличению различных производственных показателей животноводства. Навыками использования в профессиональной деятельности современных технологий и методов решения общепрофессиональных задач.
, однако допускает некоторые неточности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка задания
Проверка задания
Чистопородное разведение
(с использованием ИАС «СЕЛЭКС» - Мясной скот. Племенной учет в хозяйствах.
Тестирование
Разведение животных : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 36.03.02 «Зоотехния» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Б. Д. Насатуев, М. Р. Башкуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 59 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2050
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень экзаменационных вопросов
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Комплект ситуационных задач
Темы дискуссии
Темы мастер-классов
Темы деловой игры
Разведение животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Происхождение домашних животных (ОПК-4)
2. Дикие предки и сородичи домашних животных (ОПК-4)
3.Место домашних и сельскохозяйственных животных в зоологической системе (ОПК-)
4.Особенности роста и развития у различных видов животных (ОПК-4)
5. Закономерности индивидуального развития животных (ОПК-4)
6.Факторы, влияющие на индивидуальное развитие животных (ОПК-4)
7. Породы и их роль в племенном деле (ОПК-4)
8. Структура породы (ОПК-4)
9 .Основные особенности породы (ОПК-4)
10. Классификация пород сельскохозяйственных животных (ОПК-4)
12. Основные пороки и недостатки с.-х. животных (ОПК-4)
13..Особенности роста и развития у различных видов животных (ОПК-4)
14. Закономерности индивидуального развития животных (ОПК-4)
15. Факторы, влияющие на индивидуальное развитие животных (ОПК-4)
16. Процессы, протекающие в организме в течение онтогенеза (ОПК-4)
17. Методы оценки экстерьера с.-х. животных (ОПК-4)
18. Способы мечения коров, свиней, овец, лошадей (ОПК-4)
19. Техника взятия промеров. Основные промеры коров, свиней, овец (ОПК-4)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Происхождение домашних животных (ОПК-4)
2. Дикие предки и сородичи домашних животных (ОПК-4)
3.Место домашних и сельскохозяйственных животных в зоологической системе (ОПК-)
4.Особенности роста и развития у различных видов животных (ОПК-4)
5. Закономерности индивидуального развития животных (ОПК-4)
6.Факторы, влияющие на индивидуальное развитие животных (ОПК-4)
7. Породы и их роль в племенном деле (ОПК-4)
8. Структура породы (ОПК-4)
9 .Основные особенности породы (ОПК-4)
10. Классификация пород сельскохозяйственных животных (ОПК-4)
11. Оценка коров молочно-мясных пород по экстерьеру и конституции (ОПК-4)
12. Основные пороки и недостатки с.-х. животных (ОПК-4)
13..Особенности роста и развития у различных видов животных (ОПК-4)
14. Закономерности индивидуального развития животных (ОПК-4)
15. Факторы, влияющие на индивидуальное развитие животных (ОПК-4)
16. Процессы, протекающие в организме в течение онтогенеза (ОПК-4)
17. Бонитировка коров (ОПК-4)
18. Бонитировка свиней (ОПК-4)
19. Биологическая сущность родственного спаривания (ОПК-4)
20. Методы скрещивания. Цели и задачи (ОПК-4)
21. Биологическая сущность межпородного скрещивания (ОПК-4)
22. Методы оценки быков по качеству потомства (ОПК-4)
23. Методы оценки экстерьера с.-х. животных (ОПК-4)
24. Отбор животных по технологическим признакам (ОПК-4)
25. Родословная животных, ее формы и значение (ОПК-4)
26. Оценка животных по родословной (ОПК-4)
27. Формы и методы подбора животных (ОПК-4)
28. Гомогенный и гетерогенный подбор (ОПК-4)
29. Способы мечения коров, свиней, овец, лошадей (ОПК-4)
30. Организация подбора (ОПК-4)
31 Техника взятия промеров. Основные промеры коров, свиней, овец (ОПК-4)
32.Свойства сельскохозяйственных животных, определяющие их продуктивность (ОПК-4)
33.Основные виды продуктивности сельскохозяйственных животных (ОПК-4)
34.Оценка и отбор сельскохозяйственных животных по продуктивности (ОПК-4)
Примечание. В оценочные материалы входят только вопросы к экзамену. Комплект экзаменационных билетов хранится в отдельной папке согласно номенклатуре на кафедре и не выставляется в открытом доступе.
