учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства
Направленность (профиль) Частная зоотехния и технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Жамьянов Б.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: дать магистрантам всесторонние знания о теоретических и практических основах промышленного свиноводства и методах их совершенствования;
- научить теоретическим основам управления и контроля технологических процессов производства свинины;
ПКС-2: Способен разрабатывать и внедрять научно обоснованные технологии животноводства;
:
научно обоснованные технологии птицеводства и влияние на организм свиней природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов; современные методы, приемы содержания и эффективного использования птицы; основы содержания, воспроизводства, кормления, разведения и эффективного использования птицы,
однако допускает некоторые неточности
:
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
разрабатывать и реализовывать технологии птицеводства на основе глубоких профессиональных знаний; оценивать животных по генотипу и фенотипу животных; вычислять
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
но допускает ошибки
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
:
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
, но допускает некоторые неточности
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
ПКС-3: Способен реализовывать технологии животноводства на основе углубленных профессиональных знаний;
:
и научные основы профессиональной деятельности
и научные основы профессиональной деятельности
научно обоснованные технологии птицеводства и влияние на организм свиней природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов; современные методы, приемы содержания и эффективного использования птицы; основы содержания, воспроизводства, кормления, разведения и эффективного использования птицы,
однако допускает некоторые неточности
:
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
разрабатывать и реализовывать технологии птицеводства на основе глубоких профессиональных знаний; оценивать животных по генотипу и фенотипу животных; вычислять
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
но допускает ошибки
селекционно-генетические параметры; организовывать селекционно-
племенную работу
:
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
, но допускает некоторые неточности
научных исследований по птицеводству, анализировать результаты, формулировать выводы; современными методами, приемами содержания и эффективного
использования птицы; формирования научно-обоснованных систем ведения и технологии
отрасли; выбора оптимальных и безопасных технологий содержания птицы
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Особенности воспроизводства стада в промышленных хозяйствах при поточной технологии производства свинины
Технологические системы свиноводства. Факторы технологий. Типы
технологий
Организм свиней и окружающая среда
Особенности технологии содержания свиней разных половозрастных групп
Организация выращивания ремонтного молодняка
Продуктивные признаки свиней и методы их селекции.
Состояние и методы селекции свиней в России. Комплексная оценка хряков и маток.
Оптимизация технологических условий для содержания свиней
Инновационные технологические методы повышения плодовитости свиноматок.
Селекционные индексы. Селекция свиней на пригодность к промышленным технологиям.
Типы и технологии кормления свиней различных половозрастных групп
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150, весы РН, Весы электронные ВК-300 лабораторные, весы электронные ВК-600 лабораторные, электропечь мечта.
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
комплект контрольных вопросов к устному опросу,
темы рефератов, комплект практических задач,
комплект тестовых заданий
Промышленные технологии производства продукции свиноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Инновации - как фактор ускорения социально-экономического развития АПК. Исторические пути развития инноваций (ПКС-3,ПКС-2);.
2. Современное состояние свиноводства и перспективы его развития (ПКС-3,ПКС-2);
3. Основные селекционируемые признаки в свиноводстве (ПКС-2);
4. Биологические особенности свиней (ПКС-3,ПКС-2);
5. Создание пород свиней в России и странах ближнего зарубежья (ПКС-3,ПКС-2)
6. Продуктивные признаки свиней и методы их селекции (ПКС-3,ПКС-2);.
7. Селекционные индексы в свиноводстве (ПКС-3,ПКС-2);.
