учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области методов исследования в менеджменте; формировать способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
:
определять пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектировать процессы по их устранению
определять определять пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектировать процессы по их устранению
ОПК-4: Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций;;
:
выявлять и оценивать новые рыночные возможности
ОПК-5: Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.;
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Методология научно-проектной деятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Методология познания социально-политических процессов: сущность, струк¬тура, предмет, цель и задачи. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
3. Сравнительная характеристика социологического и исторического познания. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
4. Социологический и исторический подходы. Методологические принципы. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
5. Понятие исследования. Структура исследования социальных процессов. Про¬грамма. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
7. Социальный закон как основа для объяснения и формирования выводов. Зако¬ны социологические и исторические. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
8. Использование результатов исследования. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
9. Кризис рубежа XIX — XX вв. в социальных науках и возникновение новых ме¬тодологических направлений. «Философия жизни» В. Дильтея. Неокантианство. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
10. 10.Что является главным фактором, определяющим роль исследования в современном менеджменте? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
11. 11. Что представляет собой типология исследований? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
12. 12. Чем определяется выбор объекта исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
13. 13. Может ли быть исследование функцией управления? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
14. 14. Что является предметом исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
15. 15. Зачем необходимо исследовать управление? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
16. 16. Что является системой управления? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
17. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
18. Какое из определений исследования вы считаете наиболее полным? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
19. Что такое методология исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
20. В чем проявляются главные признаки методологии исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
21. Какова главная особенность диалектического подхода к исследованию? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
22. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
23. Что понимается под целью исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
24. Назовите главный признак концепции исследования. УК-1, ОПК-4, ОПК-5
25. Что представляет собой концепция исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
26. Какова роль практики в исследовании систем управления? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
27. В чем проявляются отличительные черты системного подхода? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
28. Что является целью исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
29. Что такое методы исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
30. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
31. Что дает менеджеру знание типологии исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
32. Что такое фактология исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
33. Что такое проблема? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
34. Как взаимосвязаны методология и организация управления? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
35. Что является главным в системном подходе к исследованию? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
36. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
37. Каковы особенности индуктивных методов исследования? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
38. В чем отличие понятий и суждений? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
39. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и др.? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
40. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным? УК-1, ОПК-4, ОПК-5
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Основы методологии научного исследования в проектной деятельности
1. Функция исследования как одна из функций управления.
2. Основные типы исследований. Методика и уровни постановки проблемы.
3. Противоречие относительно первичности процессов «постановка проблемы» - «наличие управленческой ситуации».
4. Необходимость развития индивидуальных навыков исследовательской деятельности современного менеджера.
5. Основные черты менеджера «исследовательского» типа.
6. Типология мышления в практике исследовательской деятельности.
7. Этика в управленческих исследованиях.
Тема 2. Значение и методология научного поиска, научных исследований
1. Основные подходы в методологии исследования (аспектный, системный, концептуальный).
2. Формально-логические, общенаучные и специфические методы исследования.
3. Этапы работы с фактами (научное описание, объяснение, прогноз).
Тема 3. Системный анализ в исследовании управления
1. Система. Основные понятия, определяющие структуру и функционирование системы. Признаки системы.
2. Система управления в качестве предмета исследования.
3. Системный анализ. Системный подход к исследованию.
4. Основные принципы. Элементы, связи, целостность.
Тема 4. Общенаучные методы исследования ситуаций
1. Сущность метода наблюдения. Разновидности методов наблюдения.
2. Достоинства и недостатки. Сущность метода эксперимента и этапы его разработки.
3. Модельный, мысленный и реальный эксперимент.
4. Значение интуиции в исследовательском процессе.
5. Метод интуитивного поиска, метод полемики.
6. Моделирование, имитация, экстраполяция как общенаучные методы исследований.
Тема 5. Формально-логические методы исследования ситуаций
1. Формы мышления с точки зрения их логического построения: понятия, суждения, умозаключения, доказательства, аргументации, обоснование в исследованиях управленческих ситуаций.
