учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: получение теоретических знаний и практических навыков осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
ИД-2. не знает методы эффективного взаимодействия с другими членами команды
ИД-2. знает плохо методы эффективного взаимодействия с другими членами команды
ИД-2. знает методы эффективного взаимодействия с другими членами команды
ИД-2. знает хорошо методы эффективного взаимодействия с другими членами команды
участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи;:
ИД-2. не умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. умеет неуверенно эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. умеет уверенно эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
поставленной цели, определять свою роль в команде, определять свою роль в команде, эффективно
взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями
и опытом в интересах выполнениях командной задачи:
ИД-2. не владеет способностью определять свою роль в команде, эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. владеет неуверенно способностью определять свою роль в команде, эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. владеет способностью определять свою роль в команде, эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
ИД-2. владеет уверенно способностью определять свою роль в команде, эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи
форма текущего контроля успеваемости)
работ
«Доклад и
дискуссия»
проверка домашнего задания
(волонтерской) деятельности
тестирование
тестирование
«Доклад и
дискуссия»
ориентированными НКО, инициативными
группами, органами власти и иными
организациями
ориентированными НКО, инициативными
группами, органами власти и иными
организациями
«Доклад и
дискуссия»
ориентированными НКО, инициативными
группами, органами власти и иными
организациями
тестирование
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности: методические указания для проведения занятий семинарского типа и выполнения самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и аудит в организациях АПК» / И.А. Билтуева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 49 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Комплект тестовых заданий
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Когда добровольчество как социальное явление появилось в России? (УК-3.2. ИД-1)
а) вторая половина XVII-го века
б) конец XIX-го века
в) 60-е годы XX-го века
г) 80-е годы XX-го века
Правильный ответ: г
Задание 2 (выберите один вариант ответа). В каком году в России благотворительность была законодательно признана правовым видом деятельности? (УК-3.2. ИД-1)
а) 1882 г;
б) 1922 г;
в) 1995 г;
г) 2018 г.
Правильный ответ: в
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Что такое НКО? (УК-3.2. ИД-1)
а) некоммерческие организации
б) новые коммерческие организации
в) неформальные коммерческие организации
г) незарегистрированные коммерческие организации
Правильный ответ: а
Задание 4 (выберите один вариант ответа). В 1985 году Организация Объединенных Наций предложила проводить Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. В 2017 году Президент РФ подписал указ «О Дне добровольца (волонтера)». Когда отмечается «День Добровольца» в России? (УК-3.2. ИД-1)
а) 1 февраля
б) 5 декабря
г) 1 марта
Правильный ответ: б
Задание 5 (выберите один вариант ответа). В какой стране запрещены волонтерские движения? (УК-3.2. ИД-1)
а) Россия;
б) Италия;
в) Япония;
г) нет такой страны.
Правильный ответ: г
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Что такое социальный проект? (УК-3.2. ИД-1)
а) план общественных мероприятий;
б) план общегородских мероприятий;
в) программа действий, направленная на решение социальных проблем;
г) здесь нет верного ответа.
Правильный ответ: в
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Можно ли считать слова «волонтер» и «доброволец» синонимами? (УК-3.2. ИД-1)
а) Да;
б) Нет;
Правильный ответ: а
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Что означает латинское слово voluntaries? (УК-3.2. ИД-1)
а) добровольный;
б) вольнодумный;
в) благодушный;
г) готовый действовать.
Правильный ответ: а
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Какое из данных утверждения о волонтерстве является верным? (УК-3.2. ИД-1)
а) чтобы стать волонтером требуется соответствующее образование и квалификация;
б) волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью;
в) волонтеры работают только с социальными проблемами;
г) граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством.
Правильный ответ: б
Задание 10. После Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г. в России стало активно развиваться волонтерство, количество добровольцев превысило 25 000 человек. С целью сохранения наследия в России была создана именно эта организация. Как она называется? (УК-3.2. ИД-1)
а) Добровольческая партия
б) Союз пионерских организаций
в) Ассоциация волонтерских центров
г) Ресурсный центр «Мосволонтер»
Правилmный ответ: в
Задание 11. (выберите один вариант ответа). Получают ли заработную плату участники международных волонтерских лагерей? (УК-3.2. ИД-1)
а) Да;
б) Нет.
