учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование теоретических знаний о комплексном использовании лесных ресурсов, что
способствует повышению экономической эффективности лесной отрасли и общей продуктивности лесов; изучить строение, видовой состав и выявить значение основных видов пищевых и лекарственных растений, грибов и ягод, лесных сенокосов и пастбищ; рассмотреть и изучить заготовку и переработку технического сырья лесного происхождения; рассмотреть и изучить народные промыслы, основанные на использовании сырья и материала, заготавливаемого в лесных угодьях.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
оптимальной полноты защитных насаждений
оптимальной полноты защитных насаждений
урожайности недревесные ресурсов леса
урожайности недревесные ресурсов леса
недревесных ресурсов леса
урожайности недревесные ресурсов леса
недревесных ресурсов леса
«Лесное дело» очной, заочной и заочной ускоренной форм обучения / С. Ч. Содбоева, А. А. Алтаев ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2017. - 110 с. - 20 экз. Библиотека БГСХА
2.Недревесная продукция леса [Электронный ресурс]: Методические указания к выполнению практических и самостоятельных работ для обучающихся по направлению 35.03.01 «Лесное дело» / Сост.: С.Ч. Содбоева, Е.В. Коновалова, А.Н. Гладинов - ФГБОУ ВО БГСХ, 2020. - 115 с. http://bgsha.ru/art.php?i=3909
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
комплект тестовых заданий;
комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
темы рефера-тов, кейс-задачи,
перечень тем для подго-товки презентаций
Недревесная продукция леса
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Лесные ресурсы – понятие, классификация. (ОПК-3, ОПК-4).
2. Биологическая продуктивность лесов. Понятия и задачи. Современные направления изучения биологической продуктивности лесов. (ОПК-3, ОПК-4).
3. Древесный уголь и его использование, вторичные продукты пиролиза. Сырье для производства древесного угля. Этапы превращения древесины в уголь. (ОПК-3, ОПК-4).
4. Схема переработки древесной зелени пихты. Основное оборудование пихтоваренных установок. Технология и показатели пихтоваренного производства. (ОПК-3, ОПК-4).
5. Пихтовое масло – состав и применение. (ОПК-3, ОПК-4).
6. Правила заготовки пихтовой лапки с растущих деревьев. Хранение зелени предназначенной для производства хвойно-витаминных полуфабрикатов и предназначенной для производства эфирных масел. (ОПК-3, ОПК-4).
7. Древесная зелень – понятие, содержание технически ценных веществ, применение. Варианты технологии заготовки зелени, их достоинства и недостатки. (ОПК-3, ОПК-4).
8. Дубильное корье – назначение, заготовка, технические требования, возможный объем заготовки. (ОПК-3, ОПК-4).
9. Типы углевыжигательных печей устройство печей с внешним и внутрикамерным нагревом сырья. (ОПК-3, ОПК-4).
10. Сбор и заготовка дикорастущих ягод и плодов. (ОПК-3, ОПК-4).
11. Подготовка субстрата при интенсивной культуре вешенки. Высаживание грибницы. Оптимальные условия (температура, влажность, освещенность, вентиляция) для роста грибницы и плодоношения (ОПК-3, ОПК-4).
13. Основные виды плодово-ягодных растений. (ОПК-3, ОПК-4).
14. Экстенсивная культура вешенки – субстрат, инокуляция, уход, сбор урожая. (ОПК-3, ОПК-4).
15. Посадка грибницы шампиньона, уход (гобтировка, поддержание оптимальной температуры и влажности), сбор урожая. (ОПК-3, ОПК-4).
16. Однозональная и многозональная системы выращивания шампиньонов. Подготовка субстрата. (ОПК-3, ОПК-4).
17. Добыча кедровых орехов – сбор шишек, извлечение, очистка, сортировка, сушка орехов. Хранение. (ОПК-3, ОПК-4).
18. Пищевая ценность орехов кедра сибирского. Урожайность. (ОПК-3, ОПК-4).
19. Технологии засолки и сушки побегов орляка. Хранение готовой продукции. (ОПК-3, ОПК-4).
20. Техника сбора папоротника орляка. Правила рациональной эксплуатации угодий. (ОПК-3, ОПК-4).
21. Условия произрастания папоротника орляка. Пищевая ценность молодых побегов орляка. Урожайность сырья. (ОПК-3, ОПК-4).
22. Сушка грибов. (ОПК-3, ОПК-4).
