учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
- формирование у студента компетенций в области осуществления охраны лесов, навыка обустройства лесов в части противопожарного устройства и тушения лесных пожаров.
Задачи: получение студентами знаний о природе лесных пожаров, противопожарной организации территории, предупредительных противопожарных мероприятиях, методах активной борьбы с лесными пожарами и охране леса от пожаров; использование студентами практических рекомендаций по прогнозированию горимости леса, организации и проведению пожаропрофилактических мероприятий; овладение студентами тактическими приемами и способами тушения лесных пожаров.
- формирование у студента компетенций в области осуществления охраны лесов, навыка обустройства лесов в части противопожарного устройства и тушения лесных пожаров.
Задачи: получение студентами знаний о природе лесных пожаров, противопожарной организации территории, предупредительных противопожарных мероприятиях, методах активной борьбы с лесными пожарами и охране леса от пожаров; использование студентами практических рекомендаций по прогнозированию горимости леса, организации и проведению пожаропрофилактических мероприятий; овладение студентами тактическими приемами и способами тушения лесных пожаров.
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;;
профессиональной деятельности, этапы проведения необходимых действий по обеспечению
безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, технологические системы,
средства и методы при решении профессиональных задач лесовосстановления, ухода за лесами,
охраны, защиты и использования лесов.:
знает и не
понимает
технологические
системы,
средства и
методы
лесовосстановле
ния, ухода,
охраны, защиты,
использования
лесов.
знает и
понимает не в
полной мере
технологически
е системы,
средства и
методы
лесовосстанов
ления, ухода,
охраны,
защиты,
использования
лесов
я знает и
понимает
хорошо
технологичес
кие системы,
средства и
методы
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов.
я знает и
понимает в
полной мере
технологичес
кие системы,
средства и
методы
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов.
задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов.:
умеет применять
технологические
системы,
средства и
методы
лесовосстановле
ния, ухода,
охраны, защиты,
использования
лесов.
умеет не в
полной мере
применять
технологически
е системы,
средства и
методы
лесовосстанов
ления, ухода,
охраны,
защиты,
использования
лесов.
я умеет
хорошо
применять
технологичес
кие системы,
средства и
методы
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов.
я умеет в
полной мере
применять
технологичес
кие системы,
средства и
методы
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов
лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов.:
владеет
навыками
применения
технологических
систем, средств
и методов
лесовосстановле
ния, ухода,
охраны, защиты,
использования
лесов.
владеет не в
полной мере
навыками
применения
технологически
х систем,
средств и
методов
лесовосстанов
ления, ухода,
охраны,
защиты,
использования
лесов
я владеет
хорошо
навыками
применения
технологичес
ких систем,
средств и
методов
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов
я владеет в
полной мере
навыками
применения
технологичес
ких систем,
средств и
методов
лесовосстано
вления,
ухода,
охраны,
защиты,
использовани
я лесов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Высокоинтенсивные и пятнистые лесные
пожары
Типы горения, виды теплопередачи,
теплотворная способность лесных горючих
материалов
и развитие лесных пожаров.
пожара
Методы обнаружения лесных пожаров.
Наземное и авиационное обнаружение лесных
пожаров. Система охраны леса от пожаров, ее
организационная структура.Организация
охраны лесов от пожаров. Современное
состояние.
Методы обнаружения лесных пожаров
классификация. Пожарная опасность, ее виды.
Пожароопасный сезон, период, лесопожарные
пояса. Шкалы природной пожарной опасности
классификация. Пожарная опасность, ее виды.
Пожароопасный сезон, период, лесопожарные
пояса. Шкалы природной пожарной опасности
опасности в лесу
пожарной опасности в лесу по условиям
погоды. Комплексный показатель горимости
и средневзвешенного класса ПО
методов обнаружения пожаров
РФ и ответственность за их нарушение
пожаров
Классификация огнетушащих средств.
Тушение лесных пожаров. Условия
прекращения горения.
способы борьбы с лесными пожарами
лесных пожаров. Стратегия и стадии тушения
лесных пожаров. Способы и тактика тушения
низовых и верховых пожаров
тушения лесных пожаров.
пожаров, применяемые в стране и за рубежом
тушения радиоактивных пожаров
Меры безопасности при тушении лесных
пожаров.
2 2 2
5
по тушению лесных пожаров.
лесными пожарами. Производственная
документация по тушению лесных пожаров
пожаров
тушения лесных пожаров
пожаров
тушении лесных пожаров. Ручные
инструменты. Лесные огнетушители. Лесные
пожарные мотопомпы.
агрегаты и орудия. Лесопожарные агрегаты.
средства. Взрывчатые материалы
лесных пожаров
пострадавшим на лесном пожаре
ответственность за нарушения Правил
пожарной безопасности в лесах Российской
Федерации
ущерба
лесными пожарами
лесном хозяйстве
проведение профилактических палов для
снижения запасов ЛГМ в лесу
лесных пожаров.