8. Взаимосвязь конституции, адаптации и продуктивности свиней (ПКС-2);
9. Инновационные технологические методы повышения плодовитости свиноматок (ПКС-2);
10. Причины малоплодия, бесплодия и прохолоста свиней и методы их профилактики (ПКС-2, ПКС-3);
11. Особенности воспроизводства стада в промышленных хозяйствах при поточной технологии производства свинины (ПКС-3,ПКС-2);
12. Типы специализированных свиноводческих предприятий (ПКС-3,ПКС-2);
13. Совершенствование методов чистопородного разведения свиней (ПКС-3
14. Прогнозирование продуктивных качеств по селекционно- генетическим маркерам (ПКС-3. 15.Селекционные индексы. Селекция свиней на пригодность к промышленным технологиям (ПКС-3);
16.Использование генетических маркеров(ПКС-3);
17. Проблемы селекции свиней: естественная резистентность, стрессоустойчивость, уровень и качество продукции (ПКС-3);
18.Технологические системы свиноводства. Факторы технологий. Типы технологий (ПКС-3,ПКС-2);
19.Основные принципы поточной технологии для ферм разной мощности (ПКС-3,ПКС-2);
20. Влияние кормов на качество свинины(ПКС-3);
21.Методы оценки мясной продуктивности свиней (ПКС-3,ПКС-2);
22.Стресс и проблемы повышения стрессоустойчивости (ПКС-3,ПКС-2);
23. Организм свиней и окружающая среда (ПКС-3,ПКС-2);
24. Промышленная технология производства свинины (ПКС-3,ПКС-2);
25. Пути повышения конкурентоспособности отрасли свиноводства (ПКС-3,ПКС-2);
26.Ритмичность и поточность производства свинины (ПКС-3,ПКС-2);
27. Применение транквилизаторов в свиноводстве (ПКС-3,ПКС-2);
28.Стрессы и их влияние на организм свиней (ПКС-3,ПКС-2);
29.Комплексная оценка хряков и маток (ПКС-3,ПКС-2);
30. Гибридизация в свиноводстве (ПКС-3,ПКС-2);
31. Промышленные технологии производства продукции свиноводства (ПКС-3,ПКС-2);
Комплект практических задач
1.Рассчитайте ритм производства (шаг ритма) для промышленного комплекса мощностью 24000 откармливаемых свиней в год, если в технологической группе 60 подсосных свиноматок, выход поросят на один опорос – 9 голов, коэффициент сохранности поросят от рождения до реализации – 0,86.
2.Определите необходимое количество поросят при плане реализации свинины 12,5 тыс. ц в комплексе мощностью 12000 голов, 87 % сохранности поросят и средней живой массой подсвинка при реализации на убой 1,12 ц.
3.Период онтогенеза для свинки № 2280 равен 350 дней, ее живая масса в этом возрасте составляет 110 кг. Рассчитайте среднесуточный прирост в онтогенезе и в период послеутробного развития, приняв массу при рождении – 1,5 кг.
4. Определите убойный выход и категорию упитанности у боровка, если масса парной туши – 70 кг, а живая масса перед убоем – 112 кг. Толщина шпика над 6-7 грудными позвонками – 2,9 см. К какой категории относится боровок
5.Определите продолжительность репродукторного цикла и количество опоросов от свиноматки в год при отъеме поросят в возрасте 30, 45 и 60 дней. Продолжительность холостого периода во всех случаях 15 дней.
6.Какие промеры и в каких точках необходимо брать при оценке мясо-сальных качеств туш свиней после контрольного
7.Рассчитайте, сколько маток необходимо осеменять ежедневно на комплексе, если известно, что в течение недели формируется технологическая группа поросят-сосунов численностью 650 гол. при многоплодии маток 9 гол. и оплодотворяемости 75 %.
8. Рассчитайте убойный выход у подсвинка крупной белой породы. Предубойная масса 99 кг, масса туши 72 кг.
9.Рассчитайте ритм производства (шаг ритма) для промышленного комплекса мощностью 24000 откармливаемых свиней в год, если в технологической группе 60 подсосных свиноматок, выход поросят на один опорос – 9 голов, коэффициент сохранности поросят от рождения до реализации – 0,86.
10.Определите необходимое количество поросят при плане реализации свинины 12,5 тыс. ц в комплексе мощностью 12000 голов, 87 % сохранности поросят и средней живой массой подсвинка при реализации на убой 1,12 ц.