23. Стерилизация грибов в слабом рассоле - виды грибов перерабатываемых этим способом, последовательность операций, технологические параметры, рецептура, тара, хранение готовой продукции. (ОПК-3, ОПК-4).
24. Соление грибов - виды грибов перерабатываемых этим способом, последовательность операций, технологические параметры, рецептура, тара, хранение готовой продукции. (ОПК-3, ОПК-4).
25. Маринование грибов - виды грибов перерабатываемых этим способом, последовательность операций, технологические параметры, рецептура, тара, хранение готовой продукции. (ОПК-3, ОПК-4).
26. Организация грибоварочных пунктов. Санитарные требования к грибоварочным пунктам. (ОПК-3, ОПК-4).
27. Заготовка грибов: тара, закупочные и грибоварочные пункты, транспорт. Хранение свежих грибов. (ОПК-3, ОПК-4).
28. Ядовитые грибы, их отличительные признаки. (ОПК-3, ОПК-4).
29. Средняя грибоносная площадь и средняя урожайность грибов. Продолжительность роста плодовых тел. (ОПК-3, ОПК-4).
30. Влияние рубок леса на рост и плодоношение грибов. (ОПК-3, ОПК-4).
31. Грибы съедобные, условно съедобные, ядовитые. Пищевая ценность грибов, категории пищевой ценности. (ОПК-3, ОПК-4).
32. Производство хлорофиллокаротиновой пасты. (ОПК-3, ОПК-4).
33. Производство хвойно-витаминной муки. (ОПК-3, ОПК-4).
34. Производства хвойно-лечебного экстракта. (ОПК-3, ОПК-4).
35. Дегтекурение. (ОПК-3, ОПК-4).
36. Определение урожайности по проективному покрытию – определения проективного покрытия глазомерно, сеткой Раменского, квадрат-сеткой; установления «цены» 1% проективного покрытия; вычисление урожайности и ее ошибки. (ОПК-3, ОПК-4).
37. Определение урожайности методом учетных площадок – растения, для которых возможно применение метода; размер, количество и размещение площадок; учет, обработка результатов. (ОПК-3, ОПК-4).
38. Определение площади заросли. Установление доли площади угодия, занятой растениями изучаемого вида – закладка ходов, статистическая обработка. (ОПК-3, ОПК-4).
39. Работы, выполняемые в камеральный период: составление ведомостей, определение биологической и хозяйственной урожайности, деление угодий на доступные и недоступные, промысловые и непромысловые, составление плана размещения ягодников и лектехсырья. (ОПК-3, ОПК-4).
40. Тренировка исполнителей по учету сырьевых растений. Тренировка глазомерного определения встречаемости растений методом «учетных следов». (ОПК-3, ОПК-4).
41. Работы, выполняемые в подготовительный период лесоустройства по выявлению запасов пищевых и лекарственных ресурсов леса. Вопросы, рассматриваемые на первом лесоустроительном совещании. (ОПК-3, ОПК-4).
42. Работы, выполняемые в полевой период лесоустройства по выявлению запасов пищевых и лекарственных ресурсов леса. (ОПК-3, ОПК-4).
43. Мероприятия по охране и рациональной эксплуатации лекарственных растений. (ОПК-3, ОПК-4).
44. Заготовка лекарственного сырья. (ОПК-3, ОПК-4).
45. Лекарственные ресурсы леса - понятия и виды. (ОПК-3, ОПК-4).
46. Мероприятия по рациональному использованию пищевых ресурсов леса – организационные, лесохозяйственные, агротехнические. (ОПК-3, ОПК-4).
47. Плантационное выращивание клюквы. (ОПК-3, ОПК-4).
48. Прогноз урожайности на длительный срок. Формула урожайности. (ОПК-3, ОПК-4).
49. Краткосрочный прогноз урожайности ягодников по цветочным почкам, цветкам, завязи. (ОПК-3, ОПК-4).
50. Основные методы консервирования плодов и ягод. (ОПК-3, ОПК-4).
51. Сроки сенокошение, сенокосооборот, заготовка сена (скашивание, сушка, прессование). (ОПК-3, ОПК-4).
52. Продуктивность лесных сенокосов и пастбищ, влияние на нее полноты древостоя и состава травостоя. Кормовая единица. (ОПК-3, ОПК-4).
53. Правила пастьбы скота. (ОПК-3, ОПК-4).
