учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
представлений о научных основах содержания и разведения аквариумных рыб.
Задачи: Формирование у обучающихся представлений об аквариумистике как прикладной науке;
Раскрытие обучающимся перспектив использования аквариумистики как прикладной отрасли
рыбного хозяйства;
Раскрытие представления о многообразии и особенностях биологии декоративных рыб, их
происхождении, распространении, эволюции и значении;
Получение обучающимися практических навыков в содержании и разведении аквариумных
гидробионтов, поддержании биологического равновесия в аквариумах, контроля за эпизоотическим
состоянием аквариумов
представлений о научных основах содержания и разведения аквариумных рыб.
Задачи: Формирование у обучающихся представлений об аквариумистике как прикладной науке;
Раскрытие обучающимся перспектив использования аквариумистики как прикладной отрасли
рыбного хозяйства;
Раскрытие представления о многообразии и особенностях биологии декоративных рыб, их
происхождении, распространении, эволюции и значении;
Получение обучающимися практических навыков в содержании и разведении аквариумных
гидробионтов, поддержании биологического равновесия в аквариумах, контроля за эпизоотическим
состоянием аквариумов
ПКС-4: Способен выполнять стандартные технологические операции в аквакультуре;
ИД-1 ПКС-4.1. Знает требования к качеству выполнение технологических операций разведения и выращивания водных биологических ресурсов в соответствии с технологическими инструкциями
ИД-2 ПКС-4.2. Умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3 ПКС-4.3 Владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-1 ПКС-7.2. Умеет применять методы борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 ПКС-7.3 Владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
– особенности биологии основных видов декоративных (аквариумных) рыб;
– современное оборудование, используемое в аквариумистике;
– основные принципы кормления аквариумных рыб.:
выращивания водных биологических ресурсов в соответствии с технологическими инструкциями
ИД-2. не знает основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. не знает основные стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно знает основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. в целом достаточно знает основные стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно знает основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-3. в целом достаточно знает основные стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-2. в полной мере достаточно знает основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
ИД-3. в полной мере достаточно знает основные стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
– осуществлять основные технологические операции с применением необходимого оборудования в
аквариумах;
– проводить кормление аквариумных рыб;
– создавать нерестовые условия для аквариумных рыб;
– культивировать живые корма;
– подращивать личинок и мальков аквариумных рыб
- проводить экспериментальные исследования в аквариумной аквакультуре:
ИД-2. не умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. не умеет выполнять стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. в целом достаточно умеет выполнять стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-3. в целом достаточно умеет выполнять стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-2. в полной мере достаточно умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
ИД-3. в полной мере достаточно умеет выполнять стандартные работы по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями декоративной рыбы:
ИД-2. не владеет навыками проведения основных технологических процессов разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. не владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно владеет навыками проведения основных технологических процессов разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3. в целом достаточно владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2. в целом достаточно владеет навыками проведения основных технологических процессов разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-3. в целом достаточно владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения практических задач
ИД-2. в полной мере достаточно владеет навыками проведения основных технологических процессов разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
ИД-3. в полной мере достаточно владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов для решения сложных профессиональных задач
ПКС-7: Способен применять методы и технологии борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов;
ИД-1 ПКС-4.1. Знает требования к качеству выполнение технологических операций разведения и выращивания водных биологических ресурсов в соответствии с технологическими инструкциями
