учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Бахрунов К.К.
(представитель работодателя)
Задачи: Формирование знаний в области молекулярной биофизики и биофизики клеточных процессов.
Задачи: Формирование знаний в области молекулярной биофизики и биофизики клеточных процессов.
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
ОПК-4.1.Составляет технические возможности современного специализированного
оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.2. Применяет современные технологии и методы исследований в
профессиональной деятельности, интерпретирует полученные результаты
ОПК-4.3. Представляет навыки работы со специализированным оборудованием
для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке
новых технологий
Не знает и не понимает современное специализированное оборудование в области биологической физики.
ОПК-4.2.
Не знает и не понимает современные технологии и методы исследований.
ОПК-4.3.
Не знает и не понимает понятия биофизики, необходимые для исследований и разработки новых технологий.
Плохое знает и понимает современное специализированное оборудование в области биологической физики.
ОПК-4.2.
Плохо знает и понимает современные технологии и методы исследований.
ОПК-4.3.
Плохо знает и не понимает понятия биофизики, необходимые для исследований и разработки новых технологий.
Знает и понимает современное специализированное оборудование в области биологической физики, но допускает некоторые неточности.
ОПК-4.2.
Знает и понимает современные технологии и методы исследований, но допускает некоторые неточности..
ОПК-4.3.
Знает и понимает понятия биофизики, необходимые для исследований и разработки новых технологий, но допускает некоторые неточности..
В полной мере знает и понимает современное специализированное оборудование в области биологической физики.
ОПК-4.2.
В полной мере знает и понимает современные технологии и методы исследований.
ОПК-4.3.
В полной мере знает и понимает понятия биофизики, необходимые для исследований и разработки новых технологий,
Не умеет использовать технические возможности современного специализированного оборудования в профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
Не умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
Не умеет реализовывать поставленные задачи при проведении исследований и разработке новых технологий.
Плохо умеет использовать технические возможности современного специализированного оборудования в профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
Плохо умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
Плохо умеет реализовывать поставленные задачи при проведении исследований и разработке новых технологий.
Умеет использовать технические возможности современного специализированного оборудования в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности.
ОПК-4.2.
Умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности.
ОПК-4.3.
Умеет реализовывать поставленные задачи при проведении исследований и разработке новых технологий, но допускает некоторые неточности.
В полной мере умеет использовать технические возможности современного специализированного оборудования в профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
В полной мере умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
В полной мере умеет реализовывать поставленные задачи при проведении исследований и разработке новых технологий.
:
Не владеет навыками решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
Не владеет навыками интерпретации полученных результатов в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
Не владеет навыками работы со специализированным оборудованием.
Плохо владеет навыками решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
Плохо владеет навыками интерпретации полученных результатов в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
Плохо владеет навыками работы со специализированным оборудованием.
Владеет навыками решения задач профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности.
ОПК-4.2.
Владеет навыками интерпретации полученных результатов в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности.
ОПК-4.3.
Владеет навыками работы со специализированным оборудованием, но допускает некоторые неточности.
В полном объеме владеет навыками решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-4.2.
В полном объеме владеет навыками интерпретации полученных результатов в профессиональной деятельности.
ОПК-4.3.
В полном объеме владеет навыками работы со специализированным оборудованием.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
биологических тканей
Физика и биофизика: учебно-методическое пособие для обучающихся по специальностям и направлениям подготовки высшего образования / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: Н. Р. Петинова, С. Р. Самбуева. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 105 с.
Самбуева, С.Р. Колебания и волны. Оптика. Квантовая физика. Физика атома и ядра: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / С.Р. Самбуева, Д.Г. Дамдинов; ФГБОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова». – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2013. – 57 с. (50 экз.)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для самостоятельного изучения разделов и тем дисциплины.
Темы рефератов.