54. Влияние пастьбы скота и сенокошения на лес. (ОПК-3, ОПК-4).
55. Виды сенокосов и пастбищ. (ОПК-3, ОПК-4).
56. Современные направления комплексного использования лесных ресурсов. (ОПК-3, ОПК-4).
57. Оценка качества сена. Хранение и учет заготовленного сена. (ОПК-3, ОПК-4).
58. Технология приготовления травяной муки, оценка ее качества. (ОПК-3, ОПК-4).
60. Определение запасов на обширных территориях методом ключевых участков. (ОПК-3, ОПК-4)..
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
Темы рефератов
1. Технология производства компостов, органических удобрений и искусственных земель из древесных отходов.
2. Производство химико-термомеханической массы и бумаги из нее.
3. Производство угля древесного.
4. Производство технологической и топливной щепы.
5. Производство плетенных изделий.
6. Организация многопродуктовых (использование недревесных продуктов леса) лесных хозяйств на основе неистощительного пользования.
7. Мониторинг развития и размещения пищевых и лекарственных растений.
8. Мероприятия по повышению продуктивности лесных сенокосов и пастбищ.
9. Лесное пчеловодство.
10. Использование бересты для подделок.
11. Искусственное разведение грибов.
12. Газификация древесины.
13. Влияние рубок леса на рост и плодоношение грибов.
14. Влияние на выход и состав пихтового масла биоценотических (возраст и состав древостоя, сезон заготовки и др.) и технологических (степень измельчения сырья, температура и количество подаваемого пара, плотность укладки древесной зелени в перегонном чане) факторов.
15. Биологические особенности плодоношения кедра Сибирского. Определение урожайности семян.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов «отлично» Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений
4 балла «хорошо» Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла. Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений
3 балла «удовлетворительно» Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%). Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» Система менеджмента качества Положение об организации текущего контроля успеваемости обучающихся СТО СМК - 8.0.П - 6.0 - 2017 Страница 26 из 35 Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Ответ плохо структурирован,
2 балла «неудовлетворительно» Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени. Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны. Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины. Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны. Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу). Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1 Древесный уголь и его использование, вторичные продукты пиролиза. Сырье для производства древесного угля. Этапы превращения древесины в уголь.
2 Схема переработки древесной зелени пихты. Основное оборудование пихтоваренных установок. Технология и показатели пихтоваренного производства.
3 Правила заготовки пихтовой лапки с растущих деревьев. Хранение зелени предназначенной для производства хвойно-витаминных полуфабрикатов и предназначенной для производства эфирных масел.
4 Древесная зелень – понятие, содержание технически ценных веществ, применение. Варианты технологии заготовки зелени, их достоинства и недостатки.
5 Дубильное корье – назначение, заготовка, технические требования, возможный объем заготовки.
6 Типы углевыжигательных печей устройство печей с внешним и внутрикамерным нагревом сырья.
7 Сбор и заготовка дикорастущих ягод и плодов.
8 Добыча кедровых орехов – сбор шишек, извлечение, очистка, сортировка, сушка орехов. Хранение.
9 Пищевая ценность орехов кедра сибирского. Урожайность.
10 Технологии засолки и сушки побегов орляка. Хранение готовой продукции.
11 Техника сбора папоротника орляка. Правила рациональной эксплуатации угодий.
12 Маринование грибов - виды грибов перерабатываемых этим способом, последовательность операций, технологические параметры, рецептура, тара, хранение готовой продукции.
13 Организация грибоварочных пунктов. Санитарные требования к грибоварочным пунктам.
14 Производство хлорофиллокаротиновой пасты.
15 Производство хвойно-витаминной муки.
16 Производства хвойно-лечебного экстракта.
17 Дегтекурение.
18 Определение урожайности по проективному покрытию – определения проективного покрытия глазомерно, сеткой Раменского, квадрат-сеткой; установления «цены» 1% проективного покрытия; вычисление урожайности и ее ошибки.
19 Определение урожайности методом учетных площадок – растения, для которых возможно применение метода; размер, количество и размещение площадок; учет, обработка результатов.
20 Определение площади заросли. Установление доли площади угодия, занятой растениями изучаемого вида – закладка ходов, статистическая обработка.
21 Работы, выполняемые в камеральный период: составление ведомостей, определение биологической и хозяйственной урожайности, деление угодий на доступные и недоступные, промысловые и непромысловые, составление плана размещения ягодников и лектехсырья.