ИД-2 ПКС-4.2. Умеет вести основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-3 ПКС-4.3 Владеет навыками выполнения стандартных работ по разведению и выращивания объектов аквакультуры в рамках принятой в организации технологии разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-1 ПКС-7.2. Умеет применять методы борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 ПКС-7.3 Владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
– особенности биологии основных видов декоративных (аквариумных) рыб;
– современное оборудование, используемое в аквариумистике;
– основные принципы кормления аквариумных рыб.:
ИД-2. не знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения профессиональных задач
ИД-2. в полной мере достаточно знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения сложных профессиональных задач
– осуществлять основные технологические операции с применением необходимого оборудования в
аквариумах;
– проводить кормление аквариумных рыб;
– создавать нерестовые условия для аквариумных рыб;
– культивировать живые корма;
– подращивать личинок и мальков аквариумных рыб
- проводить экспериментальные исследования в аквариумной аквакультуре:
ИД-2. не умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения профессиональных задач
ИД-2. в полной мере достаточно умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения сложных профессиональных задач
гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями декоративной рыбы:
ИД-2. не владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2. в целом достаточно владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения профессиональных задач
ИД-2. в полной мере достаточно владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов для решения сложных профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
декоративного рыбоводства. Устройство
аквариума и уход за ним. Виды аквариумов
декоративного рыбоводства. Устройство
аквариума и уход за ним. Виды аквариумов
Тарнуев, Д. В. Декоративное рыбоводство. Формирование водной среды в аквариуме / Д. В. Тарнуев. — (полноцветная печать). — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 100 с. https://e.lanbook.com/book/266702
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Перечень вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий, текущего контроля и устного собеседования
3. Темы докладов
Декоративное рыбоводство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. История декоративного рыбоводства (ПКС-4)
2. Современное состояние декоративного рыбоводства (ПКС-4)
3. Типы аквариумов (ПКС-4)
4. Системы фильтрации в пресноводном аквариуме (ПКС-4)
5. Системы фильтрации в морском аквариуме (ПКС-4)
6. Аэробная биологическая фильтрация (ПКС-4)
7. Место биологического фильтрования в цикле азота (ПКС-4)
8. Основные типы биофильтров (ПКС-4)
9. Природные и технические газы в декоративном рыбоводстве (ПКС-4)
10. Какие факторы влияют на насыщение кислородом воды (ПКС-4)
11. Двуокись углерода в декоративном рыбоводстве (ПКС-4)
12. Озон в декоративном рыбоводстве (ПКС-4)
13. Освещение в декоративном рыбоводстве (ПКС-4)
14. Ультрафиолетовый свет в декоративном рыбоводстве (ПКС-4)
15. Поддержание температуры в аквариуме (ПКС-4)
16. Измерение параметров воды (ПКС-4)
17. Аквариумы и другие водоемы для декоративного рыбоводства. (ПКС-4)
18. Устройство аквариума и уход за ним. Виды аквариумов. (ПКС-4)
19. Характеристика водной среды. Химический состав воды. (ПКС-4)
20. Определение кислотности, жесткости аквариумной воды (ПКС-4)
21. Водоподготовка. (ПКС-4)
22. Водные растения (ПКС-4)
23. Регуляции температуры, аэрация, освещение (терморегуляторы, компрессоры, аквариумные лампы) (ПКС-4)
24. Системы фильтрации (механическая, химическая, биологическая) (ПКС-4)
25. Зоогеография декоративных рыб, (Сев.и Южн. Америка, Африка, Евразия). Особенности обитания ихтиофауны на различных континентах (ПКС-4)
26. Земноводные, пресмыкающиеся (ПКС-4)
27. Разнообразие поведения рыб при нересте и уходе за потомством (ПКС-4)Разведение аквариумных рыб. (ПКС-4)
28. Субстраты для нереста, водоподготовка, условия для нереста, инкубирование икры. (ПКС-4)
29. Естественные корма. Коловратки. Ракообразные. Личинки насекомых. Черви многощетинковые и малощетинковые. (ПКС-4)
30. Искусственные корма: гранулы, хлопья. Сушенные беспозвоночные. (ПКС-4)
31. Стартовые корма для мальков (ПКС-4)
32. Брюхоногие и двухстворчатые моллюски, ракообразные (ПКС-4)
33. Инфекционные болезни аквариумных рыб (ПКС-7)
34. Паразитарные болезни аквариумных рыб (ПКС-7)
35. Незаразные болезни вызванные неправильным уходом, содержанием и кормлением (ПКС-4)
36. Акваскейп. Аквариумные аксессуары для оформления аквариума (ПКС-4)
Перечень вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий, текущего контроля и устного собеседования
1. Тема: Введение. Предмет, методы и задачи дисциплины.
1.1. История, методы и задачи декоративного рыбоводства
1. Автор первой российской книги по декоративному рыбоводству.