Правильный ответ: б
Задание 12 (выберите один вариант ответа) Стать волонтером может (УК-3.2. ИД-1):
а) любой гражданин, достигший совершеннолетия или 14 лет с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих
б) любой гражданин, независимо от возраста
в) гражданин в возрасте с 18 до 55 лет
г) любой гражданин, с кем заключен договор гражданско-правового характера
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). В каком году в России впервые появилось определение добровольца (волонтера) на законодательном уровне? (УК-3.2. ИД-1)
а) 1995 г;
б) 2000 г;
в) 1997 г;
г) 2017 г.
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 14 (впишите недостающие слова). Каждую весну с 1997 года проводится Всероссийская консолидированная добровольческая акция ________________ (УК-3.2. ИД-1):
Правильный ответ: весенняя неделя добра;
Задание 15 (выберите два и более вариант ответа). Какие качества присущи настоящему волонтеру? (УК-3.2. ИД-1)
а) общительность
б) смелость
г) отзывчивость
Правильный ответ: в, г
Задание 16 (впишите недостающие слова). С ______ лет волонтер считается «серебряным». (УК-3.2. ИД-1)
Правильный ответ: 55
Задание 17 (впишите недостающие слова). Вы решили сортировать мусор и рассказываете своим друзьям о пользе ____________________волонтерства. (УК-3.2. ИД-1)
Правильный ответ: экологического
Задание 18 (впишите недостающие слова). Добровольческая деятельность, которая направлена на информационное освещение общественно значимых событий, а также создание медиаконтента (фото, видео, текст) и его распространение в СМИ называется – ____________________.(УК-3.2. ИД-1)
Правильный ответ: медиаволонтерство
Задание 19 (впишите ответ). Каждый волонтер с 14 лет может получить этот документ. Он необходим для записи и учета достижений в добровольческой деятельности. Напишите его название. (УК-3.2. ИД-1)
Ответ: _________________
Правильный ответ: Личная книжка волонтера
Задание 20 (ответьте на вопрос). Кого затрагивает принцип «не навреди», которого обязан придерживаться каждый волонтер? (УК-3.2. ИД-1)
Правильный ответ: самого волонтера, подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждения.
Задание 21 (установите соответствие) Выберите, какую материальную поддержку волонтерская организация не обязана / обязана обеспечивать волонтеру (УК-3.2. ИД-1):
Обязана обеспечить волонтеру а) страхование жизни и здоровья.
б) методическую поддержку.
в) Возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного время волонтерства.
г) возмещение стоимости сувенирной продукции мероприятия/события, на котором работает волонтер.
Не обязана обеспечить волонтеру
Правильный ответ:
обязана обеспечить волонтеру – а,б,в
не обязана обеспечить волонтеру - г
Задание 22 (впишите недостающие слова). Вы отправились в заповедник помогать в лечении больных птиц. Вашу деятельность можно отнести к ______________________ волонтерству (УК-3.2. ИД-1).
Правильный ответ: экологическому
Задание 23 (установите соответствие) Установите соответствие, что из перечисленного является волонтерством, а что не относится к волонтерству (УК-3.2. ИД-1):
Волонтерство 1. Покупка продуктов больной матери
2. Транспортировка животных из приюта к ветеринару
3. Обязательные работы, выполняемые согласно судебному постановлению
4. Чтение лекции за пожертвования
5. Оказание помощи ветеранам
Не волонтерство
Правильный ответ:
Волонтерство – 2, 5
Не волонтерство – 1,3,4
Задание 24 (выберите два и более вариант ответа). Независимо от вида добровольчества, существуют общие принципы, отделяющие волонтерство от любой другой общественно полезной деятельности. Этими принципами руководствуется каждый участник волонтерского движения. Какие основные принципы лежат в основе добровольчества? (УК-3.2. ИД-1)
а) не навреди
б) помоги
в) добровольно
г) безвозмездно
Правильный ответ: в, г
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25. (Кейс-задание). Вы пришли работать в медучреждение. На ваших глазах одному из пациентов становится нехорошо. Несколько лет назад вы проходили инструктаж по оказанию первой помощи, и вам кажется, что последовательность действий врача неверна (УК-3.2. ИД-1)
Задание 25.1 (выберите один вариант ответа) Какое из данных утверждений неверное?