22 Тренировка исполнителей по учету сырьевых растений. Тренировка глазомерного определения встречаемости растений методом «учетных следов».
23 Заготовка лекарственного сырья.
24 Лекарственные ресурсы леса - понятия и виды.
25 Мероприятия по рациональному использованию пищевых ресурсов леса – организационные, лесохозяйственные, агротехнические.
26 Плантационное выращивание клюквы.
27 Прогноз урожайности на длительный срок. Формула урожайности.
28 Краткосрочный прогноз урожайности ягодников по цветочным почкам, цветкам, завязи.
29 Основные методы консервирования плодов и ягод.
30 Сроки сенокошение, сенокосооборот, заготовка сена (скашивание, сушка, прессование).
31 Продуктивность лесных сенокосов и пастбищ, влияние на нее полноты древостоя и состава травостоя. Кормовая единица.
32 Правила пастьбы скота.
34 Виды сенокосов и пастбищ.
35 Современные направления комплексного использования лесных ресурсов.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач и т.д.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
100-86 баллов «отлично» Глубокое и прочное усвоение программного материала. Полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы при видоизменении задания. Свободно справляется с поставленными задачами, может обосновать принятые решения, демонстрирует владение разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.
85-71 баллов «хорошо» Знание программного материала, грамотное изложение, без существенных неточностей в ответе на вопрос, правильное применение теоретических знаний, владение необходимыми навыками при выполнении практических задач
70-56 баллов
«удовлетворительно» Демонстрирует усвоение основного материала, при ответе допускаются неточности, при ответе недостаточно правильные формулировки, нарушение последовательности в изложении программного материала, затруднения в выполнении практических заданий
55 и менее балла «неудовлетворительно»
Слабое знание программного материала, при ответе возникают ошибки, затруднения при выполнении практических работ. Не было попытки выполнить задание
Комплект тестовых заданий
Вариант - I
Блок 1
Вопрос №1
К каким ресурсам относятся заготавливаемые в лесу грибы, ягоды, плоды, орехи, съедобные травы, корни, дикие животные и птицы, продукты пчеловодства на лесных землях.
1. Технические
2. Пищевые
3. Лекарственные
4. Кормовые
Вопрос №2
Что понимают под годичным изменение массы всей или только изучаемой растительности.
1. Нормативность
2. Продуктивность
3. Воспроизводство
4. Инвентаризация
Вопрос №3
Густая черная или темно-бурая жидкость почти не растворимая в воде, но легко растворимая в органических растворителях.
1. Живица
2. Деготь
3. Эфирные масла
4. Кора
Вопрос №4
К техническим ресурсам относятся:
1. Кора, хвоя
2. Грибы, ягоды
3. Древесина
4. Лекарственные травы
Вопрос №5
Величина сырьевой фитомассы, полученная с единицы площади занятой зарослью.
1. Урожайность
2. Численность
3. Нормативность
4. Густота
Вопрос №6
В какой стране впервые появилось пчеловодство
1. Греция
2. Египет
3. Индия
4. Китай
Вопрос №7
Совокупность особей одного вида, произрастающих на участке, пригодном для проведения промысловой заготовки.
1. Популяция
3. Заросль
4. Поросль
Вопрос №8
Выберите мероприятия по рациональному использованию пищевых ресурсов леса (не менее 2-х).
1. Организационные
2. Рекреационные
3. Лесохозяйственные
4. Эксплуатационные
5. Подготовительные
Вопрос №9
Сенокосы, расположенные в поймах и низинах, заливаемые паводковыми водами на значительный срок, что существенно влияет на состав растительности.
1. Суходольные
2. Заливные
3. Культурные
4. Заболоченные
Вопрос №10
От чего зависит продуктивность лесных сенокосов
1. От сомкнутости древесного полога
2. От произрастающей породы
3. От полноты древостоя
4. От подлеска и подроста
Вопрос №11
Участки размером от 0,25 м2 до 10 м2, заложенные в пределах заросли или промыслового массива.
1. Расчетные площадки
2. Учетные площадки
3. Трансекта
4. Пробная площадка
Вопрос №12
Фитоценоз - под ним понимается.
1. Всякий конкретный участок растительности однородный по составу, структурному сложению и характеру взаимодействия между растениями, между ними и окружающей средой.
2. Надземная часть живого напочвенного покрова по видам или суммарно с выделением видов.
3. Все элементы фитомассы учитываются в весовых единицах в пересчете на абсолютно сухой вес.
