учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение вопросов охраны и рационального использования природных ресурсов; выработка у студентов способности к анализу и оценке экологических ситуаций; формирование у студентов основ экологической культуры, профессиональной экологической грамотности.
ПКС-4: Способен проводить химическую, водную и агролесомелиорацию;
ИД-2. Не знает и не понимает способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не знает и не понимает способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Не умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. Не умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Не в полной мере умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. Не в полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Умеет проводить водную мелиорацию, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Умеет проводить агролесомелиорацию, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. В полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Не владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не владеет навыками проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не в полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Владеет навыками проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Владеет навыками проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. В полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;
ИД-2. Не знает и не понимает методов составления рекомендаций по применению удобрений для обеспечения запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы составления рекомендаций по удобрениям, но не учитывает полностью экологические аспекты и специфику культур.
ИД-2. Знает и понимает методы составления рекомендаций по применению удобрений, но допускает неточности при расчётах или экологических оценках.
ИД-2. В полной мере знает и понимает методы и принципы составления рекомендаций по применению удобрений с учетом планируемого урожая и устойчивости почв.
ИД-2. Не умеет составлять рекомендации по удобрениям для обеспечения растений питательными веществами.
ИД-2. Не в полной мере умеет составлять рекомендации по применению удобрений, испытывает трудности при подборе доз и сроков внесения.
ИД-2. Умеет составлять рекомендации по применению удобрений, но допускает неточности в учете агроэкологических факторов или в расчётах.
ИД-2. В полной мере умеет составлять научно обоснованные рекомендации по применению удобрений с учетом урожайности и сохранения плодородия почвы.
ИД-2. Не владеет навыками составления рекомендаций по применению удобрений для получения планируемого урожая.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками формирования сбалансированных удобрительных режимов.
ИД-2. Владеет навыками составления рекомендаций по удобрениям, но допускает неточности при расчете доз и сроков внесения.
ИД-2. В полной мере владеет навыками составления рекомендаций по применению удобрений для обеспечения планируемого урожая и сохранения плодородия почвы.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Глобальные экологические проблемы. Природные ресурсы и их классификация.
Рациональное природопользование. Загрязнение. Классификация загрязнений
Характеристика отраслей хозяйства как факторов воздействия на окружающую среду. Отходы.
Антропогенные воздействия на природу.
Экокризис и экокатострофа.
Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.
Рациональное природопользование. Загрязнение. Классификация загрязнений
Антропогенные воздействия на окружающую среду. Виды загрязнений. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Характеристика отраслей хозяйства как факторов воздействия на окружающую среду. Отходы.
Инженерная экологическая защита. Нормирование.
Сохранение и разнообразие видов как необходимое условие существования биосферы.
Круговорот веществ и потоки энергии. Биогеохимические циклы. Влияние человека на круговорот веществ.
Человек и биосфера. Антропогенные факторы. Законы Б. Коммонера.
Антропогенное воздействие на земельные ресурсы. Меры по охране. Антропогенное воздействие на недра. Меры по охране.
Антропогенное воздействие на растительные сообщества. Меры по охране. Антропогенное воздействие на животный мир. Меры по охране.
Водные ресурсы: рациональное использование и охрана.
Методы оценки антропогенного воздействия на земельные ресурсы и недра
Земельные ресурсы: рациональное использование и охрана.
Охрана биологических ресурсов. Проблематика и методы.
мира и России.
Сельское хозяйство. Характер и особенности воздействия на окружающую среду.
Оценка загрязнения почв тяжелыми металлами
Международные природоохранные организации. Виды организаций.
Направление деятельности.
Уникальность и экологические проблемы Байкальского региона
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Охрана окружающей среды
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Биосфера и человек. Структура биосферы. Свойства биосферы (ПКС-3; ПКС-4).
2. Экологические системы, устойчивость экосистем. Трофические уровни (ПКС-3; ПКС-4).
3. Взаимоотношение организма и среды обитания (ПКС-3; ПКС-4).
4. Атмосфера. Основные источники загрязнения. Разработка нормативов ПДВ (ПКС-3; ПКС-4).
5. Гидросфера. Основные источники загрязнения. Разработка нормативов ПДС (ПКС-3; ПКС-4).
6. Методы очистки промышленных сточных вод (ПКС-3; ПКС-4).