а) помните, что волонтеры в медучреждениях не занимаются медицинским уходом
б) волонтер должен взаимодействовать с ребенком-подопечным так, как хотел бы, чтобы с ним обращались в детстве
в) волонтер может составить индивидуальный график посещения подопечных
г) не забывайте, что подопечных необходимо регулярно жалеть и сочувствовать им
Правильный ответ: г
Задание 25.2 (определите самостоятельно). Вы пришли работать в медучреждение. На ваших глазах одному из пациентов становится нехорошо. Несколько лет назад вы проходили инструктаж по оказанию первой помощи, и вам кажется, что последовательность действий врача неверна. Что вы предпримете?
Правильный ответ: Ничего. Врач — профессионал и знает, что делать.
Задание 26.1. (выберите один вариант ответа) Согласно определению «добровольцы» - это:
а) лица, осуществляющие какую-либо деятельность добровольно, а также зачастую безвозмездно;
б) люди, предпочитающие быть участниками, а не зрителями, не ожидающие оплаты своего труда;
в) это люди, которые совершают общественно полезные деяния без материальной выгоды или какой-либо компенсации;
г) физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Правильный ответ: а
Задание 26.2. (определите самостоятельно). Определите к какому направлению волонтерской деятельности можно отнести добрые дела Тимура и его команды?
Правильный ответ: социальное волонтерство
Задание 27. (Кейс-задание) Первичной формой добровольческой инициативы можно назвать волонтерскую акцию. По содержанию добровольческие акции довольно разнообразны: благотворительные, информационно-просветительские, рекламно-агитационные, профилактические, досуговые, экологические, патриотические, спортивно-оздоровительные, донорские и др. Подготовка и проведение локальных краткосрочных добровольческих акций зачастую становится пробой пера для большинства организаторов добровольческой деятельности. (УК-3.2. ИД-1)
Задание 27.1 (выберите один вариант ответа). Добровольческая акция – это…
а) однонаправленное ограниченное во времени событие, предусматривающее достижение результата, способствующего урегулированию или ослаблению проблемной ситуации либо решению какой-либо задачи
б) упорядоченная совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленная на решение конкретной актуальной социальной проблемы или общественно значимой задачи в течение определенного промежутка времени
в) оба ответа верны
г) нет верного ответа
Правильный ответ: а
Задание 27.2 (определите самостоятельно). Спланировать добровольческую акцию поможет порядок ее организации. Расположите в правильной последовательности порядок действий при планировании добровольческой акции.
поиск и привлечение ресурсов;
выбор проблемы / задачи, решению которой будет содействовать акция;
проведение акции; планирование результатов акции;
составление плана добровольческой акции;
набор волонтерской команды и распределение обязанностей;
определение темы / информационного повода акции;
разработка сценария;
анализ добровольческой акции
определение целевой аудитории акции;
Правильный ответ:
1. выбор проблемы / задачи, решению которой будет содействовать акция;
2. определение темы / информационного повода акции;
3. определение целевой аудитории акции;
4. планирование результатов акции;
5. составление плана добровольческой акции;
6. поиск и привлечение ресурсов;
7. набор волонтерской команды и распределение обязанностей;
8. разработка сценария;
9. проведение акции;
10. анализ добровольческой акции
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Понятие НКО, СО НКО, НКО – поставщики услуг в социальной сфере, НКО – исполнители
общественно полезных услуг, примеры. (УК-3)
2. Организационно-правовые формы НКО. (УК-3)
3. Количественные характеристики сектора негосударственных
некоммерческих организаций в России. (УК-3)
4. Примеры добровольных объединений граждан в истории России. (УК-3)
5. Примеры форм добровольных объединений граждан за рубежом. (УК-3)
6. Волонтерство как практика гражданского общества: понятие и явление. (УК-3)
7. Исторические корни добровольческой деятельности в России. (УК-3)
8. Современные формы и направления волонтерской деятельности. (УК-3)