причины возникновения, теория и практика
тушения, ущерб.
при тушении лесных пожаров.
природных (торфяных) пожаров
Типы горения, виды теплопередачи,
теплотворная способность лесных горючих
материалов
основных проводников горения
пожара
опасности в лесу
Методы обнаружения лесных пожаров.
Наземное и авиационное обнаружение
лесных пожаров. Система охраны леса от
пожаров, ее организационная структура.
Организация охраны лесов от пожаров.
Современное состояние
методов обнаружения пожаров
способы борьбы с лесными пожарами
пожаров, применяемые в стране и за
рубежом
к пожарам главных лесообразующих пород
лесными пожарам
проведение профилактических палов для
снижения запасов ЛГМ в лесу
лесных пожаров
при тушении лесных пожаров
природных (торфяных) пожаров
влияния огня на лес и ОС.
Народнохозяйственное значение охраны
лесов от пожаров
теплотворная способность лесных горючих
материалов
при тушении лесных пожаров
лесными пожарами
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Природные пожары и борьба с ними
2) охватывает все разделы дисциплины
Правила пожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение на примере конкретного лесничества
Задания
1. Определить основные требования Правил пожарной безопасности, основные нормативные акты.
2. Выяснить ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах нарушение на примере конкретного лесничества.
3. Ознакомиться с составлением протокола о лесном пожаре и нарушении Правил пожарной безопасности.
Цель работы: ознакомить обучающихся с Правилами противопожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение на примере конкретного лесничества.
Задачи работы:
1. Знакомство с Правилами пожарной безопасности в лесах России.
2. Знакомство с соблюдением контроля Правил пожарной безопасности.
3. Знакомство с составлением протокола о нарушении Правил пожарной безопасности и наложении штрафов.
Технология работы
Определить основные требования Правил пожарной безопасности, основные нормативные акты. Выяснить
Контрольные вопросы
1. Расскажите о содержании Правил пожарной безопасности.
2. Расскажите о порядке составлении протокола о нарушении Правил пожарной безопасности.
3. Расскажите о контроле за выполнением Правил пожарной безопасности.
4. Расскажите о наложении штрафов за нарушения Правил пожарной безопасности в вашем лесничестве.
Критерии оценки решения кейс-задачи:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он принимал активное участие в процессе выполнения задания, в различных ролях, своевременно и правильно выполнял квазипрофессиональные задачи, активно и адекватно общался с участниками игры;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он принимал участие в процессе, в различных ролях, своевременно и в подавляющем большинстве случаев правильно выполнял квазипрофессиональные задачи, активно и адекватно общался с участниками игры;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он принимал участие в процессе, в одной роли, своевременно и в большинстве случаев правильно выполнял квазипрофессиональные задачи;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он принимал пассивное участие в процессе игры, не справился с поставленными квазипрофессиональными задачами.
6.3. Тесты
1 Вариант
1. Условия, определяющие возможность возникновения и распространения пожаров, находится в прямой зависимости от: а) уровня воды в ближайших водоемах от погоды; б) от интенсивности рубок.
2. Шкала классов пожарной опасности (КПО):
а) I – чрезвычайная
II- высокая
III – средняя
IV – малая
V – отсутствует б) - средняя
- чрезвычайная
- отсутствует
- малая
- высокая в) - отсутствует
- малая
- средняя
- высокая
- чрезвычайная
3. Запрещается разводить костры: а) на автостоянках, просеках, перекрестках дорог, под пологом спелого лиственничника; б) в хвойных молодняках, в местах с наличием сухой травы, под пологом леса, на старых горельниках; в) на берегу нерестовой реки, на крутом склоне, на водоразделе.
4. Планы противопожарного устройства территории содержат: а) перечень лесных участков, закрытых для посещения и проведения работ; б) виды противопожарных мероприятий и объемы выполненных работ по каждому лесхозу; в) пункты оповещения и телефоны о возникновении пожаров в лесу и штрафные санкции за нарушение правил пожарной безопасности.
5. На способность лесных материалов к загоранию оказывает влияние: а) глубина снежного покрова зимой; б) продолжительность бездождевого периода; в) высота над уровнем моря.
6. Комплексный показатель пожарной опасности в лесу В.Г. Нестеров предложил использовать комплексный показатель: а) в 1936 г.; б) в 1945 г.; в) в 1953 г.
7. Горимость лесов – это: а) площадь лесов, пройденная пожаром за сезон, выраженная в % от площади лесов обследуемого объекта; б) соотношение площадей, пройденных низовым пожаром к площади верховых и подземных; в) скорость прогорания 1 га леса (мин., час).
8. По многолетним данным около 65 % выгоревшей площади в Бурятии приходится на а) хвойные молодняки и культуры; б) луга, вырубки, редины, гари; в) березняки, травяные типы ельников, перестойные лиственничники.