Экзаменационные билеты оформляются по следующей форме (образец):
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
имени В.Р. Филиппова»
Заведующий кафедрой «Разведение и кормление
сельскохозяйственных животных» ____________/_____________________
(наименование кафедры) (подпись) (ФИО)
Дисциплина Разведение животных
Экзаменационный билет № 1
Вопросы:
1. Происхождение домашних животных (ОПК-4)
2. Оценка коров молочно-мясных пород по экстерьеру и конституции. (ОПК-4)
3. Формы и методы подбора животных. (ОПК-4)
Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Закономерности роста и развития животных
2. Факторы, влияющие на формирование конституции животных
3. Оценка генотипа животных по качеству потомства
4. Племенное и пользовательное животноводство
5. Основные методические требования при отборе по фенотипу (экстерьер, конституция, продуктивность)
6. Интерьер с\х животных, его значение и методы изучения
7. Роль наследственности и внешних факторов в росте и развитии организма
8. Биологические особенности и значение родственного спаривания в племенной работе
9. Изменение животных в домашних условиях (доместикационные признаки)
10. Методы и основные правила оценки производителей по качеству потомства
11. Подбор гомогенный и гетерогенный, их биологические особенности и значение
12. Связь конституции животных с их хозяйственной ценностью
13. Учение (понятие) о породе. Структура породы
14. Советы по породам и их задачи
15. Естественный и искусственный отбор и их взаимосвязь
16. Оценка генотипа животных по происхождению (генотипу)
17. Факторы, влияющие на эффективность отбора
18. Значение иммуногенетики для уточнения происхождения животных
19. Факторы породообразования и пути совершенствования пород
20. Отбор и подбор как основные и неразрывные элементы селекционной работы
21. Племенной подбор, его творческая роль и значение в племенной работе
22. Генетические особенности и значение скрещивания с\х животных
23. Разведение по линиям и совершенствование по семействам
24. Значение целенаправленного воспитания молодняка для формирования конституциональных и продуктивных качеств животных
25. Особенности племенной работы в промышленных животноводческих комплексах
26. Воспроизводительное скрещивание и его значение в животноводстве
27. Промышленное скрещивание и его значение в животноводстве
28. Переменное скрещивание, его схема и значение в животноводстве
29. Вводное скрещивание и его значение в животноводстве
30. Поглотительное скрещивание животных
31. Акклиматизация пород. Суть явления перерождения и вырождения
32. Принципы районирования пород с\х животных
33. Основные требования, предъявляемые к конституции и экстерьеру племенных животных
34. План племенной работы со стадом
35. Чистопородное разведение, его генеалогические основы и значение в животноводстве
36. Сочетаемость и кросс линий
37. Гибридизация животных
Комплект ситуационных задач
Тема: Отбор и подбор сельскохозяйственных животных
Задача 1
В стаде крупного рогатого скота 73% животных IV поколения, 15% - III поколения, остальные – II поколения. Какой метод разведения целесообразен в данной ситуации?
Решение: при скрещивании животных IV поколения с чистопородными производителями улучшающей породы, следующее, пятое поколение считается чистопородным. Поскольку животных IV поколения в стаде большинство, для того чтобы стадо стало чистопородным, следует применять поглотительное скрещивание с улучшающей породой.
Задача 2
Определить селекционный дифференциал и эффективность селекции за год в стаде коров при удое в среднем по стаду 4200 кг, а в селекционной группе 5500 кг.
