учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарная биотехнология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2, 3
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить строение организма животных, видовые и возрастные особенности, ознакомление обучающих с современными направлениями и достижениями анатомии, новейшими методами изучения строения тела животных.
ОПК-1: Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, а также качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения;
видовых особенностей строения; определять нормальное строение органов определять топографию органов;
видовых особенностей строения; определять нормальное строение органов определять топографию органов;
видовых особенностей строения; определять нормальное строение органов определять топографию органов, но допускает ошибки;
видовых особенностей строения; определять нормальное строение органов определять топографию органов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
методы изучения,
история
структурные элементы
органа. Химический
состав и физические
свойства костей.
характеристика осевого
скелета
характеристика
периферического скелета
хвоста
туловища и хвоста
по видам животных по
костным препаратам
видовых особенностей
скелета конечностей
Сращения и суставы
туловища
конечностей
изучение сращений и
суставов
характеристика мышц
головы
изучение мышц
производных
желез кожи,
копытец и копыт
желез
и её производных
строения внутренних
органов
характеристика
аппарата пищеварения
характеристика
аппарата дыхания
характеристика системы
органов мочеотделения
характеристика половой
системы
отдел
отделы кишечника
мочевой пузырь
самцов
самок
изучение полостей
тела, строения
внутренних органов и их
топографии
морфофункциональная
характеристика
аппарата крово -
лимфообращения
артерий
туловища, конечностей и
внутренних органов.
Вены.
туловища и внутренних
органов
узлы
препарирование артерий
внутренней
секреции
секреции
морфофункциональная
характеристика нервной
системы
мозга. Спинномозговые
нервы
мозга. Черепно -мозговые
нервы
мозга.
головного мозга.
Изучение препаратов
нервов грудной и
тазовой конечности
особенности птиц
особенности птиц
препаровка птиц
им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 40 с.
2. Хибхенов, Л.В. Анатомия животных: рабочая тетрадь 1 для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-
санитарная экспертиза", специальности 36.05.01 "Ветеринария" / Л. В. Хибхенов ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р.
Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 71 с.
3. Хибхенов, Л.В. Анатомия животных: рабочая тетрадь 2 для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-
санитарная экспертиза", специальности 36.05.01 "Ветеринария" / Л. В. Хибхенов ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р.
Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 92 с.
4. Хибхенов, Л.В. Анатомия животных: рабочая тетрадь 3 для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-
санитарная экспертиза", специальности 36.05.01 "Ветеринария" / Л. В. Хибхенов; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р.
Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 44 с.
5. Казакова, В.Г. Эндокринная система животных / В. Г. Казакова, Л. В. Хибхенов ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ :
ФГБОУ ВО БГСХА, 2017.
6. Хибхенов, Л.В. Общепрофессиональная практика (по анатомии животных): методические указания для обучающихся по
специальности 36.05.01 "Ветеринария", направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-санитарная экспертиза" / Л. В. Хибхенов; М-
во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 49 с.
7. Анатомия номадных животных: учебно-методические издания для обучающихся по специальности 36.05.01 "Ветеринария" и
направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-санитарная экспертиза" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ;
сост.: Л. В. Хибхенов, Б. Ц. Гармаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 53 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень экзаменационных вопросов
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
Вопросы для текущего контроля,
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения,
Вопросы для устного опроса,
Тестовые задания
Кейс- задания,
Анатомия животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1.СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Строение кости как органа (ОПК-1)
2. Строение шейного отдела позвоночного столба в связи с функцией (ОПК-1)
3. Грудная клетка (ОПК-1)
4. Строение костного сегмента (ОПК-1)