7. Литосфера. Основные источники загрязнения почв. Рекультивация земель (ПКС-3; ПКС-4).
8. Природоохранное законодательство (ПКС-3; ПКС-4).
9. Принципы нормирования качества окружающей природной среды. Виды экологических нормативов (ПКС-3; ПКС-4).
10. Управление природоохранной деятельностью. Агроэкосистемы, техногенная интенсификация сельскохозяйственного производства (ПКС-3; ПКС-4).
11. Кислотные дожди. Происхождение, действие на окружающую среду (ПКС-3; ПКС-4).
12. Экотоксикология как наука. Воздействие техногенных экологических катастроф на биосферу (ПКС-3; ПКС-4).
13. Воздействие электромагнитных полей и излучений на биоценозы (ПКС-3; ПКС-4).
14. Экологический мониторинг (ПКС-3; ПКС-4).
15. Безотходные производства и технологии (ПКС-3; ПКС-4).
16. Ноосфера – новая стадия эволюции биосферы (ПКС-3; ПКС-4).
17. Системы управления охраной окружающей среды на предприятиях (ПКС-3; ПКС-4).
18. Способы очистки сточных вод (ПКС-3; ПКС-4).
19. Экологический кризис в мировом масштабе (ПКС-3; ПКС-4).
20. Происхождение и виды смогов (ПКС-3; ПКС-4).
21. Польза и вред применения пестицидов в сельском хозяйстве (ПКС-3; ПКС-4).
22. Антропогенное воздействие на лесной массив (ПКС-3; ПКС-4).
23. Ядохимикаты в сельском хозяйстве (ПКС-3; ПКС-4).
24. Рост водопотребления. Эвтрофикация водоёмов под естественным и антропогенным воздействием (ПКС-3; ПКС-4).
25. Основные показатели качества воды. Наиболее загрязнённые районы в планетарном масштабе (ПКС-3; ПКС-4).
26. Лицензия, договор и лимиты на природопользование (ПКС-3; ПКС-4).
27. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ПКС-3; ПКС-4).
28. Экологическая маркировка на продуктах питания (ПКС-3; ПКС-4).
29. Экобиозащитные технологии (ПКС-3; ПКС-4).
Модуль 1
1. Как называется вещество биосферы, образующееся в результате совместной деятельности организмов и абиогенных процессов, например, почва, водная среда?
1. косное вещество
2. синтетическое вещество
3. биогенное вещество
4. биокосное вещество
5. живое вещество
2. Как называется функция живого вещества биосферы, благодаря которой сформировался современный состав
1. газовая функция
2. деструкционная функция
3. концентрационная функция
4. окислительно-восстановительная функция
5. энергетическая функция
3. Что такое антропогенный фактор?
1. наличие у человека высокоразвитого мозга
2. высокая производительность труда
3. влияние человеческой деятельности на окружающую среду
4. способность человека к преодолению экологического кризиса
5. биологическое сходство между антропоидами
4. Что такое ноосфера?
1. часть геологических оболочек Земли, структура и энергетика которых определяются совокупной деятельностью живых организмов
2. внешняя твердая оболочка Земли
3. будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением человечеством негативных последствий воздействия человека на природу
4. совокупность техногенных изменений на планете
5. совокупность социальных факторов, характерных для данного состояния общества
5. Какой из перечисленных факторов может рассматриваться как предпосылка перехода биосферы в ноосферу?
1. эксплуатация возобновимых ресурсов со скоростью, превышающей возможности их восстановления
2. рост и совершенствование военной техники
3. развитие космических исследований
4. парниковый эффект
5. 5. научное, техническое и культурное объединение всего человечества
6. Как называются природные объекты и явления, используемые человеком для потребления и способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества?
1. полезные ископаемые
2. природные ресурсы
3. биогеоценозы
4. вторичное сырье
5. энергоресурсы
7. Какой природный ресурс может считаться условно неисчерпаемым?
1. леса
2. ископаемое топливо
3. солнечный свет
4. животный мир
5. почва
8. Как называются природные ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком?
1. неисчерпаемые
2. возобновимые
3. невозобновимые
4. заменимые
5. незаменимые
9. Как называется бережная эксплуатация природных ресурсов, их изучение, охрана и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей?
1. нерациональное природопользование
2. ресурсосберегающая технология
3. мониторинг окружающей среды
4. рациональное природопользование
5. глобальная экология
10. Какие природные ресурсы называются балансовыми?
1. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за большой глубины залегания;
2. ресурсы, эксплуатация которых целесообразна в данный момент;
3. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества;
4. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за труднодоступности районов их залегания;
5. ресурсы, которые могут быть разработаны в перспективе.
11. Чем определяется экономическая эффективность охраны окружающей человека среды?
1. платежами за природопользование
2. платежами за загрязнение окружающей среды
3. прибылью, получаемой в результате сохранения чистоты и продуктивности природной среды
4. убытками народного хозяйства, связанными с загрязнением окружающей среды
5. системой показателей качества окружающей природной среды
12. Какой прием позволяет учесть затраты и выгоды природоохранных мероприятий в течение продолжительного периода времени?
2. дисконтирование
3. мониторинг
4. экологическое аудирование
5. экологическая экспертиза
13. Что изучает социальная экология?
1. взаимосвязи между человеческим обществом и окружающей природной средой
2. взаимоотношения внутри человеческого общества
3. совокупность всех форм эксплуатации природы
4. индивидуальные связи отдельного организма со средой
5. сообщества живых организмах в экосистемах
14. Какое вещество, образующееся при горении топлива, является наиболее канцерогенным?
1. двуокись углерода
2. сернистый ангидрид
3. бензапирен
4. сероводород
5. серная кислота
15. Какое вещество является основным источником загрязнения окружающей среды свинцом?
1. сажа
2. известковая пыль
3. пестициды
4. этилированный бензин
5. пластмассы
16. Какой закон входит в систему природоресурсного законодательства?
1. "Об охране окружающей природной среды"
2. "Об особо охраняемых природных территориях"
3. "О государственной экологической экспертизе"
4. "Основы земельного законодательства"
5. "О налоге на имущество предприятий"
17. Что такое экологический контроль?
1. система показателей предельно допустимых вредных воздействий на природу
2. раздел экономики, изучающий вопросы экономической оценки природных ресурсов
3. система показателей предельно допустимых вредных воздействий на природу
4. система мер по надзору за состоянием окружающей природной среды
5. технология, дающая технически достижимый минимум отходов
18. Что такое мониторинг окружающей природной среды?
1. все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду
2. наблюдение за состоянием окружающей природной среды
3. выбросы вредных веществ в атмосферу
4. денежное возмещение предприятиями ущерба от загрязнения среды
5. проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы
19. Как называется мониторинг, направленный на слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния?
1. фоновый
2. региональный
3. локальный
4. импактный
5. глобальный
20. Как наказываются экологические преступления, связанные с нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ и повлекшие за собой гибель человека?
1. лишением свободы сроком до 10 лет
2. штрафом в размере 500 минимальных размеров оплаты труда
3. лишением права занимать определенные должности
4. лишением свободы сроком до 5 лет
5. лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
21. Что обеспечивает экологическое нормирование?
1. эффективное использование природных ресурсов
2. производство продукции с минимальным расходом энергии
3. охрану окружающей среды и здоровья человека
4. определение общественной полезности природных ресурсов
5. обмен веществом и энергией между живыми организмами и неживой природой
22. Что такое ПДК?
1. количество вредного вещества в пищевых продуктах
2. концентрация вещества в окружающей среде, практически не влияющая на здоровье человека
3. предельно допустимые выбросы в атмосферу данного предприятия за год
4. предельно допустимые сбросы данного предприятия в водоемы за год
5. временный стандарт, превышающий предельно допустимые нормы вредных веществ
23. Как называется эффект, когда при взаимодействии двух относительно малоопасных веществ получается высокотоксичное соединение?
1. экологический риск
2. парниковый эффект
3. нейтрализация
4. суммация
5. синергетический эффект
24. На сколько классов опасности делятся все вещества по своей токсичности?
1. 2 класса
2. 3 класса
3. 4 класса
4. 5 классов
5. 6 классов
25. Как называется первый класс опасности вещества?
1. опасный
2. чрезвычайно опасный
3. малоопасный
4. умеренно опасный
5. высокоопасный
26. Какой тип особо охраняемых территорий является наиболее жестким?
1. национальные парки
2. природные парки
3. государственные природные заказники
4. лечебно-оздоровительные местности и курорты
5. государственные природные заповедники
27. Какая цель преследуется при создании заповедников?
