2024-2025_b380302_oz_3_plx_plx_Экономическая теория
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

  Экономический факультет

 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Экономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Баниева М.А.
 
 
 
 
подпись
 
 
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Менеджмент

уч. ст., уч. зв.
Суворова А.В.
 
 
 
подпись
 
«01» января 2025 г.
 
«01» января 2025 г.
к.ист.н., доцент  
к.ист.н., доцент  
 
Рабочая программа 
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства

Дисциплины (модуля)
Б1.О.10 Экономическая теория
 
Экономика и организация АПК
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очно-заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподавание дисциплины кафедра
 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1, 2

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
16
18
34
Практические занятия
16
18
34
Контактная работа
32
36
68
Сам. работа
40
63
103
Итого
72
144
216
 
Программу составил(и):
 
к.и.н, Шадонова Татьяна Михайловна
 
 
 
 
Экономическая теория
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970);
 
b380302_oz_3.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 01.01.1754 протокол № 
 
Протокол №   от

Зав. кафедрой Суворова А.В.

Менеджмент
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии   Экономический факультет
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии   Экономический факультет от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Шобдоева Н.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области экономики, базирующихся на методологических принципах исследования процессов и явлений экономической жизни общества, изучение способов и средств решения задач хозяйственной практики, соответствующих конкретному состоянию экономической системы

Задачи: - теоретическое освоение обучающимися современных экономических концепций и теорий по проблемам развития микро-, макроэкономических систем;

- приобретение экономических знаний для анализа экономических процессов и конкретных ситуаций, выявления проблем экономического характера в профессиональной сфере деятельности;

- использование экономических знаний в профессиональной деятельности для решения задач с помощью стандартных экономических методов.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Региональная социально-экономическая политика 
1
6 семестр
 
Управление инфраструктурой и ресурсами сельских территорий 
2
5 семестр
 
Региональное управление и территориальное планирование 
3
5 семестр
 
Государственные и муниципальные финансы 
4
3 семестр
 
Финансовые механизмы государственных и муниципальных закупок 
5
7 семестр
 
Инвестиционный менеджмент 
6
4 семестр
 
Экономический анализ хозяйственной деятельности 
7
6 семестр
 
Теория организации 
8
5 семестр
 
Экономика АПК 
9
3 семестр
 
Организационное поведение 
10
6 семестр
 
Основы финансовой грамотности 
11
3 семестр
 
Методы принятия управленческих решений 
12
9 семестр
 
Управление государственной и муниципальной собственностью 
13
9 семестр
 
Бизнес-планирование 
14
7 семестр
 
Производственная практика 
15
6 семестр
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 
16
6 семестр
 
Производственная практика 
17
8 семестр
 
Преддипломная практика 
18
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
19
9 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;

ИД-1УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной   

цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение.

ИД-2УК-2.2  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы

и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения.

ИД-1УК-9.1. Анализирует и принимает обоснованные экономические решения

ИД-2УК-9.2.   Демонстрирует   финансовую   грамотность   при   решении   задач   в профессиональной деятельности

ИД-1ОПК-2.1.

Осуществляет построение и учет границы производственных возможностей работ в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

ИД-2ОПК-2.2.

Осуществляет правильное восприятие понятия структуры и функций социальных ограничений и учитывает их в профессиональной деятельности

 
Знать и понимать  термины, основные понятия, подходы, модели экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; корректную постановку профессиональных задач, категориальный аппарат экономической, организационной и управленческой теории; инструментарий экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач причинно-следственные связи и оптимизацию деятельности объекта управления.:
 
не знает и не понимает базовые категории экономики, базовые знания экономики в сфере

сельскохозяйственного производства

Уровень 1 
 
знает и понимает удовлетворительно базовые категории экономики, базовые знания экономики в сфере

сельскохозяйственного производства

Уровень 2 
 
знает и понимает хорошо  базовые категории экономики, базовые знания экономики в сфере

сельскохозяйственного производства

Уровень 3 
 
знает и понимает в полном объеме базовые категории экономики, базовые знания экономики в сфере

сельскохозяйственного производства

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять  термины, основные понятия, подходы, модели экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; ставить профессиональные задачи, использовать  категориальный аппарат экономической, организационной и управленческой теорий; использовать инструментарий экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач выявлять  причинно-следственные связи и оптимизировать деятельность объекта управления.:
 