6. Кости черепа (ОПК-1)
7. Кости тазового пояса (ОПК-1)
8. Строение кисти (ОПК-1)
9. Строение стопы (ОПК-1)
10. Суставы в зависимости от строения и характера движения (ОПК-1)
11. Плечевой сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
12. Локтевой сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
13. Запястный сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
14. Суставы пальцев грудной конечности и мышцы действующие на него (ОПК-1)
15. Тазобедренный сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
16. Коленный сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
17. Заплюсневый сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
18. Суставы пальцев тазовой конечности и мышцы действующие на него (ОПК-1)
19. Мышца как орган (ОПК-1)
20. Мышцы головы (ОПК-1)
21. Мышцы, соединяющие грудную конечность с туловищем (ОПК-1)
22. Мышцы грудной стенки (ОПК-1)
23. Мышцы брюшной стенки (ОПК-1)
24. Мускулатура, управляющая позвоночным столбом (ОПК-1)
25. Челюстной сустав и мышцы действующие на него (ОПК-1)
26. Вспомогательные органы мышц: фасции, синовиальные сумки, влагалища (ОПК-1)
Перечень экзаменационных вопросов для студентов 2 курса
СИСТЕМА ОРГАНОВ КОЖНОГО ПОКРОВА И ЕГО ПРОИЗВОДНЫХ
1. Строение кожи и ее функциональное значение (ОПК-1)
2. Строение волоса (ОПК-1)
3. Строение вымени (ОПК-1)
4. Копыто лошади (ОПК-1)
5. Мякиши (ОПК-1)
6. Строение рога (ОПК-1)
АППАРАТ ПИЩЕВАРЕНИЯ
1. Общие закономерности строения трубкообразного органа (ОПК-1)
2. Ротоглотка (ОПК-1)
3. Общая характеристика строения зубов и их видовые особенности (ОПК-1)
4. Строение и топография пищевода и однокамерного желудка у домашних животных (ОПК-1)
5. Строение и топография, кровоснабжение желудка жвачных (ОПК-1)
6. Типы желудков и их строение, топография и кровоснабжение (ОПК-1)
7. Общая характеристика строения тонкого кишечника домашних животных и птиц (ОПК-1)
8. Особенности строения органов пищеварения домашних птиц (ОПК-1)
9. Видовые особенности строения печени домашних животных и птиц (ОПК-1)
10. Общая характеристика строения тонкого отдела кишечника домашних животных и птиц (ОПК-1)
11. Строение и топография толстого отдела кишечника свиньи (ОПК-1)
12. Строение и топография толстого отдела кишечника жвачных (ОПК-1)
13. Строение и топография толстого отдела кишечника лошади (ОПК-1)
14. Серозные оболочки грудной и брюшной полостей (ОПК-1)
АППАРАТ ДЫХАНИЯ
1. Общая характеристика строения органов дыхания домашних животных и птиц (ОПК-1)
2. Строение носоглотки домашних животных и птиц (ОПК-1)
3. Строение и видовые особенности гортани домашних животных и птиц (ОПК-1)
4. Строение и видовые особенности легких домашних животных и птиц (ОПК-1)
СИСТЕМА ОРГАНОВ МОЧЕОТДЕЛЕНИЯ
1. Общая характеристика строения органов мочеотделения домашних животных и птиц (ОПК-1)
2. Типы почек млекопитающих и птиц (ОПК-1)
СИСТЕМА ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ
1. Морфофункциональная характеристика органов размножения самок домашних животных и птиц (ОПК-1)
2. Морфофункциональная характеристика органов размножения самцов домашних животных и птиц (ОПК-1)
3. Строение яичника и яйцепровода домашних животных и птиц (ОПК-1)
4. Строение семяпровода, семенника, семенного канатика (ОПК-1)
5. Половой член и препуций (ОПК-1)
6. Типы маток (ОПК-1)
7. Строение матки, ее местоположение, кровоснабжение и иннервация (ОПК-1)
8. Семенниковый мешок, его кровоснабжение, иннервация (ОПК-1)
АППАРАТ КРОВО-ЛИМФООБРАЩЕНИЯ
1. Общая характеристика строения кровеносных сосудов (ОПК-1)
2. Общая характеристика строения органов лимфообращения (ОПК-1)
3. Строения сердца и его топография (ОПК-1)
4. Грудная аорта и ее ветвления (ОПК-1)
5. Брюшная аорта и ее ветвления (ОПК-1)
6. Артерии головы (ОПК-1)
7. Артерии грудной конечности (ОПК-1)
8. Внутренняя подвздошная артерия и ее ветвления (ОПК-1)
9. Артерии тазовой конечности (ОПК-1)
10. Краниальная полая вена (ОПК-1)
11. Каудальная полая вена (ОПК-1)
12. Система воротной вены (ОПК-1)
13. Вены грудной конечности (ОПК-1)
14. Вены тазовой конечности (ОПК-1)
15. Органы кровообращения (ОПК-1)
16. Лимфатические узлы головы, грудной и брюшной полостей (ОПК-1)
17. Лимфатические узлы грудной конечности (ОПК-1)
18. Лимфатические узлы тазовой конечности (ОПК-1)
19. Особенности кровообращения плода (ОПК-1)
СИСТЕМА ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
1. Строение и топография желез внутренней секреции (ОПК-1)
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
1. Строение и кровоснабжение головного мозга и его оболочек (ОПК-1)
2. Строение и кровоснабжение спинного мозга и его оболочек (ОПК-1)