Комплект заданий для лабораторных работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Кейс-задачи
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Биологическая физика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Гидродинамика идеальной жидкости. Идеальная жидкость. Уравнение неразрывности, уравнение Бернулли, их практическое применение. (ОПК-4)
2. Гидродинамика вязкой жидкости. Вязкость жидкости. Ламинарное, турбулентное движение. Число Рейнольдса. Методы определения вязкости жидкости: капиллярный вискозиметр и метод Стокса. (ОПК-4)
3. Физические свойства крови. Сердце как механическая система. Работа по перемещению объема жидкости. (ОПК-4)
4. Физические закономерности движения крови в сосудистой системе. Методы измерения давления крови. (ОПК-4)
5. Звук как физическое явление. Акустика. Звук. Интенсивность волны. Акустическое давление. Коэффициент отражения. Коэффициент затухания (ОПК-4)
6. Источники и приемники звука: мембраны, трубы, сирены. Приёмники звука. Эффект Доплера. (ОПК-4)
7. Звукоизлучение в животном мире: членистоногие, рыбы, птицы, млекопитающие. Слуховой аппарат человека и животных. (ОПК-4)
8. Звук как психофизическое явление. Уровень интенсивности звука. Шумомеры. Шум и его значение в биологии и ветеринарии. Инфразвук. (ОПК-4)
9. Физические характеристики, свойства и источники ультразвука. Действие ультразвука на биологические объекты. Ультразвук в мире животных. (ОПК-4)
10. Ультразвуковая терапия. Ультразвуковая хирургия. Ультразвуковая диагностика: диагностика на основе эффекта Доплера. (ОПК-4)
11. Основные определения и законы термодинамики. (ОПК-4)
12. Первое начало термодинамики в биологии. Теплопродукция. (ОПК-4)
13. Перенос теплоты в живых организмах. Физические механизмы терморегуляции: теплопроводность, конвекция, тепловое излучение, испарение. Термодинамические методы лечения в ветеринарии. (ОПК-4)
14. Второе начало термодинамики в биологии. Особенности термодинамики открытых систем. Изменение энтропии в биологических системах. (ОПК-4)
15. Механизм электрогенеза в клетках. Структура и функции биологических мембран. (ОПК-4)
16. Пассивный транспорт веществ через биомембраны. Осмос. Диффузия. Облегченная диффузия. (ОПК-4)
17. Активный транспорт веществ через биомембраны. Мембранная разность потенциалов. (ОПК-4)
18. Биопотенциалы. Биопотенциалы покоя. Биопотенциалы действия. Методы измерения биопотенциалов. Биопотенциалы в биологии и ветеринарии. (ОПК-4)
19. Поляризация диэлектриков в электрическом поле. Электрические явления на границе между твердым телом и жидкостью. (ОПК-4)
20. Электрокинетические явления. Поляризация в растворах электролитов: электронная, поверхностная и макроструктурная поляризация. (ОПК-4)
21. Постоянный ток в биологических объектах. Физиологическое действие постоянного тока. (ОПК-4)
22. Переменный ток в биологических объектах. Действие переменного тока на организм млекопитающих. (ОПК-4)
23. Действие электростатического и переменного магнитных полей на живой организм. (ОПК-4)
24. Действие постоянного и переменного магнитных полей на живой организм. (ОПК-4)
25. Действие электромагнитного поля на живой организм. Электромагнитные поля организма и их источники. (ОПК-4)
26. Методы электровоздействия в ветеринарии. Методы электротерапии (дарсонвализация, диатермия, индуктотермия, УВЧ терапия, микроволновая терапия) и электрохирургии, применяемые в ветеринарии. (ОПК-4)
27. Фотометрия. Энергетические фотометрические характеристики. (ОПК-4)
28. Фотометрия. Световые фотометрические величины. Фотометрические величины для ультрафиолетовой области спектра. (ОПК-4)
29. Взаимодействие света с веществом. Поглощение света. Физические явления, сопровождающиеся поглощение света веществом. (ОПК-4)
30. Люминесценция. Квантовый механизм люминесценции. Люминесцентный анализ. (ОПК-4)
31. Биологическое действие видимого оптического излучения. (ОПК-4)
32. Биологическое действие инфракрасного излучения. Его применение в ветеринарии. (ОПК-4)
33. Биологическое действие ультрафиолетового излучения. Его применение в ветеринарии. (ОПК-4)
34. Лазерное излучение. Свойства лазерного излучения. Его применение в ветеринарии. (ОПК-4)
Комплект заданий для лабораторных работ
Представлен в электронных, учебно-методические ресурсах, подготовленных в академии:
1. Самбуева, С.Р. Рабочая тетрадь по лабораторному физическому практикуму [Электронный ресурс] [Электронный учебник]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / С. Р. Самбуева, Н. Р. Петинова, Д. Г. Дамдинов. – ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. – 32 с. Доступ http://bgsha.ru/art.php?i=1415.
2. Дамдинов, Д.Г. Методические указания к лабораторным работам [Электронный ресурс] [Электронный учебник] / Д. Г. Дамдинов, Н. Р. Петинова, Р. Ц. Жамьянова. – ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. – 114 с. Доступ http://bgsha.ru/art.php?i=2400.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема «Измерение линейных величин»
1. Что называется нониусом?
2. Для чего необходим нониус?
3. Какие виды нониусов существуют?
4. Что называется линейным нониусом?
5. Что называется точностью нониуса?
6. Чему равна погрешность нониуса?
7. Как устроен микрометр (основные части, вид нониуса)?
8. Для чего нужна трещотка в микрометре?
9. Для каких измерений используется микрометр?
10. Каково устройство штангенциркуля (основные части, вид нониуса)?
11. Для каких измерений используется штангенциркуль?
12. Зачем на точных инструментах для измерения длин указывается температура (обычно 200), при которой ими следует пользоваться?
Тема «Определение скорости пули при помощи баллистического маятника»
1. Дайте определение работы и ее единицы в СИ.
2. Что характеризует механическая энергия?
3. Каковы виды механической энергии?
4. Напишите формулу кинетической энергии.
5. Чему равна потенциальная энергия тела в гравитационном поле?
6. Чему равна потенциальная энергия упругодеформированного тела?
7. Какая система тел называется замкнутой (изолированной)?
8. Какие силы называются консервативными?
9. Сформулируйте закон сохранения и превращения механической энергии.
10. Что называется количеством движения (импульсом)?
11. Сформулируйте закон сохранения количества движения (импульса).
12. Какой закон лежит в основе реактивного движения?
13. Приведите примеры использования реактивного движения в природе и технике.
Тема «Определение момента инерции маховика»
1. Дайте определение абсолютно твердого тела.
2. Какое движение называется вращательным?
3. Дайте определение угловой скорости при равномерном вращательном движении. В каких единицах измеряется угловая скорость в системе СИ?
