учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение спутниковых методов топографо-геодезического производства, приобретение прочных знаний о методах и средствах, используемых в спутниковых технологиях для определения координат на поверхности Земли и в пространстве с использованием глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS и практических навыков и умений в решении задач геодезии с использованием спутниковых технологий
ПКС-3: способен выполнять комплекс работ по дешифрированию видеоинформации, аэрокосмических и наземных снимков, по созданию и обновлению топографических карт фотограмметрическими методами, по обработке материалов дистанционного зондирования;
ИД-2 не знает и не понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-1в совершенстве умеет разрабатывать предложения к программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не владеет использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 владеет использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом владеет использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве владеет использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ПКС-5: способен внедрять разработанные технические решения и проекты в области геодезии и дистанционного зондирования;
ИД-2 не знает и не понимает программу инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 знает и понимает программу инженерно-геодезических изысканий
ИД-1 в целом знает и понимает инженерно-геодезические работы
ИД-2 в целом знает и понимает программу инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает программу инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не умеет осуществлять контроль полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет осуществлять контроль полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом умеет осуществлять контроль полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве умеет осуществлять контроль полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не владеет контролем полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 владеет контролем полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-1 в целом владеет внедрениями разработанных технических решений и проектов на выполнение инженерно-геодезических работ между исполнителями (подразделениями)
ИД-2 в целом владеет контролем полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве владеет контролем полноты и соответствия заданий исполнителей программе инженерно-геодезических изысканий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень тем рефератов
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Спутниковые системы и технологии позиционирования
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Дано: спутниковая геодезическая сеть из k пунктов, измеряется N приемниками. Чему равно максимально возможное число базовых линий в сети? Показать на рисунке. (ПКС-3, ПКС-5)
2. Сколько независимых базовых линий измеряется при одновременной установке приемников? (ПКС-3, ПКС-5)
3. Сколько потребуется расстановок, чтобы выполнить все измерения независимых базовых линий в спутниковой геодезической сети? Составить программу наблюдений. (ПКС-3, ПКС-5)
4. Что означают зависимые и независимые базовые линии? Привести примеры. (ПКС-3, ПКС-5)
5. Для чего некоторые пункты спутниковой геодезической сети совмещают с пунктами ГГС и ГНС? Чему равно минимальное количество общих пунктов? . (ПКС-3, ПКС-5)
6. По каким критериям выбираются места закладки пунктов спутниковых наблюдений? . (ПКС-3, ПКС-5)
7. Временные и долговременные пункты. (ПКС-3, ПКС-5)
8. Какого типа должны быть пункты для постоянных/периодических спутниковых наблюдений (например, на геодинамических полигонах)? (ПКС-3, ПКС-5)
9. Классификация спутниковых приемников (с пояснениями). (ПКС-3, ПКС-5)
10. По каким критериям выбирается тип спутниковой аппаратуры? (ПКС-3, ПКС-5)
11. Рассказать о спутниковой аппаратуре, выбранной в курсовой работе. (ПКС-3, ПКС-5)
12. Почему некоторые приемники имеют 48 каналов, а некоторые – 72 при штатном количестве спутников в системе, равном 24? (ПКС-3, ПКС-5)
13. Установки спутниковых приемников (маски). (ПКС-3, ПКС-5)
14. Что такое PDOP? . (ПКС-3, ПКС-5)
15. Методы спутниковых измерений. (ПКС-3, ПКС-5)
16. 8. Обосновать выбор метода спутниковых измерений в курсовой работе (ПКС-3, ПКС-5)
17. Способы установки антенны и измерения ее высоты (ПКС-3, ПКС-5)
18. Для чего высокоточные спутниковые измерения выполняют двумя сеансами с перестановкой антенны между ними? (ПКС-3, ПКС-5)
19. Что такое проект? (ПКС-3, ПКС-5)
20. Что такое базовая линия? (ПКС-3, ПКС-5)
21. Критерии качества решения базовых линий. Подробное объяснение с
примерами из своей курсовой работы. (ПКС-3, ПКС-5)
22. Виды решений базовых линий. Подробно объяснить смысл решений. . (ПКС-3, ПКС-5)
23. Как можно улучшить качество решения базовой линии? (ПКС-3, ПКС-5)
24. Перечислить типы эфемерид спутников. По каким критериям
выполняется выбор типа эфемерид? (ПКС-3, ПКС-5)
25. Как можно выявить грубые ошибки центрирования и измерения
высоты антенны? (ПКС-3, ПКС-5)
26. Что значит минимально ограниченное, полностью ограниченное
уравнивание? (ПКС-3, ПКС-5)
27. Основные установки при уравнивании. (ПКС-3, ПКС-5)
28. Критерии качества уравнивания. Подробное объяснение с примерами
из своей курсовой работы. (ПКС-3, ПКС-5)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Оптические методы наблюдений. Краткая характеристика. (ПКС-3, ПКС-5)