Решение: селекционный дифференциал Sd рассчитывается как разность между продуктивностью селекционной группы и средней продуктивностью по стаду: Sd = 5500 – 4200 =1300.
Селекционный эффект рассчитывается по формуле: SE = Sd × h2 /t h2
– коэффициент наследуемости, по удою в среднем 0,3;
t – интервал между поколениями, в среднем 4 года.
Поэтому SE = 1300 × 0,3 /4 = 97,5кг
Задача 3
В конном заводе стоят два жеребца. Один – рекордист по резвости, за него заплатили очень дорого, но он имеет индекс препотентности 0,2. Другой – классный жеребец, но значительно уступает по резвости первому. Однако, его индекс препотентности 0,8. Как Вы рекомендуете использовать обоих производителей в племенном разведении.
Решение: Препотентность – способность стойко передавать свои качества потомству. О препотентности судят по
Тема: Учение о породе и методы разведения сельскохозяйственных животных
Задача 4
В племенном репродукторе на протяжении 20 лет проводится поглотительное скрещивание симментальских коров с быками красно-пестрой голштинской породы. В результате скрещивания кровность коров по красно-пестрой голштинской породе составляет более 75%. В Программе по совершенствованию палево-пестрых пород отмечено, что к симментальской породе относятся животные имеющие кровность не более 50 % по улучшающей породе. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 5
В племенном репродукторе на протяжении 10 лет проводится поглотительное скрещивание свиноматок крупной белой породы с хряками породы ландрас. В результате скрещивания многоплодие свиноматок снизилось до 8,5 поросенка. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 6
В племенном репродукторе по разведению лошадей русской тяжеловозной породы администрацией хозяйства было решено провести вводное скрещивание кобыл с жеребцами торийской породы. В каких случаях возможно проведение скрещивания?
Задача 7
В племенном репродукторе телка черно-пестрой породы с живой массой 320 кг в возрасте 14 месяцев пришла в охоту. Надо ли еѐ осеменять?
Задача 8
При переводе коров на летнее пастбищное содержание снизилось содержание жира в молоке с 3,9 до 3,5 %. Что надо сделать для повышения содержания жира в молоке?
Задача 9
В племенном заводе по разведению черно-пестрого скота наблюдается низкая продолжительность использования коров, в среднем по стаду 2,9 отела. Такая низкая продолжительность использования коров экономически не выгодна для хозяйства. Как повысить продолжительность использования коров в хозяйстве?
Задача 10
На свиноводческой ферме имеется 200 основных свиноматок. Сколько необходимо иметь основных хряков при естественной случке?
Задача 11
В племенном репродукторе свинка крупной белой породы с живой массой 85 кг в возрасте 6 месяцев пришла в охоту. Надо ли еѐ осеменять?
Задача 12
В племенном заводе по разведению свиней крупной белой породы наблюдается низкая живая масса поросят при рождении 0,6-0,8 кг, а также высокий отход молодняка. Как повысить крупноплодность поросят и снизить падеж молодняка?
Решение: Крупноплодностью называют массу гнезда, а также массу поросенка, который он имеет при рождении. Как правило один поросенок при рождении весит порядка 1,2 кг. Крупноплодность во многом зависит от условий кормления и содержания свиноматок в период супоросности. Из практики свиноводства известно, что более крупные при рождении поросята лучше растут и развиваются, чем мелкие. Крупноплодность имеет низкую наследственную обусловленность: h2= 0,01-0,14. Значение массы поросят при рождении определяется их выживаемостью и скоростью роста в последующем. Представляет собой наследственно обусловленный признак, имеющий породные различия, зависящий также от многих факторов внутриутробного развития, среди которых большую роль играют условия кормления маток в супоросный период. Недостаток протеина в кормлении супоросных маток не только отрицательно сказывается на живой массе при рождении и выживаемости поросят, но и постоянно проявляется на показателях их роста в последующем.