1. развитие туризма
2. сбережение генофонда растений и животных
3. создание центров охоты
4. организация зон отдыха
5. производство высокопродуктивных пород животных
28. В каком году были созданы первые заповедники в России?
1. 1900
2. 1912
3. 1916
4. 1924
5. 1934
29. Как определяется концентрация материальной и духовной жизни в городах?
1. экологизация
2. индустриализация
3. адаптация
4. урбанизация
5. конверсия
30. Какой город Северного экономического района занимает одно из ведущих мест в РФ по валовому выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
1. Мурманск
2. Вологда
3. Ухта
4. Инта
5. Череповец
31. Какая часть всего мирового запаса пресной воды сосредоточена в озере Байкал?
1. 0,1%
2. 1%
3. 10%
4. 20%
5. 30%
32. В какие годы перед экономической наукой возникла задача осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития?
1. 80-е гг. XIX в.
2. 20-е гг. XX в.
3. 50-е гг. XX в.
4. 70-е гг. XX в.
5. 90-е гг. XX в.
33. Что такое фронтальная экономика?
1. модель техногенного типа экономического развития
2. совокупность нормативов качества окружающей среды
3. система мероприятий, направленных на сохранение природной среды
5. система мер, направленных на воспитание у человека бережного отношения к природе
34. Что является характерным для устойчивого типа экономического развития?
1. быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ресурсов
2. развитие экономики, не возлагающее дополнительных затрат на будущие поколения
3. сверхэксплуатациявозобновимых ресурсов
4. значительные экстерналии, или внешние эффекты
5. использование средств производства, созданных без учета экологических ограничений
35. Как называется международная неправительственная организация, созданная в 1970 г. с целью обсуждения и разработки перспектив мирового развития?
1. Международноеагенство по атомной энергии (МАГАТЭ)
2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
3. международное экологическое движение Greenpeace
4. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)
5. Римский клуб
Модуль 2
1. Как называется нарушение взаимоотношений между человеком и природой, которое характеризуется несоответствием между развитием производительных сил и ресурсо-экологическими возможностями биосферы?
1. экономический кризис
2. экологический мониторинг
3. антропогенное загрязнение
4. устойчивое развитие
2. Как называется область распространения жизни на Земле?
1. биоценоз
2. биосфера
3. литосфера
4. гидросфера
5. тропосфера
3. Кто создал учение о биосфере?
1. А. Смит
2. Д. Рикардо
3. В. Вернадский
4. Г. Мендель
5. А. Маршалл
4. В какие годы перед экономической наукой возникла задача осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития?
1. 80-е гг. XIX в.
2. 20-е гг. XX в.
3. 50-е гг. XX в.
4. 70-е гг. XX в.
5. 90-е гг. XX в.
5. Как называется международная неправительственная организация, созданная в 1970 г. с целью обсуждения и разработки перспектив мирового развития?
1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
3. международное экологическое движение Greenpeace
4. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)
5. Римский клуб
6. Как называются природные объекты и явления, используемые человеком для потребления и способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества?
1. полезные ископаемые
2. природные ресурсы
3. биогеоценозы
4. вторичное сырье
5. энергоресурсы
7. Какой природный ресурс может считаться условно неисчерпаемым?
1. леса
2. ископаемое топливо
3. солнечный свет
4. животный мир
5. почва
8. Как называются природные ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком?
1. неисчерпаемые
2. возобновимые
3. невозобновимые
5. незаменимые
9. Как называется бережная эксплуатация природных ресурсов, их изучение, охрана и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей?
1. нерациональное природопользование
2. ресурсосберегающая технология
3. мониторинг окружающей среды
4. рациональное природопользование
5. глобальная экология
10. Какие природные ресурсы называются балансовыми?
1. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за большой глубины залегания;
2. ресурсы, эксплуатация которых целесообразна в данный момент;
3. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества;
4. ресурсы, эксплуатация которых нецелесообразна из-за труднодоступности районов их залегания;
5. ресурсы, которые могут быть разработаны в перспективе.
11. Какой из природных водных источников характеризуется наибольшим периодом самоочистки?
1. Мировой океан
2. подземные воды
3. полярные ледники
4. воды озер
5. воды болот
12. Какой из загрязнителей атмосферы характеризуется наибольшей агрессивностью?
1. пыль известняка
2. оксид углерода
3. сернистый газ
4. соединения свинца
5. сажа
13. Какой природный комплекс в наибольшей степени подвержен загрязнению от трансграничного переноса вредных веществ?