3. Задний мозг (ОПК-1)
4. Общая характеристика черепно-мозговых нервов (ОПК-1)
5. Двигательные черепно-мозговые нервы (ОПК-1)
6. Смешанные черепно-мозговые нервы (ОПК-1)
7. Тройничный нерв (ОПК-1)
8. Общая характеристика ветвления спинно-мозговых нервов (ОПК-1)
9. Орган зрения (ОПК-1)
10. Орган слуха и равновесия (ОПК-1)
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
Дерматология
1. Каковы строение и видовые особенности кожи домашних животных. (ОПК-1)
2. Строение и типы волос. (ОПК-1)
3. Строение и функции потовых и сальных желез. (ОПК-1)
4. Какие производные кожного покрова находятся на конечностях крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей, собак. (ОПК-1)
5. Строение копыта, копытец и когтей. (ОПК-1)
6. Охарактеризуйте строение рогов у крупного и мелкого рогатого скота. (ОПК-1)
7. Основные части молочной железы коров (ОПК-1)
8. Видовые особенности расположения и строения молочных желез. (ОПК-1)
Аппарат пищеварения
1. Назовите полости тела. Серозные оболочки и их производные. (ОПК-1)
2. Отделы и области брюшной полости. (ОПК-1)
3. Общие принципы строения трубкообразных и паренхиматозных органов? (ОПК-1)
4. Строение и видовые особенности губ, щек, твердого и мягкого неба, языка домашних животных. (ОПК-1)
5. Застенные и пристенные слюнные железы. (ОПК-1)
6. Зубы: классификация, видовые особенности и формула. (ОПК-1)
7. Назовите и покажите на препарате части глотки; отверстия, сообщающие ее с носовой и ротовой полостью, пищеводом и гортанью, средним ухом. (ОПК-1)
8. Топография и строение пищевода. (ОПК-1)
9. Опишите строение, топографию и видовые особенности однокамерных желудков. (ОПК-1)
10. Опишите строение, топографию и видовые особенности многокамерных желудков. (ОПК-1)
11. Строение и топография тонких кишок у домашних животных. (ОПК-1)
12. Строение и топография печени у домашних животных. (ОПК-1)
13. Строение и топография поджелудочной железы у домашних животных? (ОПК-1)
14. Строение и топография толстых кишок у домашних животных? (ОПК-1)
Мочеполовой аппарат
2. Типы почек, их строение и топография у разных видов домашних животных.(ОПК-1)
3. Что такое нефрон. (ОПК-1)
4. Мочеточник – как трубкообразный орган. (ОПК-1)
5. Строение мочевого пузыря. (ОПК-1)
6. Топография мочевого пузыря в наполненном и порожнем состоянии. (ОПК-1)
7. Мочеиспускательный канал самок. (ОПК-1)
8. Мочеполовой канал самцов. (ОПК-1)
9. Каков анатомический состав органов размножения самцов? (ОПК-1)
10. Семенник – как паренхиматозный орган. (ОПК-1)
11. Назовите органы или их части по которым проходят спермии от извитых семенных канальцев семенника до наружного отверстия мочеполового канала. (ОПК-1)
12. Строение придатка семенника. Покажите его части на препарате. (ОПК-1)
13. Что такое семенниковый мешок? Назовите его части. (ОПК-1)
14. Что такое семенной канатик? Назовите его части. (ОПК-1)
15. Придаточные половые железы. (ОПК-1)
16. Строение и видовые особенности полового члена. (ОПК-1)
17. Строение и видовые особенности препуция. (ОПК-1)
18. Строение и видовые особенности яичников (ОПК-1).
19. Строение и функции яйцепроводов. (ОПК-1)
20. Строение, анатомические части, видовые особенности матки у домашних животных. (ОПК-1)
21. Строение влагалища и его преддверия. Как определить границу между ними? (ОПК-1)
22. Наружные половые органы самок. (ОПК-1).
Строение сердца и артерий
1. Как называется сосуды, несущие кровь от сердца и к сердцу? Из каких камер сердца они выходят и в какие впадают. (ОПК-1)
2. Назовите круги кровообращения и проследите путь крови по схеме. (ОПК-1)
3. Особенности кровообращения у плодов. (ОПК-1)
4. Какие камеры сердца вы знаете? Как они сообщаются друг с другом. (ОПК-1)
5. Назовите камеры сердца в которые кровь по сосудам впадает. Как эти сосуды называются. (ОПК-1)
6. Назовите камеры сердца из которых кровь по сосудам выходит. Как эти сосуды называются. (ОПК-1). Где и какие клапаны имеются в сердце? Какова их функция. (ОПК-1)
7. Строение, анатомический состав проводящей системы сердца. (ОПК-1)
8. Какие слои имеет стенка сердца и ее взаимоотношение с сердечной сумкой. (ОПК-1)
9. Топография и видовые особенности строения сердца. (ОПК-1)
10. Плечеголовной ствол и видовые особенности его ветвления.
11. Какой магистральный сосуд несет кровь в грудную конечность? Его ветвление. (ОПК-1)
12. Какой магистральный сосуд несет кровь в тазовую конечность? Его ветвление. (ОПК-1)
13. Какой магистральный сосуд несет кровь в области шеи головы? Его ветвление. (ОПК-1)
14. Париетальные и висцеральные ветви грудной аорты. (ОПК-1)
15. Париетальные и висцеральные ветви брюшной аорты. (ОПК-1)16.