Темы мастер-классов
1. Измерительные инструменты и принципы измерения сельскохозяйственных животных
2. Учет роста и развития животных
3. Оценка сельскохозяйственных животных по мясной продуктивности. Оценка производственных и племенных качеств свиней.
Темы деловой игры
1. Отбор сельскохозяйственных животных
2. Составление схем различных видов скрещивания и гибридизации, расчет кровности
3. Особенности племенной работы в современных условиях
Комплект тестовых заданий
Раздел 1 . Некоторые биологические основы разведения сельскохозяйственных животных
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Назовите очаги места одомашнивания животных
Варианты ответов:
1. + китайский малый, индийский, юго- западно- азиатский, средиземноморский, андийский, африканский
2. - американский, европейский, азиатский, австралийский, германский.
3. - монгольский, африканский, канадский.
4. - монгольский, азиатский,
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Причины приручения и одомашнивания животных
Варианты ответов:
1. - похолодание климата, появление частной собственности
2. - потребность в продукции домашних животных
3. + истощение охотничьих угодий, увеличение населения
4. - разнообразие диких животных
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Дикий предок крупного рогатого скота
Варианты ответов:
1. - бизон, зубр,
2. + тур.
3. - архар, аргали, муфлон.
4. - як монгольский, зебу
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Дикий предок овец
Варианты ответов:
1. + архар, аргали, муфлон.
2. - зубр, бизон, тур.
3. - тарпан, осел, зебр-
4. - тур, осел,
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Чем отличаются домашние животные от прирученных
Варианты ответов:
1. - только вырваны от природы
2. - смолоду попадают в подчинение человеку
3. + вложен труд многих поколений людей
4. - нет правильного ответа
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Назовите причины доместикационных изменений.
Варианты ответов:
1. - применение естественного отбора
2. + применение искусственного отбора
3. - применение подбора
4. - применение отбора и подбора
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Порода это…
Варианты ответов:
1. + целостная группа животных одного вида, созданная трудом человека в определенных социально- экономических условиях, имеющая общую историю развития и происхождения, общность к требованиям технологии производства и природным условиям и отличающаяся от других пород характерными признаками продуктивности, типом телосложения и стойко передающая свои качества потомству
2. - ценная группа племенных животных, происходящая от определенного выдающего родоначальника
3. - группа животных обладающая определенными качествами и стойко передающая их по наследству
4. - группа диких и домашних животных
Какие существуют виды классификации пород?
Варианты ответов:
1. - По направлению продуктивности и по месту происхождения
2. - По классам, по количеству труда, затраченного на их выведение, по направлению продуктивности и по месту происхождения
3. + По количеству труда, затраченного на их выведение, по направлению продуктивности и по месту происхождения
4. - По группам по количеству труда затраченного на их выведение по направлению продуктивности
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Определение конституции животных по - Ф. Красоте
Варианты ответов:
1. - конституция это характерное соотношение в развитии органов и тканей
2. - конституция это совокупность биологических и хозяйственных свойств и признаков, характеризующих животное как единое целое
3. + конституция это общее телосложение организма, обусловленное анатомо- физиологическими особенностями строения, наследственными факторами и выражающееся в характере продуктивности животного и его реагировании на влияние факторов внешней среды
4. - конституция это особенность телосложения
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
Классификация типов конституции по П.Н. Кулешову.
Варианты ответов:
1. - дыхательный, пищеварительный и переходный
2. + грубый, нежный, плотный, рыхлый
3. - крепкий, мягкий, твердый
4. - дыхательный, мускульный
Раздел 2 Рост, развитие и продуктивность сельскохозяйственных животных
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Что такое онтогенез?
Варианты ответов:
1. + Индивидуальное развитие животных?
2. - История развития рода
3. - Эмбриональное развитие
4. - Постэмбриональное развитие
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
На какие периоды делится онтогенез?