9. Предупредительные меры по охране лесов должны проводиться а) на основе сложившейся на данный момент пожароопасной ситуации; б) на основе планов противопожарного устройства лесов (лесоустроительных или специальных; в) исходя из структуры лесов и лесохозяйственных мероприятий, проводимых в последние 2 года.
10. Ширина минерализованной полосы от плуга ПКЛ-70 а) 2,3 м; б) 1.; м; в) 3,2 м; а бульдозер захватывает полосу а) до 1,7 м; б) 2,8 м; в) до 3,6 м.
11. Ширина противопожарного барьера (лиственная опушка вместе с противопожарным разрывом) составляет: а) 120-150 м; б) 95-110 м; в) 160-180 м.
12. Авиапатрулирование проводится на территориях а) 500 млн. га лесов; б) более 700 млн. га; в) не менее 850 млн. га.
13. Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводят по следующим направлениям: а) сбор сведений от местных жителей, туристов и т.д.; б) гражданская оборона и региональное отделение МЧС; в) патрулирование лесов (наземное и авиационное), наблюдение с пожарных вышек, анализ космических снимков.
14. Огонь верхового пожара хорошо виден с высоты а) 150 м; б) 400 м; в) 600 м.
15. Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летнаб обязан а) после приземления сразу по радио или телефону связаться с лесхозом с аэродрома; б) сбросить составленное им донесение в ближайший пункт приема донесений; в) условными сигналами направляет наземную патрульную группу к месту пожара.
17. Все леса подлежат охране от пожаров на основе проведения комплекса организационных, правовых и других мер – согласно: а) земельному кадастру; б) лесному кадастру; в) лесному кодексу.
19. Где нельзя разводить костер?
а) на старом кострище;
б) в вырытой ямке;
в) под деревьями.
20. Назовите наличие трех факторов необходимых для возникновения горения:
а) листвы, высокой температуры воздуха, окислителя; б) горючего материала; окислителя, источника зажигания; в) горючего материала, наличие хвойного подроста, окислителя; г). сильного ветра, источника зажигания, отсутствия воды.
21. Физико-химический процесс с выделением тепла, света, дыма.
а) горение; б) степной пожар; в) тление; г) лесной пожар; д) природный пожар.
22. Пространство, в котором протекает процесс горения – это…
а) зона горения; б) пламя; в) зона задымления; г) кромка пожара.
23. Вставьте пропущенное слово (словосочетание) в предложение. Лесной пожар, распространяющийся по лесной подстилке, опаду и нижнему ярусу лесной растительности (подлесок, подрост) – это ……….
24. Верно ли утверждение: Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост со скоростью распространения от 5—70 км/ч.
26. Профилактический пал – это…
а) Контролируемое выжигание растительных горючих материалов; б) Пал, применяемый для предупреждения и снижения интенсивности возможных пожаров; в) Пал, применяемый для улучшения условий возобновления леса.
27. Периоды пожароопасного сезона, в течении которых количество лесных пожаров превышает среднее за сезон.
а) Пожароопасный период, б) Пожарный максимум, в) Вегетационный сезон г) Пожароопасный сезон.
28. Тушение любого пожара начинается с разведки. Это наиболее ответственная стадия: от нее зависит эффективность всех дальнейших действий. Разведка должна дать ответы на следующие вопросы (выберите из списка):
а) как, в каких направлениях и по каким горючим материалам продвигается пожар?; б) какой будет ущерб от пожара?; в) есть ли поблизости естественные или искусственные преграды для огня?; г) каково расположение и характер источников воды (глубина, характер дна, точки для установки водоподающего оборудования); д) ожидаются ли осадки, где, сколько, направление движения облаков; е) возможно использование авиации в данном районе? ж) какие подъездные пути можно использовать для доставки к пожару людей и оборудования; и) какие существуют пути эвакуации, зоны безопасности; к) где организовать пункт питания лесопожарных.
29. Действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его успешной ликвидации имеющимися силами и средствами.
а) лесопожарная тактика; б) ликвидация пожара; в) локализация пожара.
30. Распределите лесные горючие материалы по группам согласно роли в процессе горения лесного биогеоценоза
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
6 группа
7 группа 1. Травы и кустарнички вместе с подростом, самосевом и подлеском,
2. Мертвые растительные остатки: валежник, сухостой, сухие сучья, пни; на вырубках - мелкие порубочные остатки,
3. Подрост и подлесок (кустарники);
4. Подстилка, состоящая из полуразложившегося опада, очеса мха, гумусового торфянистого горизонта с включенными кусками гнилой древесины;
5. Стволы растущих и живые сучья (толще 7 мм);
6. Лишайники и мхи, травяная ветошь, опад;
7. хвоя и листва растущих деревьев вместе с мелкими веточками диаметром до 7 мм.