3. Принципы корректной и эффективной классификации; декомпозиция и стратификация как разновидности классификации.
4. Типология как особый вариант классификации.
5. Методы обобщения, индукции и дедукции.
Тема 6. Специфические методы исследования ситуаций
1. Методы исследования (анализа) документов и экспертных оценок.
2. Области применения данных методов; отбор и формирование группы экспертов; анализ и обработка экспертных оценок.
3. Методы тестирования, коллективного анализа, деловых игр.
4. Методы имитационного моделирования.
5. Система диверсифицированных методов исследований (методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, синектики, интуитивного поиска).
6. Различия и взаимосвязь.
Тема 7. Оценка результатов исследования и диагностика ситуаций
1. Факторы, определяющие эффективность исследования: факторы исследовательского потенциала управления и принципы построения и осуществления исследования.
2. Характерные ошибки при работе с фактами в процессах исследования.
3. Принципы оценивания реальной действительности, результатов или тенденций. Виды оценок в исследованиях.
4. Группы показателей, получаемые в результате исследования.
5. Требования, предъявляемые к показателям.
Комплект заданий для практических работ
Тема 1. Роль исследования в развитии управления
Задание. Ответьте на вопросы Функция исследования как одна из функций управления. Основные типы исследований. Методика и уровни постановки проблемы. Противоречие относительно первичности процессов «постановка проблемы» - «наличие управленческой ситуации». Необходимость развития индивидуальных навыков исследовательской деятельности современного менеджера.
Тема 2. Методология исследования управленческих ситуаций
Задание. Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Основные подходы в методологии исследования (аспектный, системный, концептуальный). Формально-логические, общенаучные и специфические методы исследования. Этапы работы с фактами (научное описание, объяснение, прогноз).
Тема 3. Системный анализ в исследовании управления
Задание. Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Система. Основные понятия, определяющие структуру и функционирование системы. Признаки системы. Система управления в качестве предмета исследования. Системный анализ. Системный подход к исследованию. Основные принципы. Элементы, связи, целостность.
Тема 4. Общенаучные методы исследования ситуаций
Задание Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы: Сущность метода наблюдения. Разновидности методов наблюдения. Достоинства и недостатки. Сущность метода эксперимента и этапы его разработки. Модельный, мысленный и реальный эксперимент. Значение интуиции в исследовательском процессе. Метод интуитивного поиска, метод полемики. Моделирование, имитация, экстраполяция как общенаучные методы исследований.
Тема 5. Формально-логические методы исследования ситуаций
Задание: Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Формы мышления с точки зрения их логического построения: понятия, суждения, умозаключения, доказательства, аргументации, обоснование в исследованиях управленческих ситуаций. Основные формально-логические методы исследования – метод классификации. Принципы корректной и эффективной классификации; декомпозиция и стратификация как разновидности классификации. Типология как особый вариант классификации. Методы обобщения, индукции и дедукции.
Тема 6. Специфические методы исследования ситуаций
Задание Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы: Методы исследования (анализа) документов и экспертных оценок. Области применения данных методов; отбор и формирование группы экспертов; анализ и обработка экспертных оценок. Методы тестирования, коллективного анализа, деловых игр. Методы имитационного моделирования. Система диверсифицированных методов исследований (методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, синектики, интуитивного поиска). Различия и взаимосвязь.
Тема 7. Оценка результатов исследования и диагностика ситуаций
Задание: Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы Факторы, определяющие эффективность исследования: факторы исследовательского потенциала управления и принципы построения и осуществления исследования. Характерные ошибки при работе с фактами в процессах исследования. Принципы оценивания реальной действительности, результатов или тенденций. Виды оценок в исследованиях. Группы показателей, получаемые в результате исследования. Требования, предъявляемые к показателям.
Кейс-задачи
Тема. Роль исследования в проектной деятельности организации
Задача 1. Решить графическим методом типовую задачу оптимизации.