2. Аквариумистика как хобби.
3. Аквариумное растениеводство.
4. Влияние аквариумистики на сохранение редких и исчезающих видов.
5. Влияние аквариумистики на экосистемы.
6. История аквариумистики в мире.
7. История аквариумистики Древнего Востока
8. История декоративного рыбоводства.
9. Коммерческая аквариумистика
10. Любительская аквариумистика
11. Методы аквариумистики.
12. Научная аквариумистика
13. Начало развития декоративного рыбоводства в России.
14. Опыт зарубежных стран в разведении декоративных рыб
15. Связь дисциплины с другими смежными дисциплинами.
16. Современное состояние декоративного рыбоводства.
17. Тенденции развития декоративного рыбоводства.
Устройство аквариума и уход за ним. Виды аквариумов
1. Аквариумы и другие водоемы для декоративного рыбоводства.
2. Виды декоративных аквариумов.
3. Какая форма аквариумов является универсальной?
4. Классификация аквариумов по конструкции и технологии изготовления.
5. Классификация аквариумов по назначению.
6. Классификация аквариумов по среде обитания.
7. Классификация аквариумов по форме и размеру.
8. Континенты происхождения аквариумных рыб.
9. Материалы используемые для изготовления аквариумов.
10. Материалы используемые для создания прудов.
11. Материалы, используемые в декоративном рыбоводстве.
12. Перечислите и охарактеризуйте различные типы аквариумов.
13. Различия декоративных прудов.
14. Типы аквариумов. Морской аквариум.
15. Типы аквариумов. Пресноводный тропический аквариум.
16. Типы аквариумов. Холодноводный аквариум
17. Типы декоративных водоёмов.
18. Устройство аквариума и уход за ним. Виды аквариумов.
2. Тема: Формирование водной среды
2.1. Характеристика водной среды.
1. Газовая характеристика воды.
2. Загрязнение дождевой воды.
3. Загрязняющие агенты, присутствующие в водопроводной воде.
4. Какие способы очистки аквариума вам известны?
5. Назовите меры борьбы с помутнением и «цветением» воды.
6. Органические отходы, вырабатываемые флорой и фауной аквариума.
7. Физические свойства воды.
8. Характеристика водной среды. Химический состав воды.
9. Химическое загрязнение воды в аквариуме из-за аквариумного оборудования.
10. Что следует понимать под понятием «старая вода»?
2.2. Определение кислотности, жесткости аквариумной воды
1. Какие способы понижения жесткости воды вам известны?
2. Окислительно-восстановительный потенциал воды.
3. Определение кислотности, жесткости аквариумной воды.
4. Соотношение жесткости и содержания минеральных веществ.
5. Характеристика водной среды. Активная реакция воды(pH).
6. Характеристика водной среды. Газовый состав воды.
7. Характеристика водной среды. Жесткость воды
8. Характеристика водной среды. Кислотность воды
9. Характеристика водной среды. Освещенность воды.
10. Характеристика водной среды. Температура воды.
2.3. Водоподготовка. Температура. Освещенность
1. В какой воде могут жить рыбы.
2. Влияние озона на цикл азота.
3. Водоподготовка.
4. Гидрохимические параметры воды бассейна реки Амазонки.
5. Гидрохимические параметры воды водоѐмов Африки.
6. Гидрохимические параметры воды водоѐмов Юго-Восточной Азии.
7. Гидрохимические параметры воды для содержания рыб фауны России.
8. Гидрохимические параметры морской воды.
9. Диффузия и осмос, регуляция осмоса.
10. Значение окислительно - восстановительного потенциала в декоративном рыбоводстве.
11. Зоны различной концентрации кислорода .
12. Измерение параметров воды.
13. Круговорот азота.
14. Назовите важнейшие гидрохимические параметры аквариума.
15. Озон в пресной и морской воде.
16. Основные характеристики воды в декоративном водоёме.
2.4. Аквариумные растения
1. Водоросли в аквариуме
2. Заболевания высших водных растений
3. Какие виды аквариумных растений вам известны? В чем заключаются их особенности?
5. Основные виды рыб и растений используемых для заселения декоративных прудов.