4. Что характеризует угловое ускорение при равнопеременном вращательном движении?
5. Напишите уравнения, описывающие равнопеременное вращательное движение.
6. Что называется моментом инерции материальной точки? В каких единицах измеряется момент инерции в системе СИ?
7. Что называется моментом инерции тела? Каков физический смысл момента инерции тела?
8. Напишите основное уравнение динамики вращательного движения.
9. Что такое импульс момента сил?
10. Что называется моментом количества движения? Как выражается закон сохранения момента количества движения?
11. Как выражается кинетическая энергия вращающегося тела?
12. Что называется изолированной системой?
13. На каком принципе основано действие сушильной машины, молочного сепаратора, воздушного насоса веялки и т.д.?
14. Какую роль играет маховое колесо, насаженное на ось различных машин?
Тема «Определение длины и скорости звука в воздухе методом резонанса»
1. Какой процесс называется волновым?
2. Напишите уравнение бегущей волны.
3. Какие волны называются продольными?
4. Какие волны называются поперечными?
5. Какие волны могут распространяться в газах, жидкостях и твердых телах?
6. Какую волну представляет звук в воздухе? Чему равна скорость звука в воздухе при нормальных условиях?
7. Что называется длиной волны?
8. Какова зависимость между длиной волны и скоростью ее распространения?
9. Какие волны называются когерентными?
10. Дайте определение интерференции волн.
11. Какая волна называется стоячей?
12. В чем заключается принцип Гюйгенса-Френеля?
13. В чем состоит явление резонанса и при каких условиях наступает резонанс?
14. Что называется инфразвуком?
15. Что называется ультразвуком?
16. Какие действия оказывает ультразвук на живые организмы?
17. Почему ультразвук можно применять для поражения бактерий, для задержания процесса свертывания молока?
Тема «Определение влажности воздуха»
2. Почему при отсутствии испарения жидкости уменьшается ее температура?
3. Какой процесс называется конденсацией?
4. Какой пар называется насыщенным?
5. Что называется абсолютной влажностью?
6. Что называется относительной влажностью?
7. Что называется точкой росы?
8. Перечислите приборы, применяемые для определения влажности воздуха.
9. Почему влажный термометр показывает температуру ниже, чем сухой?
10. Как влияет сухой воздух на биологические объекты?
11. Как влияет на биологические объекты воздух с повышенной влажностью?
12. Чему равна нормальная норма относительной влажности воздуха в животноводческих комплексах?
13. Какая относительная влажность считается нормальной для жизни человека?
Тема «Определение отношения теплоемкостей газа Cp/Cv»
1. Какими параметрами характеризуется состояние данной массы газа?
2. Напишите уравнение Менделеева-Клапейрона. Назовите величины, входящие в уравнение.
3. Что называется удельной теплоемкостью?
4. Что называется молярной теплоемкостью?
5. В чем заключается физический смысл универсальной газовой постоянной?
6. Объясните, почему Cp>Cv .
7. Какой процесс называется изохорическим?
8. Какой процесс называется изобарическим?
9. Какой процесс называется изотермическим?
10. Какой процесс называется адиабатическим?
11. Напишите формулу Пуассона. Напишите величины, входящие в формулу?
12. Что происходит с внутренней энергией при адиабатическом процессе?
13. Кратко опишите использование адиабатического процесса в двигателях внутреннего сгорания.
Тема «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса»
1. Что такое вязкость жидкости?
2. Что называется коэффициентом динамической вязкости жидкости (коэффициентом внутреннего трения)?
3. В каких единицах измеряется коэффициент вязкости жидкости?
4. Какие силы действуют на шарик, падающий в жидкости?
5. Почему, начиная с некоторого момента времени, шарик движется равномерно?
6. Как изменяется скорость движения шарика с увеличением его диаметра?
7. Как зависит вязкость жидкости от температуры?
8. Напишите закон Стокса. Назовите величины, входящие в формулу.
9. Какие явления сходны с вязкостью жидкости и объединены в общую тему «Явления переноса»?
10. Каким методом можно определять вязкость крови?
Тема «Знакомство с электроизмерительными приборами»
1. Название прибора, назначение прибора, способ включения в электрическую цепь.
2. Пределы измеряемой величины.
3. Род тока.
4. Система прибора, принцип действия.
5. Класс точности прибора. Что означает класс точности прибора?
6. Нормальное положение прибора.
7. На какое напряжение рассчитана изоляция прибора?
8. Цена деления прибора.
9. Чувствительность прибора.
10. Абсолютная погрешность прибора.
Тема «Изучение закона Ома для постоянного тока»
1. Что называется электрическим током?
2. Какой физической величиной характеризуется электрический ток? Дайте формулировку.
3. Каковы условия возникновения и существования электрического тока?
4. Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Напишите формулу и назовите величины, входящие в формулу.
5. Напишите закон Ома в дифференциальной форме.
6. Сформулируйте закон Ома для замкнутой цепи.
7. Изобразите графически зависимость силы тока от разности потенциалов на концах проводника (вольтамперную характеристику).
8. Дайте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, сопротивления, ключа и электроизмерительных приборов (вольтметра и амперметра).
9. Какое напряжение при постоянном токе считается опасным для жизни человека?
10. Какой орган страдает в первую очередь при воздействии электрического тока на организм?
11. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца. Каково его практическое применение
Тема «Определение индуктивного сопротивления и индуктивности катушки»
1. Что называется электромагнитной индукцией?
2. Напишите закон Фарадея для электромагнитной индукции.
3. В чем состоит явление самоиндукции?
4. Чему равна ЭДС самоиндукции по закону Фарадея?
6. От чего зависит индуктивность катушки? Напишите формулу.
7. От чего зависит индуктивное сопротивление катушки?
8. Как выражается сила тока в цепи переменного тока, содержащей только индуктивное сопротивление?
9. Как определяется полное сопротивление при последовательном соединении омического и индуктивного сопротивлений?
Тема «Определение массы электрона при помощи электронного осциллографа»
1. Запишите формулу Ампера и назовите величины, входящие в нее.
2. Как определяется направление силы Ампера?
3. Запишите формулу силы Лоренца и назовите величины.
4. Почему сила Лоренца не изменяет величину скорости?
5. Какую роль играет сила Лоренца при движении заряженной частицы в магнитном поле?
6. Электрон движется в магнитном поле по окружности. Как определяется радиус окружности?
7. Зависит ли период вращения заряженной частицы в магнитном поле от скорости? Запишите формулу периода вращения частицы в магнитном поле.
8. В каких случаях магнитное поле не отклоняет движущуюся в нем заряженную частицу?
9. Чему равна работа силы Лоренца при перемещении протона в магнитном поле? Ответ обосновать.
10. Как движется заряженная частица, влетающая в магнитное поле под некоторым углом к направлению магнитного поля?
11. Запишите выражение силы, действующей на заряженную частицу в электрическом поле, и назовите величины, входящие в формулу.
12. Дайте физическое объяснение явлению полярного сияния.
13. Можно ли ускорить в циклотроне нейтроны? Объясните ответ.
14. Как устроена электронно-лучевая трубка?
15. Для чего служит масс-спектрограф?
Тема «Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли при помощи тангенс-буссоли
1. Что называется магнитным полем?
2. Какие величины характеризуют магнитное поле?
3. Дайте определение величины, являющейся силовой характеристикой магнитного поля?
4. Сформулируйте закон Био-Савара-Лапласа.
5. Что называется линией магнитной индукции? Как определяется направление линий магнитной индукции? Нарисуйте линии магнитной индукции для простейших магнитных полей.
6. Как определить направление вектора магнитной индукции ?
7. Чему равна напряженность магнитного поля в центре кругового тока?
8. Чему равна напряженность магнитного поля на оси соленоида?
9. Как связана магнитная индукция с напряженностью магнитного поля?
10. Как устанавливается магнитная стрелка в магнитном поле?
11. В каких единицах измеряются напряженность магнитного поля и магнитная индукция в системе СИ?
12. Приведите примеры использования магнитного поля в биологии, растениеводстве, технике.
Тема «Определение показателя преломления стекла с помощью микроскопа»
1. Какое явление называется преломлением света?
2. Сформулируйте закон преломления света.
3. Что показывает абсолютный показатель преломления?
4. Что называется относительным показателем преломления?
5. Какая среда называется оптически однородной?
6. Какая среда называется оптически менее однородной?
7. Какая среда называется оптически более однородной?
8. В чем заключается явление полного внутреннего отражения?
9. Какой угол называется предельным?
10. Какой прибор называется рефрактометром?
11. Какое явление лежит в основе создания волоконной оптики?
12. Опишите работу перископов (зондов) для рассматривания объектов, недоступных непосредственному наблюдению (например, внутренность желудка и т.п.).
Тема «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
1. Перечислите явления, которые подтверждают волновую природу света.
2. В чем заключается явление дифракции света?
3. Что представляет собой дифракционная решетка?
4. Что называется периодом или постоянной дифракционной решетки?
5. Что представляет собой интерференционная картина монохроматического света?
6. Напишите уравнение для определения длины световой волны при помощи дифракционной решетки.
7. Какова разрешающая способность биологических микроскопов и чем она обусловлена?
8. Как на основе интерференции объяснить переливчатые цвета крыльев некоторых насекомых и птиц?
9. Приведите примеры применения интерференции в технике.
Тема «Изучение свойств фотоэлементов»
1. В чем заключается явление фотоэффекта?
2. Что такое работа выхода?
3. От чего зависит скорость фотоэлектронов?
5. Чему равна энергия фотона?
6. Напишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Назовите величины, входящие в уравнение.
7. Что называется красной границей фотоэффекта?
8. Напишите формулы, определяющие красную границу фотоэффекта.
9. Чем объяснить наличие тока насыщения у вакуумных фотоэлементов?
10. Дайте определение потока световой энергии. В каких единицах он измеряется в системе СИ?
11. Дайте определение силы света. В каких единицах она измеряется в системе СИ?
12. Дайте определение освещенности. В каких единицах она измеряется в системе СИ?
3 Перечень вопросов для самостоятельного изучения разделов и тем дисциплины
1. Кинематика. Динамика поступательного и вращательного движения.
2. Преобразования Галилея. Постулаты специальной теории относительности.
3. Преобразования Лоренца. Релятивистское изменение длин и промежутков времени.
4 Законы идеальных газов.
5. Элементы статистической физики.
6. Термодинамика.
7 Реальные газы. Жидкости. Уравнение неразрывности струи. Уравнение Бернулли.
8. Электростатика.
