учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по управлению инновациями и инвестициями в сельском хозяйстве; развитие знаний, умений, навыков действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения.
ПКС-2: Владеет методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
знает поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
умеет осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
владеет способностью осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями
:
ПКС-3: Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, разрабатывать корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач;
знает поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
умеет осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
владеет способностью осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями
:
ПКС-5: Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями;
знает поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
умеет осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
владеет способностью осуществлять экономический анализ поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Стратегическое управление инновациями и инвестициями в агробизнесе
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Инновация как экономическая категория ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
2. Подходы к изучению категории инновации. Вклад ученых-экономистов в изучение теории инноваций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
3. Классификация инноваций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
4. Инновационная деятельность, ее составляющие ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
5. Инновационный процесс, его компоненты и этапы ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
6. Участники инновационного процесса ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
8. Понятие инновационного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
9. Особенности реализации инновационных проектов в АПК ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
10. Место инновационного проекта в стратегии развития предприятия ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
11. Методические подходы к оценке эффективности инновационных проектов ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
12. Понятие и сущность инвестиций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
13. Виды инвестиций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
14. Основные направления инвестиций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
15. Направления и цели инвестиционной деятельности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
16. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
17. Понятие инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
18. Классификация инвестиционных проект ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
19. Жизненный цикл инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
20. Понятие эффективности инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
21. Технический анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
22. Институциональный анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
23. Коммерческий анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
24. Социальный анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
25. Экологический анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
26. Финансовый анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
27. Экономический анализ инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
28. Понятие денежного потока инвестиционного проекта. Составляющие денежного потока ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
29. Денежный поток от инвестиционной деятельности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
30. Денежный поток от операционной деятельности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
31. Денежный поток от финансовой деятельности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
32. Классификация источников финансирования инвестиционных проектов ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
33. Альтернативная стоимость капитала как инструмент проектного анализа ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
34. Учет изменения ценности денег во времени. Дисконтирование. Компаундирование ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
35. Сравнение ситуаций «с проектом» и «без проекта» при оценке эффективности проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
36. Понятие и условия финансовой реализуемости (осуществимости) инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
37. Сущность и проблемы экономической оценки инвестиций ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
38. Принципы оценки эффективности инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
39. Оценка эффективности проекта в целом ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
40. Оценка эффективности участия в проекте ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
41. Критерии финансовой реализуемости инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
42. Критерии эффективности инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
43. Использование бухгалтерской отчетности для целей анализа осуществимости инвестиционных проектов ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
44. Анализ текущего финансового состояния и анализ на перспективу как метод снижения рисков участия в проектах ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
45. Отражение денежных потоков проекта в прогнозных формах бухгалтерской отчетности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
46. Источники и условия финансирования. Подбор конкретных схем финансирования, обеспечивающих осуществимость проектов ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
47. Система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных кредитов и другие источники финансирования ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
48. Основные схемы обслуживания долга: терминология, правила расчета ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