2 Вариант
1. Показатель (класс) пожарной опасности по условиям погоды определяется на а) 8-10 час; б) 4-6 час; в) 12-14 час.
2. При III классе пожарной опасности а) лишь немногие источники огня приводят к возникновению лесных пожаров; б) пожары возникают от малого источника огня; в) большинство источников огня приводят к возникновению пожаров.
3. Сжигание мусора может проводиться на площадках (в котловинах) на расстоянии: а) 50 м от стен хвойного леса и не менее 10 м от лиственного; б) 120 м от стен хвойного леса и 70 м от стен лиственного леса; в) на расстоянии 100 м от стен хвойного леса и не менее 50 м от стен лиственного леса.
4. Ограничение распространения пожаров в лесах достигается а) запрещением доступа людей в лес в весеннее - летний период; б) оборудование личного автотранспорта огнетушителями; в) мероприятиями по повышению пожароустойчивости лесов путем регулирования их состава проведения санитарных рубок, очистка захламленности и др.
5. Слой мхов и лишайников может легко загораться при влажности в поверхностной части а) 25-30 %; б) 17-21 %; в) 36-42 %.
6. Пожарная зрелость участков леса это – а) накопление порубочных остатков на делянах; б) возможность распространения огня на участках лесной территории по мере высыхания горючих материалов; в) накопление суммы
7. Общим правилом можно считать, что: а) повышение температуры воздуха с увеличением широты снижает пожарную опасность в лесах; б) с продвижением с запада на восток горимость лесов увеличивается; в) снижение температуры воздуха с увеличением широты снижает пожарную опасность в лесу.
8. В Бурятии на верховые и подземные пожары приходится не более: а) 10 %; б) 15 %; в) 5 % всех пожаров.
9. Охрана лесов от пожаров включает комплекс:
а) экологических, социальных и политических мер;
б) организационных, технических, правовых и других мер;
в) лесоводственных, энергетических, финансовых мероприятий.
10. Защитные противопожарные полосы можно создавать и посевом (посадкой) растений: а) подсолнух, соя, кукуруза; б) картофель, люпин, клевер; в) фасоль, тимофеевка, люцерна.
11. Противопожарные канавы устраивают: а) для подвода воды из водоемов к пожароопасным участкам; б) для предупреждения зарастания дорог и минполос травой и кустарниками; в) для защиты особо ценных лесных участков от перехода на них подземных пожаров с соседних площадей.
12. На территории Бурятии выделены 3 зоны пожарной опасности: а) минимальной, промежуточной и максимальной; б) высокой, средней и малой; в) критической, оптимальной и максимальной.
13. На один самолет (вертолет) устанавливается охраняемая площадь лесов от а) 4 до 6 млн.га; б) от 1 до 3 млн. га; в) от 5 до 8 млн. га.
14. После составления схемы пожара высота полета снижается для детального осмотра а) самолет не ниже 100 м, вертолет 70 м; б) самолет не ниже 200 м, вертолет 100 м; в) самолет не ниже 300 м, вертолет – 200 м;
15. В нормальных условиях дым с пожарной вышки можно заметить на расстоянии а) до 10 км; б) до 20 км; в) до 25 км.
16. По правилам пожарной безопасности при корчевке пней взрывчатыми веществами прекращаются работы при а) II и III классах пожарной опасности по условиям погоды; б) IV и V классах пожарной опасности; в) I и II классах пожарной опасности.
17. Формула для определения комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды:
а) КП = Ʃtº/tº+ƞ;
б) КП=КП пр. д. х К + Т (Т-р);
в) КП= КП пр. д. х К + Т (Т+р);
18. При каком пожаре горит лесная подстилка, травы, кусты?
а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.
19. Пространство, примыкающее к зоне горения, заполненное дымом – это…
а) зона горения; б) пламя; в) зона задымления; г) кромка пожара.
20. Пространство, в котором сгорают пары, газы, взвеси – это...
а) зона горения; б) пламя; в) зона задымления; г) кромка пожара.
21. Вставьте пропущенное слово (словосочетание) в предложение: Специализированное подразделение лесхоза, в состав которого входит пожарная команда, оснащенная специальной техникой, средствами транспорта и связи, организуемое для ликвидации лесных пожаров - это ………..
22. Верно ли утверждение: Система мероприятий на территории лесного фонда, предупреждающих и ограничивающих возникновение, распространение и развитие пожаров, облегчающих их обнаружение и ликвидацию – это противопожарное устройство лесного фонда.
23. Часть календарного года, в течение которой на данной территории возможны растительные пожары: а) Пожароопасный период, б) Пожарный максимум, в) Вегетационный сезон г) Пожароопасный сезон.