6. Основные различия получения питательных веществ декоративными водными растениями.
7. Основные семейства высших водных растений Амазонки используемых в декоративном рыбоводстве.
8. Основные семейства высших водных растений Африки используемых в декоративном рыбоводстве.
9. Основные семейства высших водных растений России используемых в декоративном рыбоводстве.
10. Основные семейства высших водных растений Юго-Восточной Азии используемых в декоративном рыбоводстве.
11. Расскажите об экологической классификации растений.
12. Растения, плавающие в толще воды.
13. Растения, плавающие на поверхности.
14. Растения, укореняющиеся в грунте.
15. Способы размножения различных видов высших водных растений.
3. Тема: Технические средства при эксплуатации аквариума
3.1. Регуляции температуры, аэрация, освещение
1. Аквариумные компрессоры и сопутствующее оборудование.
2. Аквариумные термометры.
3. Виды терморегуляторов: электромеханические и электронные.
4. Галогенные лампы.
5. Двуокись углерода в декоративном рыбоводстве.
6. Значение УФ – излучения в декоративном рыбоводстве.
7. Измерение значений pH, конструкция pH- электродов
8. Измерение ОВП, устройство электродов для измерения ОВП
9. Какие факторы влияют на насыщение кислородом воды.
10. Лампа накаливания.
11. Лампы использующиеся в декоративном рыбоводстве.
12. Люминесцентные лампы.
13. Металлогалогеновые лампы.
14. Общепринятые нормы мощности освещения в аквариуме.
15. Озон в декоративном рыбоводстве.
16. Освещение в декоративном рыбоводстве.
17. Поддержание температуры в аквариуме.
18. Природные и технические газы в декоративном рыбоводстве.
19. Регуляции температуры, аэрация, освещение (терморегуляторы, компрессоры, аквариумные лампы).
20. Регуляция температурного режима в аквариуме.
21. Светодиодные светильники, панели, прожекторы.
22. Термофильтры.
23. Типы терморегуляторов: погружные, проточные, нагревательные кабели для аквариума, нагревательные маты.
24. Ультрафиолетовый свет в декоративном рыбоводстве.
3.2. Системы фильтрации
1. Анаэробная биологическая фильтрация
2. Аэробная биологическая фильтрация.
3. Биологическая фильтрация.
4. Взаимодействие различных фильтровальных систем
5. Гидродинамические аспекты флотации.
6. Дайте описание и принцип работы внешнего подвесного фильтра (водопад).
7. Дайте описание и принцип работы внешнего фильтра-канистры.
8. Дайте описание и принцип работы внутреннего фильтра-стаканчика.
9. Дайте описание и принцип работы губчатого фильтра.
10. Дайте описание и принцип работы донного фильтра (фальш - дно).
11. Дайте описание и принцип работы пеноотделительной колонки.
12. Дайте описание и принцип работы струйного фильтра.
13. Дайте описание и принцип работы циркулятора.
14. Дайте описание и принцип работы эрлифтного фильтра.
15. Значение химической фильтрации в разведении декоративных рыб
16. Место биологического фильтрования в цикле азота.
17. Механическая фильтрация.
18. Основные типы биофильтров
19. Особенности фильтрации в морских аквариумах.
20. Особенности фильтрации в пресноводных аквариумах.
21. Различные системы фильтрации
22. Расскажите о циркуляции азота в аквариуме
23. Системы фильтрации (механическая, химическая, биологическая).
24. Системы фильтрации в морском аквариуме.
25. Системы фильтрации в пресноводном аквариуме.
26. Современные фильтрующие материалы в аквариуме.
28. Типы фильтров для декоративных прудов
29. Типы фильтров для морских аквариумов
30. Типы фильтров для пресноводных аквариумов
31. Фильтрация в ландшафтном дизайне.
32. Фильтры внутренние и внешние, электрические помпа - фильтры, воздушные фильтры
33. Функциональные элементы флотатора.
34. Химическая фильтрация.
4. Тема: Рыбы, земноводные и другие обитатели аквариумов
4.1.Содержание декоративных рыб.