49. Расчет эффективности проекта при изменении условий финансирования и схемы обслуживания долга ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
50. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
51. Методика расчета программы производства и реализации продукции для бизнес-плана инвестиционного проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
52. Методика расчета финансовых результатов инвестиционного проекта и показателей эффективности ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
53. Виды рисков инвестиционных проектов ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
54. Расчет и оценка прироста затрат и выгод от реализации проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
55. Построение денежных потоков проекта ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
Комплект заданий для проведения устных опросов
Тема Экономическая сущность и значение инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия
1. Понятие и сущность инвестиций
2. Источники инвестиций
3. Понятие субсидий
4. Классификация инвестиций
5. Инвестиционная деятельность
6. Инвестиционная политика
Тема Содержание и фазы развития инвестиционного проекта
1. Понятие инвестиционного проекта
3. Признаки, характеризующие инвестиционный проект
4. Классификация инвестиционных проектов
Тема Основные методы анализа проектов: инструментарий, показатели оценки
1. Основные аспекты анализа инвестиционных проектов
2. Технический анализ инвестиционного проекта
3. Институциональный анализ инвестиционного проекта
4. Социальный анализ инвестиционного проекта
5. Экологический анализ инвестиционного проекта
6. Коммерческий анализ инвестиционного проекта
7. Финансовый анализ инвестиционного проекта
8. Экономический анализ инвестиционного проекта
9. Понятие общественной (народнохозяйственной) эффективности инвестиционного проекта
10. Методика оценки общественной (народнохозяйственной) эффективности инвестиционного проекта
11. Методика преобразования финансовых цен в экономические ценности
Комплект заданий для практической работы
Тема Экономическая сущность и значение инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия
Задание:
Постройте схему, отражающую влияние инвестиций на развитие экономики. Постройте схему, отражающую направления инвестиционной деятельности предприятия
Тема Содержание и фазы развития инвестиционного проекта
Задание: Постройте схему жизненного цикла проекта, отразите в ней основное содержание проектных стадий
Тема Основные методы анализа проектов: инструментарий, показатели оценки
Задания:
1. Приведите пример технического анализа инвестиционного проекта
2. Приведите пример коммерческого анализа инвестиционного проекта
3. Приведите пример институционального анализа инвестиционного проекта
4. Приведите пример социального анализа инвестиционного проекта
5. Приведите пример экологического анализа инвестиционного проекта
6. Приведите пример финансового анализа инвестиционного проекта
7. Приведите пример экономического анализа инвестиционного проекта
Задание: на примере инвестиционного проекта запуска (развития) производства конкретизируйте, какие изменения выгод и затрат следует считать реальными для национальной экономики, исходя из типовых:
- изменение объема производства продукции или услуг;
- изменение размера затрат на производство единицы продукции;
- изменение места реализации продукции за счет доставки (транспортировки);
- изменение времени реализации за счет хранения;
- изменение качества и вида продукции за счет предпродажной обработки;
- получение кредитов и других средств от иностранных партнеров и их возврат;
- прочие виды изменения потребительской стоимости, связанные с реальными затратами ресурсов общества (страны).
Тема Разработка бизнес-плана инвестиционных проектов
Задание: Разработайте идею инвестиционного проекта. Определите цель и задачи проекта, место его реализации, участников и деловых партнеров проекта, ориентировочный срок реализации и источники финансирования проекта.
Определите, какую исходную информацию необходимо собрать для разработки бизнес-плана инвестиционного проекта (по разделам), какие основные параметры проекта необходимо рассчитать (определить) в каждом разделе бизнес-плана.
Кейс-задачи
Тема Инновационный проект как форма реализации инновационной деятельности
Условия задачи:
В сельскохозяйственной организации рассматривается инвестиционный проект по модернизации оборудования по кормоприготовлению. Проект рассчитан на молочное стадо КРС в 200 гол. и обеспечивает прирост надоя на одну фуражную корову с базового уровня 2500 л/год до 4000 л/год. Проект рассчитан на 5 лет.
Стоимость нового оборудования и его монтажа по проекту составляет 100 тыс. руб. Необходимо также провести обучение персонала стоимостью 3 тыс. руб. Будет осуществлен демонтаж старого оборудования стоимостью 5 тыс.руб. Старое оборудование можно продать по рыночной цене 20 тыс.руб. Работы по демонтажу старого и установке нового оборудования, обучению кадров планируется провести в 1-й год реализации проекта.
Повышение продуктивности коров планируется начиная со второго года реализации проекта. 20 тыс. л. молока в год используется на внутрихозяйственные нужды (в ситуации «с проектом» и «без проекта»).
Прогнозируемые цены реализации молока составляют:
1 год – 6 руб./л.
2 год – 7 руб./л.
3 год – 8 руб./л.
4 год – 9 руб./л.
5 год – 10 руб./л.
Текущие затраты в ситуации «с проектом» составят:
1 год – 2100 тыс.руб.
2 год – 2700 тыс.руб.
3 год – 3000 тыс.руб.
4 год – 3300 тыс.руб.
После реализации проекта оборудование имеет остаточную стоимость, которую необходимо рассчитать исходя из условия, что срок полезного использования оборудования составляет 10 лет.
В ситуации «без проекта» текущие затраты составили бы:
1 год – 2100 тыс.руб.
2 год – 2300 тыс.руб.
3 год – 2500 тыс.руб.
4 год – 2700 тыс.руб.
5 год – 2900 тыс.руб.
В третий год потребовался бы капитальный ремонт старого оборудования стоимостью 10 тыс. руб., срок полезного использования которого составит 5 лет.
Рассчитать: Чистый дисконтированный доход при условии, что
r (Rate) = 10%
Определить: в какой год реализации проекта наступит его окупаемость.
Расчеты проводятся в следующей форме:
тыс. руб.