9. Электрический диполь. Свойства диэлектриков.
10. Ток в металлах, жидкостях и газах.
11. Методы измерения магнитной индукции.
12. Магнитное поле постоянного тока. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция.
13. Экспериментальное исследование электромагнитных волн.
14. Геометрическая и волновая оптика.
15. Квантово-оптические явления.
16. Физика атома и ядра.
17. Элементы дозиметрии ионизирующих излучений.
Темы рефератов
1. Физические свойства крови.
2. Сердце как механическая система.
3. Методы измерения давления крови.
4. Источники и приемники звука в технике.
5. Звукоизлучение в животном мире.
6. Слуховой орган животных и человека.
7. Шум и его значение в биологии и ветеринарии.
8. Биофизика ультразвука.
9. Биофизика инфразвука.
10. Тепловой баланс живого организма.
11. Термодинамические методы лечения, применяемые в ветеринарии.
12. Постоянный ток в биологических объектах.
13. Переменный ток в биологических объектах.
14. Действие на живые организмы электростатического и переменного электрического полей.
15. Действие на живые организмы электростатического и переменного магнитного полей.
16. Действие на живые организмы электромагнитного поля.
17. Методы электровоздействия, применяемые в ветеринарии.
18. Биопотенциалы в биологии и ветеринарии. Методы их измерения.
19. Люминисценция. Люминесцентный анализ.
20. Биологическое действие видимого оптического излучения.
21. Биологическое действие и применение в ветеринарии ультрафиолетового излучения.
22. Биологическое действие и применение в ветеринарии инфракрасного излучения.
23. Биологическое действие и применение в ветеринарии лазерного излучения.
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Пассажирский катер проходит расстояние 150 км по течению реки за 2 часа, а против течения за 3 часа. Скорость катера в стоячей воде равна ... (в км/ч).
А. 62,5; Б. 125; В. 31,2; Г.150.
2. Если материальная точка первую половину времени, затраченного на прохождение всего пути, двигалась со скоростью v1, а вторую половину времени — со скоростью v2 то средняя скорость точки на всем пути равна …
А. 0,5(v1+ v2); Б. (v1 v2)/(v1+ v2); В. 2(v1 v2)./(v1+ v2); Г. (v1 v2)/2(v1+ v2).
3. Вес человека массой 70 кг, опускающегося лифтом в лунную шахту с ускорением 2/3 м/с2, равен … (ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле).
А. 70 Н; Б. 490 Н; В. 163,3 Н; Г. 49 Н.
4. На деревянную наклонную плоскость помещают брусок из дерева. Угол наклона плоскости постепенно увеличивают до 20°. В этот момент брусок начинает скользить по плоскости. Коэффициент трения равен …
5. Тело обладает кинетической энергией Ек=100 Дж и импульсом, модуль которой равен р=40 кгм/с. Чему равна масса тела (в кг)?
А. 1. Б. 2. В. 4. Г. 8.
6. Тело движется со скоростью v и сталкивается с покоящимся телом такой же массы. Угол между направлениями векторов скоростей до и после упругого удара равен …
А. 90. Б. 0. В. 180. Г. от 0 до 90.
Вариант 2
1. Эскалатор метро поднимает стоящего на нем пассажира за 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 мин. Сколько времени будет подниматься пассажир, идущий вверх по движущемуся эскалатору?
А. 15 с; Б. 30 с; В. 40 с; Г. 45 с.
2. Равноускоренное движение материальной точки это такое движение, при котором …
А. а = соnst; Б. ā = соnst; В. v = соnst; Г. S = соnst;
3. Лифт спускается с ускорением 10 м/с2 вертикально вниз. В лифте находится человек массой 60 кг. Чему равен вес человека ( g = 10 м/с2)?
А. 600 Н; Б. 1200 Н; В. 0; Г. 60 Н.
4. Тела с массами т1 и т2 (т2 > т1), соединенные невесомой и нерастяжимой нитью, переброшенной через вращающийся без трения невесомый блок, движутся с ускорением а, равным …
А. (т2 – т1)g/(т2 + т1); Б. т2g/(т2 + т1); В. т2g/(т2 - т1); Г. (т2 + т1)g/(т2 - т1).
5. Шарик массой m падает на горизонтальную плоскость с высоты h. Найти среднюю силу F удара, если удар абсолютно упругий. Длительность удара .
А. . Б. . В. . Г. .
6. Подъемный кран поднимает равномерно груз 5000 кг на высоту 10 м за 25 с. Чему равна полезная мощность крана?
А. 0,2 кВт; Б. 2 кВт; В. 20 кВт; Г. 200 кВт.
Вариант 3
1. Человек идет со скоростью 1,5 м/с относительно вагона поезда по направлению его движения. Если скорость поезда относительно земли равна 36 км/ч, то человек движется относительно земли со скоростью …
А.1,5 м/с; Б. 8,5 м/с; В. 10,0 м/с; Г. 11,5 м/с.
величина, имеющая в системе СИ размерность м/с2, называется:
А. пройденным путем; Б. перемещением; В. скоростью; Г. ускорением.
3. К невесомой нити подвешен груз массы 1 кг. Если точка подвеса нити движется равноускоренно вертикально вниз с ускорением 4 м/с2, то натяжение нити равно …
А. 8Н; Б. 6 Н; В.4Н; Г.2Н.