Некоторая фирма выпускает два набора удобрений для газонов: обычный и улучшенный. В обычный набор входит 3 кг азотных, 4 кг фосфорных и 1 кг калийных удобрений, а в улучшенный – 2 кг азотных, 6 кг фосфорных и 3 кг калийных
Построить экономико-математическую модель задачи, дать необходимые комментарии к ее элементам и получить решение графическим методом. Что произойдет, если решать задачу на максимум и почему?
Тема Системный анализ в исследовании управления
Задача 2. Использовать аппарат теории двойственности для экономико-математического анализа оптимального плана задачи линейного программирования. Для изготовления четырех видов продукции используют три вида сырья. Запасы сырья, нормы его расхода и цены реализации единицы каждого вида продукции приведены в таблице.
Тип сырья Нормы расхода сырья на одно изделие Запасы
сырья
А Б В Г
I
II
III
2
1
2
1
2
4
3
4
1
2
8
1
200
160
170
Цена изделия 5 7 3 6
Требуется:
1. Сформулировать прямую оптимизационную задачу на максимум выручки от реализации готовой продукции, получить оптимальный план выпуска продукции.
2. Сформулировать двойственную задачу и найти ее оптимальный план с помощью теорем двойственности.
3. Пояснить нулевые значения переменных в оптимальном плане.
4. На основе свойств двойственных оценок и теорем двойственности:
• проанализировать использование ресурсов в оптимальном плане исходной задачи;
• определить, как изменятся выручка от реализации продукции и план ее выпуска при увеличении запасов сырья I и II вида на 8 и 10 единиц соответственно и уменьшении на 5 единиц запасов сырья III вида;
• оценить целесообразность включения в план изделия "Д" ценой 10 ед., на изготовление которого расходуется по две единицы каждого вида сырья.
Тема. Финансовые операции. Финансовый риск. Оптимизация финансовых операций.
Задача. Исследовать динамику экономического показателя на основе анализа одномерного временного ряда. В течение девяти последовательных недель фиксировался спрос Y(t) (млн. р.) на кредитные ресурсы финансовой компании. Временной ряд Y(t) =3; 7; 10; 11; 15; 17; 21; 25; 23.
Требуется:
1) Проверить наличие аномальных наблюдений.
2) Построить линейную модель =а + bt , параметры которой оценить МНК ( - расчетные, смоделированные значения временного ряда).
3) Оценить адекватность построенных моделей, используя свойства независимости остаточной компоненты, случайности и соответствия нормальному закону распределения (при использовании R/S-критерия взять табулированные границы 2,7—3,7).
4) Оценить точность моделей на основе использования средней относительной ошибки аппроксимации.
5) По двум построенным моделям осуществить прогноз спроса на следующие две недели (доверительный интервал прогноза рассчитать при доверительной вероятности р = 70%).
6) Фактические значения показателя, результаты моделирования и прогнозирования представить графически. Вычисления провести с одним знаком в дробной части. Основные промежуточные результаты вычислений представить в таблицах (при использовании компьютера представить соответствующие листинги с комментариями).
Тема. Постановка задачи межотраслевой модели Леонтьева.
Решить графическим методом следующую задачу линейного программирования: . 1. Найдем общую часть всех полуплоскостей решений. Получим, что область допустимых решений представляет собой четырехугольник 2. Построим вектор-градиент . 3. Построим прямую , проходящую через начало координат перпендикулярно . 4. Перемещаем прямую параллельно и пересечем ОДР. Последнее пересечение с ОДР будет в точке , которая соответствует максимуму целевой функции. 5.Определим координаты точки, решая систему. Подставив координаты точки в целевую функцию, получим : Точка С (2,14; 0,85) является точкой максимума
В обрабатывающий цех через a ± b минут поступают детали двух типов: c вероятностью p1 – первого типа, c вероятностью р2 – второго типа.
Детали первого типа обрабатываются станком А (время обра¬ботки c ± d минуты, в каждый момент времени может обрабатываться только одна деталь). C вероятностью p3 деталь не отвечает требова-ниям качества и возвращается на повторную обработку на станок, в противном случае она поступает на станок C.