Вены и лимфатическая система
1. Каковы особенности строения венозных сосудов и чем они обусловлены. (ОПК-1)
2. Какие магистральные вены собирают кровь от органов, расположенных в области головы. (ОПК-1)
3. Какие магистральные вены собирают кровь от грудной стенки. (ОПК-1)
4. Какие магистральные вены собирают кровь от грудной конечности. (ОПК-1)
5. Какие магистральные вены собирают кровь от тазовой конечности. (ОПК-1)
6. Система воротной вен. (ОПК-1)
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
1. Выполнить задания в рабочей тетради 1
2. Выполнить задания в рабочей тетради 2
3. Выполнить задания в рабочей тетради 3
Вопросы для устного опроса
1. На какие отделы делится позвоночный столб? Назовите их на латинском языке.
2. Какое количество позвонков имеется в каждом отделе (по видам животных)?
3. Костный сегмент. Понятие о его редукции.
4. Какие основные части имеет позвонок? Какие структуры располагаются на них? Назовите их на латинском языке.
5. Какие признаки имеют грудные позвонки? Их видовые особенности.
6. Какие признаки имеют шейные позвонки? Их видовые особенности.
7. Какие признаки имеют поясничные позвонки? Их видовые особенности.
8. Какие признаки имеют крестцовые позвонки? Их видовые особенности.
9. Какие признаки имеют хвостовые позвонки? Их видовые особенности.
10. Соединения костей туловища.
12. Какие кости формируют крышу, дно, боковые, заднюю и переднюю стенки черепной полости? Их строение и видовые особенности.
13. Какие кости формируют остов носовой полости? Их строение и видовые особенности.
14. Какие кости формируют остов ротовой полости? Их строение и видовые особенности.
15. Какие отверстия располагаются в области основания черепа, их назначение?
16. Какие отверстия располагаются на лицевой поверхности черепа, их назначение?
17. Какие отверстия располагаются в крылонебной ямке, их назначение?
18. В каких костях имеются пазухи, их топография и видовые особенности?
19. Соединение костей головы?
20.Особенности анатомической терминологии на скелете конечностей.
21. Какие отделы имеются на скелете конечностей?
22. Какие кости входят в состав поясов грудной и тазовой конечностей? Их строение и видовые особенности.
23. На какие звенья делится свободная конечность? Какие кости входят в каждое звено?
24. Строение и видовые особенности стилоподия грудной и тазовой конечности.
25. Строение и видовые особенности зейгоподия грудной и тазовой конечности.
26. Строение и видовые особенности автоподия грудной и тазовой конечности.
27. На какие участки делится автоподий? Видовые особенности строения передней и задней лапы.
28. Какие разновидности соединений костей встречаются в организме животных?
29. Какие виды сращений имеются в организме животных?
30. Какие бывают типы суставов по строению?
31. Какие бывают типы суставов по характеру движения (функции)?
32. Какие виды соединений различают между костями головы?
33. Какие виды соединений различают между костями туловища?
34. Назовите и покажите на скелете суставы грудной конечности?
35. По каким признакам их классифицируют?
36. Назовите и покажите на скелете суставы тазовой конечности? По каким признакам их классифицируют?
Тестовые задания
Вариант 1
Количество заданий: 30
Инструкция: Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Выберите буквенное обозначение правильного ответа.
1. Количество шейных позвонков у домашних животных (млекопитающих):
*а. 7 б. 15
в. 12 г. 5
2. Ребро принадлежит к типу:
*а. длинных костей б. плоских костей
в. трубчатых костей г. коротких костей
3. Os frontale это:
а. носовая кость б. слезная кость
в. теменная кость *г. лобная кость
4. Лопатка относится к:
* а. плечевому поясу б. тазовому поясу
в. зейгоподию г. стилоподию
5. Затылочно-атлантный сустав относится к типу:
*а. простых суставов б. упрощенных суставов
в. сложных суставов г. многоосных суставов
6. Какой сустав не относится к тазовой конечности:
*а. локтевой б. тазобедренный
в. коленный г. заплюсневый
7. К мышцам, соединяющим плечевой пояс с туловищем относятся:
а. двуглавая мышца *б.широчайшая мышца спины
в. многораздельная мышца г. межостистая мышца
8. К жевательным мышцам относится:
а. круговая мышца рта * б. височная мышца
в. подбородочная мышца г. скуловая мышца
9. Какая анатомическая структура не относится к рогу:
* а. корень б. подошва
в. тело г. верхушка
10. Каштаны у лошадей это:
а. пальцевый мякиш б. плюсневый мякиш
в. пястный мякиш * г. запястный мякиш
11. Желудок у крупного рогатого скота по строению относится к:
а. однокамерным б. сложным
в. простым * г. многокамерным
12. Сетка располагается в:
в. правой подреберной области г. левой подреберной области