4. На гладкой горизонтальной поверхности лежит доска массы М, а на доске - брусок массы m. Коэффициент трения между доской и бруском равен . Брусок начнет соскальзывать с доски, если к ней приложить горизонтальную силу, минимальная величина которой равна …
А. mg; Б. g(М+ m); В. g(М - m); Г. gМ.
5. Если на вагонетку массой m, движущуюся по горизонтальным рельсам со скоростью v, сверху вертикально опустить груз, масса которого равна половине массы вагонетки, то скорость вагонетки с грузом станет равной …
А. 1,5v. Б. 0,5v. В. (2/3)v. Г. 0,25v.
6. Две тележки движутся навстречу друг другу по гладкой дороге. Для расчета скорости их движения после сцепки можно воспользоваться…
А. законом сохранения механической энергии. Б. законом сохранения импульса.
В. и законом сохранения импульса и законом сохранения механической энергии. Г. Оба закона не позволяют определить скорость, так как неизвестна часть энергии, которая перешла во внутреннюю энергию.
Вариант 4
1. Два тела движутся взаимно перпендикулярными курсами соответственно со скоростями 1=6 м/с и 2= 8 м/с. Чему равна величина скорости первого тела относительно второго?
А.2 м/с; Б. 14 м/с; В. 7 м/с; Г. 10 м/с.
2. Если человек поднимается по равномерно поднимающемуся со скоростью v эскалатору с ускорением а1 относительно эскалатора, то ускорение а2 человека относительно Земли равно. …
А. а2= а1 Б. а2= а1+V/t В. а2= а1+Vt Г. а2= а1-V
3. Кусок камня падает в воде с ускорением 5,0 м/с2. Плотность воды в=1000 кг/м3. Найти плотность камня к. Силой сопротивления воды пренебречь.
А. 4,0103 кг/м3: Б. 3,0103 кг/м3; В. 8,0103 кг/м3; Г. 2,0103 кг/м3.
4. Ускорение свободного падения на высоте над поверхностью Земли, равной двум радиусам Земли, равно …
А. g/3; Б. g/9; В. g/2; Г. g/4.
5. Два тела, летящие навстречу друг другу со скоростями v0=5 м/c каждое, после абсолютно неупругого удара стали двигаться как единое целое со скоростью v=2,5 м/c. Отношение масс этих тел равно …
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 1,5.
6. Тележка массой m1, движущаяся со скоростью v1, догоняет тележку массой m2, имеющую скорость v2. После неупругого соударения скорость совместного движения тележек v. Для расчета модуля скорости v вы воспользуетесь …
А. законом сохранения импульса. Б. законом сохранения механической энергии.
В. обоими законами. Г. Оба закона не позволяют определить скорость v, так как неизвестна часть энергии, которая перешла во внутреннюю энергию.
Вариант 5
1. В течение какого времени скорый поезд длиной 300 м, идущий со скоростью 72 км/ч, будет проходить мимо
А. 20 с; Б. 30с; В. 60 с; Г. 15 с.
2. Изменение модуля скорости тела, двигающегося по окружности со скоростью, численно равной 5 м/с, при прохождении четверти окружности равно …
А. 5/2 м/с Б. 10 м/с В. 0 м/с Г. 2,5 м/с
3. От чего зависит время остановки санок на горизонтальной дороге под действием силы трения?
А. От начальной скорости. Б. От коэффициента трения скольжения.
В. От массы санок. Г. От начальной скорости и коэффициента трения скольжения.
4. Во сколько раз скорость искусственного спутника, вращающегося вокруг Земли по круговой орбите радиуса R, больше скорости спутника, вращающегося по орбите радиуса 2R?
А. 4; Б. 2; В. 2; Г. 1.
5. В результате неупругого удара шара массы m, двигавшегося со скоростью v, с неподвижным шаром вдвое большей массы шары начали двигаться со скоростью …
А. 0,5v. Б. 2v. В. (3/4)v. Г. v/3.
6. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?
А. 0,5 м/с Б. 1 м/с В. 1,5 м/с Г. 3 м/с
Вариант 6
1. Если расход воды в канале за секунду составляет 0,27 м3 , то при ширине канала 1,5 м и глубине воды 0,6 м ее скорость составляет …
А. 0,1 м/с; Б. 0,2 м/с; В. 0,3 м/с; Г. 0,4 м/с.
2. Трамвай, двигаясь от остановки равноускоренно, прошел путь 30 м за 10 с. В конце пути он приобрел скорость …
А. 3 м/с; Б. 6 м/с; В.9 м/с; Г. 4,5 м/с.
3. Если за трос, привязанный к грузу массой 10 кг, потянуть вертикально вверх с силой 300 Н, то через 1 с груз будет находиться на высоте …
А. 20 м; Б. 30 м; В. 15 м; Г.10 м.
4. Для того чтобы период обращения спутника вокруг Земли увеличить в 2 раза, необходимо массу спутника …
А. увеличить в 4 раза; Б. увеличить в 2 раза;
В. период не зависит от массы спутника; Г. уменьшить в 2 раза.
5. Два тела (m1=3 кг, m2=2 кг), двигавшиеся навстречу друг другу (v1=2 м/с, v2=3 м/с), после неупругого удара …
А. будут двигаться вправо со скоростью 2 м/с. Б. будут двигаться вправо со скоростью 1 м/с.
В. будут двигаться влево со скоростью 2 м/с. Г. остановятся.