1. реки
2. озера
3. атмосфера
4. моря
5. леса
14. Какая составная часть воздуха является наиболее важной для человека?
1. водород
2. кислород
3. аргон
4. озон
5. углекислый газ
15. Какая порода хвойных деревьев является наиболее распространенной в России?
1. пихта
2. ель
3. сосна
4. кедр
5. лиственница
16. Какая деятельность допускается в лесах 1 группы?
1. лесоэксплуатация без ограничений
2. лесоэксплуатация в небольших объемах, не подрывающих возможность лесов к воспроизводству
3. рекреационная деятельность
4. отстрел излишней численности животных
5. лесоэксплуатация по особым разрешениям
17. Чему равны запасы железной руды в России по отношению к мировым запасам?
1. 10%
2. 30%
3. 40%
4. 60%
5. 70%
18. Кто является основным поставщиком нефти на мировой рынок?
1. страны Северной Африки
2. страны Ближнего и среднего Востока
3. страны Юго-Восточной Азии
4. Россия
5. Латинская Америка
19. Какое количество природного газа (относительно мировых запасов) сосредоточено в России?
1. 15 %
2. 30 %
3. 50 %
5. 80%
20. Чем определяется экономическая эффективность охраны окружающей человека среды?
1. платежами за природопользование
2. платежами за загрязнение окружающей среды
3. прибылью, получаемой в результате сохранения чистоты и продуктивности природной среды
4. убытками народного хозяйства, связанными с загрязнением окружающей среды
5. системой показателей качества окружающей природной среды
21. Какой прием позволяет учесть затраты и выгоды природоохранных мероприятий в течение продолжительного периода времени?
1. нормирование качества окружающей среды
2. дисконтирование
3. мониторинг
4. экологическое аудирование
5. экологическая экспертиза
22. Какое вещество, образующееся при горении топлива, является наиболее канцерогенным?
1. двуокись углерода
2. сернистый ангидрид
3. бензапирен
4. сероводород
5. серная кислота
23. Какое вещество является основным источником загрязнения окружающей среды свинцом?
1. сажа
2. известковая пыль
3. пестициды
4. этилированный бензин
5. пластмассы
24. Какой источник финансирования охраны окружающей среды стал к середине 90-х годов одним из главных?
1. средства государственного бюджета
2. средства отраслевых министерств
3. средства экологических фондов
4. средства промышленных предприятий
5. долгосрочное кредитование
25. Куда поступают платежи за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды?
1. в бюджеты местных органов
2. в территориальные экологические фонды
3. в федеральный бюджет
4. частично в федеральный, частично в территориальный экологические фонды
5. в федеральный экологический фонд
26. Каким образом должны выплачиваться платежи за загрязнение атмосферы сверх установленных лимитов?
1. из прибыли предприятия
2. за счет себестоимости
3. из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
4. из совокупного дохода
5. в зависимости от конкретной ситуации могут использоваться различные источники
27. Что является целью установления платежей за природопользование и загрязнение окружающей природной среды?
1. восстановление и сохранение биосферного равновесия
2. развитие хозяйственного комплекса
3. предсказание устойчивых перемен в природной среде
4. стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов
5. стабилизация роста и объемов производства
28. Что такое мониторинг окружающей природной среды?
1. все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду
2. наблюдение за состоянием окружающей природной среды
3. выбросы вредных веществ в атмосферу
4. денежное возмещение предприятиями ущерба от загрязнения среды
5. проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы
29. Как называется мониторинг, направленный на слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния?
1. фоновый
2. региональный
3. локальный
4. импактный
5. глобальный
30. Что обеспечивает экологическое нормирование?
1. эффективное использование природных ресурсов
2. производство продукции с минимальным расходом энергии
4. определение общественной полезности природных ресурсов
5. обмен веществом и энергией между живыми организмами и неживой природой
31. Что такое ПДК?
1. количество вредного вещества в пищевых продуктах
2. концентрация вещества в окружающей среде, практически не влияющая на здоровье человека
3. предельно допустимые выбросы в атмосферу данного предприятия за год
4. предельно допустимые сбросы данного предприятия в водоемы за год
5. временный стандарт, превышающий предельно допустимые нормы вредных веществ
32. Как называется эффект, когда при взаимодействии двух относительно малоопасных веществ получается высокотоксичное соединение?