13. Стенка тощей кишки не имеет оболочку:
а. мышечную б. серозную
*в. адвентицию г. слизистую
14. Легкие расположены в полости:
а. брюшной *б. грудной
в. перикардиальной г. тазовой
15. Основа стенки трахеи составляет:
*а. хрящевые кольца б. кости
в. мышцы г. слизистая оболочка
16. У свиньи почки относятся к типу:
а. множественных почек б. гладких многососочковых
в. гладких однососочковых г. бороздчатых многососочковых
17. Мочеточники располагаются между:
а. мочевым пузырем и моче- б. семенником и мочеиспускательным
испускательным каналом каналом
*в. почками и мочевым пузырем г. почками и мочеиспускательным каналом
18. Половая железа самца это:
а. половой член *б. семенник
в. мочевой пузырь г. семенниковый мешок
19. Видовой особенностью эндометрия жвачных является наличие:
а. отростков *б. карункулов
в. узелков г. бугорков
20. Сердце у млекопитающих:
а. двухкамерное б. трехкамерное
*в. четырехкамерное г. однокамерное
21. Между левым предсердием и левым желудочком расположен клапан:
а. трехстворчатый * б. двухстворчатый
в. полулунный г. пилорический
22. Аорта относится к типу:
а. мышечных артерий * б. эластических артерий
в. безмышечных артерий г. смешанных артерий
23. Краниальная брыжеечная артерия снабжает кровью:
а. желудок б. печень
в. прямую кишку * г. весь кишечник (кроме начала 12- перстной и конца ободочной кишок)
24. Подмышечный лимфоузел собирает лимфу из:
* а. грудной конечности б. брюшной стенки
в. грудной стенки г. тазовой конечности
25. Поверхностный паховый лимфоузел собирает лимфу из:
а. мышц тазовых конечностей б. органов тазовой полости
* в. мошонки, крайней плоти г. хвоста и внутренних органов
полового члена, кожи бедра
26. Щитовидная железа лежит:
а. на щитовидном хряще б. около желудка
* в. на первых кольцах трахеи в области глотки
27. Продолговатый мозг относится к:
*а. ромбовидному мозгу б. промежуточному мозгу
в. переднему мозгу г. обонятельному мозгу
28. Поясничное сплетение формируется за счет:
а. дорсальных ветвей поясничных *б. вентральных ветвей поясничных
нервов нервов
в. грудных нервов г. крестцовых нервов
29. Какая анатомическая структура не относится к яйцепроводу птиц:
а. перешеек б. белковая
в. скорлуповая часть * г. клоака
30. В толстом отделе кишечника птиц имеется:
* а. подвздошная кишка б. 2 слепых кишки
в. тощая кишка г. ободочная кишка
Кейс-задания
Количество заданий: 12
1.В строении ребра имеются следующие особенности: тонкие, широкие к грудной кости, края острые неровные, в количестве 13 пар.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание видовых особенностей ребер, определите их принадлежность.
В. лошадь Г. свинья
2. Лопатка широкая, лопаточная ость сильно развита, смещается к краниальному краю лопатки, образуя большую по площади заостную ямку, и оканчивается акромионом
Инструкция: Внимательно прочитайте описание особенностей строения лопатки определите их принадлежность.
А. лошадь * Б. рогатый скот
В. свинья Г. собака
3. Группа мышц (большая жевательная, крыловая, височная и двубрюшная), расположенных на голове, управляющие движениями вентральной челюсти, называется … группой .
Инструкция: Внимательно прочитайте описание мышц, вместо многоточия, укажите название данной группы мышц.
Правильный ответ: Жевательной.
4. Молочная железа такого типа принадлежит многоплодным животным и состоит из 6- 8 пар молочных холмов расположенных на вентральной поверхности живота.
Инструкция: Внимательно прочитав описание молочной железы, укажите её тип.
А. просто вымя Б. сложное вымя
*В. множественное вымя Г. единичное вымя
5. Язык толстый, грубого строения, с наличием подушки на спинке языка, с двойной уздечкой.
Инструкция: Внимательно прочитав описание языка определите его видовую принадлежность.
*А. КРС Б. свинья
В. собака Г. лошадь
6. Преддверие носовой полости имеет дивертикул, хорошо развит надгортанный хрящ, трахея состоит из 48-60 хрящевых колец. В левом легком – две доли – верхушечная и сердечно-диафрагмальная, в правом – три доли - верхушечная, сердечно-диафрагмальная и добавочная.
Инструкция: Внимательно прочитав описание органов дыхания определите их видовую принадлежность.
А. крупный рогатый скот *Б. лошадь
В. собака Г. свинья
7. Почка лошади принадлежит типу…
Инструкция: Вместо многоточий, укажите тип почек на русском языке.
Правильный ответ: Гладкий однососочковый.
8. Яичник большой, овальной формы, бугристый. Матка имеет короткое тело, шейка матки длиной 15- 18 см, ее рога длинные до 200 см, в виде многочисленных петель.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание половых органов, определите их видовую принадлежность.
Правильный ответ: Свинья.