6. Кинетическая энергия тела 8 Дж, а величина импульса 4 Н·с. Масса тела равна …
А. 0,5 кг Б. 1 кг В. 2 кг Г. 32 кг
Кейс-задачи
Вариант 1
Задача 1. Равномерное движение по окружности. Модель предназначена для изучения кинематики равномерного движения тела по окружности. В любой момент времени скорость тела можно разложить на составляющие по осям X и Y. Координаты тела x, y и составляющие его скорости υx и υy изменяются во времени по гармоническому закону с периодом T=2π/ω, где ω – круговая частота. Можно проследить влияние изменения радиуса окружности R и величины скорости тела υ на частоту вращения. Определите амплитуды координат x и y, амплитуды составляющих скорости υx и υy при равномерном движении тела по окружности радиуса 0,5 м со скоростью 1,2 м/с.
Задача 2. Равномерное движение по окружности. Определите центростремительное ускорение, круговую частоту и период вращения тела по окружности радиуса 0,5 м со скоростью 1,2 м/с (см. рисунок выше).
Задача 3. Упругие и неупругие соударения. Модель предназначена для изучения законов сохранения энергии и импульса на примере упругих и неупругих соударений тележек. Изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения (упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетические энергии и импульсы каждой тележки.
Первая тележка массой 8 кг, движущаяся со скоростью 1,3 м/с, сталкивается со второй тележкой массой 6 кг, движущейся со скоростью 0,7 м/с. Определите скорости, импульсы и кинетические энергии тележек после упругого соударения. Убедитесь, что при упругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек не изменяется.
Задача 4. Упругие и неупругие соударения. Первая тележка массой 8 кг, движущаяся со скоростью 1,3 м/с, сталкивается со второй тележкой массой 6 кг, движущейся со скоростью 0,7 м/с. Определите скорость, импульс и кинетическую энергию тележек после неупругого соударения. Убедитесь, что при неупругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек уменьшается. Рассчитайте, какая часть первоначальной кинетической энергии при неупругом соударении движущейся и неподвижной тележек переходит в тепло, и проверьте результат в компьютерном эксперименте (см. рисунок выше).
Вариант 2
Задача 1. Механическая работа. В модели иллюстрируется понятие механической работы на примере движения бруска на плоскости с трением под действием внешней силы, направленной под некоторым углом к горизонту. Изменяя параметры модели (массу бруска m, коэффициент трения μ, модуль и направление действующей силы), можно проследить за величиной работы, совершаемой при движении бруска, силой трения и внешней силой.
Задача 2. Механическая работа. На брусок массой 11 кг действует внешняя сила 450 Н под углом 250. Коэффициент трения о плоскость 0,2. Определите работу внешней силы после прохождения пути 15 м. Убедитесь в компьютерном эксперименте, что сумма работ силы трения и внешней силы равна кинетической энергии бруска (см. рисунок выше).
Задача 3. Соударения упругих шаров. Модель предназначена для изучения законов сохранения энергии и импульса при упругом соударении двух шаров. Можно изменять начальную скорость υ налетающего шара, прицельное расстояние d и массы m1 и m2 обоих шаров. При начальной скорости налетающего шара υ =3,6 м/с, прицельном расстоянии d=2,7 см и массах шаров m1=1,2 кг, и m2=2,5 кг получить новую диаграмму импульсов шаров и определить значения углов разлета шаров после соударения и их скорости. Обратите внимание, что при упругом нецентральном соударении двух шаров одинаковой массы они всегда разлетаются под прямым углом.
Задача 4. Соударения упругих шаров. При начальной скорости налетающего шара υ =3,6 м/с, прицельном расстоянии d=2,7 см и массах шаров m1=1,2 кг, и m2=2,5 кг определить кинетические энергии проекции импульсов разлетевшихся шаров на координатные оси. Обратите внимание, что сумма кинетических энергий шаров равна первоначальной кинетической энергии налетающего шара. Сумма проекций импульсов шаров на ось X после удара равна первоначальному импульсу налетающего шара, а сумма проекций импульсов на ось Y равна нулю (см. рисунок выше).
Вариант 3
Задача 1. Упругие и неупругие соударения. Модель предназначена для изучения законов сохранения энергии и импульса на примере упругих и неупругих соударений тележек. Изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения (упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетические энергии и импульсы каждой тележки.
Первая тележка массой 8 кг, движущаяся со скоростью 1,3 м/с, сталкивается со второй тележкой массой 6 кг, движущейся со скоростью 0,7 м/с. Определите скорости, импульсы и кинетические энергии тележек после упругого соударения. Убедитесь, что при упругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек не изменяется.
Задача 2. Упругие и неупругие соударения. Первая тележка массой 8 кг, движущаяся со скоростью 1,3 м/с, сталкивается с второй тележкой массой 6 кг, движущейся со скоростью 0,7 м/с. Определите скорость, импульс и кинетическую энергию тележек после неупругого соударения. Убедитесь, что при неупругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек уменьшается. Рассчитайте, какая часть первоначальной кинетической энергии при неупругом соударении движущейся и неподвижной тележек переходит в тепло, и проверьте результат в компьютерном эксперименте (см. рисунок выше).