9. Масштабы участия россиян в волонтерской деятельности. (УК-3)
10. Примеры развития волонтерских практик за рубежом. (УК-3)
11. Нормативно-правовое регулирование деятельности НКО, включая социально-ориентированные организации. (УК-3)
12. Нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства) в России. (УК-3)
13. Основные направления государственной политики в области содействия развитию
институтов гражданского общества, в том числе добровольчества (волонтерства) и СОНКО. (УК-3)
15. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО(УК-3)
16. Организационные структуры НКО. (УК-3)
17. Виды, уровни и органы управления в НКО. (УК-3)
18. Особенности функционирования СОНКО, отличия от государственных организаций и
коммерческих компаний. (УК-3)
19. Виды ресурсов СОНКО, ресурсы как объект управления. (УК-3)
20. Фандрайзинг: определение, методы и формы. (УК-3)
21. Технологии взаимодействия с частными и корпоративными
донорами. (УК-3)
22. Проблемы прозрачности и доступности информации о СОНКО (УК-3)
23. Отчетность в НКО: требования, особенности. (УК-3)
24. Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО. (УК-3)
25. Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и
представителями СОНКО: суть и возможности применения. (УК-3)
26. Задачи и технологии взаимодействия с СОНКО, включая содействие укреплению их роли
как поставщиков услуг в социальной сфере, организаторов волонтерской деятельности, внедрению инноваций. (УК-3)
27. Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО. (УК-3)
28. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания. (УК-3)
29. Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами. (УК-3)
30. Разработка и принятие управленческих решений в
сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами. (УК-3)
31. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами.
(УК-3)
32. Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпорати33. Методики измерения экономической, коммерческой и бюджетной эффективности. (УК-3)
34. Нормативное регулирование оценки социально ориентированных проектов. (УК-3)
35. Инструменты оценки социальной эффективности. (УК-3)
36. Оценка проектов СОНКО: подходы и ограничения. (УК-3)
37. Оценка эффективности деятельности СОНКО: методы и
возможности применения. (УК-3)
38. Оценка эффективности волонтерской деятельности: методы и границы
применения. (УК-3)
39. Система оценки вклада добровольчества в валовый внутренний продукт страны. (УК-3)
40. Методы оценки волонтерского труда. (УК-3)
41. Специфика организации корпоративного волонтерства. (УК-3)
42. Принципы организации деятельности волонтерских центров образовательных
организаций высшего образования. (УК-3)
43. Место оценки волонтерской деятельности в менеджменте НКО. (УК-3)
44. Отраслевые направления развития добровольчества. (УК-3)
45. Добровольчество в системе здравоохранения и социального
обслуживания. (УК-3)
46. Добровольчество в образовании и культуре. (УК-3)
47. Добровольчество в сфере физической культуры и спорта. (УК-3)
48. Добровольчество в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций. (УК-3)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Волонтерство как ресурс личностного роста и общественного развития
1. Понятие добровольчества (волонтерства) и его роль в жизни современного российского
общества
2. Государственная политика Российской Федерации в области развития добровольчества
(волонтерства)
3. Взаимосвязь добровольчества (волонтерства) с изменениями в личности человекаволонтера
Тема 2. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Социальное волонтерство
2. Событийное волонтерство
3. Спортивное волонтерство
4. Экологическое волонтерство
5. Арт-волонтерство
6. Волонтерство в чрезвычайных ситуациях
7. Какие знания, умения и навыки Вашего направления обучения наиболее актуальны с
точки зрения волонтерской деятельности?
Тема 3. Организация работы с волонтерами
1. Границы ответственности добровольцев (волонтеров), организаторов добровольческой
(волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций
2. Каковы критерии оценки эффективности современной волонтерской деятельности?
