учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Пищевая безопасность, производство и переработка животноводческой продукции
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение методологических основ научного исследования; оформление понятийного аспекта в области методологии и методов научного исследования; изучение средств научного исследования; формирование практических навыков и умении по проведению научных исследовании и оформление результатов исследовании.
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
ОПК-4: Способен использовать в профессиональной деятельности методы решения задач с использованием современного оборудования при разработке новых технологий и использовать современную профессиональную методологию для проведения экспериментальных исследований и интерпретации их результатов;
ОПК-5: Способен оформлять специальную документацию, анализировать результаты профессиональной деятельности и представлять отчетные документы с использованием специализированных баз данных;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Наука и научное познание
Краткая история науки
Зарождение современной науки
Научный метод классификация методов
Методы научных исследований в зоотехнии (наблюдение, их фиксация, формы наблюдений в животноводстве)
Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования РФ
Наука. Какими признаками она характеризуется. Функции науки
Этапы развития науки
Знание. Виды знаний
Знание и познание и их характеристика
Отличие чувственного и рационального познания
Основные структурные элементы познания
и латинского квадрата
в молочном и мясном скотоводстве
в птицеводстве
в овцеводстве
в свиноводстве
Расчет необходимого числа животных для проведения в опытах
Изучить схему опыта по методу сбалансированных групп
Изучить схему опыта по методу министада
Изучить схему по изучению влияния двух факторов на организм животных
Изучить методику постановку опыта методом групп периодов
Производственный и зоотехнический опыты
Технологические системы производства продуктов животноводства
Актуальность темы научно-исследовательской работы
Научная новизна и ее элементы
Этапы научно-исследовательской работы
Критерии которые позволяют различать теоретические и эмпирические уровни науки
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150, весы РН, Весы электронные ВК-300 лабораторные, весы электронные ВК-600 лабораторные, электропечь мечта.
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Методология и методика научного исследования
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие «научное исследование» (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
2. Научное исследование как деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
3. Объект и предмет научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
4. Классификация научных исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
5. Сущность фундаментальных исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
6. Сущность прикладных исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
7. Формы и методы исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
8. Теоретические и эмпирические уровни исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
9. Этапы проведения и исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
10. Сущность и содержание этапов научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
11. Способы проведения теоретических и эмпирических исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
12. Работа над рукописью и её оформление (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
13. Способы представления результатов работ (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
14. Механизмы внедрения результатов научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
15. Понятие метода и методологии научных исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
16. Методы научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
17. Сущность философского метода познания (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
18. Техники, процедуры и методики научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
19. Процедура выбор темы научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
20. Этапы планирования научно-исследовательской работы (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
21. Составление рабочей программы научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
22. Методологические и процедурные разделы исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
23. Способы сбора научной информации - основные источники (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
24. Виды научных, учебных и справочно-информационных изданий (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
25. Методика изучения литературы (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
26. Структура научной работы (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
27. Особенности языка и стиля научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
28. Способы подготовки, оформления и защиты научных работ (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
29. Процедура организации и проведения защиты результатов работ (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
30. Способы удержания внимания целевой аудитории (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
31. Цели научного исследования. Понятие научного знания (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
32. Аксиома, гипотеза, теория, как основные понятия методологии науки (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
33. Классификация научных исследований (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
34. Этапы научно-исследовательской работы (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
35. Понятие научного метода (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
36. Философские методы: диалектический и метафизический (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
37. Анализ и синтез как общелогические методы исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
38. Индукция как общелогический методы исследования. Метод единственного сходства, метод единственного различия (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
39. Дедукция как общелогический метод исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
40. Индуктивно-дедуктивные методы исследования: соединенный метод сходства и различия, метод остатков (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
41. Теоретические методы исследования: абстрагирование, идеализация, формализация (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
42. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
43. Математические методы исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
44. Этика научного исследования (УК-3; ОПК-4; ОПК-5).
1. Методология научных исследований и актуальные проблемы современности.
2. Методология научных исследований в контексте выбора наиболее эффективного способа действия.
3. Предмет и задачи дисциплины методология научного исследования
4. Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования РФ
5. Предположения и предпосылки, их место и роль в формировании научных теорий.
6. Методы познания, их применение.
7. Методы научного исследования и их классификация.
8. Методология познания и генерация идей в образовании.
9. Современные методы оценки творческого потенциала личности и коллектива.
10. Виды и результаты интеллектуальной деятельности человека.
11. Исследования технологических систем и процессов при производстве яиц.
12. Исследования технологических систем и процессов при промышленном производстве свинины.
13. Исследования ресурсосберегающей технологии производства баранины и шерсти.
14. Исследования технологических систем производственных процессов в продуктивном коневодстве.
16. Исследования технологии производства продукции оленеводства в условиях Республики Бурятия.