9. Путь крови из левого желудочка, через грудную аорту, плечеголовной ствол и брюшную аорту, во все внутренние органы и туловище животного, обратно кровь по краниальной и каудальной полой венам возвращается в правое предсердие называется:
*А. большой круг кровообращения Б. системой воротной вены
В. малый круг кровообращения Г. системой сердечных вен
Инструкция: Внимательно прочитайте путь крови и дайте правильный ответ.
10. Лимфатический узел, лежащий близ локтевого сустава называется:
А. Подмышечный Б. Подколенный
*В. Локтевой Г. Подмышечный 1-го ребра
Инструкция: Внимательно прочитайте описание лимфатического узла и дайте правильный ответ.
11. Селезенка плоская, длинная, довольно широкая с округленными концами, с тонкими прямыми краями. Цвет селезенки у самок серо-синий, у самцов красно-коричневый.
*А. КРС Б. Лошадь
В. Свинья Г. Собака
Инструкция: Внимательно прочитайте описание селезенки и дайте правильный ответ.
12. В строении данный мозг имеются следующие особенности: по своей форме напоминает спинной мозг, в который он входит без видимых границ, но в своем строении имеет ряд особенностей. На базальной его поверхности хорошо заметная вентральная срединная борозда, а с боков от нее тянутся боковые борозды. Между этими тремя бороздами располагаются два узких продольных невысоких валиков - пирамид, внутри которых находятся 7 центров черепно-мозговых нервов (с 6-го по 12-й).
А. мозжечок Б. конечный мозг
В. гипофиз *Г. продолговатый мозг
Инструкция: Внимательно прочитайте описание мозга и дайте один правильный ответ.
13. Кожа у птиц имеет ряд особенностей: тонкие надкожица, основа кожи и подкожный слой; отсутствие потовых и сальных желез. Однако у многих птиц над последним крестцовым позвонком лежит…. железа
Инструкция: Внимательно прочитайте и вместо многоточия укажите название железы характерная для птиц.
Правильный ответ: Копчиковая.
Блок 3. Кейс-задания
Количество кейс-заданий: 2
Кейс-задание 1 А). На кафедру анатомии, гистологии и патомофологии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа были определены наличие следующих признаков:- на голове парных рогов конической формы;
- в паховой области – вымени чашеобразной формы;
- кожа и волосяной покров чистые и блестящие;
при вскрытии трупа – на спинке языка наличие подушки эллипсовидной формы, 4 камеры желудка: рубец, сетка,
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, определите вид животного.
Правильный ответ: Крупный рогатый скот.
Б). На кафедру анатомии, гистологии и патомофологии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа были определены наличие следующих признаков:
- на голове парных рогов конической формы;
- в паховой области – вымени чашеобразной формы;
- кожа и волосяной покров чистые и блестящие;
при вскрытии трупа – на спинке языка наличие подушки эллипсовидной формы, 4 камеры желудка: рубец, сетка, книжка и сычуг; ободочная кишка в виде диска, расположенная в правой подвздошной области; большой сальник хорошо выражен; грудная клетка в виде усеченного конуса, с пластинчатыми, тонкими и широкими ребрами; мышцы яркого розового цвета; подкожный слой толстый белого цвета, плотной консистенции.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, определите какие системы животного описаны.
Правильный ответ: Кожный покров, органы пищеварения.
В). На кафедру анатомии, гистологии и патомофологии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа были определены наличие следующих признаков:
- на голове парных рогов конической формы;
- в паховой области – вымени чашеобразной формы;
- кожа и волосяной покров чистые и блестящие;
при вскрытии трупа – на спинке языка наличие подушки эллипсовидной формы, 4 камеры желудка: рубец, сетка, книжка и сычуг; ободочная кишка в виде диска, расположенная в правой подвздошной области; большой сальник хорошо выражен; грудная клетка в виде усеченного конуса, с пластинчатыми, тонкими и широкими ребрами; мышцы яркого розового цвета; подкожный слой толстый белого цвета, плотной консистенции.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, укажите топографию сычуга.
Правильный ответ: Правая подвздошная область.
Кейс-задание 2 А). На мясокомбинате во время разделки партии туш животных заметили, что кожа тонкая (толщиной около 1.5- 2 мм), с короткими волосами; подкожная клетчатка желтого цвета, тает в руках; мышцы темно-красного цвета. Легкие большие, длинные, розового цвета, левое легкое имеет две доли (краниальная и каудальная), правое – три доли (краниальная, каудальная и добавочная); язык мясистый, овальной формы; желудок однокамерный, с выраженным в его кардиальной части слепым мешком, наличием кардиального сфинктера; ободочная кишка состоит из большой и малой кишок, ее стенка образует четыре тения и 4 ряда кармашек.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, определите вид животного.
Правильный ответ: Лошадь.