Варианты ответов:
1. - Эмбриональный, постэмбриональный, физиологической зрелости
2. - Предплодный, эмбриональный, постэмбриональный
3. + Эмбриональный, постэмбриональный
4. - Эмбриональный
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
На какие фазы делится постэмбриональный период?
Варианты ответов:
1. - Плодная, новорожденности, молочного питания, наступления половой зрелости, физиологической зрелости
2. + Новорожденности, молочного питания, наступления половой зрелости, физиологической зрелости, старения организма
3. - Молочного питания, наступления половой зрелости, физиологической зрелости, старения организма
4. - Наступление половой зрелости, старение оранизма
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Назовите факторы влияющие на рост и развитие животных?
Варианты ответов:
1. + Наследственные факторы, влияние эндокринной системы, факторы внешней среды
2. - Наследственные факторы, факторы внешней среды
3. - Генотип родителей
4. - Фенотип родителей
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что понимается под ростом?
Варианты ответов:
1. - процесс усложнения структуры организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей
2. - качественное изменение организма
4. - качественное и количественное изменение организма
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Что понимается под развитием?
Варианты ответов:
1. - процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящей за счет накопления в нем активных белковых веществ
2. + процесс усложнения структуры организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей
3. - количественное изменение организма
4. - качественное изменение организма
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Что такое дифференцировка?
Варианты ответов:
1. - разрастание ткани путем новообразования
2. + это возникновение в процессе развития организма биохимических, морфологических и функциональных различий между клетками, тканями и органами
3. - расстройство питания органов и тканей
4. - процесс роста и развития
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Что такое явление «чистого роста»?
Варианты ответов:
1. - отложение резервных веществ
2. - набухание вследствие простого всасыванию воды
3. + деление клеток, сопровождающееся дорастанием дочерних клеток до размеров материнских
4. - нет правильного ответа
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Что такое регенерация?
Варианты ответов:
1. + это процесс вторичного роста органов или тканей, вызванный в организме различного рода повреждениями
2. - это процесс разрастания ткани путем новообразования
3. - это качественное изменение организма
4. - это количественное изменения организма
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
Какие существуют методы изучения роста?
Варианты ответов:
1. - определением молочной продуктивности самок всех видов, учета мясной продуктивности
2. + определением веса, линейных промеров, объемных показателей
3. - определением живой массы, физиологического состояния, химических показателей
4. - определение живой массы, химических показателей
Раздел 3 Отбор и подбор сельскохозяйственных животных
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Целеустремленная система воздействия на индивидуальное развитие животного различных факторов, применяемых в определенные периоды жизни с целью формирования у него желательных признаков и свойств, заложенных в генотипе называется…
Варианты ответов:
1. - чистопородным разведением
2. + направленным выращиванием
3. - отбором
4. - подбором
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Что понимается под отбором?
Варианты ответов:
1. + сохранение более приспособленных к определенным жизненным условиям и технологиям производства или выбор человеком наиболее удовлетворяющих его требованиям особей и устранение самой природой или человеком менее приспособленных, худших экземпляров
2. - составление родительских пар для получения потомства с определенными качествами
3. - способность животного рано достигать нужной степени развития
4. - сохранение худших экземпляров
Формы отбора по Ч Дарвину.
Варианты ответов:
1. - движущийся, стабилизирующийся, дестабилизирующийся
2. - массовый, семейный, групповой
3. + естественный и искусственный
4. - семейный, индивииудальный
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
На основе каких документов вычисляют коэффициент генетического сходства?
Варианты ответов:
1. - бонитировочной ведомости
2. + родословной животного
3. - журнала учета молодняка
4. - журнала учета выращиваний
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Какие формы родословных Вы знаете?