24. Противопожарный разрыв : а) Полоса, созданная удалением растительных горючих материалов до минерального грунта, б) Участок территории, препятствующий распространению и развитию пожара в) Комбинированный (сложенный) противопожарный барьер в лесу, состоящий из разрыва в сочетании с полосами леса по обеим его сторонам, очищенным от наземных горючих материалов и расчлененных сетью минполос, е) Естественные безлесные территории, водные пространства в лесах или специально созданные противопожарные барьеры в виде широких просек.
25.Лиственные или смешанные насаждения, окружающие массивы хвойных лесов, лесные поселки, а также специально подготовленные полосы хвойных насаждений вокруг лесных поселков –
а) Противопожарная канава, б) Пожарный блок в) Пожароустойчивая опушка, г) Противопожарный разрыв.
26. Участок леса, окруженный естественными и искусственными противопожарными барьерами (в основном заслонами) – а) Противопожарная канава, б) Пожарный блок в) Пожароустойчивая опушка, г) Противопожарный разрыв.
27. Лесовозобновительный пал – это…
а) Контролируемое выжигание растительных горючих материалов; б) Пал, применяемый для предупреждения и снижения интенсивности возможных пожаров; в) Пал, применяемый для улучшения условий возобновления леса.
29. Действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также исключение возможности повторного его возникновения.
а) лесопожарная тактика; б) ликвидация пожара; в) локализация пожара.
30. Определите последовательность операций тушения пожара на разных стадиях развития пожара:
Стадии развития пожара:
1. Возникновение и начальная стадия развития пожара;
2. Снижение активности развития;
3. Частичное прекращение распространения;
4. Полное прекращение распространения-ликвидация. Операции тушения пожара:
а.Окарауливание и дотушивание,
в.Тушение кромки на всех направлениях,
г. Локализация и дотушивание.
3 Вариант
1. Формула для определения комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды:
а) КП = Ʃtº/tº+ƞ;
б) КП=КП пр. д. х К + Т (Т-р);
в) КП= КП пр. д. х К + Т (Т+р);
2. Сжигание порубочных остатков проводится в кучах шириной а) не более 3 м на расстоянии не менее 10 м от стен леса; б) шириной не менее 8 м на расстоянии не менее 20 м от стен леса; в) шириной не более 5 м, на расстоянии не более 15 м от стен леса.
3. Из элементов погоды наибольшее влияние на величину пожарной опасности в лесу оказывают: а) интенсивность солнечной радиации; б) наличие озонового слоя в атмосфере и его состояние; в) осадки, температура воздуха и его влажность.
4. В каких случаях загораемость отсутствует даже при высокой температуре воздуха: а) при глубоком уровне грунтовых вод; б) отсутствие лесовозных дорог; в) в летнее время в травяных типах леса.
5. Число источников огня увеличивается которые могут стать источниками пожара: а) в связи с интенсификацией рубок главного пользования; б) с усилением рекреационной освоенности территории; в) по мере усиления засухи.
6. По частоте загораний в северных лесах И.С. Мелехов распределил древесные породы в следующем порядке: а) осина, ольха, ель, сосна; б) лиственница, ель, береза, сосна; в) сосна, ель, лиственница, береза.
7. Охрана лесов от пожаров включает комплекс:
а) экологических, социальных и политических мер;
б) организационных, технических, правовых и других мер;
в) лесоводственных, энергетических, финансовых мероприятий.
8. Ширина противопожарных разрывов: а) 30 м и менее; б) 50 м и более; в) 40-45 м.
9. Лесные дороги в зависимости от их назначения подразделяют на: а) магистральные и второстепенные; б) лесохозяйственные и противопожарные; в) грунтовые и улучшенные.
10. На территории Бурятии выделены 3 зоны пожарной опасности: а) минимальной, промежуточной и максимальной; б) высокой, средней и малой; в) критической, оптимальной и максимальной.
11. Пеленгация места пожара с двух ориентиров проводят так, чтобы пеленги не пересекались а) под углом менее 200 и более 900; б) менее 350 и 1100; в) менее 450 и более 1350.
12. При сильной интенсивности низового пожара пламя видно с высоты а) 300 м; б) 400 м; в) 200 м.
13. Тепловизоры «Тайга» работают с высоты а) 600 м, ширина полосы охвата 2000 м; б) высота 400 м, ширина 1500 м; в) высота 700 м, ширина охвата 3000 м.
14.Неуправляемое (стихийное) горение, распространяющееся по лесной площади – это...
а) горение; б) степной пожар; в) тление; г) лесной пожар; д) природный пожар.
15 Своевременно обнаруженным считается пожар, ликвидированный своими силами и средствами в течение а) одного часа; б) одного дня; в) 12 часов.
16. При очистке мест рубок предпочтение следует отдавать а) огневым способам; б) техническим; в) безогневым.
17. Как называется наука о лесных пожарах?
а) лесная экология; б) лесная пирология; в) лесная геология; г) лесозащита.
18. При каком пожаре горят кроны деревьев?
а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном.
19. Как тушат только что начавшийся пожар?