Б). На мясокомбинате во время разделки партии туш животных заметили, что кожа тонкая (толщиной около 1.5- 2 мм), с короткими волосами; подкожная клетчатка желтого цвета, тает в руках; мышцы темно-красного цвета. Легкие большие, длинные, розового цвета, левое легкое имеет две доли (краниальная и каудальная), правое – три (краниальная, каудальная и добавочная); язык мясистый, овальной формы; желудок однокамерный, с выраженным в его кардиальной части слепым мешком, наличием кардиального сфинктера; ободочная кишка состоит из большой и малой кишок, ее стенка образует четыре тения и 4 ряда кармашек.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, ответьте какие виды вкусовых сосочков характерны для данного вида животных.
Правильный ответ: Грибовидные, валиковидные и листовидные.
В). На мясокомбинате во время разделки партии туш животных заметили, что кожа тонкая (толщиной около 1.5- 2 мм), с короткими волосами; подкожная клетчатка желтого цвета, тает в руках; мышцы темно-красного цвета. Легкие большие, длинные, розового цвета, левое легкое имеет две доли (краниальная и каудальная), правое – три (краниальная, каудальная и добавочная); язык мясистый, овальной формы; желудок однокамерный, с выраженным в его кардиальной части слепым мешком, наличием кардиального сфинктера; ободочная кишка состоит из большой и малой кишок, ее стенка образует четыре тения и 4 ряда кармашек.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, укажите где располагается (ampula coli)- желудкообразное расширение.
Правильный ответ: Дорсальное правое положение ободочной кишки
Блок 2. Повышенный
Количество заданий: 12
1. В строении грудного позвонка имеются следующие особенности: тела длинные, нервные дужки вместо каудальных межпозвоночных вырезок имеют самостоятельные межпозвоночные отверстия. Остистые отростки пластинчатые, широкие, особенно высокие у 3-го и 4-го позвонка. Количество позвонков 13. Причем последний диафрагмальный
*А. крупный рогатый скот Б. собака
В. лошадь Г. свинья
2. Лопатка широкая, суживаясь к суставному углу, образует шейку лопатки, ость лопатки треугольная, сильно загнута назад и на середине длины несет бугор ости, ближе к шейке лопатки ость исчезает.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание особенностей строения лопатки определите их принадлежность.
А. лошадь Б. рогатый скот
*В. свинья Г. собака
3. Самая массивная связка позвоночного столба. Она расположенная в шейном отделе, построена из эластической ткани желтого цвета и имеет 2 части: столбиковая и пластинчатая. Эта связка называется…
Инструкция: Внимательно прочитайте описание связки, вместо многоточия, укажите ее название.
Правильный ответ: Выйная.
1. Данная мышца лежит между грудной полостью и брюшной. Она плоская круглой формы имеет в середине расположенный сухожильный центр, по периферии находится его мышечный отдел, который подразделяется на поясничный, реберный и грудинный отделы. Эта мышца называется:
А. двуглавая *Б. диафрагма
В. поперечная грудная Г. пластыревидная
Инструкция: Внимательно прочитайте задание и дайте один правильный ответ.
2. Молочная железа такого типа находится между бедрами с лонной области и состоит из 2 половин (левой и правой), 4 долей, которые оканчиваются сосками.
Инструкция: Внимательно прочитав описание молочной железы, укажите её тип.
*А. вымя Б. сложное вымя
В. множественное вымя Г. груди
6. Язык мясистый, длинный. спинка языка с мягкими нитевидными сосочками.
Инструкция: Внимательно прочитав описание языка определите его видовую принадлежность.
А. КРС Б. свинья
В. собака * Г. лошадь
7. Преддверие носовой полости имеет дивертикул, хорошо развит надгортанный хрящ, трахея состоит из 48-60 хрящевых колец. В левом легком – две доли – верхушечная и сердечно-диафрагмальная, в правом – три доли - верхушечная, сердечно-диафрагмальная и добавочная.
Инструкция: Внимательно прочитав описание органов дыхания определите их видовую принадлежность.
А. крупный рогатый скот *Б. лошадь
В. собака Г. свинья
8. Почка свиньи принадлежит типу…
Инструкция: Вместо многоточий, укажите тип почек на русском языке.
Правильный ответ: Гладкий многососочковый тип.
9. Яичник большой (5-8 см), бобовидной формы, гладкий.Вентро-латеральный (свободный) край имеет углубление - овуляционную ямку.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание яичника, определите ее видовую принадлежность. Правильный ответ: Лошади.
10. Путь крови из правого желудочка, через легочные артерии, кровеносные сосуды легких, в дальнейшем из легких по легочным венам в левое предсердие называется:
Инструкция: Внимательно прочитайте путь крови и дайте один правильный ответ
А. большой круг кровообращения Б. системой воротной вены
*В. малый круг кровообращения Г. системой сердечных вен
11. Лимфатический узел, лежащий в подчелюстном пространстве позади сосудистой вырезки нижней челюсти и несколько сбоку от подчелюстной слюной железы:
А. Околоушной *Б. Подчелюстной
В. крыловой Г. Заглоточный
Инструкция: Внимательно прочитайте описание лимфатического узла и дайте правильный ответ.