не умеет  принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Уровень 1 
 
умеет удовлетворительно   принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Уровень 2 
 
умеет  хорошо   принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Уровень 3 
 
умеет в полном объеме   принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) терминами, основными понятиями, подходами, моделями экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; корректной постановкой профессиональных задач, категориальным аппаратом экономической, организационной и управленческой теорий; инструментарием экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач выявлять причинно-следственные связи и оптимизировать деятельность объекта управления.:
 
не владеет способностью

принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Уровень 1 
 
владеет удовлетворительно  способностью

принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Уровень 2 
 
владеет хорошо  способностью

принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Уровень 3 
 
владеет в полном объеме  способностью

принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;;

ИД-1УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной   

цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение.

ИД-2УК-2.2  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы

и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения.

ИД-1УК-9.1. Анализирует и принимает обоснованные экономические решения

ИД-2УК-9.2.   Демонстрирует   финансовую   грамотность   при   решении   задач   в профессиональной деятельности

ИД-1ОПК-2.1.

Осуществляет построение и учет границы производственных возможностей работ в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

ИД-2ОПК-2.2.

Осуществляет правильное восприятие понятия структуры и функций социальных ограничений и учитывает их в профессиональной деятельности

 
Знать и понимать  термины, основные понятия, подходы, модели экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; корректную постановку профессиональных задач, категориальный аппарат экономической, организационной и управленческой теории; инструментарий экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач причинно-следственные связи и оптимизацию деятельности объекта управления.:
 
не знает и не понимает

базовые категории экономической теории, модель границы производственных возможностей

Уровень 1 
 
знает и понимает удовлетворительно базовые категории экономической теории, модель границы производственных возможностей

Уровень 2 
 
знает и понимает хорошо  

базовые категории экономической теории, модель границы производственных возможностей

Уровень 3 
 
знает и понимает в полном объеме

базовые категории экономической теории, модель границы производственных возможностей

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять  термины, основные понятия, подходы, модели экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; ставить профессиональные задачи, использовать  категориальный аппарат экономической, организационной и управленческой теорий; использовать инструментарий экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач выявлять  причинно-следственные связи и оптимизировать деятельность объекта управления.:
 
не умеет использовать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 1 
 
умеет использовать удовлетворительно  

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 2 
 
умеет использовать хорошо  

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 3 
 
умеет в полном объеме  использовать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) терминами, основными понятиями, подходами, моделями экономической, организационной и управленческой теорий в контексте решения задач управленческой деятельности; корректной постановкой профессиональных задач, категориальным аппаратом экономической, организационной и управленческой теорий; инструментарием экономико-математического моделирования для постановки и решения типовых задач выявлять причинно-следственные связи и оптимизировать деятельность объекта управления.:
 
не владеет

способностью демонстрировать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 1 
 
владеет удовлетворительно  способностью демонстрировать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 2 
 
владеет хорошо  способностью демонстрировать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 3 
 
владеет в полном объеме  способностью демонстрировать

базовые знания экономической теории,  модель границы производственных возможностей  в профессиональной деятельности на основе анализа экономических и экологических ограничений

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Введение в экономическую теорию
 
1.1
Предмет и методы экономической теории

2
2
устный опрос
Лек
 
1.2
Предмет и методы экономической теории

2
2
контрольные

вопросы

Пр
 
1.3
Основы общественного производства
2
2
устный опрос
Лек
 
1.4
Основы рыночной экономики. Спрос, предложение и равновесие рынка.
2
2
тестирование
Лек
 
1.5
Теория производства и издержки
2
2
контрольные вопросы
Лек
 
1.6
Основы рыночной экономики. Спрос, предложение и равновесие рынка.