Особенности обитания ихтиофауны на различных континентах
1. Зоогеография декоративных рыб (Сев. и Южн. Америка, Африка, Евразия). Особенности обитания ихтиофауны на различных континентах.
2. Назовите представителей отряда карпозубообразных рыб.
3. Назовите представителей отряда окунеобразных рыб.
4. Органы осязания рыб.
5. Основные семейства декоративных морских рыб используемых для разведения.
6. Какими критериями руководствуются при приобретении рыб?
7. Как рассчитать плотность посадки рыб в аквариум?
8. Расскажите о транспортировке аквариумных организмов.
9. Рассчитайте, сколько составит плотность посадки аквариумных рыб, если масса рыбы составляет 1,0 г, а длительность транспортировки – 30 ч
10. Основные семейства декоративных рыб Австралии и Океании
11. Основные семейства декоративных холодноводных рыб
12. Основные семейства морских рыб используемых в декоративном рыбоводстве.
13. Основные семейства рыб Великих Африканских озѐр используемых в декоративном рыбоводстве.
14. Основные семейства рыб фауны бассейна реки Амазонки используемых в декоративном рыбоводстве.
15. Основные семейства рыб фауны России используемых в декоративном рыбоводстве.
16. Основные семейства рыб фауны Юго-Восточной Азии используемых в декоративном рыбоводстве.
17. Основные формы тела рыб.
18. Особенности анатомического строения рыб.
19. Особенности пищеварения и питания рыб.
20. Сем. Карповые, основные представители.
21. Сем. Карпозубые. основные представители.
22. Сем. Лабиринтовые, основные представители.
23. Сем. Лебиасиновые, основные представители.
24. Сем. Панцирные сомы, основные представители.
25. Сем. Пецилиевые, основные представители.
26. Сем. Пираньевые, основные представители.
27. Сем. Харациновые, основные представители.
28. Сем. Цихловые, основные представители.
29. Систематика рыб.
30. Содержание хрящевых рыб.
31. Содержание рыб в холодноводном аквариуме.
32. Стадии развития рыб.
4.2.Земноводные, пресмыкающиеся
1. Шпорцевая аквариумная лягушка (Xenopus laevis), уход и содержание.
2. Карликовая лягушка гименохирус (Hymenochirus boettgeri), уход и содержание.
3. Обыкновенный тритон (Lissotriton vulgaris) , уход и содержание.
4. Иглистый тритон (Pleurodeles waltl), уход и содержание.
5. Гребенчатый тритон (Triturus cristatus), уход и содержание.
6. Красноухая черепаха (Trachemys scripta), уход и содержание.
7. Трионикс китайский, или дальневосточная черепаха (Pelodiscus sinensis), уход и содержание.
8. Европейская болотная черепаха (Emys orbicularis), уход и содержание.
9. Мускусная черепаха (Sternotherus odoratus), уход и содержание.
4.2. Брюхоногие и двухстворчатые моллюски, ракообразные
1. Основные виды морских беспозвоночных животных используемых в декоративном рыбоводстве.
2. Брюхоногие моллюски.
3. Двухстворчатые моллюски,
4. Основные семейства и виды пресноводных креветок.
5. Какие виды аквариумных раков и моллюсков вам известны?
6. Какие виды аквариумных моллюсков вам известны?
7. Каковы отличия в биологии физы пузырчатой и ампулярии?
8. Водные животные аквариума. Улитки
9. Водные животные аквариума. Голубой рак, креветки, мшанки
5. Тема: Особенности размножения рыб.
Разнообразие поведения рыб при нересте и уходе за потомством
5.1. Разнообразие поведения рыб при нересте и уходе за потомством
1. Нерестовое поведение в природе у различных видов рыб.
2. Особенности нерестового поведения у различных видов декоративных рыб и основы селекции.
3. Особенности размножения рыб Сем. Панцирные сомы, основные представители.
4. Особенности размножения рыб Сем. Карповые, основные представители.
5. Особенности размножения рыб Сем. Карпозубые. основные представители.
6. Особенности размножения рыб Сем. Лабиринтовые, основные представители.
7. Особенности размножения рыб Сем. Лебиасиновые, основные представители.