11.Определите убойный выход и категорию упитанности у боровка, если масса парной туши – 70 кг, а живая масса перед убоем – 112 кг. Толщина шпика над 6-7 грудными позвонками – 2,9 см. К какой категории относится боровок?
12. Расчеты по поточно-ритмичной технологии производства свинины на промышленном комплексе №125.
Технологические группы свиней.
1.Хряки ( при искусственном осеменении, в том числе пробники)
2.Ремонтные хрячки (со дня покупки из племферм, до перевода в группу хряков.
3.Свиноматки подсосные (со дня опороса до отъема поросят).
4.Свиноматки тяжелосупоросные (от постановки на опорос в опоросную клетку ,до опороса в течении одного ритма 7 или 5 дней).
5.Супоросные матки ( со дня установления беременности, до постановки на опорос).
6.С/М свиноматки. С/М условно супоросные ( со дня осеменения до выявления супоросности).
7.С/М холостые ( со дня отъема поросят до первого осеменения).
8.Поросята сосуны (со дня опороса до отъема).
9.Отъемыши( со дня отъема до постановки на выращивание или откорм ).
10.Ремонтные свинки ( со дня постановки на выращивание, до перевода в группу холостых маток).
11.Молодняк на откорме ( со дня постановки, до снятия с откорма).
1.Расчет ритма производства и числа ритмов в году.
Пояснение: Ритм (Р)- промежуток времени (дней) в течение которого производится определенное и равное по объему количество продукции(Приплод, привес).
365 х ПМ х ММ .
Р= МК
ПМ - размер групп подсосных маток (п.8 задания).
ММ – многоплодие маток (п.4 задания).
МК- мощность комплекса (п.1 задания)
(365х 25х 9):11000=7,465 или 8 дней.
Полученное число округляем в сторону увеличения.
ПМ- используется только для расчета ритма и далее не принимается в расчеты форм 1, 2.
Число ритмов за год = 365 / Р= 365 /8 = 46ритмов.
2.Расчет продолжительности холостого периода по формуле:
365-(Л + 115) х ОГ
П= ОГ
Где П- продолжительности холостого периода в одном репродуктивном цикле,дней
Л-продолжительность лактации, дней ( п.7 задания) берем кратное ритму.
115- продолжительность супоросности у маток, дней
ОГ- число опоросов на матку в год в среднем (п.6 задания)
365- (60+ 115) Х 1,9
П= 1.9 =17,105 =18 дней.
2а.Расчет потребности в хряках при искусственном осеменении.
Взятие спермы от хряка 2 раза в неделю, итого104 раза в год.
Степень разбавления свежего семени 1:3.
Итого число спермодоз от хряка за год:
104 х 3 = 312.
Осеменение маток на одну охоту двукратное.
Годовая потребность комплекса в сперматозоидах равна ---
2132(годовое поголовье холостых маток) х 2 =4264 дозы.
Отсюда число хряков равно :
4264 : 312=14 гол.
Определяем число пробников по формуле : постоянное поголовье маток на комплексе ( форма 2) делим на 100.
Последнее число- норма нагрузки маток на одного пробника.
876:100=9
Итого хряков на комплексе:
14+9=23
3.Расчет продолжительности выращивания и откорма молодняка, дней
По формуле:
Д= М.кг.-(1+СС х ДС + СО х ДО)
ССП
Где Д-число дней выращивания и откорма,
М – живая масса молодняка в конце выращивания и окорма, кг(п.15)-115
СС – приросты сосунов (п.16)-0.35
ДС-число дней подсосного периода –(п7)-60
СО- прирост отъемышей ( п17)-0.35
ДО- дней выращивания отъемышей 120 – 42 = 78, берем 80
ССП- приросты на выращивание и откорме молодняка (п18)-0.55
Полученное число Д должно быть кратное ритму.