Детали второго типа обрабатываются станком В (время обра¬ботки E ± f минут, в каждый момент времени может обрабатываться только одна деталь). C вероятностью p3 деталь не отвечает требова-ниям качества и возвращается на повторную обработку на станок В, в противном случае она поступает на станок C. Станок C может обра¬батывать до g деталей одновременно, время обслуживания одной де¬тали составляет k ± т минут.
Промоделировать работу цеха на протяжении N часов.
Определить время нахождения детали на обработке в цехе. В табл. 4 приведены значения параметров.
Параметр
a± b 5±1
P1 0,4
P2 0,6
c±d 15±5
P3 0,1
e+f 8±4
g 5
k+m 6±2
N 10
Задание. Модель международной торговли
Моделирование работы обрабатывающего цеха
На вход некоторого цеха, который состоит из трех участков, по¬ступает случайный поток деталей. Интервалы поступления имеют экспоненциальное распределение со среднимзначением 4 мин. C вероятностью 0,65 поступает деталь первого типа, c вероятностью 0,35 – второго типа. После того, как детали поступили в цех, они направ¬ляются на участок У1, где обрабатываются последовательно одна за другой (время обработки распределено равномерно в интервале 2-5 мин). При этом детали второго типа имеют больший приоритет, чем детали первого типа.
Далее, после обработки на участке У1 детали первого типа по¬ступают на участок У2, А детали второго типа – на участок У3. На участке У2 есть три идентичных станка. Время обработки детали станком имеет экспоненциальное распределение со средним значени¬ем 11 мин. На участке У3 есть два станка (время обработки на каждом из них имеет экспоненциальное распределение со средним значением 7 мин).
Промоделировать работу цеха на протяжении 40 ч.
Определить статистические характеристики очереди деталей перед участками У2 и У3.
Тема. Производственные функции. Издержки производства.
Задание. Моделирование работы обрабатывающего цеха
В цех поступает пуассоновский поток деталей c интенсивно¬стью 20 дет./ч. C вероятностью 0,4 деталь поступает на первый уча¬сток, a c вероятностью 0,6 – на второй участок. На первом участке детали обрабатываются на одном из двух станков. Время обслужива¬ния имеет экспоненциальное распределение со средним значением 48 мин. На втором участке детали обрабатывают одним станком за время, которое равномерно распределено в интервале 2 ± 1 мин. По¬сле обработки на одном из двух участков детали направляются к третьему участку c одним станком, на котором время обработки име¬ет экспоненциальное распределение со средним значением 2 мин.Промоделировать обработку 1000 деталей.
Тема. Модель международной торговли
Задание. На вход одноканальной обслуживающей системы c интен¬сивностью λ(1/ед. времени) поступает пуассоновский поток требова¬ний. C вероятностью p1 требование имеет первый тип, c вероятно¬стью p2 – второй тип. Требования второго типа при выборе из очере¬ди имеют больший приоритет, чем требования первого типа. Время обслуживания требования прибором имеет экспоненциальное распределение со средним значением t1, ед. времени для требования пер¬вого типа, t2 – для требования второго типа. Промоделировать обслу¬живание К требований.
Оценить длину очереди требований перед прибором. В табл. 5 приведены значения параметров. Построить GPSS-модель, которая состоит: 1) из одного сегмен¬та; 2) из двух сегментов. На вход одноканальной обслуживающей системы поступает поток требований, время поступления которых равномерно распреде¬лено в интервале от А до В единиц времени. C вероятностью p1 тре¬бование имеет первый тип, c вероятностью р2 – второй тип. Требования второго типа при выборе из очереди имеют больший приоритет, чем требования первого типа. Время обслуживания требования при¬бором имеет экспоненциальное распределение со средним значением t1 единиц времени для требования первого типа, t2 – для требования второго типа. Промоделировать обслуживание K требований.
Оценить длину очереди требований перед прибором.