8. Особенности размножения рыб Сем. Пецилиевые, основные представители.
9. Особенности размножения рыб Сем. Пираньевые, основные представители.
10. Особенности размножения рыб Сем. Харациновые, основные представители.
11. Особенности размножения рыб. Сем. Цихловые, основные представители.
12. Разнообразие поведения рыб при нересте и уходе за потомством.
13. Способы размножения и инкубации икры у разных видов декоративных рыб.
14. Типы инкубации икры у различных видов рыб в природе.
15. Этапы эмбрионального развития рыб.
5.2. Разведение аквариумных рыб.
1. Выдерживание, подращивание личинок и выращивание мальков декоративных видов рыб.
2. Для чего используют донные сетки и разделительные перегородки?
3. Инкубация икры декоративных видов рыб.
4. Искусственная стимуляция размножения рыб.
5. Искусственные и естественные субстраты для нереста.
6. Использование гормональных инъекций.
7. Каковы общие правила стимуляции нереста рыб?
8. Назовите основные виды нерестовых субстратов.
9. Основные виды живых кормов используемых при разведении декоративных рыб.
10. Отбор и способы подготовки производителей к нересту.
11. Разведение аквариумных рыб.
12. Санитарно-гигиенические мероприятия при инкубации икры .
13. Санитарно-профилактические мероприятия при разведении декоративных рыб.
14. Современные технологии в разведении декоративных рыб.
15. Создание условий для нереста для нереста, инкубирования икры.
16. Способы размножения и инкубации икры у различных видов декоративных рыб.
17. Способы стимуляции нереста у разных видов декоративных рыб, причины.
18. Способы стимуляции нереста у разных видов декоративных рыб, причины использования гормональных инъекций.
19. Субстраты для нереста, водоподготовка, условия для нереста, инкубирование икры.
20. Требования к нерестовым и выростным аквариумам.
21. Что включает в себя процедура подготовки аквариумной воды?
6. Тема: Кормление рыб.
6.1. Естественные корма. Живые корма
1. Живые корма и их характеристика
2. Коловратки.
3. Кормовые организмы.
4. Культивирование артемии.
5. Культивирование гриндальского червя.
6. Культивирование дафний.
7. Культивирование инфузории-туфельки.
8. Личинки насекомых.
9. Основные виды живых кормов используемых в декоративном рыбоводстве.
10. Принципы работы аквариумов-культиваторов.
11. Ракообразные.
12. Стартовые корма для мальков.
13. Требования к аквариумам культиваторам.
14. Черви многощетинковые и малощетинковые.
6.2. Искусственные корма.
1. Искусственные корма: гранулы, хлопья.
2. Сушенные беспозвоночные.
3. Какие виды кормов для аквариумных рыб вам известны
4. Назовите основные виды стартовых кормов.
5. Основные виды кормов в разведении декоративных рыб.
7. Различные рецептуры и виды кормов
8. Расскажите об особенностях кормления аквариумных рыб.
9. Способы кормления.
10. Сухие, комбинированные корма и их характеристика.
11. Требования к качеству кормов, значение белков, жиров, углеводов и биологически активных веществ в питании декоративных рыб
7. Тема: Болезни рыб
7.1. Инфекционные и паразитарные болезни аквариумных рыб
1. Анестезирующие и дезинфицирующие вещества.
2. Вирусные, бактериальные, грибковые заболевания.
3. Диагностика заболеваний.
4. Диагностика и лечение заболеваний вызванных жаберными сосальщиками, карпоедом, лерниями
5. Заболевания вызванные простейшими возбудителями.
6. Инфекционные болезни аквариумных рыб.
7. Как можно предупредить болезнь рыб?
8. Какие способы лечения аквариумных рыб вам известны?
9. Карантин и гигиена в декоративном рыбоводстве.
10. Медикаменты и их применение.
11. Назовите виды лекарственных препаратов и расскажите о примении их в лечении аквариумных рыб.
12. Паразитарные болезни аквариумных рыб.
13. Симптомы и способы лечения бактериальных заболеваний.
14. Симптомы и способы лечения грибковых заболеваний.
15. Симптомы и способы лечения заболеваний вызванных простейшими.