Если оно меньше или больше , с указанного в п.15 числа снять или добавить столько кг массы, сколько можно получить прироста в кг за эти дни ( см в п.18).
Эту поправку надо вносить для того, чтобы, правильно рассчитать количество реализованной свинины в живой массе,
1-вес поросенка при рождении.
Д=115 – (1 + 0.35 х 64+ 0.35 х 80) =-115.63=120
0.55
Кратное ритму 8 дней или 15 ритмов
4.Размеры технологических групп свиней за 1 ритм. Форма 1.
№ Наименование групп свиней Голов
1 Поросята при опоросах
240
2 Поросята при отъеме
216
3 Отъемышей в конце доращивания
195
4 Число маток при опоросе
27
5 Число подсосных маток
24
6 Тяжелосупоросных маток в опоросных станках
27
7 Число супоросных маток
27
8 Число условно супоросных маток
30
9 Число холостых маток
30
10 Ремонтных свинок при первом отъеме
11 Молодняка на откорме при постановке
13.Определить потребность свиноводческой промышленной фермы в станко-местах мощностью 12 тыс. голов с однофазной системой содержания.
14.Определить потребность свиноводческой промышленной фермы в станко-местах мощностью 16 тыс. голов с двухфазной системой содержания.
15. Выполнить индивидуальное задание по заполнению книги учета опоросов и приплода свиней, журнала учета случек
1. Значение и современное состояние отрасли свиноводства.
2. Хозяйственно - биологические особенности свиней.
3. Специализация свиноводческих хозяйств.
4. Проблемы и перспективы развития отрасли.
5. Организация случек и проведение опоросов.
6. Виды опоросов.
7. Рождение поросят, уход, санитарно-ветеринарные мероприятия.
9. Структура стада свиней в племенных и товарных хозяйствах.
10. Промышленная технология производства свинины .
11. Виды откорма свиней. Беконный откорм свиней.
12. Выращивание поросят-сосунов. Профилактика анемии.
13. Половозрастные группы свиней.
14. Методы разведения свиней.
15.Выращивание поросят - отъемышей.
16. Выращивание ремонтного молодняка.
17. Организация проведения мясного откорма свиней.
18. Особенности экстерьера свиней сального и беконного типа.
19. Откорм свиней до жирных кондиций.
20.Организация проведения и цель контрольного откорма свиней.
21. Виды скрещивания. Характеристика и применение в свиноводстве.
22. Воспроизводство стада и факторы его определяющие.
23. Химический состав свинины.
24. Пути повышения конкурентоспособности отрасли свиноводства.
25. Характеристика кормов используемых в свиноводстве.
26. Ритмичность и поточность производства свинины.
27. Экстерьер свиней. Методы оценки экстерьера.
28. Факторы, влияющие на мясную продуктивность свиней.
29. Характеристика свиней мясо-сального направления продуктивности.
Крупная белая порода свиней.
30. Биологическое и экономическое обоснование раннего отъема поросят.
31. Значение и организация проведения бонитировки.
32. Характеристика пород свиней (дюрок, ландрас, йоркширская, СМ -1).
33. Кормление молодняка свиней.
34. Основные задачи племенной работы в свиноводстве.
35. Кормление хряков.
36. Основные причины прохолоста свиноматок и мероприятия по борьбе с
ними.
37. Кормление свиноматок различного возраста и физиологии.
38. Вилы стрессов и их влияния на свиней.
39. Значение транквилизаторов в свиноводстве.
40. Заготовка и подготовка кормов к скармливанию.
41. Методы и принципы подбора, применяемые в свиноводстве.
42. Кормление и содержание супоросных свиноматок.
43. Рост и развитие свиней.
44. Биологическое и экономическое обоснование искусственного осеменения.
45. Основные требования при составлении плана подбора.
46. Продуктивные качества свиней импортных пород.
47. Влияние качества корма на продуктивность.
48. Комплексная оценка хряков и маток.
49. Гибридизация в свиноводстве.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п