Таблица 5
Вариант λ А В p1 p2 t1 t2 К
1 0,05 20 40 0,4 0,6 12 16 100
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. Роль исследования в развитии управления
Задание. Ответьте на вопросы Функция исследования как одна из функций управления. Основные типы исследований. Методика и уровни постановки проблемы. Противоречие относительно первичности процессов
Тема 2. Методология исследования управленческих ситуаций
Задание. Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Основные подходы в методологии исследования (аспектный, системный, концептуальный). Формально-логические, общенаучные и специфические методы исследования. Этапы работы с фактами (научное описание, объяснение, прогноз).
Тема 3. Системный анализ в исследовании управления
Задание. Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Система. Основные понятия, определяющие структуру и функционирование системы. Признаки системы. Система управления в качестве предмета исследования. Системный анализ. Системный подход к исследованию. Основные принципы. Элементы, связи, целостность.
Тема 4. Общенаучные методы исследования ситуаций
Задание Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы: Сущность метода наблюдения. Разновидности методов наблюдения. Достоинства и недостатки. Сущность метода эксперимента и этапы его разработки. Модельный, мысленный и реальный эксперимент. Значение интуиции в исследовательском процессе. Метод интуитивного поиска, метод полемики. Моделирование, имитация, экстраполяция как общенаучные методы исследований.
Тема 5. Формально-логические методы исследования ситуаций
Задание: Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы. Формы мышления с точки зрения их логического построения: понятия, суждения, умозаключения, доказательства, аргументации, обоснование в исследованиях управленческих ситуаций. Основные формально-логические методы исследования – метод классификации. Принципы корректной и эффективной классификации; декомпозиция и стратификация как разновидности классификации. Типология как особый вариант классификации. Методы обобщения, индукции и дедукции.
Тема 6. Специфические методы исследования ситуаций
Задание Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы: Методы исследования (анализа) документов и экспертных оценок. Области применения данных методов; отбор и формирование группы экспертов; анализ и обработка экспертных оценок. Методы тестирования, коллективного анализа, деловых игр. Методы имитационного моделирования. Система диверсифицированных методов исследований (методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, синектики, интуитивного поиска). Различия и взаимосвязь.
Тема 7. Оценка результатов исследования и диагностика ситуаций
З адание: Изучите теоретический материал и ответьте на вопросы Факторы, определяющие эффективность исследования: факторы исследовательского потенциала управления и принципы построения и осуществления исследования. Характерные ошибки при работе с фактами в процессах исследования. Принципы оценивания реальной действительности, результатов или тенденций. Виды оценок в исследованиях. Группы показателей, получаемые в результате исследования. Требования, предъявляемые к показателям
Комплект тестовых заданий
. Тема 1. Роль исследования в развитии управления
1. Что выступает в качестве объекта исследования системы управления?
А) Предприятие
Б)Процессы
В) Отношения
2. Что выступает в качестве объекта исследования системы управления жилищно-коммунального хозяйства региона?
А) Жилищно-коммунальный комплекс
Б) Регион
В) Нет правильного ответа
3. Что выступает в качестве предмета исследования системы управления жилищно-коммунального хозяйства региона?
А) Предприятия ЖКХ
Б) Процессы
В) Отношения
4. В чем заключается второй цикл развития научно-технического прогресса на основе теории длинных волн Н. Кондратьева?
А) Создание парового двигателя, развитие железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства
Б) Внедрение новых технологий в текстильной промышленности и развитие гидроэнергетики
В) Развитие электроэнергетики
5. Что относится к предметам труда?
А) Машины, оборудование
Б) Сырье и материалы
В) Производственный персонал
Тема 2. Методология исследования управленческих ситуаций
1. Что относится ко второму этапу структурирования СУ?
А) Выделение ресурсных элементов
Б) Выделение производственных функционально-организационных элементов
В)Выделение субъекта управления
2. Что такое цикл Деминга?
А)Планирование, выполнение работ, проверка соответствий и устранение отклонений
Б) Цикл развития научно-технического прогресса
В) Нет правильного ответа
А) Да
Б) Нет
3. Какие системы бывают в зависимости от способа образования?