4. Степень развития подроста, подлеска, живого напочвенного покрова связана с возрастной стадией древостоя, его составом, сомкнутостью полога, ярусностью.
Вопрос №13
Твердый пористый высокоуглеродистый продукт, получаемый при воздействии высоких температур без доступа воздуха на древесину лиственных или хвойных пород.
1. Деготь
2. Уголь
3. Хвойная мука
4. Береста
Вопрос №14
Какое из растений имеет значения для пчеловодства.
1. Гречиха
2. Мята
3. Шалфей
4. Валерьяна
Вопрос №15
Какой срок хранения лекарственного сырья установлен для цветов и трав.
1. 1-2
2. 2-4
3. 3-5
4. 4-7
Вопрос №16
Сенокосы, где проведено коренное или поверхностное улучшение, создан хороший травостой, регулярно проводится уход и вносятся удобрения.
1. Заболоченные
2. Культурные
3. Заливные
4. Суходольные
Вопрос №17
Пастбища это-
1. Земли, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для сенокошения.
2. Земли покрытые многолетними травянистыми растениями пригодными и систематически используемые для
3. Непокрытые лесом земли, предназначенных под естественное возобновление.
4.Земли с легко размываемыми и легко развеваемыми почвами, покрытые травянистой растительностью.
Вопрос №18
Лесные ресурсы являются
1. Возобновимыми
2. Неисчерпаемыми
3. Исчерпаемыми
4. Невозобновимыми
Вопрос №19
Лесные ресурсы подразделяются на сырьевые и несырьевые, сырьевые в свою очередь подразделяются на растительные, животные и микробиологические.
1. Систематически - функциональная классификация л. ресурсов.
2. Хозяйственно - функциональная классификация лесных ресурсов.
3. Хозяйственно – систематическая классификация л. ресурсов.
4. Функциональная классификация л. ресурсов.
Вопрос №20
Пластмассовая или фанерная пластинка с прорезанным прямоугольным отверстием 2х5 см, площадь которого разделена проволокой или ниткой на 10 квадратиков, каждый из которых соответствует 10 % покрытия.
1. Квадрат – сетка
2. Сетка Раменского
3. Учетная сетка
4. Сетка Попого
Вопрос №21
К какой категории относятся козляк, моховик зеленый и желто-бурый, груздь черный, валуй, шампиньон, лисичка, подгруздок черный, сыроежка, опенок осенний, строчок настоящий и сморчок настоящий.
1. К первой
2. Ко второй
3. К третьей
4. К четвертой
Вопрос №22
Какими грибами считают такие, которые содержат горькие или вредные вещества, обладают неприятным запахом и т.д. Употреблять их в пищу можно лишь после длительного вымачивания, отваривания, удаления отвара или посола и квашения.
1. Съедобные
2. Условно съедобным
3. Условно ядовитым
4. Ядовитым
Вопрос №23
На урожайность ягодных растений влияют многие факторы:
1. Температура, влажность и рельеф
2. Угол склона, расположение водоема и направление ветра
3. Условий местопроизрастания, сомкнутость крон, погода
4. Чередование пород, влажность и тип леса
Вопрос №24
Метод основанный на действии высоких температур (стерилизация, пастеризация, сушка), низких температур (охлаждение, замораживание) и других физических факторов (облучение, применение обеспложивающих фильтров).
1. Химический
2. Комбинированный
3. Биологический
4. Физический
Вопрос №25
К каким относят мероприятия:
- омоложение кустарничков и кустарников - удаление старых кустов и веток раз в 3-4 года, более интенсивная обрезка раз в 8-10;
- в наиболее продуктивных угодьях внесение удобрений, организация полива, рыхление почвы.
1. Организационные
2. Лесохозяйственные
3. Комбинированные
4. Агротехнические
Вопрос №26
При какой системе выращивания шампиньонов в каждой камере выполняются следующие операции: пастеризация компоста, инокуляция, гобтировка, сбор урожая. Цикл выращивания в каждой камере сдвинут на неделю, поэтому урожай снимается равномерно в течение года, а обслуживающий персонал ежедневно загружен работой.
1. Комбинированная
2. Однозональная
3. Многозональная
4. Естественная
Несколько близко растущих зарослей.