2. Радиотехнические методы наблюдений. Краткая характеристика. (ПКС-3, ПКС-5)
3. Основное уравнение космической геодезии. (ПКС-3, ПКС-5)
4. Фотографический метод наблюдения ИСЗ. Недостатки фотографического метода наблюдений. (ПКС-3, ПКС-5)
5. Лазерная локация спутников и Луны (SLR, LLR). Измерения расстояний, состав лазерной станции. Проблемы лазерной локации. ILRS. (ПКС-3, ПКС-5)
6. Запросный и беззапросный способы измерения расстояний. Привести примеры. (ПКС-3, ПКС-5)
7. Радиотехнические методы наблюдений. Источники ошибок радиотехнических наблюдений ИСЗ. (ПКС-3, ПКС-5)
8. Доплеровские системы наблюдения за ИСЗ. Уравнение позиционирования при доплеровских измерениях. (ПКС-3, ПКС-5)
9. Определение местоположения по разностям дальностей. Уравнение позиционирования по разностям дальностей. (ПКС-3, ПКС-5)
10. Спутниковая альтиметрия. Задачи, которые решаются с помощью спутниковой альтиметрии. Векторное уравнение спутниковой альтиметрии. (ПКС-3, ПКС-5)
11. Радиоинтерферометрия со сверхдлинной базой (РСДБ). Наблюдаемые объекты, измеряемые величины, решаемые задачи. (ПКС-3, ПКС-5)
12. Спутниковые радиотехнические навигационные системы первого поколения TRANZIT и ЦИКАДА. (ПКС-3, ПКС-5)
13. Из каких подсистем состоят системы спутникового позиционирования GPS и ГЛОНАСС? Какие у них функции? (ПКС-3, ПКС-5)
14. Характеристики орбитальной группировки GPS и ГЛОНАСС. (ПКС-3, ПКС-5)
15. Аппаратура потребителя в GPS/ГЛОНАСС - технологиях. Классификация спутниковых приемников. (ПКС-3, ПКС-5)
16. Абсолютный метод спутниковых определений координат. (ПКС-3, ПКС-5)
17. Что такое псевдодальность? Уравнение засечки и уравнение поправок для псевдодальнос ти. (ПКС-3, ПКС-5)
18. Что такое геометрический фактор? Расшифровать термины GDOP, PDOP, HDOP, VDOP, TDOP. (ПКС-3, ПКС-5)
19. Дифференциальная коррекция. Способы дифференциальной коррекции. (ПКС-3, ПКС-5)
20. Фазовые измерения. Принцип измерения расстояний. Уравнение фазы. Две проблемы фазовых измерений. (ПКС-3, ПКС-5)
21. Методы поиска неоднозначности фазовых отсчетов. (ПКС-3, ПКС-5)
22. Срыв фазового цикла. Сущность, причины, методы устранения. (ПКС-3, ПКС-5)
23. Альманах и эфемериды (бортовые и точные). (ПКС-3, ПКС-5)
24. Источники ошибок в GPS-измерениях, обусловленные влиянием внешней среды. (ПКС-3, ПКС-5)
25. Ошибки в GPS-измерениях, обусловленные ошибками исходных данных. (ПКС-3, ПКС-5)
26. Режимы GPS-измерений: статики, кинематики, Stop&Go. (ПКС-3, ПКС-5)
27. Планирование спутниковых измерений. (ПКС-3, ПКС-5)
28. Навигация со спутниковыми приемниками (ПКС-3, ПКС-5).
1. Построение фрагмента спутниковой геодезической сети первого класса СГГС-1
2. Реконструкция городской геодезической сети города.
3. Создание специальной геодезической сети на техногенном геодинамическом полигоне
4. Съемочное обоснование для крупномасштабной съемки 1 : 1 000 для детальной разведки уранового месторождения
5. Съемочное обоснование для крупномасштабной съемки 1 : 5 000 для составления генерального маркшейдерского плана разрабатываемого нефтегазового месторождения
6. Съемочное обоснование для крупномасштабной съемки 1 : 1 000 для составления технического проекта дачного поселка
7. Съемочное обоснование для крупномасштабной съемки 1 : 5 000 для земельного кадастра и землеустройства
8. Съемочное обоснование для крупномасштабной съемки 1 : 1 000 для составления технического проекта промышленного предприятия
9. Съемочное обоснование для инвентаризации автомобильной дороги (съемка масштаба 1 : 2 000)
10. Съемочное обоснование для проектирования железной дороги (съемка масштаба 1 : 2 000).
Перечень тем рефератов
11.Международная служба лазерной локации ILRS.
2. Международная РСДБ-служба для геодезии и астрометрии IVS.
3. Международная GPS-служба IGS.
4. Российская РСДБ-сеть “Квазар”.
5. Состояние и перспективы развития российской радионавигационной системы ГЛОНАСС.
6. Космический геодезический комплекс ГЕО-ИК.
7. Состояние и развитие службы лазерной локации ИСЗ и Луны в России.
8. Европейская радионавигационная система GALILEO.
9. Спутниковая альтиметрия: состояние, достижения.
11. Проект “Радиоастрон”.
12. Дифференциальные системы EGNOS и WAAS.
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
1. Техническое обеспечение спутниковых технологий. Три подсистемы СРНС.
2. Спутниковая аппаратура пользователей, ее типы и возможности. Виды спутниковых измерений.
3. Относительный и дифференциальный способ определения координат в спутниковых технологиях.
4. Программное обеспечение спутниковых технологий. Оценка качества результатов обработки базовых линий. Уравнивание геодезической сети и вычисление координат
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Пути развития ГНСС-технологий в геодезии.
2. Кинематический режим ГНСС.
3. Активные контрольные станции и сети ГНСС.
4. Методы сбора данных при GPS-съемках
5. Референцные станции.
6. Международная служба лазерной локации ILRS.
7. Международная РСДБ-служба для геодезии и астрометрии IVS.
8. Международная GPS-служба IGS.
9. Российская РСДБ-сеть “Квазар”.
10. Состояние и перспективы развития российской радионавигационной системы ГЛОНАСС.
11. Космический геодезический комплекс ГЕО-ИК.
12. Состояние и развитие службы лазерной локации ИСЗ и Луны в России.
13. Европейская радионавигационная система GALILEO.
14. Спутниковая альтиметрия: состояние, достижения.
15. Проект “Радиоастрон”.
16. Дифференциальные системы EGNOS и WAAS
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п