а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
20. Полоса горения по контуру лесного пожара – это…
а) зона горения; б) пламя; в) зона задымления; г) кромка пожара.
21. Вставьте пропущенное слово (словосочетание) в предложение: Специально оборудованный пункт для осмотра территории и обнаружения лесных пожаров – это……..
22. Минерализованная полоса - а) Полоса, созданная удалением растительных горючих материалов до минерального грунта, б) Участок территории, препятствующий распространению и развитию пожара в) Комбинированный (сложенный) противопожарный барьер в лесу, состоящий из разрыва в сочетании с полосами леса по обеим его сторонам, очищенным от наземных горючих материалов и расчлененных сетью минполос, г) Естественные безлесные территории, водные пространства в лесах или специально созданные противопожарные барьеры в виде широких просек.
23. Противопожарный барьер – а) Полоса, созданная удалением растительных горючих материалов до минерального грунта, б) Участок территории, препятствующий распространению и развитию пожара в) Комбинированный (сложенный) противопожарный барьер в лесу, состоящий из разрыва в сочетании с полосами леса по обеим его сторонам, очищенным от наземных горючих материалов и расчлененных сетью минполос, г) Естественные безлесные территории, водные пространства в лесах или специально созданные противопожарные барьеры в виде широких просек.
24. Противопожарный заслон – а) Полоса, созданная удалением растительных горючих материалов до минерального грунта, б) Участок территории, препятствующий распространению и развитию пожара в) Комбинированный (сложенный) противопожарный барьер в лесу, состоящий из разрыва в сочетании с полосами леса по обеим его
25. Канава для задержания продвижения кромки почвенного пожара –
а) Противопожарная канава, б) Пожарный блок в) Пожароустойчивая опушка, г) Противопожарный разрыв.
26. Период, являющийся частью пожароопасного сезона, в течение которого на охраняемой территории непрерывно имеются участки, достигшие пожарной зрелости
а) Пожароопасный период, б) Пожарный максимум, в) Вегетационный сезон г) Пожароопасный сезон.
27. Пал – это…
а) Контролируемое выжигание растительных горючих материалов; б) Пал, применяемый для предупреждения и снижения интенсивности возможных пожаров; в) Пал, применяемый для улучшения условий возобновления леса.
29. Распределение сил и средств тушения во время лесного пожара и последовательность их использования при его ликвидации – это…
а) лесопожарная тактика; б) ликвидация пожара; в) локализация пожара.
30. Определите наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения, согласно шкале оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
I класс пожарной опасности а) Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках - в период летнего максимума.
II класс пожарной опасности б) Низовые пожары возможны в течение всего пожаро-опасного сезона, верховые - в периоды пожарных максимумов.
III класс пожарной опасности в) Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха).
IV класс пожарной опасности г) В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной и осенью.
V класс пожарной опасности д) Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов.
Критерии оценивания
Примерные критерии оценивания:
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач и т.д.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге
(оценка) Степень удовлетворения критериям
86 баллов и выше «отлично» Глубокое и прочное усвоение программного материала. Полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы при видоизменении задания. Свободно справляется с поставленными задачами, может обосновать принятые решения, демонстрирует владение разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.
70-85 баллов «хорошо» Знание программного материала, грамотное изложение, без существенных неточностей в ответе на вопрос, правильное применение теоретических знаний, владение необходимыми навыками при выполнении практических задач
56-69 баллов «удовлетворительно» Демонстрирует усвоение основного материала, при ответе допускаются неточности, при ответе недостаточно правильные формулировки, нарушение последовательности в изложении программного материала, затруднения в выполнении практических заданий
Менее 55 баллов «неудовлетворительно» Слабое знание программного материала, при ответе возникают ошибки, затруднения при выполнении практических работ. Не было попытки выполнить задание
6.4. Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Прогноз распространения и развития пожара
2. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние
3. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
4. Определение ущерба, наносимого лесными пожарами
5. Виды горения и их особенности
6. Конвекционные колонки лесных пожаров и их значение
7. Особенности крупных лесных пожаров
8. Противопожарная организация территории
9. Содержание организационно-технических мероприятий
10. Достоинства и недостатки различных способов обнаружения пожаров.
11. Физико-химические принципы прекращения горения
12. Тактические приемы и стадии тушения лесных пожаров
13. Особенности обеспечения безопасности работ при производстве отжига
14. Техника безопасности при тушении пожаров в горах
16. Особенности заселение гарей энтомовредителями
17. Использование управляемого огня в лесу.
18. Целесообразность применения огневых способов очистки мест рубок в различных типах леса.
1. Лесная пирология: определение, предмет изучения и значение науки.
2. Классификация лесных пожаров по их силе.
3. Какие факторы обуславливают устойчивое горение? Что такое валежный пожар?
4. Причины распространения лесных пожаров.
5. Основная классификация лесных пожаров. Определения.