Задача 3. Реактивное движение. Модель предназначена для иллюстрации закона сохранения импульса на примере реактивного движения. Демонстрируется движение ракеты в свободном пространстве. Относительная скорость u истечения газов из ракеты предполагается заданной.
Задав массу топлива Mт=52 т, заправленного в ракету, наблюдайте ускоренное движение ракеты до момента полного выгорания топлива и ее последующее равномерное движение. Постройте график изменения скорости движения ракеты во времени. Определите в компьютерном эксперименте, при каком минимальном отношении начальной и конечной масс одноступенчатой ракеты она может достичь первой космической скорости (при заданной скорости истечения газов). Проверьте результат с помощью формулы Циолковского.
Задача 4. Реактивное движение. Задав массу топлива Mт=115 т, заправленного в ракету, наблюдайте ускоренное движение ракеты до момента полного выгорания топлива и ее последующее равномерное движение. Постройте график изменения скорости движения ракеты во времени. Определите в компьютерном эксперименте, при каком минимальном отношении начальной и конечной масс одноступенчатой ракеты она может достичь первой космической скорости (при заданной скорости истечения газов). Проверьте результат с помощью формулы Циолковского (см. рисунок выше).
Вариант 4
Задача 1. Равномерное движение по окружности. Модель предназначена для изучения кинематики равномерного движения тела по окружности. В любой момент времени скорость тела можно разложить на составляющие по осям X и Y. Координаты тела x, y и составляющие его скорости υx и υy изменяются во времени по гармоническому закону с периодом T=2π/ω, где ω – круговая частота. Можно проследить влияние изменения радиуса окружности R и величины скорости тела υ на частоту вращения. Определите амплитуды координат x и y, амплитуды составляющих скорости υx и υyпри равномерном движении тела по окружности радиуса 0,8 м со скоростью 0,7 м/с.
Задача 2. Равномерное движение по окружности. Определите центростремительное ускорение, круговую частоту и период вращения тела по окружности радиуса 0,8 м со скоростью 0,7 м/с (см. рис. выше).
Задача 3. Момент инерции твердого тела. Модель служит для иллюстрации понятия момента инерции твердого тела на примере системы, состоящей из четырех шаров массы M, нанизанных на одну спицу. Можно изменять положение этих шаров на спице, а также выбирать ось вращения, которая может проходить как через центр спицы, так и через ее концы. Для оси вращения, проходящей через центр спицы, и следующего расположения шаров:r1 = - 51 см,r2 = - 32см,r3 = 14см,r4 = 27см, вычислите значение момента инерции.
Задача 4. Момент инерции твердого тела. Для оси вращения, проходящей через конец спицы, и следующего расположения шаров: r1 = - 51 см,r2 = - 32см,r3 = 14см,r4 = 27см, вычислите значение момента инерции. Проверьте теорему Штейнера (см. рис. выше).
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Тема 1. Определение скорости пули с помощью баллистического маятника. Лабораторная работа.
1. Замкнутые механические системы. Импульс, закон сохранения импульса.
2. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии.
3. Применение законов сохранения импульса и механической энергии. Упругий и неупругий удары.
4. Вывод расчетной формулы скорости пули, определяемой с помощью баллистического маятника.
Тема 2. Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли при помощи тангенс-буссоли. Лабораторная работа.
1. Магнитное поле и его характеристики.
2. Применение закона Био-Савара-Лапласа к расчету магнитного поля прямого и кругового тока.
3. Примеры использования магнитного поля в биологии, ветеринарии, растениеводстве, технике.
4. Вывод расчетной формулы горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли, определяемой с помощью тангенс-буссоли.
Тема 3. Определение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе методом резонанса. Лабораторная работа.
1. Гармонические колебания и их характеристики.
2. Свободные затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
3. Продольные и поперечные волны. Уравнение бегущей волны.
4. Звуковые волны. Стоячая волна.
Тема 4. Изучение закона Ома для цепи постоянного тока. Лабораторная работа.
1. Какими физическими величинами характеризуется электрический ток? Дайте формулировку.
2. Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Напишите формулу и назовите величины, входящие в формулу.
3. Напишите закон Ома в дифференциальной форме.
4. Сформулируйте закон Ома для замкнутой цепи.
5. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца. Каково его практическое применение?
1. Физические свойства крови.
2. Сердце как механическая система.
3. Методы измерения давления крови.
4. Источники и приемники звука в технике.
5. Звукоизлучение в животном мире.
6. Слуховой орган животных и человека.
7. Шум и его значение в биологии и ветеринарии.
8. Биофизика ультразвука.
9. Биофизика инфразвука.
10. Тепловой баланс живого организма.
11. Термодинамические методы лечения, применяемые в ветеринарии.
12. Постоянный ток в биологических объектах.
13. Переменный ток в биологических объектах.
14. Действие на живые организмы электростатического и переменного электрического полей.
15. Действие на живые организмы электростатического и переменного магнитного полей.
16. Действие на живые организмы электромагнитного поля.
17. Методы электровоздействия, применяемые в ветеринарии.
18. Биопотенциалы в биологии и ветеринарии. Методы их измерения.
19. Люминисценция. Люминесцентный анализ.
20. Биологическое действие видимого оптического излучения.
21. Биологическое действие и применение в ветеринарии ультрафиолетового излучения.
22. Биологическое действие и применение в ветеринарии инфракрасного излучения.
23. Биологическое действие и применение в ветеринарии лазерного излучения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п