2
2
тестирование
Пр
 
1.7
Теория производства и издержки
2
2
кейс-задания
Пр
 
1.8
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.
2
2
устный опрос
Лек
 
1.9
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.
2
2
контрольные задания
Пр
 
1.10
Национальная экономика: цели и результаты развития. Система национальных счетов
2
2
контрольные вопросы
Лек
 
1.11
Национальная экономика: цели и результаты развития. Система национальных счетов
2
2
кейс-задания
Пр
 
1.12
Макроэкономическая нестабильность. Цикличность развития рыночной экономики
2
2
тестирование
Лек
 
1.13
Макроэкономическая нестабильность. Цикличность развития рыночной экономики
2
4
контрольные вопросы
Пр
 
1.14
Механизмы государственного регулирования экономики. Финансовая политика. Денежно-кредитная политика.
2
4
контрольные вопросы
Пр
 
1.15
Механизмы государственного регулирования экономики. Финансовая политика. Денежно-кредитная политика.
2
4
устный опрос
Лек
 
1.16
Предмет и методы экономической теории
2
10
устный опрос
Ср
 
1.17
Основы общественного производства
2
6
контрольные вопросы
Ср
 
1.18
Основы рыночной экономики. Спрос, предложение и равновесие рынка
2
11
тестирование
Ср
 
1.19
Теория производства и издержки
2
12
тестирование
Ср
 
1.20
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.
2
12
тестирование
Ср
 
1.21
Национальная экономика: цели и результаты развития. Система национальных счетов
2
12
устный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Чепурина М.Н., Кисилева Е.А. Курс экономической теории:учебник. Рек. Мин. образования РФ в кач-ве учебника для студ-в вузов по эконом. спец.. - Киров: АСА, 2011. - 880
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Журавлева Г.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2013. - 207 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=212338 
Л2.1
 
Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю. А. Экономическая теория. Микроэкономика [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 440 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=356224 
Л2.2
 
Журавлева Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 920 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=432285 
Л2.3
 
Носова С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение:Доп. УМО по образованию в кач-ве учебного пособия для студ-в вузов. - М: КНОРУС, 2009. - 256
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Шобдоева Н. В., Шадонова Т. М. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2024. - 112 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/442034 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
451
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (Кабинет финансов, денежного обращения и кредитов) (Кабинет экономической теории) (451)
96 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, персональный компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, видеостена. 1 стенд. Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
457
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет финансов, денежного обращения и кредитов) (457)
52 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска 3 доска учебная, компьютер ( «Снежный барс» AthlonIIX2 250 +клав. +мышь +сет.фильтр) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС - 7 шт., мультимедийный проектор, проекционный экран, 1 стенд. Список ПО на компьютерах: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE Программный комплекс «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» Версия 1 (на 6 пользователей) "Альт-Инвест Сумм" версия 9 (на 6 пользователей)
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Экономическая теория: методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. А. Е. Протасов. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 48 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1044

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
3. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиональная переподготовка
1
2
3
 
Шадонова Татьяна Михайловна
доцент
к.и.ндоцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,

 
осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
1. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) являются обязательным обособленным приложением к Рабочей программе дисциплины (модуля) и представлены в виде оценочных средств.

2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).

3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).

4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:

- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).

- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;

- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;

5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).

ВВЕДЕНИЕ
 
Комплект заданий для практических работ

Шкала оценивания

Критерии оценки практических работ

Кейс-задачи

Шкала оценивания

Критерии оценки кейс-задач

Комплект заданий для деловой игры «Рынок монополистической конкуренции»

Шкала оценивания

Критерии оценки деловой игры

Комплект тестовых заданий

Шкала оценивания

Критерии оценки тестовых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Нормативная база проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам изучения дисциплины:

Экономическая теория

Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
1) действующее «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА»
Основные характеристикипромежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины (модуля)

1
2
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
Форма промежуточной аттестации -   

Экзамен
Место экзамена в графике учебного процесса:  

1) подготовка к экзамену и сдача экзамена осуществляется за счёт учебного времени (трудоёмкости), отведённого на экзаменационную сессию для обучающихся, сроки которой устанавливаются приказом по академии
Форма экзамена - 
2) дата, время и место проведения экзамена определяется графиком сдачи экзаменов, утверждаемым деканом факультета (директором института)
Процедура проведения экзамена -
(Письменный, устный)
Экзаменационная программа по учебной дисциплине:
представлена в оценочных материалах по дисциплине
1) представлена в оценочных материалах по дисциплине

2) охватывает все разделы дисциплины

1
2
Основные характеристики промежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
 
Форма промежуточной аттестации - 
зачёт / дифференцированный зачет
Место  процедуры получения зачёта в графике  учебного процесса  
1) участие обучающегося в процедуре получения зачёта   осуществляется за счёт  учебного времени (трудоёмкости), отведённого на изучение дисциплины
Основные условия получения обучающимся зачёта:
2) процедура проводится  в рамках ВАРО, на последней неделе семестра  
1) обучающийся  выполнил все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитался об их выполнении в сроки, установленные графиком учебного процесса по дисциплине
 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 

Тема 1. Предмет и методы экономической теории

1. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?