6. Что такое горение с химической точки зрения? Охарактеризуйте параметры и типы горения.
7. Охарактеризуйте низовой пожар.
8. Правила пожарной безопасности в лесу.
9. Приведите схему лесного пожара, дайте определения основным ее элементам. Какие 3 зоны выделяют? Что такое дым?
10. Охарактеризуйте верховой пожар.
11. Что такое интенсивность горения? Ее зависимость от высоты пламени и характеристика.
12. Назовите стадии горения после зажигания ЛГМ.
13. Факторы, влияющие на скорость распространения лесного пожара.
14. Температура самовоспламенения, воспламенения, вспышки: определение. примеры.
15. Особенности горения растительных материалов, на примере древесины.
16. Охарактеризуйте пятнистый пожар. Что такое конвекция?
17. Что такое лесной пожар? В зависимости от каких факторов классифицируется пожар?
18. Приведите схему лесного пожара, дайте определения основным ее элементам. Чем отличается кромка ЛП от контура ЛП?
19. Охарактеризуйте подземный (торфяной, почвенный) пожар. Что такое тление?
20. Что такое горение? Условия, характеристика, факторы и классификация горения.
21. Приведите классификацию ЛГМ согласно их роли в процессе горения (7 групп).
22. Назовите и охарактеризуйте элементы лесного пожара.
23. Как рассеивается тепло из очага горения?
24. Раскройте основные пирологические свойства ЛГМ.
Перечень вопросов к зачету
1. Объясните повышенную горимость в условиях Бурятии (ПКС – 5)
2. Наиболее известные катастрофы пирогенного характера за последние 100 лет (ПКС – 5)
3. Методы обнаружения лесных пожаров (ПКС – 5).
4. Наземное обнаружение лесных пожаров (ПКС – 5).
5. Авиационное обнаружение лесных пожаров (ПКС – 5).
6. Обнаружение лесных пожаров из космоса (ПКС – 5).
7. Организация связи (УК – 8, ПКС - 5).
8. Виды лесных пожаров (ПКС – 5)
9. Главные условия горения при лесных пожарах. (ПКС – 5)
10. Лесные горючие материалы. (ПКС – 5)
11. Связь пожаров с природой леса. (ПКС – 5)
12. Погода и лесные пожары. (ПКС – 5)
13. Рельеф и лесные пожары. (ПКС – 5)
14. Причины лесных пожаров. (ПКС – 5)
15. Природа лесных пожаров. (ПКС – 5)
16. Виды лесных пожаров. (ПКС – 5)
17. Главные условия горения при лесных пожарах. (ПКС – 5)
18. Лесные горючие материалы. (ПКС – 5)
19. Связь пожаров с природой леса. (ПКС – 5)
20. Погода и лесные пожары. (ПКС – 5)
21. Рельеф и лесные пожары. (ПКС – 5)
22. Причины лесных пожаров. (ПКС – 5)
23. Влияние пожаров на древостой. (ПКС – 5)
24. Послепожарное появление и развитие гнилей на деревья. (ПКС – 5)
25. Снижение качества древесины. (ПКС – 5)
26. Воздействие пожаров на фауну. (ПКС – 5)
27. Восстановление растительности на гарях. (ПКС – 5)
28. Условия прекращения горения. (ПКС – 5)
29. Методы и способы тушения лесных пожаров. (ПКС – 5)
30. Охрана груда и техника безопасности при борьбе с лесными пожарами (ПКС - 5).
31. Значение лесопожарной профилактики (ПКС - 5)
Перечень экзаменационных вопросов
1. 1. Определение лесной пирологии как науки. Ее место в ряду лесохозяйственных дисциплин (ПКС - 5).
2. Лесные пожары, их глобальное значение для биосферы Земли. Отрицательные и положительные аспекты влияния огня на лес (ПКС – 5).
3. Процесс горения при лесных пожарах. Лесной пожар и его основные элементы (ПКС – 5).
4. Факторы, влияющие на скорость распространения лесного пожара (ПКС – 5)
5. Лесные горючие материалы и их классификация (ПКС – 5).
6. Разделение пожаров по воздействию огня на отдельные части насаждения, по повторяемости, по времени года, по размерам охватываемой территории (ПКС – 5).
7. Классификация лесных пожаров. Возникновение, распространение и развитие лесных пожаров (ПКС – 5)
8. Причины и условия возникновения пожаров. Три условия загорания (ПКС – 5).
9. Шкалы природной пожарной опасности. Погода и лесные пожары. Комплексный показатель горимости. Показатель влажности горючих материалов (ПКС – 5).
10. Распространение лесных пожаров. Факторы, влияющие на скорость продвижения тактических частей кромки пожара (ПКС – 5).
11. Понятие о развитии лесных пожаров. Переход низовых пожаров в верховые и почвенные (ПКС – 5).