1. экологический риск
2. парниковый эффект
3. нейтрализация
4. суммация
5. синергетический эффект
33. На сколько классов опасности делятся все вещества по своей токсичности?
1. 2 класса
2. 3 класса
3. 4 класса
4. 5 классов
5. 6 классов
34. Как называется первый класс опасности вещества?
1. опасный
2. чрезвычайно опасный
3. малоопасный
4. умеренно опасный
5. высокоопасный
35. Как называется вода, прошедшая очистку и сброс которой не приводит к изменениям качества воды в водоеме?
1. чистая
2. условно чистая
3. нормативно очищенная
4. загрязненная
5. грязная
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Биосфера - среда жизни и результат жизнедеятельности.
2. Атмосфера и гидросфера как экологические компоненты биосферы.
3. Экологические условия как лимитирующие факторы.
4. Экосистемы. Эволюция экологических систем.
5. Агроэкосистемы. Круговорот веществ в агроэкосистемах.
6. Реакции экосистем на загрязнение и разрушение.
7. Законы экологии Б.Коммонера.
8. Взаимосвязь понятий «прикладная экология» и «рациональное природопользование».
9. Принципы и основные направления рационального природопользования.
10. Ресурсный потенциал (возможности) биосферы в жизнеобеспечении растущего населения планеты.
11. Общие черты современного экологического кризиса.
12. Загрязнение биосферы. Миграция загрязнений по пищевым цепям.
13. Экологически неблагополучные регионы России.
14. Ресурсы и ресурсосбережение в сельском хозяйстве.
15. Пути развития альтернативной энергетики.
16. Растения-индикаторы состояния окружающей среды.
17. Региональные экологические проблемы (на примере Байкальского региона).
18. Мировой опыт охраны окружающей среды.
19. Организация природоохранной деятельности в сельском хозяйстве.
20. Экологические последствия от применения пестицидов. Охрана почв от загрязнения пестицидами.
21. Глобальный характер продовольственной проблемы. Пути ее решения.
22. ГМО: аргументы «за» и «против».
23. Проблема опустынивания планеты.
24. Причины и последствия возникновения парникового эффекта на планете.
25. Влияние потепления климата на сельское хозяйство России.
26. Озоновый экран Земли, причины его разрушения и экологические последствия.
27. Экосистема и рекреационные нагрузки.
28. Экологические проблемы урбанизированных территорий.
29. Экотоксиканты и охрана живой природы.
30. Проблемы утилизации отходов.
31. Методы очистки сточных вод.
1. Региональная экологическая политика на примере РБ и Байкальского региона (или другого региона).
2. Стратегические цели в сфере охраны окружающей среды на региональном уровне (на примере РБ или другого региона).
3. Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия.
4. Охрана окружающей среды при обращении с отходами производства.
5. Международные организации по охране окружающей среды.
6. Проблемы реабилитации зон экологического неблагополучия.
7. Право окружающей среды зарубежных стран (на примере одной страны).
8. Международные экологические конвенции.
9. Защита окружающей среды при обезвреживании радиоактивных отходов.
10. Государственная программа «Отходы»
11. Основные направления безотходной и малоотходной технологии.
12. Методика определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
13. Методика определения эффективности затрат на охрану природы.
14. Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей среде.
15. Экологизация общественного производства.
16. Радиоактивное загрязнение окружающей среды, методы контроля.
17. Шум, вибрация, электромагнитные воздействия на окружающую среду.
18. Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.
19. Мелиорация и охрана окружающей среды.
20. Окружающая среда и здоровье людей.
Перечень дискуссионных тем
1. Невозобновимые ресурсы Земли и способы их замены.
2. Возможные будущие экологичные ресурсы.
3. Антропогенная нагрузка на озеро Байкал и возможность её снижения
4. Загрязнение среды сельскохозяйственной деятельностью человека
5. Основные природные ресурсы РБ, их добыча и возникающие в связи с этим экологические проблемы
6. Земельные ресурсы Бурятии и влияние на них человека.
Перечень тем эссе
1. Проблемы загрязнения атмосферы в Улан-Удэ и способы их решения.
2. Проблемы загрязнения гидросферы Вашего региона.
3. Основные загрязнители р. Селенга
4. Уменьшение загрязнения атмосферы при помощи современных технологий и технологий будущего
5. Методы очистки воздуха и воды, экономическая выгода или потери?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п