2. Определите различия между позитивными и нормативными ут¬верждениями. Приведите примеры.

3. Как определить предмет новой экономической теории? В чем со¬стоит ее компромиссный характер?

4. Чем отличаются общенаучные методы познания от частных?

5. Раскройте различия между микро-, макро- и мегаэкономикой?

6. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги, длительны. Можно ли заменить их экономико-математическими моделями?

7. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры

Тема 2. Основы общественного производства

1. Выполнение рынком информационной функции связано с большими издержками. Назовите эти издержки. По каким причинам фирма идет на эти затраты, несмотря на их значительность?

Тема 3. Основы рыночной экономики. Спрос, предложение и равновесие рынка

1. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

2. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

3. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

4. Эластичность рыночного предложения по цене.

5. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

6. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

Тема 4. Теория производства и издержки

1. В чем заключается сущность понятия «нормальная прибыль»? Может ли она рассматриваться как компенсация за риск владельца фирмы?

2. Какие выводы можно сделать о деятельности фирмы, получающей положительную, отрицательную, нулевую экономическую прибыль?

3. Объясните форму кривых средних издержек (AFС, АVС, АТС).

4. Поясните Ваше понимание эффекта масштаба производства. Какие факторы экономии реализуются в условиях масштабности?

5. Что представляет дезэкономия на масштабах производства или отрицательный эффект масштаба?

6. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных средних издержек?

7. Какие методы снижения издержек Вы могли бы назвать? Что характерно для практики снижения издержек в экономике России по сравнению с западной практикой?

Тема 5. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция

1. Объясните, почему для фирмы-монополиста всегда соблюдается условие МR < Р?

2. Беспределен ли рост цен монополиста или он чем-то ограничивается?

3. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист функционирует с убытками? Объясните, почему это происходит, если монополист обладает властью над ценой. Как долго может продолжаться эта ситуация (т. е. убыточное производство)?

4. В чем заключается сущность ценовой дискриминации? Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?

5. Обоснуйте необходимость антимонопольной политики государства.

6. Каковы существенные особенности рынка монополистической конкуренции?

7. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

8. Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлагаемых товаров? Опишите позитивный и негативный опыт современной рекламы, нацеленной на дифференциацию предложения товаров.

9. Дайте характеристику позитивных и негативных сторон монополистической конкуренции.

10. Каковы существенные черты олигополистического рынка? Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм в олигополистическую отрасль?

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
11. Укажите позитивные и негативные последствия олигополизации рынка.

12. Какие рыночные структуры характерны для современной рыночной экономики?

Тема 6. Национальная экономика: цели и результаты развития. Система национальных счетов

1. От чего зависит количество используемого фирмой ресурса?

2. Что такое предельная доходность ресурса? Чем отличаются предельные доходности ресурса для конкурентной фирмы и фирмы-монополиста на рынке готовой продукции?

3. Почему знания считают экономическим ресурсом?

4. Технический и научный прогресс – это одно и то же?

5. Как бы вы разделили НИОКР на фундаментальные и прикладные исследования?

6. Что такое интеллектуальная собственность?

7. Чем отличаются патенты от лицензий?

8. Что такое ускоренная амортизация основного капитала?

Тема 7. Макроэкономическая нестабильность. Цикличность развития рыночной экономики

1. В чем состоит отличие реального ВВП (ВНП) от номинального?

2. Какой смысл показателя «дефлятора» и как его рассчитать?

3. Что означает «двойной счет»?

4. Является ли ВВП (ВНП) точным измерителем благосостояния страны?

5. Какие модели народнохозяйственного кругооборота вам известны? В чем состоит их различие?

6. Какими способами правительство участвует в народнохозяйственном кругообороте?

7. Как иностранный сектор связан с механизмом кругооборота?

8. Объясните смысл понятий «утечки» и «инъекции»?

Тема 8. Механизмы государственного регулирования экономики. Финансовая политика. Денежно-кредитная политика.

1. Каковы экономические и социальные издержки безработицы?

2. В чем состоят макроэкономические проблемы развития рынка труда в России?