16. Симптомы и способы лечения паразитарных заболеваний.
17. Требования к карантинно-лечебным аквариумам.
18. Фурункулез, плавниковая гниль, ихтиофтириус, оодиниум - диагностика и лечение.
7.2. Незаразные болезни вызванные неправильным уходом,
содержанием и кормлением
1. Диагностика незаразных заболеваний декоративных видов рыб.
2. Заболевания вызванные некачественным кормом.
3. Заболевания физического происхождения.
4. Заболевания химического происхождения.
5. Методика проведения акклиматизации декоративных видов рыб.
6. Незаразные болезни, вызванные неправильным уходом, содержанием и кормлением.
7. Пороки развития.
8. Профилактика незаразных заболеваний декоративных видов рыб.
9. Способы диагностики заболеваний.
8. Декоративные элементы аквариума
8.1.Акваскейпинг. Аквариумные аксессуары для оформления аквариума.
1. Аквариумные аксессуары для оформления аквариума.
2. Акваскейпинг: основные понятия.
3. Стили оформления аквариума: Голландский .
4. Оформление аквариума и уход за ним.
5. Перечислите основные элементы декорирования аквариума.
6. Принципы оформления и оснащение декоративных ландшафтных водоѐмов.
7. Принципы оформления и оснащение морского аквариума.
8. Принципы оформления и оснащение пресноводного аквариума с высшими водными растениями.
9. Принципы оформления и оснащение пресноводного аквариума.
10. Природный аквариум: принципы и стили оформления Такаси Амано.
11. Стили оформления аквариума: С крупными рыбами .
12. Стили оформления аквариума: Сюжетный аквариум.
13. Стили оформления аквариума: Аквариум с глофиш.
14. Стили оформления аквариума: Аквариум-травник.
15. Стили оформления аквариума: Акваскейп, или природный аквариум .
16. Стили оформления аквариума: Биотопный.
17. Стили оформления аквариума: Видовой цихлидник.
18. Стили оформления аквариума: Морской.
19. Стили оформления аквариума: Палюдариум.
20. Стили оформления аквариума: Псевдоморской.
21. Стили оформления аквариума: Холодноводный аквариум.
22. Стили оформления аквариума: Японский (Ивагуми, Рио-боку ).
3.Требования к карантинно - лечебным аквариумам, аквариумам культиваторам
4. Основные виды кормов в декоративном рыбоводстве. Стартовые и продукционные корма
5.Требования к качеству кормов, значение белков, жиров, углеводов и биологически активных веществ в питании декоративных рыб
6.Санитарно-профилактические мероприятия в декоративном рыбоводстве
7.Отбор и способы подготовки производителей к нересту
8.Инкубация икры декоративных видов рыб. Санитарно- гигиенические мероприятия при инкубации икры
9.Выдерживание, подращивание личинок и выращивание мальков декоративных видов рыб
10.Методика проведения акклиматизации декоративных видов рыб
11.Современные технологии выращивания тропических видов высших водных растений
12.Современные технологии выращивания мягких и жестких кораллов
13.Профилактика заболеваний декоративных видов рыб
14.Диагностика заболеваний декоративных видов рыб
15.Болезни, не обусловленные возбудителями
16.Вирусные, бактериальные, грибковые заболевания
17. Заболевания вызванные простейшими возбудителями, заболевания вызванные паразитами
18.Медикаменты и их применение, анастезирующие вещества
19.Заболевания высших водных растений
20.Заболевания беспозвоночных животных
Критерии оценивания:
-полнота раскрытия темы;
-степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
-знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
-умение логически выстроить материал ответа;
-умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
-степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок)
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100баллов
«отлично» Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрированознание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамкипри сохранениисмысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) изпрактики.
71-85баллов
«хорошо» Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрированознание фактического материала, встречаются несущественные фактическиеошибки.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.),отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация– выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) изпрактики.
56-70баллов
«удовлетворительно» Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либоона слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическимаспектам.
Ниже 55 баллов
«неудовлетворительно» Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки вупотреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знаниефактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либоневерны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушеназаданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышаетзаданный.Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они не адекватны.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания,
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п