17. Наука. Какими признаками она характеризуется. Функции науки
18. Этапы развития науки
19. Знание. Виды знаний
20. Знание и познание и их характеристика
21. Отличие чувственного и рационального познания
22. Основные структурные элементы познания
23. Научно-исследовательская работа. Цель научного исследования. Виды научных исследований
24. Актуальность темы научно-исследовательской работы
25. Научная новизна и ее элементы
26. Этапы научно-исследовательской работы
27. Критерии которые позволяют различать теоретические и эмпирические уровни науки
28. Роль эксперимента в научном исследовании
29. Виды экспериментов в научном исследовании
30. Измерение, его виды
31. Характерная черта развития методов науки
32. Классификация методов научного познания
33. Основные структурные элементы наблюдения
34. Основные структурные элементы эксперимента. Правила измерения
35. Классификация экспериментов
36. Основные методы научного исследования. Принцип метода групп аналогов
37. Принцип методов групп периодов
38. Цель и задачи исследования
39. Основные методы научного исследования в зоотехнии
40. Экспедиционный метод исследования
41. Действие различных факторов (физические, химические, биологические, условия содержания, специфические) на подопытных животных
42. Методы анализа и синтеза науки
43. Этапы планирования научных исследований
44. Метод министада
45. Метод интегральных групп
46. Документация, которая используется при постановке опыта
47. Организация науки в РФ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема: Многоуровневое высшее образование в РФ. Зоотехния как наука
1. Предмет и задачи дисциплины методология научного исследования;
2. Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования РФ;
3. Требования ФГОС ВО по направлению Зоотехния уровня магистратуры (виды деятельности выпускника, требования к результатам освоения программы магистратуры и др);
4. Требования к магистерским диссертациям;
5. Положение о нормоконтроле ФГБОУ ВО БГСХА.
6. Этапы развития науки;
7. Развитие зоотехнии как науки;
8. Основные направления зоотехнических исследований во ФГБОУ ВО БГСХА.
Тема: Этапы научного исследования
1. 1 этап: общее ознакомление с проблемой, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование цели и задач. Ограничение темы.
2. 2 этап: выбор методологии, выбор методов исследования.
3. 3 этап – построение гипотезы.
4. 4 этап – проведение эксперимента.
5. 5 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов исследования, выработка практических рекомендаций.
6. 6 этап – публичная защита диссертации.
7. Знание и познание;
8. Обыденное и научное познание;
9. Классификация методов исследования
Тема: Понятийный аппарат научного исследования
1. Актуальность темы;
2. Цель и проблема исследования;
3. Объект и предмет исследования;
4. Гипотеза и задачи исследования;
5. Методика исследования и методология научного исследования;
6. Научная новизна;
7. Практическая значимость;
8. Апробация работы.
1. Что такое патент?
2. Виды лицензий;
3. Осуществление патентного поиска;
4. Патентные бюро и патентные поверенные;
5. Порядок получения патента;
6. Срок действия патента;
7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
8. Оформление селекционных достижений.
Тема: Продвижение грантового проекта
1. Что такое грант?
2. Виды грантов;
3. Заявка на грант;
4. Структура заявки;
5. Содержание различных частей заявки;
6. Что такое НИОКР?
7. Техническое задание;
8. Отчетность по гранту и НИОКР;
9. Фонды, поддерживающие исследования в сельском хозяйстве и по естественнонаучным дисциплинам.
Перечень дискуссионных тем
1. Предмет и задачи дисциплины методология научного исследования
2. Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования РФ
3. Наука. Какими признаками она характеризуется. Функции науки
4. Этапы развития науки
5. Знание. Виды знаний
6. Знание и познание и их характеристика
7. Отличие чувственного и рационального познания
8. Основные структурные элементы познания
9. Знание и познание и их характеристика
10. Научно-исследовательская работа. Цель научного исследования. Виды научных исследований
11. Актуальность темы научно-исследовательской работы
12. Научная новизна и ее элементы
13. Этапы научно-исследовательской работы
14. Критерии которые позволяют различать теоретические и эмпирические уровни науки
15. Роль эксперимента в научном исследовании
16. Виды экспериментов в научном исследовании
17. Измерение, его виды
18. Характерная черта развития методов науки
19. Классификация методов научного познания
20. Основные структурные элементы наблюдения
21. Основные структурные элементы эксперимента. Правила измерения
22. Классификация экспериментов
23. Основные методы научного исследования. Принцип метода групп аналогов
24. Принцип методов групп периодов
25. Актуальность темы исследования
26. Новизна исследования
27. Цель и задачи исследования
28. Основные методы научного исследования в зоотехнии
29. Экспедиционный метод исследования
30. Действие различных факторов (физические, химические, биологические, условия содержания, специфические) на подопытных животных
31. Методы анализа и синтеза науки
32. Этапы планирования научных исследований
33. Экспедиционный метод обследования
34. Метод министада
35. Метод интегральных групп
36. Документация, которая используется при постановке опыта
37. Организация науки в РФ
38. Выпускная квалификационная работа магистров
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п