3. Каковы масштабы безработицы в России?

4. Назовите основные направления государственного регулирования занятости.

5. Каковы современные теоретические представления о сущности инфляции?

6. По каким критериям классифицируются виды инфляции?

7. Можно ли утверждать, что инфляция может быть выгодна государству?

8. Можете ли вы приспособиться к «жизни при инфляции»?

9. Какая взаимосвязь существует между инфляцией и безработицей?

10. В чем состоят различие между долгосрочной и краткосрочной кривых Филипса?

11. Что такое адаптивные и рациональные ожидания? Какую роль они играют в развертывании инфляционных процессов?

12. Какие альтернативные стратегии осуществления антиинфляционной политики вам известны, и какой, на ваш взгляд, вариант является оптимальным?

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей (ОПК-6, УК-9)

2. Теория стоимости и теория предельной полезности (ОПК-6, УК-9)

3. Капитал: его сущность и виды. Основной и оборотный капитал. Амортизация (ОПК-6, УК-9)

4. Место собственности в экономической системе. Виды и формы собственности (ОПК-6, УК-9)

5. Экономическая система. Виды экономических систем (ОПК-6, УК-9)

6. Экономические субъекты и их взаимодействие (ОПК-6, УК-9)

7. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы (ОПК-6, УК-9)

8. Сущность рынка и механизм его функционирования (ОПК-6, УК-9)

9. Преимущества и недостатки рынка. Функции государства в рыночной экономике (ОПК-6, УК-9)

10. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос (ОПК-6, УК-9)

11. Предложение и  величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение (ОПК-6, УК-9)

12. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия (ОПК-6, УК-9)

13. Эластичность спроса и предложения (ОПК-6, УК-9)

14. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности (ОПК-6, УК-9)

15. Эффект замещения и эффект дохода (ОПК-6, УК-9)

16. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия  (ОПК-6, УК-9)

17. Сущность фирмы и ее виды (ОПК-6, УК-9)

18. Сущность издержек и прибыль: экономический и бухгалтерский подход (ОПК-6, УК-9)

19. Экономическая прибыль и ее составляющие (ОПК-6, УК-9)

20. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде (ОПК-6, УК-9)

21. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба (ОПК-6, УК-9)

22. Понятие общего, среднего и предельного продукта (ОПК-6, УК-9)

23. Понятие и основные черты совершенной конкуренции (ОПК-6, УК-9)

24. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде (ОПК-6, УК-9)

25. Рыночные структуры несовершенной конкуренции: чистая монополия,  олигополия, монополистическая 

 
конкуренция. Монопольная власть (ОПК-6, УК-9)

26. Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли (ОПК-6, УК-9)

27. Монополистическая конкуренция и ее признаки (ОПК-6, УК-9)

28. Олигополия и ее место в рыночной экономике. Модели поведения олигополии (ОПК-6, УК-9)

29. Основные направления антимонопольной политики (ОПК-6, УК-9)

30. Рынки факторов производства. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг (ОПК-6, УК-9)

31. Спрос и предложение на рынке труда (ОПК-6, УК-9)

32. Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов производства (ОПК-6, УК-9)

33. Рынок капиталов и его равновесие  (ОПК-6, УК-9)

34. Рынок земли, особенности спроса и предложения (ОПК-6, УК-9)

 
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Критерии оценки к экзамену
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.

Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к зачету и зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к курсовой работе/ проекту
оценка «отлично» (86-100 баллов) - выставляется обучающемуся, если работа выполнена самостоятельно в соответствии с заданием и в полном объеме, полученные результаты интерпретированы применительно к исследуемому объекту, основные положения работы освещены в докладе, ответы на вопросы удовлетворяют членов комиссии, качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов отвечает предъявляемым требованиям;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности 

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
 
и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.

Критерии оценки к зачету/зачету с оценкой отчета по практике
Отчет должен быть защищен обучающимся по окончании практики в соответствии с графиком, установленным кафедрой совместно с деканатом/директоратом. Требования к оформлению отчета, порядок защиты устанавливаются методическими изданиями в соответствие с Положением «О практике обучающихся, осваивающих ОПОП высшего образования» СТО СМК 7.1.П.-39.0-2017.

зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;  

- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;

- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

 
оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи,
 
аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная
 
формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6