Показатели «Без проекта» «С проектом»
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Выгоды:
Выручка от реализации продукции
Остаточная стоимость инвестиций
Прочие выгоды
Итого выгоды
Затраты:
Текущие затраты
Капитальные затраты
Прочие затраты
Итого затраты
Чистые выгоды (прибыль) - всего
Прирост чистых выгод
Дисконтированный прирост чистых выгод
Дисконтированный прирост чистых выгод нарастающим итогом
Основные методы анализа проекта
Задача 1
Произведите расчеты по обслуживанию кредита при основном варианте традиционной схемы.
Сумма кредита 1200 денежных единиц
Процент за пользование кредитом - 15%
Срок возврата кредита - 5 лет
Ставка дисконта Rate - 10%
Традиционная схема обслуживания кредита. Основной вариант
Годы Денежный поток "до финансирования" Получение кредита Выплата основного долга Выплата процентов Чистое финансирование Денежный поток "после финансирования"
номинальный дисконтированный номинальный дисконтированный
1 -1500 1200
2 450
3 450
4 450
5 450
6 450
Итого 750
Задача 2
Произведите расчеты по обслуживанию кредита при традиционной схеме с отсрочкой выплаты основного долга.
Сумма кредита 1200 денежных единиц
Процент за пользование кредитом - 15%
Срок возврата кредита - 5 лет
Отсрочка выплаты основного долга - 2 года
Ставка дисконта Rate - 10%
Традиционная схема обслуживания кредита с отсрочкой выплаты основного долга
Годы Денежный поток "до финансирования" Получение кредита Выплата основного долга Выплата процентов Чистое финансирование Денежный поток "после финансирования"
номинальный дисконтированный номинальный
1 -1500 1200
2 450
3 450
4 450
5 450
6 450
Итого 750
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема Экономическая сущность и значение инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия
Задание:
Постройте схему, отражающую влияние инвестиций на развитие экономики. Постройте схему, отражающую направления инвестиционной деятельности предприятия
Тема Содержание и фазы развития инвестиционного проекта
Задание: Постройте схему жизненного цикла проекта, отразите в ней основное содержание проектных стадий
Тема Аспекты анализа инвестиционного проекта
Задания:
8. Приведите пример технического анализа инвестиционного проекта
9. Приведите пример коммерческого анализа инвестиционного проекта
10. Приведите пример институционального анализа инвестиционного проекта
11. Приведите пример социального анализа инвестиционного проекта
12. Приведите пример экологического анализа инвестиционного проекта
13. Приведите пример финансового анализа инвестиционного проекта
14. Приведите пример экономического анализа инвестиционного проекта
Тема Анализ проектов с позиций национальной экономики
Задание: на примере инвестиционного проекта запуска (развития) производства конкретизируйте, какие изменения выгод и затрат следует считать реальными для национальной экономики, исходя из типовых:
- изменение объема производства продукции или услуг;
- изменение размера затрат на производство единицы продукции;
- изменение места реализации продукции за счет доставки (транспортировки);
- изменение времени реализации за счет хранения;
- изменение качества и вида продукции за счет предпродажной обработки;
- получение кредитов и других средств от иностранных партнеров и их возврат;
- прочие виды изменения потребительской стоимости, связанные с реальными затратами ресурсов общества (страны).
Тема Разработка бизнес-плана инвестиционных проектов
Задание: Разработайте идею инвестиционного проекта. Определите цель и задачи проекта, место его реализации, участников и деловых партнеров проекта, ориентировочный срок реализации и источники финансирования проекта.
Определите, какую исходную информацию необходимо собрать для разработки бизнес-плана инвестиционного проекта (по разделам), какие основные параметры проекта необходимо рассчитать (определить) в каждом разделе бизнес-плана.
Комплект тестовых заданий
Тема Инновационная деятельность как объект управления и инвестирования
1. Инновации – это:
а) изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности;
б) изменения в первоначальной структуре производственного механизма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию, касающийся продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями;
в) особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг;
г) общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга;
д) все перечисленное;
е) нет правильного ответа
2. Инновационный менеджер должен иметь следующие качества:
а) инициативность, ответственность, решительность, упорство в достижении цели;
б) ответственность, творческое мышление;
в) склонность к риску, решительность;
г) обширные знания в области инновационного менеджмента, точность исполнения распоряжений топ-менеджера;
д)
3. Выработка стратегии инновационного развития организации является базой для создания и удержания конкурентного преимущества:
а) да;
б) нет.