3. Мотивация волонтеров
органами власти и иными организациями
1. Формы, механизмы и порядок взаимодействия волонтеров и волонтерских объединений с
федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными
учреждениями, иными организациями
2. Взаимодействия волонтеров и волонтерских объединений с социально
ориентированными НКО, органами власти и подведомственными им организациями
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой
игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного
выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру
задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить
новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады:
Тема 1. Волонтерство как ресурс личностного роста и общественного развития
1. Миссия и роли волонтёрства.
2. Трудный и вдохновляющий опыт волонтёрства.
3. Здесь и сейчас в волонтерском опыте.
4. Что такое милосердие?
5. Волонтерство как образ жизни современной молодежи.
6. Почему я волонтёр?
7. Почему я буду волонтёром? Мотивация волонтёрской деятельности.
8. 10 причин стать волонтером: мотивационное эссе.
9. Границы ответственности волонтёра.
10. Поиск ресурса: стать подопечным самому себе.
11. Эмоциональное выгорание и профилактика стресса волонтёра.
12. Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра.
13. Баланс занятости и отдыха волонтёра.
14. Методы поощрения волонтёров
15. Ресурсы и риски моего нового волонтёрского сезона.
16. Волонтёрские технологии и техники.
17. Современные навыки, необходимые волонтёру.
18. Информационные технологии в работе волонтёров.
19. Основы проектирования и проведения социальных дел.
20. Игровые технологии в работе волонтёра.
21. Лучшая награда волонтёра (об оценке эффективности работы
волонтёра).
22. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения.
23. Современный взгляд на волонтерский менеджмент.
24. Современная документация в волонтерском менеджменте.
Тема 3. Организация работы с волонтерами
1. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.
2. Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.
3. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики
наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.
4. Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов. Семейное
волонтерство.
5. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.
6. Волонтерская служба в рамках реализации национальной программы развития молодежи.
7. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами, органами
власти и иными организация
Тема 4. Взаимодействие с социально ориентированными НКО, инициативными группами,
органами власти и иными организациями
1. Теоретико-правовые основы существования некоммерческих организаций.
2. Понятия, признаки и формы некоммерческих организаций.
3. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления.
4. Как государство сейчас в целом относится к НКО и гражданским инициативам?
5. Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО,
включая социально ориентированные организации.
6. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СО НКО: модели ресурсных
на муниципальном, региональном, федеральном уровне (субсидии, гранты Фонда президентских
грантов)
7. Организационные структуры НКО. Виды и уровни управления. Органы управления в СО
НКО, особенности функционирования.
8. Мотивирование волонтеров и сотрудников СО НКО
9. Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО
10.Методы оценки эффективности деятельности СО НКО и волонтеров.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины
1. Профессиональные качества студента (Вашего направления обучения) с точки зрения
волонтерской деятельности
2. Волонтерство в чрезвычайных ситуациях
3. Какие знания, умения и навыки Вашего направления обучения наиболее актуальны с точки
зрения волонтерской деятельности?
4. Современные психологические технологии диагностики потенциальных волонтеров
5. Современные тенденции и технологии работы с волонтерами и волонтерскими
движениями
6. Способы построения конструктивного общения (взаимодействия) между волонтерами и
представителями органов власти, а также различными социальными группами
7. Проблемы и перспективы развития современного волонтерского движения в России
Задание 2. Подготовить групповую презентацию
Тема 2. Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Востребованные направления волонтёрской деятельности (Выбрать одно из направлений,
описать технологии волонтёрской деятельности, реализуемые в рамках этого направления,
проблемы и перспективы): социальное волонтёрство; спортивное волонтёрство; культурное
волонтёрство; экологическое волонтёрство и помощь животным; событийное волонтёрство;
корпоративное волонтёрство; волонтёрство в сфере общественной безопасности; донорство; медиаволонтёрство; интернет-добровольчество.
2. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке. Технологии
социального волонтёрства» (Выбрать одну из социальных групп, нуждающихся в волонтёрской
поддержке, комплексно оценить ее проблемы и направления, технологии работы с ней волонтёра):
пожилые граждане; инвалиды; лица, без определенного места жительства; подростки с девиантным
поведением; жертвы техногенных катастроф и стихийных бедствий, дети- сироты и др.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п