А) Космические
Б) Искусственные
В) Целенаправленные
4.Какие системы бывают в зависимости от способа образования?
А) Естественные
Б) Технические
В) Целеустремленные
5. Какие системы бывают по отношению к целевому назначению?
А)Космические
Б)Искусственные
В )Целенаправленные
Тема 3. Системный анализ в исследовании управления
1. Что относится к целевым подсистемам?
А) Управление качеством
Б) Управление охраной окружающей среды
В) Оснащение техническими средствами и оргтехникой делопроизводства
2. Что относится к комплексным функциональным подсистемам?
А) Управление качеством
Б) Управление охраной окружающей среды
В) Руководство внешнехозяйственными связями
3. Что относится к обеспечивающим подсистемам?
А) Управление качеством
Б) Управление охраной окружающей среды
В) Оснащение техническими средствами и оргтехникой делопроизводства
4. Правда ли, метод включает в себя методологию?
А) Да
Б) Нет
5. Что такое декомпозиция?
А) Разделение исследуемого объекта на связанные содержательные части
Б) Разделение исследуемого объекта на страты
В) Нет правильного ответа
Тема 4. Общенаучные методы исследования ситуаций
1. Что относится к методам обследования?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
2. Что относится к методам формирования решений?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
3. Что относится к методам обработки информации?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
4. Что относится к методам обоснования решений?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
Тема 5. Формально-логические методы исследования ситуаций
1. Что относится к методам обработки информации?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
2. Что относится к методам обоснования решений?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Моделирование
3. Что относится к методам внедрения?
А) Функционально-стоимостной анализ
Б) Наблюдение
В) Параметрический
4. Что означает методология агностицизма?
А) Основывается на априорном преувеличении практических данных
В) Предполагает невозможность познания реальной действительности
5. Какие основные базовые методы ИСУ Вы знаете?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод формализации
В) Метод точечной интерполяции
Тема 6. Специфические методы исследования ситуаций
1. Что предполагает метод идеализации?
А) Изучение исследуемых объектов путем отображения их в знаковой форме при помощи искусственных языков
Б) Анализ объектов проводится при утверждениях, не требующих доказательств
В) Анализ объектов проводится при наделении их гипотетическими свойствами
2. Что предполагает метод формализации?
А) Изучение исследуемых объектов путем отображения их в знаковой форме при помощи искусственных языков
Б) Анализ объектов проводится при утверждениях, не требующих доказательств
В) Анализ строится на основании модели, отражающей структуру, связи и отношения
3. Какой метод используется при определении максимумов или минимумов каких-либо функций?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод формализации
В) Метод точечной интерполяции
4. Какой метод используется при определении наилучшего решения?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод формализации
В) Метод точечной интерполяции
5. Какой метод используется при определении рисков проектов?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод точечной интерполяции
В) Метод Монте-Карло
Тема 7. Оценка результатов исследования и диагностика ситуаций
1. Что предполагает метод идеализации?
А) Изучение исследуемых объектов путем отображения их в знаковой форме при помощи искусственных языков
Б) Анализ объектов проводится при утверждениях, не требующих доказательств
В) Анализ объектов проводится при наделении их гипотетическими свойствами
2. Что предполагает метод формализации?
А) Изучение исследуемых объектов путем отображения их в знаковой форме при помощи искусственных языков
Б) Анализ объектов проводится при утверждениях, не требующих доказательств
В) Анализ строится на основании модели, отражающей структуру, связи и отношения
3. Какой метод используется при определении максимумов или минимумов каких-либо функций?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод формализации
В) Метод точечной интерполяции
4. Какой метод используется при определении рисков проектов?
А) Метод линейного программирования
Б) Метод формализации
В) Метод Монте-Карло
5. Какой графический метод используется при определении эффективного способа решения поставленного вопроса?
А) Диаграмма Парето
Б) Диаграмма Исикавы
В) Диаграмма формализации
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п