4. Государственная инновационная политика призвана:
_________________________________________________________________
5. Инновации присущи следующие свойства:
б) научно-техническая новизна, производственная применимость;
в) научно-техническая новизна, коммерческая реализуемость, производственная применимость;
г) научно-техническая новизна, окупаемость затрат;
д) производственная применимость, низкие затраты на внедрение;
е) нет правильного ответа
Тема Экономическая сущность и значение инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия
1.Инвестиции – это:
а) денежные средства, хранящиеся в виде накоплений;
б) денежные средства, имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты недвижимости;
в) денежные средства и имущество, изымаемые из оборота с целью накопления;
г) средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта
д) все перечисленное
е) нет правильного ответа
2. Источники инвестиций подразделяются на:
а) средства, образующиеся в ходе осуществления проекта и средства, внешние по отношению к проекту
б) денежные средства и имущество
в) собственные и заемные средства
г) собственные средства инвесторов и бюджетные средства
д) варианты в) и г)
е) нет правильного ответа
3. Финансовые инвестиции – это:
а) вложение свободных денежных средств с целью получения дохода в виде процента
б) приобретение финансовых активов с целью получения дополнительных доходов в виде дивидендов и процентов
в) приобретение финансовых активов с целью сокращения затрат предприятия
г) приобретение имущества с целью расширения деятельности предприятия
д) все перечисленное
е) нет правильного ответа
4. Физические инвестиции включают:
а) вложения в основные средства
б) приобретение ценных долговых бумаг
в) пополнение запасов материальных оборотных средств
г) приобретение нематериальных активов
д) варианты а) и в)
е) варианты б) и г)
5. Инвестор – это:
а) физическое или юридическое лицо, вкладывающее средства в инвестиционный проект
б) юридическое лицо, вкладывающее средства в инвестиционный проект
в) физическое или юридическое лицо, осуществляющее регулирование инвестиционной деятельности
г) государственные органы, осуществляющие инвестиционную деятельность
д) варианты а) и в)
е) нет правильного ответа
6. Инвестиционная деятельность – это:
а) процесс вложения денежных средств с целью накопления
б) создание и модернизация основных фондов
в) совокупность действий по управлению инвестициями
г) совокупность процессов вложения инвестиций и практические действия по реализации инвестиций
д) взаимодействие субъектов на инвестиционном рынке
е) взаимодействие субъектов на финансовом рынке
Тема Содержание и фазы развития инвестиционного проекта
1. Инвестиционный проект – это:
а) комплект проектной документации по осуществлению инвестиций
б) комплекс мероприятий по осуществлению инвестиций, преследующий достижение определенных целей (получение определенных результатов)
в) комплекс мероприятий по вложению свободных денежных средств и имущества предприятия
г) план вложения свободных денежных средств и имущества предприятия на год
д) варианты а)и б)
е) варианты в) и г)
2. К признакам инвестиционного проекта не относится:
а) проект направлен на достижение конкретной и четко определенной цели
б) проект имеет ограниченную протяженность во времени с четко определенным моментом начала и завершения
в) проект характеризуется ограниченностью ресурсов и наличием определенных внешних условий
г) проект предполагает координированное выполнение ряда взаимосвязанных действий
д) проект отличается неповторимостью условий реализации
е) проект направлен на получение дополнительной прибыли
3. Если принятие нового проекта способствует росту доходов по другим проектам, они являются:
б) независимыми
в) комплиментарными
г) замещающими
д) варианты а) и в)
е) нет правильного ответа
4. Инвестиционный проект финансово реализуем, если:
а) накопленное сальдо денежного потока положительно
б) накопленное сальдо денежного потока отрицательно
в) накопленное сальдо денежного потока больше или равно нулю
г) сумма притоков денежных средств больше суммы оттоков денежных средств
д) сумма притоков по инвестиционной деятельности больше суммы оттоков по инвестиционной деятельности
е) нет правильного ответа
5. Жизненный цикл проекта – это:
а) промежуток времени от момента вложения инвестиций до момента получения дохода от инвестиций
б) промежуток времени от момента возникновения идеи проекта до момента завершения оценки результатов его реализации
в) промежуток времени от момента запуска оборудования по проекту до момента демонтажа оборудования