Варианты ответов:
1. + обычные простые, структурные, цепные
2. - линейные, простые
3. - групповые, индивидуальные
4. - индивидуальные, простые
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Разность между средним значением признака у отобранной группы (плем. ядро) и средним значением его в популяции (стаде) называется…
Варианты ответов:
1. - наследуемостью
2. + селекционным дифференциалом
3. - коэффициентом инбридинга
4. - нет правильного ответа
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Интервал между поколениями у крупного рогатого скота составляет…
Варианты ответов:
1. - 8- 10 лет
2. + 4 -4,5 года
3. - 1- 2 года
4. - 6-7
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Что такое сибсы?
Варианты ответов:
1. - полубрат, полусестра
2. - животные полученные путем инбридинга
3. + полные братья и сестры
4. - животные полученные путем аутбридинга
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Методы оценки производителя по качеству потомства
Варианты ответов:
1. + сравнение продуктивности дочерей производителя с продуктивностью их матерей, сравнение дочерей производителя с дочерьми другого или других производителей, сравнение дочерей производителя с их сверстницами
2. - сравнение дочерей производителя с их сестрами
3. - сравнение сыновей производителя с их сестрами
4. - сравнение сыновей производителя с их братьями
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
Определение племенной ценности животных путем оценки по комплексу признаков и назначение для дальнейшего использования называется…
Варианты ответов:
1. + бонитировкой
2. - оценкой по происхождению
3. - оценкой по качеству потомства
4. - оценкой быков-производителей
Раздел 4 Учение о породе и методы разведения сельскохозяйственных животных
Что понимают под методами разведения с.- х. животных?
Варианты ответов:
1. - система отбора животных
2. - система выбраковки животных
3. + система подбора сельскохозяйственных животных с учетом родственных отношений
4. - система выранжировки животных
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Назовите методы разведения сельскохозяйственных животных
Варианты ответов:
1. - освежение крови, спаривание неродственных линий
2. + Чистопородное, скрещивание, гибридизация
3. - аутбридинг, топбридинг
4. - гибридизация
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под чистопородным разведением?
Варианты ответов:
1. +система спаривания животных принадлежащих одной породе
2. - система спаривания животных принадлежащих разным породам
3. - спаривание животных разных видов
4. - гибридизация
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Что такое линии?
Варианты ответов:
1. + группа самцов происходящая от одного выдающегося производителя
2. - группа самок происходящая от выдающейся самки
3. - группа самок происходящая от одного производителя
4. - группа самцов неизвестного происхождения
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что такое семейство?
Варианты ответов:
1. - Это качественно своеобразная группа животных в пределах породы, происходящая от одного выделяющегося производителя
2. + Это группа, состоящая из нескольких поколений женского потомства лучших по племенным продуктивным качествам маток- родоначальниц
3. - Стадо коров одной породы
4. - Стадо быков-производителей одной породы
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Что составляет структуру породы?
Варианты ответов:
1. - Стадо, отродье, породная группа, линия, семейство
2. + Отродье, породная группа, внутрипородный тип, линия, семейство, завод
3. - Стадо, отродье, породная группа, линия, семейство, завод
4. - Стадо, семейство, завод
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Назовите методы скрещивания сельскохозяйственных животных?
Варианты ответов:
1. - Заводское, чистопородное, переменное, воспроизводительное
2. +Промышленное, переменное, вводное, поглотительное, воспроизводительное
3. - Заводское, переменное, поглотительное, вводное, воспроизводительное
4. - заводское , чистопородное , переменное
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под скрещиванием животных?
Варианты ответов:
1. - спаривание животных одной породы между собой
2. - спаривание животных разных видов
3. + спаривание животных принадлежащих разным породам
4. - спаривание животных между сабой
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Каким видом скрещивания можно исправить недостатки породы?
1. - поглотительным
2. + вводным
3. - промышленным
4. - воспроизводительным
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
В основном, каким видом скрещивания создают новые породы сельскохозяйственных животных?
Варианты ответов:
1. - поглотительным
2. - вводным
3. + воспроизводительным
4. - промышленным
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п