селезенки и дайте правильный ответ.
12. В строении данный мозг имеются следующие особенности: имеет вид цилиндрического тяжа несколько сдавленного дорсо-вентрально, делится на несколько отделов: шейный, грудной, пояснично-крестцовый, образует два утолщения (грудное и поясничное) и оканчивается, формируя конский хвост.
А.продолговатый Б. конечный мозг
*В.спинной Г. средний
Инструкция: Внимательно прочитайте описание мозга и дайте один правильный ответ.
Блок 3. Кейс-задания Количество кейс-заданий: 2
Кейс-задание 1А). При разделке туши животного отметили, что кожа покрыта остевыми волосами - щетиной; подкожная
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, определите вид животного.
Правильный ответ: Свинья.
Б). При разделке туши животного отметили, что кожа покрыта остевыми волосами - щетиной; подкожная клетчатка бело-розового цвета, толстая, упругой консистенции; в толще кожи подбородка располагается железа; мышцы бледно-розового цвета; отсутствует выйная связка. Желудок однокамерный с выраженным в его кардиальной части дивертикулом; печень светло-красного цвета, относительно большого размера, на ее поверхности видны границы долек, что придает ей зернистый вид. Яичники вытянутой овальной формы, бугристые. Рога матки длинные (до 200 см), извилистые наподобие петель кишечника, тело короткое, шейка узкая длинная.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, укажите топографию печени.
Правильный ответ: Левое и правое подреберья брюшной полости.
В). При разделке туши животного отметили, что кожа покрыта остевыми волосами - щетиной; подкожная клетчатка бело-розового цвета, толстая, упругой консистенции; в толще кожи подбородка располагается железа; мышцы бледно-розового цвета; отсутствует выйная связка. Желудок однокамерный с выраженным в его кардиальной части дивертикулом; печень светло-красного цвета, относительно большого размера, на ее поверхности видны границы долек, что придает ей зернистый вид. Яичники вытянутой овальной формы, бугристые. Рога матки длинные (до 200 см), извилистые наподобие петель кишечника, тело короткое, шейка узкая длинная.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, ответьте какой тип секреции желудка у данного вида животного.
Правильный ответ: Смешанный.
Кейс-задание 2 А). На занятие по анатомии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа студентами обнаружено: - кожа покрыта густой, извитой, длинной шерстью; кожное сало смешивается с потом, образуя жиропот; наличие межпальцевых синусов, расположенные в коже межпальцевого углубления над межкопытцевой щелью; на дистальных фалангах 3-го и 4-го пальцев располагаются копытца; губы короткие, подвижные; резцовые зубы располагаются только на нижней челюсти; жевательная поверхность коренных зубов лунчатая; желудок многокамерного строения (рубец, сетка, книжка и сычуг); петли ободочной кишки лежат в одной плоскости в виде диска; яичники овальной формы, гладкие; матка двурогого типа, рога матки спирально изогнутые с острыми концами.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, определите вид животного.
Правильный ответ: Овца.
Б). На занятие по анатомии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа студентами обнаружено: - кожа покрыта густой, извитой, длинной шерстью; кожное сало смешивается с потом, образуя жиропот; наличие межпальцевых синусов, расположенные в коже межпальцевого углубления над межкопытцевой щелью; на дистальных фалангах 3-го и 4-го пальцев располагаются копытца; губы короткие, подвижные; резцовые зубы располагаются только на нижней челюсти; жевательная поверхность коренных зубов лунчатая; желудок многокамерного строения (рубец, сетка, книжка и сычуг); петли ободочной кишки лежат в одной плоскости в виде диска; яичники овальной формы, гладкие; матка двурогого типа, рога матки спирально изогнутые с острыми концами.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, укажите какие камеры желудка у данного вида животного относятся к преджелудкам.
Правильный ответ: Рубец, сетка книжка.
В). На занятие по анатомии поступил труп животного. При наружном осмотре трупа студентами обнаружено: - кожа покрыта густой, извитой, длинной шерстью; кожное сало смешивается с потом, образуя жиропот; наличие межпальцевых синусов, расположенные в коже межпальцевого углубления над межкопытцевой щелью; на дистальных фалангах 3-го и 4-го пальцев располагаются копытца; губы короткие, подвижные; резцовые зубы располагаются только на нижней челюсти; жевательная поверхность коренных зубов лунчатая; желудок многокамерного строения (рубец, сетка, книжка и сычуг); петли ободочной кишки лежат в одной плоскости в виде диска; яичники овальной формы, гладкие; матка двурогого типа, рога матки спирально изогнутые с острыми концами.
Инструкция: Внимательно прочитайте описание кейс-задания, укажите видовую особенность строения слизистой оболочки матки (эндометрия) у данного вида животного.
Правильный ответ: Карункулы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п