12. Конвекционные колонки и их значение. Пятнистые пожары. Крупные лесные пожары (ПКС – 5).
13. Организация охраны лесов. Специализированные лесопожарные подразделения (ПКС– 5).
14. Лесопожарная профилактика. Значение лесопожарной профилактики в охране лесов от пожаров (ПКС – 5).
15. Предупредительные противопожарные мероприятия (ПКС - 5).
16. Мероприятия по ограничению распространения и развития лесных пожаров (ПКС – 5).
17. Обнаружение лесных пожаров. Методы обнаружения лесных пожаров (ПКС – 5).
18. Наземное и авиационное обнаружение лесных пожаров (ПКС– 5).
19. Взаимодействие авиационных и наземных подразделений охраны леса. Обнаружение лесных пожаров из космоса. Мониторинг лесных пожаров. Организация связи. Метеообслуживание (ПКС – 5).
20. Тушение лесных пожаров. Условия прекращения горения (ПКС - 5).
21. Методы и способы тушения лесных пожаров (ПКС – 5).
22. Основы огнетушащего эффекта. Классификация огнетушащих средств (ПКС – 5).
23. Устройство заградительных полос и канав (ПКС – 5).
24. Почвообрабатывающие землеройные и грунтометательные машины, лесопожарные агрегаты на базе военной техники (ПКС – 5).
25. Отжиг (встречный низовой огонь). Способы ускоренного проведения отжига (ПКС – 5).
26. Техника создания опорных полос. Зажигательные аппараты, особенности их применения (ПКС – 5).
27. Технология тушения пожаров при использовании авиации. Тушение пожаров искусственно вызываемыми осадками (ПКС – 5).
28. Тактика ликвидации пожаров. Понятие о лесопожарной технике. Тактические приемы тушения лесных пожаров. Стадии ликвидации пожара (ПКС – 5).
29. Особенности борьбы с пожарами различных видов. Ликвидация пожаров в горах (ПКС – 5).
30. Борьба с крупными лесными пожарами. Особенности тушения крупных пожаров. Организация оперативного управления тушением крупного пожара (ПКС - 5).
31. Техника безопасности при борьбе с лесными пожарами (ПКС - 5).
32. Влияние пожаров на лес. Отрицательные и положительные последствия огневого воздействия на окружающую среду и на компоненты лесных биогеоценозов, как деревья, подрост и подлесок, кустарники и травы, почва, животный мир (ПКС – 5).
33. Применение огня для борьбы с пожарами, проведение профилактических палов для снижения запасов ЛГМ в лесу (ПКС – 5).
34. Выжигание ЛГМ на лесосеках и гарях. Создание защитных противопожарных полос выжиганием. Отжиг против кромки пожара. (ПКС – 5).
Примечание. В оценочные материалы входят только вопросы к экзамену. Комплект экзаменационных билетов хранится в отдельной папке согласно номенклатуре на кафедре и не выставляется в открытом доступе.
1. Местные шкалы определения пожарной опасности в лесу
2. Классификация лесных горючих материалов
3. Типы горения, виды теплопередачи, теплотворная способность лесных горючих материалов
4. Составление крупномасштабных карт растительных горючих материалов
5. Описание и характеристика типов основных проводников горения
6. Прогноз распространения и развития пожара
7. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние.
8. Преимущества и недостатки различных методов обнаружения пожаров
9. Влияние природных условий на методы и способы борьбы с лесными пожарами
10. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
11. Виды отжига, применяемые при тушении лесных пожаров
13. Решение задач по тушению лесных пожаров в различных условиях
14. Основные требования безопасности работ при тушении лесных пожаров
15. Применение управляемого огня под пологом
16. Применение управляемого огня на вырубках
17. Экологическая роль пожаров
18. Устойчивость к пожарам главных лесообразующих пород
19. Определение ущерба, наносимого лесными пожарами
20. Определение пожарной опасности в лесу, ее виды.
21. Лес как структурный объект горения.
22. Распространение и развитие лесных пожаров.
23. Особенности крупных лесных пожаров.
24. Системы охраны лесов и принципы их районирования.
25. Основные мероприятия по предупреждению возникновения пожаров.
26. Мероприятия по ограничению распространения пожаров.
27. Достоинства и недостатки различных способов обнаружения пожаров.
28. Методы и способы тушения лесных пожаров.
29. Способы тушения пожаров в различных типах леса.
30. Тактические приемы и стадии тушения лесных пожаров.
31. Особенности обеспечения безопасности работ при производстве отжига.
32. Процессы лесовосстановления на гарях и в насаждениях, пройденных огнем.
33. Отрицательные и положительные последствия пожаров для лесных биоценозов.
34. Целесообразность применения огневых способов очистки мест рубок в различных типах леса.
35. Экологическая роль лесных пожаров.
36. Использование управляемого огня в лесу.
37. Устойчивость к пожарам главных лесообразующих пород.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п