1. Промысловый массив
2. Проективное покрытие
3. Учетная площадка
4. Трансекта
Вопрос №28
Веточный корм заготавливают с деревьев лиственных и хвойных пород за исключением …
1. Осины, ольхи серой, ивы
2. Дуба, бука, лещины
3. Ясеня, липы, клена
4. Березы, рябины, акации желтой
Вопрос №29
Период, включающий год заготовки и число лет необходимых для восстановления запаса сырья.
1. Трансекта
2. Проективное покрытие
3. Оборот заготовки
4. Пять лет
Вопрос №30
При оценке урожайности по модельным экземплярам необходимо установить два показателя
1. Влагоемкость, доброкачественность
2. Зрелость, количество с ед. площади
3. Доброкачественность, среднюю массу сырья, полученную с одного экземпляра
4. численность товарных экземпляров на единицу площади и среднюю массу сырья, полученную с одного экземпляра.
Блок 2.
1. Сладкий продукт, производимый производимый медоностными пчелами из нектара, пади или сладких соков, находящихся в различных частях растения и деревьев, и из веществ, выделяющихся из слюнных желез пчел называется «…».
2. «…» - продукты полезности леса, воспроизводимые в процессе ведения лесного хозяйства и используемые в общественном производстве для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Вариант - II
Блок 1.
Вопрос №1
Какая из отраслей относится к недревесной продукции леса.
1. Животноводство
2. Цветоводство
3. Пчеловодство
4. Овощеводство
Вопрос №2
Узкая прямоугольная площадка, закладываемая для изучения численности, проективного покрытия, урожайности.
1. Расчетная площадка
2. Учетная площадка
3. Трансекта
4. Пробная площадка
Вопрос №3
Сенокосы, расположенные на равнинах, склонах и повышенных местах не затапливаемых полыми водами, а также в долинах рек заливаемые на незначительный срок.
1. Заливные
2. Культурные
3. Суходольные
4. Заболоченные
Вопрос №4
Сладкий и ароматный сок, выделяющийся нектариками цветков (группа специализированный клеток).
1. Пыльца
2. Нектар
3. Перга
4. Соты
Вопрос №5
Какими ресурсами является заготавливаемое в лесу сырье для дальнейшей технической переработки (живица, техническая зелень, дубильное корье, пробковая кора и др.).
1. Пищевыми
2. Древесными
3. Кормовыми
4. Техническими
Вопрос №6
1. Заливные
2. Культурные
3. Суходольные
4. Заболоченные
Вопрос №7
Какой срок хранения лекарственного сырья установлен для корневищ, клубней и коры.
5. 4-7
6. 1-2
7. 2-4
8. 3-5
Вопрос №8
Какая лесообразующая порода имеют важнейшие лекарственное значение .
1. Осина
2. Ясень
3. Береза
4. Ива
Вопрос №9
К каким ресурсам относятся продукты полезности леса, воспроизводимые в процессе ведения лесного хозяйства и используемые в общественном производстве для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
1. Земельные
2. Пищевые
3. Лесные
4. Лекарственными
Вопрос №10
В период весеннегосокодвижения, собирают
1. Кору
2. Почки
3. Плоды
4. Корни
Вопрос №11
Ресурсы леса – заготавливаемые в лесном фонде травы веточный корм, хвойная лапка, плоды кормового значения (желуди, буковые орешки).
1. Лекарственные
2. Кормовые
3. Пищевые
4. Технические
Вопрос №12
Лесные ресурсы подразделяют на сырьевые и не сырьевые, в сырьевых ресурсах выделяют древесину, технические, пищевые, лекарственные, кормовые и пушномеховые ресурсы, не сырьевые ресурсы включают в себя: защитные и стабилизирующие полезности леса, общественные полезности (рекреационные, эстетические, научные и др.), почвенные ресурсы, водные ресурсы.
1. Хозяйственно – статистическая классификация л. ресурсов.
2. Хозяйственно - функциональная классификация лесных ресурсов.
3. Функциональная классификация л. ресурсов.
4. Систематически - функциональная классификация л. ресурсов
Вопрос №13
Древесные ресурсы-
1. Заготавливаемые в лесу грибы, ягоды, плоды, орехи, съедобные травы, корни, дикие животные и птицы, продукты пчеловодства на лесных землях
2. части лесных растений, содержащие биологически активные вещества оказывающие целебный эффект.
3. Древесина разных пород, заготавливаемая в процессе главного и промежуточного пользования, прочих рубок.
4. Заготавливаемое в лесу сырье для дальнейшей технической переработки.