г) промежуток времени от момента заключения договоров по проекту до момента оценки результатов его реализации
д) промежуток времени между первым и последним сложением средств по проекту
е) нет правильного ответа
6. К фазам жизненного цикла проекта не относится:
а) фаза идентификации проекта
б) фаза предварительной оценки проекта
в) фаза переговоров
г) фаза заключения договоров
д) фаза оценки результатов реализации проекта
е) фаза реализации проекта
Тема Основные методы анализа проектов: инструментарий, показатели оценки
1. Альтернативная стоимость ресурса определяется:
а) его средней стоимостью в данном регионе
б) средней ценностью, которую он мог бы иметь при использовании другими инвесторами
в) ценностью, которую он мог бы иметь при использовании наилучшим из возможных способов
г) рыночной ценой ресурса
д) плановой ценой ресурса
е) нет правильного ответа
2. Дисконтирование – это:
а) расчет будущей стоимости сегодняшних денег
б) вычисление текущей ценности будущих денег
в) расчет сложного процента
г) расчет средней стоимости сегодняшних денег с учетом возможных альтернатив их использования
д) расчет процентного соотношения затрат и выгод по проекту
е) нет правильного ответа
3. Сложный процент для периода t при неизменной ставке дисконта рассчитывается по формуле:
а) CFt = (1+Rate)
б) CFt =
в) СF =
г) СF = (1+Rate)
д) СF = (1+Rate) * 100%
е) нет правильного ответа
4. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value) рассчитывается по формуле:
а)ЧДД (NPV)=
б) ЧДД NPV)=
в) ЧДД (NPV)=
г) ЧДД (NPV)=
д) ЧДД (NPV)= )=
е) ЧДД (NPV)= )=
5. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value) – это:
а) сумма приростов выгод от проекта за вычетом суммы приростов затрат по нему
б) сумма дисконтированных приростов выгод от проекта за вычетом суммы дисконтированного прироста затрат по нему
в) сумма приростов выгод по проекту
г) сумма выгод за минусом затрат по проекту
д) сумма выгод за минусом суммы затрат по проекту, приведенные к моменту завершения проекта
е) нет правильного ответа
6. Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return) определяется путем
а) деления значения ЧДД на срок окупаемости проекта
в) подбора ставки дисконта, при которой ЧДД=0
г) подбора ставки дисконта, при которой ЧДД>0
д) подбора ставки дисконта, при которой ЧДД<0
е) нет правильного ответа
Тема Разработка бизнес-плана инвестиционных проектов
1. На стадии сбора и обработки информации при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта осуществляется:
а) выявление целей и задач проекта
б) оценка спроса на продукт, выпуск которого предполагается по проекту
в) выявляется структура производственных затрат по статьям по продукту, выпуск которого предполагается по проекту
г) варианты а) и б)
д) варианты а), б) и в)
е) нет правильного ответа
2. Раздел «Анализ рынка» при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта не содержит:
а) общую характеристику рынка, оценку его текущих размеров и стадий развития
б) краткое описание продукции, реализуемой на данном рынке
в) анализ требований к продукции различных групп покупателей
г) оценка спроса на конкретном сегменте рынка
д) формулирование ценовой политики и анализ ожидаемых объемов продаж продукции
е) определение уровня конкурентоспособности продукции
3. В разделе «План маркетинга» при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта рассматриваются следующие аспекты:
а) обоснование методов продвижения продукции на рынок
б) постановка целей и выбор способов проникновения на рынок
в) общая характеристика рынка, оценка его текущих размеров и стадии развития
г) оценку спроса на конкретном сегменте рынка
д) варианты а) и б)
е) варианты в) и г)
4. Раздел «Краткое содержание» при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта не включает:
а) наименование и адрес предприятия
б) суть и цели проекта
в) стоимость проекта
г) потребность в инвестициях
д) технология проектов
е) нет правильного ответа
5. Раздел «Производственный план» бизнес-плана инвестиционного проекта не содержит:
а) описание технологии
б) описание оборудования
в) описание источников поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
г) данные о работах, выполняемых субподрядчиками
д) все перечисленное
е) нет правильного ответа
6. Раздел «Организационный план и управление персоналом» бизнес-плана инвестиционного проекта включает:
а) описание организационной структуры управления проектом
б) профессионально-квалификационную структуру рабочего персонала
в) сведения о потребности в персонале
г) варианты а), б) и в)
д) варианты а) и б)
е) варианты а) и в)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п