Вопрос №14
Установление баланса вещества и энергии, вскрытие закономерностей биологического кругооборота вещества и энергии, как в естественных, так и искусственных сообществ и разработка научных основ повышения продуктивности, воспроизводства и рационального использования является…
1. Задачей ресурсоведения
2. Целью ресурсоведения
3. Расчетом ресурсоведения
4. Объектом ресурсоведения
Вопрос №15
Выявление растительных ресурсов на довольно значительных территориях (лесхоз, лесничество и т.д.), другие требования и к объекту учета, поскольку важно не столько выявление общей продуктивности лесного фитоценоза или его структурных частей, сколько тех растений или их структурных частей, которые ценны с хозяйственной точки зрения является ...
1. Задачей ресурсоведения
2. Целью ресурсоведения
4. Объектом ресурсоведения
Вопрос №16
В качестве сырья дегтекуренного производства используют главным образом…
1. Корни
2. Листву
3. Бересту
4. Древесину
Вопрос №17
Основные компоненты дегтя
1. Фенол, органические кислоты, углеводороды
2. Этилен, неорганические кислоты, водород
3. Сера, этан, органические кислоты
4. Кислород, фенол, неорганические кислоты
Вопрос №18
Что служит сырьем для угля -
1. Ветки, сучья, мелкие древесные отходы
2. Кора, корни
3. Листья, корни
4. Напочвенный покров
Вопрос №19
Дубильные растительные вещества, являющиеся сырьем для получения дубильных экстрактов
1. Береста
2. Корневище
3. Танины
4. Смола
Вопрос №20
Используется в качестве добавки к корму животных, птиц, рыб, для получения химических и медицинских препаратов
1. Древесная зелень
2. Хвойно-витаминная мука
3. Дубильное корье
4. Эфирные масла
Вопрос №21
Деревянная или металлическая рамка 1 м х 1 м разделенная тонкой проволокой, леской или шпагатом на 100 квадратов.
1. Квадрат – сетка
2. Сетка Раменского
3. Учетная сетка
4. Сетка Попого
Вопрос №22
Ловля рыбы как промысел или разновидность отдыха
1. Пчеловодство
2. Рыболовство
3. Животноводство
4. Овощеводство
Вопрос №23
К какой категории относятся белый гриб, груздь настоящий и желтый, рыжик настоящий.
1. К первой
2. Ко второй
3. К третьей
4. К четвертой
Вопрос №24
К каким относятся такие грибы, которые можно варить, жарить и есть сразу после сбора, очистки и промывки, без предварительной обработки.
1. Съедобным
2. Условно съедобным
3. Условно ядовитым
4. Ядовитым
Вопрос №25
Методы предполагают сочетание различных факторов консервирования, этими методом приготавливаются джемы, соки, сиропы, компоты и др.
1. Химический
2. Комбинированный
3. Биологический
4. Физический
Вопрос №26
К каким относятся мероприятия:
- изучение и картирование лесных пищевых ресурсов;
- планирование заготовки и мероприятий с ней связанных;
- контроль за соблюдением режима пользования;
- проведение работ по составлению краткосрочного прогноза урожайности на отдельных угодьях;
- размещение заготовительных пунктов, цехов переработки и т.п.;
- разработка машин, оборудования, технологий для сбора, транспортировки, переработки и хранения пищевых ресурсов леса;
-маркетинг.
5. Организационные
6. Лесохозяйственные
7. Комбинированные
8. Агротехнические
Вопрос №27
При какой системе выращивания шампиньонов емкости заполненные субстратом (ящики, полиэтиленовые мешки) перемещают из одной технологической зоны в другую, обычно, их три: пастеризационная камера, помещение, где происходит рост мицелия (температура - 22 - 26), камера плодоношения (температура - 14).
1. Комбинированная
2. Однозональная
3. Многозональная
4. Естественная
Вопрос №28
В каком веке были заложены первые плантации клюквы
1. В XIII в
2. В XVI в
3. Вначале ХIХ в
4. В конце XX в
Вопрос №29
Процент площади занятой проекцией надземных органов изучаемого вида на почву в пределах учетной площадки или всей заросли.
1. Промысловый массив
2. Проективное покрытие
3. Учетная площадка
4. Трансекта
Вопрос №30
Веточный корм заготавливают с деревьев лиственных и хвойных пород
1. Березы, рябины, акации желтой
2. Дуба, бука, лещины
3. Бересклета, крушины, ракитника
4. Волчьей ягоды, бузины черной, рододендрона.
Блок 2.
1. Получают из сосновой, еловой, можжевеловой зелени, используются в медицинской промышленности в парфюмерии при изготовлении мыла, кремов и т.п. это …
2. … -это твердый пористый высокоуглеродистый продукт, получаемый при воздействии высоких температур без доступа воздуха на древесину лиственных или хвойных пород.
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 26 до 30 тестов
71-85 баллов «хорошо» Выполнено от 22 до 25 тестов
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 17 до 21 тест
0-55 баллов «неудовлетворительно» Выполнено менее 17 тестов
Кейс-задачи
Вариант 1
Кейс 1.
Существует несколько систем выращивания шампиньонов. Назовите их. В чем различия, преимущества и недостатки.
Кейс 2.
Маринование грибов - виды грибов перерабатываемых этим способом, последовательность операций, технологические параметры, рецептура, тара, хранение готовой продукции.
Кейс 3.
Работы, выполняемые в камеральный период: составление ведомостей, определение биологической и хозяйственной урожайности, деление угодий на доступные и недоступные, промысловые и непромысловые, составление плана размещения ягодников и лектехсырья.
Кейс 1.
Сколько групп мероприятий по рациональному использованию пищевых ресурсов леса. Перечислите и охарактеризуйте их.
Кейс 2.
Грибы съедобные, условно съедобные, ядовитые. Пищевая ценность грибов, категории пищевой ценности.
Кейс 3.
Пихтовое масло – состав и применение. Влияние на выход и состав пихтового масла биоценотических (возраст и состав древостоя, сезон заготовки и др.) и технологических (степень измельчения сырья, температура и количество подаваемого пара, плотность укладки древесной зелени в перегонном чане) факторов.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» своевременно в срок выполнил работу, полностью раскрыл тему исследования (задач), использовал значительное количество современных информационных источников (литература, интернет ресурсы), качественно презентовал работу, полностью и правильно ответил на вопросы, возникающие в процессе защиты работы.
71-85 баллов
«хорошо» своевременно в срок выполнил работу, хорошо раскрыл тему исследования (задач), использовал несколько современных информационных источников (литература, интернет ресурсы), презентовал работу, старался активно отвечать на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
56-70 баллов
«удовлетворительно» своевременно в срок выполнил работу, не достаточно полностью раскрыл тему исследования (задач), использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), слабо презентовал работу, неактивно отвечал на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» несвоевременно выполнил работу, не раскрыл тему исследования (задач), использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), не презентовал работу.
Перечень тем для подготовки презентаций
1. Строение леса.
2. Горизонтальная структура фитоценоза.
3. Древостой – главный элемент лесоведение.
4. Лесоводственно – таксационные признаки деревьев, древостоев.
5. Виды осадков и их роль в жизни леса.
6. Влияние почвы на формирование состава бонитета, полноты древостоя, качества древесины и т.д.
7. Лес и зольные элементы. В каких частях растений их содержится больше всего, их роль.
8. Фауна – компонент леса.
9. Роль фауны в процессе почвообразования и ее влияние на рост и развитие леса – положительное.
10. Отрицательная роль фауны (не регулируемый выпас скота, энтомовредители, почвенная фауна и т.д.)
11. Широтная зональность лесов.
12. Физико – географические зоны и подзоны.
13. Вертикальная поясность лесов (на примере Саян, гор Кавказа и т.д.).
14. Факторы лесообразования – истоки учения о типах леса.
15. Тип леса по Г.Ф. Морозову.
16. Типы вырубок и их значение для лесовозобновления.
17. Типы вырубок (с воздействием и без воздействия огня) их практическое и научное значение.
18. Состояние естественного возобновления на вырубках и гарях основных лесособразующих пород Сибири.
19. Возрастные этапы в жизни леса.
20. Рост и развитие одновозрастных и разновозрастных древостоев.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
71-85 баллов
«хорошо» своевременно в срок выполнил работу, хорошо раскрыл тему, использовал несколько современных информационных источников (литература, интернет ресурсы), презентовал работу, старался активно отвечать на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
56-70 баллов
«удовлетворительно» своевременно в срок выполнил работу, не достаточно полностью раскрыл тему, использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), слабо презентовал работу, неактивно отвечал на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» несвоевременно выполнил работу, не раскрыл тему, использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), не презентовал работу.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п